Стереотипы и предрассудки кратко

Обновлено: 06.07.2024

Предрассудок - это "до рассудка", что-то изначально неразумное, не имеющее доказательств. Сексизм, эйджизм, расизм, вот это вот всё. Предрассудки это всегда плохо, потому что они не совпадают с реальностью.

Стереотип же - это чётко устоявшаяся вещь, представление. Сто лет назад это хорошо показали на графике:

Но, конечно, это частично пересекающиеся понятия, которые достаточно легко переходят одно в другое.

Например, утверждение о том, что лучшие повара - мужчины. Как это было по ходу истории? Когда появилась профессия повара, именно профессия, всё наверняка было примерно поровну. Но по ходу развития в неё стало добавляться всё больше физического труда - это весь день на ногах, это таскание больших и тяжёлых котлов, сковородок и так далее. Естественно, мужчины с этим справлялись лучше - их стали чаще брать, у них стало больше возможностей учиться поварскому ремеслу, они действительно стали более хорошими поварами. Возник стереотип. Но в наше время, когда любой человек может пользоваться одинаковыми технологиями, и от физической силы ничего на кухне не зависит особо - подобное утверждение - это чистый предрассудок, последние лет 50-70 и женщина, и мужчина могут профессионально готовить с одинаковым успехом, и от пола этот вопрос совершенно не зависит.

Мы должны осознавать, что это слова, которые относятся к важным социальным реалиям и чьи последствия причиняют боль тысячам людей на планете.

По этой причине необходимо знать природу этих реалий из определения, данного Психологией.

Стереотипы

Определение и значение

Стереотипы организованные убеждения или идеи о характеристиках, связанных с различными социальными группами: внешний вид, интересы, занятия, национальность и т. д. Это упрощенные изображения того, как просматриваются группы и чем они занимаются. Категории состоят из интерпретаций, идей и мнений об элементах.

С точки зрения психологии, эти представления и интерпретации социальных групп являются стереотипами. У всех нас есть стереотипы, потому что наш разум систематизирует концепции по категориям, и они не всегда отрицательны, их следует понимать как две стороны одной медали.

Опасности обобщения

Короче говоря, стереотипы - это широко распространенные обобщения о членах социальной группы, которые вызывают тенденцию подчеркивать сходство внутри группы, особенно когда категоризация имеет ценность или важность для человека, ее создающего, и различий с другими группами.

Если мы знаем чернокожую и иностранную женщину, мы классифицируем ее по группам женщин, иностранцев и черной расы, из-за классификации ее по этим категориям стереотипы возникают по отношению к ним из трех групп, и в случае их отрицательного отношения создается серия верований и представлений о них, которые наверняка не соответствуют действительности.

Формирование стереотипов обычно имеет социальное происхождение в результате обучения с наблюдением. Это причина того, что естественность и спонтанность, с которой усваиваются стереотипы в нашем социальном поведении, часто встречаются. В этом случае eНеобходимо отметить, что мы должны уметь ставить отражение к эвристике, предполагающей чрезмерное обобщение, особенно в случае, когда у нас более или менее бессознательно есть негативные стереотипы по отношению к группе людей. Расширение фокуса и абстрагирование от культурного фона, навязанного нам некоторыми предустановленными идеями, может быть ключевым, когда дело доходит до взгляда на реальность естественным и нестереотипным образом.

Предрассудки

Определение

Предрассудки положительные или отрицательные чувства и эмоции, которые испытывает человек по отношению к социальной группе и ее членам. Аффективные оценки зависят от представлений о группе. Это аффективный компонент, связанный с категориями, оценкой. Они напрямую связаны со стереотипами, то есть, если стереотип отрицательный, могут возникать отрицательные предрассудки, а если стереотип положительный, могут возникать положительные предубеждения.

Судя априори

Дискриминация

Определение и примеры

Наконец, дискриминация отличается от предыдущих тем, что это само поведение. определяется как дифференцированное и наблюдаемое поведение по отношению к социальной группе или ее членам. В случае примера с чернокожей женщиной, которую мы видели в стереотипах, люди, которые окружают эту женщину, помимо стереотипов, могут развивать предубеждения, и это может привести к дискриминации, то есть будет представлено отрицательное дифференцированное поведение или оно может быть положительным для других по отношению к нему.

Анализ предрассудков, стереотипов и дискриминации со стороны когнитивной психологии

Чтобы выявить стереотипы, предрассудки и дискриминацию, мы должны изучить кого-то, кто принадлежит к определенной социальной группе и кто из-за того, что является членом этой социальной группы, подвергается дискриминации со стороны другого человека, происходящего из другой группы. Чтобы проанализировать их, необходимо сначала наблюдать дискриминационное поведение и, исходя из этого, вывести как предрассудки, так и стереотипы, поскольку таким образом, из наблюдаемого и объективного, мы делаем вывод об эмоциональном, то есть предрассудках, и когнитивном, то есть стереотипах. .

Как мы можем видеть, Эти понятия связаны, но различны, и необходимо хорошо знать различия между ними.. В зависимости от обстоятельств они могут проявлять или не демонстрировать отношения, то есть у кого-то могут развиваться стереотипы и предрассудки, но не дискриминация, или они развивают только стереотипы, но не предрассудки или дискриминацию. В целом стереотипы порождают предрассудки, которые могут привести к дискриминации.

Перенос в повседневную жизнь

Имея в виду эти определения, мы можем знать, происходит ли дискриминация в нашем ближайшем окружении и, что более важно, понять, есть ли признаки в виде стереотипов, предрассудков или того и другого, которые могут привести к дискриминационному поведению.

В наших руках выявить эти ситуации и принять меры для их предотвращения или, в конечном итоге, их исправления.

Стереотипы — это устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Тот же механизм работает и при восприятии различных категорий людей, когда преувеличиваются сходные качества между ними и игнорируются различия. Иными словами, стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, навести в нем порядок.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны по крайней мере большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

Представления о типичных чертах других народов зависят от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин.

Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь ко всем иностранцам.

Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

В процессе межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Стереотип, как обобщенный, собирательный образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений.

Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Известные формы предрассудков — это, например, расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку, полу.

Стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:

* объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо-культурных особенностях;

* предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации;

* формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

* защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной сокультурной группы;

* обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

* стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внешнему облику от членов вашей культурной группы, то такого предположения не возникает.

Стереотипы — это устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Тот же механизм работает и при восприятии различных категорий людей, когда преувеличиваются сходные качества между ними и игнорируются различия. Иными словами, стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, навести в нем порядок.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны по крайней мере большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

Представления о типичных чертах других народов зависят от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин.

Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь ко всем иностранцам.

Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

В процессе межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Стереотип, как обобщенный, собирательный образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений.

Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Известные формы предрассудков — это, например, расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку, полу.

Стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:

* объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо-культурных особенностях;

* предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации;

* формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

* защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной сокультурной группы;

* обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

* стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внешнему облику от членов вашей культурной группы, то такого предположения не возникает.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.

Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.

Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.

Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.

Функции стереотипа

адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)

Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа

Не развитый когнитивный компонент

Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях

Интенсивность эмоционального проявления

Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.

Примеры: стереотипы американцев

в России все воруют

в России все мужчины пьют

Предрассудки рождаются только в личной форме.

иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.

неадекватность, несоответствие действительности.

ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.

Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии

Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент.

Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.

З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) стереотип взяточников (чиновников).

При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники.

Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации).

Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция).

Частные функции стереотипов (2):

функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы.

функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе).

Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности.

Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа:

автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы

Основные свойства стереотипа:

неразвитый когнитивный компонент;

поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип));

жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях);

интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация);

концентрированное выражение свойств социальных установок.

Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом.

2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа).

3) четкая выраженность в поведении.

Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.

Предрассудки (типичные) для иностранцев:

в России все воруют

в России все мужчины пьют

Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации.

Убеждение проходит через когнитивный компонент.

Предубеждение - до - убеждения.

3 основных свойства предрассудков:

иррациональность (недоступность для понимания и объяснения);

высокая степень неадекватности (несоответствие действительности);

ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость).

Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.

Социализация

Понимание социализации:

- процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

- усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом;

- становление личности в контексте конкретной культуры;

- процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины.

Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде.

Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют несколько источников социализации индивида.

1. Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

2. Взаимное влияние людей – оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

3. Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

4. Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе
интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация – это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.

Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальности человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных установок и убеждений;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к системе социальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальных влияний;

— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.

Факторы социализации личности. В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Читайте также: