Стиль ампир в архитектуре 19 века в россии кратко

Обновлено: 01.06.2024



Императоры, их свиты, развязанные ими войны, интриги, громкие скандалы – все это проходит, и до нашего времени доходят только немые свидетели былого величия: памятники архитектуры и различных видов прикладного искусства.

Отличительными чертами русского ампира специалисты называют большую плавность, мягкость и свободу в формах. В свое время внутри русского ампира принято выделять два подтипа: столичный (и нужно помнить, что в начале XIX века столицей Российской Империи был Санкт-Петербург) и провинциальный (то есть московский).

Как уже было сказано, ампир – европейский художественный стиль, несущий в себе воинственный и царственный оттенок. За русским рубежом наиболее популярен он был во Франции, Италии, Германии, Австрии и странах Скандинавии. Но наибольшую популярность, и соответственно распространение, он получил именно в России, остановившей захватнические войны Наполеона.

Русский ампир является завершающим звеном развития классицизма в архитектуре. Цель русского ампира – прославить мощь России-победительницы.

Основные черты ампира:

  • Все здания в ампире очень величественные, мощные, торжественные и достаточно строгие, можно даже сказать – мужественные.
  • Здания в ампире всегда симметричные, словно войска на военном параде.
  • В системе колонн используются классические (дорические или тосканские) ордерные системы.
  • Очень часто в оформлении фасадов зданий используется военная символика и ее элементы: изображаются доспехи, орлы, лавровые венки.
  • Очень часто внешний вид зданий в стиле ампир завершается архитектурной композицией. И чаще всего это статуя полководца или видного военного деятеля, памятные колонны, триумфальные арки.
  • Элементы внутреннего декора зданий повторяют античные орнаменты и декоративные мотивы.

Самыми яркими образцами столичного ампира считаются здания, построенные архитекторами К. Росси и В.П. Стасовым.

  1. Дворцовая площадь со зданием Главного штаба,
  2. Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода,
  3. Михайловская площадь и Михайловский дворец,
  4. Александринская площадь и Александрийский театр.

В.П. Стасов создал проекты для строительства:

1) зданий Российской Академии наук на Васильевском острове,

2) Павловских казарм на Марсовом поле,

3) Спасо-Преображенского, Троице-Измайловского соборов,

4) Нарвских и Московских триумфальных ворот.

Этот подвид русского ампира тесно переплетен с архитектурой дворянских усадеб, располагавшихся в то время в Подмосковье.

В Москве русский ампир приобретает более мягкие, теплые и изящные черты, формы и линии. Один из первых ярких представителей провинциального ампира – архитектор О.И. Бове. Самая выразительное здание, созданное им, но к сожалению сохранившееся только на фотографиях, особняк князя Гагарина.

Также ярким образцом не усадебной уже, а гражданской архитектуры эпохи ампира считается здание московского Манежа и здание Градской больницы, Большой и Малый театры.

Помимо зданий, воздвигнутых Бове, для большего поннимания москвоского ампира нужно ознакомиться со зданиями, созданными Д.Джилярди и А.С. Григорьевым. Среди них жемчужиной выделяется усадьба Найденова, здание Опекунского совета, бывшего Государственного банка.



Ампир появился во Франции в первой трети XIX века, в период правления императора Наполеона Бонапарта. Еще больше, чем ранний классицизм, этот стиль вдохновлялся архитектурой Древней Греции и Рима. Поэтому для него было характерно обилие колонн, лепнины, карнизов и пилястр — вертикальных выступов. А еще на зданиях часто встречалась военная эмблематика — изображения доспехов, оружия, лавровых венков. Так Наполеон Бонапарт, поклонник этого стиля, стремился увековечить в архитектуре успехи своей армии.

Символом ампира был орел. Изображения именно этих птиц архитекторы помещали на свои здания чаще всего.

Одним из самых известных образцов ампира стала Триумфальная арка в Париже. Ее архитектор Жан Франсуа Шальгрен вдохновлялся аркой Тита, которую возвели в Риме в I веке нашей эры в честь взятия Иерусалима.

В начале XIX века ампир стал популярен не только во Франции, но и в других европейских странах. Стиль проявлялся также в оформлении интерьеров, посуды, мебели. Эти предметы отличала строгая симметрия, обилие позолоты, декоративных элементов. Как и здания, их часто украшали изображениями орла. Например, во Франции были популярны кресла с подлокотниками в виде крыльев, диваны с резными ножками.

Русский ампир иногда называют александровским классицизмом из-за того, что он был популярен в царствование Александра I. Основоположником этого стиля в нашей стране стал Огюст де Монферран. В Петербурге он построил Исаакиевский собор и Александровскую колонну. А по проекту итальянского архитектора Карла Росси там же возвели Михайловский дворец, здание Главного штаба, Александринский театр.

В Москве много зданий в стиле ампир появилось благодаря Осипу Бове, который реконструировал город после пожара 1812 года. Он построил, например, Большой театр и здание Манежа.

Как и французский ампир, александровский классицизм должен был отражать военные успехи России. Поэтому на отечественных зданиях в этом стиле тоже было много военной символики.

А уже в 1930-х в СССР возник сталинский ампир, ярким примером которого стали сталинские высотки. Советские архитекторы вдохновлялись архитектурой Древней Греции и Рима, изучали также александровский классицизм.

Русский ампир - художественный стиль начала 19 в., который особенно ярко проявился в архитектуре, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве столицы российской империи - Петербурге. Стиль сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 гг.


Русский ампир – арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 гг.

Венский конгресс 1815 г. - общеевропейская конференция, определившая границы европейских государств после наполеоновских войн.

Историки отмечают парадоксальность того, что ампир – имперский стиль наполеоновской эпохи, - прижился в стране, победившей Наполеона, в отличие от других стран антинаполеоновской коалиции – Германии и Австрии. Однако моду на ампир в России можно объяснить появлением претензий Российской империи на диктат в Европе, тенденция которого наметилась после Венского конгресса 1815 г.

Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.

Русский ампир должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право.

Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого – воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.

Виды русского ампира

"Русский ампир" делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный.

Стиль ампир в России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга во второй четверти 19 века. Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом.

Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов.

Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.

Архитектор Карло Антонио де Росси

Карло Антонио де Росси - Carlo di Giovanni Rossi; (1775—1849гг.) Российский архитектор итальянского происхождения. По некоторым данным родился в Венеции, в Неаполе провел юные годы. С 1780-х гг. семья Росси жила в Петербурге. После окончания Отечественной войны 1812 г. работал в Петербурге. .

Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.

Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.

Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.

К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории.


Арка Генерального Штаба. Архитектор К. Росси. (1820-1829 гг.).

Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).

Материал – монолит розового гранита. Венчает колонну фигура ангела с крестом (скульптор Б. Орловский). Бронзовые барельефы на пъедестале включают изображения древнерусских кольчуг, шишаков, щитов.


Александровская колонна. Колонна была создана по указу императора Николая I в память о победе Александра I над Наполеоном.


Создана в 113 году н. э. в честь победы Трояна над даками. Высота колонны - 38 м, вместе с пьедесталом. Выполнена колонна из Каррарского мрамора. На фундаменте колонны рельефный декор, изображающий военные доспехи и побежденных варваров (2500 фигуры, 154 сюжета).

Архитектор Василий Петрович Стасов

Другим видным архитектором стиля ампир в России был В. П. Стасов. С 1808 г. Стасов работал на строительстве Петербурга.

Стасов является автором Гвардейских соборов - храмов гвардейских полков, расквартированных в столице: Спасо-Преображенского (1827—1829 гг.) и Свято-Троицкого (1827—1835 гг.).

Троицкий собор Измайловского полка (на границе петербургской Коломны) с большими куполами, колоннами и крупным рельефным фризом (работа скульпторов С. И. Гальберга, И. И. Леппе). Кроме того Стасов - создатель двух Триумфальных ворот в Петербурге.

Нарвские Триумфальные ворота (1827—1834гг.) – заменили деревянные, которые архитектор Дж. Кваренги построил в 1814 г. — под ними проходили полки, возвращавшиеся с победой из Франции.

Триумфальные ворота строились из кирпича, а сверху обшивались медью. Медная скульптурная группа, венчающая ворота, изображает фигуру Славы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках - символами мира и славы ( кони – скульптор П.К. Клодт, колесница - В.И. Демут-Малиновский, фигура Славы - С.С. Пименов). На пьедесталах в нишах между колоннами - фигуры воинов в древнерусских доспехах (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Над фигурами высечен и позолочен список полков русской армии, которые принимали участие в войне 1812 года. На карнизе - фигуры духов славы и мира, между ними - перечень битв, в которых они участвовали. Также ворота украшены именем царя-освободителя Александра I.


Нарвские триумфальные ворота на площадь Стачек. 1827—1834 гг. Архитектор В. П. Стасов в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Возведение начато 26 августа 1827 года, в годовщину сражения при Бородино.

Московские триумфальные ворота (1834—1838гг.) в Петербурге возведены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1829 г. и подавления в 1831 г. польского восстания. Композиция Московских триумфальных ворот не совсем характерна для ампира, так как строение напоминает не римскую триумфальную арку, а греческие пропилеи.

Триумфальные московские ворота оформлены колоннами дорического ордера из чугуна, над ними находится фриз, на нем тридцать крылатых фигур несут щиты с российскими гербами - городов, полки которых участвовали в сражениях. Вверху установлены восемь пятиметровых композиций из древнеримских военных атрибутов (скульптор Б. И. Орловский).


Московские триумфальные ворота в Петербурге.1834—1838 гг. Архитектор В. Стасов.

В этот период стиль был более всего характерен для северной столицы - Петербурга. В то же время в загородных резиденциях царя больше преобладал романтический классицизм в неоготическим направлением, а храмы возводились в русско-византийском стиле.

В архитектуре Москвы после пожара появились новые строения с ампирским декором, в котором присутствовали орлы, факелы, венки, стрелы. Но при этом композиции зданий соответствуют типу классической московской городской усадьбы.

Ампир – стиль архитектуры и декоративно-прикладного искусства, который является завершающим этапом позднего классицизма.

Родиной этого направления стала Франция, однако оно быстро распространилось в других государствах, в том числе и на территории России. Ампир в архитектуре России нашел свое отражение в лучших достопримечательностях того времени.

Здания в стиле ампир в архитектуре России



Историки отмечают достаточно интересный факт: в России быстро и легко прижился стиль наполеоновской эпохи в стране, победившей Наполеона Бонапарта. Однако это обстоятельство можно легко объяснить, ведь известно, что в Российской империи была мода на все французское, при этом ампирная архитектура действительно выглядела роскошно и шикарно.



Они проявлялись, прежде всего, в том, что это направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России известно применением классических ордерных систем. Главной характерной особенностью направления было сочетание геометрически правильных форм, а также гармоничное слияние торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепнины, как основного элемента декора.


Главная цель применения ампира в архитектуре России 19 века – отражение патриотизма страны, воинской славы и национального подъема. Исходя из этого, практически все сооружения в Российской империи того времени отличалась торжественностью, помпезностью и строгостью геометрических форм одновременно. Для русского ампира так же, как и для наполеоновского, характерным является использование изображений римских щитов, факелов, стрел, лавровых венков, львиных лап, орлов.


Стиль условно делиться на две большие группы – петербургский (столичный) и московский (провинциальный). Здания в стиле ампир в России носили черты одного из этих двух разновидностей популярного направления в искусстве. Однако в процессе возведения сооружений государственного значения применялись исключительно элементы столичного ампира.

Архитекторы – представители стиля русский ампир


В развитии ампирного искусства в России большую роль сыграли несколько талантливых архитекторов одновременно. Андрей Никифорович Воронихин – один из выдающихся архитекторов, основоположников русского ампира в Российской империи. Он разрабатывал не только проекты зданий, но и продумывал до мелочей декор интерьера, мебели и даже подбирал осветительные устройства, добиваясь цельности образа.


Главными работами мастера в период активного развития русского ампира стали Казанский собор и Горный институт.


Особый интерес для истории архитектуры представляет собой Казанский собор, здание которого возводилось по проекту собора Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини.

Известны и другие архитекторы русского ампира, которые подарили государству уникальные памятники декоративно-прикладного искусства. Карло Антонио де Росси – знаменитый российский архитектор, имеющий итальянское происхождение. Мастер смог в своих работах максимально точно передать триумфальный, державный настрой империи.


Первым проектом Карло де Росси стала парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади.


Также под руководством этого архитектора были возведены такие архитектурные памятники в стиле ампир, как дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.


Стиль ампир в архитектуре России ярко проявился в таком сооружении, как Александровская колонна. Над ее созданием работал архитектор О. Монферран по замыслу К. Росси.


Еще одним не менее знаменитым архитектором, представителем русского ампира, является Василий Петрович Стасов. Он стал автором гвардейских соборов – Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого.


Кроме того, Стасову принадлежит работа над созданием двух Триумфальных ворот в Петербурге.


К числу архитектурных памятников ампирной эпохи в России принадлежит Исаакиевский кафедральный собор. Для его возведения императором Александром I был приглашен архитектор из Франции Огюст Монферран. Впоследствии он стал одним из основоположников русского ампира на территории России.

В XIX веке в Российской империи были известны и другие талантливые архитекторы. Это такие мастера, как Доменико Жилярди, Андрей Захаров, Осип Бове, а также скульпторы Феодосий Щедрин и Иван Мартос.

Развивалась архитектура, менялись стили. На смену господствовавшим весь 18 век барокко, рококо приходят ампир, эклектика и новый древнерусский стиль.

Архитектура первой половины 19 века

Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.


В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.

Ампир – стиль королей

19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:

  • колоннами;
  • лепными карнизами;
  • пилястрами;
  • образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
  • военной символикой;
  • богатым декором;
  • отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.

В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.

В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.

После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.

Архитектура второй половины 19 века

Возрождение древнерусского стиля

Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.


Другие стили второй половины 19 века

Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:

Ко второй половине 19 века относятся:

Читайте также: