Позднее творчество толстого кратко

Обновлено: 16.05.2024

Если бы можно было писать, как Толстой,
и заставить весь мир прислушаться!
Т. Драйзер
К концу 70-х – началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений начинает оказывать пре имущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями,

Отсюда повышенный интерес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительности, необычная социальная острота изображения глубинных процессов жизни и психологии личности, стремление в немногом (в небольших по объему произведениях) сказать о многом.
Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени стомиллионного русского крестьянства и подвергал беспощадной критике собственность, государство, мораль эксплуататорского общества. “Всем существом” своим он понял, что в “преступлении, уже не один раз совершенном, но постоянно совершающемся”,

виноваты “те, которые живут во дворцах и ездят в каретах”, и что теперь в отношении к ним он находится “не в положении заблуждающегося или отклоняющегося”, а “в положении обличителя”.
В то же время со свойственной патриархальному крестьянину слабостью Толстой обращается к Богу и со ссылками на него убеждает господ отказаться от своих привилегий. Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в очередной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, пропитавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые призывы “проникнуться истиной Христа” и “самоусовершенствоваться” проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода (“Исповедь”, “В чем моя вера”, “Так что же нам делать?”, “Смерть Ивана Ильича”, “Крейцерова соната”, “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”).
С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых классов. Критика общественных обманов реализуется в этих произведениях с помощью психологического самораскрытия героя. Это, по выражению Р. Роллана, истинные “драмы души”, в которых личное раскаяние вершит суд над всем окружающим.

Он описывает условия, в которых совершалось падение героя, распутывает цепь преступлений, приведших Позднышева к душевной катастрофе.
Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Лучшие устремления Толстого идут в них не от религии, а от жизни. Проповедь Толстым новой веры, очищенной религии, соединенной в его публицистических и художественных произведениях с критикой казенной церкви, суда, правительственных насилий, воспринималась в официальных кругах как “пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма”. Высказывалось мнение о необходимости заточения Толстого в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа “Воскресение”.

БЛОК

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы! Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

Тематический диапазон лирики широк - от самых интимных движений души, от таинства юношеской любви до философских обобщений и исторического пути народа.

Лирический герой показан в развитии

Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта в писательских кругах. Среди стихов "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна".
Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. Он одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл "Итальянские стихи", весной 1914 года - цикл "Кармен". В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

Тема поэта и поэзии. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. стихотворения “Друзьям” и “Поэты. “К Музе” творчество - не награда, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). В ней отразились как реальные события, так и взгляды поэта на историю, сущность цивилизации и культуру.

Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый, только что родившийся:
Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни.

А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие разрушители, убийцы?

БЛОК

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы! Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

Тематический диапазон лирики широк - от самых интимных движений души, от таинства юношеской любви до философских обобщений и исторического пути народа.

Лирический герой показан в развитии

Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта в писательских кругах. Среди стихов "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна".
Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. Он одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл "Итальянские стихи", весной 1914 года - цикл "Кармен". В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

Тема поэта и поэзии. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. стихотворения “Друзьям” и “Поэты. “К Музе” творчество - не награда, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). В ней отразились как реальные события, так и взгляды поэта на историю, сущность цивилизации и культуру.

Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый, только что родившийся:
Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни.

А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие разрушители, убийцы?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Идеи Толстого в поздний период творчества напоминают социалистическое учение. Но, в отличие от социалистов, Толстой был убежденным противником революции. Путь к человеческому счастью он видел не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека.



Е. Лансере. Л. Пастернак. Иллюстрация



Тема 2.18 Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова

В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.

В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

А.П. Чехов известен как мастер малой формы. В собрании его сочинений нет ни одного романа, только рассказы и повести, причем объем большинства рассказов не превышает нескольких страниц. В то же время произведения Чехова можно назвать энциклопедией русской жизни конца XIX века. Темы его рассказов и повестей неисчерпаемы, а в образах-персонажах воплощены типические черты всех социальных групп тогдашней России. Как же удалось писателю в малую форму вложить такое богатое идейное содержание, для выражения которого другому писателю понадобились бы многотомные романы? Этому способствовало новаторство его художественных приемов, одним из которых было использование меткой и выразительной художественной детали.


Последний период жизни Толстого — это время окончательной переоценки ценностей, конфликтов с окружением. Выясним, в чем особенность его творчества того времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Поговорим о позднем Толстом и начнем с того, какие темы и сюжеты берет писатель, от чего отказывается и чем очень раздражает читателей.

🏠 С 1882 по 1901 Толстой жил в основном в Москве (ради образования детей), и его дом стал одним из культурных центров, где встречались писатели, художники, ученые.











Лев Толстой глазами художника Ильи Репина.

1 — Илья Репин. Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

2 — Илья Репин. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне.1887.

3 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.1887.

4 — Илья Репин. Портрет Л. Н. Толстого.1891

5 — Илья Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891.

6 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891.

7 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в кабинете под сводами. 1891.

8 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой за работой в кабинете хамовнического дома в Москве. 1893.

9 — Илья Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901.

10 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в розовом кресле. 1909.

👫 В сюжете романа противопоставлены настоящее и прошедшее и истории двух героев, Нехлюдова и Катюши Масловой.

➖ В прошлом — короткая любовная история и долгая история падения.
➖ В настоящем — несправедливый суд и внутренний суд над собой, медленное движение к истине.

✍️ Толстой повторяет свою излюбленную технику — остранение, взгляд со стороны, который открывает подлинную страшную природу всего, что считается нормальным.

⛓ Теперь у Толстого нет чистых картин природы, которая выше и больше человека: никто, кроме повествователя, не смотрит на небо и деревья, и сразу же после короткой зарисовки городской весны мы попадаем в тюрьму.

«Утром и днем тяжелый сон после оргии ночи. В третьем, четвертом часу усталое вставанье с грязной постели, зельтерская вода с перепоя, кофе, ленивое шлянье по комнатам в пеньюарах, кофтах, халатах, смотренье из-за занавесок в окна, вялые перебранки друг с другом; потом обмывание, обмазывание, душение тела, волос, примериванье платьев, споры из-за них с хозяйкой, рассматриванье себя в зеркало, подкрашивание лица, бровей, сладкая, жирная пища; потом одеванье в яркое шелковое обнажающее тело платье; потом выход в разукрашенную, ярко освещенную залу, приезд гостей, музыка, танцы, конфеты, вино, куренье и прелюбодеяния с молодыми, средними, полудетьми и разрушающимися стариками, холостыми, женатыми, купцами, приказчиками, армянами, евреями, татарами, богатыми, бедными, здоровыми, больными, пьяными, трезвыми, грубыми, нежными, военными, штатскими, студентами, гимназистами — всех возможных сословий, возрастов и характеров.

⚪️ В этом состоянии у Толстого находится весь мир — нет настоящего движения, нет личностей, только бессмысленный цикл.

✍️ Толстой пишет о богоискательстве так же, как обо всех вариантах внутреннего развития героев. Нехлюдов проходит классическую религиозную инициацию — через раскаяние, отвращение к себе, очищение, чтение священного текста. А голос повествователя все время обращает наше внимание на пропасть между смыслом христианской веры (как ее понимает сам Толстой) и религиозной практикой.

📜 Театральности ритуала противопоставлен личный внутренний опыт Нехлюдова в самом конце романа. Он решает перечитать Евангелие от Матфея, и Толстой прямо превращает текст романа в комментарий к тексту Писания. Только вместо традиционных объяснений символических подтекстов, параллелей, богословских рассуждений Нехлюдов впервые просто читает сам текст:

📍 Простота и ясность — лейтмотивы позднего Толстого. В последней сцене романа можно видеть руководство к действию, с которого начинается толстовство как общественное движение — но это одновременно и эстетический манифест.

👀 Роман на наших глазах превращается в притчу, и все творчество Толстого в это время стремится вернуть литературу к более древним и, с его точки зрения, более чистым и понятным формам.

Читайте также: