Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в российской федерации до 2025 года кратко
Обновлено: 02.07.2024
создание механизма инициативного (проактивного) назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях формирования для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь;
увеличение размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров не ниже уровня инфляции;
реализация мер, направленных на содействие занятости граждан старшего возраста;
строительство (реконструкция) объектов капитального строительства стационарных организаций социального обслуживания для обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания;
меры по повышению качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;
создание для граждан старшего поколения в шаговой доступности условий для занятий физической культурой и др.
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (далее - план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию плана, обеспечить его реализацию.
3. Финансовое обеспечение плана осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимися исполнителями и соисполнителями плана, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации региональных программ, направленных на улучшение качества жизни граждан старшего поколения, учитывать мероприятия плана.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Приложение
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 23 июня 2021 г. N 1692-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ НА 2021 - 2025 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ЭТАПА
СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА
Создание механизма инициативного (проактивного) назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях формирования для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь
беззаявительное назначение страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности, досрочной пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости и создание для граждан удобных условий реализации своего права на получение социальных доплат к пенсии
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования при содействии органов службы занятости пенсионеров, планирующих возобновить трудовую деятельность, а также лиц предпенсионного возраста
Проведение мониторинга соблюдения норм и правил законодательства о защите трудовых прав работников предпенсионного и пенсионного возраста
Организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди работодателей о возможностях трудоустройства граждан старшего поколения
увеличение количества вакансий с гибкими формами занятости и дистанционной занятостью, размещаемых в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России"
II. Меры по повышению качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста
Проведение научных исследований в области геронтологии и гериатрии, в сфере профилактики неинфекционных заболеваний
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации
организация и проведение больших национальных популяционных, эпидемиологических исследований распространенности возраст-ассоциированных заболеваний, а также трансляционных исследований в области геронтологии.
Разработка, клиническая апробация и внедрение новых, в том числе высокотехнологичных, методов диагностики и лечения возраст-ассоциированных заболеваний
Организация дополнительного профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала, оказывающих медицинскую помощь гражданам старшего поколения
Обеспечение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах социального обслуживания и охраны здоровья в интересах граждан старшего поколения
раннее выявление когнитивных расстройств у граждан старшего поколения и своевременное оказание необходимой медицинской помощи
III. Мероприятия, направленные на развитие современных форм социального обслуживания, повышение качества предоставляемых гражданам старшего поколения социальных услуг
Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе
обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их автономности, самореализации, здоровья, качества жизни
Реализация в субъектах Российской Федерации стационарозамещающих технологий, позволяющих гражданам старшего поколения проживать дома (в семье)
увеличение количества граждан старшего поколения, получающих социальные услуги на дому в сочетании со стационарозамещающими технологиями
поддержка лиц, обеспечивающих уход за гражданами старшего поколения, в том числе дистанционно, создание школ ухода в целях обучения навыкам ухода за гражданами старшего поколения
Создание условий для беспрепятственного доступа граждан старшего поколения к объектам социальной инфраструктуры, местам отдыха и предоставляемым в них услугам
обеспечение гражданам старшего поколения беспрепятственного доступа к социально значимым организациям (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры, социального обслуживания, здравоохранения и др.)
Улучшение условий проживания и повышение качества социального обслуживания граждан старшего поколения в организациях социального обслуживания, включая расширение штатной численности работников организаций, перечня оборудования, необходимого для оснащения организаций социального обслуживания
создание безопасной и комфортной среды для получения социальных услуг гражданами старшего поколения в организациях социального обслуживания
Строительство (реконструкция) объектов капитального строительства стационарных организаций социального обслуживания для обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания
повышение качества предоставления социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания
Оказание государственной поддержки юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в сфере социального обслуживания населения
заключение соглашений с кредитными организациями, выдающими кредит по льготной ставке частным инвесторам
Поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в интересах граждан старшего поколения
развитие сектора некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг гражданам старшего поколения
Развитие и поддержка добровольческих (волонтерских) движений, оказывающих помощь гражданам старшего поколения
IV. Мероприятия по созданию условий для активного долголетия, ведения здорового образа жизни, досуга и вовлечения в общественную жизнь граждан старшего поколения
Организация и проведение массовых физкультурных мероприятий, направленных на вовлечение в занятия физической культурой и спортом граждан старшего поколения
вовлечение граждан старшего поколения в занятия физической культурой и спортом, увеличение доли граждан старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом
Реализация мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди граждан старшего возраста
Правительством РФ утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.
О том, для чего она нужна и как будет реализовываться, размышляет заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.
- Прежде всего, как вы считаете, может ли большинство россиян сегодня, достигнув предпенсионного или пенсионного возраста, сказать о себе, что они могут рассчитывать на достойную старость, наполненную смыслом и возможностью реализации?
- Откладывать принятие стратегии до лучших времен не позволяет демографическая ситуация. Как и вся Европа, наша страна быстро стареет. Уже в 2015 году практически каждый четвертый человек в России был в возрасте старше трудоспособного. А к 2025 году, по прогнозам Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 по 2025 год с 24,6 до 27 процентов и составит 39,9 миллиона человек. Это данные так называемого среднего прогноза.
- Расскажите о целях и задачах, которые призвана решать стратегия. В интересах каких граждан она рассчитана — тех россиян, что уже сегодня достигли пенсионного возраста, или благодаря действиям в рамках этой стратегии будут созданы обозначенные в ней благоприятные условия для граждан, которым только предстоит достичь старшего возрастного порога через 10-15 лет?
Будущие пенсионеры, безусловно, окажутся в более выигрышной ситуации, потому что определенная часть мер будет уже реализована. Но и нынешние, надеюсь, ощутят их действие. Давайте не будем забывать все-таки, что за последние годы были созданы и реализованы программы и на региональном, и на федеральном уровнях, ориентированные именно на старшее поколение. Стратегия принята не на пустом месте — она вобрала в себя определенный опыт и общее понимание тех задач и проблем, которые нужно решать. Они дифференцированы в зависимости от потребностей пожилых граждан -запросы физически и социально активных пожилых людей и людей больных, нуждающихся в уходе и помощи, естественно, различны.
В документе много места отведено анализу текущей ситуации, из которого вытекают основные конкретные направления действий. Добавлю, что стратегия рассчитана на два этапа. В течение первого — до 2020 года — должен быть реализован определенный комплекс мер и достигнуты определенные целевые показатели. Например, доля граждан, получающих социальные услуги, в общем числе граждан старшего поколения, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, должна вырасти с 50 до 80 процентов. Уже из этих цифр понятно, что одна из первоочередных задач — более полно удовлетворить спрос на социальные услуги.
Чтобы достичь запланированных цифр, нужно очень много сделать. Нужно больше социальных работников, нужен несколько иной, чем сегодня, уровень их подготовки. Нужно многое перестроить в буквальном смысле этого слова. Нужно расширить сам спектр социальных услуг для людей старшего возраста, сделать их доступнее, качественнее. Это в принципе отдельная тема для отдельного разговора. Но главное — этот процесс уже идет. Думаю, что принятие стратегии добавит ему оборотов.
- Всем известно, насколько трудно найти работу, в том числе и по специальности, после 50-60 лет. Как и что, и вообще будет ли меняться?
Их и предусматривает стратегия. Безусловно, должна быть исключена возрастная дискриминация на рынке труда. У нас это продекларировано давно, но, увы, не реализуется. Дополнительные меры обязательно будут приняты, но это одна из самых сложных для быстрой реализации позиций, поскольку труднее всего менять стереотипы.
Направление, которое, думаю, будет развиваться быстрее, — развитие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости для граждан старшего поколения, а также развитие наставничества. Это уже практикуется.
Еще одно направление — это закрывать спрос на рынке труда на определенные профессии с учетом имеющегося трудового потенциала работников старшего поколения и, безусловно, с учетом их желаний и возможностей.
- Тема здоровья не менее актуальна для людей старшего возраста. Однако проводимые реформы в здравоохранении пока не привели к удовлетворению их потребностей в этой сфере, что и отмечается в стратегии. Что, на ваш взгляд, должно быть сделано для улучшения ситуации?
- В первую очередь должны быть разработаны для пожилых людей свои стандарты медицинского обслуживания и свои страховые нормативы. Пока нет порядков и стандартов оказания гериатрической помощи как вида медицинской помощи пожилым людям, более развитой системы паллиативной помощи для тяжелобольных людей. У медицинских организаций нет возможности учитывать особые потребности пожилых людей.
Еще одно направление, которое потребует совершенствования законодательства в том числе, — это координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения.
И третье — развитие медицинских и социально-медицинских услуг на дому. Это даст возможность усилить профилактическую, доврачебную помощь пожилым гражданам.
И конечно, должна быть создана более развитая сеть учреждений, которые специализируются на медицинских и социальных услугах для тяжелобольных людей. Хосписы у нас появились, но их очень мало. Но и не всегда такое учреждение должно быть хосписом.
- Хватит ли у нас на все это ресурсов — материальных, организационных, человеческих?
- Государственных — не хватит ни одной стране. И если посмотреть опыт стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на хорошем уровне, мы увидим, что там наравне с государственными организациями участвует огромное количество спонсоров, благотворительных организаций, частных, всевозможных форм собственности. И у нас эту систему необходимо выстраивать тоже. Правовая основа для этого заложена в законе об основах социального обслуживания. Она дает возможность привлекать в социальную сферу новых участников. Их приток идет. Но еще очень медленно. Нужны новые механизмы, новые стимулы для их привлечения, для развития частно-государственного партнерства. Такие, как налоговые льготы, особые условия кредитования, более простой порядок предоставления земельных участков под строительство учреждений социального обслуживания и так далее.
-Повлияет ли на этот процесс принятие стратегии?
-Убеждена в этом. Стратегия зафиксировала существующее положение дел, основные проблемы и направления, пути их решения. У нас есть регионы, где все, о чем говорится в стратегии, в той или иной степени реализуется и дает свои результаты. Есть другие — где действуют по старинке, боятся использовать новый опыт, сделать новый шаг. Стратегия — это уже документ, на который можно ориентироваться, действовать смелее, решительнее. Законодателям в том числе.
III. Основные цели, принципы и задачи Стратегии
Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения.
Стратегия базируется на следующих принципах:
недопущение дискриминации граждан старшего поколения;
активное участие граждан старшего поколения и учет их мнения в определении приоритетов при реализации Стратегии;
дифференцированный подход к определению форм социальной поддержки разных категорий граждан старшего поколения;
соблюдение прав и законных интересов граждан старшего поколения во всех сферах жизнедеятельности;
полное и эффективное вовлечение и включение в общество граждан старшего поколения;
партнерство семьи, общества и государства в интересах граждан старшего поколения;
обеспечение межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в интересах граждан старшего поколения.
Основными задачами Стратегии являются:
обеспечение равного доступа к услугам в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, питания, культуры, спорта, связи, транспорта и др., в том числе для граждан старшего поколения, проживающих в сельской местности и отдаленных районах;
доступность адресной, своевременной помощи для нуждающихся в ней граждан старшего поколения;
обеспечение финансового благосостояния граждан старшего поколения;
создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующих стимулированию пожилых людей к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями;
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан старшего поколения;
повышение уровня финансовой и правовой грамотности граждан старшего поколения в условиях современной экономики;
создание условий для обеспечения гражданам старшего поколения доступа к информации;
создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом;
вовлечение граждан старшего поколения в культурную жизнь общества;
повышение доступности туристских услуг для граждан старшего поколения;
развитие гериатрической службы и системы оценки потребности в уходе;
совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения;
развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;
создание условий для формирования комфортной потребительской среды для граждан старшего поколения и субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли;
стабильное развитие торговой инфраструктуры;
обеспечение нуждающихся граждан старшего поколения высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов;
развитие производства общественного транспорта, включая обеспечение приспособленности парка общественного транспорта к потребностям маломобильных групп населения;
развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения;
формирование позитивного и уважительного отношения к людям старшего поколения, повышение готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям.
Читайте также: