Статья 85 ук рф кратко

Обновлено: 06.07.2024

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 85 УК РФ. Помилование

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Вернуться к оглавлению документа : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 85 УК РФ

Помилование представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт (конституционно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный), который регулирует круг общественных отношений, возникающих в связи с принятием в отношении индивидуально-определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором к уголовному наказанию, решения Президента РФ, которым улучшается положение данного лица.

Помилование является исключительной компетенцией Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции). Акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для него следующие правовые последствия:

  • осужденное лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • наказание, назначенное осужденному приговором суда, может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания;
  • с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Таким образом, суть института помилования выражается в исходящем от высшего должностного лица государства полном или частичном прощении человека, совершившего преступление, путем полного или частичного его освобождения от уголовного наказания и иных уголовно-правовых последствий осуждения.

Акт помилования, в отличие от акта амнистии, не носит нормативного характера и является актом правоприменения, действие которого распространяется на конкретно указанных в нем лиц. Помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым. Помилование осуществляется только в отношении осужденных, т.е. лиц, в отношении которых обвинительные приговоры с назначением уголовного наказания вступили в законную силу.

При помиловании в отличие от амнистии нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.

Акт помилования представляет собой специфический вид освобождения виновного от уголовного наказания. Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.

Наличие акта помилования не препятствует суду в порядке, установленном гл. 47.1 или 48.1 УПК РФ, пересмотреть вступивший в законную силу приговор и назначить более мягкое наказание, чем указано в акте помилования, либо вовсе отменить приговор и прекратить производство по уголовному делу.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Помилование может применяться в отношении женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 957-О-О).

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Процедура рассмотрения ходатайства о помиловании

Помилование осуществляет Президент РФ путем издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).

Уголовный кодекс РФ не устанавливает основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут выступать различные обстоятельства: состояние здоровья близких родственников, отбытие значительной части назначенного наказания, политико-дипломатические соображения и т.д.

Процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование определена в Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации" и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500). В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению эффективности деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не менее 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть раз в два года.

В Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании четко определяется круг лиц, в отношении которых может быть применено помилование, устанавливаются имеющиеся на этот счет ограничения. Так, например, Положением предусмотрено, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условно осужденного;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освободившихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет его в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание. Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания, в специальном журнале.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляют его с необходимыми документами в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения или органа с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ, проверив правильность оформления документов, в семидневный срок представляет полученное ими ходатайство в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывающего наказание и имеющего неснятую судимость.

Губернатор вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

С учетом мнения субъекта Федерации Президент РФ принимает окончательное решение по ходатайству о помиловании.

Указ Президента о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору), в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание.

Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Комментарий к Ст. 85 УК РФ

1. Помилование представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт (конституционно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный), который регулирует круг общественных отношений, возникающих в связи с принятием в отношении индивидуально определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором к уголовному наказанию, решения Президента РФ, которым улучшается положение данного лица.

3. Ходатайства о помиловании рассматриваются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (в ред. от 25.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149; 2007. N 12. Ст. 1376; 2009. N 21. Ст. 2548; 2012. N 27. Ст. 3677.

4. Акт помилования представляет собой специфический вид освобождения виновного от уголовного наказания и в связи с этим данный акт не отменяет приговора, вступившего в законную силу, и влечет реабилитацию осужденного. Наличие акта помилования не препятствует суду в порядке, установленном гл. 47.1 или 48.1 УПК, пересмотреть вступивший в законную силу приговор и назначить более мягкое наказание, чем указано в акте помилования, либо вовсе отменить приговор и прекратить производство по уголовному делу.

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении
индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от
дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или
заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может
быть снята судимость.

Комментарий к Ст. 85 Уголовного кодекса

1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.

2. Акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для него следующие правовые последствия: оно может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; наказание, назначенное осужденному приговором суда, может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

3. Помилование осуществляет Президент РФ путем издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

4. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

5. Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования. Также в уголовном законе не установлены основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут выступать различные обстоятельства: состояние здоровья близких родственников, отбытие значительной части назначенного наказания, политико-дипломатические соображения и т.д.

Второй комментарий к Ст. 85 УК РФ

1. Так же, как и амнистия, помилование имеет двойственную юридическую природу: государственно-правовую и уголовно-правовую (ст. 89 Конституции РФ, ст. 85 УК). Как и акт амнистии, акт помилования — это проявление гуманизма и снисходительности по отношению к осужденным со стороны государства.

3. В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление.

4. Помилование не носит нормативного характера и распространяется на индивидуально определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК) или на нескольких лиц, обозначенных поименно. Право Президента РФ на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний.

Третий комментарий к статье 85 УК РФ

1. Институт помилования имеет многовековую историю. Его суть выражается в исходящем от высшего должностного лица государства полном или частичном прощении человека, совершившего преступление, путем полного или частичного его освобождения от уголовного наказания и иных уголовно-правовых последствий осуждения.

2. Право на помилование в России провозглашается Конституцией РФ, предусматривающей, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).

3. Помилование представляет собой принятое на основании п. "в" ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК решение Президента РФ в форме указа, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного может выражаться в его освобождении от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

4. Помилование как одно из средств выражения милосердия во многом схоже с амнистией. Но имеется и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии, не носит нормативного характера; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время постановление Государственной Думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его принятие инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии сложнее и требует достаточно продолжительного времени.

5. Число обращений к главе государства с просьбой о помиловании в Российской Федерации исчисляется десятками тысяч. Чтобы в такой сложной ситуации избежать ошибок, в России была установлена строго регламентированная процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование. Это процедура определена в Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500). В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению эффективности деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не менее 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть раз в два года.

6. Комиссии по вопросам помилования, другие органы, реализующие конституционные положения Президента РФ по осуществлению помилования, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. Особую значимость этому документу придает тот факт, что Положение утверждено указом Президента РФ. В этом Положении четко определяется круг лиц, в отношении которых может быть применено помилование, устанавливаются имеющиеся на этот счет ограничения. Так, например, Положением предусмотрено, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условно осужденного; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освободившихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

7. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет его в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание, которые в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляют его с необходимыми документами (п. 5 Положения) в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Последний в семидневный срок представляет полученное ими ходатайство в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывающего наказание и имеющего неснятую судимость.

8. Во избежание случаев всякого рода волокиты и злоупотреблений на региональном уровне Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

9. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации. В этом списке также указывается статья уголовного закона, по которой осуждены обратившиеся с ходатайством о помиловании. Губернатор имеет право также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

10. С учетом мнения субъекта Федерации Президент РФ принимает окончательное решение по ходатайству о помиловании. Указ Президента о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору), в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Комментарий к ст. 85 УК РФ

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений. Можно отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве до сих пор существует норма, согласно которой в отношении положительно характеризующихся осужденных администрация исправительного учреждения может возбудить ходатайство о помиловании (ч. 5 ст. 113 УИК РФ).

Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции РФ), оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта - указа Президента РФ о помиловании. В СССР правом помилования обладали Президиум Верховного Совета СССР и соответствующие высшие органы государственной власти союзных республик.

Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.

С 1992 по 2001 г. действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 "О Комиссии по вопросам помилования" . Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В Положении нормативно урегулированы основания применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 4. Ст. 154.

СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149.

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

В п. 2 Положения предусматривается, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Величина срока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юристы считают, что помилование следует применять, как это было ранее, после отбытия осужденным определенной части срока наказания. В п. 5 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1967 г. "О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР ходатайств о помиловании" говорилось, что помилование применяется в отношении осужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не связан с положениями ст. 80 УК РФ. Актом помилования любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым более мягким видом (основным) наказания, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение предусмотрено только для замены смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

В практике встал вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, - действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?

В Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обратились осужденные с обжалованием указов Президента РФ о помиловании, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы. Они считали, что эти акты помилования нарушают ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 ст. 10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.

Конституционный Суд РФ в Определении от 11 января 2002 г. N 60-О указал, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного. Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г. N ГКПИ07-355 исходил из того, что помилование является институтом конституционного, а не уголовного права. Актом помилования наказание не назначается, а заменяется. Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование. Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим уголовным законом, а порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.

Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 4.

Помилование является безусловным видом досрочного освобождения от отбывания наказания, т.е. не подлежащим отмене. В отличие от амнистии применение помилования не является обязательным (принудительным), поскольку осуществляется по ходатайству осужденного, т.е. зависит от его волеизъявления.

Но есть одно исключение, связанное с осужденными к смертной казни. Для всех наказаний единственным основанием их исполнения являются обвинительный приговор либо изменяющее его определение (постановление) суда, вступившие в законную силу. А вот для исполнения наказания в виде смертной казни необходимы два основания: вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст. 184 УИК РФ). Следовательно, Президент РФ может применить помилование и в отношении осужденного, который отказался обращаться с ходатайством о помиловании, т.е. помилование может быть принудительным. Старая редакция ч. 4 ст. 184 УИК РФ такого не предусматривала. В соответствии с ней основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.

Лицо, отбывшее наказание и имеющее судимость, направляет ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

Судебная практика по статье 85 УК РФ

Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее также - Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения и поэтому не подлежал применению. Считает, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив ему окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, поскольку на момент совершения Сайфаевым Т.С. преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, в совершении которых он признан виновным по приговору суда, законом не было предусмотрено. Указ, содержащий список помилованных лиц, не соответствует требованиям части 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что, примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения, в связи с чем не подлежал применению. В судебном заседании Сайфаев Т.С. дополнил основания административного иска, указав на то, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив административному истцу окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, так как на момент совершения им преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, виновным в совершении которых он признан по приговору суда, законом не было предусмотрено. По мнению административного истца, Указ не соответствует требованиям части 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, поскольку содержит список лиц, помилованных этим указом.

Читайте также: