Связная речь у детей с нарушением слуха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Барсукова Анна Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Шадринский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Раздел: среднее образование

Барсукова Анна Сергеевна

Студентка Шадринского государственного педагогического университета

Очного отделения группы 353

Факультета коррекционной педагогики и психологии

Кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного

возраста с нарушением слуха

Аннотация: в статье раскрыты особенности формирования и становления


В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Ключевые слова: речь, связная речь, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Овладение речью — это непростой, многосторонний процесс, который свято связан с ведущим видом деятельности ребёнка: предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной (Л. С. Выготский). Этот процесс подразумевает последовательное овладение всем многообразием функции речи. Для нормального процесса овладения речью, важным фактором является сформированность различных предпосылок психологического, анатомо-физиологического, социального характера. К ним относятся достаточная сформированность высших психических функций, сохранность анатомо-физиологического строения функций центральных и периферических отделов слухового и речевого аппарата, а также благополучные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме. Эти факторы необходимы для нормального развития речи ребёнка [5].

С. Л. Рубинштейн считал, что речь говорящего, его мысли или желания, являются связной речью, таким образом, связная речь — является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Основной характеристикой связности речи, по его мнению, является адекватность речевого оформления мысли, которая понятна для слушателя или читателя [4].

Существует два главных вида связной речи:

В зависимости от того, как и насколько верно выражена мысль, зависит, как окружающие люди ее поймут. Поэтому первый вид речи требует немалых навыков общения. У рассказчика должна быть хорошая память, хорошо развитое логическое мышление, верное применение оборотов речи.

Для того чтобы повествование звучало четко и последовательно у рассказчика должна быть хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

Беседа может менять направление произвольно, а речь не обладать четкой логической последовательностью, это характерно диалогу, ведь при его ведении не применяются сложные обороты слов, и такая речь считается более простой [3].

Слух играет огромную роль в жизни человека. С помощью слуха человек воспринимает звуки опасности, ориентируется в пространстве, и что особенно важно, с помощью слуха он воспринимает речь других людей. Это позволяет человеку общаться с близкими и другими людьми, обучаться, выполнять профессиональные обязанности

Уже небольшое снижение слуха затрудняет восприятие речи, особенно в шуме или при общении с несколькими говорящими, по телефону. Снижение слуха у детей вызывает нарушение развития речи, глухой ребенок без слухопротезирования и специальных сурдопедагогических занятий становится немым.

Своеобразие речевого развития глухого ребенка наиболее тесно зависит от первичного дефекта состояние речевой системы глухого ребенка. Для спонтанного появления словесной речи нужны два основных условия: физический слух и социальные контакты с говорящими. Отсутствие первого условия — слуха лишает ребенка возможности самостоятельно сформировать словесную речь. Заметим сразу, что у глухого ребенка в процессе социально-семейных контактов возникает спонтанно другая форма речи — невербальная, жестовая [1].

В исследовательских работах речевой системы слабослышащих Р. М. Боскис, М. И. Глебовой, А. М. Гольдберг, О. А. Красильниковой, М. А. Томиловой, Ж. И. Шиф выявлены следующие особенности речевого развития слабослышащих детей.

Условия речевого развития слабослышащих принципиально отличаются от условий овладения речью глухим ребенком. Поскольку у слабослышащего ребенка есть частично сохранный слух, устная речь, хоть и в минимальном объеме возникает спонтанно, на основе слухового восприятия речи окружающих.

Из-за недостатка слуховой функции у слабослышащего формируются искаженные, приближенные образы слов. По этой же причине дети допускают замены близких по звучанию фонем. Опускаются недослышанные безударные слоги и части слова. В связи с малым языковым опытом у детей с нарушением слуха ограничен словарный запас, наблюдаются предметно-ситуативные замены слов. В связи с трудностями в грамматических обобщениях у слабослышащих встречаются и аграмматизмы.

Таким образом, бытовое представление о том, что речь у слабослышащего ребенка развита лучше, чем у глухого, поскольку у него имеется остаточный слух, в корне неверно. Речевое своеобразие слабослышащего по лексическим и грамматическим показателям практически совпадает с речевым своеобразием глухого, вдобавок оно отягощено разнообразными формами искажений образов слов и слуховых замен [2].

Основной задачей развития связной речи в школе для детей с нарушением слуха — научить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а так же строить развёрнутый монолог обо всём, что происходит в их жизни, т. е. научить создавать текст, высказывание.

Своевременное развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям.

Обучение глухих школьников связной речи должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе — точной и выразительной связной речи (устной и письменной).

Знание и учёт всех принципов работы сне слышащим ребенком помогут учителям правильно и более целенаправленно построить систему работы по развитию связной речи школьников с нарушением слуха.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, глухой ребенок, нарушение слуха, речевое развитие, речь, развитое логическое мышление, речевая система, слабослышащий ребенок, словесная речь, хорошая память.

Аннотация: в статье приводятся результаты анализа литературы по вопросу речевого развития слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, а также выделении специфических особенностей развития связной речи у детей данной категории.

Ключевые слова и фразы: речевое развитие, связная речь, дети с нарушением слуха, слабослышащие дети, дети старшего дошкольного возраста.

Факторами, влияющими на уровень развития речевой деятельности детей, такие отечественные ученые, как Р. М. Боскис, О. А. Красильникова, Э. И. Леонгард, В. Л. Лифанов Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко и другие отмечают:

• Психофизический статус ребенка с нарушениями слуха - состояние слуховой функции, индивидуальные особенности;

• Соматический статус ребенка;

• Время начала, адекватность и эффективность коррекционной работы;

• Наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

• Желание родителей активно участвовать в коррекционно-развивающей работе.

Особую роль, но мнению С. А. Зыкова играет личностная заинтересованность; педагога, детей и родителей в максимальном развитии речевого слуха, ранее включение семьи в работу с детьми [6].

Ученые А. Г. Зикеев, Е. А. Иванова, Э. И. Леонгард выделяют разные группы условий, активизирующих речевое развитие слабослышащих детей в процессе обучения. А. Г. Зикеев значительное место отводит вопросу специального подбора языкового и речевого материала, группировки его по трудности усвоения материла и описанию особенностей работы с ним, особенностей усвоения учениками в зависимости от их индивидуальных возможностей и способностей [4].

Э. И. Леонгард отмечает необходимость соответствия обучения языку основным требованиям психоречевого возрастного развития детей с нарушенным слухом: эмоциональному общению ребенка с близкими людьми, познанию окружающего мира и себя в нем, развитию элементарных областей психики и высших психических функций, которое может происходить непременно через речевое общение и самостоятельную деятельность при участии взрослых [9].

Анализируя речь слабослышащих, Р. М. Боскис, К. Г. Коровин, Р. Е. Левина отмечают, что словарь детей не только ограничен в количественном отношении но своеобразен качественно [2, 5, 8]. Авторы выделяют своеобразие в понимании и употреблении детьми языковых средств общения: лексики (расширение или сужение понимаемой или употребляемой единицы, неточность и недостаточность дифференциальности значений, употребляемых ими слов, ограниченную сформированность грамматического строя речи. Данные результаты подтверждены и более поздними исследованиями Л. П. Назаровой, А. Г. Зикеева, К. Г. Коровина, Р. М. Боскис, Л. Е. Фингерман, Ф. Ф. Рау, К. В. Комарова, Э. И. Леонгард, М. И. Лисиной, Е. С. Иванова, Л. М. Шипицыной, Е. Н. Кукс, Е. Г. Ломотовской, Л. П. Носковой, И. М. Гилевич, Л. И. Тиграновой и других. Таким образом, основным критерием речевого развития слабослышащих дошкольников является сформированность языковых средств общения.

Материалы исследований К. Г. Коровина дают основание говорить о затруднениях слабослышащих в выражении грамматических отношений, как в словосочетании, так и в предложении в целом. Для речи данной категории детей даже после нескольких лет обучения характерны ошибки в употреблении падежных окончаний; в образовании форм множественного числа существительных, прилагательных, глаголов; видовых и временных форм глаголов. В речи детей, как отмечает автор, редко встречаются глаголы, прилагательные, наречия и местоимения и практически отсутствуют предлоги, союзы и междометия [8].

Рассмотрение обобщенной характеристики речи детей с нарушениями слуха, представленной в исследованиях последних лет, позволяет нам выявить наиболее существенные отклонения речевого развития слабослышащих от слышащих. Слабослышащий ребенок может неадекватно понять содержание обращенной речи по двум причинам: во-первых, из-за неполного слышания и считывания с губ; во-вторых, из-за определенных пробелов во владении языком.

Как отмечает А. Г. Зикеев, слабослышащие дети могут редко употребляемому слову придать слишком широкое или слишком узкое значение. В результате слова используются не в том значении, в котором они употребляются в обычной речи. Замещение, как правило, происходит внутри определенной смысловой группы. Во многих случаях отчетливо выступает связь явлений или предметов окружающей действительности, в которой живет ребенок [4].

Сурдопедагог и лингвист Л. М. Быкова указывает на специфические особенности, проявляющиеся у глухих и слабослышащих учащихся в овладении связной речью [2].

Она указывает, что обучение связной речи в школе глухих осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей вызванных этой деятельностью. При этом, в соответствии с требованиями современной коммуникационной системы обучения языку необходимо учитывать три особенности развития связной речи глухих школьников.

При изучении особенностей развития связной речи глухих учащихся младших классов А. М. Гольдберг выделила 4 основных типа ошибок в самостоятельных письменных работах младших глухих школьников: неправильный выбор слов; искажение звукового состава слов; нарушение грамматических отношений между словами в предложении; пропуск слова. И в сочинениях, и в рассказах были ошибки грамматического плана: нарушение грамматических отношений между словами в предложении. Затем следовали пропуски слов, неправильный выбор слова и искажение звукового состава. На основе проведенных экспериментов А. М. Гольдберг делает вывод, что далеко не исчерпаны все возможности глухих детей в овладении письменной речью.

Таким образом, несформированность языковых средств общения слабослышащего дошкольника находит отражение и в состоянии его связной речи, что ощутимо затрудняет его контакты с окружающим миром и нарушает процесс межличностного взаимодействия в коллективе.

Список используемой литературы:

1. Боскис P.M., Левина Р. Е. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей: Сб. научных трудов. - М. : Просвещение, 1965. – С. 154-168.

2. Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1989. – 218 с.

3. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии. - М., 1995. - С. 37-38.

4. Зикеев А. Особенности работы на уроках развития речи в подготовительных классах школ для слабослышащих детей // Дефектология. – 2000. - №3. – С. 42-48.

5. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. – М. : Педагогика, 1976. – 216 с.

6. Зыков С. Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М. : Изд-во ЛИН РСФСР, 1961. - 360 с.

7. Зыкова Т. С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 336 с.

8. Коровин К. Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. – 2002. -№3. – С. 21-24.

9. Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих. / Особый ребёнок: исследования и опыт помощи. / Под ред. А. А. Цыганок. – М. : ЦЛП, 1998. – 210с.

10. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 340с.

11. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.- 400 с.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Если у ребёнка в младенческом или более взрослом возрасте диагностировали нарушение слуха, для родителей это не должно стать поводом опустить руки. Практика показывает, что слабослышащих малышей можно научить разговаривать. Этот процесс будет длиться чуть дольше, чем в семье с полностью здоровым ребёнком, но это не критично. Главное – обеспечить необходимые для разностороннего развития условия и выполнять специальные упражнения. Заниматься с маленьким учеником могут родители и профессиональные педагоги. Лучше чередовать домашние занятия с уроками в специализированном центре.

Одно из важных условий развития детской речи – покупка слухового аппарата. Чем раньше вы заметите тугоухость и поставить в оба ушка по маленькому прибору, тем больше вероятность того, что ребёнок быстро научится говорить и легче адаптируется в социуме. Специалисты рекомендуют устанавливать именно пару таких аппаратов. Малыш сможет слышать звуки с обеих сторон и не будет испытывать дискомфорта как при обучении, так и в повседневной жизни.

Развитие речи с нарушением слуха

Виды нарушений слуха

Нарушения слуха могут быть двух типов, в зависимости от периода, когда они произошли:

  • ✔ Долингвальные. Они происходят сразу при рождении ребёнка или в раннем возрасте, когда он ещё не способен произносить слова.
  • ✔ Постлингвальное. Возникают уже после того, как малыш научился разговаривать.

Развитие речи с нарушением слуха протекает медленнее, какой бы ни была степень тугоухости. Поэтому важно уделить здоровью и развитию дочери или сына внимание и принять меры, которые помогут адаптироваться к новым условиям.

Особенности развития речи с нарушением слуха

Малыши с этим заболеванием, какими бы факторами оно ни было вызвано, испытывают определённые сложности, когда учатся разговаривать. Это обусловлено тем, что в отличие от слышащих деток тугоухие не могут воспринимать чужой речевой опыт. Чтобы начать говорить, они должны проводить долгие часы на занятиях с педагогом и родителями.

Сложность в процессе развития речи возникает из-за того, что слабослышащий не улавливает начало слова и его окончание. Именно в этих частях чаще всего кроется смысл, и малыш не может грамматически охарактеризовать слово. Это усложняет подбор однокоренных и сужает его словарный запас ещё больше. Задача педагога на любом этапе обучения – доносить информацию без искажений.

Особенности развития речи с нарушением слуха

Развитие речи с нарушением слуха: способы обучения детей

Специалисты выделяют 4 разных подхода к развитию речи ребёнка, у которого диагностировали нарушение слуха. Они используются с той или иной частотой в зависимости от особенностей каждого маленького ученика. Если помимо тугоухости он страдает ещё и от снижения зрения, приходится применять кожный и двигательный способы обучения. Гораздо более распространены зрительный и слуховой. Даже на 4 стадии тугоухости правильно подобранный аппарат поможет различать звуки, и их будет гораздо проще повторить.

Если не обратить внимание на нарушение слуха в раннем возрасте, могут возникнуть проблемы при развитии речи. Этого легко избежать, если подойти к обучению комплексно. С самого раннего возраста с ребёнком должны заниматься родители и, по возможности, педагоги.

Даже если тугоухость сильно выражена, всегда есть возможность научить ребёнка воспроизводить речь, опираясь на зрительное восприятие. Малыш наблюдает за мимикой родителей или учителя в ходе разговора и перенимает их опыт. Специалист учит его повторять движения губ и языка, правильно дышать и произносить отдельные звуки. Это способствует постепенному развитию речи.

На занятиях по развитию речи педагог находит к ученику подход: использует для обучения его любимые игрушки, выбирает наиболее удобные способы передачи информации. Так постепенно от звуков он переходит к словам. Важно заметить: он не запоминает слоги или отдельные буквы в последовательности, а заучивает их целиком.

Чем раньше будет установлен подходящий слуховой аппарат, тем проще ребёнку с нарушением слуха начать говорить, читать и понимать устную речь. Важно не откладывать его приобретение на потом.

Развитие речи с нарушением слуха: способы обучения детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Читайте также: