Статья 34 органы местного самоуправления кратко

Обновлено: 01.06.2024

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Осуществляет полномочия по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Сахалинской области; организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организации отдыха детей

- по осуществлению управления муниципальным имуществом

- по осуществлению приватизации муниципального имущества

- по заключению договоров купли-продажи, аренды муниципального имущества и земельных участков

- по ведению реестра муниципального имущества.

Осуществляет полномочия по:

- организации библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);

- созданию условий для организации досуга и обеспечению жителей городского округа услугами организаций культуры;

- охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;

- созданию условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

- созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения;

Руководители территориальных органов сел и поселка Смирных руководят деятельностью отделов по управлению территорий сел и поселков.

Территориальные органы сел и поселка Смирных в лице руководителя территориального органа решает следующие вопросы:

1) издает распоряжения и приказы по вопросам, касающимся развития своих территорий, в интересах жителей, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, расположенными на территории сел и поселка Смирных, в соответствии с действующим законодательством;

3) вносит по своей инициативе предложения в Собрание депутатов;

4) решает вопросы охраны правопорядка, окружающей среды, соблюдения норм санитарии, первичных мер пожарной безопасности;

5) обеспечивает контроль за содержанием муниципального жилого фонда, социальной инфраструктуры;

6) осуществляет контроль за деятельностью муниципальных учреждений, расположенных на подведомственной территории;

7) участвует в планировке застройки территории сел и поселка Смирных;

8) участвует в контроле за использованием земель на территории сел и поселка Смирных;

9) организует благоустройство, озеленение территории;

11) формирует штаты территориального органа сел и поселка Смирных;

12) осуществляет другие действия в соответствии с Положением о территориальных органах сел, поселка Смирных.

4. Собрание может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

5. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок. Днем первого заседания является третий вторник со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

9. В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Собрания, либо невозможности исполнения обязанностей депутата, в соответствии с Уставом Собрание имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 установленной численности депутатов Собрания). В этом случае регламент работы Собрания исполняется им в полном объеме, исходя из принятия оставшегося количества избранных депутатов за 100 процентов.

1. В исключительной компетенции Собрания находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

2. К полномочиям представительного органа также относится:

1) принятие Положения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также решений о выборах в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области.

2) формирование избирательной комиссии городского округа в соответствии с действующим законодательством;

3) принятие в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории городского округа;

4) внесение в органы государственной власти субъекта инициатив, оформленных в виде решений Собрания об изменении границ, преобразовании городского округа;

5) принятие решения о назначении муниципальных выборов и референдума;

6) принятие решения о наименовании и переименовании улиц и площадей с учетом мнения населения;

7) утверждение по представлению главы городского округа Программы приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;

8) утверждение реестра должностей муниципальных служащих в городском округе;

9) порядок учета, изучения охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

10) утверждение реестра объектов муниципальной собственности и изменений в нем;

11) утверждение территориального планирования, генеральных планов застройки п.г.т. Смирных и городского округа, правил землепользования;

12) утверждение по представлению главы городского округа структуры администрации городского округа;

13) учреждение муниципальных средств массовой информации;

14) утверждение ежегодного доклада о социально-экономическом положении и развитии муниципального образования;

15) утверждение заключаемых сделок по распоряжению имуществом (кроме договоров по аренде земельных участков, аренде муниципального имущества, продаже земельных участков, выделению жилья малообеспеченным гражданам по договорам социального найма, договоров оперативного, безвозмездного, доверительного управления и хозяйственного ведения с бюджетными учреждениями, финансируемыми из местного бюджета).

2.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

1. Собрание городского округа состоит из 15 депутатов, из которых на 1 ставку могут работать депутат на освобожденной основе (председатель Собрания).

2. Собрание городского округа возглавляется председателем, избираемым Собранием из своего состава тайным голосованием на первой сессии. Избранным считается депутат, набравший не менее двух третей голосов от числа депутатов, избранных в Собрание. Порядок избрания председателя определяется Регламентом Собрания.

3. Председатель Собрания руководит работой представительного органа, организует процесс подготовки и принятия решений Собрания, подписывает решения, издает распоряжения по вопросам организации работы Собрания, подписывает их.

4. Из числа депутатов Собрания на срок его полномочий тайным голосованием избирается заместитель председателя Собрания. Избранным считается депутат, набравший не менее двух третей голосов от числа депутатов, избранных в Собрание. Порядок избрания заместителя председателя Собрания определяется Регламентом Собрания.

5. Заместитель председателя представительного органа исполняет обязанности председателя Собрания в полном объеме в его отсутствие, либо по его поручению.

6. Из числа депутатов Собрания на срок его полномочий могут создаваться постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Собрания.

Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются Регламентом Собрания.

7. Порядок и основания прекращения полномочий Собрания как представительного органа местного самоуправления определяются и регулируются федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области, настоящим Уставом, Положением о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборных должностных лиц, утверждаемым Собранием.

1) Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;

3) нормативные и иные правовые акты Собрания;

3. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Собрания, главой городского округа, иными органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором Сахалинской области, прокурором Смирныховского района.

4. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативно- правовым актом органа местного самоуправления.

5. Решения Собрания о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

7. За неисполнение или несоблюдение муниципальных правовых актов граждане, руководители организации, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления городского округа несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8.1. Председатель Собрания городского округа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания городского округа.

9. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

10. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения городского округа, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

11. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, их издавшими, главой городского округа, должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Сахалинской области, уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

11.1. Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.

12. Признание по решению суда закона Сахалинской области об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона Сахалинской области об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

1. Собрание городского округа по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на сессиях Собрания открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.

2. Порядок работы, принятие решений Собранием городского округа устанавливается Регламентом Собрания. Регламент утверждается большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов.

4. Решение, принятое Собранием городского округа, направляет главе городского округа для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава городского округа, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить решение, принятое Собранием городского округа. В этом случае указанное решение Собрания городского округа в течение 10 дней возвращается в Собрание городского округа с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

5. Отклоненное главой городского округа решение Собрания городского округа повторно выносится на рассмотрение Собрания.

Если при повторном рассмотрении отклоненное главой городского округа решение принимается в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от установленной численности депутатов, оно подлежит подписанию главой городского округа в течение 7 дней со дня поступления решения в канцелярию администрации и обнародованию.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 1 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 2 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в часть 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 4 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 23 мая 2020 г. - Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ

5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 8 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 9 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Уставами муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. Возможно ли в этом случае предусмотреть в уставе городского поселения следующие полномочия главы городского поселения, избранного из состава представительного органа: давать поручения главе районной администрации; согласовывать с ним решения, принимаемые местной администрацией муниципального района и другие? Обязательно ли предусмотреть данные полномочия в уставе муниципального образования или их можно прописать в ином решении представительного органа?

К полномочиям какого органа местного самоуправления относится утверждение размера платы за содержание жилого помещения на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, может ли это полномочие быть закреплено за представительным органом муниципального образования?

Какие иные органы местного самоуправления могут создаваться в структуре органов местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, и возможно ли преобразование отраслевого (функционального) органа местной администрации в самостоятельный орган местного самоуправления?

Какой орган местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления?

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 53-ФЗ (Российская газета, N 131, 23.06.2004) (вступил в силу с 1 сентября 2004 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 183-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 22 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ (Российская газета, N 161, 26.07.2005) (вступил в силу с 1 сентября 2005 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (вступил в силу с 31 декабря 2005 года);

Федеральным законом от 15 июня 2007 года N 100-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 25, 18.06.2007);

Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 253-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 45, 05.11.2007);

Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ (Российская газета, N 254, 14.11.2007) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 19 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ);

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 191-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 191-ФЗ);

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 315-ФЗ (Российская газета, N 274, 03.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ (Российская газета, N 157, 21.07.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

В документе также учтено:

Пунктом 11_1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 настоящего Федерального закона установлен порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

- Примечание изготовителя базы данных.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 222-ФЗ) распространяются в том числе на отношения, возникшие в связи с созданием вновь образованных муниципальных образований в период после 1 января 2008 года и до дня вступления в силу Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 222-ФЗ. При этом выборы в органы местного самоуправления таких муниципальных образований должны быть проведены не позднее чем через год со дня их создания - см. пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 222-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Принят
Государственной Думой
16 сентября 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
24 сентября 2003 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2004 года Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 186-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2004 года Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 186-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Абзац шестой предыдущей редакции считается абзацем седьмым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

Абзацы седьмой - девятый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами восьмым - десятым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Абзац десятый предыдущей редакции считается абзацем одиннадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

Абзац одиннадцатый предыдущей редакции считается абзацем двенадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

межселенная территория - территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений;

Абзацы двенадцатый - четырнадцатый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами тринадцатым - пятнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Абзац пятнадцатый предыдущей редакции считается абзацем шестнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

Абзацы шестнадцатый - двадцать второй предыдущей редакции считаются соответственно абзацами семнадцатым - двадцать третьим настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 октября 2018 года Федеральным законом от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 255-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;

(Абзац дополнительно включен с 4 ноября 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ)

правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;

муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Абзац двадцать третий предыдущей редакции считается абзацем двадцать четвертым настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ.

Читайте также: