Общественная экспертиза законопроектов кратко

Обновлено: 20.05.2024

Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной интернет-формы. Не размещаются повторно направленные общественные инициативы, по которым ранее были приняты решения об отказе в их размещении или которые не получили необходимой поддержки в ходе голосования, либо если аналогичная инициатива уже размещена.
Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:
а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;
б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;
в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы.

С момента создания на сайте РОИ было размещено 19 366 общественных инициатив. Они разделены по этапам (по состоянию на 1 сентября 2021 года):

За период проведенного мониторинга (с 1 апреля по 31 июля 2021 года) размещено 464 общественных инициатив, из которых:

Из 39 общественных инициатив, по которым были приняты решения, 32 федерального уровня, 1 региональная и 6 муниципальных. За период мониторинга были приняты решения по двум общественным инициативам (отмена обязательного тестирования на COVID-19 и отказ от сжигания мусора): в одном случае было принято постановление Главного санитарного врача РФ, а в другом было принято решение о признании общественной инициативы целесообразной частично и материалы были направлены в соответствующие органы власти. Необходимо отметить, что не все инициативы, по которым были приняты решения, имели необходимую для этого поддержку на голосовании, т.е. решения органами власти иногда принимаются, не дожидаясь необходимого набора голосов.

На Портале проектов НПА не публикуется целый ряд проектов федеральных законов и проектов НПА (например, по вопросам федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, правового режима госграницы, охраны гостайны, ратификации международных договоров, военно-технического сотрудничества, антитеррористической деятельности государственных органов, стандартов бухучета и др.

Следует заметить, что помимо вышеуказанных исключений, Правила (прим.-утверждены Постановлением Правительства РФ №851), в соответствии с которыми осуществляется опубликование проектов НПА, содержат в себе ряд оговорок, позволяющих не проводить общественное обсуждение проектов НПА по решению руководителя органа исполнительной власти, являющегося их разработчиком (например, об установлении цен (тарифов).

1. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

3. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

4. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

5. Порядок проведения общественной экспертизы устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

6. Если проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством является обязательным, организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.

7. Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.

9. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;

3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

10. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации.

2. В целях настоящего Федерального закона под общественной экспертизой понимается деятельность лиц и негосударственных некоммерческих организаций (общественных и гражданских экспертов), направленная на исследование, анализ и оценку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия интересам личности, общества и государства.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Статья 2. Правовая основа общественной экспертизы

Правовую основу общественной экспертизы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Цели и задачи общественной экспертизы

1. Общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях:

1) реализации гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на участие в управлении делами государства;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина и обеспечения интересов объединений граждан в законодательном процессе;

3) повышения эффективности действующего законодательства.

2. Задачами общественной экспертизы являются:

1) выявление положений нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, противоречащих интересам личности, общества и государства;

2) оценка социальных, экономических и иных последствий принятия проектов нормативных правовых актов, а также реализации нормативных правовых актов;

3) выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Статья 4. Основные принципы общественной экспертизы

Проведение общественной экспертизы в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;

4) добровольность осуществления общественной экспертизы;

5) невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;

6) независимость экспертов;

7) объективность и достоверность экспертных заключений.

Статья 5. Виды общественной экспертизы

В Российской Федерации осуществляются обязательная общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов и инициативная общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Глава 2. Обязательная общественная экспертизА

Статья 6. Обязательность общественной экспертизы

Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:

1) социальной политики, труда и социального обеспечения;

2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка;

3) охраны окружающей среды и здоровья населения;

4) деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

5) межнациональных и межконфессиональных отношений, национальной политики;

6) гражданства и миграции;

7) выборов и избирательной системы;

8) бюджета и финансов;

9) образования, культуры и массового спорта.

Статья 7. Субъекты обязательной общественной экспертизы

Обязательная общественная экспертиза может осуществляться:

1) Общественной палатой Российской Федерации и аналогичными структурами, образованными на основании законов субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

2) Общественными советами и аналогичными структурами при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

3) гражданами Российской Федерации, имеющими высшее профессиональное образование и стаж работы в одной из сфер, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального закона, не менее трех лет за последние десять лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи;

Статья 8. Аккредитация общественных экспертов при общественных палатах (советах)

1. Граждане Российской Федерации, а также негосударственные некоммерческие организации, отвечающие требованиям статьи 7 настоящего закона, имеют право подать уведомление об аккредитации в качестве общественного эксперта не более чем в трех сферах, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального закона.

2. Общественные палаты (советы) аккредитуют заявленных общественных экспертов в уведомительном порядке при условии соблюдения условий, указанных в статье 7 настоящего закона.

3. Аккредитовавшие общественных экспертов общественные палаты (советы) обязаны предварительно извещать их о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; обеспечивать возможность ознакомления общественных экспертов или их представителей с проектами нормативных правовых актов, а также иными сопроводительными документами и материалами.

4. Аккредитованные общественные эксперты имеют право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его общественными палатами (советами), за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия в связи с необходимостью обеспечения государственной тайны.

5. Общественные палаты (советы) формируют, ведут и размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет или на сайтах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, при которых они сформированы, федеральные, региональные и местные реестры аккредитованных общественных экспертов.

Статья 9. Порядок проведения обязательной общественной экспертизы

1. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении общественной экспертизы проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы в сферах, указанных в статье 6 настоящего закона, в течение трех дней с момента принятия его к рассмотрению.

2. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, принявший решение о проведении общественной экспертизы, направляет официальное извещение соответствующим субъектам обязательной общественной экспертизы (федеральным, региональным или местным), а также размещает на своем официальном сайте в сети Интернет либо публикует в средствах массовой информации официальное извещение, содержащее следующую информацию:

1) полный текст проекта нормативного правового акта, подлежащего общественной экспертизе, а также сопроводительные документы к нему;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа власти, принявшего решение о проведении общественной экспертизы;

3) срок проведения общественной экспертизы;

4) порядок приема и рассмотрения экспертных заключений.

3. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, получивший обращение общественной палаты (совета), указанных в частях 1 и 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо не менее трех аккредитованных общественных экспертов о необходимости проведения обязательной общественной экспертизы, обязан в течение трех дней с момента получения обращения назначить проведение общественной экспертизы проекта нормативного правового акта.

4. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, принявший решение о проведении общественной экспертизы, обязан предварительно извещать субъектов обязательной общественной экспертизы о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

5. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может составлять менее четырнадцати дней или быть более девяноста дней с момента официального обнародования извещения, указанного в части 2 настоящей статьи.

6. Негосударственные некоммерческие организации и граждане, не аккредитованные в качестве общественных экспертов, имеют право направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении обязательной общественной экспертизы, а также субъектам обязательной общественной экспертизы свои замечания и предложения относительно проектов нормативных правовых актов.

Глава 3. Инициативная общественная экспертиза

Статья 10. Субъекты инициативной общественной экспертизы

Статья 11. Порядок проведения инициативной общественной экспертизы

1. Гражданский эксперт имеет право осуществить инициативную общественную экспертизу действующего нормативного правового акта, затрагивающего основополагающие права человека и гражданина, и разместить свое заключение в сети Интернет для всеобщего ознакомления.

Глава 4. Порядок оформления и рассмотрения результатов общественной экспертиза

Статья 12. Экспертное заключение

1. Заключение по результатам общественной экспертизы должно содержать указание на положения нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, противоречащие интересам личности, общества и государства, и рекомендации по устранению указанных противоречий. Заключение может также содержать оценку социальных, экономических и иных последствий принятия проекта нормативного правового акта.

2. Экспертное заключение не должно содержать информации, нарушающей действующее законодательство и общепринятые нормы морали.

3. Экспертное заключение, отвечающее требованиям настоящего Закона, подлежит обязательному размещению в сети Интернет на официальном сайте органа власти, принявшего решение о проведении обязательной общественной экспертизы либо получившего экспертное заключение гражданского эксперта.

Статья 13. Рассмотрение экспертного заключения органами власти

Заключение по результатам общественной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти либо органом местного самоуправления, назначившим ее проведение, либо получившим экспертное заключение гражданского эксперта, не более чем в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения мотивированный ответ направляется субъекту общественной экспертизы, и публикуется в сети Интернет на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления за исключением случаев, когда заключение не соответствует требованиям, установленным статьей 12 настоящего Закона.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Кочешев С.П., начальник отдела экспертно-правового обеспечения деятельности Общественной палаты, заслуженный юрист Российской Федерации.

Избачков Ю.С., советник отдела экспертно-правового обеспечения деятельности Общественной палаты.

О проблемах экспертизы действующего российского законодательства сейчас много говорится. За последнее десятилетие появились антикоррупционная, правовая, общественная, метрологическая экспертизы, к ним примыкает оценка регулирующего воздействия на бизнес.

Каждая из упомянутых нами экспертиз имеет свой предмет. Самый широкий он у общественной экспертизы, в ходе которой анализируются как правовые, так и социально-экономические последствия принятия нормативных правовых актов.

Общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов является функцией Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) и Открытого правительства. В настоящее время активно обсуждается проект закона "Об общественном контроле", который значительно расширит число субъектов общественной экспертизы, уточнит порядок ее проведения.

Практика проведения общественных экспертиз на площадке Открытого правительства еще только нарабатывается, в отношении же Общественной палаты можно говорить о сложившейся практике их проведения. В 2010 г. Общественной палатой была проведена экспертиза 30 социально значимых законопроектов, в 2011 г. таких экспертиз было проведено 35.

Общественная экспертиза законопроектов может быть реально работающим механизмом влияния общественности на принимаемые законы, а также контроля над процедурой принятия законов. Кроме проектов федеральных законов экспертизе могут быть подвергнуты проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти (как федеральных, так и региональных), проекты законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления, но пока такие экспертизы являются скорее исключением, чем нормой.

Малоизвестный факт: Общественная палата Российской Федерации одной из первых активно высказалась против установления чрезмерно высоких санкций при обсуждении нашумевшего законопроекта об ужесточении ответственности при проведении массовых мероприятий. В итоге это замечание нашло поддержку как в обществе, так и среди законодателей, хотя и не в полной мере.

Формально общественная экспертиза проводится самой Общественной палатой. В реальности, прежде чем за или против заключения проголосуют члены Общественной палаты, экспертами будет проделан значительный объем подготовительной работы.

Требования, предъявляемые к экспертам, сформулированы в Положении о порядке проведения общественной экспертизы, утвержденном решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 15 мая 2008 г.

Подготовка проекта заключения экспертизы предполагает изучение материалов информационных агентств и аналитических центров, докладов некоммерческих организаций, предложений членов Научно-консультативного совета и иных институтов Общественной палаты.

Эксперты анализируют не только сам текст законопроекта, но и сложившуюся практику законодательного регулирования общественных отношений, а также отношение общества к обсуждаемым проблемам. Источником информации в данном случае выступают опросы общественного мнения, блогосфера, интервью участников рынка (например, мы так поступили при обсуждении вопросов банкротства граждан, опрашивая коллекторов и антиколлекторов), обращения граждан. Но, конечно, анализ правоприменительной практики является основным источником информации.

Мнения, высказываемые в рамках обсуждения на площадке Открытого правительства, также учитываются Общественной палатой.

Эксперты Общественной палаты стараются учесть все мнения, существующие в обществе, относительно данного конкретного вопроса, соблюдая принципы проведения экспертизы:

  1. публичности и открытости;
  2. качества и ответственности;
  3. социальной значимости;
  4. репрезентативности.

Публичность проведения экспертизы заключается в том, что о проведении экспертизы заранее оповещаются заинтересованные лица, в том числе путем размещения на сайте Общественной палаты плана проведения общественной экспертизы. В слушаниях, проводимых в рамках Общественной палаты, могут принять участие практически все заинтересованные лица.

Результат обсуждения - заключение общественной экспертизы - размещается на сайте Общественной палаты (в отношении экспертиз, которые проводят органы власти, реализуя функции нормативного правового регулирования, такое встречается редко).

Важным принципом проведения общественной экспертизы, который придает ей элементы контроля, является обязательность рассмотрения экспертизы в ходе обсуждения законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания, на заседаниях Правительства Российской Федерации, в соответствующих органах власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления.

Часто задаваемый вопрос: "Учитываются ли мнения оппозиции?" Да, они учитываются. Соответствующие аналитические материалы будут предложены в качестве аналитических материалов на обсуждение, даже если соответствующие представители не изъявили желание непосредственно участвовать в обсуждении.

Среди существующего множества экспертиз общественная экспертиза законопроектов, проводимая Общественной палатой, является наиболее универсальной.

Например, антикоррупционная экспертиза, которую проводят Минюст России, прокуратуры, органы государственной власти, а также независимые эксперты, выполняется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики. И, по существу, сводится к формальному поиску заранее определенных ущербных правовых и лингвистических конструкций - так называемых коррупциогенных факторов.

При проведении общественной экспертизы правовой и антикоррупционный анализ играет существенную роль, но не является основным. Не будучи связанными какой-то одной методикой, эксперты более свободны в выборе экспертной методики.

Общественная экспертиза, проводимая Общественной палатой, схожа с независимой антикоррупционной экспертизой, проводимой институтами гражданского общества: и та и другая проводятся экспертами; обе экспертизы не проводятся в отношении действующих нормативных правовых актов (в отличие от экспертизы, проводимой органами исполнительной власти в ходе мониторинга правоприменения или проводимой органами прокуратуры).

С принятием закона "Об общественном контроле" это ограничение будет снято.

Общественная экспертиза имеет общие черты, но не подменяет собой процедуру оценки регулирующего воздействия, которую проводит Минэкономразвития России. Последняя имеет целью выявление негативных эффектов принимаемых нормативных правовых актов на бизнес. Основное отличие заключается в том, что общественная экспертиза смотрит на экономические последствия более широко и менее формализованно. Предметом экспертизы являются не только последствия, которые будут иметь место в предпринимательской сфере, но и экономические последствия для общества в целом.

Но эксперты - не только собиратели мнений. При проведении экспертиз используются достижения современной науки. Большинство используемых в практической науке закономерностей касается социологии, политологии и истории. Так, например, история знает огромное количество примеров неудачного формулирования избирательного законодательства во многих странах, повлекших весьма трагические последствия. Эксперты помнят о них и учитывают этот опыт в работе.

Но есть и более "экзотические" применительно к законотворчеству науки.

Например, вопрос сделок с правосудием. Речь идет о возможности отказа от уголовного преследования за незначительные правонарушения при условии активного сотрудничества со следствием в целях преследования "крупных" преступников. Это желанная возможность для правоохранителей во многих странах, так как, с одной стороны, освобождает от дорогостоящих процедур по малозначительным делам, а с другой - позволяет привлечь к ответственности организаторов преступлений, которые в иных случаях уходили бы от ответственности. Но тем не менее в большинстве стран такие "сделки" запрещены. Тут нам на помощь приходит такой раздел математики, как теория игр, где при изучении знаменитой "дилеммы заключенного" установлена четкая тенденция увеличения незаконных приговоров, основанных на оговорах .

В дилемме заключенного предательство строго доминирует над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие - предательство обоих участников. Проще говоря, неважно, что сделает другой игрок, каждый выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство.

Другой пример: данные медицинской и биологической наук, утверждающие наличие естественного уровня алкоголя в крови человека, делающего бессмысленным установление законодательного принципа "нуль промилле".

Такие знания аккумулируются и используются в работе. Но даже самый образованный человек не может разбираться во всех сферах общественной жизни. Принцип объективности общественной экспертизы требует привлечения к работе как можно большего числа представителей общественности, охватить как можно больше экспертов и заинтересованных лиц, специалистов в предметных областях.

Общественная экспертиза - это только первая ласточка общественного контроля за деятельностью органов власти. В проекте закона "Об общественном контроле" к ней добавляются общественные обсуждения, общественные слушания, общественные расследования и общественные проверки.

Но предварительный анализ положений законопроекта показывает, что общественная экспертиза правовых актов еще долго будет доминирующей формой общественного контроля.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: