Рой бхаскар общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "БХАСКАР" в других словарях:

Бхаскар — (муж.) Солнце (муж.) сияющий Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

БХАСКАР (BHASKAR) Рой — (р. 1930) британский социолог, представитель реалистского направления. Основные работы: Реалистская теория науки (1975), Возможность натурализма (1979), Новое призвание реальности (1989) и др. Важнейший элемент концепции Б. различение… … Социология: Энциклопедия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ — концепция антипозитивистского натурализма, основанная на реалистическом взгляде на науку. Разрабатывалась Р. Бхаскаром и в последующем У. Аутвейтом. Включает трансцендентальную перспективу в реалистическую теорию науки. Основной проблемой… … Современный философский словарь

Нулевая теорема — Эта статья или раздел содержит информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых фильмах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода фильма и появления новой информации … Википедия

НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ — (scientific realism) (Философия науки) предположение (Бхаскар, 1975, 1979), согласно которому реальный мир существует независимо от наших чувств, а объекты научной мысли являются реальными структурами, не сводимыми к Достигаемым ими результатам… … Большой толковый социологический словарь

Шри Ауробиндо — англ. Sri Aurobindo Ghose … Википедия

Партнёр (фильм, 2007) — У этого термина существуют и другие значения, см. Партнёр. Партнёр Partner … Википедия

Список серий Top Gear — Здесь размещён список эпизодов всех сезонов телешоу Top Gear начиная с 2002 года, когда шоу изменило свой формат. В данный момент шоу ведут Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд, Джеймс Мэй и Стиг. Содержание 1 Сезоны 1.1 Первый сезон … Википедия

Партнер (фильм, 2007) — Партнёр Partner Жанр комедия Режиссёр Дэвид Дхаван В главных ролях Салман Хан Говинда Лара Да … Википедия

Партнёр (фильм — Партнёр (фильм, 2007) Партнёр Partner Жанр комедия … Википедия

Введение Какие свойства обществ могли бы сделать их для нас возможными объектами познания? Стратегия моего ответа на этот вопрос основана на двойном движении мысли. Сперва я сосредоточусь на онтологическом вопросе о свойствах, которыми обладают общества, прежде чем перейти к эпистемологической проблеме, как эти свойства делают их возможными объектами познания для нас.

Конечно <. >если я собираюсь обосновать возможность нередукционистского натурализма на путях трансцендентального реализма, тогда я должен установить не только автономию возможной здесь социологии, но и реальность любых обозначенных ею объектов. Т. е. я должен показать, что общества — это сложные реальные объекты, несводимые к более простым, таким, как люди. Для достижения этой цели просто приводить доводы против методологического индивидуализма недостаточно, но необходимо. Ибо, если бы методологический индивидуализм был верен, мы могли бы полностью обойтись без этой главы и начать (и кончить) наше исследование в науках о человеке рассмотрением свойств (рационально приписанных или эмпирически определенных) отдельных человеческих атомов самих по себе: т. е. свойств удивительного (и более или менее неясно как порожденного) гомункулуса.

Это, в свою очередь, влечет за собой реляционную концепцию предмета социальных наук, согласно которой практика действующих людей совершается внутри совокупности структурно и, следовательно, реляционно определенных позиций. Там, где эти отношения суть часть определения соотносимого, как в случае покупатель/продавец, они будут называться внутренними отношениями; там, где они произвольно случайны (например, закупщик/торговый инспектор), — это внешние отношения.

1)социальные структуры в отличие от природных структур не существуют независимо от видов деятельности, направляемых ими;

2)социальные структуры в отличие от природных структур, не существуют независимо от понимания (conceptions) деятелями того, что они совершают, осуществляя свою деятельность;

3) социальные структуры в отличие от природных структур могут быть лишь относительно устойчивыми (так что тенденции, в основе которых они лежат, не могут быть универсальными в том смысле, в каком универсален пространственно-временнойинвариант).

Считается, что достаточно небольших поправок, чтобы сделать первый разграничительный принцип Бхаскара приемлемым для общей концепции реализма. Во-первых, ему должна быть придана контрфактичность, так чтобы он относился и к возможным действиям, регулируемым структурой (например, властная структура). Это могут быть негативные возможные действия, скажем, при устрашении, во-вторых, должно быть отмечено, что виды деятельности, которые поддерживают некую структуру, не всегда тождественны тем, которые она регулирует своим функционированием. Структура обмена дарами не существует независимо от самих дарений, но она также предполагает обладание или приобретение потенциальных даров (имеет ли место владение ими или приобретение такого рода).

Современные теории обмена.

Стремление (на психологическом уровне) человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения. Благодаря обмену в обществе имеют место не только различные структурные образования (в том числе такие сложные, как социальные институты и организации), но и действуют многие механизмы отношений, в частности, признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и т.д. Таким образом, на основе обмена можно интерпретировать и объяснять любые проявления социальной жизни.

Хоманс говорит о шести аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.

3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.

4. Аксиома депривации — пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды.

5. Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызо-• вет ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Это, в свою очередь, влечет за собой реляционную концепцию предмета социальных наук, согласно которой практика действующих людей совершается внутри совокупности структурно и, следовательно, реляционно определенных позиций. Там, где эти отношения суть часть определения соотносимого, как в случае покупатель/продавец, они будут называться внутренними отношениями; там, где они произвольно случайны (например, закупщик/торговый инспектор), — это внешние отношения.

1)социальные структуры в отличие от природных структур не существуют независимо от видов деятельности, направляемых ими;

2)социальные структуры в отличие от природных структур, не существуют независимо от понимания (conceptions) деятелями того, что они совершают, осуществляя свою деятельность;

3) социальные структуры в отличие от природных структур могут быть лишь относительно устойчивыми (так что тенденции, в основе которых они лежат, не могут быть универсальными в том смысле, в каком универсален пространственно-временнойинвариант).

Считается, что достаточно небольших поправок, чтобы сделать первый разграничительный принцип Бхаскара приемлемым для общей концепции реализма. Во-первых, ему должна быть придана контрфактичность, так чтобы он относился и к возможным действиям, регулируемым структурой (например, властная структура). Это могут быть негативные возможные действия, скажем, при устрашении, во-вторых, должно быть отмечено, что виды деятельности, которые поддерживают некую структуру, не всегда тождественны тем, которые она регулирует своим функционированием. Структура обмена дарами не существует независимо от самих дарений, но она также предполагает обладание или приобретение потенциальных даров (имеет ли место владение ими или приобретение такого рода).

Современные теории обмена.

Стремление (на психологическом уровне) человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения. Благодаря обмену в обществе имеют место не только различные структурные образования (в том числе такие сложные, как социальные институты и организации), но и действуют многие механизмы отношений, в частности, признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и т.д. Таким образом, на основе обмена можно интерпретировать и объяснять любые проявления социальной жизни.

Хоманс говорит о шести аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.

3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.

4. Аксиома депривации — пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды.

5. Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызо-• вет ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

- британский социолог, представитель реалистского направления. Основные работы: "Реалистская теория науки" (1975), "Возможность натурализма" (1979), "Новое призвание реальности" (1989) и др. Важнейший элемент концепции Б. - различение транзитивных объектов науки, т.е. моделей и понятий, которые созданы для того, чтобы представлять нетранзитивные объекты сущности и структуры действительности. Разделяя человеческое действие, берущее начало в соображениях людей, и управляющие деятельностью социальные структуры, трансцендентальный реализм утверждает наличие "онтологической пропасти" между обществом и индивидами. Больше нельзя говорить, что структуру создают люди как агенты: если общество исторически предшествует индивидам, то возможны только процессы воспроизводства и трансформации. Так, структура власти воспроизводится без применения власти, а власть применяется в отсутствие какого бы то ни было конфликта. Социология интересуется не массовым или групповым поведением, а устойчивыми отношениями между индивидами (и группами) и отношениями между этими отношениями, которые и презентируют ее предмет. Отношения не означают взаимодействия; система опосредующих понятий, включающих обе стороны двойственной практики, обозначена как система позиций. Реляционная концепция позволяет сосредоточиться на ряде вопросов, связанных с распределением структурных условий действия (ресурсов к лицам и лиц к функциям), оценить вероятность конфликтов внутри общества, т.е. преобразований в структуре. Социология отношений совместима и с индивидуалистскими, и с коллективистскими теориями и должна занять положение обобщающей и исторической науки.

ЖАН-ЛЮК ГОДАР (род. 1930)

ТРЕНТИНЬЯН ЖАН-ЛУИ (р. 1930)

1930 БАТИСФЕРА, аппарат для глубоководных погружений, сконструировали американский инженер Отис Бартон и натуралист Ч. Биб. Она имела диаметр 1,45 м, вес 2450 кг и прочные плексигласовые окна.БЕНЗИН ВЫСОКООКТАНОВЫЙ, предложил советский химик-органик академик Владимир

ОРНЕТТ КОУЛМЕН /1930/

ОРНЕТТ КОУЛМЕН /1930/ Коулмен, один из родоначальников и главных представителей негритянской школы авангардного джаза. Он, несомненно, — одна из самых противоречивых фигур в джазе. Многие музыканты открыто отвергали его, некоторые демонстративно уходили со сцены при его

Мавзолей В. И. Ленина (1930 г.)

Мавзолей В. И. Ленина (1930 г.) Здание Мавзолея сделалось известным всему миру. Включившись в старый ансамбль Красной площади, он стал главным зданием в этом ансамбле. Теперь уже трудно представить себе Красную площадь в ее прежнем виде без Мавзолея, настолько его облик

БУГАТТИ-35 В 1930

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930)

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) - французский философ и культуролог. Преподавал в Сорбонне (1960-1964), Высшей Нормальной школе, Высшей школе исследований в социальных науках (Париж), организатор "Группы исследований в области философского образования", один из инициаторов создания

Олег Попов (1930)

Олег Попов (1930) Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 г. в деревне Вырубово Кунцевского района Московской области в семье рабочего часового завода. Через месяц после его рождения отец будущего артиста получил комнату в столице, и семья переехала в Москву. Сам Попов

Читайте также: