Евреи в крыму кратко

Обновлено: 01.07.2024

Итак, начнем по порядку, с древнейших времен. Еврейская община поселяется на территории Крыма еще в античное время и, таким образом, является одной из древнейших иудейских общин на территории всей Восточной Европы. После завоеваний Александра Македонского, когда Иудея стала частью эллинистического Востока, евреи начинают расселяться с территории земли Израиля в соседние регионы, прежде всего в античные города Малой Азии, откуда до Крыма уже было, что называется, рукой подать. К сожалению, вплоть до позднесредневековых времен мы располагаем лишь отрывочными сведениями о первых обитателях Крымской Иудеи. У нас нет данных ни о численности еврейской общины той поры, ни о точном времени их пребывания в том или ином населенном пункте Таврики. Тем не менее даже на основании этих фрагментарных данных можно попытаться восстановить целостную картину. В процессе анализа истории крымских евреев античного периода, равно как и в последующих главах нашей книги, нам придется развенчать несколько неправильных концепций и ложных представлений, сформировавшихся в результате неверного прочтения доступных исторических источников.

Многочисленные археологические и эпиграфические памятники свидетельствуют о несомненном пребывании евреев на территории Крымского полуострова не позднее второй половины I века н. э. Более того, со значительной долей вероятности можно предположить, что переселение евреев на территорию Крыма началось еще раньше, во II—I веках до н. э., когда после войн понтийского царя Митридата VI Евпатора (правил в 121—63 гг. до н. э.) усилились контакты между Боспором и еврейским населением Малой Азии. Таким образом, первые иудейские поселенцы Крыма, очевидно, были потомками эмигрантов, приехавших в Малую Азию с территории Палестины и эллинистического Востока в целом. По мнению С. Дубнова, эти поселенцы приезжали в Крым не только из Малой Азии, но и из Сирии и Египта, в особенности из Александрии, где находилась крупная эллинизированная еврейская община 1 .

Еврейские граффити на штукатурке из херсонесской синагоги (прорисовка М. Кизилова)

Еврейские граффити на штукатурке из херсонесской синагоги (прорисовка М. Кизилова)

При всей своей парадоксальности сведения Иеронима о переселении евреев на Боспор во времена Адриана могут соответствовать действительности. Дело в том, что в 132 году, во время правления императора Адриана (117—138 гг. н. э.), в Иудее разразилось антиримское восстание Бар-Кохбы, которое завершилось разгромом восставших, разрушением Иерусалима и изгнанием евреев из центральных регионов Иудеи. Часть этих евреев могла добровольно или по принуждению переселиться на территорию Боспорского царства. По этой причине нет ничего удивительного в том, что в Крыму в эпоху античности было найдено значительное количество памятников с иудейской символикой, встречающейся и на находках с территории земли Израиля. О том, что именно в это время наблюдается новая волна еврейской эмиграции в Крым, косвенно свидетельствуют данные ономастики ** , сообщающие новые, до того не встречавшиеся в Крыму еврейские имена, а также появление большого количества надгробий с иудейской символикой 4 .

Возрождение иврита в качестве разговорного языка произошло в Палестине лишь в конце XIX века в связи с деятельностью белорусского еврея Элиэзера бен Йеуды (настоящее имя Л.И. Перельман; 1859—1922). В течение двух тысячелетий жизни в галуте евреи говорили на языках их этнических соседей — на арамейском в Палестине, греческом в Греции и Византии, идише в Европе, еврейско-испанском (ладино, или джудезмо) в Испании и на татарском — в мусульманском Крыму.

Надгробие из Керчи с изображением меноры и фрагментарной надписью на иврите

Надгробие из Керчи с изображением меноры и фрагментарной надписью на иврите

К настоящему времени на территории Боспорского царства обнаружено всего несколько стел-манумиссий. Большинство из них были связаны с еврейскими общинами этого региона. Этот факт еще раз указывает на то, что именно для еврейской общины была наиболее привычна практика освобождения рабов. Все боспорские еврейские (и нееврейские) манумиссии написаны на греческом языке. Самые ранние из этих еврейских манумиссий были найдены на крымской и азиатской сторонах Боспора: в Пантикапее (42—52 гг. н. э.), в Фанагории (около Тамани; 51 г. н. э.) и в Горгиппии (Анапа; 59 г. н. э.) 7 . Еврейский характер манумиссии из Горгиппии 41 года н. э., однако, вызывает сомнения 8 , как и содержание фанагорийской манумиссии 16 года н. э., где предположительно упоминается имя греческого бога Аполлона. По мнению некоторых исследователей, тем не менее, это также еврейский памятник, а имени Аполлона там на самом деле нет 9 . В случае, если мы принимаем аргументацию данной группы исследователей, это был бы древнейший памятник, свидетельствующий о присутствии евреев на территории бывшего СССР.

И. Берлин выделил следующие специфические черты в крымско-еврейской традиции составления манумиссий:

• манумиссии были высечены на мраморных плитах;
• акты об освобождении рабов составлялись в еврейских общинах;
• община принимала участие в опеке и исполнении акта об освобождении;
• освобождение носило характер религиозного действия и происходило в силу данного обета;
• освобожденные рабы посвящались еврейской молельне;
• женщины также принимали участие в служении молельне 10 .

Одна из наиболее интересных манумиссий с территории Крымского полуострова происходит из Боспора (Керчи) и датируется 80—81 годами н. э. Приведем полный ее текст:

В царствование царя Тиберия Юлия Рескупорида, друга цезарей и друга римлян, благочестивого, 377 года [т. е. 80—81 г. н. э.], месяца Перития, 12-го числа, я, Хреста, бывшая жена Друза, отпускаю по обету в молельне вскормленника моего Гераклеса на свободу; жить ему — где захочет беспрепятственно, с гарантией от захвата и беспокойства со стороны какого-либо из моих наследников, согласно моему обету, при условии почитания и усердного посещения молельни [в оригинале — просевхэ], с согласия наследников моих Гераклида и Геликониады, под опекой также и иудейской синагоги [т. е. общины] 11 .

Надгробие из Керчи с изображением меноры, лулава и шофара

Надгробие из Керчи с изображением меноры, лулава и шофара

В начале XX века большое количество еврейских надгробий с надписями (на греческом и на иврите) и изображениями семисвечников было обнаружено около так называемой Цементной слободки хранителем Мелек-Чесменского кургана Ю.Ю. Марти. Марти предположил, что именно в этом районе и находился еврейский некрополь античного времени. Ученый опубликовал информацию о девяти памятниках подобного рода, а находящиеся на них надписи были опубликованы В.В. Латышевым 17 . Из надгробных надписей и манумиссий явствует, что боспорские иудеи носили греческие (Хреста, Друз, Гераклид, Геликониада), римские (Север) и еврейские (Шабтай, Симеон, Исаак, Самуил, Иосафат и Иуда) имена. Самуил Вайсенберг, приехавший на осмотр еврейских древностей Крыма незадолго до начала Первой мировой войны, обнаружил 12 еврейских надгробий, хранящихся в Мелек-Чесменском кургане и 4 плиты с еврейскими символами и надписями в Царском кургане. Одни из этих надписей поступили туда из близлежащей Тамани; другие же были найдены на территории Керчи 18 .

Примечания

*. Добавим, впрочем, что Бар-Ханина мог иметь в виду не Киммерийский, а Фракийский Боспор.

**. Ономастика — раздел лингвистики, изучающий имена собственные.

***. От лат. manumissio — в римском праве название юридических актов освобождения рабов.

5*. Здесь и далее косая черта будет указывать на топонимы и понятия, существующие в двух или более вариантах, каждый из которых является правильным и общеупотребимым.

1. Dubnov. History of the Jews. P. 16.

2. Иосиф Флавий. Иудейская война. Пер. с нем. Я.Л. Чертка. Минск, 1991. С. 181 (Кн. 2:16:4).

3. Регесты и надписи. Свод материалов для истории евреев в России. Т. 1. (80 г. — 1800 г.). СПб., 1899. Т. 1. С. 42.

4. Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев // ВДИ. 1993. № 1. С. 69.

7. Айбабин А.И., Сидоренко В.А. Новая иудейская манумиссия из Пантикапея // Боспорские исследования. Симферополь-Керчь, 2008. С. 121—127; Даньшин. Фанагорийская община. С. 62—63.

8. Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ. Vol. III. Pt. 1. Edinburgh, 1986. P. 37.

9. Даньшин. Фанагорийская община. С. 63.

10. Берлин. Исторические судьбы. С. 110.

11. КБН. № 70; ср. Соломоник. Древнейшие. С. 11.

12. Айбабин, Сидоренко. Новая иудейская манумиссия. С. 124.

13. Регесты и надписи. С. 4.

15. Хвольсон. Сборник. С. 138.

17. Марти Ю. Описание Мелек-Чесменского кургана и его памятнике в связи с историей Боспорского царства // ЗООИД. 1913. Т. 31. С. 17—18, 55, 75, 77.

18. Вайсенберг С. Исторические гнезда Кавказа и Крыма // ЕС. 1913. Т. 6. Вып. 1. С. 61—63.

, еврейская этнолингвистическая группа (община). До Второй мировой войны крымчаки в основном населяли Крымский полуостров. Самоназвание евреев Крыма дороссийского периода — иехуди или срэл балалары (`сыны Израиля`).

  1. Название общины
  2. Расселение
  3. История евреев Крыма
    • Боспорский период
    • Хазарский период
    • Татарский период
    • Российский период
  4. Крымчаки в 20 веке

Название общины

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. — 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае — около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи. По-видимому, в конце 19 в. — начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же — в Симферополе, 750 — в Феодосии, 500 — в Керчи, 400 — в Севастополе, остальные — в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч — в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков — на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 — по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 — в Феодосии, 100 — в Керчи, 400 — в Симферополе, и несколько — в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. — начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога. В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите, а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями — старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Иероним свидетельствовал о наличии евреев в Боспорском царстве в конце 4 в. — начале 5 в. Среди них якобы были потомки семей, изгнанных ассирийцами и вавилонянами, а также попавших в плен воинов Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание).

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией. Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма — Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. — начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) — одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов, родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села ха-иехудим) и Мангупе — столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее — в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства — как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше ха-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы — садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. — начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие — на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кохен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство — земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие — торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки — земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке — в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, — лауреат Государственной премии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Этносы Крыма: Евреи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этносы Крыма: Евреи

Этносы Крыма: Евреи

История еврейского народа насчитывает более пяти тысячелетий. Его образ жизн.

История еврейского народа насчитывает более пяти тысячелетий. Его образ жизни и философия,моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием "еврейская традиция " Тора – основа еврейской традиции. Ее язык-иврит. Сегодня во всем мире, согласно официальной статистики, насчитывается около 14 миллионов евреев. Евреи единый народ, но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов.

Основная часть еврейских памятников Крыма относится к эпохе эллинской культу.

Основная часть еврейских памятников Крыма относится к эпохе эллинской культуры и найдена на территории Боспорского царства в Пантикапее(Керчи). Это различные плиты с текстами, с изображением меноры (семисвечника) (III-VIвв.н.э.) А в Херсонесе одна из найденных здесь датируется ׀׀веком до н.э. На ней кроме изображения семисвечника имеются еще два рисунка: изогнутый рог(шофар),связанный с трубным гласом, который должен возвестить верующим о приходе мессии (на надгробных плитах он символизирует идею воскрешения мертвых)и пальмовая ветвь (лулав)как символ победы(на надгробных плитах символ победы над смертью).На многих еврейских памятниках надписи сделаны на греческом языке. Это объясняется тем, что разговорным языком евреев в античных городах был греческий. Только в синагоге служба шла на иврите. Число евреев в Крыму увеличилось после разрушения римлянинами Иерусалима и массового переселения из Византии. Евреи чувствовали себя в Тавриде в безопасности. Хазары, принявшие иудаизм, способствовали расселению евреев на полуострове. МЕНОРА (СЕМИСВЕЧНИК)

К 1917году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тыс.евреев. Накануне 1941.

К 1917году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тыс.евреев. Накануне 1941 года в Крыму проживало около 60 тысяч евреев, но в результате холокоста их численность значительно уменьшилась (по некоторым данным было расстреляно около 40000 тыс. евреев).В 1947г.многие евреи уехали в Биробиджан, но несмотря на то, что еврейские общины продолжали существовать, на полуострове, синагоги были закрыты повсеместно По данным Всеукраинской переписи населения 2001г. на территории АРК проживает 5,5 тысяч евреев.

В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожни.

В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры художники, работы которых являлись образцом искусства. Чрезвычайно интересными по своим художественным достоинством были работы из бронзы, серебра ,золота, декоративное искусство и каллиграфическое письмо. Эти высокохудожественные изделия еврейских мастеров практически не сохранились в Крыму. Увидеть их можно только на выставках в Западной Европе, в Прибалтике, в Киеве, Львове

Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев, так как им долгое.

Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев, так как им долгое время запрещалось заниматься хлебопашеством. Те, кто с огромным трудом приобретал земельные участки, успешно выращивали на них пшеницу, чеснок, фасоль, бахчевые культуры, держали скот.

Традиционным занятием евреев считалась торговля. Не всем известно, что еврейс.

Традиционным занятием евреев считалась торговля. Не всем известно, что еврейское население облагалось двойной податью. Они платили подать как все люди России, но еще и за то, что были евреями! Только торговля с её быстрым оборотом и прибылью позволяла евреям платить второй налог. В Крыму еврейское купечество совместно с купцами других национальностей объединялась в гильдии. В 1877 году Севастополь стал торговым портом и через него за границу пошли продукты сельского хозяйства. Стали известны торговые дома Дрейфусов, Юровских, Глэйдеров. Подобные торговые дома были в Керчи, Феодосии и в других городах Крыма. ОБРАЗЦЫ ЕВРЕЙСКИХ МОНЕТ

Городское еврейское население по грамотности в Крыму уступало лишь немцам. Ср.

Городское еврейское население по грамотности в Крыму уступало лишь немцам. Среди евреев было много известных врачей, адвокатов, аптекарей. Многие стали крупными учёными в России, на Западе, в Америке. В начале XX столетия свом виртуозным исполнением на международных конкурсах славились музыканты – евреи.

В середине XlX века еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях Ро.

В середине XlX века еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях России стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения. Молодых стали приобщать к светским знаниям наряду с религигиозными. Для самых талантливых открывались двери гимназий, училищ, институтов и университетов. При этом сохранилась процентная система приема еврейских детей. Тем не менее, еврейская община старалась сохранить обычаи и обряды, такие, как "обрезание",ритуальное требование к пище("кошерное "и"трефное"), обряд совершеннолетия "бар-мицва". Еврейское община сумела на протяжении многих тысячелетии сохранить традиции народа, национальные обряды и праздники, благодаря тому и выжил еврейский народ.

Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и традициями, восходящими из.

Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и традициями, восходящими из далекой древности. Библейское благословление "плодитесь и размножайтесь" было обязательной религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши –в 18 лет, лет девушки –в 14-15лет.Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома. Девочка знала только одно – что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и, если отец в детстве сосватал ее, ей будет предоставлено право сделать свой собственный выбор. Закон считая желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених,

Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор.

Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывалось размеры приданого и время свадьбы. Непременным условием было то, что родители жениха и невесты после свадьбы должны предложить молодым и кров , и стол в течении двух лет. В договоре оговаривалось, что если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платят штраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то договор становился законом. "Ктуба"- брачный договор- определял обязанности жениха и размеры приданного с каждой стороны.

Как правило свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близк.

Как правило свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбалы и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле неё. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: “Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля.” Раввин читал “Ктубу”, а затем он или кантор пел семь свадебных благословлений, жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть обряда

Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях.

Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день молодожёны приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была её замкнутость, что и определяла её чистоту и крепость. Нарушение супружеской жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины.

Одежды евреев не отличались от местного населения. В разные исторические пер.

Одежды евреев не отличались от местного населения. В разные исторические периоды они носили греческие, византийские, генуэзские одежды. К середине XIX века по одежде можно было определить из каких мест России, Украины, Белоруссии, Польши, Германии прибыли беженцы, Иногда встречались евреи одетые в лапсердак с цицисами, в ермолке, в шапке с меховой опушкой, в широкополых шляпах, в широких длиннополых турецких кафтанов, схожих по покрою с рясами. Это были очень религиозные общинники. Такая одежда во второй половине XIX века практически исчезает, т.к. носившие её подвергались крупным штрафам.

Говорили евреи на языке народа, среди которого они жили. Внутри общины- на ид.

Говорили евреи на языке народа, среди которого они жили. Внутри общины- на идиш, а на иврите евреи общались с Богом и получали образование.

Основа еврейской музыки- нигуны (напевы). Для них характерны- грусть, печаль.

Основа еврейской музыки- нигуны (напевы). Для них характерны- грусть, печаль и безудержное веселье. Характер еврейского народа отражается в нигунах. Также нужно отметить, что в какой бы стране не жили евреи, мелодика этой страны вплетается в еврейскую музыку. Еврейских музыкантов называют – клейзмеры. Они играют на свадьбах и праздниках. В прошлом это талантливые самоучки. Среди евреев очень много известных музыкантов.


Все праздники и вся жизнь евреев проходит по лунному календарю. Каждый день.

Все праздники и вся жизнь евреев проходит по лунному календарю. Каждый день, каждый праздник начинается с появлением первой звезды на небе. Можно сказать, что нет другого народа на земле имеющего столько праздников в году. Ведь каждую субботу евреи отмечают свои главный праздник ШАБАТ. Это праздник вселенский. Он напоминает о сотворении мира, и возникновении народа Израиля.

РОШ-А-ШАНА- новый год. По еврейскому обычаю отмечается в сентябре. В этот ден.

РОШ-А-ШАНА- новый год. По еврейскому обычаю отмечается в сентябре. В этот день нужно простить тех, кто тебя обидел, и просить прощения у тех , кого обидел ты. Правоверный иудей верил, что Бог в этот день раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека, и каждому выносится приговор. ЙОМ-КИПУР. Отмечается через 10 дней после Рош-а-Шана. В этот день выносится окончательный приговор тем евреям, кто не получил его в Новый год.

СУККОТ. Длится праздник 8 дней. В эти дни нужно расстаться со своим комфортом.

СУККОТ. Длится праздник 8 дней. В эти дни нужно расстаться со своим комфортом и почувствовать, как себя чувствовали те евреи, которые ходили с Моисеем по пустыне. Нужно принимать пищу и гостей в шалаше. Шалаш (суку) украшают гирляндами, картинками и обязательно ставят кресло и столовый прибор для небесных гостей, праотцев(ушпизим). Каждый день, если евреи не прогневили Бога ,к ним приходят праотцы, каждый в свой день(всего их семь). В последний день, как бы остановка в пути, и евреи хотели бы побыть еще с Богом, им не хочется с ним расставаться. И вот на следующий день наступает праздник СИМ ХАТ ТОРА.

СИМ ХАТ ТОРА. Каждую субботу в синагоге читается одна глава из Торы. Главы р.

СИМ ХАТ ТОРА. Каждую субботу в синагоге читается одна глава из Торы. Главы рассчитаны так, что за год евреи прочитывают всю Тору. И вот в Сим Хат Тору евреи заканчивают читать последнюю главу Торы и начинают читать первую. В этот день Тора, как невеста ее выносят из синагоги, вокруг нее водят хороводы.

Ханука Этот праздник отмечают в честь исторического события. Малочисленный от.

Ханука Этот праздник отмечают в честь исторического события. Малочисленный отряд евреев, разбил многочисленную армию греков, освободив свою землю от поработителей. Это чудо. После победы отряд зашел в оскверненный храм, чтобы осветить его снова. Но нашелся только один горшочек лампадного масла. Чтобы приготовить лампадное масло, нужно было 7 дней. И вот этот горшочек с маслом не иссяк и горел 7 дней, пока новое масло не было приготовлено. Чудо света, чудо огня. Праздник длится 7 дней и в память об этом каждый день зажигается новая свеча и в последний день горят все свечи. В этот день детям дарят подарки, ханукальные денежки

Пурим Это самый любимый многими евреями праздник. Одна из важнейших заповедей.

Пурим Это самый любимый многими евреями праздник. Одна из важнейших заповедей ,которые исполняют в Пурим, это заповедь "подарков бедным",т.е.знаки благотворительности. А лучший способ исполнить эту заповедь- давать деньги нуждающимся так, чтобы бедняк не знал, кто именно дал ему деньги. Поэтому и наряжались в Пурим в маскарадные костюмы, Чтобы бедняки не знали своих благодетелей и не были смущены. Другая заповедь, которую евреи исполняли в Пурим – это "мишлоах манот"(буквально -"посылка явств").В Пурим на улицах можно видеть взрослых и детей, которые несут тарелки и подносы с пирогами, сладостями, бутылки вина: заповедь эта дана, чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев.

Пейсах (Пасха, марш-апрель) Это праздник, в который еврей отмечают одно из на.

Пейсах (Пасха, марш-апрель) Это праздник, в который еврей отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории- освобождение из египетского рабства. Пейсах в переводе с иврита -" проходить мимо, миновать"по библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта. По заповеди ,на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев- есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли(опресняк). Маца-символ свободы и в то же время напоминания, что евреи были рабами. Главным Событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая "Седер" Она проводилась в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей?"). Рассказать об Исходе в Пасхальную ночь -заповедь данная каждому еврею. Для того, чтобы глубже почувствовать это повествование, на праздничный стол ставили еду имеющую символический смысл. Пейсах объединяет всех евреев и напоминает, что они- единый народ, связанный общей верой, культурой и историей. Ровно через 50 дней после Пейсаха наступает Шавуот.

Шавуот Шавуот - праздник дарования Торы евреям Богом. Само слово "Тора значит.

Шавуот Шавуот - праздник дарования Торы евреям Богом. Само слово "Тора значит учение, поскольку она учит евреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от одного года до другого, от праздника до праздника. Каждый год, отмечая свои праздники, евреи должны стараться пережить вновь события, положившие начало этим праздникам. Дни Шавуота- это дни единства и мира, это время, когда надо на деле проявлять братскую любовь в большей степени и с большей преданностью ,чем евреи делают это в течении всего года ,через попытки приобщать друг друга к изучению Торы.

На сегодняшний день в Автономной республике Крым в городе Симферополе работаю.

На сегодняшний день в Автономной республике Крым в городе Симферополе работают: Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма. Руководитель Гендин Анатолий Иванович; Крымское республиканское еврейское общество "Яд Эзра – Рука помощи". Руководитель Глубочанский Александр Давидович Созданы еврейские общества и в других городах Крыма.

Мы закончили свой рассказ о еврейском народе, и хотим спросить вас: Сколько т.

Мы закончили свой рассказ о еврейском народе, и хотим спросить вас: Сколько тысячелетий насчитывает история еврейского народа? Назовите два основных языка евреев? Каким веком датируется плита, найденная при раскопках Херсонеса? В какой период своей жизни в Крыму евреи специальными ярлыками освобождались от налогов и охранялись от насилия? В каких городах Крыма построены еврейские синагоги? Основные занятия евреев? Назовите еврейские праздники?

Краткое описание документа:

Каждую пятницу евреи встречают свой благословенный Шабат. Эта презентация удобна тем, что весь текст написан на слайдах и нет ни одного слайда без фотографий или картинок. Она проста в использовании. Сейчас в мире много агрессии и нам стоит поучиться у еврейского народа той мудрости, с какой он преодолевает свои невзгоды и вновь возрождается к жизни. Просто возьмите и посмотрите эту презентацию!

Как крымчаки назывались в источниках XVIII – XIX веков

История формирования общины

Кроме того, небольшие еврейские общины появляются не позже XVII века в Мангупе, Чуфут-Кале и Бахчисарае. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раввинисты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных ханства (ок. 800 человек), а караимы – 75 % (ок. 2600 человек).

В XIII-XVII веках в Крым прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идиш ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, тато- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности еврейской общины нам неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Гутман и Ашкенази (Ачкинази) будут указывать на говорящих на идиш эмигрантов из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо и Тревгода – на переселенцев-сефардов из Италии и Испании; Бакши, Стамболи, Измирли, Токатлы и Мизрахи – на Турцию и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – на Польшу; Гота и Вайнберг – на Германию; Гурджи – на Кавказ и т.п. Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII–XVIII веках. Как и караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымско-татарского языка.

В Российской империи и Советском Союзе

Ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая община Крыма составляла около 800 человек. В XIX веке, по-видимому, из-за низкого экономического состояния, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком!

Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки.

Читайте также: