Строительство при брежневе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Дворец в Кремле

Первым примером такого подхода стал Кремлевский дворец съездов, построенный в 1961 году. Он рассматривался как замена так и не осуществленного проекта Дворца Советов, но оказался предтечей всей брежневской архитектуры. Ради возведения этого здания в Кремле был снесен Кавалерский корпус, который признали малоценным объектом культурного наследия. Его не спасло даже то, что в нем в 1918 году жил и работал Ленин.

В чем выражалось архитектурное новаторство при строительстве Кремлевского дворца съездов? В том, как была решена ранее считавшаяся неразрешимой дилемма — сочетание нового здания со сложившейся исторической застройкой. Знаменитый советский архитектор Иван Жолтовский говорил своим студентам, что любое новое здание можно решать двояко: либо оно подчиняет себе всю старую застройку, либо само подчиняется ей, и найти золотую середину практически невозможно.

Если бы, например, дворец строился в 1920-е годы, то однозначно можно быть уверенным, что какой-нибудь архитектор-конструктивист предложил бы проект небоскреба в Кремле. Конструктивизм вообще как стиль основывался на отрицании всего старого: прежней затхлой Москвы с ее дремучими переулками и покосившимися церквушками, в которых, по мнению многих молодых архитекторов той поры, не было никакой эстетической ценности.

Поэтому Кремлевский дворец съездов совершенно в духе своего времени по замыслу его создателей должен был вписаться в окружающую застройку, но довольно-таки оригинальным образом. Ведь что прежде всего определяет восприятие любого здания? Высота и цвет. Если мы посмотрим на этот дворец, то нетрудно заметить, что он вовсе не стремится вверх и не подавляет тем самым окружающие здания. Более того, чтобы он не казался слишком высоким, были построены два подземных этажа, где разместились гардеробы и другие подсобные и технические помещения. Вертикальные пилоны по всему периметру фасада перекликались с устремленными вверх башнями Кремля, а очевидная горизонтальная направленность дворца — с кремлевскими стенами.

Кремлевский Дворец съездов, 1965 год

Здание гостиницы Интурист 1971 год.

Чтобы фасады таких зданий несли еще и полезную нагрузку, в главные государственные праздники на них вывешивали огромные — площадью в несколько этажей — плакаты с лозунгами или портреты советских вождей.

Но главным памятником этого времени стал, конечно, комплекс зданий по Калининскому проспекту (сейчас — Новый Арбат). Функциональное значение этой новой московской магистрали очевидно — это была правительственная трасса, соединявшая Кремль с резиденциями руководителей страны к западу от столицы. В некотором смысле появление этой улицы на карте Москвы было отголоском Генплана 1935 года. Однако вместо расширения Арбата, как это произошло в 1930-е годы с улицей Горького, решили просто прорубить сквозь существующую застройку новую широкую дорогу с высотными современными домами. В результате были безвозвратно утрачены многие ценные памятники архитектуры XVIII-XIX веков, например один из символов старинной Москвы — ансамбль знаменитой Собачьей площадки.

Если в начале и середине 1960-х годов преобладала пятиэтажная застройка, то начиная со второй половины 1960-х и до середины 1970-х годов дома начали строить в девять, двенадцать и четырнадцать этажей. Но, как и раньше, жилье в основном продолжали возводить из панельных конструкций. Главным недостатком при строительстве таких зданий было низкое качество используемых материалов. Даже если на весь дом попадалась одна бракованная панель, это могло стать серьезной проблемой.

Большие нарекания вызывали конструктивные особенности таких построек. В зданиях первой серии К-7 толщина стен составляла всего 8 сантиметров. Для сравнения, в сталинских высотках стены могли иметь ширину до полуметра. В последующих сериях панельных жилых домов толщину стены нарастили до 15 сантиметров, но звукоизоляция в них по-прежнему оставляла желать лучшего.

Другой слабой чертой этих зданий были стыки между панелями. Их необходимо было регулярно промазывать и изолировать от воздействия внешней среды. Если в эти стыки проникала влага, могла возникнуть угроза эрозии стальных арматур, которыми стянуты панели дома. Такой косметический ремонт необходимо проводить каждые два-три года. И, кстати, печальная судьба первых московских пятиэтажек, которые снесли при Лужкове, была обусловлена именно тем, что к тому времени многие из них не ремонтировались по 10-15 лет и поэтому изрядно обветшали.

К концу 1960-х годов власти решили постепенно отказаться от типовой жилищной застройки. Чтобы внести хоть какое-то разнообразие в облик нового жилья, архитекторы при проектировании комбинировали различные типы и серии домов. Поэтому, начиная с 1970-х годов, они стали разрабатывать не только новые типы зданий, но и новые типы строительных деталей. Настоящим прорывом в жилищном строительстве того времени стала разработка Единого каталога универсальных строительных изделий. Такими домами, где фантазией архитекторов сочетались различные конструктивные элементы, застраивались московские районы Тропарево, Ясенево, Теплый Стан и Бирюлево. Другим способом преодолеть унылое однообразие типовых домов была игра цветом. Стены, лоджии и балконы стали украшать яркой раскраской и замысловатыми узорами.

Важной приметой времени было увеличение этажности новых зданий. Поскольку потребности в росте объемов возводимого жилья в Москве только возрастали, а неосвоенных территорий в пределах административных границ города становилось все меньше, в 1970-80-х годах число этажей в новых домах достигало не только четырнадцать, но и шестнадцать и даже двадцать два. Эпоха приземистых хрущевских пятиэтажек осталась далеко позади.

В период правления Л. И. БРЕЖНЕВА, было построено много заводов, огромное количество комплексов, объектов. Чем-то пользуемся до сих пор, а что-то дерьмократы развалили, разрушили, сравняли с землёй.


Спортивный комплекс *ОЛИМПИЙСКИЙ*, построен в 1980 году к Олимпиаде — 80.

Пользуемся до сих пор, правда, слышал, что его сейчас на реконструкцию закрыли.









КАМСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАВОД БОЛЬШЕГРУЗНЫХ МАШИН.









ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ.









Красноярская, Саяно-Шушенская, Усть-Илимская ГЭС. И только в Сибири.

Нурецкая ГРЭС на реке Вахша, в Таджикистане, которая снабжала энергией ещё и соседние республики Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Туркмению. Сейчас Нурецкая ГРЭС требует кап. ремонта. Россия денюшку выделила, они ещё просят у Запада, не знаю дали нет.









ВЭФ, Электро — технический завод в Латвии.

Рождённый в СССР помнит их радиоприёмники, магнитолы, радиолы, кассетники, телефоны. Они были в каждом доме. Даже первый советский компьютер был сделан здесь.








Латыши просрали, в общем предприятие обанкротилось.Так же обанкротился Рижский автомобильный завод — РАФ, помните микроавтобусы, ласково прозванные *Рафики*




Не избежал незавидной участи и вагоностроительный завод РВЗ, на тот, советский момент в 80-х, единственный завод, выпускающий ЖД составы.









Литовцы тоже не отстают от своего соседа по Евросоюзу.
Текстильная компания *АЛИТУС*, когда-то крупнейшее предприятие лёгкой промышленности.
Продали сингапурцам, но у тех чёт не заладилось, в общем нету фабрики.

Так же не уберегли электротехнический завод *ЭЛЬФА* выпускающий на тот период магнитофоны и электродвигатели.















РАЗНИЦА… СССР и РФ.
СССР, развитие Страны.
РФ, уничтожение Страны и её Достижений за 70 лет, ЭТО ПУТИН.

Смотреть на всё это даже страшно, т.к. горбачёвские и ельцинские жулики всё это предали, пропили, промотали, украли(для себя)… вековые труды наших предков.

Да, в далекие годы моего школьного детства такой магнитофон у меня был. Кажется DAINA назывался… точно как на картинке производства ELFA… Порадовали воспоминания))

Ну тогда уже не 63 а 64. Всегда защищаю автора, но тут маленько резануло глаз и ухо. Сам работал 22 года в доменном на ЗСМК. Ни одной фотографии нет оригинальной. Ну не суть. Основа статьи про действительные достижения Брежневской эпохи. Было классно и спокойно за завтрашний день.

И это был застойный Социализм.
Вот и захотели как в западе Капитализма: результат на лицо. Скоро с такими темпами и Россия исчезнет.

Китайцы реализовали касыгинские реформы в полном объеме — результаты видны всем. А в СССР Суслов все идеи загубил. Сейчас такими методами уже ничего не построить, ибо люди не станут героически работать за идею.













Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В 1966 году был утверждён Генеральный план развития Ленинграда и пригородов на 1963—1990 годы (авторы В. А. Каменский, Г. А. Булдаков, и А. И. Наумов). Появились проекты новых районов - Шувалово-Озерки, Гражданка, Севернее Муринского ручья, Ульянка, Сосновая Поляна, Юго-Запад, Купчино, от Комендантского аэродрома до Ольгино, Ржевка-Пороховые, берег Невы до Рыбацкого и др.


Несмотря на глобальную унификацию, Ленинград и в жилищном строительстве оставался передовой архитектурной лабораторией, где шло также и индивидуальное строительство. С эпохой Брежнева начали развиваться жилищно-строительные кооперативы, которые в условиях строжайшей регламентации давали возможность осуществлять уникальные авторские проекты. Жилое строительство в Ленинграде развивалось в мировом русле минимализма, функционализма и брутализма. Также имело влияние творчество французского архитектора Ле Корбюзье, в частности, его знаменитая Марсельская жилая единица (1945 - 1952 гг).

Жилые дома на набережной канала Грибоедова
Довольно редкий случай нетипичных домов для этой эпохи находится на набережной канала Грибоедова, 120 и 122-124. Дома, фланкирующие символическую площадь, перестроены из исторических (с перебивкой окон) в конце 1960-х годов, возможно, по индивидуальному проекту Е. А. Левинсона, и являются интересным примером синтеза современной архитектуры, неоренессанса и ар-деко.




Общежития и гостиница Карелия
С 1976 г. на основе типового проекта С. И. Евдокимова и В. Н. Соколова были построены с вариациями ряд общежитий (например, для общежития семейного типа для офицеров и командированных для ВМА им. И. Г. Кузнецова на ул. Пархоменко) и гостиница Карелия для приёма иностранцев, особенно иностранных спортивных команд (это было связано с тем, что рядом с гостиницей находится парк имени 50-летия Октября - Полюстровский, в котором можно заниматься физкультурой, ул. Тухачевского, 1979 г; реконструкция с раскраской в виде чемодана в 2012 г). Элегантная игра объёмов и ритма балконов делают эти произведения одними из лучших в городе.




Жилые дома на Коломяжском пр.
Жилые дома с детскими садами на углу Коломяжского пр. и Котельниковой аллеи построены в 1983-89 гг по проекту В. Н. Щербина, С.П. Шмакова, А. А. Овсянникова А. А. Ступенчатость формы, агрессивный кирпич и бетонные балки свидетельствуют о присутствующем здесь духе брутализма.


Жилой дом гостиничного типа на ул. Маршала Тухачевского
Построен в 1982-83 гг по проекту архитекторов О. Б. Фронтинского, С. В. Гайковича, В. Б. Верюжской. Высотный дом в бруталистском духе Марсельской жилой единицы (1945 - 1952 гг, архитектор Ле Корбюзье) отличается своеобразием, которое определяется особенностями внутренней планировочной структуры – к лифту ведут коммуникационные галереи, квартиры располагаются на двух и трёх уровнях.




  • v инимализм – ограничение декора,
  • функционализм,
  • применение самых современных строительных материалов и конструкций на основе последних достижений НТР,
  • рациональный подход к конструкциям,
  • глобально-космополитичный облик зданий,
  • стремление к отказу от обращения к историческому архитектурному пошлому.
  • eтилитарность, аскетизм, простые ритмы, механические повторения одинаковых элементов, отсутствие декора – таковы основные композиционные средства архитектуры 1960-х гг.

С середины шестидесятых годов в Новосибирске, Казани, Пензе, Ростове, Саратове и других го­родах на базе высших и средних специальных заведений созда­ются архитектурные факультеты и отделения, готовящие профес­сиональные архитектурные кадры в лучших традициях русского зодчества. Выпускники этих учебных заведений формировали архитектуру 1970-1980-х гг. (Вспомним, что в 1963 году была ликвидирована поддерживающая архитектуру организация — Советская академия архитектуры).


Музей истории космонавтики им. К. Э. Циол­ковского в Калуге . 1961-1967 гг. Архитекторы Б. Бархин, Е. Киреев, Н. Орлова, В. Строгий, К .Фомин.

Первый камень в фундамент здания будущего музея заложил 13 июня 1961 года Ю.А. Гагарин. (Музей начал строиться при Хрущёве Н.С, а был построен при Брежневе Л.И.).


Комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

1963-1970 гг. Москва. Архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, В. Свирский, инженеры В. Кузьмин, Ю. Рацкевич, С. Школьников.


Останкинская телебашня. 1963-1967 гг. Москва. Главный конструктор Н.В. Никитин. Инженеры М.А. Шкуд и Б.А. Злобин. Главный архитектор Л.И. Баталов. Архитекторы Д.И. Бурдин, Л.И. Щипакин.

Останкинская телебашня— телевизионная и радиовещательная башня. Сооружение, символизирующие будущее и технический прогресс. Высота — 540 м.


Дворец искусств в Ташкенте .1965 г. Архитекторы Ю. Халдеев, В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев.


Аэропорт Шереметьево. Москва. 1964 г. Архитекторы Г. Елькин, Г .Крюков.

Аэропорт Домодедово. 1965 г. Архитекторы Г. Елькин, Г. Крюков, В. Локшин.



Здание Совета Министров РСФСР (ныне Дом Правительства РФ). Москва.

1965-1979 гг. Архитекторы Д. Чечулин и др. Беломраморное здание торжественно симметрично.


1967 г., Санкт-Петербург, архитекторы Г. П. Морозова, И. П. Сусликова, А. Л. Левханяна, Ф. Н. Яковлева, инженеа А. П. Морозова. За проект присуждена Государственная премия СССР за 1971 год. Это один из первых примеров применения пространственных конструкций висячего типа, оборудованных гибкими вантами (тросами). Здание напоминает римский Пантеон.



Читайте также: