Страдивари скрипичный мастер биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Антонио Страдивари — признанный мастер изготовления смычковых инструментов, его учил Николо Амати, гений 1600-х годов. Сохранились более 400 скрипок и около 200 виолончелей, размещенных в музеях и хранилищах европейских и азиатских городов.

Детство и юность

Антонио Страдивари появился на свет в итальянском городе Кремона, точная дата рождения мастера относится к тайнам прошлых веков. Предполагается, что пополнение в семье состоятельных граждан Ломбардии произошло во второй половине 1640-х годов.

Отец Алессандро и мать Анна к моменту рождения Антонио крестили, вырастили и воспитали как минимум троих детей. Пробел в биографии скрипичного мастера связан с потерей документов, уничтоженных из-за эпидемий, которые привели к гибели тысяч людей.

Родители мальчика, пережившие трудное время, захотели, чтобы в детстве ребенок занялся полезным трудом. Сына отдали в подмастерья местному создателю скрипок, спустя некоторое время Николо Амати сделал Антонио учеником.

Некоторые современные исследователи считали, что юный Страдивари начинал у Франческо Руджери, основателя династии мастеров. В пользу такой точки зрения свидетельствуют музыкальные инструменты, которые изготовил будущий гений в конце 1650-х годов.

Кроме этого, существовала гипотеза, что Страдивари работал столяром и резчиком по дереву, украшавшим скрипки для богатых людей. Пройдя стартовый курс подготовки у Франческо Пескароли, мальчик попал под крыло известных в Кремоне профессиональных учителей.

Сохранились скрипки, сделанные Антонио в 16–17-летнем возрасте, его имя появилось на этикетках в 1660-х годах. Это стало отправной точкой для самостоятельной карьеры и способствовало последующему успеху в итальянских музыкальных кругах.

Личная жизнь

В личной жизни уроженца Кремоны присутствовали две женщины. Первой женой была итальянка, в молодости оставшаяся вдовой. После свадьбы с Франческой Феррабоши в июле 1667 года Страдивари обзавелся домом с просторными комнатами и мастерской.

Резиденция Casadel Pescatore граничила с владениями Николо Амати, там на свет появились пятеро долгожданных детей. Потом у семейной пары родился еще один ребенок, который, согласно церковным записям, скончался в возрасте семи дней.

В районе 1680 года семья переехала на Piazza Roma в поместье, обошедшееся Антонио в солидную сумму 7 тыс. лир. На чердаке мужчина создал производственные помещения, где работал над инструментами, которыми восхищается мир.

После смерти первой супруги Страдивари снова женился, об Антонии Марии Замбелли не известно почти ничего. Образ 35-летней итальянки, скрасившей остаток жизни мужчины, появлялся в художественной литературе, публицистике и кино.

Новый брак принес мастеру еще пятерых разнополых наследников, которые согласно завещанию имели одинаковые права. К сожалению, дети не продолжили дело великого итальянца, являясь сторонними наблюдателями моментов триумфа и торжества.

Мастерство

В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.

В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.

Антонио Страдивари и Николо Амати

Антонио Страдивари и Николо Амати / "Википедия"

С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.

В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.

Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.

В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.

Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.

Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.


Антонио Страдивари – известнейший итальянский скрипичный мастер, создавший за долгую жизнь более тысячи инструментов. Его шедевры хранятся в крупнейших галереях мира, а если попадают на аукцион, их стоимость исчисляется миллионами долларов.

Имя Антонио Страдивари известно даже тем, кто далек от мира искусства. Великий скрипичный мастер создал огромное количество смычковых музыкальных инструментов, около 600 из которых сохранились до наших дней.

Детство и юность

Известно, что биография Страдивари началась в 1644 году, а вот месяц и день его рождения остаются загадкой. Детские годы будущего мастера прошли в Ломбардии, а именно в городке Кремона.

О раннем периоде жизни Антонио сведений крайне мало по простой причине – в те годы документы часто уничтожались из-за постоянно бушевавших эпидемий. Предположительно, у отца мальчика Алессандро и матери Анны кроме него было еще трое детей.

Родители хотели, чтобы сын получил какую-нибудь полезную специальность, чтобы в будущем он мог достойно зарабатывать. Денег в семье не хватало, поэтому маленького Страдивари отдали в бесплатные ученики к уже известному тогда скрипичному мастеру Николо Амати. Поначалу юноша выполнял черновую работу и несложные поручения, но потом Амати сделал его самым приближенным учеником.

Антонио Страдивари

Некоторые искусствоведы полагают, что в подростковом возрасте Антонио столярничал и занимался резкой по дереву, украшая музыкальные инструменты состоятельных горожан. По этой версии после обучения у мастера Франческо Пескароли, молодой человек поступил в профессиональное учебное заведение.

Первые изготовленные Страдивари скрипки датируются 1660-ми годами, когда юноше было 16-18 лет. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней этикетки с его именем.

Изготовление инструментов

У начинающего скрипичного мастера был конкурент – Андреа Гварнери, входивший в число подопечных Амати. Но постепенно Страдивари стал профессионалом такого уровня, что оставил далеко позади всех своих соперников.

Экспериментировать со скрипками Антонио начал в 1660 году. Освоив основные секреты своих талантливых соотечественников, он стал искать собственные пропорции для создания изящных образцов. Однажды молодой человек пришел к тому, что полностью отказался от стиля Амати, начав делать скрипки по собственной уникальной методике.

Для производства инструментов нужны были деньги, и немалые. Страдивари искал состоятельных клиентов, первым из которых стал известный в Кремоне банкир. А созданный для Якова II комплект инструментов сделал талантливого юношу настоящей городской знаменитостью.

Антонио Страдивари

В начале 1680-х Антонио продал большую партию смычковых герцогу Казимо III де Медичи. Изящные скрипки, альты и виолончели были высоко оценены в аристократических кругах, и вскоре работы автора стали невероятно востребованными.

В стремлении сделать свои творения уникальными, Страдивари использовал темный лак и удлинял деки, отчего звук его инструментов резонировал по-новому. К концу 17-го века мастер придумал новый ход – укоротил скрипку путем добавления внутреннего изгиба в форме разорванного круга.

Антонио Страдивари

Тогда как его коллега Андреа Гварнери делал инструменты для храмов, Страдивари создавал скрипки по заказу представителей элиты общества. Клеймо гениального творца хорошо знали ценители искусства из разных городов Европы.

Сохранились документальные свидетельства того, что к производству своих инструментов мастер привлекал наследников. Они занимались созданием сырых заготовок и шлифовкой лаковых поверхностей.

Антонио не брал учеников – то ли из ревности к профессии, то ли по причине большой загруженности. Единственным человеком, который мог назвать Страдивари наставником, стал Карло Бергонци. Преемник гения добился грандиозных успехов в скрипичном деле, став знаменитым в 1730-х годах.

Шедевры, изготовленные Страдивари, сейчас бережно хранятся в крупнейших музеях и у частных коллекционеров. Удивительно, но с течением времени инструменты гения не только не портятся, но становятся с каждым годом более ценными.

Антонио Страдивари

В Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ помимо других шедевров хранятся творения Антонио Страдивари:

Величайший на все времена мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари родился в Италии в 1644 г. в селении близ Кремона. Сюда семья Страдивари перебралась из Кремона, когда там свирепствовала чума. Здесь прошло детство будущего скрипичного мастера. В юности Антонио пробовал стать ваятелем, художником, резчиком по дереву, что потом поможет ему безошибочно подбирать материал для своих шедевров. Позже он увлекся игрой на скрипке. К сожалению и тут его ждало разочарование — при наличии идеального музыкального слуха его пальцам не хватало подвижности. Увлекшись скрипками, он устроился в мастерскую Николо Амати, внука родоначальника известной династии итальянских скрипичных мастеров — Андреа Амати.

Скрипка Страдивари

В мастерской Антонио работал бесплатно, в обмен на полученные здесь знания. Никколо Амати оказался не только прекрасным скрипичным мастером, но и хорошим учителем как для А. Страдивари, так и для другого ученика — А. Гварнери, ставшим со временем также знаменитым мастером. В 1666 г. Страдивари сделал свою первую скрипку, звуки которой напоминали скрипки его учителя. Ему же хотелось сделать ее другой. С каждым вновь созданным инструментом совершенствуется его звук, улучшается качество. В 1680 г. он начинает работать самостоятельно. В поисках собственного стиля он пытается уйти от дизайна Амати, использует новые материалы, другой способ обработки. У его скрипок разная форма: одни он делает уже, другие — шире, некоторые из них были короче, другие — длиннее. Его инструменты украшали кусочки перламутра, слоновой кости, изображения купидончиков или цветов. Но главное отличие его скрипок от других заключалось в необыкновенном, особом звучании.

За свою долгую, 93-летнюю жизнь Страдивари подарил миру более тысячи скрипок, каждая из которых прекрасна и уникальна. Самыми лучшими из них считаются инструменты, созданные мастером с 1698 по 1725 годы. К сожалению, сегодня в мире насчитывается около 600 подлинных инструментов. Попытки скрипичных мастеров создать подобие скрипки Страдивари не увенчались успехом. Антонио Страдивари был женат дважды. От первого брака у него осталось трое детей. Они жили в просторном доме, где у мастера была собственная мастерская. К сожалению, жена умерла от одной из эпидемий, которые в те времена случались часто и уносили жизни многих людей. Страдивари женился во второй раз. В этом браке у него было шестеро детей. Двое его детей, Франческо и Омобоно, когда подросли, стали работать вместе с отцом, где постигали секреты его мастерства. Они научились делать великолепные инструменты, но ни один из них не достиг совершенства формы и красоты звучания скрипки отца. Сам мастер продолжал изготавливать инструменты будучи уже почтенным старцем. Страдивари умер на 94-м году жизни, в 1737 году. Последняя скрипка гениального мастера появилась на свет, когда ему было 93 года.

Прекрасная и печальная судьба Антонио Страдивари

Семья купца Алессандро Страдивари в 1644 году бежала из Ломбардии от эпидемии чумы. Его жене сеньоре Анне было уже под сорок, и она была беременна. Первый сын супругов, рождённый через девять месяцев после свадьбы уже жил самостоятельно. Сеньора Анна была измучена дорогой, гибелью родных, но всё-таки она родила сына, которого назвали Антонио.

Антонио рано остался без матери и его воспитывал суровый отец. Синьор Алессандро научил сына читать, а местный священник обучил его счёту.

Мальчик в свободное время любил бродить на Ярмарке, смотреть на акробатов, комедиантов.
Однажды, оказавшись в первом ряду зрителей, он увидел в руках одного из актёров маленький инструмент, издававший удивительные звуки, которые взволновали его душу. И Антонио, дождавшись конца представления, подошёл к музыканту и спросил, что это за штука, на которой он играл.
Тот удивился его вопросу, но всё-таки ответил, что это скрипка работы великого Андреа Амати.

Мальчик спросил, - а насколько тяжело делать скрипки? Музыкант возмутился, сказав, что делают бочки, а скрипки строят. Нужно особое дерево, точные расчёты и большой талант мастера для того, чтобы заставить инструмент петь.

Музыкант посмотрел на взволнованного мальчика и добавил, что когда-то в Кремоне жил маэстро Джованни Паоло Манджини из Брешни. К нему пришёл Амати, пожелавший посвятить себя скрипичному мастерству, несмотря на то, что его богатые и благородные родители были категорически против. Амати порвал с семьёй, много работал и открыл своё дело.

Он женился, у него родились сыновья, которые стали превосходными мастерами, но всех их погубила чума. Остался только внук – маленький Николо. Мастер не берёт учеников и хранит своё мастерство.

После этого музыкант ушёл, оставив поражённого его рассказом мальчика.

Через три года рано утром в Кремон прибыл длинноногий подросток в старомодной одежде. С ним был небольшой дорожный мешок.

Мастер ещё не спал. Несмотря на мучившую его подагру, он был загружён работой, и ему не хватало опытного помощника. Но ждать поддержки ему было неоткуда.

Он работал над контрабасом, когда вошла служанка и сказала, что его хочет видеть маленький господин. В мастерскую вошёл худенький подросток и голосом, дрожащим от волнения, сказал, что его зовут Антонио Страдивари, и он хотел бы стать учеником мастера. Мальчик сказал, что его отец умер и некому платить за его учёбу, но он готов отплатить работой и уважением.

Антонио достал из своего дорожного мешка скрипку и протянул её сеньору Аманти.

На вид скрипка была неказистой – несимметричной в боках, с длинным грифом и кривыми прорезями, покрыта она была плохим лаком. Но струны у неё были, как и положено, из кишок ягнёнка, а завиток в грифе завораживал своим изяществом.

Мастер велел Антонио сыграть на своей скрипке. И к его удивлению скрипка зазвучала проникновенно и нежно. Скрипки самого Амати звучали негромко, и ни одному из известных ему мастеров не удавалось заставить звучать инструмент с такой силой.

Забыв о подагре, мастер подбежал с Антонио и выхватил из его рук скрипку. Он рассмотрел её хорошенько и стал спрашивать мальчика из какого дерева он сделал низ и верх скрипки и каким лаком её покрыл.

Антонио ответил, что лак он придумал сам, а скрипки учился делать по найденной возле брошенной виллы скрипке со сломанным грифом. И при этом сделал не менее полусотни замеров, пытаясь сделать свой инструмент.

С этого дня Страдивари стал учеником Амати и провёл в его доме почти десять лет.

Постепенко из подростка Антонио превратился в красивого юношу.

Все эти годы он отдал работе.
Когда бы мастер ни заходил в мастерскую, он заставал своего ученика за работой. Всё о чём мечтал Антонио, это создавать скрипки не менее прекрасные, чем скрипки учителя.

Сначала Амати доверял ему изготовление отдельных деталей инструмента, но постепенно, особенно после того, как его заказчиком стала могущественная католическая церковь, мастер стал доверять ученику большее.


Шли годы, и Аманти стал видеть в ученике не только друга, но и почти сына. Всё чаще он стал говорить, что Антонио пора создать семью. Но Страдивари говорил, что никто не отдаст за сироту девушку из приличной семьи. Однако учитель был настойчив и сосватал ему вдову Франческу Ферабоску.

Франческе был 21 год. Вскоре состоялось венчание, и семейство Страдивари поселилось в доме Маззини рядом с площадью Сан-Доменико. Жилые комнаты были крошечными, а мастерская огромной.

У супругов родилось шесть детей, воспитанием, которых занималась Франческа.

А Страдивари полностью посвятил себя работе.
Дети росли в достатке, но в доме почему-то не было не только ссор, но и веселья. Гостей не принимали, несмотря на то, что Страдивари сильно разбогател.

У обедневшего аристократа он купил в 1680 году палаццо за семь тысяч имперских лир. На первом этаже открылся магазин струнных инструментов, покупателями в нём были богачи. Жилые комнаты были набиты позолоченной мебелью.

Но Страдиварии абсолютно не интересовался, чем живут его жена и дети. Даже о смерти своего учителя он узнал случайно. При погребении Амати зазвонили колокола собора святого Доменика и отвлекли Антонио на несколько минут от сложных расчётов.

Старый Амати умер в 1684 году разорённым.

Своих сыновей Страдивари сажал к станку с семи лет и заставлял работать целыми днями, не интересуясь их желаниями.

Ни один из его сыновей не унаследовал дар отца, оставшись на уровне ремесленников.

В 1889 скончалась Франческа, и Страдивари через год женился на красавице Антонии Марии Замбелли, которая была моложе его на двадцать лет. От этого брака родилось четыре сына и дочь.

Один из сыновей умер в младенчестве, другой в 24 года от чумы. Третий, переболев чумой, удалился в Пармскую обитель. А самый любимый, младший сын Паоло сбежал в Америку, заявив, что ремесло отца ему ненавистно.

Отец проклял сына и больше никогда не вспоминал о нём.

Умер Страдивари в 93 года, завещав детям дом, неисчислимые богатства, но, так и не передав сыновьям своего мастерства.

С 1737 года секрет изготовления скрипок домом Страдивари был утрачен.

Вероятно, для продолжения династии, не хватило такой малости, как любовь и сердечное тепло.

Читайте также: