Статья 404 тк рф кратко

Обновлено: 14.05.2024

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Комментарий к Статье 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж - это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили письменное соглашение о том, что они берут на себя обязательство выполнить вынесенное им решение.

Трудовой арбитраж создается в течение трех дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. В его формировании принимают участие стороны спора и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Его участники решают вопросы относительно состава, регламента и полномочий трудового арбитража.

В трудовом арбитраже спор рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня его создания. Кодекс наделил этот орган досудебного рассмотрения коллективных споров следующими полномочиями:

рассматривать обращения сторон;

истребовать и получать все необходимые и имеющие отношения к делу документы и сведения;

информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных неблагоприятных социальных последствиях коллективного трудового спора;

принимать решение по существу рассматриваемого спора.

Принятое трудовым арбитражем решение передается его сторонам в письменной форме.

Обратите внимание, что в некоторых случаях рассмотрение коллективного трудового спора требует обязательного участия трудового арбитража. В частности, это установлено статьей 406 Кодекса, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

В организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок создание трудового арбитража также является не правом, а обязанностью спорящих сторон.

Другой комментарий к Ст. 404 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой арбитраж - один из трех возможных вариантов досудебного развития коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (ad hoc).

Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

Добровольный характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 2 ст. 407, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

2. Процедура создания трудового арбитража может начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:

- при недостижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

- в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

- в случае сознательного выбора сторонами коллективного трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

- в случае если на первом этапе рассмотрения коллективного трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

- в случае если участие посредника в рассмотрении коллективного трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

- в случае, когда его создание является обязательным, - для некоторых категорий работников, которые не имеют права на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

3. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации и проведению забастовки (см. ст. 406 ТК РФ и комментарий к ней). Представляется, что эта ситуация возможна, когда трудовой арбитраж является второй стадией рассмотрения коллективного трудового спора, т.е. при отказе сторон от посредника. Если же предложение о создании трудового арбитража выдвигается представителями работников после рассмотрения спора с помощью посредника, то работодатель вправе отказаться от рассмотрения этого же спора еще и в арбитраже. Естественно, что право перейти к следующей стадии (забастовке) у работников при этом остается.

4. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), являющаяся государственным органом. Она на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким тройственным органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

5. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум 8 рабочих дней: 3 дня с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и 5 дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.

6. Трудовой кодекс в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора.

Поскольку рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже никогда не является его первой стадией (этому предшествует как минимум рассмотрение спора в примирительной комиссии, а возможно, и при участии посредника), то арбитраж не должен рассматривать (и пересматривать) вопросы, по которым стороны пришли к согласию.

Кроме того, теперь трудовой арбитраж принимает не рекомендации, а решение. Данное решение арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается его сторонам в письменной форме.

7. Поскольку стороны сами избирают арбитров, то в случае заключения письменного соглашения об обязательности выполнения его решения стороны обязаны его выполнить.

8. На время разрешения коллективного трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур. Конфиденциальная информация, доверенная им в процессе рассмотрения спора, не должна распространяться и использоваться ими - прямо или косвенно - для личной или иной выгоды.

10. С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

11. Комментируемая статья дополнена важным положением, в соответствии с которым создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу в случаях, когда законодательством запрещено проведение забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора (см. ст. 413 ТК РФ и комментарий к ней).

Если же стороны в данном случае не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (Роструд).

12. Необходимо отметить, что законодательство не предусматривает механизма принудительного исполнения решения трудового арбитража. С одной стороны, имеется возможность привлечь работодателя к административной ответственности, с другой - у работников (в случае неисполнения решения трудового арбитража) появляются все основания для перехода к следующей стадии коллективного трудового спора - забастовке.

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Комментарии к ст. 404 ТК РФ

1. При недостижении согласия в примирительной комиссии или по окончании процедуры посредничества стороны вправе обратиться в трудовой арбитраж. Это временно действующий орган, который рассматривает спор с обязательным участием представителей сторон и при необходимости представителей других заинтересованных органов.

Как и все формы примирительных процедур, он имеет преимущественно добровольный характер, поскольку создается при соблюдении 2 условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решения арбитража. Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения, если стороны предварительно заключили соглашение об этом.

Как правило, особенности процедуры и список арбитров предусматриваются в коллективных договорах или письменных соглашениях.

2. На создание трудового арбитража отводится 3 рабочих дня, исчисляемых со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора комиссией или посредником, а на рассмотрение им коллективного спора - 5 рабочих дней.

В формировании и работе трудового арбитража по разрешению коллективного трудового спора принимают участие государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, которые участвуют в рассмотрении спора, а также в создании трудового арбитража, т.е. определении его членов, выработке регламента, определении обязанностей и процедуры разрешения спора.

3. Комментируемая статья закрепляет состав, процедуру и порядок функционирования трудового арбитража.

Создание, состав, регламент, полномочия трудового арбитража определяются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

При решении вопросов, которые не урегулированы ТК, используются Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

4. В ст. 406 ТК указаны случаи, когда коллективный трудовой спор обязательно передается на рассмотрение арбитража помимо воли сторон коллективного спора.

Положения данного документа (в ред. ФЗ от 22.11.2021 N 377-ФЗ), касающиеся взаимодействия ЕЦП "Работа в России" и информационной системы работодателя с ЕПГУ, применяются с 1 сентября 2022 года.

ТК РФ Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть третья в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Статья 404 ТК отведена под описание разбора коллективного трудового конфликта в арбитраже. Данное разбирательство, как подчёркнуто в ст. 401 ТК, является заключительной стадией примирительных процедур.

Статья 404 ТК РФ

Структура ст. 404 ТК

В её начале говорится, что трудовой арбитраж – это специальная структура для разбирательства коллективного трудового конфликта. Временный арбитраж создаётся участниками спора вместе с госорганом, отвечающим за урегулирование коллективных трудовых конфликтов, специально для разбирательства этого спора. Постановлением трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям при ней может быть сформирован постоянный арбитраж для улаживания соответствующих конфликтов, передаваемых ему для разбирательства по взаимной договорённости сторон.

Подчёркнуто, что участники конфликта начинают переговоры о его разбирательстве в арбитраже после:

  • утверждения протокола разногласий по завершении разбирательства конфликта с участием посредника (не позже следующего трудового дня после утверждения этого документа);
  • окончания срока, данного участникам конфликта для поиска взаимоприемлемой кандидатуры посредника;
  • создания протокола об отказе участника (участников) конфликта от его рассмотрения с помощью посредника.

Упомянуто, что при достижении согласия участников конфликта о его разбирательстве арбитражем ими заключается специальное соглашение, включающее условие об обязательном выполнении решений данного органа. Далее участникам конфликта доступны два варианта:

  • сформировать вместе с госорганом, отвечающим за улаживание трудовых споров, временный арбитраж для разбирательства конфликта;
  • передать спор в постоянный арбитраж, сформированный при трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.

Для реализации этих вариантов им доступны следующие сроки:

  • при возникновении конфликта на локальном уровне соцпартнёрства – два рабочих дня;
  • при возникновении конфликта на других уровнях соцпартнёрства – четыре дня.

Подчёркнуто, что состав и регламент временного арбитража устанавливаются согласованным решением:

  • нанимателя (его представителя);
  • представителя сотрудников;
  • госоргана, отвечающего за урегулирование трудовых конфликтов группового характера.

Упомянуто, что регламент и принципы формирования состава постоянного арбитража для конкретного конфликта определяются профильным положением, утверждаемым соответствующей трёхсторонней комиссией по социально-трудовым взаимоотношениям. Также федеральным госучреждением, отвечающим за госполитику в сфере труда, с учётом пожеланий Российской трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям может утверждаться типовое положение (устав) о постоянном арбитраже.

Отдельно прописаны сроки рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже:

  • при конфликте на локальном уровне соцпартнёрства – максимум три рабочих дня;
  • при конфликте на прочих уровнях соцпартнёрства – максимум пять дней.

Отсчёт этих сроков начинается со дня формирования временного трудового арбитража или передачи конфликта на разбор в постоянный арбитраж.

Отдельно упомянуты функции арбитража. Этот орган:

  • разбирает обращения участников конфликта;
  • получает нужные материалы и данные, относящиеся к разбираемому конфликту;
  • уведомляет структуры госвласти и местного самоуправления о последствиях неурегулированного конфликта;
  • принимает решение по существу разбираемого группового конфликта.

Указано, что решение арбитража по конфликту передаётся его участникам в письменном виде.

Подчёркнуто, что в ситуациях, когда для разрешения конфликта не может проводиться забастовка (как это предусмотрено ч. 1 и ч. 2 ст. 413 ТК), его разбирательство в арбитраже является обязательным. При этом решение арбитража имеет обязательную силу для участников конфликта независимо от соглашения между ними.

Упомянуто, что в ситуации, когда участники конфликта не пришли к согласию о создании временного арбитража, его составе и регламенте либо о передаче спора в постоянный арбитраж, решение по этим моментам принимает госорган, отвечающий за урегулирование коллективных трудовых конфликтов.

Рассмотренная статья детально прописывает ключевые моменты функционирования арбитража в сфере разбирательства трудовых конфликтов группового характера. Важно, что она содержит предписание о необходимости использования арбитража в тех ситуациях, когда действующее законодательство запрещает забастовку.

Основные вопросы по практическому использованию ст. 404 ТК

Какой именно госорган, отвечающий за улаживание коллективных трудовых конфликтов, имеет в виду данная статья?

Она имеет в виду Роструд. Среди других функций этой госструктуры имеется и помощь в улаживании трудовых конфликтов группового характера. Об этом говорится в п. 5.5.10 Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. В пунктах 18 и 66 Приложения к приказу Роструда № 196 от 22.07.19 упомянуты принципы предоставления этой госструктурой услуги арбитражного разбирательства.

О каких ситуациях, ограничивающих возможность забастовок, упоминает комментируемая статья?

Ситуациям, в которых запрещены забастовки, целиком посвящена ст. 413 ТК. В ней, со ссылкой на ст. 55 Конституции, говорится, что забастовки безусловно запрещены:

  • при действующем режиме ЧС и его аналогах в организациях, занятых ликвидацией неблагоприятных последствий ЧП;
  • в организациях, прямо занятых обеспечением базовых потребностей населения (электричество, тепло и т.д.).

Также в ней упомянуты и другие ситуации, предусмотренные соответствующими законами. К ним относятся:

  • ст. 26 ФЗ № 17 от 10.01.03 – ограничивает опцию забастовки для работников ж/д транспорта;
  • ст. 3 Закона РФ № 3132-1 от 26.06.92 – запрещает забастовку для судей;
  • ст. 11 ФЗ № 151 от 22.08.95 – запрещает забастовку для служащих спасательных служб и формирований.

Всего общефедеральным законодательством предусмотрено порядка двух десятков ограничений в плане организации забастовочных мероприятий. В основном они касаются отраслей и профессий, жизненно значимых для государства и общества.

Читайте также: