Стимулирование рационального природопользования кратко

Обновлено: 03.07.2024

Экономическое стимулирование – система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников к рациональному природопользованию.

Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды.

Эколого-экономическое стимулирование включает:

• налогообложение (в том числе экологическое);

• финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);

• ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

• государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

• создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;

• формирование рынка экологических работ и услуг;

Под экологическим страхованием понимают защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов страхователей.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении физическими или юридическими лицами имущественных претензий к страхователю в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение ОС на территории действия договора страхования.

Страховщиком является любая страховая организация (например, Российская государственная страховая компания). Страховщик предоставляет страхователям страховую защиту имущественной ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате наступления страхового события.

Страховым событием (случаем) является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба ОС в результате неожиданного выброса или сброса загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

Обязательному экологическому страхованию подлежат все экологически особо опасные объекты. В России все предприятия поделены на три группы в зависимости от их потенциальной опасности. Предприятия группы А - особо опасные, к которым принадлежат все объекты металлургической, химической, нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, в том числе атомной, нефте-, газо- и горнодобывающей отраслей.

Предприятия группы Б (опасные) подлежат или обязательному или добровольному экологическому страхованию в зависимости от решения администрации субъекта Федерации, которая имеет обязательный перечень объектов группы Б на своей территории. К таким предприятиям принадлежат, например, объекты пищевой (консервной) промышленности, которые используют в производстве уксусную кислоту.

Остальные предприятия подлежат добровольному экологическому страхованию.

29. Эколого-правовые требования в хозяйственной деятельности

Устанавливаются общие экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; экологические требования в сельском хозяйстве; энергетике; к военным и оборонным объектам и при осуществлении других видов деятельности.

Требования экологической безопасности и охраны здоровья населения должны выполняться уже начиная со стадии технико-экономического обоснованияи проектирования объекта. Разрабатываемая документация должна содержать разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве. При технико-экономическом обосновании проекта и проектировании промышленного и иного объекта должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду: ПДК вредных веществ и ПДУ вредных физических воздействий на нее. Проекты, не удовлетворяющие этим требованиям, не подлежат утверждению.

Экологические требования должны соблюдаться и в процессе строительствапромышленных и иных объектов. При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению природной окружающей среды. Нарушение этих требований влечет за собой приостановление строительных работ до устранения недостатков.

Ввод в эксплуатацию построенных объектов допускается только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнениями окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

Юридические лица и другие участники хозяйственной деятельности обязаны соблюдать экологические требования и в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе специального разрешения, в котором устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. Превышение этих нормативов влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, вплоть до прекращения деятельности предприятий, их филиалов, цехов, установок.

Особые экологические требования предъявляются к энергетическим объектам, в том числе к объектам атомной промышленности. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций должны быть приняты меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.

При использовании, производстве, транспортировке, хранении, утилизации и захоронении радиоактивных веществ не допускается превышение установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения необходимо немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, и принять меры к ликвидации очагов заражения. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, а также затопление и отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещены.

Лица, ведущие сельское хозяйство, должны соблюдать экологические требования, обусловленные характером этого вида деятельности. Не должны, в частности, допускаться побочные последствия применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды и причиняющих вред здоровью человека. Животноводческие фермы и комплексы, и перерабатывающие предприятия должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Должны быть обеспечены требования по использованию в сельском хозяйстве химических веществ, применяемых в качестве удобрений, средств защиты растений и др.

Экономическое стимулирование – система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников к рациональному природопользованию.

Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды.

Эколого-экономическое стимулирование включает:

• налогообложение (в том числе экологическое);

• финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);

• ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

• государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

• создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;

• формирование рынка экологических работ и услуг;

Под экологическим страхованием понимают защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов страхователей.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении физическими или юридическими лицами имущественных претензий к страхователю в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение ОС на территории действия договора страхования.

Страховщиком является любая страховая организация (например, Российская государственная страховая компания). Страховщик предоставляет страхователям страховую защиту имущественной ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате наступления страхового события.

Страховым событием (случаем) является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба ОС в результате неожиданного выброса или сброса загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

Обязательному экологическому страхованию подлежат все экологически особо опасные объекты. В России все предприятия поделены на три группы в зависимости от их потенциальной опасности. Предприятия группы А - особо опасные, к которым принадлежат все объекты металлургической, химической, нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, в том числе атомной, нефте-, газо- и горнодобывающей отраслей.

Предприятия группы Б (опасные) подлежат или обязательному или добровольному экологическому страхованию в зависимости от решения администрации субъекта Федерации, которая имеет обязательный перечень объектов группы Б на своей территории. К таким предприятиям принадлежат, например, объекты пищевой (консервной) промышленности, которые используют в производстве уксусную кислоту.

Остальные предприятия подлежат добровольному экологическому страхованию.

29. Эколого-правовые требования в хозяйственной деятельности

Устанавливаются общие экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; экологические требования в сельском хозяйстве; энергетике; к военным и оборонным объектам и при осуществлении других видов деятельности.

Требования экологической безопасности и охраны здоровья населения должны выполняться уже начиная со стадии технико-экономического обоснованияи проектирования объекта. Разрабатываемая документация должна содержать разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве. При технико-экономическом обосновании проекта и проектировании промышленного и иного объекта должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду: ПДК вредных веществ и ПДУ вредных физических воздействий на нее. Проекты, не удовлетворяющие этим требованиям, не подлежат утверждению.

Экологические требования должны соблюдаться и в процессе строительствапромышленных и иных объектов. При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению природной окружающей среды. Нарушение этих требований влечет за собой приостановление строительных работ до устранения недостатков.

Ввод в эксплуатацию построенных объектов допускается только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнениями окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

Юридические лица и другие участники хозяйственной деятельности обязаны соблюдать экологические требования и в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе специального разрешения, в котором устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. Превышение этих нормативов влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, вплоть до прекращения деятельности предприятий, их филиалов, цехов, установок.

Особые экологические требования предъявляются к энергетическим объектам, в том числе к объектам атомной промышленности. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций должны быть приняты меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.

При использовании, производстве, транспортировке, хранении, утилизации и захоронении радиоактивных веществ не допускается превышение установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения необходимо немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, и принять меры к ликвидации очагов заражения. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, а также затопление и отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещены.

Лица, ведущие сельское хозяйство, должны соблюдать экологические требования, обусловленные характером этого вида деятельности. Не должны, в частности, допускаться побочные последствия применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды и причиняющих вред здоровью человека. Животноводческие фермы и комплексы, и перерабатывающие предприятия должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Должны быть обеспечены требования по использованию в сельском хозяйстве химических веществ, применяемых в качестве удобрений, средств защиты растений и др.

Экономический механизм природоохраны – это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.

Функции экономического механизма в экологическом праве:

  • обеспечивающая (экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды);
  • стимулирующая (заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства).

Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.

Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Он устанавливает как общие правила по осуществлению той или другой экономической меры, так и некоторые конкретные предписания о применении этих мер. В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Соответственно ряд экономических мер предусматривается природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе "О недрах", Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе "О животном мире" и др.

Положения по финансированию природоохранной деятельности определятся бюджетным законодательством, об экологических налогах - Налоговым кодексом РФ.

Элементы экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды:

  • планирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • финансирование охраны окружающей среды;
  • платежи за природопользование;
  • экологическое страхование;
  • меры экономического стимулирования.

Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры.

Стимулирующая функция реализуется следующими экономическими мерами:

  • платежами за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду;
  • налоговыми и кредитными льготами , иными поощрительными мерами в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральный закон "О животном мире" устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых:

  • юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
  • юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
  • премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством Российской Федерации.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

Экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В любом случае, в правовом государстве как административные, так и экономические методы стимулирования закреплены законодательно и регламентируются нормативными правовыми актами. Поэтому более правильно называть данные методы административно-правовыми и экономическо-правовыми.

1. В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:

установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

освобождения от налогообложения экологических фондов;

передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

2. Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Экономическое стимулирование рационального природопользования. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Экономическое стимулирование Экономическое стимулирование – это составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Экономический стимул – это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам, так как экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований.

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности включает: - налогообложение; - финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.); - ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию); - государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения и др.

Уровни и основные формы стимулирования природоохраны На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне организации, фирмы – это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства – это налоговая, финансовая, ценовая политика.

2 группы методов эколого-экономического стимулирования позитивной мотивации = меры заинтересованности ; негативной мотивации = меры ответственности.

позитивной мотивации = меры заинтересованности прибыль от утилизации отходов; льготы по налогообложению; кредитные льготы; надбавка к цене экологически чистой продукции

негативной мотивации = меры ответственности плата за сверхнормативное использование природных ресурсов; плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды; плата за размещение отходов в окружающей среде; штрафы; дополнительное налогообложение.

Предприятия только тогда охотно возьмутся за природоохранную деятельность, когда будет разработан и повсеместно внедрен такой механизм, при котором соблюдается следующее неравенство: Зпод

Финансирование природоохранных мероприятий и экологиче­ских программ производится за счет следующих источников: 1) бюджеты всех уровней; 2) средства предприятий, учреждений и организаций (прибыль и себестоимость); 3) фонды экологического страхования; 4) кредиты банков; 5) средства населения (в том числе добровольные взносы, за исключением ино­странных юридических лиц и граждан).

Сортировка мусора На территории государства находится 50 предприятий, производящих сортировку мусора. К крупнейшим относятся: Новокузнецкий комплекс. Организация осуществляет свою деятельность, начиная с 2008 года. Имеет свой собственный полигон для захоронения. Красноярская фабрика. Выполняет переработку отходов путем их сортировки. Вторичное сырье отправляется на переработку. Оставшиеся вещества закапываются на личном специально предназначенном участке. Оренбургское мусороперерабатывающее предприятие. Выполняет переработку мусора, начиная с 2014 года. Отличается возможностью обрабатывать токсичные вещества. В Московской области осуществляют деятельность по уничтожению утиля несколько организаций.

Налоговые льготы пункт 21 статьи 381 Налогового кодекса льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества, имеющих высокий класс энергетической эффективности при наличии на них энергетического паспорта

кредитные льготы, надбавка к цене экологически чистой продукции В России не применяется, так как бюджет Минприроды не заложено. Опыт 2016 года, когда Приморском крае, в течение 1 года субсидировалась на 2% ипотека домов с солнечными батаерями.

плата за сверхнормативное использование природных ресурсов 5-кратный коэффициент При превышении лимита водозабора

плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды 5 кратные коэффициенты при превышении ПДВ и НДС 25 кратные коэффициенты При превышении лимита выброса И сброса

плата за размещение отходов в окружающей среде 5-кратный коэффициент при превышении лимита размещения отходов

штрафы Согласно КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования КоАП РФ Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха Иногда денежная санкция возможна и в случае преступления согласно УК РФ Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Зарубежный опыт в Норвегии налог на нефть состоит из двух частей: общей ставки и дополнительного платежа, размер которого зависит от концентрации серы в нефти. В Швеции – два вида налогов на нефть и нефтепродукты, последний составляет 1/9 часть от величины налога на нефть, что способствует развитию производств по нефтепереработке. В Дании акцизы на сливочное масло В германии льготная ипотека -1,4% на дома с солнечными панелями на крыше В Евросоюзе с 2012 Для увеличения спроса на электромобили были введены налоговые вычеты для физических лиц, использующих их для служебных целей, при использовании электромобилей для личных целей предусматривается освобождение от уплаты дорожного налога на 10 лет. Еще примеры по ссылке в научной работе:


В мире существует несколько глобальных проблем, которые могут привести человечество к экологической катастрофе. Одна из них — это проблема рационального использования природных богатств.

Что такое рациональное природопользование

Рациональное природопользование — это такой процесс взаимодействия человека с природой, при котором он в полной мере пользуются всеми ее ресурсами, но при этом охраняет и защищает ее от нежелательных последствий своей деятельности.

Наука понимает под природопользованием комплексные меры человечества по рациональному использованию тех ресурсов, которые нам дает природа.

Классификация природных ресурсов

Существует несколько классификаций природных ресурсов:

  • по происхождению;
  • по производственному использованию;
  • по степени истощаемости.

По происхождению

В первую очередь природные ресурсы подразделяют по происхождению.

  1. К биологическим природным ресурсам относятся все живые организмы, которые населяют биосферу нашей планеты. Это растения, деревья, животные, насекомые и т.д.
  2. Под минеральными ресурсами понимают все полезные ископаемые, которые находятся в литосфере Земли. Из них добывают минеральное сырье: металлы, уголь, нефть, газ и др.
  3. К энергетическим ресурсам относят источники энергии естественного и искусственного происхождения. Естественными источниками получения энергии являются солнце, ветер и вода. Искусственные источники получения энергии — это топливо и атомная промышленность.

По производственному использованию

Природные ресурсы по производственному использованию делят на:

  1. Гидроресурсы. Это вся вода, которая есть на нашей планете: моря, океаны, реки, грунтовые воды.
  2. Земельные ресурсы. Это и лесной фонд и земли, используемые для ведения сельского хозяйства.
  3. Флору.
  4. Фауну.

По степени истощаемости

Природные богатства можно разделить и по степени истощаемости.

  1. К неисчерпаемым ресурсам относятся ресурсы, которые могут использоваться в течение длительного времени и в неограниченном количестве. Это солнечная энергия, энергия ветра, приливы и т. д.
  2. Исчерпаемыми называют такие природные ресурсы, которые не подлежат восстановлению или их возобновление занимает миллионы лет (ископаемые ресурсы).
  3. К группе исчерпаемых и возобновимых природных ресурсов относят те ресурсы, которые могут быть естественным или искусственным образом возобновлены в небольшие сроки. Естественно обновляющимися ресурсами являются, например, леса и почвы. Искусственными — очистка воздуха и воды, восстановление видов животных или растений.

Классификация природных ресурсов

Рациональное и нерациональное природопользование

Рациональное природопользование подразумевает эффективное использование природных ресурсов, при котором человек не только не вредит природе, но бережно к ней относится, стремится к ее охране и восстановлению. Рациональное природопользование лежит в основе геоэкологии и охраны окружающей среды.

Признаками рационального природопользования считаются следующие действия человека:

  1. Восстановление ресурсов природы.
  2. Сохранение гидроресурсов, земельных ресурсов, флоры и фауны.
  3. Бережное и экономное использование исчерпаемых полезных ископаемых.
  4. Применение экологичных способов получения энергии.
  5. Сохранение природного ареала обитания животных, растений и человека.
  6. Регулирование численности населения Земли.

Нерациональное природопользование — это следствие потребительского отношения к природе и того, что она дает человеку, приводящее к истощению ресурсов и ухудшению экологической обстановки.

Экологи из разных стран мира бьют тревогу и предупреждают человечество о том, что нерациональное природопользование в угоду экономической прибыли неизбежно приведет к экологической катастрофе и огромным денежным и трудозатратам для ее ликвидации.

Признаки нерационального использования природных богатств это:

  1. Отсутствие системного подхода к добыче ресурсов.
  2. Пренебрежительное отношение к сберегающим технологиям.
  3. Игнорирование экологичных методов добычи ископаемых.
  4. Нарушение экологических законов и стандартов.
  5. Чрезмерное использование земельных ресурсов.
  6. Большое количество отходов при производстве.

Природопользование

Принципы рационального природопользования

Принципами рационального природопользования являются:

  1. Системный принцип, который оценивает влияние конкретного производства на природу и окружающую среду за определенное время.
  2. Принцип оптимизации, основанный на поиске лучших решений взаимодействия экологии и экономики.
  3. Принцип опережения темпов, предполагающий оптимизацию расходов природных богатств и снижение количества отходов за каждый производственный цикл.
  4. Принцип гармоничных отношений с природой, подразумевающий таких разработок, которые будут экологичными и безопасными для окружающей среды.
  5. Принцип меры в использовании природных богатств. Пользуясь ресурсами, которые дает природа, нужно помнить, что их количество ограничено. Важно заранее планировать их расход, исходя из возможностей источника получения ресурса.
  6. Принцип саморегуляции заключается в прогнозировании какого-либо производства или добыче полезных ископаемых. Человек обязан учитывать все негативные факторы, которые могут возникнуть в ходе его деятельности. Важно снизить это негативное воздействие на природу.
  7. Принцип комплексного использования предполагает концентрацию на единой территории специализированной структуры, состоящей из сырьевых, земельных, энергетических и людских ресурсов, что позволит снизить отходы и вредные факторы производства.
  8. Принцип безотходности предлагает внедрить замкнутый производственный цикл, когда одно производство будет перерабатывать или утилизировать отходы другого.

Основные пути реализации, примеры

В современном мире многие страны озадачены проблемой рационального использования ресурсов. Чтобы реализовать все вышеперечисленные признаки, необходимо следующее:

  1. Проведение государственной политики по охране окружающей среды.
  2. Принятие международных экологических стандартов и законов, которые будут регулировать промышленную деятельность людей и тот вред, который эта деятельность наносит природе.
  3. Наказание за разрушительное воздействие на природу, флору и фауну.
  4. Соблюдение правил эксплуатации плодородных земель.
  5. Размещение промышленных предприятий вдали от городов.
  6. Принятие комплексных законов по охране природы для каждого региона и страны.
  7. Организация обязательного экологического мониторинга и прогнозов последствий деятельности человека.
  8. Ведение актуальной отчетности по текущему состоянию экологии в мире.
  9. Решение проблемы чистой питьевой воды.
  10. Помощь развитых стран развивающимся во внедрении работающих схем в области экологии.

Развитые страны, которые давно осознали важность рационального отношения к природе, проводят успешную экологическую политику. Так, с 2021 года в странах Евросоюза будет введен запрет на одноразовую пластиковую продукцию.

К сожалению, абсолютное большинство государств в мире относится к природе потребительски, не задумываясь о последствиях такого отношения.

Виды деятельности, относящиеся к рациональному природопользованию

Примерами рационального отношения к природе могут служить:

  1. Высаживание растительности (деревьев и кустов) на склонах гор, холмов, оврагов, берегах рек. Эта мера способствует укреплению грунта, мешает образованию эрозии почв, сходу селей и лавин с гор.
  2. Использование замкнутого водооборота на промышленных предприятиях и производствах. Эта мера существенно экономит водные ресурсы и способствует снижению выбросов грязных вод в водоемы.
  3. Полное использование добываемого минерального сырья. Такой подход позволяет уменьшить количество отходов, использовать имеющиеся ресурсы по-максимуму.
  4. Рекультивация земель в тех районах, где происходила добыча полезных ископаемых. Рекультивированные земли можно использовать для сельского хозяйства.
  5. Насаждение защитных лесополос в полях в степной местности. Такая мера способствует устранению ветровой эрозии почв, сохранению в почве влаги.
  6. Очистка леса от сухостоя. Способствует росту молодой растительности.
  7. Чистка русел рек. Предотвращает заиливание и обмеление водоемов.
  8. Переход ТЭС с угля на природный газ. Газ — более экологичное топливо, нежели уголь.
  9. Внедрение систем, которые занимаются переработкой отходов, и использование вторичного сырья. Такая мера одновременно предотвращает загрязнение окружающей среды отходами и экономит природные ресурсы.
  10. Использование биотоплива, что позволяет экономить невозобновляемые минеральные ресурсы.
  11. Создание электростанций, которые работают на энергии, получаемой от приливов. Такие объекты обладают высокой экологичностью.
  12. Запрет на использование удобрений в пределах водоемов, что позволяет сохранить водные ресурсы в чистоте.
  13. Создание особо охраняемых уголков природы. Эта мера позволяет сохранить редкие виды животных и растений в их естественной среде.
  14. Восстановление лесов после пожара или вырубки. Это способствует очищению воздуха и восстановлению природного ареала для животных.
  15. Капельный полив сельскохозяйственных угодий позволяет экономить воду и предотвращает эрозию почв.
  16. Посадка лесов в долинах рек останавливает обмеление водоемов, позволяет вернуть к жизни пересохшие ручьи.
  17. Удержание снега на полях. Такая мера позволяет уберечь корни растений от промерзания и увлажнять почву.
  18. Активное использование неисчерпаемых и возобновляемых источников энергии. Такие ресурсы экологичны и помогают сберечь исчерпаемые минеральные ресурсы.

Солнечная энергия

В мире не так много государств, чьи усилия по осознанному взаимодействию с природой, можно поставить в пример другим странам. Как правило, это высокоразвитые страны:

  • Великобритания;
  • Исландия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Нидерланды;
  • Япония.

Наша страна, щедро наделенная всевозможными богатствами природы, находится в самом начале этого пути. России есть чему поучиться у стран Запада, и прежде всего, сознательному отношению каждого гражданина к данному вопросу.

Читайте также: