Стили произношения в русском языке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разновидности произношения, связанные со стилистической дифференциацией языка в целом (особенно со стилистическими разграничениями в лексике) и различающиеся наличием или отсутствием экспрессивной окрашенности и характером последней. Стилистически не окрашенным является нейтральный стиль произношения, которому противопоставляются, с одной стороны, высокий стиль, ас другой —разговорный стиль (оба стилистически окрашенные). Различие между названными стилями проявляется, во-первых, в соотносительности их норм с соответствующими лексическими пластами: слова нейтрального стиля в своем звучании оформляются по нормам нейтрального стиля произношения, слова высокого стиля — по нормам высокого стиля произношения, слова разговорные — по нормам разговорного стиля произношения. Так, относящиеся к высокой лексике слова дерзание, свершение произносятся со звуком (еи) в первом предударном слоге (ср. преобладающее сейчас произношение (ие) не в высоком стиле). Наоборот, слова разговорного стиля при наличии произносительных вариантов оформляются по нормам разговорного стиля произношения. Так, в словах втемяшиться, зятек в первом предударном слоге обычно произносится гласный (и). Во-вторых, различие между стилями произношения может сказаться в том, что некоторые нормы нейтрального стиля имеют свои соответствия в высоком или в разговорном стиле. ср. произношение (со)нет, (фо)нетика в высоком стиле и (сA)нет , (фонетика — в нейтральном. Или произношение (кAгда), (шъз’и’ат) (шестьдесят) в нейтральном стиле и (кAда), (шыис’ат) — в разговорном. Встречается иногда другая классификация, построенная на том же принципе дифференциальной экспрессивно-оценочной функции произношения; стили книжный (академический), разговорный и просторечный.

Выделяют также стили: полный (при медленном темпе речи, с отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции) и неполный, или разговорный (при быстром темпе речи, с менее отчетливым произношением звуков, сильным редуцированием).

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Полезное

Смотреть что такое "стили произношения" в других словарях:

стили произношения — Варианты произношения, выделяемые в орфоэпии: 1) полный стиль произношения (характеризует отчетливую, пословную речь); 2) неполный стиль произношения (стиль непринужденного разговора, отличающийся беглостью говорения, менее четким и менее ясным… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Стили произношения — – см. Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Стили произношения (фонетические) — полный и разговорный. Полный стиль это звуковая форма речи или ее отдельных отрезков (в зависимости от необходимости) в несколько замедленном, тщательном произношении, но согласно правилам действующей литературной нормы. Полный стиль может… … Педагогическое речеведение

Стиль произношения — (фонетический стиль[1]) разновидность произношения с той или иной дифференциальной экспрессивно оценочной функцией[1]. Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению… … Википедия

Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль — – категория устной формы речи, научное изучение которой в отечественной русистике начинается в XX в. и связано с именем Л.В. Щербы. П. с. – это выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Орфоэпия — (греч. ὀρθοέπεια, от ὀρθός правильный и ἔπος речь) 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы. Объём… … Лингвистический энциклопедический словарь

разговорный стиль — см. стили произношения, функциональные стили … Словарь лингвистических терминов

произношение — 1) Особенности артикуляции звуков речи. Правильное произношение. Картавое произношение. 2) Совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка. Литературное произношение. Просторечное произношение. см. стили произношения … Словарь лингвистических терминов

произношение — в языке имеет хронологические, территориальные и стилевые варианты Выделяются различные стили произношения: 1) полный стиль: пословная, отчетливая речь: будет [бýдит]; 2) разговорный (неполный) стиль непринужденного разговора: будет [буит];… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Существуют нейтральный, низкий и высокий стили произношения.

Нейтральный стиль не характеризует ситуацию общения, он одинаково приемлем и в неформальной, и в официальной обстановке, потому что проявляется в точном соответствии с нормами литературного произношения.

Высокий стиль произношения (его ещё называют академическим) обычно предназначается для официальной речи. Он тоже связан с отступлениями от принятых современных орфоэпических норм. Этот стиль характеризуется некоторой архаичностью: более медленным темпом речи, особенно тщательным проговариванием групп согласных (за исключением непроизносимых согласных). Высокий стиль отличается от нейтрального произнесением безударного [о] в словах книжной лексики, преимущественно иноязычных.

Л.В. Щербой было выделено 2 основных стиля русского произношения – полный и неполный, хотя существует и огромное количество переходных вариантов.

полный Здра(в)ствуйте, Александр Александрович

высокий (публичная речь)

без редукции [о] и без смягчения согласного перед орфографическим е:

бордо — б[а]рдо, ноктюрн — н[а]ктюрн, сомбреро — самб[рэръ]

средний Здрасте, Альсан Альсаныч!

нейтральный (повседневная речь)

[кагда] – когда, [у-тиба́] – у тебя

краткий Здрась, Сан Саныч!

разговорный

редукция вплоть до нуля заударного гласного рядом с сонорным: [про́вълкʌ] вместо [про́вълъкʌ], не́[ктъ]рые вместо не́[кътъ]рые

стяжение гласных в предударной части слова: [ в^ ]обще вместо [вʌʌпш’ːэ́]
, в[ъ]брази́ть вместо [вʌʌбрʌз’и́т’

В зависимости от сферы общения мы по-разному произносим слова. В быту мы говорим быстрее, меньше следим за тщательностью произношения, но во время выступления перед большой аудиторией стараемся говорить медленнее, отчетливо произнося слова.

Окончательно вопрос о стилях произношения еще не решен, но можно выделить три основных произносительных стиля.

За пределами же литературного языка находится стиль просторечный.


© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Что такое орфоэпия?

Значение и история термина

Предмет и задачи этой науки — верное произношение звуков и ударений в словах. Для норм произношения слов русского языка характерно не всегда проговаривать те звуки, которые, кажется, должны быть (например, глухой согласный звук на конце слова вместо звонкого: бог, дуб, воз, год) или изменять / не изменять ударение в разных формах одного и того же слова: то´рт — то´ртов, ба´нт — ба´нтов, но голова´ — голо´в, волна´ — волна´м и во´лнам (в зависимости от значения). К тому же, некоторые слова имеют несколько вариантов произношения, например вариации произношения согласных звуков перед [е]. Тем не менее, даже при наличии вариантов, некоторые из них считаются предпочтительными, а прочие — допустимыми. Поэтому, чтобы правильно говорить на русском языке, необходимо знать и использовать орфоэпические нормы.

Правила орфоэпии

Неправильное произношение звуков и ударений в словах, казалось бы, не несет в себе ничего криминального, однако на деле это не так. Ошибки, отклонения от орфоэпических норм отвлекают собеседника, заставляя концентрировать свое внимание на неверном произношении, а не на смысле произносимого. Все это усложняет понимание и общение.

Речь на выступлениях, к примеру, обязана быть правильной, ведь только тогда оратору удастся донести смысл своих слов до аудитории. В области публичных выступлений колоссального успеха в сохранении классического литературного произношения достигли Московский Художественный академический театр им. М. Горького и Малый академический театр.

Русский язык. 9 класс. Контрольные и проверочные работы

Тетрадь по русскому языку содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по всем разделам курса.

Однако помимо разности диалектов и говоров, на произношение влияет и обстановка, в которой общаются люди, и уровень образованности. Например, в бытовом неформальном общении все слова и звуки укорачиваются, но зато могут проговариваться те, которые по правилам орфоэпии следовало не произносить, а использовать только на письме. Также не стоит забывать о сленговых выражениях, необоснованном заимствовании иноязычных слов, нечеткой дикции — все это делает нашу речь далекой от орфоэпических норм родного языка.

Литературные нормы орфоэпии делятся на две части:

правила произношения гласных и согласных звуков,

правила произношения ударений.

Для орфоэпических норм характерны следующие черты:

согласование с языковыми традициями.

Формулировкой орфоэпических правил и норм занимаются специалисты — филологи. Прежде чем внести какие-либо поправки в произношение того или иного слова, учёные анализируют уровень распространённости этого варианта, историческую и культурную связь с лексикой прошлых лет, соответствие правилам и законам языка.

Стили орфоэпии

Всего в русском языке выделяют три стиля произношения:

Литературным стилем, чаще всего, владеют образованные люди, знающие правила произношения русского языка.

Книжный стиль отличается четким произношением всех звуков и реплик. Чаще всего его используют для выступлений в кругах ученых.

Для разговорно-просторечного стиля характерно использование лексики, подходящей для общения в неформальной обстановке. Им пользуется большинство людей.

Разделы орфоэпии

Для облегчения процесса овладения литературным языком нормы произношения делятся на несколько разделов:

произношение гласных звуков;

произношение согласных звуков;

произношение особых грамматических словоформ;

произношение заимствованных слов.

Произносительные нормы зависят от настоящих фонетических законов русского языка, таким образом фонетика и орфоэпия неотделимы друг от друга. Для того, чтобы знать все закономерности фонетики, разбираться в ударении, в изменении ударности при изменении формы слова, необходимо обладать определенными знаниями в этой области.

Обе науки занимаются изучением звучания речи. Моментом несхожести между фонетикой и орфоэпией является то, что первая допускает вариативность в произношении звуков, а орфоэпия — это наука, определяющая правильный вариант такого произношения в соответствии с нормами.

Русский язык.6 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим ФК ГОС. Помимо тетради, в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методические пособия и рабочая программа.

Примеры

Методические советы учителям

Приведем примеры нескольких орфоэпических правил.

2. Фонетические законы определяют произношение сочетания [чн] в конкретных случаях так, как выглядит это сочетание и на письме. Также предусмотрена замена произношения [чн] на [шн]. Например, допускаются оба варианта: и коне[чн]о, и коне[шн]о. Однако орфоэпические нормы устанавливают лишь одно верное произношение — сочетание [шн]: [конешно].

3. Орфоэпические нормы не предусматривают разночтений и определяют произношение следующих слов как единственно верное: [звони´т], [краси´вее], [ку´хонный], [то´рты], [алфави´т], [катало´г].

5. Согласно орфоэпическим нормам звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] на конце слова в процессе говорения оглушаются и превращаются в соответствующие им глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например, плод [плот], покров [покроф], визг [виск], блиндаж [блиндаш].

6. Сочетания сч и зч проговариваются как долгий мягкий звук [щ’], например: счастье → [щястье], подсчет → [подщёт], резчик → [рещик].

7. Сочетания звуков [тс] в составе -тся / -ться на конце глаголов произносится как звук [ц]. Например: краситься — [красица], радоваться — [радоваца], трудится — [трудица], пересекается — [пересекаэца].

Верное литературное произношение, знание и использование орфоэпических норм являются показателями культурного образованного человека. Умение правильно говорить на своем родном языке необходимо не только для ораторских выступлений, успешной работы, личной жизни, но и для того чтобы быть достойным представителем своего народа и наследником богатой русской культуры.

Можно выделить следующие типы речи: монологическая – диалогическая, подготовленная – спонтанная, тщательная – непринуждённая.

Содержание

Стили произношения

Нормативная речь – обязательный признак образованного, интеллигентного человека, а культура звучащей речи, как мы уже говорили, – это важный аспект национальной культуры.

Абсолютное большинство рекомендаций по произносительной норме касается правил произнесения отдельных слов, и только очень незначительная часть касается особенностей непрерывной речи.

А между тем тип речи имеет очень большое значение для создания общего фонетического облика высказывания.

Можно выделить следующие типы речи: монологическая – диалогическая, подготовленная – спонтанная, тщательная – непринуждённая.

Критерии деления в двух первых парах понятны без комментария.

Что касается тщательного и непринуждённого типа речи, то это означает следующее.

О тщательной речи можно говорить в том случае, если говорящий обращает особое внимание на звуковую сторону, например, при диктовке текста; непринужденная речь отличается меньшим вниманием к звуковой стороне.

Каждый из перечисленных типов речи может сочетаться с другими типами.

Так, монологическая речь может быть подготовленной и спонтанной, тщательной и непринужденной.

Подготовленная речь может быть монологической и диалогической, она чаще является тщательной.

Диалогическая речь чаще спонтанная и непринуждённая, но может быть подготовленной и тщательной. И так далее.

Конкретное сочетание этих типов зависит от условий речевой коммуникации и характеризуется как произносительный стиль.

Р. И. Аванесов предложил различать в литературном языке три основных стиля произношения: торжественно-официальный (высокий), нейтральный (это основной стиль) и разговорный.

Разумеется, это только приблизительная классификация, так как каждый из трёх стилей может выступать в нескольких разновидностях.

Нейтральный стиль – это такая комбинация типов речи, которая не несёт информации об особых условиях речевой коммуникации. Выбор фонетических средств в этом стиле соответствует общепринятой норме, без ярких особенностей. Этот стиль – основа самых разных устных текстов.

В высоком стиле артикуляции становятся более чёткими, громкость речи повышается, темп речи замедляется, синтагматическое членение высказывания становится более ярким. Это, как правило, подготовленная, тщательная речь. Часто письменный текст подготовленного выступления в этом стиле сопровождают пометами по поводу синтагматического членения, подчёркивают главноударные слова.

Свойства разговорного стиля – это спонтанность и непринуждённость, а в фонетическом отношении – более быстрый темп, менее чёткая артикуляция, более однообразные интонационные фигуры.

Многие явления произносительной системы всё-таки универсальны, свойственны всем стилям. Поэтому во многих случаях нормы нейтрального стиля не имеют соответствий в окрашенных стилях.

Например, слова типа дом, вода, дай, хорош одинаково произносятся в любом стиле.

Но некоторые фонетические особенности маркированные стили произношения – высокий и разговорный – имеют.

Разные стили произношения нельзя считать изолированными системами. Наоборот, они связаны друг с другом и характеризуются взаимовлиянием. Примером является судьба иканья. Поначалу это была примета разговорного стиля произношения, но потом стилистическая окрашенность была утрачена и иканье переместилось в нейтральный стиль.

Другие явления проникают в нейтральный стиль уже из высокого стиля.

Так, произношение чн в словах булочная, молочная на месте старомосковского произношения шн возникло в книжной разновидности высокого стиля, а потом проникло и в нейтральный стиль.

Иногда явления, зародившиеся в высоком стиле, не закрепившись в нейтральном стиле, проникают в разговорный стиль: ску[чн]о, [чт]о вместо нейтральных ску[шн]о, [шт]о.

Типы произнесения

Одна из возможностей опираться на фонетические критерии для различения стилей произношения – использование понятия о типе произнесения.

Тип произнесения – это способ реализации в речи фонемной модели слова (определение Л. В. Бондарко).

Тот тип произнесения, который достаточен для однозначного определения фонемной модели слова, называется полным типом произнесения.

При неполном типе произнесения нужна ещё дополнительная информация, которая позволяет определить фонемную модель слова, т. е. интерпретировать его звуковой состав как определённую последовательность фонем.

Л. В. Щерба говорил о полном типе произнесения как о ясном и чётком, а о неполном типе – как о небрежном, разговорном. Р. И. Аванесов справедливо сближал понятие типа произнесения с темпом речи.

Учёный выделял быстрый темп (беглую речь), при котором речь характеризуется меньшей отчётливостью, чеканностью, тщательностью артикуляции, а значит, при таком темпе часто невозможно однозначно определить фонемный состав слова; и более медленный темп (отчётливую речь), при которой как раз фонемная модель слова понимается однозначно в силу более тщательной артикуляции.

Л. В. Щерба писал, что в обычной речи никогда не встречается полный тип произнесения: лишь некоторые участки произносятся в этом типе, остальные – в неполном. В результате этого возникают такие звуковые отрезки, фонемная интерпретация которых невозможна без обращения к более высоким уровням языка, т. е. без определения, что же это за слово или форма слова. Подчеркнём, что это – нормальное свойство всякой речи.

Итак, в пределах одного высказывания может быть:

1) один полный тип, который встречается очень редко, только при установке на предельно ясное произнесение.

2) сочетание полного и неполного типов произнесения.

И полный, и неполный типы произнесения имеют градации, особенно много их в неполном типе.

Читайте также: