Страны третьего мира крах колониализма и борьба против отсталости кратко

Обновлено: 08.07.2024

Материал данного методического пособия нацелен показать существующие подходы к рассмотрению темы, систематизировать данные. В ней рассматриваются особенности борьбы против колониализма.

Содержимое разработки

Министерство образования республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Предмет: история

крах колониализма и борьба против отсталости.

Преподаватель: Рафикова А.Ф.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: История

Методы обучения: лекция с элементами беседы

Междисциплинарная связь: обществознание, география

Норма времени: 90 минут

Цели занятия:

1. Дидактические:

- обеспечить усвоение следующих понятий: страны «третьего мира, страны тропической Африки

2. Развивающие:

- развивать умение мыслить логически, научно спорить.

- продолжить формирование навыков логического и образного мышления;

- умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы;

- умения чётко и грамотно излагать свои мысли;

- развивать навыки самостоятельной работы;
3. В оспитательные:

- содействовать формированию морально - нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;

- воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества;

Средства обучения:

А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Б. Наглядные пособия: слайды

В. Раздаточный материал:

Г. Учебные места: аудитория №

Д. Литература

Основная: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник в 2 ч. Ч.2. М., 2012.

- Иконникова С. Н., Большаков В.П. История мировой культуры. Учебник и практикум для СПО.М., 2017. (ЮРАЙТ).

- Пленков О.Ю. Новейшая история. Учебник для СПО. Санкт-Петербург. 2017.(ЮРАЙТ)

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания: проверка конспектов, опрос

3. Постановка проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить). Составить план работы.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов. Домашнее задание

План работы

1. Рост антиколониального движения

2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, содержание и последовательность

излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

Организационный момент

Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;

Организация внимания, проверка отсутствующих;

Активизация на эффективную, плодотворную работу;

Проверка домашнего задания

1. Какие основные изменения произошли в международных отношениях после войны?

Постановка проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить).

- Что вы знаете о колониальной системе?

- Какие страны были крупнейшими метрополиями?

- Какие страны были первыми колонизаторами? (Испания, Португалия)

Составить план работы.

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

3. Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.

Запись на доске

Изучение нового материала

1. Начало освобождения колоний.

Вторая мировая война затронула в той или иной мере все страны и континенты. Одним из последствий войны был рост национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.

Во Вьетнаме коммунисты добились руководящих позиций в освободительном движении, инициировали создание Лиги независимости Вьетнама (Вьетминь). 15 августа 1945 г. во Вьетнаме началась революция. Японские гарнизоны были разоружены; марионеточная администрация разогнана; возглавлявший ее император отрекся от престола. У власти встал Национальный комитет освобождения во главе с лидером коммунистов Хо Ши Мином. Независимость была провозглашена 2 сентября 1945 г.

17 августа 1945 г. Комитет по подготовке независимости в Индонезии объявил о независимости страны. Лидер комитета Сукарно стал первым президентом Индонезии.

Страны-метрополии не имели достаточных сил для подавления освободительного движения в колониях военным путем, поэтому они были вынуждены сочетать репрессии с уступками.

Созданная после отступления американцев в 1942 г. Народная антияпонская армия Филиппин сыграла важную роль в освобождении страны от японцев. Американцы не преминули воспользоваться помощью филиппинской армии, но сразу после стабилизации положения стали предпринимать попытки ее разоружения. В 1946 г. США предоставили Филиппинам независимость, одновременно закрепив экономические привилегии и свои военные базы.

Часть британских колоний в Азии, оставаясь в составе Британского содружества наций, получили самоуправление или независимость. В августе 1947 г. по религиозному признаку были разделены Индия и Пакистан с предоставлением каждому из них статуса доминиона (самоуправления). В 1950 г. Индия отказал ась от статуса доминиона и объявила себя республикой. В 1956 г. ее примеру последовал Пакистан. В феврале 1948 г. права доминиона получил Цейлон (Шри-Ланка).

В 1946 г. от французского владычества освободились Сирия и Ливан. В 1947 г. Голландия признала республику Индонезию, но лишь как фактическую власть на некоторых островах. Голландские войска начали военные действия против индонезийцев. Только в ноябре 1949 г. в результате массового сопротивления Голландия признала Индонезию независимым государством, однако до 1963 г. удерживала Западный Иран (на острове Новая Гвинея).

В 1951 г. получила независимость Ливия. В июле 1952 г. в результате революции в Египте была свергнута монархия. Новое правительство патриотически настроенных офицеров выступило за укрепление независимости Египта и вывод с его территории английских войск.

В 1956 г. увенчалась победой борьба за независимость французских протекторатов Марокко и Туниса. В 1954 г. вспыхнуло восстание в Алжире. Оно переросло в колониальную войну, которая длилась почти 8 лет. Только в 1962 г. Алжир добился независимости.

2. Образование новых независимых государств в следствие крушения колониальных империй.

К концу 50-х гг. ХХ в. становится ясно, что спасти колониализм не смогут никакие реформы, которые метрополии активно проводили в своих колониях. 1960 год входит в историю как год Африки: от колониальной зависимости в этом году освободилось 17 государств.

1 января стал независимым Камерун, в апреле - французское Того, в июне появились Республика Конго (бывшее Бельгийское Конго) и Малагасийская Республика. 1 июля была провозглашена Сомалийская Демократическая Республика. Колонии Французской Западной и Экваториальной Африки получили независимость в период с августа по ноябрь 1960 г. (Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Французское Конго), Нигер, Мавритания, Габон).

Британская колония Нигерия получила независимость в октябре. В начале 60-х гг. ХХ в. стали независимыми страны Британской Восточной Африки (Танганьика, Уганда, Кения, Занзибар). Страны Британской Центральной Африки получили независимость в 1964 г. В 1965 г. была провозглашена независимой Замбия.

Освобождение Анголы и Мозамбика.

По сравнению с другими метрополиями Португалия была отсталой страной. В ХХ в. усилилось проникновение в Анголу и Мозамбик непортугальского капитала.

В 1956 г. в Анголе несколько нелегальных политических организаций и кружков объединились в Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА). Основным средством была вооруженная борьба. Возглавлял МПЛА А. Нето, политический деятель и поэт.

Партизанская война продолжалась почти 15 лет, в ней на стороне повстанцев участвовали и мулаты, и белые. Этническая пестрота и давние междоусобицы создавали трудности на пути объединения, кроме того, задача осложнялась из-за националистических группировок, враждебных МПЛА. Несмотря на все препятствия, в 1973 г. МПЛА контролировала треть территории страны.

В январе 1975 г. новое правительство Португалии подписало соглашение о переходе Анголы к независимости. Вскоре началась война между МПЛА и другими группировками, поддержанными армией ЮАР. На стороне МПЛА выступило большинство населения, ее поддержали социалистические страны и большинство африканских государств. Существенную роль в военных действиях сыграли кубинские войска. Кровопролитные бои продолжались до начала 1976 г., но уже к ноябрю 1975 г. преимущество МПЛА стало очевидно.

В 1962 г. в Мозамбике в результате объединения нескольких политических организаций появилась партия Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). В 1964 г. началось всеобщее вооруженное восстание, а затем партизанская война против Португалии. Колониальные власти пытались задушить освободительное движение с помощью террора. Но территория, занимаемая ФРЕЛИМО, постоянно увеличивалась, армия становилась все многочисленнее.

25 июня 1975 г. Мозамбик был провозглашен независимым государством, власть перешла к ФРЕЛИМО. Правительство Мозамбика, как и ангольское, объявило официальным курсом ориентацию на социализм.

В 1980 г. получила независимость Зимбабве, в 1990 г. - Намибия.

Падение режима апартеида в ЮАР.

В течение 50-х гг. ХХ в. происходит объединение усилий ведущих антирасистских организаций, меняется характер крупнейшей организации цветного населения - Африканского национального конгресса (АНК). С начала 60-х гг. ХХ в. В стране усилился террор, применялись все более жесткие репрессивные меры. В конце 1961 г. вышла из Британского содружества и была переименована в ЮАР.

В 70-е п. ХХ в. все крупные промышленные центры ЮАР были охвачены забастовочным движением. Участники стачек, кроме экономических требований, выражали и политические; протест против расовой дискриминации поддержали все категории цветного населения, некоторые группы белого населения, особенно студенты. Апартеид был осужден общественностью всего мира.

В июне 1976 г. в африканском пригороде Йоханнесбурга Соуэто начались волнения, затем охватившие все крупные промышленные центры ЮАР. После восстания в Соуэто усиливается авторитет АНК. Мандела стал символом всего освободительного движения ЮАР. К середине 80-х гг. ХХ в. происходит объединение антирасистского движения на платформе АНК. Проходит несколько крупных антирасистских кампаний.

С февраля 1989 г. президентом ЮАР становится Ф. де Клерк, представитель нового поколения, убежденный в необходимости ликвидации режима апартеида. Правительство освободило лидеров АНК, а в 1990 г. начало переговоры с руководством АНК Всеобщие выборы 1993 г. позволили АНК занять ведущую роль в государстве. Президентом ЮАР стал Мандела.

Развитие освободившихся стран.

В 50-е и 60-е п. ХХ в. В освободившихся государствах завоевывают популярность социалистические идеи. Страны социалистической ориентации (Гана, Гвинея, Египет, Мали, Алжир, Конго, Танзания, Бирма, Эфиопия, Ангола, Мозамбик), предпринявшие попытку встать на некапиталистический путь развития, расценили социализм как средство преодоления отсталости, зависимости и нищеты, решения социальных проблем. Экономические достижения СССР, его усилившийся авторитет в мировой политике, делали в глазах населения очень популярными перспективы построения социализма.

В странах социалистической ориентации проводились национализация собственности иностранных компаний и крупных частных владений, аграрные преобразования. Был создан государственный сектор. Но отсутствие материально-технической базы для перехода к современному уровню материального производства, слабое развитие гражданского общества тормозили эволюцию государственного сектора. Это обусловило застой экономики, сохранения отсталости и нищеты.

Разрастались бюрократические хозяйственные и административные аппараты, распространял ась коррупция. Социальная опора правительств сужалась, что способствовало их перерождению или свержению. Окончательный крах режимов в странах социалистической ориентации произошел после распада СССР и социалистического лагеря.

Вторая половина XX века. Премьер-министр Зимбабве Р. Мугамбе и президент КНДР Ким Ир Сен
Вторая половина XX века. Голодающие африканские дети

В самих европейских метрополиях поначалу стремились сохранить хотя бы остатки империй. Великобритания согласилась на предоставление независимости Индии, но упорно держалась за остальные колонии. Французы были вынуждены уйти из Индокитая, но долго сопротивлялись освобождению Алжира. Деколонизация не обошлась поэтому без войн. Великобритания боролась с еврейскими повстанцами в Палестине в 1945—1948 годах, подавляла партизанское движение в Малайе в 1946—1960 годах и восстание Мау-Мау в Кении в 1952—1960 годах. Франция вела войну в Индокитае (1946—1954), в Марокко и Тунисе (1952—1956), в Алжире (1954—1962). Нидерланды пытались в 1945-1949 годах силой удержать в подчинении Индонезию. Дольше всех сопротивлялась деколонизации Португалия. Она воевала против повстанцев в Анголе и Мозамбике до 1974 года. Но для большинства метрополий бесславное окончание войны Англии и Франции против Египта в 1956 году означало, что сопротивление деколонизации безуспешно. Изменилось и отношение населения метрополий к колониям. Тяготы войн за их сохранение быстро искоренили в сознании остатки имперского мышления. В конце 50 — начале 60-х годов большинство французских колоний стали независимыми. Предоставила независимость своим колониям Англия. Наконец, в 70-х годах последней рухнула самая старая колониальная империя — португальская.

Так произошло одно из самых значительных событий истории XX века. Перестали существовать создававшиеся европейцами с XV века колониальные империи — главный атрибут великой державы.

Последствия ликвидации колониализма

Образование более сотни новых государств привело к резкому изменению политического ландшафта планеты. Освободившиеся страны составили большинство государств мира. Они стали новым важным фактором мировой политики. Соответственно, снизился политический вес европейских держав-метрополий.

Несмотря на то, что в политическом плане освободительное движение было направлено против европейских стран-метрополий, оно само было результатом глубокого воздействия на восточные общества идей европейской цивилизации. Об этом говорят лозунги освободительного движения. Ведь его лидеры не собирались восстанавливать доколониальные порядки и традиционное общество. Они хотели создать современное передовое национальное государство, составной частью которого должны были быть высокоразвитая промышленность, всеобщее избирательное право, грамотность населения и его доступ к современной медицине. Отсюда и понимание ими главной задачи освободившихся стран как задачи преодоления отсталости, модернизации. Победа освободительного движения стала важным шагом на пути становления единой мировой цивилизации, базирующейся на общих ценностях.

Борьба за экономическую самостоятельность

Первый путь был наиболее полно реализован в деятельности Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Созданная в 1960 году, она, добившись контроля над мировым экспортом нефти, начала в 70-х годах повышать цену на нее, действуя как международный картель. Действия ОПЕК, как уже отмечалось, вызвали в мире энергетический кризис, но резко увеличили доходы экспортеров нефти.

Тоталитарный социализм

В тех освободившихся странах, где к власти пришли коммунисты, борьба за преодоление отсталости приняла форму тоталитарного социализма. Так произошло в Китае, Вьетнаме, Северной Корее (КНДР), Лаосе, Монголии, Камбодже в Азии и на Кубе. Эти режимы были похожи на те, что сложились после второй мировой войны в Восточной Европе. Отличие состояло в том, что компартии стали здесь влиятельной политической силой самостоятельно, активно участвуя в освободительном движении, и без непосредственной поддержки СССР. Поэтому все они, за исключением Монголии, проявляли большую независимость в отношениях с ним.

Усиление экономических трудностей

Демографический взрыв

Проблема преодоления отсталости была усугублена начавшимся после войны повышением темпов роста населения. Именно тогда эти страны вступили в ту фазу демографического развития, которую страны Европы и Северной Америки пережили в XIX веке. Смертность в странах Азии, Африки и Латинской Америки начала падать, а рождаемость осталась традиционно высокой. В итоге численность населения зарубежной Азии в 1950-1989 годах увеличилась с 1,326 миллиарда человек до 3 миллиардов, Африки — с 224 до 626 миллионов, Латинской Америки со 164 до 441 миллиона.

Настоящий демографический взрыв вызвал аграрное перенаселение. В ряде регионов, где природная среда обитания людей особо ранима, это привело к катастрофическим последствиям. Пример тому — район южнее Сахары в Африке. Быстрый рост населения привел к распашке всех пригодных земель, вырубке лесов, полному истощению источников пресной воды. Климат стал более засушливым, началась эрозия почвы, и Сахара перешла в наступление. В этой зоне с 70-х годов возникла постоянная угроза массового голода. Часть избыточного населения двинулась в город. С 1950 по 1980 год 350 миллионов жителей деревень стали горожанами, оседая в основном в трущобах, опоясывающих все крупные города Азии, Африки и Латинской Америки. В Калькутте, например, проживало более 10 миллионов человек, каждый год на заработки туда приезжало еще около 200 тысяч, при том, что в городе уже было 600 тысяч безработных, 200 тысяч бездомных и 100 тысяч нищих.

Высокие темпы роста населения усложняют решение проблемы преодоления отсталости. Высокая рождаемость ведет к омоложению населения — дети в возрасте до 15 лет составляют его половину в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Для преодоления отсталости нужно, чтобы они, по крайней мере, стали грамотными. Правительства этих стран должны выделять немалые средства на строительство школ, подготовку и содержание учителей и т.д. Громадная безработица — следствие высоких темпов роста населения — способствует сохранению низкой заработной платы и замедляет технический прогресс.

Бурлящий котел

Под воздействием бурного роста населения и политики правительств, направленной на ускорение развития общества, тысячелетний традиционный уклад жизни нарушился, начался переходный период. Новое сосуществовало со старым.

Экономика стала многоукладной. Наряду с традиционным, натуральным, аграрным сектором начал быстро развиваться современный в виде промышленности, фермерских хозяйств, торговли и сферы обслуживания. Появились новые классы и социальные группы, причем громадная часть населения оказалась в переходном состоянии, как те миллионы крестьян в одночасье ставших горожанами, не имея для этого ни навыков, ни привычки, ни необходимой для городской жизни специальности. Отсюда и социально-политическая неустойчивость. Все эти страны представляли собой как бы бурлящий котел. Революции и государственные перевороты, гражданские войны и межгосударственные конфликты — это стало характерной чертой развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. В большинстве из них утвердились авторитарные и тоталитарные режимы.

Перемена экономического курса

Успехи в модернизации

Преодоление отсталости в цивилизационном аспекте

Получив политическую независимость, новые страны не стали экономически самостоятельными. Бывшие метрополию и США продолжали диктовать цены на сырье и продовольствие, промышленное оборудование. Но зависимость была теперь не следствием политического давления, а результатомотсталости. Страны Азии, Африки оставались аграрно-сырьевыми придатками, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Эта отсталость закреплялась господством традиционного уклада жизни, неграмотностью большей части населения, неразвитостью коммуникаций и средств связи (инфраструктуры).

Проблема отсталости усилилась после Второй мировой войны благодаря повышению темпов роста населения. Демографический взрыв произошел в момент, когда только начиналась трансформація традиционных социально-экономических институтов в странах, начавших получать независимость. Аграрное перенаселение в ряде регионов привело к настоящей катастрофы. Использование всех земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, вырубка лесов, истощение источников пресной воды породили проблему урбанизации. С 1950 по 1980 г. 350 млн. выходцев из села стали жителями городов, поселяясь в основном в районах, окружающих крупные города. Высокие темпы роста населения усложнили решение проблемы отсталости, доходы на душу населения в некоторых странах стали меньше по сравнению с колониальным периодом. Высокая рождаемость обусловила омоложение населения (дети в возрасте до 15 лет составляют половину населения страны). Чтобы добиться выхода из отсталости, нужно повышать грамотность населения. А при таком количестве подростков это требует больших затрат на образование. Следствием высоких темпов рождаемости является безработицы, способствует сохранению низкой заработной платы и не стимулирует внедрение новых технологий, тормозит технический прогресс.

Под давлением демографического взрыва и политики правительств, направленной на модернизацию общества, традиционный уклад жизнь начал разрушаться. Новые отношения сосуществовали со старыми общественными, экономическими и политическими отношениями. Экономика стала многоукладной, социальная структура - пестрой, причем большая часть населения оказалась в переходном маргинальном состоянии. Это приводило к социально-политической нестабильности. Происходили революции, государственные перевороты, военные мятежи, гражданские войны, межгосударственные, национальные конфликты, стало характерной чертой развития стран Азии, Африки.

Понимание экономической зависимости встранах "третьего мира" сначала базировалось на представлении, что мировой экономика существует исключительно за счет их эксплуатации, осуществляемой путем занижения цен на сырье стран "третьего мира" и завышение цен на готовую продукцию развитых стран. Из этого следовало, что достичь экономической независимости можно в результате импортозамещающей индустриализациии эксплуатация природных ресурсов. Последнее наиболее полно проявилось в деятельности Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Созданная в 1960 г.,она, установив контроль над мировым экспортом нефти, начала в 70-е годы повышать цены на нее, действуя как международный картель или синдикат. Действия ОПЕК вызвали в мире энергетический кризис, увеличив доходы стран ОПЕК. Очень быстро этот путь достижения экономической независимости оказался малоэффективным. Страны Запада провели модернизацию производства в сторону сокращения расходов энергоносителей. Также увеличили добычу энергоносителей страны, не являющиеся членами ОПЕК. В результате страны ОПЕК вынуждены сокращать добычу нефти, чтобы сохранить цену, а это привело к падению доходов. Наконец цена на нефть и газ значительно упала. На полученные нефтедоллары страны ОПЕК так и не создали современной конкурентоспособной промышленности, которая бы компенсировала падение доходов от исчерпания природных ресурсов. Эти страны так и остались зависимыми от экспорта в страны. Энергетический кризис сильнее всего ударил по странам, которые развиваются.

Импортозаменимая индустриализация для многих стран была неосуществима из-за отсутствия необходимых природных и человеческих ресурсов, незначительного внутреннего потребления:40% стран в мире имеют территорию, меньшую 100 тыс. кв. км с населением до 3млн. человек. Кроме того, этот курс означает сохранение отсталости в области технологий. Индустриализация, которая проводилась без учета возможностей, вела к финансовой задолженности, а ее бремя переводился на плечи населения.

Постепенно в странах "третьегомира "убедились в необходимости пересмотра стратегии развития. Суть новой стратегии заключается в том, чтобы не противодействовать мировой экономике, а приспособить ее к своим потребностям.

В 1974 г. группа стран "Третьего мира" стала инициатором созыва специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по экономическим вопросам, где была принята декларация о установление нового мирового экономического порядка (НСЭП). Его суть заключается в перераспределении финансовых и технологических ресурсов в интересах развивающихся стран. Основой для таких притязаний стал тезис об ответственности развитых стран. Страны Запада не согласились с обвинениями, но выразили готовность содействовать модернизации.

В момент развертывания дискуссий положение стран "третьего мира" ухудшилось. Попытку решить проблемы с помощью внешних займов привели к росту долга стран"Третьего мира" (1980 г. долг составлял 400 млрд долларов США, а1988 г. - 1120 млрд долларов США).

Оставался один выход: форсированно развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала. Эти меры дали толчок развитию новым структурам. Их поддерживали МВФ и МБРР. Льготные кредиты выдавались этими учреждениями при условии проведения рыночных реформ:

- Стабилизации денежного обращения;

- Ликвидации дефицита бюджета;

- Приватизации нерентабельных предприятий госсектора;

- Введение свободных цен;

- Либерализации внешней торговли.

Революция в экономической политике в странах "третьего мира" привела к падению почти одновременно с революциями в Восточной Европе просоциалистические режимов и прекращения социалистических экспериментов в странах "третьего мира".

Следовательно, преодоление отсталости оказалось для стран Азии и Африки не только экономической проблемой. Этот процесс стал, по сути, взаимодействием цивилизаций. Ведь отсталость была связана с господством традиционных столетних укладов. Их преодоление означало модернизацию общества.

Наиболее динамично в социальном, экономическом и политическом плане развивались новые индустриальные государства Гонконг (Теперь часть Китая), Сингапур, Тайвань, Южная Корея, затем к нимприсоединились Индонезия, Малайзия, Филиппины. Используя иностранные капиталы и технологии, значительные трудовые ресурсы на местах, им удалось создать развитую обрабатывающую промышленность, которая работает в основном на экспорт и успешно конкурирует на рынках стран Запада.

Наименее развитыми остаются страны Тропической и Южной Африки (кроме ЮАР).

Итоги

После Второй мировой войны значительноускорился процесс деколонизации, который привел к ликвидации колониальных империйи созданию новых независимых государств. Перед новыми независимыми государствами всталаглавная проблема - проведение модернизации. Несмотря на все трудности,модернизация стран "третьего мира" шла семимильными шагами. Имудалось создать отечественную промышленность, внедрить новые технологии, а"Зеленая революция" сняла угрозу массового голода. Они добилисьпризнания своих проблем, как проблем глобальных.

Их голос отчетливо звучит на всехмировых форумах. Изменилась их социальная структура. Значительная часть трудоспособногонаселения уже работает по найму, появился местный предпринимательский капитал,средний класс, отошло в прошлое всесилие крупных землевладельцев и родовойзнати. Неравномерно, но в целом вырос уровень жизни. Постепенно формируютсясоциально-экономические условия для укоренения демократических институтов. Этот процесссовпал с демократическими преобразованиями в Восточной Европе и благодаря этому большеполовины населения мира стало жить в условиях политической свободы. Такие динамическиеизменения - еще один феномен ХХ в.

Исламская революция в Иране(1979)

Конституционалисты, костяк которых составлял Национальный фронт Ирана, выступали за создание конституционной монархии с демократическими парламентскими выборами.

Среди исламистов особенно выделялось Движение за свободный Иран, в рядах которого был первый премьер-министр после-революционного Ирана Мехди Базарган. Участники движения выступали за смену власти без крови, в рамках закона.

Последователи Хомейни организовали Общество борющегося духовенства, куда вошли Муртаза Мутаххари, Мохаммад Бехешти и Али Акбар Хашеми Рафсанджани, которые после победы революции займут высокие государственные посты.

Начало революции

Непосредственным началом Исламской революции принято считать события января 1978 года в Куме (традиционно религиозном городе), когда демонстрация студентов против клеветнической статьи о Хомейни в государственной газете была расстреляна полицией. По официальным данным, в ходе усмирения беспорядков погибли 2 студента. По данным демонстрантов — 70 человек. По шиитской традиции, поминальные службы о погибшем идут 40 дней, и через 40 дней после разгона демонстрации в Куме, 18 февраля бунт вспыхнул в Тебризе (его подавление также привело к человеческим жертвам), затем всё повторялось: 29 марта и 10 мая и далее волнения возникали во всех крупных городах.

Шах, в надежде успокоить население, обещал провести свободные выборы в июне. Кроме того, Мохаммед Реза Пехлеви попытался предпринять срочные антиинфляционные меры, которые привели только к массовым увольнениям рабочих. Без персонала, в большинстве своём примкнувшего к демонстрантам, заводы начали простаивать. К ноябрю 1978 года экономика Ирана была окончательно подорвана массовыми стачками.

Третий мир — это политологический термин, обозначавший независимые страны, которые напрямую не участвовали в холодной войне.

Крах колониальной системы

Вторая мировая война оказала влияние на мировое развитие. В эту войну колониальные страны оказались вовлечены наперекор их интересам и желаниям и понесли человеческие и материальные потери. После 1945 года СССР взял на себя миссию освобождения от колониализма народов мира. Советские идеологи считали, что ведущие западные державы, потеряв ресурсы колониальных стран, начнут испытывать серьезные трудности во внутренней политике.

Этими обманными и демагогическими лозунгами японцы пытались привлечь местные элиты.

Местные политические элиты использовали послевоенную ситуацию для обретения самостоятельности.

В Индии участие в антианглийском движении принимали военнослужащие, интеллигенция, национальная буржуазия, ремесленники, студенчество, рабочие, торговцы. Духовным лидером был Мохандас Ганди (1869-1948). Главой правительство стал Джавахарлал Неру. В 1948 году английские войска покинули Индию, а в 1950 году Индия обрела Конституцию. Помимо самой Индии на бывших британских землях появились Бангладеш и Пакистан. Независимая Индия родилась как суверенная, федеративная, демократическая республика, государственный строй которой имел много общего с РФ после принятия Конституции России в 1993 году.

В 1948 году британцы признали независимость Бирмы. В 1945 году президентом независимой Индонезии стал Сукарно (1901-1970). В 1945 году Малайя освободилась от японцев, в 1957 году от англичан. На Филиппинах в 1946 году была провозглашена независимость, однако фактически японцев сменили американцы.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1946-1954 годах Франция воевала в Индокитае, но потерпела поражение и вынуждена была признать в Женевских соглашениях независимость Лаоса, Вьетнама и Камбоджи.

Формирование движения неприсоединения

В сентябре 1961 года в Белграде прошла конференция Движения неприсоединения.

Лидерами Движения стали Югославия и Индия. В движении участвовали Египет, Афганистан, Гана, Индонезия, КНДР, Бирма, Куба, Лаос, Румыния, Вьетнам, Организация освобождения Палестины.

Неприсоединившиеся страны проводили независимую политику, не входили в военные союзы, в которых состояла та или иная держава, не допускали создания на своих территориях военных баз, выступали за политику мирного сосуществования и поддерживали движения за национальное освобождение. К сентябрю 2006 года в Движение неприсоединения насчитывалось 118 государств, включая 1 европейское (Беларусь), 38 азиатских, 26 латиноамериканских, 53 африканских.

По примеру Египта в 1956 году добились независимости Марокко, Тунис и Судан. Образовались первые самостоятельные государства Тропической Африки: Гана – в 1957 году, Гвинея – в 1958 году. 14 октября 1960 года по инициативе Советского Союза Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении колониальным странам независимости, что стало крупнейшей внешнеполитической акцией, направленной на международно-правовую поддержку освободительного движения. В 1960 году, вошедшем в историю как Год Африки, самостоятельность получили 17 африканских государств.

В некоторых странах (Анголе, Алжире, Кении, Гвинее-Бисау, Мадагаскаре, Мозамбике) национальное освобождение стало результатом вооруженной борьбы. На завершающей стадии деколонизации Африки в 1980 году Южная Родезия стала Республикой Зимбабве. В 1990 году провозглашена независимость Намибии.

Читайте также: