Стив маккарри биография кратко
Обновлено: 04.07.2024
Стив Маккарри (англ. Steve McCurry, р. 1950) - современный американский фотограф, фотожурналист, редактор. Широкую известность получила его фотография "Афганская девочка".
Биография, творчество
Стив Маккарри родился 24 февраля 1950 года в Филадельфии, США. В 1974 году с отличием окончил Университет штата Пенсильвания (Pennsylvania State University) со степенью в области театрального искусства. Свои первые фотографии Маккарри делал для университетской газеты The Daily Collegian.
После окончания университета Стив Маккарри некоторое время делал фотографии для небольшой газеты Today's Post в г. Кинг оф Пруссия (King of Prussia, Pennsylvania), после чего уехал в Индию, где работал в качестве фотографа-фрилансера.
Незадолго до ввода советских войск в Афганистан Стив Маккарри совместно с журналисткой Деброй Денкер, переодевшись в неприметные одежды, нелегально пересекли границу Пакистана в зоне, которая на тот момент контролировалась повстанцами. Позже, когда он покидал зону военных действий, ему пришлось вшить отснятые материалы в одежду. Впоследствии сделанные им фотографии были опубликованы в таких журналах как The New York Times, TIME и Paris Match. Кроме того, за сделанную работу фотограф был удостоен золотой медали Роберта Капа (премия в области фотожурналистики) за лучший фоторепортаж из-за границы.
В последующие годы Маккарри продолжил освещать вооруженные конфликты. Среди прочего, он работал во время ирано-иракской войны, Ливанской гражданской войны, гражданской войны камбоджийского исламского повстанческого движения на Филиппинах, на войне в Персидском заливе и во время гражданской войны в Афганистане. Его фотографии часто публиковались в журнале National Geographic. С 1986 года Стив Маккарри является членом Magnum Photos.
В 2001 году работы Стива Маккарри были выставленны на международной художественной выставке арт-агентства Leo Burnett, при участии итальянского художника Умберто Петтиничхио (Umberto Pettinicchio) в Лозанне, Швейцария. В 2003 году вышел документальный фильм "The Face of the Human Condition", режиссера Дэниса Делистрака о жизни и творчестве Маккарри.
В 2005 году Стив Маккарри отказался от использования пленки. Свое решение он объяснил тем, что цифровые носители куда удобней в полевых условиях и, что важнее, фотографии всегда можно переслать за пределы "опасной зоны". В интервью для The Guardian фотограф сказал: "Возможно, старые привычки трудно ломать, но мой опыт показывает, что большинство моих коллег, независимо от их возраста, перешли на цифру. Качество же никогда не было лучше. Кроме того, теперь я могу, например, работать в условиях крайне низкой освещенности". Впрочем, в июне 2010 года Маккарри принял участие в акции Kodak: фотографу было предложено использовать последнюю пленку Kodachrome, производство которой на тот момент уже было приостановлено. Сделанные в рамках данного проекта снимки были выложены в открытый доступ в Интернете журналом Vanity Fair.
В мае 2013 года Маккарри работал над фотографиями для календаря "Pirelli-2013, Рио-де-Жанейро".
В 2016 году Стив Маккарри оказался в центре скандала, связанного с тем, что некоторые его снимки были отредактированы в различных редакторах (например, фотография "Афганская девочка" для использования на обложке была обрезана). Сам Маккарри, впрочем, достаточно спокойно отнесся к обвинениям, заявив, что не считает себя фотожурналистом, а является скорее визуальным рассказчиком (visual storyteller), который, тем не менее, не врет своей аудитории, т.к. вносимые изменения не влияют на правдивость снимка. Скандал в очередной раз поднял ряд теоретических вопросов, связанных с невозможностью отображения истины фотографией.
"Афганская девочка"
Стив Маккарри несколько раз пытался найти сфотографированную им девочку, но удалось это лишь в январе 2002 года. Как оказалось, её имя Шарбат Гула и в 1984 году ей было около 13 лет (Гула сама точно не знает свой возраст). В лагере беженцев она оказалась после того, как её родители были убиты в результате атаки советских вертолетов на их деревню.
Снимок сделан на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения. Любопытно, что при создании данной фотографии Маккарри считал, что особая удача состоит в том, что ему удалось запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой. Сама Шарбат Гула до 2002 года не знала о своей славе и увидела фотографию лишь в 2003 году.
Среди работ Стива Маккарри немало культовых изображений в области фотожурналистики и документальной фотографии. Плоды его творчества не перестают вдохновлять и изумлять людей по всему земному шару, оставляя неизгладимые впечатления. Его напряжённая и увлечённая деятельность насчитывает более 30 лет, поэтому Маккарри многие признают одним из величайших фотографов современности.
После нескольких месяцев, проведённых в Индии, он пересёк пакистанскую границу, затем проник в Афганистан. Маккарри изменил свою внешность и отрастил бороду, чтобы не выделяться в толпе. Тогда он сделал свои первые изображения конфликта в Афганистане. Это был его старт в мир реалистичной фотографии, с тех пор преобладающей в его работе.
На фото Стив Маккарри.
О Стиве Маккарри и его фотографиях:
• Прежде всего, работы Маккарри сократили разрыв, существующий между художественной и реалистичной фотографией. Они сочетают и то, и другое.
• Его фотографии не нуждаются в объяснении. Хорошим снимкам не нужно описание. Работы фотографа полностью соответствуют этой фразе, они понятны людям всех возрастов и сословий.
• Его цветные снимки несут дополнительную смысловую нагрузку. В фотографиях Маккарри цвета играют важную роль в определении настроения кадра. Цветность и яркость имеют дополнительное значение и становятся частью фотографии.
• Великолепная композиция в фотографиях Маккарри превращает их в произведения искусства. (9 советов по фотокомпозиции на примерах легендарного Стива Маккарри)
• Маккарри изучил жанр уличной фотографии на примере таких великих мастеров, как Анри Картье-Брессон, но он всегда добавляет нечто от себя.
• Он сохранил увлечённость своей работой точно так же, как и в самом начале пути.
На фото Стив Маккарри
Цитаты Стива Маккарри:
Рыбаки, Шри-Ланка, 1995.
Раджастхан, Индия, 2008.
Джодхпур, Индия, 2007.
Мальчик в красной краске на фестивале Холи. Мумбаи, Индия, 1996.
Фестиваль Холи, Раджастхан, Индия, 1996.
Представитель племени рабари, Индия, 2010.
Отец и сын в своем доме. Джодхпур, Индия, 1996.
Бомбей, Индия, 1993.
Порбандар, Гуджарат, Индия, 1983.
Представитель племени рабари в Индии, 2010.
Муссон в Чандани Чоук, Дели, 1983.
Порбандар, Индия, 1983.
Продавец цветов. Сринагар, Джамму и Кашмир, Индия, 1999.
Раджастхан, Индия, 1996.
Центральный вокзал в Нью-Йорке, 2010.
Железнодорожная платформа в Дели, Индия, 1983.
Шахтёр, Пули-Хумри, Афганистан, 2002.
Фермер в Джелалабаде, Афганистан, 1992.
Портрет афганской беженки в Пешаваре, Пакистан.
Школьница, Герат, Афганистан, 1992.
Фотограф со своей камерой. Кабул, Афганистан, 1992.
Школа, Бамиан, Афганистан.
Мьянма, Бирма, 2011.
Пагода Чайттийо (Золотой камень), буддистская святыня в штате Мон в Мьянме, 1994.
Янгон, Мьянма, 1994.
Гейша, поднимается по лестнице офисного здания. Киото, Япония, 2007.
Рыбак на озере Инле, Бирма. 2008.
Агра, Индия, 1983.
Вриндавана, Индия, 1995.
Ангкор, Камбоджа, 1997.
Ангкор, Камбоджа, 2000.
Ангкор, Камбоджа, 1999.
Тибет, 2001.
Чиангмай, Таиланд, 2011.
Долина реки Сава, Словения, 1989.
Долина Катманду, Непал, 1984.
Афганистан, 2002.
Афганистан, 1992.
Бангладеш.
Молодой человек со слоном, Шри-Ланка, 1995.
Верблюды и нефтяные пожары в Кувейте, 1991.
Ангкор Ват, Камбоджа, 1999.
Шаолиньские монахи, 2004.
Монастырь Шаолинь, провинция Хунань, Китай, 2004.
Интервью Стива Маккарри:
— Какая из ваших фотографий лучше всего описывает вашу жизнь?
— Жизнь такая сложная, ее трудно описать в одном предложении или в одной идее… Может быть, снимок, где ребенок бежит по переулку между двух стен с отпечатками детских ладошек. Наверно, он мог бы представлять меня.
Сломанная рука
В 1950 году в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания, рождается мальчик по имени Стив. В пять лет он, любопытный и бойкий, как все мальчишки его возраста, падает с лестницы и ломает правую руку. Кость срастается плохо, и Стиву, правше, приходится учиться владеть левой.
Этот случай нисколько не меняет его характера — ему по-прежнему все интересно. Повзрослев, он и профессию выбирает максимально интересную — кинорежиссер. В 19 лет он на год уезжает в Европу, путешествует по Швеции, Голландии, Израилю. Там, чтобы сэкономить деньги и познакомиться со страной изнутри, он живет в принимающих семьях. В одной из них Стив знакомится и заводит дружбу с фотографом.
Они гуляют по улицам Стокгольма, фотографируют, а по вечерам в темной комнате проявляют снимки. Тогда юноша впервые понимает, что фотография — это замечательный способ совместить любовь к путешествиям и неуемный интерес к жизни. Сломанная в детстве рука дает о себе знать — ему неудобно работать левой с камерами, рассчитанными для правшей, но это его беспокоит меньше всего.
В итоге во время учебы в университете штата Пенсильвания он, параллельно с режиссурой, активно изучает фотоискусство. Особенно ему нравятся работы Доротеи Ланж и Уолкера Эванса. Получив диплом с отличием, Стив ни дня не работает по профессии, а устраивается в газету фотокорреспондентом. Но первую хорошую фотографию он делает за два года до этого, еще в студенческие годы.
В 1972-м он путешествует по Мексике. Бродя по улице Мехико, Стив видит бездомного мужчину, который прикорнул у стены, ровно под витриной мебельного магазина. Взгляд молодого фотографа не мог не зацепить эту печальную картину — человек в рваных одеждах лежит на голых плитах тротуара ровно под красивым новеньким диваном, выставленным в окне. Именно этот снимок приведет Стива на путь к профессиональной фотографии.
Настоящий МакКарри
Здесь, в Южной Азии, он станет Стивом МакКарри, которого мы знаем. В 1979 году в Читрале, на самой границе с Афганистаном, он встречает нескольких беженцев из соседней страны. Они рассказывают человеку с камерой, что в Афганистане идет гражданская война — там убивают людей, стирают с лица земли деревни. Они просят его поехать и заснять происходящее на пленку, чтобы мир узнал, что происходит на самом деле.
Стив соглашается, хоть ни разу до этого не был в зоне боевых действий. Он думает, что это интересно, что это приключение. Его переодевают в местную одежду и нелегально переводят через границу. В него стреляют, ему страшно, но он уже один из этих людей, это теперь и его история тоже.
Afghanistan: Mujahideen revolt against Soviet Occupation 1979-89 Mujahideen Fighters Watch Convoy, Nuristan, Afghanistan, 1979
В 1986 году Стив становится членом международного фотоагентства Магнум.
1984-й, война в Афганистане еще далека от завершения. Стив МакКарри с коллегой снимают жизнь лагеря для беженцев в Пакистане, когда из одной палатки раздается смех. Фотографы заглядывают внутрь — там идет урок в импровизированной школе для девочек. Стив просит позволения сделать несколько фотографий. Одна из девочек, которая особенно заинтересовала МакКарри, закрывается старым хиджабом: не в обычаях этих людей позволять чужому мужчине, тем более иностранцу, видеть женское лицо.
Учительница просит девочку убрать руки и посмотреть прямо в камеру. Девочка позволяет сделать несколько снимков, но потом, совсем смутившись, уходит из палатки. Но МакКарри уже знает, что фотографии, снятые без вспышки, наспех, будут хороши — так много души было в этих не по годам взрослых глазах.
В 2004-м Стив создаст некоммерческую организацию Imagine Asia для распространения среднего и высшего образования среди жителей Афганистана — таких простых людей, как Шарбат и ее дети.
Последняя пленка
Отщелкав последний ролл, Стив никогда больше не снимал на пленочный фотоаппарат. Эти фотографии были проявлены 14 июля 2010 года, а слайды переданы на вечное хранение в музей Джорджа Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк.
Содержание
Начало пути
Стив МакКарри родился в 1950 году в г.Филадельфия. Сразу после окончания школы он решает поступить в университет штата Пенсильвания, где принимается увлечённо изучать киноискусство. Но мир киноиндустрии не очень увлёк его, поэтому в скором времени появляется новое увлечение – фотография. Причём необычное хобби тут же находит должное применение и практические навыки: самые первые работы Стив размещает в студенческой газете. Поначалу это были лишь разовые попытки, но постепенно он становится полноценным штатным фотографом для The Daily Collegian. В конечном итоге он всё-таки получил степень в области театрального искусства и ушёл из университета с отличием в 1974 году. Но работать по профилю не спешил, а продолжал экспериментировать в фотографии.
Более стремительно карьера начала развиваться во время войны в Афганистане. По заданию журнала Стив решил перейти границу в контролируемых повстанцами регионах. Ради маскировки он переодевался в местные наряды, а фотоплёнку вшивал в слоя ткани. Именно после этой экстремальной командировки его фотографии стали одними из первых иллюстраций конфликта. Сделанные там снимки широко распространялись, вследствие чего автор получил в награду золотую медаль Р. Капы как лучший иностранный фоторепортёр. Уже в 2001 году многие работы Стива МакКарри выставлялись в международной выставке, запланированной Leo Burnett Worldwide, американским рекламным агентством, созданным в Чикаго в 1935 году Лео Бернеттом. Даже после всемирной славы он продолжал делать запоминающиеся фоторепортажи международных конфликтов.
Стив МакКарри – Афганская девочка
Если пересмотреть биографию фотографа, то можно заметить, что старт его стремительной карьеры был положен ещё в прошлом веке. В то время всем западным журналистам официально ограничили въезд на территорию Афганистана, но любящий риск Стив МакКарри всё равно тайно пересекает границу и по факту оказался единственным фотографом, который сумел отразить военный конфликт.
Фотография “Афганская девочка”
После неожиданной славы автор долго старался разыскать девочку с зелёными радужками. Так личность этой ученицы оставалась неизвестной в течение 17 лет (до 2002 года), пока по специальному заданию команда National Geographic не отыскала ту самую незнакомку по имени Шарбат Гула. На тот момент женщина даже не подозревала о такой славе, зато хорошо помнила день, когда ее фотографировал неизвестный американец. На момент интервью она уже вышла замуж и родила детей, поэтому теперь разрешение на повторное фото пришлось спрашивать у её мужа. Стив пообещал принимать активное участие в судьбе её семьи и помогать материально своей музе.
Та самая “Афганская девочка” спустя время
Фотографии детей Стива МакКарри
После этого случая многие популярные бренды Time и National Geographic наперебой предлагали ему контракты, но фотограф продолжал снимать в формате фриланса, хотя напрямую сотрудничает с мировыми журналами. Стив часто намеренно отправляется в самый эпицентр различных событий и посещает горячие точки, где местное население с опаской относится к приезжим, не желая им позировать. Тем не менее, ему часто удаётся добиться расположения людей и получить действительно редкие кадры.
Читайте также: