Статуя зевса в олимпии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Статуя Зевса в Олимпии - третье из семи Чудес Света и первое чудо из списка именно Греческое. Статуя Зевса создавалась специально для нового построенного Храма Зевса в Олимпии. Два других Чуда Света, занимающие в списке лидирующие позиции, позиционируют Пирамиду Хеопса и Висячие сады Семирамиды. Они относятся к Восточной Азии (Египет и Вавилон).

Давайте разбираться чем так знаменита легендарная статуя главного древнегреческого бога.

В каких источниках описана Статуя Зевса в Олимпии?

Сохранились многочисленные упоминания статуи Зевса в Олимпии в книгах древнегреческих, римских, византийских писателей; изображения на монетах, как целиком статуи Зевса Олимпийского, так и его головы; копии статуй, созданных на основе статуи Зевса.

Статуя Юпитера в Эрмитаже, Санкт-Петербург (конец I века н.э.). Считается наиболее приближенной копией статуи Зевса в Олимпии.

Статуя Юпитера в Эрмитаже, Санкт-Петербург (конец I века н.э.). Считается наиболее приближенной копией статуи Зевса в Олимпии.

Кто автор статуи Зевса в Олимпии?

Автор статуи Зевса в Олимпии - древнегреческий архитектор и скульптор Фидий. Фигура автора не менее легендарна, чем сама статуя. Он считается основоположником европейского искусства. В честь Фидия в алгебре обозначается прописной греческой буквой Ф (фи) Золотое Сечение (золотая пропорция).

Фидий - один из немногих мастеров, который создавал скульптуры в 3-х техниках:

  • скульптура из слоновой кости и золота (Хрисоэлефантинная скульптура). На деревянный каркас нанизывались листы из слоновой кости (лицо, руки, части тела) и золота (волосы, борода, одежда и декорирование). Работа Фидия: 13-метровая статуя Афины Парфенос, 447-438 до н.э;
  • скульптура по камню - высечение из мрамора (Работы Фидия в Афинском Акрополе);
  • скульптура по бронзе - отливка из бронзы (Работа Фидия: Бронзовая статуя Афины-воительницы, Афины Промахос, около 460 до н.э.).

Ученые предполагают, что статуя Зевса в Олимпии является последней работой Фидия. Выполнена статуя Зевса в хрисоэлефантинной технике.

Когда была создана Статуя Зевса в Олимпии?

Для создания статуи Зевса Фидий велел построить в 80 метрах от Храма Зевса в Олимпии мастерскую, в которой создал копию статуи и примерял изначально на неё все детали, после чего переносил на оригинал.

При раскопках в Олимпии в 1954 - 1958 годах была найдена мастерская, а в ней обнаружены кусочки слоновой кости, частицы золота и драгоценных камней, формы для отлива различных предметов.

Впервые статую Зевса в Храме Зевса в Олимпии жители увидели в 435 году до н.э .

Последнее упоминание о статуе Зевса относится к 363 году новой эры.

Как выглядела Статуя Зевса в Олимпии?

Зевс восседал на троне. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей (как у Олимпийских победителей). В правой руке он держал богиню победы Нику, а в левой руке — скипетр, на вершине которого сидел орёл. Плащ Зевса был выполнен из золота и скульптору удалось передать не только драпировку, но и фактуру ткани, а также вышивку, которая была украшена изображениями животных, цветов и звёзд. Ноги Зевса опирались на скамейку, богато украшенную сюжетами битвы афинян с амазонками. Ножки скамейки были выполнены в виде золотых львов.

Трон был изготовлен из черного дерева и щедро украшен золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. У каждой ножки трона были изображены танцующие Ники, а на перекладинах между ножками транслировались сцены битвы отряда Геракла с амазонками и прорисовывались 8 основных спортивных соревнований в Олимпийских играх. Кругом демонстрировались символы победы!

Над головой Зевса на спинке трона с каждой стороны были изображения его дочерей:
- 3 дочери Хариты - богини прелести, красоты и веселья (Аглая - Сияющая, Евфросина - Радующая сердце, Талия - Цветущая);
- 3 дочери Горы - богини времен года (Анатоле - богиня весны, Талло - богиня лета, Карпо - богиня осени).

Росписью трона занимался родственник Фидия художник Паненом. Ещё одним из учеников Фидия, который упоминается в документах, был художник и мастер резьбы по дереву Колот. Спинка трона украшена резьбой по дереву и живописными изображениями с яркими красками.

Трон возвышался на внушительном пьедестале, облицованном темным элевсинским камнем. В итоге вся конструкция по подсчетам ученых составляла от 15 до 17 метров.

Очевидцы отмечали несоразмерность статуи и храма. Как будто храм мал для Зевса, и если он встанет с трона, то пробьет крышу.

Что случилось со статуей Зевса в Олимпии?

У историков есть два варианта ответа на вопрос о судьбе статуи Зевса. Они основываются на трудах византийского историка Георгия Кедрина, который в XI веке записал местное предание. Оба варианта сводятся к огню, что не удивительно, ведь каркас статуи - деревянный.

1 ) В 426 году нашей эры Феодосий II издал указ о борьбе с язычеством во всех видах и проявлениях. Считается, что в 426 году нашей эры статуя Зевса в Олимпии сгорела.

2 ) Статую Зевса увезли в Константинополь, где она была утрачена в результате пожара в 476 году нашей эры.

Статуя Зевса в Олимпии, как третье Чудо Света, просуществовала почти тысячу лет.

Если Вам было интересно, то подписывайтесь на канал и оцените статью: поставьте лайк 👍 и поделитесь с друзьями в соцсетях . Спасибо!



Традиция проводить Олимпийские игры пришла в современность из Древней Греции. Организация данных состязаний была посвящена верховному богу Зевсу. Однако, даже несмотря на это обстоятельство, во всей Древней Элладе не было построено ни одно храма, посвященного этому божеству. В 5 столетии до нашей эры данная несправедливость оказалась устранена, и греки увидели возведенный архитектором Либоном грандиозный монументальный храм, построенный в городе Олимпия. Равного ему строения не было на всей территории Древней Греции. Здание имело 27 метров в ширину и 64 метра в длину. Его массивную крышу держали 34 колонны, вырезанные из песчаника. Однако храм – это только полдела. В нем решено было установить статую Зевса, которая после своего создания стала носить статус второго чуда света античного мира.

Для работы над созданием статуи из греческой столицы в Олимпию, по приглашению прибыл уже известный тогда скульптор и архитектор по имени Фидий. Перед ним стоял архисложная задача создать такую статую Зевса, какой еще не видел глаз человека. И, забегая вперед, стоит сказать, что у него это получилось.

С целью изготовления своего самого главного творения в жизни Фидий потребовал выстроить рядом с храмом огромную мастерскую, размеры которой полностью соответствовали размерам храма. Работа над шедевром заняла у мастера 10 лет. Презентация статуи прошла в 435 году до нашей эры. Когда готовая работа Фидия предстала перед собравшимися ее увидеть людьми, то толпа ахнула.

Фигура верховного древнегреческого бога восседала на троне, изготовленном с применением черного дерева, золота и слоновой кости. Ножки трона украшали изображения богини Ники, кружащейся в танце. Перемычки, соединяющие ножки трона расписаны сюжетами из спортивных состязаний и батальными сценами. Трон располагался на пьедестале, имеющем в ширину 6,5 метров и в длину 9,5 метров.

Архитектор распорядился обустроить у ног статуи Зевса бассейн. Его заполнили водой, а сверху налили слой масла оливы. Отражавшийся от масляной поверхности воды свет окутывал налетом таинства лицо и плечи скульптуры. Каждый день фигуру Зевса натирали оливковым маслом для избегания образования трещин на элементах, выполненных из слоновой кости.

Участь статуи Зевса оказалась незавидной. Это уникальное творение человеческих рук, к сожалению, не дошло до наших дней. На протяжении 9 столетий статуя Громовержца была украшением храма в Олимпии. Но после прихода к власти в Риме императора Феодосия I , исповедовавшего христианскую веру, храм в 3 столетии нашей эры закрыли. Мародеры тут же начали демонтировать со статуи все драгоценные камни, золото и другие представляющие ценности элементы декора. Для сохранности статуи Зевса было принято решение о перевозке её в 363 году в Константинополь, где уже в 5 веке творение Фидия сгинуло в огне пожара.

воссоздание статуи Зевса Олимпийского

реконструкция интерьера Храма Зевса и статуи Зевса

Статуя Зевса Олимпийского – огромная сидящая фигура древнегреческого бога Зевса. Высота статуи составляла 13 метров, а создателем ее являлся греческий скульптор Фидий. Создана она была в 435 году до нашей эры в специальной целле около величественного Храма Зевса в греческом городке Олимпия (в 150 километрах от Афин).
Скульптура с основанием из дерева, покрытая элементами из слоновой кости и золотыми пластинами, представляла бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном эбеновым деревом, слоновой костью, золотом и ценными камнями.

Статуя Зевса – одно из Семи Чудес античности – была полностью разрушена в пятом веке нашей эры. О существовании и внешнем виде известно только из описаний древнегреческих писателей и изображений на монетах. Уникальность исчезнувшей статуи заключалась в том, что она была единственным Чудом Света, которое находилось на территории континентальной Европы.

История создания

Описание

статуя Зевса Олимпийского вид вблизи

Скульптура Зевса была хрисоэлефантинной – таким термином обозначают скульптуры на деревянном каркасе, оформленные пластинами из слоновой кости и золота.
В скульптуре бог-громовержец предстал обнаженным до пояса, его голову венчал скульптурный венок из оливковых ветвей, а ноги были покрыты позолоченной накидкой из стекла, на котором были выгравированы изображения животных и растений – лилий. В правой руке Зевс держал небольшую хрисоэлефантинную статую Ники (греческой богини победы). В правой руке громовержца был скипетр из металлических пластин, на котором высился орел.

Трон был украшен рисованными фигурами и коваными изображениями, а также декорирован золотом, ценными камнями, черным деревом и слоновой костью.
Ноги статуи Зевса в золотых сандалиях стояли на скамье, украшенной рельефной амазономахией – изображением борьбы древнегреческих героев с воинственным племенем женщин – амазонками. Скамью поддерживали два рельефных льва.
Пьедестал, на котором стояла статуя, имел огромные размеры – 9,5 х 6,5 метров. Для его создания и оформления использовалось черное дерево, драгоценные камни и золото.

Громадную статую постоянно поливали оливковым маслом.

воссоздание статуи Зевса Олимпийского

Делалось это для того, чтобы защитить элементы из слоновой кости от порчи (влага негативно сказывается на характеристиках материала) и сохранить первоначальный внешний вид материала. Чтобы масло не растекалось, пол в передней части статуи был вымощен черной плиткой, оформленной мраморным бортиком. Резервуар не только препятствовал растеканию масла, но и выполнял функцию отражающего бассейна, благодаря которому статуя выглядела еще более массивной.

Размеры статуи поражали всех, кто видел ее. Правая ладонь громовержца находилась на уровне высоты колонн первого яруса Храма Зевса, а его голова – на уровне второго яруса.

Оформление статуи

оформление статуи Зевса в Олимпии

Внутри Храма кроме статуи не было больше практически ничего. Благодаря неброскому оформлению интерьера Храма богато украшенная статуя выглядела еще более впечатляюще. Автор статуи Зевса Фидий тщательно отбирал материалы и сюжеты для оформления всей скульптурной композиции.
От глаз посетителей статуя была закрыта невероятных размеров занавесом из шерсти, который был окрашен финикийским пурпуром. Интересно, что занавес не поднимался и не раздвигался, как это было принято, а опускался вниз на веревках, открывая фигуру Зевса взору посетителей сверху вниз.

Открытие статуи

Разрушение статуи

руины Храма Зевса в Олимпии

В 170 году до нашей эры статуя была серьезно повреждена вследствие землетрясения, но восстановлена и отреставрирована. Некоторые золотые части статуи были украдены в разное время.

Согласно историческим сведениям, статуя Зевса в Олимпии могла быть уничтожена еще в первом веке нашей эры по приказу римского императора Калигулы. Он приказал доставить все известные и выдающиеся по своим характеристикам статуи из Греции, обезглавить их и установить на их плечи изображение его собственной головы. Но в исполнение приказ так и не был приведен, попытки перевезти статую оказались тщетными, согласно легенде, провал перевозчиков сопровождался громким смехом, доносившимся изнутри статуи. Вскоре после этой попытки Калигула был убит.
В 391 году нашей эры римский император Флавий Феодосий запретил участие в любых языческих культовых обрядах и приказал закрыть все языческие храмы – греки приняли христианство. Храм Зевса в Олимпии пришел в запустение. Обстоятельства разрушения самой статуи доподлинно неизвестны. Предположительно, статуя была уничтожена в пятом веке нашей эры.

Согласно одним сведениям, разрушение случилось в 425 году, статуя сгорела вместе с Храмом. Согласно другим, она была перевезена в Константинополь коллекционером Лавзом, где была разрушена во время пожара во Дворце Лавза в 475 году.

Результаты работы археологов

фрагменты статуи Зевса Олимпийского в Лувре

Первые археологические работы в городе Олимпия проводились учеными из Франции в 1829 году. Археологи определили месторасположение Храма Зевса и нашли фрагменты скульптуры, на которых были запечатлены подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию, и по сегодняшний день они являются экспонатами Лувра.

Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875, группа археологов работала только летом в течение пяти лет. За это время археологам удалось составить карту большинства зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма, и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором содержалось оливковое масло.
Сегодня на месте Храма Зевса находится действующий археологический музей, в котором созданы редчайшие экспонаты из канувшего в лету храма – элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры с фронтонов храма. Содержится в музее и картина, на которой изображена статуя Зевса.

Мастерская Фидия

Современные копии

копия статуи Зевса в Олимпии Эрмитаж


В 1861 году из Италии мраморную копию статуи Зевса привезли в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.


Когда я в детстве читал про Семь чудес света мне было безумно горько от того, что такие великие памятники исчезли практически без следа (кроме разве пирамид). А еще не покидало ощущение какой то фантастичности и инопланетности всех этих творений. Это знаете как в фантастическом фильме: пейзаж планеты, идут дикари и камера показывает огромную статую с мечем например - и ты понимаешь, что эти дикари ну никак не могли построить это громадное сооружение. Точно так я реагировал на иллюстрации Чудес Света.

Давайте вспомним, что нам о них известно? А начнем с Зевса .


Фото 2.

Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.


Фото 3.

Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Строительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл – великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.


Фото 4.

Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.

В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.


Фото 5.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.


Фото 6.

О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.

Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась


Фото 7.

Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.


Фото 9.

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.


Фото 10.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.


Фото 11.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.


Фото 12.

Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.


Фото 13.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.


Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света.

Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.


Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй.

Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".


Фото 17.

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно.

hram_zevsa_v_olimpii_13.jpg

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.

К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и своё время в высоком искусстве.

И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии.


Фото 23.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.

В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).

В выходные – с 8.30 до 15.00.


Фото 24.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.

В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.

На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.


Фото 3.


Фото 4.


Фото 5.


Фото 6.

Читайте также: