Страховой надзор это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Страхование – это документ законного соглашения, в рамках которого стороной страховщика даётся гарантия принять на свои плечи все возможные риски страхователя. Спектр их правовых взаимоотношений обязан быть документально оформлен договорным соглашением. Чтобы гарантировать застрахованному лицу материальное возмещение в случае страхового происшествия, работает специализированный государственный надзор за страховыми компаниями (СК). О том, что представляет собой надзор страхования, каков его функционал, принципы, законы можно узнать из данной статьи.

Что такое контроль страхования: его необходимость

Страховочный надзор (СН) – это структура, построенная из нормативных требований, обязательных к исполнению со стороны всех субъектов страховочного процесса, их координации, наложения штрафных санкций. Характеристика контроля страхования:

Что такое СН?

Каким принципам следует СН?

Какие задачи ставит СН?

Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:

Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.

Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:

Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:

Надзорные принципы страховой деятельности

Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:

Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.

2. Организационное единство

Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.

Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться

Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.

Основные задачи, функционал страхового контроля

Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:

Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:

  • следить за качеством исполнения законов;
  • осуществлять процедуру аттестации актуариев;
  • производить выдачу/отмену лицензионных прав;
  • обеспечивать единство действий/нормотворчества;
  • производить надзор за субъектами рынка страхования.

Внимание! Основная функция СН – осуществление охраны прав, данных страхователям. Департаментом производится выдача агентам разрешительных документов на увеличение базового капитала, а также на создание в стране отделений с западным инвестированием. Департамент не допускает формирования монополий.

Цели российского страхового контроля

Ведущие игроки, работая в единой государственной связке, обязаны друг друга понимать. Страховой контроль ставит перед службой Департамента страхования ряд первоочередных целей:

  • формирование у клиентов заинтересованности услугами в сфере страхования;
  • перспективное построение надзорной системы;
  • гарантирование обязательств по выплате страховых денег;
  • создание/развитие рынка страхования;
  • воспитание молодых кадров;
  • формирование условий для инвестирования.

Весь спектр контролирующих мер содействует активному развитию страхового рынка страны.

Важное замечание! Данный контроль осуществляет регуляцию деятельности западных СК и компаний с преобладанием иностранного капитала. Налоговая политика в отношении к таким СК ещё требует усовершенствования.

Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации

Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.

Следует знать! Лицензия – документальное свидетельство, удостоверяющее право СК осуществлять конкретные виды страховой деятельности в стране, либо на ее определённой территориальной части, указанной страхующей организацией .

Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:

  • заявительное обращение;
  • ряд учредительных бумаг;
  • информацию о результатах проверки финансов СК;
  • устава компании и пр.

Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.

В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).

Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ в наименование статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 10 января 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 514-ФЗ

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ в пункт 3 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности, а также о прекращении действия аккредитации филиала иностранной страховой организации;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

О выдаче, приостановлении, возобновлении действия лицензий на осуществление страховой деятельности и отзыве лицензий, выданных страховым организациям, см. справку

4. Страховой надзор включает в себя:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 30 внесены изменения

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом 1.1 с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

1.1) аккредитацию на территории Российской Федерации филиалов иностранных страховых организаций;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

ГАРАНТ:

См. Положение Банка России от 22 декабря 2014 г. N 447-П "О кураторах страховых организаций"

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ пункт 4 статьи 30 дополнен подпунктом 6, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом 7 с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

7) принятие решения о назначении временной администрации иностранной страховой организации, решения о приостановлении полномочий руководителей филиала иностранной страховой организации по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 33.6 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ пункт 5 статьи 30 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июня 2018 г. - Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

3) исполнять предписания органа страхового надзора, предусмотренные настоящим Законом, и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

Информация об изменениях:

Подпункт 5 изменен с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

5) представлять в орган страхового надзора в порядке и сроки, которые установлены этим органом, сведения об открытии (закрытии) филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, сведения об их адресах (фактическом месте нахождения), документы, подтверждающие полномочия их руководителей, а также информацию об изменении указанных сведений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ пункт 5 статьи 30 дополнен подпунктом 6, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

6) обеспечить возможность предоставления в орган страхового надзора электронных документов, а также возможность получения от органа страхового надзора электронных документов, в том числе через личный кабинет на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

5.1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела, за исключением иностранных страховых организаций, орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ статья 30 дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

6. Предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора. При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Информация об изменениях:

Статья 30 дополнена пунктом 7 с 22 августа 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

7. Положения настоящей статьи применяются к деятельности иностранных страховых организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:

  • проверка правильности формирования страховых резервов,
  • размещения активов,
  • обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
  • а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

Стадии (фазы) надзора

Страховой надзор можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.

Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, про-верке квалификации и знаний страхового законодательства.

С Механизм надзора и его инструменты

Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.

D Лицензирование

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
  3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

D1 Квалификационные требования

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

D2 Сроки действия лицензии

Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки. Добавить информацию, о том, какое подразделение СК ответственно за получение и отслеживание лицензий: Получением или отслеживанием лицензии занимается либо юридических департамент, либо актуарный департамент.

D3 Управление лицензией

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:

  • предписание об устранении нарушения,
  • ограничение действия лицензии,
  • приостановление действия лицензии,
  • отзыв лицензии.

E Предписание

Предписание дается в случае:

  1. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законо-дательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  2. несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
  3. несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
  4. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
  5. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
  6. установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;

Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок. Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.
Если предписание было не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.

F Ограничение

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

G Приостановление

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

H Отзыв

Отзыв лицензии означает прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела, т. е. его ликвидацию. Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются

  • решение суда, а также
  • решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
  • в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
  • в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

  • уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
  • принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
  • исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
  • осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщик, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
  • продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.

Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.


Высокая ответственность, которую несут страховые компании, и их большое количество вызывает необходимость в контроле и коррекции страховой деятельности в целом. Для контроля страховой деятельности и работы страховых компаний существует специальный орган - страховой надзор. В России этот орган входил в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Данная служба существовала в 2004—2011 году.

Федеральная служба по финансовым рынкам

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР. За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

Банк России (ЦБ РФ)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. Страховой надзор по настоящее время находится в структуре Центрального Банка Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  • обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  • поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  • лояльная налоговая политика для страховщиков;
  • страховой надзор со стороны государства;
  • создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.

Читайте также: