Структура информационной среды кратко

Обновлено: 05.05.2024

5.1 Информация в техносфере с учетом ее свойств, особенностей взаимодействия с самоорганизующимися и несамоорганизующимися системами, функционирующими в ней, потребностей социума, конкретного человеческого, человекомашинного, машинного применения должна быть соответствующим образом подготовлена для обеспечения необходимых ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ, с помощью которых осуществляется ИИД оператора.

5.2 В техносфере для обеспечения ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ информация, в обобщенном значении необходимая для использования в области человеческого знания, относящегося к интеллектуальной деятельности, представляет собой отраженное сигнальное воздействие.

5.3 Информационный процесс в техносфере - процесс, проявляющийся в способности к отражению соответствующим техническим объектом, оператором воздействия другого технического объекта в какой-либо технической информационной среде.

5.4 Структура информационной среды, с которой взаимодействует оператор в техносфере, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура информационной среды, с которой взаимодействует оператор в техносфере


451 × 205 пикс.   Открыть в новом окне

5.5 Информационная среда по отношению к оператору может быть внешней или внутренней, хранящейся в его мышлении.

Как внешняя, так и внутренняя информационная среда может включать в себя информационные составляющие естественного, искусственного, смешанного (естественно-искусственного) происхождения.

5.6 Вещественно-энергетическим средством обеспечения всех видов отражения информационных процессов в техносфере является сигнал - материальный носитель информации о технических объектах сущего.

5.7 Техническая ИИД с использованием ЕИ, ГИ, КИИ осуществляется в процессе отражений различного вида (рисунок 2):

- следа-отражения (внутреннего изменения в отражающем в соответствии с особенностями действия отражаемого);

- ответного отражения (внешнего ответного действия отражающего - ответной реакции, зависящей от условий отражения среды и специфики отражающего);

- обменного отражения (внешнего ответного реактивного действия, отражаемого на действие отражающего);

- актуального (динамического) отражения [внешнего ответного действия отражающего (в самоорганизующихся системах) - ответной реакции, зависящей от характера аккумуляции следов отражения в отражающем от действия отражаемого].

Рисунок 2 - Процессы отражения в техносфере, используемые при ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ


487 × 186 пикс.   Открыть в новом окне

5.8 Отражаемое в техносфере может быть естественного или искусственного происхождения в виде предметных или информационных объектов.

5.9 Техническая информация - это информация [определенная структура сигналов (материальных носителей информации о технических объектах сущего)], которая по способу воздействия на оператора может быть неорганизованного (естественно-фонового) и организованного (искусственно-целенаправленного) происхождения, обеспечивающего отражение этой информации соответствующим техническим объектом (рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура информации в техносфере, воздействующая на человека


552 × 360 пикс.   Открыть в новом окне

5.10 Организованная (искусственно-целенаправленная) информация может быть кодированного или репродуктивного вида.

Информация кодированного вида - это передаваемая оператору информация о рассматриваемых объектах с использованием соответствующих информационных, вещественных средств кодирования.

Информация репродуктивного вида - это передаваемая оператору информация о рассматриваемых объектах в виде определенных копий, в которых воспроизводятся те или иные свойства этих объектов с использованием соответствующих информационных, вещественных средств, обеспечивающих их необходимое отражательное воспроизведение.

5.11 Репродуктивная техническая информация, изложенная с использованием информационных средств, представленных в пикториально-аудиальном виде, с учетом пониженной мотивационной привлекательности технической деятельности в значительно большей мере, чем кодированная техническая информация, может быть приспособлена к применению оператором в его деятельности.

5.12 Вещественные средства, обеспечивающие информационный процесс, в целях осуществления оператором какой-либо ИД, ИИД могут совместно с информацией быть использованы в процессе образования машинизированной информационной системы необходимого назначения для ИЧИВ входе целенаправленного семантического восприятия и осмысления информации.

5.13 Существуют следующие основные виды информационных процессов при осуществлении оператором ИИД в техносфере:

- поиск, сбор, предъявление, прием, восприятие информации (эти процессы отражают взаимодействие воспринимающего оператора с внешней средой);

- переработка, анализ, отбор информации, создание новой информации, использование информации воспринимающим оператором;

6 Свойства информации

6.1 Информация, используемая в технической деятельности самоорганизующихся систем (см. приложение А), обладает свойствами, в обобщенном виде представленными на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структура свойств информации


543 × 345 пикс.   Открыть в новом окне

Самоорганизующиеся системы - это системы, имеющие возможность распознавать свойства информации и целенаправленно их использовать.

6.2 Информация всех видов, взаимодействующая с самоорганизующимися системами (далее под самоорганизующимися системами подразумевают СЧИ, ИСМИ различного назначения и исполнения), обладает свойствами, которые могут быть разделены на две основные группы: внешние и внутренние.

В приложениях Б и В представлены, соответственно, основные внешние и основные внутренние свойства технической информации.

6.3 Необходимые свойства информации формируются в результате применения соответствующих отражение образующих сигнальных средств (неорганизованных, организованных).

6.4 Внешние свойства информации могут включать в себя группу эсселентных свойств и группу параметрических свойств, которые непосредственно влияют на МД оператора - конечного пользователя этой информации (см. приложение Б).

6.5 При взаимодействии информации с оператором в составе возникающей при этом СЧИ внешние свойства информации могут оператором изменяться с помощью корректировки им внутренних свойств информации в процессе клиаратизированной МД.

Такой процесс регулирования свойств информации обеспечивает информационное функционирование самоорганизующихся систем.

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙСРЕДЫ ОБЩЕСТВА

1. Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

3. Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации - это ресурсный подход к информационной среде.

Если информационная среда рассматривается как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактов, но связанной с передачей мнений, вопросов, слухов и т.д., среда выступает атрибутом культуры.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (технические утопии).

Абсолютизация второго подхода приводит к забвению технических возможностей информатизации.

При создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

Не удовлетворяет требованиям социогуманитарного подхода структура информационных ресурсов общества. Господствует технократический подход, сводящий социальную информацию к информации о жизнедеятельности общества или отдельных его сфер. Информация о жизни и деятельности социальных групп и регионов практически отсутствует. Необходимо и создание иерархии в социальной информации.

Причины отсутствия в РФ системы социальной информации:

· объективные причины: трудность определения состава и иерархии ключевых управленческих параметров, а также их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-технического компьютерного обеспечения;

· к субъективным причинам относятся, по-видимому, и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

Информационная среда общества (ИСО)

Существует и гораздо более распространенное, технократическое, по сути, представление об ИСО. В этой трактовке под информационной средой общества понимается полная совокупность социальных, организационных, экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов и норм, используемых для осуществления информационного обмена.

Информационный потенциал общества в широком смысле слова совпадает с понятием информационный ресурс общества.

Таким образом, информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества (когнитивные структуры и институты) - это, например, институты образования и семьи.

Принципы формирования информационной среды общества (ИСО):

• принцип синхронности: ИСО возникает и формируется вместе с возникновением и формированием самого общества;

• принцип прагматичности: ИСО возникает как реакция на потребность общества в общении и как средство удовлетворения этой потребности;

• принцип адекватности: характер и темпы развития ИСО соответствуют характеру и темпам развития общества (в информационном обществе более 50% трудоресурса занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг).

Компьютерная грамотность – это навыки решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия;

Информационная грамотность – это понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества, умение работать с информационными потоками;

Информационная культура – это знание своих информационных потребностей и культура потребностей, прогнозирование планки.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества

Для выделения структурно-функциональных признаков информационной техносферы используется понятие коммуникационной сети общества (КС).

Технической основой современной КС являются: электронновычислительная техника, кабельные сети передачи данных, оптоволоконные и спутниковые каналы связи, аудиовизуальное оборудование пользовательских терминалов и др. КС вмещает в себя и современные, и ранее сложившиеся средства коммуникации: почта, телеграф, телефон и т.п.

Интеграция сетей передачи данных привела к возникновению глобальной сети Интернет

ВЫВОД: При формировании современной информационной среды, соответствующей требованиям социокультурного подхода к информатизации общества, наиболее существенное значение имеет развитие социальных факторов активизации информационного ресурса общества.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:

ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

1. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.

2. Компьютеромания и компьютерофобия как социально-психологические явления.

3. Актуальные в условиях информатизации социальные проблемы.

4. Информатизация общества и совершенствование образа жизни.

Личность в условиях информатизации

В условиях информатизации общества каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, предоставления возможностей для их реализации, т.к. только в этом случае возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека.

Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде

• инвалиды, формально признаваемые и не признаваемые государством;

• женщины, имеющие малолетних детей, и многодетные матери;

• подростки, имеющие возможность работать несколько часов в день.

Подобный подход позволяет использовать информационные технологии для социализации всех перечисленных социальных групп.

Компьютерофобия - социально-психологическое явление отчуждения отдельных людей (определенных социальных групп) от компьютерной техники, информационных потоков.

Компьютеромания - социально-психологическое явление приоритетного общения с компьютером (потеря необходимой меры социализации личности).

Объективными причинами явлений – отсутствие компьютеров с дружественным интерфейсом, высокая стоимость компьютерной техники и услуг (компьютерофобия), и отсутствие современной государственной молодежной политики и политики занятости (компьютеромания).

Наиболее актуальные в условиях информатизации социальные проблемы:

• проблема языковой коммуникации;

• информационная безопасность личности, общества, государства;

1.образ жизни людей в информационном обществе.

2.информационный аспект современного образа жизни.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемая социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.

Возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования образа жизни

Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей и доступность образования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение, индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа помогут осуществить необходимую смену парадигмы образования – переход к развитию индивидуальных возможностей человека.

ВЫВОД: В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данными, поэтому их называют системами обработки данных. По степени механизации процедур преобразования информации системы делятся на системы ручной обработки, механизированные и системы автоматической обработки данных.

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются

· Принцип интеграции , заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач;

· Принцип системности , заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления;

· Принцип комплексности , заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы;

Информационные системы также классифицируются:

· По функциональному назначению : производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;

· По объектам управления : информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;

· По характеру использования результатной информации : информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих взаимодействий.

Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта управления.

В состав обеспечивающих подсистем входят:

1. информационное обеспечение – методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.

2. техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

3. программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;

4. математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

5. лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.

К ним относятся

1. кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности;

2. эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;

3. правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения преобразования и использования информации;

4. организационное обеспечение – комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.

Понятие информационных технологий. Виды информационных технологий

Информационная технология (ИТ)– это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2. Интегрированность с другими программными продуктами.

3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К компонентам информационных технологий относятся:

Сбор данных или первичной информации;

Обработка данных и получение результатной информации;

Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений.

К основным видам ИТ относятся следующие:

1. Информационная технология обработки данных – предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представлена в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

5. Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Этапы развития информационных технологий

Информационная технология–совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск и распространение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX века основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга (“ручная” информационная технология). Связь осуществлялась путем направления депеш. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой. В конце XIX века внедряется “механическая” информационная технология (пишущие машинки, телефоны, диктофоны, модернизация общественной почты), что привело к принципиальным изменениям в технологии обработки информации, повысило продуктивность работы. В середине XX века появляются электрические пишущие машинки, копировальные машины, портативные диктофоны (“электрическая” информационная технология). Повышается качество, количество и скорость обработки информации. Многие современные учреждения базируются на “электрической” технологии.

В 60-х годах в учрежденческой деятельности начинается внедрение электронно-вычислительных машин и на их базе - компьютерных технологий. Первоначальные концепции построения АСУ на базе создания вычислительных центров (при непрерывном наращивании вычислительной мощности систем АСУ) не привели к ожидаемым результатам. Применявшиеся экономико-математические модели имели ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходили в отрыве от реальной ситуации и не подкреплялись коммуникационным процессом формирования, терялся творческий вклад самого пользователя и т.д. Результаты автоматизации слабо воздействовали на эффективность управления.

Появление персональных компьютеров привело к принципиальной модернизации идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Происходит аккумулирование знаний и умений конкретного человека (пользователя) с интегрированными знаниями и умениями, заложенными в ПК (экспертные системы, системы поддержки принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).

Современное состояние и тенденции развития информационных технологий:

наличие большого количества промышленно функционирующих БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети;

расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки принятия решений и других технологических средств.

В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Осознание мировым сообществом роли информации как стратегического ресурса стимулировало разработку новых информационных технологий для получения и переработки больших объемов информации, ее хранения и предоставления пользователям. Одно из ведущих мест среди новых информационных технологий занимают сетевые информационные технологии.

В настоящее время наиболее развитые страны мира-США, Канада, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия - рассматривают проблему создания единого информационного пространства как одну из приоритетных. Поэтому именно эти страны совместно приступили к решению задачи создания глобальной информационной инфраструктуры, договорившись о сотрудничестве на базе следующих принципов:

поддержка динамичной конкуренции;

стимулирование частных инвестиций;

установление гибких условий регулирования;

обеспечение открытого доступа к сетям и универсального доступа к услугам;

равенство возможностей для всех граждан;

признание и учет различий, включая культурное и лингвистическое разнообразие;

признание необходимости международного сотрудничества, особенно с менее развитыми странами.

Наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему, информационному этапу развития и построения “информационного общества”. Широкое использование информационных технологий и современных средств доступа к информации открыло принципиально иные возможности построения более сбалансированного общества с существенно большей реализацией индивидуальных возможностей его членов. “Информационное общество” несет в себе огромный потенциал для улучшения жизни граждан и повышения эффективности социального и экономического устройств государства, его управляемости.

В России этот процесс перехода от индустриального общества к информационному получил название “информатизация”. Информатизация общества предполагает:

создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно (или за плату) в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;

внедрение программных и аппаратных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний;

обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда конкурентоспособных национальных технических средств, информационных технологий и ресурсов;

гарантирование первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, способствующих опережающему (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производству информации и знаний;

разработка и реализация организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения;

сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.

Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важным и первостепенным задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов - залог успешного решения проблемы в целом при рациональном их использовании.

Рассматривая информационную систему и информацию как основу для выработки управленческих решений, следует подчеркнуть необходимость и важность поддержания этих элементов системы управления в постоянном рабочем состоянии. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Информатизация не может действовать только для себя, развиваясь, как самостоятельная система. Являясь подсистемой государственного управления, она должна обслуживать его потребности, быть доступной для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информации, т. к. это важнейший фактор социального развития общества.

Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Современная информационная среда - это что такое? Какова цель её создания? Какие преимущества, хотя бы теоретически, она должна предоставлять населению? И на кого рассчитана в первую очередь? На эти вопросы, а также на ряд других, и будет дан ответ в рамках данной статьи.

Общая информация

информационная среда это

Выбор

Как наиболее подходящее было выбрано толкование С. Д. Деряба. Согласно ему, информационная среда – это организованная на принципе системности совокупность образовательных учреждений, банков данных, глобальных и локальных информационных сетей, органов управлений и книжных фондов согласно их функциональной, территориальной и предметно-тематической адресации. Кроме этого, к ней нужно отнести и средства передачи, протоколы взаимодействия, используемые ресурсы, аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение, направленное на образовательную деятельность.

Топологические признаки

информационная образовательная среда

Чтобы лучше понять, что собой представляет единая информационная среда, выделим основные моменты:

  1. Она является сложносоставным объектом, обладающим системной природой.
  2. Единая информационная среда для достижения комплексного эффекта в виде реализации поставленной цели должна обладать таким свойством, как целостность воспитания и обучения.
  3. Она для наилучшего результата обязана развивать совокупность человеческих отношений в рамках контекста социокультурной и мировоззренческой адаптации индивида к миру, и наоборот.
  4. Для оценки эффективности, которой обладает единая информационная среда, следят за положительными и негативными характеристиками выпускаемых субъектов. Следует постараться, чтобы полученный результат соответствовал заказываемому вектору ценностных ориентаций.
  5. Нужно понимать, что информационная образовательная среда является не только условием, но и средством воспитания и обучения.
  6. Для создания системы координат ведущих условий используют психолого-дидактические и пространственно-предметные компоненты.
  7. Информационная образовательная среда образовывает субстрат индивидуализированной деятельности, которая переходит от учебных ситуаций к жизни.

Небольшое отступление

окружающая среда информационная среда

Сейчас много говорят про то, как нужна информационная среда, информационная система и многое другое. Были ли они ранее? Разумеется. Но в данном случае мы имеем ту особенность, что сейчас чрезвычайно просто получить доступ к определённой информации. И заниматься обучением можно в любом месте. Поэтому можно сказать, что окружающая среда = информационная среда. Вопрос только в качестве получаемых нами знаний.

Понятийные особенности

единая информационная среда

И что с этим делать?

технологии информационной среды

Чтобы разобраться в сложных процессах и явлениях и разработать эффективные научные рекомендации, часто используют моделирование. Очное обучение и усвоение знаний через Интернет описывается одной теоретической моделью. Должно ли так быть? Да! В этом сила науки - что разные процессы могут быть описаны одной моделью. Кроме того, она позволяет четко сформулировать вопросы и задачи, на которые необходимо найти ответ. Так, наиболее весомыми является цель, содержание информации, средства передачи, методы обучения, формы. Кроме этого, предусмотрена и обобщающая картина студента и преподавателя.

Результат моделирования информационно-образовательной среды

Используемая модель пригодна для анализа различных педагогических процессов. На её основании можно сформулировать ещё одно видение рассматриваемой темы. И в этом нам поможет информация. Информационная среда – это педагогическая система, в которую входит её обеспечение в виде финансовой, экономической, материальной, технической, нормативно-правовой и управленческой составляющих. Что же является ядром в данном случае? Им выступает непосредственно сама педагогическая система. Исследуются же различные педагогические процессы.

Пример

информационная среда информационная система

Рассмотрение такой сложной и одновременно интересной темы сложно представить без уделения внимания образцу современной информационно-образовательной среды. И в качестве примера выбрано виртуальное представительство учебного заведения. Технологии информационной среды, которые рассматриваются, представляют собой набор взаимосвязанных программных модулей (сервисных служб), благодаря которым обеспечивается возможность подготовки и осуществления учебного процесса вместе с реализацией любой категорией пользователей своих функциональных обязанностей. Главными в данном случае являются студент и преподаватель. Набор сервисных служб – это типовое программное обеспечение. А вот состав и содержание созданного ресурса будут определяться непосредственно учебным заведением. Так, в качестве основных элементов могут быть включены электронная библиотека, классы, администрация и прочие необходимые моменты.

Особенность

Как же происходит воплощение и развитие информационной среды? Первоначально проводится анализ методической, организационной и научной деятельности образовательных учреждений (яслей, детских садов, школ, университетов, учебно-исследовательских институтов). Затем собирается информация про тип, содержание и характеристику информации, которая обеспечивает функционирование субъектов. После этого нужно разработать концепцию на основе организационной, научной, учебно-методической и иных функций. Затем строится структура и принцип работы виртуального класса (кафедры, лаборатории и проч.). Далее можно приступать к разработке сайта в сети Интернет, на котором и будет размещена вся требуемая информация. Преимуществом такого подхода является то, что субъект может действовать не только на территории очень ограниченной области, но и всей страны, и даже за рубежом. Конечно, для школьного класса потребности в этом нет. Но вот если рассматривать этот аспект с позиции кафедры университета или научно-исследовательской лаборатории, то это чрезвычайно полезно.

Заключение

развитие информационной среды

Информационно-образовательные среды (или же системы) имеют очень большое будущее. Сейчас сложно сказать, во что они выльются, но то, что развитие будет идти, – безусловно. В будущем это может быть реализовано в виртуальных классах, когда ученики смогут своими глазами увидеть, что и как происходит (хотя точнее будет сказать, что они увидят качественную симуляцию). Использование подобного подхода позволит качественно улучшить результативность обучения. А это, в свою очередь, будет чрезвычайно полезно для всей страны – ведь чем больше образованных людей, тем меньше преступность, выше экономическое благополучие и много других позитивных вещей, глядя на которые, можно уверенно сказать: ИОС нужно развивать и совершенствовать для наилучшего результата!

Читайте также: