Строение и динамика научного познания кратко
Обновлено: 06.07.2024
Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.
К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям. Непрекращающийся процесс уточнения идет на фоне борьбы альтернативных теорий, школ и направлений. Из этого следует, что научное знание открыто для новаций, оригинальных идей и концепций, способных улучшить имеющиеся гипотезы или развенчать устаревшие теории. Плюрализм мнений позволяет на одну и ту же проблему посмотреть с разных сторон, поэтому современной наукой приветствуется многообразие теорий с условием, что они отвечают требованиям научности.
Если знание не соответствует этим критериям, оно считается ненаучным.
Требования к научному знанию
Основные критерии, которым должно соответствовать научное знание:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- доказанность — выражается в установлении истинности научного высказывания посредством других высказываний, истинность которых уже известна;
- системность — приводит все компоненты в целостную систему, позволяя выявлять логические связи, определять их непротиворечивость и соответствие с эмпирическими данными;
- определенностьсмысла и значений понятий в науке — проявляется в однозначности; для устранения разночтений могут использоваться графики, диаграммы, таблицы;
- полезность — должна проявляться в стремлении к достижению главной цели науки — получение знаний о реальности;
- проверяемость — является критерием объективности: любое знание должно допускать проверку для того, чтобы оно было принято в качестве научного.
Структура научного знания
В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.
Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:
- проблема — компонент, содержанием которого является то, что не познано человеком, но то что предстоит познать;
- гипотеза — предположение, сформулированное на основе фактов, истинное определение которого требует проверки, обоснования и доказательства;
- теория — самая сложная и развитая форма, отображающая целостность закономерных связей определенной области действительности;
- закон — научные принципы, основанные на повторяющихся закономерностях развития явлений и процессов.
Методы теоретического знания:
- аксиоматизация — выстраивание научной теории на основе аксиом и исходных утверждений, из которых логически выводятся положения этой теории;
- формализация — отображение знания через построение абстрактных моделей в виде знаков и формул, необходимых для объяснения или уточнения конкретного научного понятия;
- гипотетико-дедуктивный метод — создание целостной системы, состоящей из дедуктивно связанных между собой гипотез, на основе которых можно обосновать эмпирические факты.
Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом. Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.
Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.
Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.
Виды научного знания
Одной из важнейших классификаций в общей структуре научного знания является выделение его основных видов:
- эмпирическое — основано на описании явлений и реальных объектов посредством наблюдения и эксперимента;
- чувственное — осуществляется органами чувств и опирается на образы, которые возникают в сознании;
- метатеоретическое — наиболее высокий уровень знания, который включает в себя множество высказываний, составляющих основания научных теорий — аксиом, принципов, научной картины, идеалов;
- теоретическое — передает причины и смысл причинно-следственных связей явлений. Это совокупность различных теорий и гипотез, которые обеспечивают научное толкование реальности;
- синтетическое — знание, которое проявляется только вместе с опытом, расширяя и добавляя информацию об исследуемом объекте;
- аналитическое — знание, которое не привносит никакой новой информации об объекте, лишь выявляя и поясняя уже заключенное в нем содержание;
- выводное — выводится из первичного материала, который собирает исследователь; интерпретация этого материала, как правило, сопровождается эмоционально-оценочным переживанием;
- предпосылочное — предшествует реальной эмпирической и теоретической деятельности исследователя;
- номотетическое — отображает законы, выявленные на основе обобщения явлений;
- идеографическое — описывает существенные черты в индивидуальных явлениях.
Этапы развития научного знания
Наука возникла из потребности человечества в производстве и получении знания об окружающем мире и самом себе. Как одна из основных движущих сил социально-исторического прогресса, наука также выступает показателем уровня развитости цивилизации.
В историческом становлении и развитии научного знания можно выделить основные этапы:
В структуре научного познания выделяют прежде всего два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.
Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования и 3) особенности метода.
Существуют ли различия между предметом теоретического и эмпирического исследования? Да, существуют. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.
На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.
Проблемы истины
В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:
1. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим.
3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека.
4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.
5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.
6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.
В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов ( Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой ( теория когеренции ), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.
Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствии мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.
Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.
На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.
Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.
Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует ходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.
Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.
Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений.
Относительная истина - истина, отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.
Конкретная истина - истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Со времени Г. Галилея и Ф. Бекона научное мышление во многом противостояло мышлению мифологическому, унаследовав, однако, одну из имманентных черт - веру в то, что существует внешнее по отношению к человеку, полное и абсолютное знание о мире. Изменились источники и методы поиска Истины, но сама она, amica veritas (в латыни слова "истина" и "вера" одного корня), оставалась священной коровой, которой клялись и попы, и философы, и самые крутые натуралисты. Из двух взглядов на предмет по меньшей мере один полагался непременно ложным.
Правда после И. Канта стало принято различать "абсолютную" и "относительную" истины, заговорили и о том, что знание конкретно, а мир пребывает в вечном движении. Однако ядро мифологического мышления опять таки оставалось нетронутым, так как субъект с заведомо ограниченным опытом наделялся способностью устанавливать окончательную границу между абсолютно и относительно истинным знанием, отделяя в нем то, что безусловно верно, от того, что еще может быть уточнено.
2. Происхождение человека и его сущность. Взаимодействие природы и человека.
3. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка человеческой психики.
4. Строение и динамика научного познания.
5. Методы эмпирического познания.
6. Понятие диалектики. Законы диалектики.
Ответы
Развитие философии в античном обществе.
Первые философские школы:
Милетская (VII-VI вв. до н. э.): Фалес – все состоит из воды.
Эфес. Формируются элементы стихийной диалектики. Гераклит (530-470 гг. до н. э.)
Демокрит - ввел понятие атома – неделимой частицы материи
Сократ (489-399 гг. до н. э.). Разум – основа человеческого существования. Метод познания истины – майевтика – диалог. Все зло от незнания.
Поздняя античная философия (I-IV вв.). Эпикурейцы. Цель жизни – удовольствие.
Происхождение человека и его сущность. Взаимодействие природы и человека.
Сущность человека: биологическая и социальная. Социальная: Общечеловеческие качества и свойства: сознание, речь, социальность, способность к труду и т. д.
Структура, этапы деятельности как способа существования человека:
7. Средства деятельности
Человек – представитель человеческого рода.
Личность – социальная характеристика человека, единство его психосоциальных качеств.
Природа, таким образом, имеет огромное значение для человека, оказывает на него и общество самое многообразное воздействие. Вместе с тем степень этого воздействия зависит от уровня конкретно-исторического развития человека, орудий труда и производительных сил общества в целом, который и обусловливает возможности и способности человека взять все необходимое для жизни из того, что предоставляет ему природа.
Освоение природы человеком имеет конкретно-исторический характер. Более того, выявляется определенная тенденция в исторически меняющемся воздействии человека (общества) на природу. Она обнаруживается в наличии трех этапов данного процесса.
Первый этап представляет собой крайне незначительное воздействие человека на природу.
Наступление второго этапа в историческом воздействии человека (общества) на природу связано с возникновением машинных орудий труда, основанного на них индустриального производства.
На третьем этапе воздействия человека (общества) на природу приобрело не только по своим масштабам, но и по последствиям планетарный характер.
Развитие форм отражения как генетическая предпосылка человеческой психики.
Отражение как всеобщее свойство материи развивается в следующих формах: физическое и химическое отражение в неживой природе, а в живой – раздражительность, ощущение, восприятие, и представление.
Человеческая психика является, с одной стороны, результатом развития форм отражения в природе, представляет собой их диалектическое снятие, т. е. органически включает их в преобразованном виде. С другой стороны, психика человека является высшей формой отражения действительности, обладает такими свойствами, которых либо совсем нет в природных формах отражения, либо существуют как предпосылки. С третьей стороны, психика человека есть не только отражение, но и идеальное творчество, конструирование, созидание объективной реальности. В природе сложились лишь предпосылки такой способности в виде представлений воображения, а в человеке они получили максимальное развитие, став его существенной чертой.
Строение и динамика научного познания.
В строении научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. В современном научном познании они выступают как сосуществующие моменты и, вместе с тем, логически следующие одно за другим звенья.
В динамике научного исследования выделяют следующие этапы:
Научные факты как особого рода предложения, фиксирующие достоверное знание.
Научная проблема как осознание противоречия между фактами и существующей теорией, имеющимся знанием.
Научная идея – это некая целостная система общих принципов объяснения проблемы и путей ее решения.
Гипотеза в отличие от идеи представляет собой уже конкретное объяснение, решение научной проблемы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения и решения какой-либо проблемы.
Теория – это самая развитая форма организации научных знаний, которая достоверно отражает сущность и закономерности определенной области объективной действительности.
Наконец, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате объединения и обобщения всех знаний науки называется научной картиной мира.
Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.
В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) — физике, химии, биологии и т. д.,— в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.
Читайте также: