Дело почтамтской улицы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Договариваясь встретиться в центре Петербурга, мы, как правило, имеем в виду Невский проспект или улицы неподалеку. Что не совсем верно, если подойти к вопросу буквально. Потому что самый настоящий центр Петербурга – на Почтамтской, а именно – в здании Главпочтамта. Туда и отправилась Екатерина Семина.

Сердце Петербурга – это не Дворцовая и не Эрмитаж, а здание главпочтамта. Именно здесь находится 0 км. А значит, это самая центральная точка города. От нее считают расстояние до других населенных пунктов.

Здание построено еще два века назад. И всегда принадлежало почте. Правда, изначально внутри располагался каретный двор, а верхние этажи занимали квартиры чиновников. Главное же почтовое отделение было в доме напротив. Для удобства оба здания, даже соединили – галереей в виде арки. Но уже в начале 19 века - главное управление перенесли на Почтамтскую 9.

Над домом работали 5 архитекторов. И каждый внес свою лепту. Поэтому тут сочетаются строгий классицизм – фасад здания, эклектика – арочная галерея, модерн – внутреннее убранство.

Операционный зал приобрел свой нынешний вид в начале 20 века. Тогда по проекту инженера Новикова каретный двор преобразился. Колонные, узорчатые ограды и дубовые украшения. И с тех пор помещение почти не изменилось.

Но стоит немного потренироваться – и вот из-под пера выходит красивый текст. После – письму нужно высохнуть. А дальше запечатать и поставить настоящую сургучную печать.

Чудом сохранилось здание во время войны. В главпочтамт попала бомба. Рядовой Александр Белавин — ценой собственной жизни спас тогда дом от разрушения.

Сейчас это самое популярное почтовое отделение города. И не только потому, что тут современное оборудование – сюда можно прийти на экскурсию.

Этот стеклянный купол – один из первых в Петербурге. Построен в начале прошлого века, но до сих пор поражает и завораживает. А если подняться на крышу, атриум напоминает французский Лувр.

Правда, все эти конструкции возведены более века назад и требуют ремонта. Как и само здание. Последние работы здесь проводили более 10 лет назад. И если внутренне помещение большей частью отреставрировано, то фасад здания – явно требует ремонта.

Передача Ивана Толстого о произведении Георгия Иванова "Дело Почтамтской улицы" оставила глубокий след в умах и сердцах жителей нашего дома, как бывших, так и ныне живущих. Всех волновал вопрос, в какой именно квартире могли происходить данные события, вымысел это, или, правда.

Убили ли кого-нибудь в самом деле в квартире №2? Тем более, Адамович?

Попробуем рассмотреть все возможные варианты.

Не силы темные, глухие

Даруют первенство в бою:

Твой направляют шаг, Россия,

И укрепляют мощь твою!
Батыя и Наполеона

И нынче, как во время оно,

Победы весть — твои знамена

И славы путь — твоя стезя.

С тобою — Бог. На подвиг правый

Ты меч не даром подняла!

И мир глядит на бой кровавый,

Моля, чтобы Орел Двуглавый

Сразил тевтонского орла.


Досталось от Саянова и Гумилеву, который "цинично восхвалял мировую бойню" в строках:

Барабаны, гремите, а трубы, ревите, — а знамена везде взнесены.
Со времен Македонца такой не бывало грозовой и чудесной войны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кровь лиловая немцев, голубая — французов, и славянская красная кровь

Вернемся к нашему расследованию на Почтамтской, 20.

Остаются две предполагаемые квартиры с балконами, которых выходят на Почтамтскую.

1. В одной из них была обнаружена лепнина и роспись на потолке, но не сохранились двери из карельской березы и прочие радости. Есть балкон. Но, квартира эта большая, многокомнатная. Вроде всё указывает на нее, квартиру на втором этаже, единственный минус этого предположения – она не трехкомнатная.

В предполагаемой квартире под №3-ей версией в бельэтаже не было ни кафеля, ни кувшинок, ни самой ванной комнаты, где произошли захватывающие дух события. Ванная комната там появилась в 1960 году… Однажды, в 1980-е годы кто-то выкинул хорошую старинную чугунную ванну, от которой львиные лапы отковыряли-таки водопроводчики, она очень долго скучала во дворе. Но вот из какой квартиры ей вынесли, я не помню, в силу детского возраста…

Дело в том, что особняк Набоковых и облицован гранитом, но со стороны Мойки он никаким образом не виден с набережной… Под протестантской кирхой подразумевается немецкая реформатская церковь. Опять что-то не клеится…

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal




Столетие Февраля 1917 г. и падения дома Романовых прошло в Санкт-Петербурге практически незамеченным.

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? есть? или нет?
Омут. стремнина. головокруженье.
Бездна. безумие. бред.
Максимилиан Волошин

а в сознании народном год русской катастрофы по-прежнему ассоциируется с роммовской киномассовкой на Дворцовой. В ноябре нас наверняка порадуют яркими и красочными шоу.
Очень странно другое — переломный момент отечественной истории почти не оставил памятников, равно как и следов в городской топонимике. Марсово поле… но там еще Володарского и много кого похоронили. Площадь и улица Восстания — но все считают, что речь идет опять-таки об октябре.

Иногда так случается: ухватишься за ниточку, начинаешь ее тянуть и размотаешь такой клубок, что становится как-то не по себе. Спешу поделиться найденным.

ПЕРВООБРАЗ ШТУРМА ЗИМНЕГО

Улица Почтамтская находится в самом центре Петербурга, рядом с Исаакиевским собором, Манежем и казармами Л.-гв. Конного полка. В самом ее конце на углу с Конногвардейским переулком стоит дом № 23/8

 photo 23_8_21_zpsas34emwa.jpg

 photo 23_8_22_zpsotg3ylak.jpg

Был он возведен в 1936 г. по проекту арх. А.И. Князева и Б.А. Михайлова и являет собой, по сути, проходной образец конструктивизма.

 photo P1020265_zpsiodor7ov.jpg

Необычна только облицовка из красного песчаника цоколя постройки; говорят, что камень для нее был взят из разобранной ограды Зимнего дворца.

Дом с виду какой-то неухоженный и неуютный. Сейчас его занимает общежитие Санкт-Петербургского Почтамта.

 photo 23_8_back1_zpselsmqwko.jpg
 photo 23_8_back2_zpsrovw3pf0.jpg

Он явно не вписался в городскую ткань XIX в. и смотрится здесь несколько диковато. Какое же отношение он имеет к февралю 1917 г.?

 photo VP_1911_Fr_zpsxwdw7h3l.jpg

Для уточнения места знакового события найдем адрес В.Б. Фредерикса по справочнику ВП за 1911 г.

Нумерация домов здесь не менялась, и новодел на Почтамтской № 23/8 был построен аккурат на фундаменте разгромленного в февральские дни особняка Фредерикса. По случаю первого уничтожения частной собственности не грех бы сюда и памятную доску повесить.


 photo 63e9xluwko3b1up8td_zpshahgunly.jpg

Как же выглядел особняк графа?
Его можно разглядеть на этом старом фото (он крайний справа). Интересно, что тут же на плацу находятся скульптуры Диоскуров, они были перемещены ко входу в здание Манежа только в 1954 г.

Каменщики на плацу лейб-гвардии Конного полка. Фото из ателье К. Буллы. 1900 г.


Чем же так допёк революционеров Министр Двора, 79-летний больной старик? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к его биографии.

 photo voyeykov-v-n-046_zpsz3ptchaq.jpg

С созданием в 1909 г. Императорского российского автомобильного общества (ИРАО) Фредерикс был назначен его президентом. Высокое положение его при государевом дворе и полное доверие императора обеспечивали большое влияние ИРАО на развитие автомобилизма и спорта в России.

В.Б. Фредерикс (сидит впереди, рядом с водителем) в автомобиле Бразье. Сзади его дочь Евгения и зять В.Н. Воейков

Высочайшею грамотою от 10 апреля 1916 г. Фредерикс был пожалован бриллиантами, украшенными соединенными портретами императоров Александра II, Александра III и Николая II на Андреевской ленте в честь 60-летия службы в Л.-гв. Конном полку и 25-летия службы на высших должностях при дворе. Послужной список его наград впечатляет: Российских орденов - 11, иностранных орденов - 49.

Существует точка зрения, что Фредерикса на этой картинке быть не должно. Она весьма убедительно изложена блогером nampuom_pycu .
На допросе, проведенном Чрезвычайной Следственной Комиссией Временного Правительства, Фредерикс заявил, что не находился в момент отречения при Государе, ещё до 2.03.1917 г. выехал в Петроград и был арестован. Сканы стенографического отчёта допроса прилагаются там же.

Вторая и наиболее убедительная причина, по которой Фредерикс должен был ехать в Петроград — то, с чего мы начинали наш рассказ, разграбление и сожжение его дома 27-28.02.1917 г.
С 23.02 император и гр. Фредерикс находились в Ставке в г. Могилеве. Информация о беспорядках в столице стала поступать туда с 26.02. Поезд императора покинул Ставку в 4-30 утра 28.02. С очень высокой вероятностью можно утверждать, что уже вечером 27.02 граф Фредерикс узнал о вооруженном нападении на свое семейное гнездо. Дальнейшие его действия становятся вполне понятными.

Следует отметить, что судьба графини и его дочерей выяснилась далеко не сразу. Когда банды мародеров ворвались в дом на Почтамтской, больную Ядвигу Фредерикс, закутав наскоро в два одеяла, верный слуга перенес в квартиру Марии фон Гартман, подруги ее дочери. Но Гартман, терроризированная солдатней и своей прислугой, не смогла ее принять. Дочь Эмма, сопровождавшая пешком свою мать, будучи сама больной, решила устроить её в английский госпиталь. Когда лакей на руках принес туда графиню, английский посол Дж. Бьюкенен им отказал (что в очередной раз подтверждает просто космическую подлость этого человека). Тогда Эмма решила перенести свою мать к своему учителю музыки итальянцу Капри, принявшему их с большой радостью. В конце концов, супруга графа, вероятно не без чьей-то помощи, была помещена в Конногвардейский госпиталь.

Теперь ответьте на вопрос, если у вас есть документ такого качества, хотя бы свидетельство о собственности на дровяной сарай в деревне Малое Собакино, примет ли его хоть один нотариус?

Источники (помимо указанных в тексте):
Сайт Архитектура Петербурга .
Николай Тарунтаев. Тайна одного захоронения. СПЕКТР Российско-Финская газета, № 5, 2011 г.
Авторские фото апрель 2017 г.

Почтамтская, 20, богатый буржуазный дом стиля девяностых годов. Напротив окна в окна дворец Фредерикса, министра двора, чопорно-аристократическая улица, начинающаяся с Исаакиевской площади и здесь кончалась, упираясь в казармы Л. Г. Конного полка.

Квартира номер два, в бельэтаже - петербургская пьедатер В.С.Беллей и ее покойного мужа (миллионера - коксо-обжигательные заводы) Н.Н.Беллей. В адресной книге у них еще два основных адреса: "Петербург - зимняя резиденция" и "Петергоф - летняя резиденция". Там лакеи, конюшня и - в те времена! - три автомобиля. Здесь же "уголок" - три комнаты на пятом этаже, точно такая же квартира под челядь.

Дело Почтамтской улицы скачать fb2, epub бесплатно

Петербургские зимы

Говорят, тонущий в последнюю минуту забывает страх, перестает задыхаться. Ему вдруг становится легко, свободно, блаженно. И, теряя сознание, он идет на дно, улыбаясь.

К 1920-му году Петербург тонул уже почти блаженно.

Голода боялись, пока он не установился "всерьез и надолго". Тогда его перестали замечать. Перестали замечать и расстрелы.

— Ну, как вы дошли вчера, после балета.

— Ничего, спасибо. Шубы не сняли. Пришлось, впрочем, померзнуть с полчаса на дворе. Был обыск в восьмом номере. Пока не кончили, — не пускали на лестницу.

Черный ангел

Георгий Иванов - Ирина Одоевцева - Роман Гуль: Тройственный союз. Переписка 1953-1958 годов

Впервые вводящийся в научный оборот материал этой книги представляет значительную ценность для исследователей русской культуры XX века.

Переписка поэтов Георгия Иванова и Ирины Одоевцевой с одним из руководителей нью-йоркского "Нового журнала" Романом Гулем в 1950-е гг. выразительно раскрывает драму русской культуры, разделенной силой исторических обстоятельств на два практически не сливавшихся в течение семидесяти лет потока. Это яркий и правдивый документ, отражающий вкусы, настроения и переживания людей, волею судеб вовлеченных в исторический водоворот.

В книге содержится масса интереснейших подробностей жизни и творчества известнейших русских писателей и поэтов – Ивана Бунина, Алексея Толстого, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Георгия Адамовича, Владимира Набокова и многих других.

Читайте также: