Статуя моисея микеланджело кратко

Обновлено: 02.05.2024

Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий.

Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой"… в самом деле видел Бога.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: "Но почему ты не говоришь?”

Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане.

Герман Гримм: “Величие охватывает его (этот образ), самосознание, чувство того, словно в руках его сконцентрировались все небесные силы грома; однако он пытается обуздать свой гнев и ждет, не отважатся ли враги, которых он хочет уничтожить, первыми поднять на него руку. И вот он сидит, готовый к прыжку, с гордо устремленной вверх головой, ухватив пальцами правой руки, прислонившей скрижали, бороду, мощный поток которой струится по груди, ноздри его широко раздулись, а с дрожащих губ, кажется, вот-вот сорвется гневное слово”.


Хит Уилсон пишет: “Внимание его чем-то возбуждено, он готов вскочить, но еще колеблется. Взгляд его, сочетающий в себе негодование и презрение, еще может выражать сострадание”.

Статуя, исполненная в 1513–1516 годы, первоначально предназначалась для гробницы папы Юлия II в соборе св. Петра, задуманной как сложное сооружение, в которое должно было входить более 40 статуй. Наследники папы несколько раз заключали договор со скульптором, принужденным менять и упрощать проект, и, наконец, надгробный памятник был установлен не в соборе, а в церкви Сан Пьетро ин Винколи. Главной фигурой памятника стал библейский пророк Моисей, изображенный со скрижалями завета (законов). Над его лбом в соответствии с традицией – маленькие рожки, обозначающие лучи сияния, исходящего от головы пророка.

Образ могучего старца, пророка и вождя иудейского народа, выведшего его из египетского плена в земли обетованные, аллегорически должен был выражать ту историческую миссию, которую стремился осуществить папа, возглавив борьбу за национальное освобождение и объединение Италии. От фигуры Моисея исходит сверхчеловеческая, грозная сила, напряженный взгляд его глаз, изрытое морщинами лицо, трагически опустившиеся уголки губ выражают страдание и ярость и придают лицу пророка сходство с трагической маской. Созданный скульптором образ сдерживаемого порыва и непоколебимой мощи раскрывается во всей полноте, когда зритель постепенно обходит статую, которая в церкви располагается в неглубокой нише.

"А почему у Моисея рога на голове" - спрашивают меня всегда туристы, глядя на скульптуру Моисея, которую изваял Микеланджело Буонаротти.

Юлий II за свою жизнь сделал много выдающихся вещей: начал строить новую базилику на месте Базилики Константина на Ватиканском холме в Риме, основал Музеи Ватикана, заставил Микеланджело Буонаротти расписать потолок Сикстинской капеллы, принял на службу швейцарцев (они до сих пор охраняют Пап Римских) и многое другое.

Но самое главное, он заказал Микеланджело Буонаротти изваять скульптуры для своей гробницы, которую хотел поместить в алтаре строящийся новой базилики. Скульптор считал этот заказ самым главным в своей жизни. И был очень разочарован его отменой (рачитывал на 40 фигур, а получилось сделать всего 3).

Работы над надгробным памятником начались в 1505 году и тут же почти сразу прекратились, и возобновились только в 1544 году.

Первоначальный проект надгробного памятника 1505 года подразумевал создание более сорока статуй, а последний проект 1545 года состоял из семи скульптур.

Из этих семи только три были созданы самим Микеланджело, и только один, Моисей, действительно был достоин имени своего создателя.

Глядя на скульптуру, можно увидеть Моисея с сильным мускулистым телом, с мрачным взглядом и суровым выражением лица, держащего Скрижали Закона правой рукой. В отличие от всех других изображений Моисея, на этой скульптуре, у Моисея рога на голове.

Почему Микеланджело Буонаротти изваял рога?

В тексте Иероним повествует, что через сорок дней Моисей спустился с горы Синай и вернулся к своему народу с рогами на голове.

Почему он написал, что у него есть рога?

Именно читатель Библии в этом случае должен интерпретировать правильное значение. Конечно же, Моисей спустился с горы в сиянии.

Но Святой Иероним, думал, что только Христос может сиять светом, ошибся в переводе этого термина и решил описать Моисея с двумя рогами на голове.

Хотя Микеланджело знал эпизоды из жизни Моисея, видел картины других художников в Сикстинской капелле с лучами света на голове, но решил придерживаться перевода святого Иеронима и решил вырезать своего Моисея с рогами.

Если присмотреться к правой ноге Моисея, можно увидеть, что спереди есть небольшой вертикальный разрез.

Я, правда, не верю в эту версию и думаю, что у скульптора просто молоток выпал из рук не совсем удачно, и он придумал такое объяснение дефекту скульптуры.

Он подготовил огромный проект гробницы папы Римского Юлия II, который поручил ему создать скульптурный ансамбль для ее украшения. В связи с этим, изначально изображение Моисея

задумывалось как элемент надгробия. Однако с уменьшением количества запланированных статуй, постоянными изменениями проектов, изображение пророка стало центром композиции.

Скульптура бросается в глаза своей высотой. Размер сидячей статуи впечатляет – 235 см. Она подана очень динамично. Моисей изображен сидящей позе, но кажется, что он собирается встать. Он облачен в традиционное античное одеяние. Акцент сделан на массивности головы и необычайно развитой мускулатуре облика.

Крепкие рельефные мышцы рук пророка завораживают и пугают. Фигура также наполнена движением, как и другие скульптуры Микеланджело.

Под правой рукой у него расположены скрижали Завета с десятью заповедями, а левой он перебирает свою кудрявую бороду. Автор превосходно передал эмоциональное состояние Моисея – гнев, ярость на предательство израильтян. Чередование света и текстур поверхности предают образу особый драматизм и энергичность.

В 2001 году была проведена реставрация памятника. К роботе были привлечены самые опытные мастера Италии. Скульптура, как и планировалось автором, до сих пор украшает базилик Святого Петра в Риме. Благодаря ей у церкви огромное количество посетителей. Монументальная статуя до сих пор вызывает огромный ажиотаж у туристов и поклонников творчества гения эпохи Ренессанса – Микеланджело.


В первом десятилетии XVI века Микеланджело Буонарроти приступил к работе над проектом величественного мавзолея, заказанного Папой Римским Юлием II. В отличие от распространенных для того времени пристенных надгробных памятников, монументальное сооружение, задуманное великим творцом, являлось свободностоящим. Это должна была быть крупная скульптурная композиция, состоящая из сорока статуй, каждая из которых по высоте превосходила бы человеческий рост. Однако в связи с отсутствием необходимого финансирования, работа над реализацией этого колоссального проекта, который так и не был реализован в полной мере, затянулась на долгие годы.

Только спустя три десятка лет в 1545 году, уже после смерти Папы Юлия II, двухуровневое надгробие, украшенное всего шестью скульптурами, было установлено в базилике Сан Пьетро ин Винколи.

Гробница Папы Юлия II, Микеланджело Буонаротти

Гробница Папы Юлия II. Микеланджело Буонаротти

Композиционным центром всего надгробия является монументальная фигура, изображающая Моисея, восседающего в несколько напряженной позе. Его мощное мускулистое тело, суровый взгляд, полный решительности и волеизъявления, демонстрируют героизм и нечеловеческую силу библейского персонажа, призыв и готовность к действию. Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II. Микеланджело верил, что понтифик освободит Италию от захватчиков, как когда-то Моисей освободил свой народ от египетской неволи.

Над скульптурой Моисея Микеланджело работал несколько лет, тщательно продумывая каждую ее деталь: поза героя, поворот головы, движение рук и даже взгляд, задающий настроение всему образу. Рассматривая это гениальное произведение, не сложно заметить, что вождь и освободитель еврейского народа, основатель иудейской религии, Моисей, ключевая фигура Ветхого Завета, почитаемая приверженцами трех религий, изображен рогатым… Почему? Ведь рога, как известно, считаются непременным атрибутом нечисти и символом супружеской измены. Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде.

моисей микеланджело , скульптуры рима

Моисей. Микеланджело Буонаротти © Luca Casartelli

В разных странах можно встретить множество собратьев известного пророка, наделенных таким же атрибутом. Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением. Любой мастер, будь то художник или скульптур, работая над образом своего героя, основывается на какие либо источники, описывающие его поведение, характер и внешность, а полученные знания интерпретирует по-своему. Поскольку Моисей является библейским персонажем, то для Микеланджело, как и для многих других европейских мастеров, источником получения такой информации была Библия, а точней ее латинский перевод, автором которого стал блаженный Иероним.

В стихах о великом пророке написано:

Таким образом, простая лингвистическая ошибка наградила прославленного вождя и освободителя малоприятным атрибутом.

моисей микеланджело

Моисей говорит со своим народом © К. Мосли (офорт)

Если рассматривать древние изображения Богов, то можно заметить, что некоторые из них являются обладателями самых настоящих рогов. Это напрашивается на вывод, что сами по себе рога в религии древнего мира, имели особое значение, символизировали всеобъемлющую власть, силу, мудрость и могли присутствовать исключительно в образе божеств. Как, например, в христианстве нимб обозначает святость. Практически на всех древнеегипетских изображениях можно увидеть рогатых персонажей, поэтому ничего удивительного или сверхъестественного здесь нет.

древние боги

Рога в изображениях древних божеств

В заключении хотелось бы добавить, что существует еще много разных версий относительно того, почему у Моисея есть рога, среди которых наиболее реальной кажется просто аномальное строение черепа.

Читайте также: