Статья 231 тк рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Комментарий к Статье 231 ТК РФ

При возникновении спорных ситуаций по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев стороны на основании комментируемой статьи вправе обратиться за официальными разъяснениями в государственную инспекцию труда.

Другой комментарий к Ст. 231 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья предусматривает как судебный, так и досудебный порядок разрешения разногласий, связанных с несчастными случаями. Установлен исчерпывающий перечень органов, которым предоставлено право досудебного рассмотрения разногласий, связанных с расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве. Речь идет об органах федеральной инспекции труда. Решения государственного инспектора труда по названным вопросам могут быть обжалованы руководителю соответствующей государственной инспекции труда, в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России или главному государственному инспектору труда РФ.

Обжалование решений государственного инспектора труда не освобождает работодателя и его представителей от обязанности их исполнения.

2. В случае непризнания работодателем несчастного случая или случая профессионального заболевания, при его отказе в проведении их расследования и составления соответствующего акта, а также в связи с жалобами пострадавшего или его доверенного лица расследование проводится государственным инспектором по охране труда самостоятельно или с привлечением профсоюзной инспекции труда, а при необходимости - органов государственного надзора.

3. Обжалование решений государственного инспектора по охране труда производится в суде общей юрисдикции по месту расположения инспекции труда, в которой работает инспектор. Суд или руководитель инспекции труда могут приостановить решение инспектора труда до момента разрешения жалобы по существу.

4. В случае разногласий, возникших в ходе расследования несчастного случая между членами комиссии, решение принимается большинством голосов членов комиссии (п. 24 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях). Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования. По завершении расследования несчастного случая особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании. С учетом всех материалов расследования данные руководители принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, определенном ст. 231 ТК РФ.

5. Выводы комиссии по расследованию несчастного случая могут быть обжалованы в федеральную инспекцию труда и (или) суд различными заинтересованными лицами и органами, которые определены ст. 229 ТК РФ и имеют непосредственное отношение к пострадавшему (родственники, доверенные лица) или к процедурам расследования (объединения профессиональных союзов, федеральные и муниципальные органы исполнительной власти, органы федерального горного и промышленного надзора, надзора по ядерной и радиационной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора, фонда социального страхования).

6. Специальный порядок рассмотрения разногласий предусмотрен при расследовании случаев профессионального заболевания. Помимо государственной инспекции труда и суда, такие разногласия рассматриваются органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, Центром профессиональной патологии Минздравсоцразвития России, страховщиком.

7. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" представитель страховщика имеет право принимать участие в расследовании страховых случаев (п. 2 ч. 1 ст. 18). Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусматривает, что страховщик имеет право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая. Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является установление обоснованности и правомерности признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при их расследовании в установленном порядке страховым случаем, влекущим возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

При возникновении разногласий между представителем исполнительного органа Фонда социального страхования РФ и страхователем или комиссией, проводившей расследование несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в части признания их страховыми случаями, экспертизу несчастного случая на производстве или профессионального заболевания проводит страховщик в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ. В этом случае экспертиза проводится на основании материалов расследования при взаимодействии с Федеральной инспекцией труда.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Комментарий к ст. 231 TК РФ

Разногласия, возникшие в ходе расследования, оформления и учета несчастных случаев, рассматриваются соответствующими органами Федеральной службы по труду и занятости, находящейся в ведении Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 353 ТК), или судом.

Судебная практика по статье 231 TК РФ

При таких обстоятельствах нельзя согласиться, что несчастный случай с Шамхаловой Б.Т. произошел при исполнение трудовых обязанностей, поэтому в соответствии со ст. 231 Трудового кодекса РФ акт формы Н-1, составленный 03.10.2003, следует признать недействительным.
Представитель ответчика исковые требования признал.

69. 20 июня 2001 г. транспортный прокурор Балтийского района установил, что приказ нарушал гарантии свободного доступа профсоюзных лидеров на рабочие места членов профсоюза, содержавшиеся в статье 231 Трудового кодекса и в пункте 5 статьи 11 закона о профессиональных союзах, и предписал управляющему директору морского порта устранить нарушение.

Основанием для вынесения в отношении ООО "Энергоподряд" постановления о назначении административного наказания послужил тот факт, что общество в нарушение требований статей 229.3 и 231 Трудового кодекса Российской Федерации 7 ноября 2011 г. отменило акт N 1 о несчастном случае на производстве от 1 августа 2011 г., провело повторное расследование несчастного случая на производстве, имевшего место 4 октября 2010 г. с участием С. Данное расследование завершилось 7 ноября 2011 г. принятием нового акта.

Согласно статье 231 Трудового кодекса Российской Федерации разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, разногласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.

Кроме этого, суд первой инстанции отметил, что составление ООО "Творец" акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 также не свидетельствует о вине работодателя в причинении вреда жизни и здоровью его работника, поскольку согласно положениям статей 227 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации по всем несчастным случаям на производстве, имевшим место при исполнении работниками их трудовых обязанностей, даже если в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника, составляется акт по указанной форме.

Вопросы расследования несчастных случаев на производстве определены положениями статей 227 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расследованию и учету в соответствии с главой 36 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Рассмотрев поступившее заявление, Государственная инспекция труда направила заявителю ответ от 6 марта 2019 года, в котором изложила обстоятельства несчастного случая и его дополнительного расследования, и, сославшись на положения статьи 231 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснила, что в случае разногласий по вопросам расследования и оформления несчастного случая, несогласия с содержанием акта о несчастном случае Осипов Г.Г. имеет право обратиться в суд.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Комментарии к ст. 231 ТК РФ

1. Решения государственного инспектора по охране труда по вопросам рассмотрения разногласий результатов расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, руководителям государственной инспекции труда по соответствующей территории, главному государственному инспектору РФ по охране труда и (или) в судебном порядке.

2. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утв. Положение о Федеральной службе по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.

Центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости расположен в г. Москве, Биржевая пл., д. 1/2; Газетный пер., д. 3, стр. 1 и д. 5, стр. 1 и 2.

3. На основании комментируемой статьи работник может обратиться в органы государственной инспекции труда или суд по вопросам:

расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве;

непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая;

отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта;

несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта.

4. В соответствии со ст. 23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда РФ; главный государственный инспектор РФ по охране труда; руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

5. Методические рекомендации по организации работы по приему граждан в органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов РФ даны в приложении к Постановлению Минтруда России от 16 января 2002 г. N 3.

Читайте также: