Структура феодального землевладения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зем­ле­вла­де­ние в Рос­сии

В Древнерусском государстве воз­ни­ка­ли раз­но­об­раз­ные фор­мы ча­ст­но­го землевладения; го­су­дар­ст­во ста­ло вер­хов­ным соб­ст­вен­ни­ком зем­ли при со­хра­нении об­щи­на­ми и отдельными кре­сть­ян­ски­ми семь­я­ми прав вла­де­ния и рас­по­ря­же­ния свои­ми уча­ст­ка­ми. По­сте­пен­но кня­зья ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей об­ла­га­ли по­ко­рён­ные пле­ме­на да­нью и за­хва­ты­ва­ли отдельные тер­ри­то­рии. Кня­зья (Оль­га, Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич), а за­тем и боя­ре об­за­во­ди­лись собственными вла­де­ния­ми. В хо­де Кре­ще­ния Ру­си в конце X - начале XI веков поя­ви­лись зе­мель­ные уго­дья ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ры. В X-XI веках ста­ли воз­ни­кать вот­чи­ны. С XI века зе­мель­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ро­ва­лись на­ря­ду с обыч­ным пра­вом нор­ма­ми Рус­ской прав­ды. Со второй половины XI века в ис­то­рических ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ют­ся зе­мель­ные вкла­ды кня­зей мо­на­сты­рям и церк­вам. С XIII-XIV веков скла­ды­ва­лись ос­но­вы дво­рян­ско­го зем­ле­вла­де­ния в Северо-Восточной Ру­си. Про­ис­хо­дил про­цесс оформ­ле­ния кре­сть­ян­ско­го ча­ст­но­го землевладения.

С XIV века лич­но сво­бод­ные чер­но­сош­ные кре­сть­я­не, ко­то­рые не­сли государственные по­вин­но­сти, вла­де­ли об­щин­ны­ми зем­ля­ми - чёр­ны­ми зем­ля­ми. В XIV - конце XV веков зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во ча­ст­ных и мо­на­стыр­ских вот­чин в Северо-Восточной Ру­си и Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке. В по­след­ней четверти XV века на­ря­ду с вот­чи­ной воз­ник­ло по­ме­стье как ус­лов­ная фор­ма ча­ст­но­го зем­ле­вла­де­ния (пер­во­на­чаль­но пра­ва его рас­по­ря­же­ни­ем бы­ли ог­ра­ни­че­ны). Великие кня­зья мо­с­ков­ские за­ботились об уве­ли­че­нии сво­его ро­до­во­го до­ме­на - двор­цо­вых зе­мель. В про­цес­се об­ра­зо­ва­ния Русского государства ве­ли­ко­кня­же­ская власть стре­ми­лась к ог­ра­ни­че­нию прав и по­сте­пен­ной ли­к­ви­да­ции зе­мель удель­ных кня­зей, об­ра­зо­вал­ся зна­чительный фонд чёр­ных зе­мель с отдельными вкра­п­ле­ния­ми собственных ве­ли­ко­кня­же­ских вла­де­ний.

Раз­ви­ва­лось по­ме­щи­чье землевладение. По ме­ре раз­да­чи государственных зе­мель в ча­ст­ное вла­де­ние, по­жа­ло­ва­ний церк­вам и мо­на­сты­рям рез­ко со­кра­ти­лись раз­ме­ры чер­но­сош­но­го землевладения в центральных рай­онах Рос­сии, к середине XVI века чёр­ные зем­ли ос­та­лись на Се­вере. Во второй половине XVI века рез­ко воз­рос зе­мель­ный фонд го­су­дар­ст­ва, в зна­чительной сте­пе­ни за счёт при­сое­ди­не­ния По­вол­жья. По­ли­ти­ка оп­рич­ни­ны раз­ру­ши­ла преж­ние по­зе­мель­ные от­но­ше­ния на зна­чительной тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва; при­ну­дительные ме­ны зем­ля­ми и пе­ре­се­ле­ния фео­да­лов в этот пе­ри­од при­ве­ли к хо­зяйственному ра­зо­ре­нию стра­ны и уси­ле­нию за­кре­по­ще­ния кре­сть­ян (кре­по­ст­ное пра­во фор­ми­ро­ва­лось с конца XV века).

К концу XVI века бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны по­след­ние уде­лы, на­ча­лось ог­ра­ни­че­ние рос­та зе­мель­ных вла­де­ний церк­ви. В XVII веке рез­ко уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во ча­ст­ных вот­чин, жа­ло­ван­ных из фон­да по­ме­ст­ных зе­мель и не­ос­во­ен­ных рай­онов Юга Рос­сии. За счёт чёр­ных зе­мель на Се­ве­ре шло рас­ши­ре­ние двор­цо­во­го землевладения. В хо­де ос­вое­ния Си­би­ри раз­ви­ва­лось кре­сть­ян­ское, цер­ков­ное (пра­во­слав­ные церк­ви) и мо­на­стыр­ское землевладение. Скла­ды­ва­лось ка­за­чье землевладение. По­зе­мель­ные от­но­ше­ния в XV-XVII веках ре­гу­ли­ро­ва­лись Су­деб­ни­ка­ми (1497, 1550, 1589 годов), Уло­же­ни­ем 1607 года, Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 года, пис­цо­вы­ми, пе­ре­пис­ны­ми, до­зор­ны­ми кни­га­ми и пр.

Ука­зом Пет­ра I от 23.03(03.04).1714 года за­кре­п­ле­но слия­ние по­ме­стья и вот­чи­ны, об­ра­зо­ва­ны име­ния с еди­ным по­ряд­ком рас­по­ря­же­ния. В хо­де се­ку­ля­ри­за­ции 1764 года ли­к­ви­ди­ро­ва­ны зе­мель­ные вла­де­ния церк­ви, за ду­хов­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми ос­тав­ле­ны лишь не­боль­шие уча­ст­ки зем­ли. Во второй половине XVIII века, по ме­ре про­дви­же­ния российских гра­ни­цы к югу, раз­ви­ва­лось круп­ное ча­ст­ное землевладение в Но­во­рос­сии, на Северном Кав­ка­зе и в Кры­му. Зем­ли го­ро­дов и по­са­дов скла­ды­ва­лись в хо­де Ге­не­раль­но­го ме­же­ва­ния; в со­от­вет­ст­вии с Жа­ло­ван­ной гра­мо­той го­ро­дам 1785 года они пе­ре­да­ны го­ро­дам в веч­ное поль­зо­ва­ние, на­хо­ди­лись в рас­по­ря­же­нии городских дум.

Кре­сть­ян­ская ре­фор­ма 1861 года юри­ди­че­ски за­кре­пи­ла за кре­сть­я­на­ми пра­во соб­ст­вен­но­сти на свои на­де­лы и пра­во на при­об­ре­те­ние зем­ли. В XIX - начале XX веков зем­ля в за­ви­си­мо­сти от её при­над­леж­но­сти де­ли­лась на ка­те­го­рии: ка­зён­ные зем­ли (со­став­ля­ли 32,6% всей зем­ли в Российской им­пе­рии, 15,4% - в Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году); на­дель­ные зем­ли, при­над­ле­жав­шие кре­сть­ян­ской об­щи­не (около 6% зе­мель­но­го фон­да Российской им­пе­рии и 1/3 зе­мель­но­го фон­да Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году); ча­ст­но­вла­дель­че­ские зем­ли (5,09% всей зем­ли в Российской им­пе­рии, 25,7% - в Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году), ко­то­рые под­ле­жа­ли сво­бод­ной про­да­же и яв­ля­лись сфе­рой фор­ми­ро­ва­ния зе­мель­но­го рын­ка; ка­за­чьи зем­ли; ка­би­нет­ские зем­ли (соб­ст­вен­ность ко­ро­ны, на­хо­ди­лись в рас­по­ря­же­нии им­пе­ра­то­ра толь­ко в пе­ри­од его пре­бы­ва­ния у вла­сти); зем­ли го­ро­дов и по­са­дов (свыше 2 млн. га, или 0,5% зем­ли в Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году); удель­ные зем­ли (соб­ст­вен­ность императорской фа­ми­лии), цер­ков­ные зем­ли и мо­на­стыр­ские зем­ли. Зе­мель­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ро­ва­лись об­шир­ным зе­мель­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

В РФ по­сле 1991 года вновь вве­де­но пра­во ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зе­мель­ные уча­ст­ки. В дей­ст­вую­щем российском пра­ве раз­гра­ни­чи­ва­ет­ся пра­во соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и пра­во вла­де­ния зем­лёй. Зе­мель­ный ко­декс РФ (2001 год) оп­ре­де­ля­ет соб­ст­вен­но землевладение - по­жиз­нен­ное на­сле­дуе­мое вла­де­ние.

2.3. Общие черты вотчины и поместья в XVI в. Однако не следует абсолютизировать различия между боярским и поместным землевладением, а тем более характеризовать их как реакционное или прогрессивное. Различия между ними были незначительными, так как:

– поместье, как и вотчина, передавалось по наследству, потому что государству был невыгоден выход земли из службы;

– обычно у помещика наряду с поместьем в собственности могла быть и вотчина, а у боярина – поместье;

– вотчинник также был обязан служить под угрозой конфискации владения, ибо великий князь считался верховным собственником всех земель.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Служилые люди

Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не

Феодальное королевство

Служилые люди на соборах

Служилые люди на соборах Из всех классов общества на обоих соборах всего сильнее было представлено служилое сословие: на соборе 1566 г. военно-служилых людей, не считая входивших в состав правительственных учреждений, было почти 55% всего личного состава собрания, на соборе

Служилые люди

Служилые люди Это укрепление и обособление сословий, по-видимому, началось со служилого класса, наиболее нужного государству как боевая сила. Уже Судебник 1550 г. дозволил принимать в холопство только отставных детей боярских, воспретив прием служащих и их сыновей, даже не

Казаки и служилые люди на Тереке

Казаки и служилые люди на Тереке К началу XVI в. относится формирование русских казачьих сообществ в восточной части Северного Кавказа.Терский атаман Караулов, пользовавшийся устными преданиями, писал в своей книге, что в 1520-х гг. рязанские казаки прошли Доном к

Казаки и служилые люди на Тереке

Казаки и служилые люди на Тереке К началу XVI в. относится формирование русских казачьих сообществ в восточной части Северного Кавказа.Терский атаман Караулов, пользовавшийся устными преданиями, писал в своей книге, что в 1520-х гг. рязанские казаки прошли Доном к

Бояре, житые люди, купцы и черные люди

Бояре, житые люди, купцы и черные люди Бояре Новгорода происходили из древней родовой аристократии, потомки которой служили еще первым князьям. То есть по происхождению новгородские бояре не отличались от боярства днепровского, но это сословие в Новгороде за века не

§ 55. Люди служилые и тяглые; поместная система и крестьянское прикрепление

§ 55. Люди служилые и тяглые; поместная система и крестьянское прикрепление Одновременно с образованием княжеской аристократии в Московском государстве стали слагаться и другие сословные группы. В удельное время, в тот период, когда еще завершалось заселение

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

ЧТЕНИЕ VI О великом князе Иоанне III Васильевиче и жене его Софье Фоминичне. О том, как украсилась Москва и как великий князь стал жить и вести себя иначе. О том, как присоединен был Новгород Великий; как устроились войска в России, служилые люди, помещики. О покорении Перми и Вятки. О разрушении Зо

ЧТЕНИЕ VI О великом князе Иоанне III Васильевиче и жене его Софье Фоминичне. О том, как украсилась Москва и как великий князь стал жить и вести себя иначе. О том, как присоединен был Новгород Великий; как устроились войска в России, служилые люди, помещики. О покорении Перми и

§ 13. Феодальное общество

§ 13. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьезные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

Служилые люди

Служилые люди В XIV веке в Русском государстве стал формироваться многочисленный сложный, неоднородный по социальному составу слой так называемых служилых людей, людей, находившихся на государственной службе. Позже, в XVI веке, служилые люди делились на две крупные

Первые вотчины возникли уже в период существования Древнерусского государства, а в XI-XV вв. стали преобладающей формой феодального землевладения. Вотчина состояла часто из нескольких владений, разбросанных на большой территории и хозяйственно слабо связанных друг с другом. Вотчинами владели главным образом бояре, а также монастыри, церкви, высшее духовенство. В XV- XVI вв., в связи с процессом централизации и объединения русских земель вокруг Москвы, многие бояре лишились своих вотчин, а их земли перешли дворянам. Решающее значение для судьбы вотчинного землевладения имела опричнина Ивана IV, в ходе которой большое количество вотчин было ликвидировано, а их владельцы казнены.

Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем был сделан в Соборном уложении 1649 г. Указ от 23 марта 1714 г. о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

В древнейший период восточнославянской истории земля находилась в коллективном (общинном) владении. В X-XII вв. сложилось крупное по размерам княжеское, боярское и, отчасти, церковное землевладение. Оно возникало за счет захвата земель свободных крестьян-общинников, а также освоения свободных участков земли. Одновременно развивалось и условное (поместное) феодальное держание земли, раздаваемой князем и крупными боярами своим служилым людям.

К XV-XVI вв., в основном в районах русского Севера, где не было поместного и вотчинного землевладения, а также на некоторых других окраинах государства, сохранялось общинное землевладение, а также существовали земли, находившиеся в собственности отдельных крестьянских семей. Однако эти формы собственности на землю в значительной степени были уничтожены в результате политики Ивана IV Грозного, содержанием которой была широкая раздача земель служилым людям в условное владение.

В XVII в. происходило постепенное сглаживание различий между поместным и вотчинным землевладением.

После отмены крепостного права в отношении помещичьих крестьян, а затем в отношении государственных и удельных крестьян земля была передана крестьянским общинам при сохранении крупного дворянского землевладения. Продолжал существовать значительный фонд государственных, частных (в том числе и недворянских), церковно-монастырских и удельных земель.

№22 Структура феодального землевладения в России

Первые вотчины возникли уже в период существования Древнерусского государства, а в XI-XV вв. стали преобладающей формой феодального землевладения. Вотчина состояла часто из нескольких владений, разбросанных на большой территории и хозяйственно слабо связанных друг с другом. Вотчинами владели главным образом бояре, а также монастыри, церкви, высшее духовенство. В XV- XVI вв., в связи с процессом централизации и объединения русских земель вокруг Москвы, многие бояре лишились своих вотчин, а их земли перешли дворянам. Решающее значение для судьбы вотчинного землевладения имела опричнина Ивана IV, в ходе которой большое количество вотчин было ликвидировано, а их владельцы казнены.

Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем был сделан в Соборном уложении 1649 г. Указ от 23 марта 1714 г. о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья.

Крепостное право в России.

Крепостным правом является весь комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца, что временами приводило к лишению крестьян личной свободы. В России крепостное право существовало с 1649 года.

Данная плата осуществлялась в период одной недели до Юрьева дня – 26 ноября, и ещё одну неделю после него. У крестьянина не было права уйти, не произведя расчета, а когда он уплатил требуемое, то мог следовать по своему желанию.

Во время царствования Алексея Михайловича, в 1649 году, издается Соборное уложение, которое представляло собой новый российский перечень законов. Данным уложением признавалось властвование землевладельца над крестьянами, которые работали на его земле. Такие работники не обладали правом оставлять свой надел и переходить к иному хозяину, а также вообще отказаться работать на земле, направившись, к примеру, для заработков в город.

В результате крестьяне прикреплялись к земле, что послужило появлению названия: крепостное право. В случае перехода земли между помещиками, вместе с ней происходила передача и работников. Дворяне обладали правом продажи принадлежащего им крепостного иному хозяину без земли. Но сутью крепостного права и его отличием от рабства являлась обязанность нового владельца обеспечить купленного земледельца наделом и необходимым имуществом.

Сам хозяин не обладал властью над жизнью работника. Ярким примером этому может выступать судьба известной Салтычихи, убивавшей своих крепостных, за что она и была казнена.

С середины 18 века в России усиливается крепостной гнет, в результате чего помещиками получено право продажи своих крестьян в рекруты, после чего – ссылать их в Сибирь или на каторгу. Но крепостное право получило распространение не по всей территории страны: на северной части, в Сибири и на казацких землях оно практически отсутствовало.

Для большей части дворянства крепостное право было очень выгодным, хотя русские цари осознавали его сходство с рабством. О необходимости избавления от этой порочной системы говорили как Александр Первый, так и Николай Первый, но, фактически, только в 1861 году, во времена царствования императора Александра Второго Освободителя крепостное право в России было отменено.

Основой феодальной системы является большая земельная собственность, которая сосуществует с мелким индивидуальным землевладением крестьян. Концентрация земельной собственности стала возможной из-за появления аллода (лат. allodium) – свободно отчуждаемого земельного надела. Аллоды впоследствии превращались в держания, обложенные повинностями в пользу их номинальных владельцев.

Другой путь для формирования феодальной собственности на землю – раздача бенефиций – условных пожизненных земельных держаний. Феодалы как монопольные земельные собственники раздали большую часть своих земель в условное владение крестьянам, без труда которых земля не представляла никакой ценности. За право владеть своим наделом крестьянин платил феодалу земельную ренту, другими словами – работал на него.

Крестьяне, таким образом, имели землю (хотя и не были ее владельцами), рабочий скот, инвентарь, поэтому считались самостоятельными производителями. Добровольно, без принуждения они не работали на феодалов. Поэтому феодалы получали определенную политическую власть над крестьянами, оформленную в феодальное право. Масштабы и формы внеэкономического принуждения феодально зависимых крестьян имели значительные временные и региональные различия. Эти черты феодальной организации труда определяли специфику социальной структуры, политических и правовых институтов, идеологии.

Российская специфика феодального землевладения

В отечественной историографии считается, что общественные отношения в период $X-XVII$ вв. на территории современной России были феодальными. Главное обстоятельство, которое дает основания говорить о феодализме на русских землях, – предоставление верховным властителем земельной собственности (аналогичное феода и лена) с обязанностью личной службы, т. н. ленное, или феодальное землевладение.

Готовые работы на аналогичную тему

Единовластию князя способствовали и взаимоотношения в высших слоях феодального общества. В их центре лежали поземельные интересы. Основой феодального землевладения была вотчина.

Вотчина – это земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только другим владельцам вотчины.

Владельцы вотчин (ими могли быть князь, боярин, монастырь) стали жаловать землю служилым людям – боярам – при условии несения военной или иной службы. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.

Условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы. Такие княжеские пожалования делали бояр связанными не столько с землей, сколько с князем. Следовательно, служилые люди – помещики – были зависимы от князя.

Законодательное оформление крепостного права

Читайте также: