Страховой рынок стран европейского союза кратко

Обновлено: 08.07.2024

Одной из задач экономической интеграции государств Европейского экономического содружества является образование единого рынка страхования. Цель создания общего рынка страхования состоит в обеспечении свободы продвижения услуг по страхованию, движения капитала и деятельности страховых брокеров, что будет способствовать развитию конкурентным отношениям и увеличению эффективности работы страховщиков.

Но процесс по формированию общего рынка в секторе страхования не может являться быстрым. Каждое государство обладает своей нормативно-правовой основой страховой деятельности, своей системой страхового надзора, которые, невзирая на общие черты, имеют несомненную национальную специфику. В частности, отличаются предлагаемые страховые продукты, налоговые страховые условия, условия осуществления страховой деятельности.

В связи с этим формирование единого рынка страхования проходит постепенно и движется в следующих направлениях:

  • гарантирование свободы деятельности страховщиков во всех государствах ЕС;
  • гармонизация законодательств по страхованию.

Законодательная база страхового регулирования в государствах ЕС

Базис страхового регулирования в государствах ЕС образуют Директивы Европейского сообщества.

Основная (первая) директива отнесена к личному и неличному страхованию (73/239/ЕЕС и 79/26/ЕЕС), все следующие директивы основываются на ней. Данный документ предусмотрел группы правил, которые рекомендуются всем государствам, — членам Европейского Союза, к ним относятся:

  • общие правила по финансовым гарантиям (по гарантийному фонду и платежной способности страховщика);
  • общие правила группирования страховых услуг в отдельные классы.

Страховое регулирование, а также надзор распространен на все классы страхования, выделение классов проводится согласно природе покрываемых рисков. Директива Европейского Союза 1973 году выделяла семнадцать классов страхования, позже выведен был еще один класс — страхование помощи.

Готовые работы на аналогичную тему

Единые правила лицензирования дают возможность обеспечения унифицированных требований по лицензированию деятельности страхования на территории всех государств — членов ЕС. Выдача лицензии реализовывается для страховщиков государств — членов ЕС согласно принятой классификации разновидностей страхования.

Правила, которые определяют ответственность национальных надзорных органов за регулирование деятельности по страхованию. Они предусмотрели разделение ответственности меж двух групп государств — государствами, в которых выпускается продукт страхования, и государствами, которые продвигают продукт. Для государств, на территории которых размещается головная страховая компания, предусматривается ответственность надзорных органов за платежной способностью головной организации по всей ее деятельности, включая подразделения и филиалы.

Для государств, которые осуществляют продвижение услуг, предусматривается ответственность надзорных органов за урегулированием технических резервов и активов, которые покрывают такие технические резервы, исключительно по части портфеля рисков страхования, находящихся в данном государстве.

Перечисленные требования распространены на все государства, являющиеся членами сообщества.

Второй директивой по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривается введение свободы продвижения услуг страхования на территории иных государств-членов Европейского Союза. До принятия этой директивы были ограничения исключительно по продвижению мелких рисков (продвижение крупных рисков не обладало ограничениями). Эта директива демонстрирует необходимость контроля над продвижением крупных рисков – такой контроль должна реализовывать страна, которая продвигает страховую услугу.

Помимо этого, принимались некоторые иные директивы по страхованию автогражданской ответственности, по страхованию защиты, по годовой бухгалтерской отчетности и консолидированному бухгалтерскому отчету — отчетности юридических лиц, которые связаны меж собой по определенным признакам, к примеру, по собственности (размер участия в уставных капиталах) и пр.

Особенное внимание в директивах ЕС по страхованию уделено организации страхового надзора. К числу минимальных требований, которые предъявляются к национальным надзорным органам за страховой деятельностью, относятся:

  1. реализация надзора за финансовой деятельностью организаций и, в первую очередь, надзор за платежной способностью и размещением активов страховых компаний;
  2. выработка надежных учетных и административных процедур контроля деятельности страховых организаций, а также механизмов по внутреннему контролю, соответствующих типу страховой организации (ее видам, размерам страховой деятельности и т.п.).

Центр внимания надзорного страхового органа занимает анализ платежной способности страховой организации, включающий в себя:

  • оценку рисков, которые связаны с активами;
  • анализ актуальных рисков;
  • анализ соотношения активов с принимаемыми обязательствами по соответствию между размещения активов, с одной стороны, и принимаемыми обязательствами, с иной стороны (по срокам, по валютам и т.п.);
  • согласование между валютой, в которой риск принимается на страхование, и валютой, в которой страховщик исполняет собственные обязательства;
  • анализ прибыльности и эффективности.

С целью обеспечения состояния стабильности в национальной экономики, эффективной защиты потребителей услуг страхования органы страхового надзора реализуют финансовый анализ рынка страхования собственной страны, включающий: изучение макроэкономических тенденций рынка, тенденций изменений законодательной базы, в статистике демографии, конкурентный анализ, оценку технических улучшений в бизнесе страхования и т.д.; исследование финансовых состояний отдельных страховых компаний и пр.


Ключевые слова: страховой рынок, государственное регулирование, саморегулирование, орган страхового надзора, Европейский страховой рынок, Евразийский страховой рынок

Этапы создания Европейского страхового рынка. Первый этап связан с принятием Директив ЕС первого поколения: по страхованию иному, чем страхование жизни в 1973 году и по страхованию жизни в 1979 году. Данные директивы являлись основным фундаментом основы функционирования Европейского страхового рынка, на основе которых были сформированы основные подходы к регулированию страховой деятельности:

– формирование единого понятийного аппарата в целях разработки единого страхового права;

– разделение страховщиков на общества, осуществляющие страхование жизни, и общества, осуществляющие иные виды страхования.

– разработка единой классификации видов страховой деятельности в целях лицензирования и страхового надзора.

– единый порядок и условия учреждения страховых организаций, в т. ч. требование к размеру страхового капитала, а также правила формирования и инвестирования страховых организаций.

На втором этапе были приняты директивы второго поколения (в 1988 году по страхованию (не жизни), и в 1990 году по страхованию жизни), которые установили единые принципы оценки финансового состояния страховщиков на основе единой единицы расчетов ЭКЮ, а также установили существенные для действия договора страхования и применимости национального права критерии разделения рисков.

В настоящее время на четвертом этапе формирования единого европейского страхового рынка, проходит разработка директив, направленных на гармонизацию основных принципов государственного регулирования договоров страхования.

В странах ЕС до 2010 году система страхового надзора на межгосударственном уровне осуществлялась Комитетом по надзору за страхованием и пенсионным обеспечением. В результате влияния мирового финансового кризиса выявилась неэффективность функционирования данного комитета, соответственно, решением членов Европейской комиссии с 1 января 2011 года в структуре органов финансового надзора была образована Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения (ЕОСПО — EuropeanInsuranceandOccupationalPensionsAuthority, EIOPA) со штаб-квартирой во Франкфурте. По мнению экспертов Еврокомиссии, существовавшие комитеты ЕС по надзору и регулированию (Комитет европейских органов банковского надзора — CommitteeofEuropeanBank Supervisors, Комитет европейских органов регулирования рынка ценных бумаг — Committee of EuropeanSecuritiesRegulators и Комитет по надзору за страхованием и пенсионным обеспечением в странах ЕС — CommitteeofEuropean Insuranceand Occupational Pensions) не в состоянии были эффективно осуществлять возложенные на них функции, поскольку могли только выносить рекомендации национальным органам стран — членов ЕС. Кроме того, отсутствовал механизм информационного обмена, слабая эффективность управления рисками. Наряду с Европейской организацией страхования и пенсионного обеспечения был образован Европейский совет по системным рискам. Наряду с этим было принято решение о необходимости внедрения модели оценки рисков Solvency II. В меморандуме Европейской комиссии, обосновывающем необходимость принятия Solvency II, было заявлено, что действующие требования к платежеспособности устарели, так как они не реагируют на появление новых рисков, слишком большой объем регулирования остается на национальном уровне, они не справляются с регулированием деятельности групп страховых компаний [1, с. 217–218]


Рис. 1. Система государственного регулирования Европейского страхового рынка

На Европейском уровне межгосударственная система регулирования страхования сочетает элементы государственного регулирования и саморегулирования(см.табл 1,2).

Орган государственного регулирования страховых рынков ЕС

Австрия

Орган по финансовым рынкам (Finanzmarktaufsicht— FMA)

Комиссия по финансовому надзору (Комисия та за финансов надзор)

Орган регулирования с совещательным правом (The Prudential Regulation Authority — PRA) Орган финансового управления (The Financial ConductA uthority — FCA)

Орган финансового надзора (Pénzügyi Szervezetek Allami Felügyelete — PSZAF)

Федеральный орган финансового надзора (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht — BaFin) и надзорные органы федеральных земель

Министерство развития, руководства страховыми компаниями и актуариями (Ministry of Development, Direction of Insurance Companies&Actuary)

Орган финансового надзора (Finanstilsynet — DFSA)

ЦентральныйбанкИрландии (Central Bank of Ireland)

Органфинансовогонадзора (Fjármálaeftirliti ð — FME)

Министерствоэкономики, управленияобщегострахованияи пенсионныхфондов (Ministerio de Economía, Dirección General de Seguros y Fondos de Pensiones)

Органстраховогонадзора (Istituto per la VigilanzasulleAssicurazioni Private e di InteresseCollettivo — ISVAP)

Министерство финансов (ΥπουργείοΟικονομικών)

Комиссия по финансовым рынкам и капиталу (Finanšuunkapitālatirgus komisija — FKTK)

Комиссия по страховому надзору (Draudimoprieþiûroskomisija — DPK)

Орган по финансовым рынкам (Finanzmarktaufsicht — FMA)

Комиссия по страхованию (Commissariataux Assurances — CA)

Орган по финансовым услугам (Awtoritaghas-Servizzi Finanzjarjita’ Malta — MFSA)

БанкНидерландов (De Nederlandsche Bank — DNB)

Орган финансового надзора (Finanstilsynet)

Министерство финансов (Ministerstwo Finansów) Орган финансового надзора (Komisja Nadzoru Finansowego — KNF)

ИнститутстрахованияПортугалии (Instituto de Seguros de Portugal — ISP)

Комиссияпостраховомунадзору (ComisiadeSupraveghere a Asigurarilor)

Министерство финансов (Ministerstvofinancií) Народный банк Словакии (Úradprefinančnýtrh — UFT)

Агентство страхового надзора (AgencijazaZavarovalniNadzor — AZN)

Орган страхового надзора (Vakuutusvalvontavirasto — VVV)

Комиссияпостраховомунадзору (Autorité de contrôle des assurances et des mutuelles — ACAM)

Чешский национальный банк (Českánárodníbanka)

Орган финансового надзора (Finansinspektionen — FI)

Инспекция по финансам (Finantsinspektsioon)

Рассмотрим систему регулирования в ведущих странах Европейского Союза. Британскую систему государственного регулирования отличает информационная открытость и гласность, и это касается деятельности, как страховых организаций, так и органов государственного страхового надзора. Либеральность регулирования страховой деятельности в Великобритании подтверждается наиболее развитой в мире системой саморегулирования, которая тесно взаимосвязана с системой государственного регулирования. Британские саморегулирующие организации имеют специализацию и четко разграниченную компетенцию. Например, деятельность страховых брокеров полностью регулируется соответствующей ассоциацией. С 1 апреля 2013 г. Управление по финансовым услугам (FSA) было заменено двумя новыми регулирующими органами: The Prudential Regulation Authority (PRA) регулирует основные аспекты финансовой устойчивости компании; The Financial Conduct Authority (FCA) регулирует хозяйственную деятельность компаний

Система государственного регулирования страхового рынка Германии. Страховой надзор в Германии делится между федеральным правительством и федеральными землями в соответствии с системой федерализма Федеративной Республики Германии. Финансирование расходов на содержание органов страхового надзора осуществляется за счет страховщиков через обязательные отчисления от страховой премии. Федеральный орган финансового надзора (BaFin) осуществляет контроль за страховой деятельностью от имени федерального правительства.

Государственное регулирование страхового рынка во Франции. Для Франции характерна высокая степень взаимосвязи государственного регулирования и саморегулирования страховой деятельности. Например, в лицензировании страховщиков активное участие принимают объединения страховщиков, включая разработку рекомендуемых страховщикам типовых документов, правил страхования. Во Франции cтраховой надзор осуществляет Агентство по страховым услугам (Organismesdusecteurdel’assurance — ACP), которое обеспечивает контроль за соблюдением законов и правил, применяемых в страховании и перестраховании, взаимном страховании, регулирует деятельность пенсионных фондов, страховых групп [2. с 11–13].

Саморегулируемые организации страховых рынков ЕС

Европейскаяассоциацияпаритетныхинститутов (EuropeanAssociationof Paritarian Institutions — AEIP)

Европейскаяассоциацияобществвзаимногострахованияи страховыхкооперативов (Association of MutualI nsurersandInsuranceCooperativesinEurope — AMICE)

Организацияевропейскихпотребителей (Bureau Européen des Unions de Consommateurs — BEUC)

Европейскаяфедерациястраховыхпосредников (European Federation of Insurance Interme+diaries — BIPAR)

Форум руководителей по управлению рисками (Chief Risk Officers Forum — CRO),

СоветБюро (Council of Bureaux — COBX)

Европейская консультационная группа по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group — EFRAG)

Европейская федерация по пенсионному обеспечению (European Federation for Retirement Provision — EFRP)

Европейскаяфедерацияаджастеров (Fédérationeuropéenne des Unions professionnellesd’Experts en Dommages après Incendie et risques divers — FUEDI)

Европейскаяконсультативнаягруппаактуариев (European Actuarial Consultative Group)

Таким образом, страны — члены ЕС смогли прийти к соглашению относительно формирования преимуществ конкурентоспособного рынка с меньшим участием государства в экономике и свободы страхователей при заключении договоров страхования, сочетая методы государственного регулирования и саморегулирования. Страховой бизнес всегда находится под жестким контролем государства, поскольку государство осознает важность и необходимость его стабильного существования. В настоящее время государственные органы страхового надзора стран — членов ЕС представляют собой единую конкурентоспособную систему [2. с 11–13].

Национальные регуляторы страховых рынков стран-членов ЕАЭС представлены следующими органами.

Орган государственного регулирования страховых рынков ЕАЭС

Читайте также: