Структура личности по ананьеву кратко

Обновлено: 04.07.2024

Личность – это социальное качество человека, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении (А.Г. Маклаков).

Личность (Ананьев) это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенномсоцио-культурном пространстве.

Индивидуальность (Ананьев)— человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Концепция индивидуальности Б.Г.Ананьева. 4 уровня:

индивид (носитель определенных биологических свойств), субъект деятельности (носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности), личность (социальное качество), индивидуальность(неповторимость и своеобразие конкретного человека).

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.

К.К.Платонов предложил свою концепцию динамической функ­циональной структуры личности. Основным критерием для выделения элемен­тов структуры личности им было взято соотношение биологического и социаль­ного в их происхождении.

На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:

1. направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стрем­ ления, интересы, желания );

2. опыт (знания, навыки, умения и привычки);

3. черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей про­текания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.);

4. биологические свойства (темперамент, половые, возрастные свой­ства).

С.Л.Рубинштейнвыделял следующие компоненты в структуре личности:

1 компонент-направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения, мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека.

2 компонент- составляют знания, умения и навыки. Основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.

3 компонент – индивидуально-типологические свойства. Они проявляют в себе в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразие человека, уникальность его личности.

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которого формируются свойства личности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:


По мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.




Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку. © Конфуций ==> читать все изречения.

Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями. Таким образом, под личностью в рамках психологии на сегодняшний день понимают систему психологических характеристик, оказывающих прямое влияние на поступки человека и поведением в целом.

Стоит отметить, что все личности индивидуальны, поэтому в мире не существует двух одинаковых людей.

Концепция личности Б. Г. Ананьева

Одной из теорий личности, которая получила широкое распространение, была концепция Б.Г. Ананьева.

Основной идей данной концепции можно назвать абсолютное единство биологического и социального в человеке, которое проявляется в единстве таких его макрохарактеристик как индивид, личность, индивидуальность.

Основной особенностью ананьевского подхода к личности является ее включение в достаточно широкий антропологический контекст, контекст человекознания. Смелость включения психологии в систему наук о человеке, заключалась во введении психологии в систему связей, которые ранее не принимался в расчет и не учитывался даже при полноценном анализе личности.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве основной заслуги Ананьева можно назвать включение личности в интегральную систему человекопознания. В его концепции присутствуют непосредственно антропологический, исторический, онтогенетический, возрастной и прочие аспекты исследования проблемы личности. В рамках разработанной теории Ананьев выступал против распространенной в 50-60-х годы прошлого века среди российских ученых тенденции некоторого сосредоточения вокруг проблем структуры личности, абстрагированных от реального временного протекания ее жизненного цикла.

В отличии от большей части отечественных ученых, развивающих направление личности, Ананьев изучал социальную детерминацию личности не абстрактно, как например, Рубинштейн или Леонтьев, которые трактовали в целом общественные отношения, а с учетом сформированных к тому времени различных социологических позиций. Именно Ананьев, обозначая человека как общественного индивида, определяет его посредством различных социальных ситуаций его развития, статуса и образа жизни в целом. Ученый отмечает, что в подобном аспекте личность можно рассматривать как объект общественного развития. В таком случае качество субъекта совпадает с собственно психологической трактовкой личности как целостной системы отношений, установок, мотивов, моральных ценностей и т. д.

Таким образом, разработанная Б.Г. Ананьевым концепция личности в силу его комплексного подхода оказалась достаточно многоаспектной, позволившей в то же время объединить огромное число частных или не сопоставимых теорий личности.

Личность в данной концепции выступала в качестве составляющей социума, которая развивается в онтогенетическом цикле. Стоит отметить, что теория личности Ананьева на современном этапе развития не потеряла своего значения.

По Б.Г. Ананьеву в структуру (схема 2) личности входят:

Б.Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью.

Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается

общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности [5].

Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Ограничение социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов.

Структура лично­сти, оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности является продуктом развития человека. Из множества социальных ролей, установок, цен­ностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредствованные социальными свой­ствами личности, но сами относящиеся к биофизиологиче­ским характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.).

Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психи­ческих процессов, уровень подготовленности или опыт лич­ности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, од­нако, всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и инте­ресами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетически­ми качествами.

На любом уровне и при любой сложности поведения лич­ности существует взаимозависимость между: а) информаци­ей о людях и межличностных отношениях; б) коммуникаци­ей и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

Структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординацион­ному, или иерархическому, при котором более сложные и бо­лее общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд сте­пеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относитель­ную автономию каждого из них. Рассмотренные выше явле­ния интеллектуального напряжения развиваются именно по координационному тину, подобно системе ценностных ориен­тации, социальных установок, форм поведения, представлен­ной в структуре личности сложным комплексом свойств.

Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении).

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Читайте также: