Статья 96 конституции рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

Комментарий к статье 96 Конституции РФ:

1. Статья 96 Конституции устанавливает срок полномочий Государственной Думы Федерального Собрания и наиболее общий порядок формирования палат Федерального Собрания.

По истечении четырехлетнего срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва (ст. 84 Конституции).

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Ст.ст. 2 и 4 названного закона предусматривают, что член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации – представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, – со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации – представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации – представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Согласно ст. 1 названного закона депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии со ст.ст. 3, 4 названного закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется только политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от

В соответствии с российским законодательством политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Соответственно, о представительной власти Федерального Собрания (см. ст. 94 Конституции и комментарий к ней) можно говорить только теоретически (особенно в отношении Государственной Думы), поскольку граждане лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты вне партийных структур. Таким образом, Федеральное Собрание по большому счету представляет не граждан, а политические партии (а их интересы граждан заботят, как правило, в последнюю очередь). Данный вывод подтверждается в том числе и тем фактом, что подобный порядок выдвижения кандидатов только политическими партиями был установлен взамен существовавшего ранее более демократичного (и более представительного) порядка именно политической партией, имеющей конституционное большинство в парламенте. В однопартийной системе конкуренты ни к чему…

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

Судебная практика по статье 96 Конституция РФ:

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы, согласно части 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами.

Российской Федерации состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (статья 94, часть 1 статьи 95, часть 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации). В силу частей 1-3 статьи 3, статьи 13 Закона о выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.


Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Председатель ЦИК Карелии, руководитель Карельского регионального отделения АЮР встретился с директором Северного института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

--> Председатель ЦИК Карелии, руководитель Карельского регионального отделения АЮР встретился с директором Северного института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Состоялось заседание ЦИК Карелии

03.03.2022
Состоялось заседание ЦИК Карелии

Члены ЦИК Карелии провели встречу со студентами ПетрГУ

03.03.2022
Члены ЦИК Карелии провели встречу со студентами ПетрГУ

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Комментарий к Ст. 96 Конституции Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы избираются посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой срок установления депутатских полномочий не случаен, он соответствует мировой практике. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на четыре года или пять лет.

2. В качестве способа формирования Федерального Собрания РФ Конституция РФ позиционирует избрание по отношению к Государственной Думе и собственно — формирование по отношению к Совету Федерации.

Федеральный закон от 5 августа 2000 N 113-ФЗ был внесен Президентом РФ В.В. Путиным в рамках программы по углублению конституционной реформы в Российской Федерации. Согласно данному Федеральному закону член Совета Федерации — представитель законодательного (представительного) органа государственной власти избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах — на срок полномочий палаты). Член Совета Федерации — представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, однако указ о назначении может быть отменен соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (не менее чем 2/3 голосов депутатов).

Вопрос о способе формирования Совета Федерации остается открытым. Вызывает сомнение легитимность верхней палаты парламента нового состава. Речь, конечно, идет не о формальной легитимности: все новые члены избраны в соответствии с процедурой, установленной федеральным законом, а о реальной легитимности палаты в целом. Вместе с тем Совет Федерации не может быть копией Государственной Думы ни в плане осуществления представительской функции, ни с точки зрения приемов комплектования обеих палат.

Существующий в настоящее время принцип формирования Совета Федерации оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, отмечается, что сделан важный шаг к формированию постоянно действующей, профессиональной верхней палаты российского парламента, что чрезвычайно важно с точки зрения становления и дальнейшего развития российского парламентаризма. С другой — справедливо говорится, что предложенный принцип формирования Совета Федерации неизбежно повлечет за собой снижение политического веса и влияния Совета Федерации на общественную и государственную жизнь (особенно если учесть, что параллельно создан совещательный орган глав регионов при Президенте Российской Федерации — Государственный Совет)*(479).

В настоящее время процедура избрания Государственной Думы Федерального Собрания РФ коренным образом изменилась.

Подобные изменения избирательной системы допускает Конституция РФ, так как в ее тексте отсутствует глава об избирательной системе. Ее авторы в 1993 г. не могли предположить, какая правовая, политическая и избирательная система сложится в России, поэтому в Конституции РФ отсутствует глава об избирательной системе. Однако, например, в Конституции СССР 1936 г. была глава об избирательной системе, которая посвящалась принципам участия граждан СССР в выборах в Советы депутатов трудящихся. Получили юридическое закрепление все демократические принципы, лежащие в основе новой системы выборов: всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право было предоставлено только гражданам СССР*(481).

Следует отметить, что, в отличие от Конституции Российской Федерации, многие региональные конституции и уставы содержат разделы об избирательной системе, что по всеобщему признанию значительно повышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов Российской Федерации, эффективность правоприменительной деятельности. В ряде конституций и уставов субъектов Российской Федерации содержатся специальные главы — избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации. В них закреплены формы (организация системы) государственной власти, отражены признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления*(482).

Новый порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания получил неоднозначную оценку в обществе.

Так, Т.Я. Хабриева полагает, что предлагаемый переход к полностью пропорциональной системе выборов Государственной Думы РФ (избиратели будут голосовать за партийные списки) самым положительным образом скажется на формировании в России современной партийной системы, поскольку такой переход повысит роль политических партий в политической системе современной России, а также упростит избирательную механику*(484). Н.А. Михалева, напротив, считает, что такой переход преждевременен. Процесс оживления политической жизни, активизация партийного строительства должны идти снизу. Он предопределен не выборами, а улучшением материального благосостояния народа. Голодный, малообеспеченный человек далек от политики. Он озабочен лишь добыванием пищи себе и своей семье. По ее мнению, для России оптимальна существующая система выборов в федеральный парламент, при которой сочетается личная инициатива граждан в форме самовыдвижения и активность политических партий и инициативных блоков*(485). В.Е. Чиркин же находит переход на пропорциональную систему определенным шагом вперед. При всех своих недостатках*(486) такая система более справедлива. Она позволяет более точно учесть интересы различных слоев избирателей, голосующих за разные партии, объединения. Однако, на его взгляд, необходим переход не просто к пропорциональной системе, а к преференциальной пропорциональной системе. Ее суть заключается в том, что избиратель при голосовании отмечает в партийном списке того кандидата, которому отдает предпочтение. Поэтому последний в списке кандидат может получить больше голосов, чем первый. Как показывает опыт выборов в других странах (в частности, американских выборов, где обычно сразу избирается множество должностных лиц в штатах), с таким количеством фамилий избиратель справляется, может оценить достоинства и недостатки кандидатов. Получив бюллетень с названиями партий и их кандидатами, избиратель должен сначала определить свои партийно-политические предпочтения: отметить партию, за которую он голосует. Отметив партию, избиратель при преференциальной системе имеет одну преференцию, которую он использует для того, чтобы отметить того кандидата, избрание которого от данной партии он считает наиболее желательным для себя. Таким образом, у избирателя появляется возможность выбрать не только партию, но и личность, человека, которому он наиболее доверяет, чьи деловые качества он считает наиболее подходящими для работы в парламенте*(487). Н.А. Михалева не согласна с данной позицией, так как считает, что пропорциональная избирательная система с преференциальным вотумом приемлема для небольших государств с малочисленными парламентами (например, Дания, Швеция, Финляндия). В нашей стране каждая партия на парламентских выборах может представить список численностью до 270 кандидатов. Поскольку в предстоящих выборах будут участвовать около 15-20 партий и каждая представит список в 250-270 кандидатов, избирательный бюллетень превращается в трудно читаемую книгу. Поэтому настоящий вариант формирования Государственной Думы для России совершенно неприемлем*(488).

Анализируя высказанные точки зрения, следует согласиться с позицией Н.А. Михалевой о преждевременности перехода к полностью пропорциональной системе выборов Государственной Думы РФ.

Во-первых, то, что от применения подобной системы отказались многие демократические государства*(489), свидетельствует о снижении ее эффективности в современных условиях. Во-вторых, в сочетании с изменением законодательства о политических партиях и принудительным снижением их числа путем искусственного увеличения минимального числа членов до 50 тысяч это приведет к тому, что в Государственную Думу пройдут лишь лояльные власти политические партии или поддержанные ее административным ресурсом. Запрет на образование избирательных блоков и повышение заградительного барьера на выборах 2012 г. не даст ни одного шанса оппозиционным партиям попасть в Государственную Думу. В-третьих, как показывает опыт деятельности нижней палаты предшествующих и действующего составов, депутаты не имеют практического опыта внутрифракционной деятельности в парламенте. В Регламенте Государственной Думы отсутствуют нормы, устанавливающие внутрифракционную дисциплину, механизмы обсуждения и лоббирования партийных проектов, ответственность депутатов за корпоративное голосование и многое другое, что присуще парламентам стран с развитой партийной системой, а такое положение, на взгляд авторов настоящего Комментария, сведет на нет даже тот небольшой положительный эффект, который будет получен от формирования Государственной Думы по партийному принципу*(490).

Если говорить о том, какая же система предпочтительна для России, то речь пойдет о смешанной избирательной системе, которая доказала свою жизнеспособность. Так, три первых состава Государственной Думы, сформированные на основе последней, позволили создать довольно эффективно действующий законодательный орган.

Читайте также: