Стратегия и тактика бизнеса кратко

Обновлено: 01.07.2024

Война с конкурентами за клиента. Здесь так же есть победы и поражения. Вы можете планировать стратегию ведения войны. Планировать, как нужно провести ту или иную операцию, какие силы использовать и какие приемы провести.

Тактик спланирует как именно определенный блок сработает в нужное время.

Стратег планирует, где и какая операция должна быть проведена. Где и какая группа должна выполнить свою задачу для удачного завершения операции.

Если стратег будет планировать полное выполнение той или иной операции с мельчайшими деталями, он может упустить главную цель. По этому не надо смешивать вместе и стратегию и тактику ведению боя.

Так что важнее в бизнесе, стратегия или тактика.

Будь вы хоть величайший стратег, который может просчитать все действия противника и вывести на нужную позицию нужную команду. Но без грамотных действий тактика, того человека, который владеет ситуацией на месте, все ваши действия могут пойти "коту под хвост" как говорится. Тактик спланирует детально операцию. Он знает когда, где и что должна выполнить конкретная единица.

Если вы мыслите деталями, что, когда и где вам надо сделать чтобы получить результат - то вы тактик.

Если вы планируете, что, когда и где кто-то должен выполнить, оставляя на его усмотрение детали выполнения этой операции, то вы стратег.

Главное умение стратега - делегирование полномочий. И пока вы не научитесь передавать полномочия подчинённым, вы не станете главным боссом.

Стоит определиться кто вы, стратег или тактик. И уже исходя из этого планировать дальнейшие действия.

Любой Тактик может дорасти до Стратега когда научится мыслить глобально.

Как для Стратега так и для Тактика важно знать на что способны те инструменты которыми он оперирует, и в каком случае наиболее целесообразно использование того или иного инструмента. Например в одном случае предпочтение отдаётся человеку, в другом случае оптимальным решением будет автоматизация процесса.

Стратег планирует, что данную операцию проведет роботизированная система и отдаёт команду.

Тактик так-же может нагрузить чат-бот для проведения той или иной функции, и получит нужный результат.

Роботы прочно вошли в нашу жизнь. Если вы не используете роботов, то ваши конкуренты могут вас опередить.

Стратегия и тактика развития бизнеса – это периодический процесс над которым размышляет собственник бизнеса, это редактируемый документ, в котором описывается стратегия и тактика, которые вы будете использовать для достижения поставленной цели.

Бизнес—стратегия – это общий план на длительный срок по развитию предприятия, базируется на миссии компании.

Бизнес—стратегия направлена на выявление и реализацию долгосрочных конкурентных преимуществ компании.

Стратегия развития бизнеса и тактика.

Граница между стратегией и тактикой не всегда ясна. Например, вы можете рассматривать сеть как общую стратегию развития бизнеса или как тактику усиления воздействия стратегии лидерства. С нашей точки зрения, различие заключается в расстановке акцентов и цели.

Международный стратегический центр предлагает стратегические сессии для собственников бизнеса:

  • Система стратегического планирования: глобальные тенденции, внешние шоки и разработка подходов адаптации к ним.
  • Стратегии устойчивого развития: анализ лучших практик и разработка предложений для собственников бизнеса.
  • Эволюция практико-ориентированных подходов к определению прогресса бизнеса.
  • Современные стратегии устойчивого планирования: рекомендации для собственников бизнеса.

Маркетинговая стратегия vs тактика: почему важно различать

Чем стратегия отличается от тактики? Это один из самых распространенных вопросов, звучащих на семинарах по маркетингу. Это и неудивительно, поскольку разница между понятиями не столь очевидна, но вопрос правильный и важный. Многочисленные исследования показывают, что без четкой стратегии маркетинговые тактики реализуются неверно, а бизнес развивается не в том направлении, в каком вам хотелось бы. Давайте поймем, как использовать и стратегию, и тактику для эффективного маркетинга.

Содержание статьи

Что такое стратегия и тактика?

Стратегия определяет маркетинговую деятельность, необходимую для достижения ваших бизнес-целей, тогда как тактика представляет из себя детали стратегии и отвечает за то, как именно это будет происходить.

Стратегии помогают определить ваши долгосрочные цели и способы их достижения. А тактики — это конкретные действия, предпринимаемые командами для реализации инициатив, изложенных в стратегии.

Если привести аналогию с шахматами, стратегия заключается в будущем размещении ваших фигур на определенных позициях, чтобы добиться нужного вам результата. Тактика проявляется в действиях по перемещению указанных фигур на эти позиции.

Более подробная связь между между целями, стратегией и тактикой показана на инфографике ниже.

Более подробная связь между между целями, стратегией и тактикой

9 ключевых отличий маркетинговой стратегии от тактики

Ниже мы перечислим основные характеристики маркетинговой стратегии, которые отличают ее от тактики.

1. Стратегия определяет конкурентное преимущество

2. Стратегия определяет распределение ресурсов

Ресурсы любого бизнеса ограничены. Таким образом, важной частью стратегии является использование этих ресурсов для получения максимальной отдачи.

Стратегия определяет, на что вы НЕ будете тратить время и средства, а также то, куда вы БУДЕТЕ инвестировать свои ресурсы.

3. Стратегия определяет долгосрочные перспективы

Бизнесу нужны конкретные цели, к которым он будет стремиться и при достижении которых будет оценивать полученные результаты. Когда у вас нет целей, нет и стратегии.

Понимание будущего бренда важно как для вашей команды, так и для ваших бизнес-партнеров. Выбранная стратегия будет определять пирамиду распределения ресурсов вашей компании, в которой видение находится на самой верхушке.

Стратегия определяет долгосрочные перспективы

4. Стратегия помогает определить долгосрочные цели

Ваши тактики должны поддерживать общий вектор развития бизнеса. Они должны способствовать достижению главной цели. Лучший способ убедиться в эффективности вашей тактики — это соотнести ее с целями и стратегией. Рекомендуется также строить прогнозы на основе моделей конверсии, чтобы гарантировать, что стратегические инвестиции принесут вам необходимую прибыль.

5. Маркетинговая стратегия определяет приоритетные рынки, аудиторию и продукты

Здесь на первый план выходит такая маркетинговая модель, как сегментация, таргетинг и позиционирование. Тактика — когда вы определяете, как наилучшим образом использовать эту модель, но при этом стратегический анализ (какая аудитория наиболее подходит для вашего продукта и соответствует ли он ее ожиданиям) вы не проводите.

В рамках этой модели вы также определяете ключевую аудиторию и персону покупателя, и эти данные влияют на вашу тактику — на то, как именно вы можете достучаться до этих людей.

6. Стратегия определяет позиционирование бренда

После того, как вы определили характеристики, предпочтения и поведение вашей целевой аудитории и составили персону покупателя, в рамках стратегии вы должн определить, как вы хотите, чтобы ваш бренд воспринимался по сравнению с конкурентами.

7. Стратегия определяет, как привлечь аудиторию с помощью брендинга

8. Стратегия помогает выстроить долгосрочный план для инвестиций в технологии и для других крупных инвестиций

В современном маркетинге необходимо использовать данные и технологии, чтобы получить максимальную отдачу от выбранной тактики. Следует использовать такие методы, как AB-тестирование, чтобы получить наилучшие результаты от используемых тактик.

В эту эпоху цифровой трансформации многие компании применяют различные технологии для оптимизации бизнес-процессов и сбора информации о клиентах. Инвестиции в цифровые технологии, автоматизацию маркетинга и в будущем в искусственный интеллект и электронное обучение будут значительными.

Зачастую реализовать все необходимое за один год невозможно из-за стоимости технологий или сложности инвестиций. Поэтому нужно создавать долгосрочные маркетинговые планы, включающие применение технологий.

9. Стратегия помогает управлять деятельностью компании

Наконец, маркетинговая стратегия должна быть сквозной, чтобы у бизнеса был контроль над всеми тактиками. Во время стратегического планирования нам нужно убедиться, что тактика согласована со стратегией, чтобы не сбиться с намеченного пути.

Какие факторы определяют эффективность стратегии?

Решения на основе данных

Хорошая стратегия тщательно продумана, спланирована и очень хорошо изучена. Если вы хотите создать сильную, долгосрочную стратегию, важно собрать информацию и данные из прошлого опыта, чтобы улучшить ваш будущий процесс принятия решений.

Например, в некоторых отраслях бизнеса наблюдается сезонность. Знание того, как использовать эту сезонность в ваших интересах, является примером хорошего стратегического мышления и использования данных в ваших интересах.

Четко определенные цели

Лучшие стратегии строятся вокруг четко определенных целей. Гораздо проще построить хорошую стратегию, если вы точно знаете, чего вам нужно достичь. Четко определенные цели — ключевая часть общего процесса планирования долгосрочной стратегии. Некоторые люди одновременно планируют свою стратегию и бизнес-цели, что может упростить процесс. Но, если конечной цели нет, пытаться создать свою стратегию — все равно что пытаться участвовать в гонке, не зная маршрута.

Планы действий в чрезвычайных ситуациях

Успех вашей стратегии зависит от ожидаемого результата, но что произойдет, если все пойдет не по плану? Здесь на помощь приходит план действий в непредвиденных обстоятельствах. Если вы включите такой план в свою стратегию, вы сможете планировать работу при форс-мажорах. Ваша команда будет знать, как преодолеть возникшие препятствия, чтобы проект не сорвался.

Какие факторы определяют эффективность тактики?

Тактика краткосрочна

Если стратегия представляет собой долгосрочный план, тактика — это краткосрочные шаги, которые помогут вам достичь промежуточных целей. Тактическое планирование — это разбивка вашего стратегического плана на краткосрочные действия.

Тактика явно привязана к стратегии

Если вы изо всех сил пытаетесь понять, как конкретная тактика влияет на вашу стратегию, возможно, это не лучшая тактика для вашей стратегии. Работа, которую вы делаете, должна активно способствовать достижению ваших целей.

Метод постановки целей OKR (Objectives and Key Results, Цели и ключевые результаты) — хороший пример того, как краткосрочные тактики связаны с долгосрочным видением. Есть одна главная цель, и есть ключевые результаты, которые вы ставите для достижения этой главной цели. Тактика, над которой люди работают регулярно, способствует достижению ключевого результата.

Тактика ограничена по времени

Тактику лучше всего реализовывать в ограниченный период времени. Подобно большинству стратегий постановки целей, создание ограниченных по времени крайних сроков гарантирует, что тактика действительно будет завершена в установленные сроки. Если вы не знаете, как создать действенную и ограниченную по времени тактику, попробуйте использовать методологию целей SMART.

Примеры стратегий и тактик в бизнесе

Вот несколько примеров того, как компании могут использовать эффективные стратегии и тактики для достижения своих бизнес-целей.

Отдел HR

Стратегия: увеличить на 20% число приглашенных на интервью кандидатов, принадлежащих к расовым и этническим меньшинствам, в сфере технологий.

  • Спонсировать кандидатов, принадлежащих к расовым и этническим меньшинствам, специализирующихся на STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics; естественные науки, технические науки, инженерное дело и математика).
  • Создать возможности для студентов с альтернативными образовательными программами, такими как учебные лагеря и техникумы.
  • Регулярно делиться списками вакансий на платформах, предназначенных для поиска работы представителями расовых и этнических меньшинств.

Отдел цифрового маркетинга

Стратегия: увеличить количество подписчиков на пробную версию на 30%.

  • Увеличить видимость на веб-страницах, добавив всплывающее окно пробной версии с 50% прокруткой.
  • Предлагать бесплатную электронную книгу каждому, кто оформил пробную подписку.
  • Продвигать пробные подписки с помощью маркетинга в социальных сетях.

Отдел веб-разработчиков

Стратегия: уменьшить скорость загрузки страницы на 1 секунду.

  • Выявить лишний код, влияющий на скорость загрузки страницы, и найти оптимизированные альтернативы.
  • Сжать изображения на странице до размера менее 1 МБ.
  • Уменьшить количество редиректов.

Заключение

Думайте о тактике и стратегии как о двух разных сторонах одной медали — оба плана действий необходимы для достижения ваших целей.

Если кто-то пытается выполнить свои бизнес-задачи исключительно с помощью стратегии, он ничего не добьется, поскольку именно тактика, то есть конкретные действия, приведут вас туда, куда вам нужно. Когда компания использует только стратегию, единственное, что она делает, — это планирует действия для достижения целей вместо того, чтобы выполнять конкретную работу.

С другой стороны, вы не сможете достичь своих бизнес-целей только с помощью тактики. Тактика без стратегии быстро превращается в бессмысленную работу. В этом случае компания просто совершает случайные действия без стратегической цели. В краткосрочной перспективе это может казаться активной работой. В долгосрочной — может привести к разочарованию, выгоранию и недовольству.


В фильме Брюса Ли “Выход дракона” есть два эпизода, отлично показывающих разницу между стратегией и тактикой. И на основе этих фрагментов я приведу примеры из истории российского бизнеса.

Сюжет фильма коротко: мастера рукопашного боя плывут на корабле на остров, где им предстоит сразиться друг против друга в поединках. У героя Брюса Ли есть две задачи: победить европейского бородача из второго эпизода и захватить владельца острова.

Стратегия

Давайте посмотрим первую сцену, тут всего 2 минуты, а потом я расскажу, что в ней нашел. Фрагмент называется “Искусство борьбы без борьбы”.

Что мы в нем видим? Мы видим стратегическую победу. Это стратегический ход.
Герой Брюса Ли еще до этого эпизода провел анализ среды, определил основных противников, их возможные тактики. Схватка и победа на корабле не входили в его стратегические задачи. Более того, герой Брюса не реагирует на удары по воздуху около лица, ибо заранее предположил такие действия. Он считает, что противник в него все же не попадет, а даже если и попадет, то один удар не нанесет критического урона, зато даст широкий спектр действий для Брюса: от открытого/скрытого урона противнику до санкций противнику от владельца острова.

Еще раз, герой Брюса не вступает в борьбу и показывает стратегическую эффективность. Он показывает “искусство боя без боя”.

Тактика

Давайте рассмотрим второй эпизод. “Доска безответна”. 4 минуты.

Здесь герой Брюса Ли показывает подавляющее тактическое преимущество над противником. Он бьет быстрее. Он более подвижен. Он всегда настороже.
Тактическая эффективность — это быть быстрее, выше, сильнее противника. Говоря языком бизнеса, это операционная эффективность бизнеса.

Любую операционную эффективность можно повторить.

Если после вашего тактического шага противник остался жить, рано или поздно он догонит вас. Он будет тренироваться, набирать ресурсы или воспользуется моментом. А вы ограничены тем, что не сможете прыгать еще выше, у всякой физической или тактической эффективности есть предел.

Стратегия против тактики

Мы можем восхищаться подвигами Д’Артаньяна, но он тактик. Истинный стратег — это Ришелье. А за ним Мазарини. Именно труд этих двух кардиналов делает Францию к приходу Людовика XIV сильнейшей страной Европы. Людовик же как истинный тактик развязывает несколько войн, но ему не везет, и он теряет все наработанные преимущества. Кардиналы делали Францию богаче без боя. Бои, развязанные Людовиком, погружали Францию в нищету и, в конце концов, привели к революции.

Операционная эффективность предельна и повторима.
Стратегическая эффективность беспредельна и практически не повторима.

Бенчмаркинг догоняет всех.

  • У вас хорошая реклама? Скоро конкуренты ее повторят.
  • У вас быстрая доставка? Конкуренты договорятся с теми же курьерскими компаниями.
  • У вас широкий ассортимент и собственное производство? Скоро вас догонят.

Но, кстати, стратегической эффективностью может стать сложноповторимый набор тактических ходов.

  • В 1997 в топ-10 по капитализации мировых публичных компаний было только 6 американских.
  • В 2017 — все 10 лидеров американских.

К чему этот блок? К тому, что наши предприниматели сегодня, к сожалению, обращают внимание на внешние тактические способы увеличения капитализации. Тем временем стратегическая эффективность, прошу извинить за тавтологию, более эффективна, чем тактическая. В разы.

И напоследок, еще немного философии борьбы от Брюса Ли, который, кстати, не стал вступать в конкурентную гонку с другими актерами Голливуда, а, оценив ресурсы и среду, уехал в Гонконг, где и стал звездой мировой величины.

• Будь водой, друг мой. Вода может течь, а может крушить.
• К чёрту обстоятельства. Я создаю возможности.
• Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя.
• Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз.
• Обычный человек — совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути — ты познаешь рутины, идеи и традиции — свою тень.
• Хороший боец не тот, кто напряжён, а тот, кто готов. Он не думает и не мечтает, он готов ко всему, что может случиться.
• Все продвинутые техники не функциональны.

Читайте также: