Стилевые особенности саморегуляции произвольной активности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие индивидуального стиля саморегуляции предложено В.И.Моросановой как средство реализации субъектного подхода к исследованию индивидуально-типических форм произвольной активности человека.

Такая обобщенная схема взаимодействия человека с миром в случае конкретного субъекта может быть представлена следующим образом: субъект — индивидуальный стиль саморегуляции активности — индивидуальный стиль активности — требования действительности. Исходя из этого, как считает В.И.Моросанова, индивидуальный стиль есть индивидуально-типическое своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется индивидуально-типическим комплексом ее стилевых особенностей.

Во-вторых, существуют стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами (например, гибкость, самостоятельность, надежность, инициативность). Регуляторно-личностные свойства в силу их системного характера могут быть как предпосылками формирования того или иного стиля регуляции, так и новообразованиями в процессе его формирования.

Система саморегуляции рассматривается автором как целостная, замкнутая по структуре, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых служат присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе регуляции независимо от конкретных психических средств и способов их реализации. Модель системы осознанного саморегулирования включает в качестве основных функциональные звенья: цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критериев успешности, оценки и коррекции результатов. Каждое из звеньев реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирования целей, моделирования условий, программирования реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности.

Стилевые особенности регуляции в силу того, что они абстрагированы от содержательных аспектов деятельности, в которой реализуются, и в той мере, в какой они типичны для данного человека и обусловлены личностными структурами более высокого порядка, — вводят деятельность субъекта в более широкий личностный и более обобщенный деятельностный контекст именно через принадлежность структуре стиля саморегуляции.

Составляющими индивидуального стиля регуляции являются индивидуально-типические особенности саморегуляции. Стиль деятельности неминуемо связан с особенностями конкретного вида деятельности, ее способами и приемами, а единицы индивидуального стиля носят более обобщенный характер.

Результатом действия интегративной функции стиля саморегуляции становится формирование комплекса индивидуально-стилевых регуляторных особенностей, в котором интегрировано влияние личностных структур более высокого порядка (характера человека, инструментальных личностных свойств) и внешних требований окружающего мира.

Системообразующая функция стиля саморегуляции проявляется в новообразованиях — субъектных свойствах человека, которые образуются в процессе формирования устойчивых стилевых проявлений регуляторных процессов и являются одновременно личностными, характерологическими (например, свойство самостоятельности). Стиль саморегуляции, хотя и реализуется в конкретных стилях деятельности, но, будучи более обобщенным и связанным с личностными структурами более высокого порядка, включен в более широкий контекст жизнедеятельности человека.

Инструментальная функция индивидуального стиля регуляции соотносится с индивидуальной спецификой регуляторных процессов (например, планирование с учетом дальних или близких перспектив), а в случае стиля деятельности — с индивидуальной спецификой приемов и способов действий.

Компенсирующая функция индивидуального стиля регуляции заключается в том, что у субъекта деятельности может формироваться такой стиль регуляции, в котором высокоразвитые регуляторные звенья и регуляторные свойства могут компенсировать функциональные звенья регуляции, недостаточно развитые с точки зрения требований успешности деятельности.

Стиль саморегуляции описывается индивидуально-типическим комплексом стилевых особенностей саморегуляции, включающим особенности: а) способствующие достижению успеха (сильная сторона стиля), б) не способствующие достижению успеха и требующие компенсации (слабая сторона), и, наконец, возникающие в меру необходимости компенсаторные отношения между сильной и слабой стороной стиля.

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах [42].

В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется. В.И. Моросанова, Е.М. Коноз развивают новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека – исследования индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека.

Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны.

Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К этим комплексам относятся типичные для данного человека особенности регуляторных процессов реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результата), а также регуляторно-личностные свойства или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д.

В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах [42].

Под индивидуально-стилевыми особенностями саморегуляции понимаются типичные для человека особенности системы психического саморегулирования, которые устойчиво проявляются в различных видах его деятельности и поведения.

К индивидуально-стилевым особенностям саморегуляции относим, во-первых, индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегулирования, такие, как планирование, программирование, оценка результатов и т. д. Для их изучения мы используем разработанную О.А. Конопкиным принципиальную модель системы осознанного саморегулирования, которая позволяет осуществить унифицированный подход и сравнивать индивидуальные особенности основных регуляторных процессов в самых разных видах деятельности относительно независимо от их внешней исполнительской структуры и от состава реализующих ее психических средств и благодаря этому выявлять не только индивидуальные, но и типические стилевые особенности регуляции.

Во-вторых, существуют стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегулирования и являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например, самостоятельность).

Изучение индивидуально-стилевых особенностей регуляторики студентов необходимо для решения задач индивидуального подхода при обучении, успешной адаптации студентов к условиям высшей школы.

Проходя различные этапы развития, саморегуляция подростков приобретает характерные черты, которые будут рассмотрены в данном параграфе.

Развитие на этом этапе действительно идёт быстрыми темпами, особенно многь изменений наблюдается в плане формирования личности. И пожалуй главная особенность подростков – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяют формирующееся у него чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют ввиду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку ещё далеко до истинной взрослости и физически, и психологически, он объективно не может включаться во взрослую жизнь, но стремится и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, манерах. Внешний вид подростков часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Подросток, считая себя уникальной личностью, стремится внешне ни чем не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ни чем не выделяться, отвечающие потребности безопасности называется социальной мимикрией.

Развитие абстрактно-логического мышления, означает появление не только нового интеллектуального качества, но и новой потребности. У подростков появляется непреодолимое тяготение к абстракции, теоретизирование становится насущной психологической проблемой. Подросток, абстрагируясь от конкретного, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылов он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-директивно. Вся история психического развития в подростковом возрасте состоит из перехода функций в верх и образования самостоятельно высших синтезов. В этом смысле психического развития подростков господствует строгая иерархия. Различные функции (внимание, память, восприятие, воля, мышление) не развиваются рядом друг с другом, как пучок веток, поставленных в один сосуд. В процессе развития, все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей функцией является мышление. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятия.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С ними связано ещё два – оценочный и поведенческий. Для ребёнка важно не только знать какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря развитию самосознания, самоконтроля, саморегуляции.

У подростков появляется ряд новых признаков самоконтроля. Во-первых, понимание значения самоконтроля, как фактора, способствующего повышению качества их учебной деятельности. Во-вторых, происходит объединение рабочих действий и самоконтроля, которые начинают всё естественнее входить в учебную деятельность, как неотъемлемая составляющая. К концу подросткового возраста самоконтроль превращается в обобщённое и сокращённое умственное действие, а мыслительные операции, необходимые для самоконтроля, начинают выступать в свёрнутой форме.

Выводы по I главе

Под психическим саморегулированием понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания. Субъектом саморегуляции является сам человек, а в качестве объектов могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность или собственное поведение.

Проблема психической саморегуляции произвольной активности является одной из наиболее значимых при психологическом исследовании субъектного аспекта человеческого бытия; что при формировании всестороннего целостного представления о процессах саморегуляции в качестве базисного, исходного выступает вопрос об их принципиальном строении, об их структуре как собственно регуляторных информационных процессов; что обобщенная модель функциональной структуры процессов саморегуляции является необходимым концептуальным средством содержательного воплощения идей саморегуляции при решении теоретических и практических задач, связанных с изучением человека как субъекта различных видов и форм его произвольной активности.

Определяя значение нормативной модели психической саморегуляции как концептуального инструмента психологических исследований, следует отметить, что она открывает существенные дополнительные возможности в решении широкого круга многообразных (в том числе традиционных) задач, связанных с общей проблемой исследования человека как субъекта произвольной целенаправленной активности, с развитием, формированием субъектных качеств, с их проявлением в разных сферах жизнедеятельности человека, с анализом основных форм произвольной целенаправленной активности и др.

Таким образом, изучение индивидуально-стилевых особенностей регуляторики студентов необходимо для решения задач индивидуального подхода при обучении, успешной адаптации студентов к условиям высшей школы.


Современная система высшего образования опирается на новую парадигму, предоставляющую субъектам образовательного процесса свободу выбора, возможность самостоятельного принятия решений и прогнозирования их возможных последствий. Достижение успеха в учебной деятельности требует от студентов высокой поисковой активности, настойчивости, проявления творчества и индивидуальности. Становится понятно, что проблемы, с которыми сталкивается студент ВУЗа при обучение находятся в сфере изучения его личности, влияющей на формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности. Способность к выдвижению и достижению жизненных целей зависит от человека как субъекта своей активности.

Формированию индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности посвящены работы Конопкина О.А. [1, 2, 3], Моросановой В.И. [2, 4, 5, 6, 7], Осницкого А.К. [8] , Прыгина Г.С. [3] , Сагиева Р.Р. [6] , Цыганова И.Ю. [7], Филипповой Е.В. [7] и др.

Согласно их исследованиям, одним из основных критериев субъектности человека является развитие осознанной саморегуляции произвольной активности [1]. Высокая эффективность разных видов деятельности, в том числе учебной, обеспечивается саморегуляцией, что становится возможным при формировании ее эффективного индивидуального стиля [2, 3].

Индивидуально-стилевыми особенностями саморегуляции деятельности являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах [4].

На формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности влияют личностные особенности субъекта деятельности и специфика самой выполняемой деятельности.

Личность человека проявляет индивидуальность саморегуляции деятельности, ставит цели, исследует условия, программирует, контролирует и корректирует произвольную активность [5].

В.И. Моросанова впервые обобщила результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей саморегуляции в связи с выраженностью экстраверсии и нейротизма, со структурой мотивационно-потребностной сферы и спецификой личностных защит [5]. Было установлено, что для экстравертов характерны высокая развитость процесса моделирования значимых условий, высокая сформированность программирования действий и оценки результатов, но недостаточно развиты процессы планирования целей. Отличительная особенность интровертов — высокая развитость программирования действий. Кроме того, экстраверты, по сравнению с интровертами, отличаются большей гибкостью и автономностью функционирования саморегуляции. Сильными сторонами регуляции эмоционально устойчивых людей являются моделирование, оценка результатов, поведенческая гибкость, а менее развитыми — планирование и программирование [5].

Изучение мотивационно-потребностной сферы личности показало, что стремление к поставленным целям способствует росту индивидуального уровня осознанной саморегуляции, а доминирование и автономность способствует подъему регуляторной самостоятельности [5].

Исследования Моросановой В.И. показывают взаимосвязь индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности и специфики используемых субъектом личностных защит в целях успешного достижения жизненных целей [5]. Личности с высокой степенью осознанной саморегуляции используют преимущественно зрелые психологические защиты: рационализацию, позволяющую находить при помощи интеллектуальных операций доводы в пользу самооправдания или дискредитации внешней ситуации, а также изоляцию, при которой характерно отделение аффекта от интеллекта. Люди со сниженной степенью осознанной саморегуляции проявляют ригидность, что мешает им адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, чаще всего они используют механизмы идентификации с сильным другим и проекции — приписывание другим людям своих вытесненных чувств [5].

Важно учитывать не только влияние личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств на формирование особенностей саморегуляции деятельности и достижение жизненного успеха.

В.И. Моросанова и Р.Р. Сагиев рассматривают особенности влияния личностных акцентуаций на формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности у студентов [6].

Сагиевым Р.Р. были выделены и описаны автономный, оперативный и устойчивый стили саморегуляции учебной деятельности. Изучение акцентуаций характера в выделенных группах студентов показало, что они влияют на формирование субъективно-личностных свойств саморегуляции, а уже через их сформированность и на успешность учебной деятельности [6].

Талызина Н.Н., Ляудис В.Я. в исследованиях уделяли внимание изучению влияния процессов контроля и оценки результатов на усвоение учебного материала и успешность обучения [2].

Исследования Т.О. Отт, И.С. Морозовой посвящено изучению особенностей саморегуляции учебной деятельности у студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе [9].

Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. исследовали взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения. Выявлены взаимосвязи между мотивацией учения, уровнем развития и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции [7].

Проведенный теоретический анализ поднимаемой проблемы позволяет утверждать, что успешность учебной деятельности может быть реализована за счет высокой развитости всех регуляторных процессов: планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов и регуляторных свойств: самостоятельности, гибкости и надежности.

Развитие регуляторных процессов зависит от личностных особенностей студентов и от условий учебного процесса. Личностные особенности студентов характеризуют оперативность целостного процесса регуляции или возможность регуляторной системы индивида формироваться в максимальном соответствии целям и условиям деятельности. К личностно-регуляторным свойствам можно отнести такие личностные свойства, как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность. Во многом условия учебного процесса могут способствовать компенсации препятствующих успеху личностных особенностей.

Литература:

1. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъективности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 22 — 34.

2. Конопкин, О.А., Моросанова, В.И., Сагиев, P.P. Стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: Наука, 1995. — 183 с.

3. Конопкин, О.А., Прыгин, Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 42 — 52.

4. Моросанова, В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 59 — 68.

5. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. — Том 23. — 2002. — № 6. — С. 32 — 38

6. Моросанова, В.И., Сагиев, Р.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и их связь с успешностью обучения / В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: НИИ общей и педагогической психологии РАО, 1992.

8. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1996 — № 1. — С. 5 — 19.

9. Отт, Т.О., Морозова, И.С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов на начальных этапах обучения / Т.О. Отт, И.С. Морозова. — Вестник Кем ГУ. — № 1. — 2011. — С. 124 — 131.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, осознанная саморегуляция, индивидуально-стилевая особенность саморегуляции деятельности, оценка результатов, индивидуально-стилевая особенность саморегуляции, личностная особенность студентов, особенность, произвольная активность, студент, учебный процесс.

Похожие статьи

Особенности осознанной саморегуляции деятельности.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольная активность, осознанная саморегуляция деятельности, учащийся, осознанная саморегуляция, учащийся старший.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной.

Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными. Особенно интересен данный процесс проследить у студентов заочной формы обучения.

Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся.

Саморегуляция учебной деятельности — это специфическая регуляция, осуществляемая обучающимся как субъектом деятельности. В результате обучающийся осознаёт свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности, целенаправленно строит процесс самообучения.

Особенности профессиональной саморегуляции педагога

Особенности профессиональной саморегуляции педагога. Автор: Назарова Ольга Михайловна.

3. Конопкин О. А., Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения.

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной.

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы.

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности.

Особенности интересов подростков с разной сформированностью.

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы.

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

саморегуляция, произвольная активность, процесс, внутренняя психическая активность, процесс саморегуляции, психологическая наука, личностная саморегуляция, волевое усилие.

Саморегуляция

Что такое саморегуляция

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

  • внешние условия среды;
  • особенности личности;
  • особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
  • цели деятельности.

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим. Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

  • Непроизвольный уровень. Основой регуляции являются процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая активность в психике. Эти реакции неподконтрольны, и их продолжительность коротка.
  • Произвольный уровень. Потребность в регуляции происходит при сложных жизненных ситуациях, подключаются эмоции. Реакцией становятся полуосознаваемые способы: повышение речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц. Обычно человек пытается автоматически себя пробудить и многие изменения не берет во внимание.
  • Сознательная регуляция. Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение. Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
  • Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне.

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Теории

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

самовоспитание с помощью определенных упражнений;

биологическая обратная связь;

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.

Функции

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

  • Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше.
  • Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса. Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения.
  • Накапливание сил. Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим.
  • Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.

Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация

Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация

Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.

Десенсибилизация

При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.

Аутогенная тренировка

Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.

Методы

Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Читайте также: