Зигмунд фрейд психоанализ детских страхов кратко

Обновлено: 18.05.2024

Зигмунд Фрейд является самым известным психологом. Он написал множество работ на самые разные темы — от воспитания детей и развития человеческой личности до толкования снов, а также разработал метод терапевтического лечения психических расстройств. Для своих исследований Фрейд использовал, главным образом, казуистический метод (метод анализа конкретной ситуации). Хотя в своих сочинениях он упоминает о ста тридцати трех таких случаях, из них он подробно задокументировал только шесть. Влияние Фрейда было так велико, что некоторые из его пациентов на время становились знаменитостями. Несмотря на постоянно подчеркивавшуюся им важность роли детского опыта в последующем развитии человека, Фрейд подробно описал только один случай исследования ребенка. По этой причине случай маленького Ганса занимает важнейшее место в теории фрейдизма. Результаты анализа этого случая взбудоражили общество и породили немало споров, которые продолжаются и по сей день.

Дружба с Фрейдом

В свое время Макс Граф (Мах Graf) (1873-1958) был известным музыкальным критиком и видным исследователем в области истории и теории музыки. В наши дни он, пожалуй, более известен как близкий друг Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он был отцом маленького Ганса.

Граф познакомился с Фрейдом благодаря тому, что его жена была одной из первых пациенток, лечившихся методом психоанализа. Она стала пациенткой Фрейда еще до свадьбы с Графом, и считается, что именно Фрейд способствовал заключению их союза. Эта пара часто посещала вечерние групповые исследования, проводившиеся каждую среду в венском доме Фрейда на Берггассе, 19. Другими известными членами этой группы были Альфред Адлер и Карл Юнг. Всех их можно было бы назвать ранними учениками Фрейда. Позднее эта группа составила костяк Венского общества психоанализа. Фрейд надеялся, что психоанализ сможет преодолеть междисциплинарные барьеры, и поэтому особенно приветствовал таких людей, как Граф, который работал в области музыкального искусства. Граф восхищался Фрейдом и позднее называл его самым образованным из всех людей, которых он когда-либо встречал.

Фрейд к тому времени уже написал работу по теории детской сексуальности, опубликованную в 1905 году,[97] и собирался использовать случай маленького Ганса для проверки этой теории. Его теория сексуальности не встретила одобрения во многих слоях общества, часто воспринималась как откровенно безнравственная и непристойная. Кроме того, в этой работе Фрейд изложил детали развития и устранения фобии как формы невротического расстройства.

Маленький Ганс

Маленький Ганс родился в Вене 10 апреля 1903 года. Его описывали как жизнерадостного и откровенного ребенка, которого заботливо воспитывали родители — типичные представители среднего класса. Он был веселым и разговорчивым мальчиком, одинаково любившим отца и мать. Родители Ганса были близкими друзьями Фрейда. Близкими настолько, что Фрейд сделал Гансу щедрый подарок на день рождения. Удивительно, но, зная о страхе сына Графов перед лошадьми, он выбрал в качестве подарка качающуюся игрушечную лошадь. В 1942 году Макс Граф утверждал, что это произошло на третий день рождения Ганса, но через десять лет он заявил, что подарок был сделан на пятый день рождения.[99] Если подарок был сделан на трехлетие, то это оказалось замечательным совпадением, что у мальчика позднее выработался страх перед лошадьми, поэтому кажется более вероятным, что Фрейд сделал подарок Гансу на его пятилетие в качестве убедительной демонстрации излечения его фобии. Интересно, что вручение подарка произошло во время второй встречи Фрейда с Гансом; их первая встреча состоялась во время краткого психотерапевтического сеанса. Они встретились еще раз уже через много лет, когда Ганс стал взрослым.

О близких отношениях Макса Графа с Фрейдом свидетельствует и тот факт, что он обсуждал с Фрейдом возможность воспитания Герберта в католической, а не в иудейской вере. Граф знал по собственному опыту, как ненавидели евреев в Вене в начале двадцатого века, и пытался получить от Фрейда совет о том, как ему надежнее защитить своего маленького сына. Хотя Фрейд и осознавал возможные негативные последствия своего совета, он все же заявил, что воспитание в иудейской вере в условиях религиозной дискриминации поможет выработать у Герберта внутренний динамизм, который очень пригодится ему в дальнейшей жизни; в результате, мальчик так и не перешел в католичество.

Анализ фобии маленького мальчика

Изучение случая маленького Ганса было подробным и всесторонним. Записи Фрейда о маленьком Гансе, переведенные на английский, заняли сто пятьдесят страниц. Однако, помимо оригинала, имеется множество интересных отчетов о деталях этого случая.[100] Психоаналитическая интерпретация событий часто оказывается неожиданной и очень содержательной. Точку зрения Фрейда на основные события в годы формирования личности Ганса можно резюмировать следующим образом.

Однажды, находясь на улице, он испытал внезапный приступ беспокойства. Хотя он не мог назвать источник охватившего его страха, впоследствии оказалось, что поводом для возникновения этого болезненного состояния стало желание находиться дома и быть ближе к своей матери. Временами его страх усиливался до такой степени, что он ощущал его даже тогда, когда находился рядом с матерью. Ганс рассказывал также и о своем довольно специфическом страхе: он боялся, что его укусит белая лошадь. Сегодня такой источник страха может показаться довольно экзотическим, но в Вене, которую знал Ганс, было полно лошадей, перевозивших по городу людей и всевозможные грузы.

Постепенно Ганс все меньше и меньше боялся лошадей. Две его последние фантазии говорили о том, что он справился со своими чувствами к отцу. Рассказывая свою первую фантазию, он сообщал о водопроводчике, который забрал его пенис и дал ему взамен другой, большего размера. Рассказывая вторую, он поведал отцу о том, что сам вообразил себя отцом своих воображаемых детей, а не их матерью, как обычно бывало прежде. По словам Фрейда, обе фантазии показали, что Ганс перестал желать смерти отца и начал отождествлять себя с ним. Вместе с этими фантазиями закончились и болезнь Ганса, и анализ его случая.

Направление исследований Фрейда

Одна из ключевых тем трудов Фрейда — тема важности первых лет жизни человека для последующего развития его личности. Он был уверен, что дети переживают эмоциональные конфликты и что их будущее благополучие зависит от того, насколько успешно эти конфликты разрешаются. Фрейд считал, что, рассказывая о своих страхах, Ганс успешно справлялся со своими конфликтами и тревогами.

В отличие от большинства современных ученых, Фрейд полагал, что дети обычно проявляют сексуальную активность еще до полового созревания. Он утверждал, что детская сексуальность проявляется на разных стадиях развития, причем на каждой стадии основное внимание уделяется особой части тела. Фрейд был уверен, что случай маленького Ганса подтверждает правильность этой концепции. По его мнению, все дети проходят пять этапов развития: оральный, анальный, фаллический, латентный и генитальный. Первые три этапа приходятся на первые пять лет жизни ребенка. Ганс на момент завершения лечения проходил фаллический этап своего развития.

Фрейд верил, что бессознательное является частью разума, о которой мы ничего не знаем и которая содержит множество неразрешенных конфликтов, например связанных с Эдиповым комплексом. Эти конфликты влияют на наше поведение (страх Ганса перед лошадьми) и проявляются в наших фантазиях и сновидениях. Из-за своей угрожающей или обескураживающей природы конфликты проявляются в замаскированной форме и нуждаются в интерпретации, которая может помочь выявить их истинный смысл.

Зигмунд Фрейд

Какой же вклад внесло исследование случая Ганса в развитие психологии? Сторонники Фрейда утверждают, что оно продемонстрировало, как развиваются фобии у детей — просто как средство, позволяющее справляться с конфликтами и тревогами. Однако оппоненты выдвигают альтернативное объяснение. Одно из самых веских объяснений имеет отношение к выработке условной реакции страха посредством классического формирования условного рефлекса (см. также гл. 13): агония лошади, которую наблюдал Ганс на улице, и была фактической причиной его расстройства; явно выраженная реакция страха на это исходное событие распространилась на всех лошадей и породила страх перед улицей, где встреча с лошадьми была в то время практически неизбежной.

Анализ случая маленького Ганса был сконцентрирован на изучении субъективных отчетов о происходивших событиях. Все отчеты были получены либо от Макса Графа, либо от Фрейда. Какое-либо независимое рассмотрение случая отсутствовало. Отец Ганса был ярым сторонником теорий Фрейда и мог предоставлять информацию соответствующим образом. Особые отношения Ганса с отцом-аналитиком делают этот случай уникальным и исключают возможность генерализации его результатов. Фрейд знал о возможности подобных критических замечаний, но утверждал, что особые отношения между Гансом и его отцом были одной из причин, по которым проведенный анализ оказался настолько успешным. Фрейд утверждал, что эти отношения пошли на пользу, а не во вред психотерапии, и что все психоаналитики должны стремиться к установлению прочных отношений со своими пациентами.

Герберт Граф: взрослый Ганс

Фрейд потерял Ганса из виду в 1911 году, но позднее у них произошла еще одна встреча, на этот раз последняя. Весной 1922 года Герберт Граф, которому исполнилось к тому времени девятнадцать лет, вошел в приемный кабинет Фрейда. Фрейд описывал его как подтянутого юношу, у которого не наблюдалось признаков озабоченности или подавленности. Он выглядел не утратившим душевного равновесия, несмотря на то, что сильно переживал из-за развода своих родителей. Герберт продолжал жить с отцом (что подкрепляло убежденность Фрейда в более тесных отношениях между отцом и сыном), в то время как его сестра, которую он очень любил, предпочла остаться с матерью. Герберт рассказал, что когда он прочитал историю о маленьком Гансе, то не мог поверить, что она написана о нем!

Коллеги по работе и знакомые описывали Герберта как человека большого ума и огромного личного обаяния. Однако сообщается и о некоторых неприятных чертах его характера. Например, некоторые эти черты были видны всем, кому приходилось с ним работать, даже если эти черты в предыдущие годы остались не замеченными Фрейдом. Рассказывают также, что он был любителем тонких вин и хорошеньких женщин. Герберт, не создавший собственной семьи, по-видимому, так и не встретил своей настоящей любви. Кое-кто считает, что эти факты могут считаться свидетельствами (безусловно, очень ненадежными) того, что психоанализ оказался не столь успешным, как заявлял об этом сам Фрейд. Однако можно и утверждать, что карьера Герберта оказалась такой успешной вопреки сеансам психотерапии, а не благодаря им.

Герберт Граф умер от рака в Женеве в 1973 году. Несмотря на многие успехи, достигнутые им во взрослой жизни, он, возможно, навсегда останется более известным именно как маленький Ганс Зигмунда Фрейда.

Лучшее место в мире для маленького левши

Лучшее место в мире для маленького левши Левши, как люди преимущественно правополушарные, не страдают недостатком воображения. Скорее, их родители могут жаловаться на избыток воображения и фантаий у своих непонятных детей.Что же такое воображение? Это способность

1. Сэм: неврологический кризис у маленького мальчика

1. Сэм: неврологический кризис у маленького мальчика Это произошло в одном из городков северной Калифорнии. Ранним утром мать трехлетнего мальчика проснулась от странных звуков, доносившихся из его комнаты. Она поспешила к кроватке малыша и увидела, что с ним случился

Глава 2 Синдром Маленького Цыпленка

Глава 2 Синдром Маленького Цыпленка Когда Маленький Цыпленок из детской сказки получил орехом по голове, он немедленно сделал вывод, что небо падает на землю, и с криками ужаса помчался куда глаза глядят.Данный тип поведения можно назвать рассеиванием паники. Разум

1 Сынология: три стадии маленького мужчины

ЭМОЦИИ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА ПО ИМЕНИ АЛЬБЕРТ

ЭМОЦИИ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА ПО ИМЕНИ АЛЬБЕРТ Базовые материалы:Watson, J. В. & Rayner, R. (1920). Conditioned emotional responses. Journal of Experimental Psychology, 3,1-14.Приходилось ли вам задумываться о том, откуда появляются ваши эмоциональные реакции? Если да, то вы не одиноки в этом. На протяжении всей истории

Как понять своего маленького интроверта

Как понять своего маленького интроверта Дети подобны влажному цементу. Все, что падает на них, оставляет отпечаток. Хаим Гинотт Иногда дети-интроверты вводят вас в заблуждение. Они думают и чувствуют гораздо острее, чем показывают. Как ни обескураживающе это звучит,

Два маленьких мальчика: история маленького Альберта и маленького Питера

Два маленьких мальчика: история маленького Альберта и маленького Питера В истории психологии сохранились имена многих ученых, которые с помощью своих теорий пытались полностью объяснить все аспекты человеческого поведения. Один из таких ученых по имени Джон Уотсон (J. В.

Блок № 4 Синдром маленького человека

Блок № 4 Синдром маленького человека Что есть человек? Песчинка в бесконечности или целая Вселенная в миниатюре?Вспоминаются строки всем известного современного певца и поэта: …Себя считали кем-то из немногих. И ждали, что вот-вот произойдет Счастливый поворот в твоей

Каждый человек испытывал страх, когда был ребенком. Без этого невозможно полноценное формирование личности и осознание границ дозволенного. Через страхи ребенок понимает, кто он такой, где живет и как должен себя вести.

Все эти виды страхов абсолютно нормальны, пока не переходят в критическую форму, поэтому родителям нужно обращать внимание на то, чего боится их ребенок, и в случае, если страх не проходит самостоятельно, обращаться к специалисту.

Зигмунд Фрейд о детских страхах

Зигмунд Фрейд классифицировал детские страхи на:

Естественные страхи со временем становятся неестественными. Например, новорожденные дети боятся одиночества, темноты и чужих людей, и это нормально. Также подростковый страх быть отвергнутым во взрослой жизни также становится неестественным. Патологический страх – это усиление естественного страха.

Готовые работы на аналогичную тему

Страх может вызывать тревогу, и наоборот, поэтому тревогу часто называют иррациональным страхом, а страх – объективной тревогой, однако другие исследователи утверждают, что страх – это эмоция, которую испытывает человек, а тревога – это состояние, в котором человек оказывается.

Работу над исследованием детских страхов продолжила дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Свои исследования она строила на психоаналитических отношениях. На протяжении всех детских лет ребенка сопровождают страхи. Иногда тревога является защитной реакцией организма. Анна Фрейд изучала психику детей шести-семи лет и выявила, что на протяжении всего этого возраста малыши борются со своим инстинктами, так как родители ставят им запрет на многие вещи, а в случае непослушания их ждет наказание, установленное родителями.

Часто дети становятся заложниками своего воображения и проецируют образ бабы Яги на свою мать, так как они обе женщины. Несмотря на то, что ребенок любит мать, переживает за нее, в то же время он боится ее. В этом случае необходима консультация специалиста. Он внушает ребенку во время игры, что ребенок не ненавидит свою мать, что он любит ее, и что мама не хочет его обидеть.

Ребенку тяжело находиться в доме, где нет четкого понятия о том, что такое любовь и ненависть, любовь и ревность. Такая амбивалентность имеет негативные последствия для воспитания ребенка. Опасность ребенка поджидает со всех сторон. Он боится обращаться к одному родителю, так как это может огорчить второго. Если ребенок отстраняется от родителя, тот может перестать его любить. Если ребенок чувствует злость, то боится наказания, если он чувствует любовь, то уверен, что будет отвергнут. Любящие родители, которые сегодня защищают, завтра сами могут начать его обижать, умереть, ругать и так далее.

Тревожащий и пугающий символ или ситуация - это смесь тревожных импульсов как равнодействующая различных психических механизмов. Здесь может присутствовать страх быть съеденным, появляющийся на фоне частого изображения и упоминания в сказках.

А. Фрейд писала, что дети стараются избежать объекта своего страха, но при этом продолжают тянуться к нему. Этот принцип является основным для формирования страхов у детей, так как он применяется во многих стихах, считалках и играх, предназначенных для детей.

Чем раньше и глубже нарушен процесс символизации, тем ярче просматриваются тяжелые расстройства личности, а отсутствие возможности контроля над страхом провоцирует множество других проблем. Приступы паники наблюдаются, когда человек не в силах совладать со своим страхом и чувствует, что его захлестывают неосознанные, неизвестные эмоции, которые часто ведут к психическим расстройствам.


Работа Фрейда над детским психоанализом

В своей книге Зигмунд Фрейд различает детский психоанализ и взрослый. Зачастую в отношении ребенка Зигмунд говорил о том, что все процессы становления имеют в своей основе латентное сексуальное значение.

книга Психоанализ детских страхов Зигмунда Фрейда

Пройдемся по нескольким стадиям развития ребенка:

  1. На первой стадии у детей возникает желание искать источник собственного удовлетворения. Когда дети только начинают развиваться, они видят способ своего удовлетворения в материнском молоке. К этому же удовлетворению относится и сосание пальца.
  2. Как только у ребенка начинают формироваться зубы, то у него появляется желание укусить, что также носит в себе удовлетворение. Но здесь уже Фрейд это называет либидонозным удовлетворением, то есть проявляются первые сексуальные инстинкты. Укус носит в себе агрессивную энергию. При этом ребенок вступает в своеобразный конфликт с реальностью, когда он пытается укусить, но ему этого сделать не дают.
  3. Далее ребенок пытается узнавать окружающий мир, но делает он это при помощи своей матери. Как только он понимает, что рядом матери нет, он начинает испытывать ощущение неудовлетворенности, а это уже второй конфликт с реальным миром.

По этой причине психология детских страхов базируется у Фрейда на неудовлетворенности ребенка, то есть при ощущении дискомфорта из-за того, что он не может совершить то или иное действие, у него возникает опасение, что для него это недостижимо. Зигмунд Фрейд сделал детальный психоанализ детских страхов.

особенности детского психоанализа по фрейду

Какие теории он вывел, занимаясь книгой?

В процессе написания, изучения и классификации страхов в детском психоанализе, Зигмунд Фрейд выявил несколько теорий в отношении ребенка:

детская психология согласно зигмунду фрейду

  1. Взаимодействовать с детьми необходимо несколькими способами, которые могут быть схожи со взрослыми. Сюда Фрейд относил и гипноз, и ассоциации, а также расшифровывание сновидений.
  2. Чтобы помочь ребенку, который находится под влиянием своих страхов, необходимо преобразовать это в игру. В игровом процессе ребенок практически не способен контролировать свои инстинкты, поэтому выдает то, что находится на его бессознательном уровне. Так ребенок слегка приоткроет дверцу в свой внутренний мир.
  3. С ребенком нужно установить определенную связь, в которой вы будете занимать роль авторитета. Ребенок должен видеть в вас уже сформировавшуюся личность, которая успешно преодолела свои собственные страхи. Тогда он будет уверен в том, что вы поможете ему с тем же успехом преодолеть его опасения.

Через анализ свободных ассоциаций Фрейд пришел к выводу, что большинство страхов взрослого человека идут из далеких детских переживаний. А сами переживания ребенка в своей основе имеют сексуальную подоплеку. Благодаря способу свободных ассоциаций основатель психоанализа смог доказать, какое большое значение для становления взрослого человека имеют страхи его детства.

Когда Фрейд проводил свои исследования, он был весьма шокирован тем, что большинство людей не могут понимать значение собственных детских воспоминаний и снов. Большая часть пациентов полагала, что происходящее с ними – итог их недавних поступков, тогда как для Зигмунда Фрейда было совершенно ясно, что первопричина тех или иных явлений кроется на бессознательном уровне. Только спустя несколько сеансов пациенты начинали видеть взаимосвязь детских переживаний и их настоящей жизни.

детский психоанализ по фрейду

Подборка схожей литературы

Для более подробного изучения детского психоанализа рекомендуем вам следующие книги:

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Считаю, что данную книгу должен прочесть каждый родитель. Не буду приводить здесь выдержки - работу стоит читать полностью. Скажу только, что в книге Зигмунд Фрейд подробно, на конкретном примере, рассматривает стадии психосексуального развития своего маленького пациента. Думаю, каждый современный человек понимает, насколько большое влияние их течение оказывает на тонкую структуру души ребенка.
Книга поможет родителям вовремя выявить неблагополучный ход развития их малыша и преодолеть фиксации на любой из стадий.
А также в этой работе приведены причины, следствия и способы устранения фобий.
Если вы вообще не знакомы с психоанализом, эта книга станет большим открытием для вас, как любая из книг доктора Фрейда.

Книга небольшого формата,в мягком переплете.Очень удобно носить в сумке и читать в транспорте.
Эта работа примечательна тем,что перед читателем разворачивается сам процесс иследования Фрэйда.Книга будет интересна не только психологам,но и всем кому интересна теория Фрэйда.В этой книге больше практики,рассказываются истории в диалогах,чем теории которую воспринимать на много сложнее.
В книгу вошли такие работы как:
1.Анализ фобии пятилетнего мальчика
2.Из истории одного детского невроза.
3.Из истории детской души.

Книга в мягком переплёте. В ней 287 страниц.

Добавлю фотографии из книги:

Иллюстрации к изданию:

Эта книга- приложение теории Фрейда к практике. Здесь идёт описание конкретных случаев из его практики и даётся анализ причин страхов и неврозов с его позиции и анализ даннаго детям лечения.
В частности, например, Анализ фобии пятилетнего мальчика- рассказ о мальчике, который страдал фобией на лошадей. Фрейд показывал, что мальчик ассоциировал лошадь с отцом, как раз в период острого проявления эдипова комплекса, из-за чего на лошадей перешли все отрицательные вытесненные эмоции, который мальчик не мог отнести к отцу, ревнуя его к матери.
На самом деле, всё очень интересно и логично.
Не менее интересно наблюдать подгонку фактов, притяжку их за уши и т.д. Очень познавательно и развивает ум.
В частности, факты, говорящие о чём-либо другом, просто не берутся в рассмотрение, плюс родители детей, обычно убеждённые фрейдисты, и, влияя на своих детей, в результате получают именно те высказывания, которые хотят слышать, потому что сами их внушили.
Очень-очень познавательно.

Рецензия на книгу Психоанализ детских страхов

"Толкование сновидений", "Введение в психоанализ", "Я и Оно", "Психопаталогия обыденной жизни", "Тотем и табу" - значение этих и других работ знаменитого австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда для многих областей современных научных знаний неоценимо, а читательский интерес к ним не угасает. В настоящем издании представлены наиболее значительные работы Фрейда по психоанализу детских неврозов: "Анализ фобии одного пятилетнего мальчика" и "Из истории одного инфантильного невроза", обнажившие сексуальную составляющую жизни ребенка и вызвавшие бурю протестов в момент появления. Эти работы примечательны тем, что перед читателем разворачивается сам процесс исследования, открывается лаборатория мысли Фрейда. Показать

"Уважаемый господин профессор! Я вновь посылаю вам частицу Ганса"

Это просто не книжка, а реальный отжиг какой-то! Психоанализ Николай Бердяев назвал как-то психологией без души. В общем-то так оно и есть. Подвергать детей психоанализу, лезть к ребёнку, не достигшему ещё и пяти лет, с подобным, по-моему, весьма глупо. Особенно если ты его родитель и если ты пуританин до мозга костей: говоришь ребёнку, что отрежешь ему член, которого он касается, и потом удивляешься: откуда у ребёнка психологическая травма? От лошадей, с их большим wiwimacher! Это уж точно. Лошади Ганс боится? Это всё от желания овладеть мамашей.

Когда мать очень осторожно припудривает penis, чтобы не коснуться его, Ганс говорит: "Почему ты здесь не трогаешь пальцем?
Мать: Потому что это свинство.
Ганс: Что это значит? Свинство? Почему?
Мать: Потому что это неприлично.
Ганс: (смеясь)Но приятно."

Что это? Безусловно, Фрейд видит здесь совращение, Эдипов комплекс, желание смерти отцу. То же самое видят и родители, ярые поклонники Фрейда. И бедному Гансу насилуют мозг беседами о том, почему он хочет трогать член. Зацикливают его на сексуальности. Я бы на месте мальчишки стала Фрейда бояться больше, чем лошадей. Каждый ребёнок идентифицирует свою половую принадлежность: интересуется, чем девочки отличаются от мальчиков. И доводить его психоанализом до невроза, по-моему жестоко.

И в таком ключе вся книга: девочка обманывает учителя рисования и рисует круг с использованием циркуля - эдипов комплекс (у неё папа художник), мальчик испачкал штаны (анальная эротика, боязнь отца, он же, навязший на зубах, эдипов).

Книга показалась отвратительной: до гадкого логично выстроенные подогнанные под теорию факты, истолкованные так, как хотелось бы автору. Просто пелевинский "Зигмунд в кафе".

Одно утешило: "не нужно приходить в ужас, когда у женщины обнаруживается представление о сосании полового члена. Это непристойное побуждение довольно безобидно по своему происхождению. " По мнению Фрейда, женщины так представляют себе вымя, которое по расположению всё равно что пенис))))

P.S. А "Зигмунда в кафе" настоятельно советую как поклонникам, так и противникам психоанализа.

Eruselet

Зизмунд наш несчастный знатно заморочил голову себе и людям. До тридцати лет под напором викторианских запретов не мог расстаться с девственностью, потом объявил, что вся штука в подавлении физиологических желаний. Все психологи, как ни крути, навязывают собственные комплексы окружающим. :)

Lena_Ka

MV

Грешна, не люблю Фрейда, а фрейдистов и того больше. Вообще мне всё больше кажется, что в психологи и психоаналитики идут глубоко закомплексованные люди. Врачу, излечися сам. Я пока таких вот излечившихся не встречала, хотя психологов целый корпус!

aabb

Лена, я не силен в современном жаргоне, но Ваша рецензия - "это реальный отжиг какой-то". Мой брат - психиатер ползал под стулом от смеха. Велел Вам срочно приобрести современную книжечку про психологический анализ детских рисунков, из которой явствует, что, что бы ребенок ни нарисовал, он псих и нуждается в лечении.

in_fest

zuzina

У меня бабуля - бывший психиатр, много чего интересного рассказывала из практики. Даже до сих пор "пытается" всех по Фрейду классифицировать=)) Бывает забавно)

zuzina

Lena_Ka

Mad Jack the Pirate

Очевидная реакция закомплексованного до мозга кости невротика. Советую почитать какие-либо еще труды Фрейда, а не взять первую попавшуюся книженцию из-за понравившейся картинки. У Фрейда идеально выстроенная аксиоматика, на которую он опирается в каждом труде. Спорить с фактами, доказанными с помощью этой аксиоматики, бесполезно и нелепо, т.к.они являются ее прямым следствием. Почитайте Лекции по введению в психоанализ, возможно, поймете настоящий смысл Психоанализа детских страхов.

Om

В чем-то вы правы,но о как-то грубо вносите свои предложения и агрессивно высказываете свое мнение! Мягче нужно быть, у нас все прекрасно воспринимают спокойный слог.

aabb

Хорошую религию придумали еще индусы. Веруйте, пират, веруйте! В идеально выстроенную на фактах, полученных путем изучения граждан маленькой среднеевропейской страны сто лет назад, аксиоматику. Экстраполированную на весь мир и на все времена.

Lena_Ka

Да уж не одну эту книгу я у Фрейда читала, поверьте. Братья-психологи долго меня им мучили. Стройную систему может придумать, а потом под неё подогнать всё, что душе угодно любой человек, обладающий толикой здравого смысла. Ницше придумал теорию белокурой бестии, а под неё подогнали фашизм.

А здесь получается всё так, как в милом анекдоте про то, как папа долго объяснял дочек значение слова "аборт", а её вопрос касался всего лишь слов из песни "И бьются о борт корабля")

.

Мдаа. Если бы была возможность, с удовольствием поставила бы минус. Пожелание (конечно, можете его не принимать) - постарайтесь в следующий раз не писать рецензии на то, в чем Вы совершенно не разбираетесь. Выходит несерьезно и глупо. Без обид.

aabb

Несерьезно и глупо предполагать, что думающему человеку, собирающемуся стать педагогом и имеющему возможность читать Лурию, Жинкина, Кинсбурна и Пиаже, могут нравиться работы Фрейда.

.

Несерьезно и глупо мерять что-либо в категориях "нравится/ не нравится". Я имею в виду аргументы, их нет. Обывательский житейский взгляд имеет право на существование, но это абсолютно "несерьезно " и совершенно "глупо" для человека, который неплохо знаком с теорией Фрейда, его книгами, большим количеством критики и направлением неофрейдизма.

Lena_Ka

Вы-то собственно тоже не высказываете никаких аргументов. А с Фрейдом я лично не знакома, исключительно с трудами: "Я и оно", "Мы и смерть", "Очерк истории психоанализа".

.

Во-первых, я писала об отсутствии каких бы то ни было аргументов в Вашей рецензии
( ведь это не я пишу рецензию на Фрейда, а Вы), во-вторых, мои аргументы для чего? Чтобы Вас переубедить? Мне плевать на это. Я могла бы завести бодягу о революционности для своего времени его теории, о его титаническом труде, о значимом открытии структуры личности, где ведущая роль принадлежит бессознательному, что оспаривалось впоследствии тем же Юнгом (у которого центр личности все же Эго) и другими, о совместном с Брейером изучении истерий и выявлении психосоматической природы заболеваний, о той реальной помощи, которая была оказана людям с клеймом в то время “душевнобольные”, это был коренной для того времени поворот. О важной роли защитных механизмов, которые опять-таки признаются в психологии многими направлениями, о помощи невротикам, о роли снов, гипноза (о которого он впоследствии отказался, но которым занимался Юнг), о выявлении и проработке латентных причин поведения и прочее прочее. О том, что на основе его теории появилось множество новых, вопросы, которые он поднимал, вызывали дискуссии, неоднозначные мнения (теория биологизаторская, всегда подчеркивал антагонизм человека и общества, поскольку в основе поведения человека инстинкты, которые подавляются). Один факт, что он вообще поставил эти вопросы, уже порождал обширные исследования, новые направления, где использовались отчасти его знания, его клинический материал, многое отвергалось, но создавались теории и проводились новые исследования для познания структуры личности, психических процессов.
Если Вы пишете рецензию на специализированную книгу, то хотелось бы видеть понимание сути его теории, анализ, знание того, что существует большой клинический материал, на котором все это основывается, объяснение причин согласия/ несогласия с его доводами и т.д. Если Вы не согласны с его теорией, Вам она не “нравится”, но Вы прекрасно понимаете ее суть, просто обоснуйте Ваше мнение. Я не буду переубеждать и говорить, что Вы не правы, мне это по барабану. Мне интересно, почему Вы так думаете. Вот и все, что я хотела.

Lena_Ka

Извините, но я прекращаю спор, так как совершенно не приемлю агрессии в личном общении. Успехов в изучении психологии.

.

Никакой агрессии нет. Еще раз - я писала о несерьезности и необоснованности Вашей рецензии. Ваше мнение в комментарии я поняла, цитату вспомнила, написали бы то же самое в рецензии, вопросов не было бы. Всё.

Serserkov

На самом деле нужно четко понимать не только откуда Фрейд брал свои "выводы", но и к чему эти выводы можно применить. Как способ избавления от невротических состояний (лиц, принадлежащих к европейской культуре) психоанализ довольно эффективен, но считать его "всеобщей теорией психики" нельзя даже с большой натяжкой. Я думаю, что почти каждый психолог "переболевает" психоанализом, как "переболела" им психология вообще, как "переболели" им самые известные ученики Фрейда - Юнг и Адлер.

aabb

Ты прав, как всегда. К чему можно применить. Согласись, что родительскую общественность должно радовать, что в школу в качестве учителя придет Лен_ка именно с таким отношением к Фрейду, а не санни_роуз.
Я бы как раз предпочел, чтобы психоанализ считали всеобщей теорией психики, а не применяли для лечения состояний. Психиатрия как отрасль медицины, которая занимается терапией психических заболеваний с помощью собственно медицинских препаратов и процедур, представляется мне более эффективной.

Serserkov

По-моему, sunny rose просто не совсем адекватно отреагировала. Признаюсь честно - я ее в этом не виню, так как и у меня были похожие подобные мысли, но поскольку я давно слежу за Леной на проекте, то я сделал поправку "в уме". Впрочем, сам Фрейд, прочтя подобную рецензию, сказал бы, что это хорошая иллюстрация действия такого защитного механизма как "отрицание" :)
Кстати, я в комменте не совсем был точен - дело в том, что отождествлять теорию Фрейда с психоанализом вообще (тем более современным) - это не совсем верно. Кстати, психоанализ - одна из отраслей психологии, наиболее тесно соприкасающихся с психиатрией. Чтобы с полным правом называться "психоаналитиком" человек должен иметь не только психологическое, но и медицинское образование - отчасти поэтому хороших психоаналитиков в России раз два и обчелся.

aabb

Дело не в реакции санни_роуз, а в том, что рецензия сама по себе хороша: а) в краткой и занимательной форме )) передает содержание книги; б) демонстрирует как понимание автором рецензии обсуждаемой проблематики, так и отношение к этой проблематике. Причем это понимание и отношение свидетельствуют о психической адекватности и моральном здоровье автора (рецензии ))) Запрещать иронию и стеб как риторический ход в рецензии? Это надо Быкова, Кобрина и Немзера запретить сразу.
Почему-то никто здесь еще не написал (мы же политкорректные), что популярность Фрейда во многом обусловлена его национальной принадлежностью. И это надо учитывать. Как там говорят? Религиозные евреи болеют диабетом, эмансипированные - психоанализом. Мы ж (подсказывает мне материнская кровушка))) кого угодно раскрутим так, что мало не покажется. Невзирая на качественность теории )) А теория ого какая качественная: сама генерирует себе пациентов.
Единственное, в чем можно Лену упрекнуть, это то, что она привела только саму классическую цитату из Бердяева, а это ведь из работы "О назначении человека", где общий контекст - христианский. Получилось в рецензии "без души" в современном смысле, как бы психоаналитик работает без души. Там не так. Но главное Бердяев сказал: есть ли у самого психоаналитика светлое поле сознания?
Вообще, мы по ерунде копья ломаем. Есть в современной психологии более опасные персонажи типа )) пресловутой Княжны. Вот это уже должно оцениваться не по шкале хорошо/плохо, а по степени социальной опасности.

Serserkov

Не знаю, не знаю (насчет рецензии) - я плюс не поставил. Впрочем, скорее всего, не поставил потому, что я категоричность Лены (и ее впечатления) не вполне разделяю. Психологическое образование сказывается :) А цитат страсть какая удачная: как человек, отрицающий существование души в христианском понимании, - я с цитатой согласен на все 100.

aabb

Профессионалам и карты в руки )) Я правда за таблеточки )) И тоже не воцерковленный. А разве ирония бывает категоричной?

Василий Кленин

Написать новый комментарий

Интересные посты


“Путь паломника” и отца через маковое поле и в дебри собственной души

"А теперь я хотел объяснить ей, что понял, как можно жить, что любовь нельзя дозировать. Читать далее


4 дня 21 час 2 минуты назад


В Миланском университете Бикокка чуть не запретили Достоевского

Фёдор Достоевский чуть было не попал под санкции в Миланском государственном. Читать далее


4 дня 34 минуты назад


Мы все умрем

Мы все умрем. Это единственное, что можно сказать со стопроцентной уверенностью.Когда-то. Читать далее


1 день 3 часа 50 минут назад


Тайна острова раскрыта?

Ещё одна книга норвежского путешественника, археолога и писателя Тура Хейердала. Она кардинально. Читать далее

Читайте также: