Дело почтамтской улицы кратко
Обновлено: 02.07.2024
Договариваясь встретиться в центре Петербурга, мы, как правило, имеем в виду Невский проспект или улицы неподалеку. Что не совсем верно, если подойти к вопросу буквально. Потому что самый настоящий центр Петербурга – на Почтамтской, а именно – в здании Главпочтамта. Туда и отправилась Екатерина Семина.
Сердце Петербурга – это не Дворцовая и не Эрмитаж, а здание главпочтамта. Именно здесь находится 0 км. А значит, это самая центральная точка города. От нее считают расстояние до других населенных пунктов.
Здание построено еще два века назад. И всегда принадлежало почте. Правда, изначально внутри располагался каретный двор, а верхние этажи занимали квартиры чиновников. Главное же почтовое отделение было в доме напротив. Для удобства оба здания, даже соединили – галереей в виде арки. Но уже в начале 19 века - главное управление перенесли на Почтамтскую 9.
Над домом работали 5 архитекторов. И каждый внес свою лепту. Поэтому тут сочетаются строгий классицизм – фасад здания, эклектика – арочная галерея, модерн – внутреннее убранство.
Операционный зал приобрел свой нынешний вид в начале 20 века. Тогда по проекту инженера Новикова каретный двор преобразился. Колонные, узорчатые ограды и дубовые украшения. И с тех пор помещение почти не изменилось.
Но стоит немного потренироваться – и вот из-под пера выходит красивый текст. После – письму нужно высохнуть. А дальше запечатать и поставить настоящую сургучную печать.
Чудом сохранилось здание во время войны. В главпочтамт попала бомба. Рядовой Александр Белавин — ценой собственной жизни спас тогда дом от разрушения.
Сейчас это самое популярное почтовое отделение города. И не только потому, что тут современное оборудование – сюда можно прийти на экскурсию.
Этот стеклянный купол – один из первых в Петербурге. Построен в начале прошлого века, но до сих пор поражает и завораживает. А если подняться на крышу, атриум напоминает французский Лувр.
Правда, все эти конструкции возведены более века назад и требуют ремонта. Как и само здание. Последние работы здесь проводили более 10 лет назад. И если внутренне помещение большей частью отреставрировано, то фасад здания – явно требует ремонта.
Передача Ивана Толстого о произведении Георгия Иванова "Дело Почтамтской улицы" оставила глубокий след в умах и сердцах жителей нашего дома, как бывших, так и ныне живущих. Всех волновал вопрос, в какой именно квартире могли происходить данные события, вымысел это, или, правда.
Убили ли кого-нибудь в самом деле в квартире №2? Тем более, Адамович?
Попробуем рассмотреть все возможные варианты.
Не силы темные, глухие
Даруют первенство в бою:
Твой направляют шаг, Россия,
И укрепляют мощь твою!
Батыя и Наполеона
И нынче, как во время оно,
Победы весть — твои знамена
И славы путь — твоя стезя.
С тобою — Бог. На подвиг правый
Ты меч не даром подняла!
И мир глядит на бой кровавый,
Моля, чтобы Орел Двуглавый
Сразил тевтонского орла.
Досталось от Саянова и Гумилеву, который "цинично восхвалял мировую бойню" в строках:
Барабаны, гремите, а трубы, ревите, — а знамена везде взнесены.
Со времен Македонца такой не бывало грозовой и чудесной войны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кровь лиловая немцев, голубая — французов, и славянская красная кровь
Вернемся к нашему расследованию на Почтамтской, 20.
Остаются две предполагаемые квартиры с балконами, которых выходят на Почтамтскую.
1. В одной из них была обнаружена лепнина и роспись на потолке, но не сохранились двери из карельской березы и прочие радости. Есть балкон. Но, квартира эта большая, многокомнатная. Вроде всё указывает на нее, квартиру на втором этаже, единственный минус этого предположения – она не трехкомнатная.
В предполагаемой квартире под №3-ей версией в бельэтаже не было ни кафеля, ни кувшинок, ни самой ванной комнаты, где произошли захватывающие дух события. Ванная комната там появилась в 1960 году… Однажды, в 1980-е годы кто-то выкинул хорошую старинную чугунную ванну, от которой львиные лапы отковыряли-таки водопроводчики, она очень долго скучала во дворе. Но вот из какой квартиры ей вынесли, я не помню, в силу детского возраста…
Дело в том, что особняк Набоковых и облицован гранитом, но со стороны Мойки он никаким образом не виден с набережной… Под протестантской кирхой подразумевается немецкая реформатская церковь. Опять что-то не клеится…
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Столетие Февраля 1917 г. и падения дома Романовых прошло в Санкт-Петербурге практически незамеченным.
Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? есть? или нет?
Омут. стремнина. головокруженье.
Бездна. безумие. бред.
Максимилиан Волошин
а в сознании народном год русской катастрофы по-прежнему ассоциируется с роммовской киномассовкой на Дворцовой. В ноябре нас наверняка порадуют яркими и красочными шоу.
Очень странно другое — переломный момент отечественной истории почти не оставил памятников, равно как и следов в городской топонимике. Марсово поле… но там еще Володарского и много кого похоронили. Площадь и улица Восстания — но все считают, что речь идет опять-таки об октябре.
Иногда так случается: ухватишься за ниточку, начинаешь ее тянуть и размотаешь такой клубок, что становится как-то не по себе. Спешу поделиться найденным.
ПЕРВООБРАЗ ШТУРМА ЗИМНЕГО
Улица Почтамтская находится в самом центре Петербурга, рядом с Исаакиевским собором, Манежем и казармами Л.-гв. Конного полка. В самом ее конце на углу с Конногвардейским переулком стоит дом № 23/8
Был он возведен в 1936 г. по проекту арх. А.И. Князева и Б.А. Михайлова и являет собой, по сути, проходной образец конструктивизма.
Необычна только облицовка из красного песчаника цоколя постройки; говорят, что камень для нее был взят из разобранной ограды Зимнего дворца.
Дом с виду какой-то неухоженный и неуютный. Сейчас его занимает общежитие Санкт-Петербургского Почтамта.
![]() | ![]() |
Он явно не вписался в городскую ткань XIX в. и смотрится здесь несколько диковато. Какое же отношение он имеет к февралю 1917 г.?
Для уточнения места знакового события найдем адрес В.Б. Фредерикса по справочнику ВП за 1911 г.
Нумерация домов здесь не менялась, и новодел на Почтамтской № 23/8 был построен аккурат на фундаменте разгромленного в февральские дни особняка Фредерикса. По случаю первого уничтожения частной собственности не грех бы сюда и памятную доску повесить.
Как же выглядел особняк графа?
Его можно разглядеть на этом старом фото (он крайний справа). Интересно, что тут же на плацу находятся скульптуры Диоскуров, они были перемещены ко входу в здание Манежа только в 1954 г.
Каменщики на плацу лейб-гвардии Конного полка. Фото из ателье К. Буллы. 1900 г.
Чем же так допёк революционеров Министр Двора, 79-летний больной старик? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к его биографии.
С созданием в 1909 г. Императорского российского автомобильного общества (ИРАО) Фредерикс был назначен его президентом. Высокое положение его при государевом дворе и полное доверие императора обеспечивали большое влияние ИРАО на развитие автомобилизма и спорта в России.
В.Б. Фредерикс (сидит впереди, рядом с водителем) в автомобиле Бразье. Сзади его дочь Евгения и зять В.Н. Воейков
Высочайшею грамотою от 10 апреля 1916 г. Фредерикс был пожалован бриллиантами, украшенными соединенными портретами императоров Александра II, Александра III и Николая II на Андреевской ленте в честь 60-летия службы в Л.-гв. Конном полку и 25-летия службы на высших должностях при дворе. Послужной список его наград впечатляет: Российских орденов - 11, иностранных орденов - 49.
Существует точка зрения, что Фредерикса на этой картинке быть не должно. Она весьма убедительно изложена блогером nampuom_pycu .
На допросе, проведенном Чрезвычайной Следственной Комиссией Временного Правительства, Фредерикс заявил, что не находился в момент отречения при Государе, ещё до 2.03.1917 г. выехал в Петроград и был арестован. Сканы стенографического отчёта допроса прилагаются там же.
Вторая и наиболее убедительная причина, по которой Фредерикс должен был ехать в Петроград — то, с чего мы начинали наш рассказ, разграбление и сожжение его дома 27-28.02.1917 г.
С 23.02 император и гр. Фредерикс находились в Ставке в г. Могилеве. Информация о беспорядках в столице стала поступать туда с 26.02. Поезд императора покинул Ставку в 4-30 утра 28.02. С очень высокой вероятностью можно утверждать, что уже вечером 27.02 граф Фредерикс узнал о вооруженном нападении на свое семейное гнездо. Дальнейшие его действия становятся вполне понятными.
Следует отметить, что судьба графини и его дочерей выяснилась далеко не сразу. Когда банды мародеров ворвались в дом на Почтамтской, больную Ядвигу Фредерикс, закутав наскоро в два одеяла, верный слуга перенес в квартиру Марии фон Гартман, подруги ее дочери. Но Гартман, терроризированная солдатней и своей прислугой, не смогла ее принять. Дочь Эмма, сопровождавшая пешком свою мать, будучи сама больной, решила устроить её в английский госпиталь. Когда лакей на руках принес туда графиню, английский посол Дж. Бьюкенен им отказал (что в очередной раз подтверждает просто космическую подлость этого человека). Тогда Эмма решила перенести свою мать к своему учителю музыки итальянцу Капри, принявшему их с большой радостью. В конце концов, супруга графа, вероятно не без чьей-то помощи, была помещена в Конногвардейский госпиталь.
Теперь ответьте на вопрос, если у вас есть документ такого качества, хотя бы свидетельство о собственности на дровяной сарай в деревне Малое Собакино, примет ли его хоть один нотариус?
Источники (помимо указанных в тексте):
Сайт Архитектура Петербурга .
Николай Тарунтаев. Тайна одного захоронения. СПЕКТР Российско-Финская газета, № 5, 2011 г.
Авторские фото апрель 2017 г.
Почтамтская, 20, богатый буржуазный дом стиля девяностых годов. Напротив окна в окна дворец Фредерикса, министра двора, чопорно-аристократическая улица, начинающаяся с Исаакиевской площади и здесь кончалась, упираясь в казармы Л. Г. Конного полка.
Квартира номер два, в бельэтаже - петербургская пьедатер В.С.Беллей и ее покойного мужа (миллионера - коксо-обжигательные заводы) Н.Н.Беллей. В адресной книге у них еще два основных адреса: "Петербург - зимняя резиденция" и "Петергоф - летняя резиденция". Там лакеи, конюшня и - в те времена! - три автомобиля. Здесь же "уголок" - три комнаты на пятом этаже, точно такая же квартира под челядь.
Дело Почтамтской улицы скачать fb2, epub бесплатно
Говорят, тонущий в последнюю минуту забывает страх, перестает задыхаться. Ему вдруг становится легко, свободно, блаженно. И, теряя сознание, он идет на дно, улыбаясь.
К 1920-му году Петербург тонул уже почти блаженно.
Голода боялись, пока он не установился "всерьез и надолго". Тогда его перестали замечать. Перестали замечать и расстрелы.
— Ну, как вы дошли вчера, после балета.
— Ничего, спасибо. Шубы не сняли. Пришлось, впрочем, померзнуть с полчаса на дворе. Был обыск в восьмом номере. Пока не кончили, — не пускали на лестницу.
Впервые вводящийся в научный оборот материал этой книги представляет значительную ценность для исследователей русской культуры XX века.
Переписка поэтов Георгия Иванова и Ирины Одоевцевой с одним из руководителей нью-йоркского "Нового журнала" Романом Гулем в 1950-е гг. выразительно раскрывает драму русской культуры, разделенной силой исторических обстоятельств на два практически не сливавшихся в течение семидесяти лет потока. Это яркий и правдивый документ, отражающий вкусы, настроения и переживания людей, волею судеб вовлеченных в исторический водоворот.
В книге содержится масса интереснейших подробностей жизни и творчества известнейших русских писателей и поэтов – Ивана Бунина, Алексея Толстого, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Георгия Адамовича, Владимира Набокова и многих других.
Читайте также: