Статус свободы в римском праве кратко

Обновлено: 05.07.2024

По римскому праву все люди делились на людей обладавших статусом свободы, и по этой причине способных быть субъектами прав и обязанностей, и на рабов, которые признавались объектами прав. В классическом римском праве за рабами признаются человеческие качества, поэтому власть господина над рабом подвергается некоторым ограничениям. Устанавливаются запреты при отчуждении рабов разлучать близких родственников и сожительствующих мужчин и женщин (D.21.1.35), наказания за неоправданное убийство собственных рабов и жестокое обращение с ними. 9 Однако качество лица в области гражданского права за рабами не признавалось. В то же время за рабом признавалась дееспособность, то есть способность совершать действия, порождающие юридические последствия. Прежде всего уже в архаическом римском праве за рабами была признана деликтоспособность – способность причинять юридически значимый вред третьим лицам. Факт причинения вреда рабом порождал для его хозяина особую ноксальную ответственность. Согласно нормам о ноксальной ответственности за деликт раба отвечает его господин, который может либо выдать самого раба потерпевшему, либо возместить нанесенный им ущерб. При смене собственника раба обязательство по возмещению причиненного рабом вреда переходит на нового собственника. Впрочем, такой же порядок действовал и при причинении вреда домашним животным, так что в этом смысле раб ничем не отличался от животного. Однако, в случае освобождения раба он сам становился должником по обязательству возместить причиненный им вред.

За рабами была признана и способность совершать юридические акты, порождающие правовые последствия для их хозяев. Изначально действовал принцип, что приобретения рабов принадлежат господину, но раб не может ухудшать положение господина, отчуждая его имущество, или возлагая на него обязательство. Таким образом, раб мог принять наследство или дар, собственником которых в таком случае становился господин раба. Однако, раб не мог подарить вещь, принадлежавшую господину, или заключить договор купли-продажи, возлагающий на господина обязанность заплатить за купленную вещь. Договор с рабом не создавали и обязательств для третьих лиц.

С течением времени такое положение стало неудобным прежде всего для самих рабовладельцев. Развитие экономической жизни, сопровождавшее превращение Рима из маленькой крестьянской общины в огромное государство, включавшее в себя территорию уже не только Италии, но всех стран Средиземноморского бассейна, привело к тому, что в руках римского рабовладельца могло быть сосредоточено большое количество различного имущества (поместий, торговых предприятий и кораблей, доходных домов и мастерских, где трудились ремесленники -рабы). Управлять лично всеми этими имущественными комплексами для одного человека было невозможно, особенно если они были территориально удалены друг от друга. Для этих целей требовалось использовать рабов, к тому же зачастую обладавших соответствующими навыками и профессиональными знаниями. Однако, принцип, согласно которому раб не мог обязать ни себя, ни господина приводил к тому, что рабы, действуя в роли управляющих предоставленного им господами имущества, все равно не могли вступать в юридические отношения с третьими лицами. Стремясь модернизировать право для приспособления его к реалиям экономической жизни, римская юриспруденция сначала выработала принцип, согласно которому раб может возлагать на себя и своих контрагентов натуральные обязательства, по которым он может расплатиться или принять платеж после своего освобождения.

Следующим шагом стала выработка преторским правом нескольких конструкций, в рамках которых признавалась ответственность господина по договорам, заключаемым его рабом без его ведома. В преторском эдикте были перечислены случаи, когда претор гарантировал, что он примет к рассмотрению иск против господина раба, заключившего с истцом договор, нарушение которого послужило основанием для обращения в суд. Такие иски при систематизации римского права средневековыми глоссаторами получили название “иски с дополнительным назначением” (actiones adjecticiae qualitatis). Они могли быть предъявлены в следующих случаях:

1. Предоставление рабу пекулия (peculium). 10 Названием peculium обозначалось имущество, полученное рабом или подвластным членом семьи (persona alieni juris) в управление. Это древний институт, появившийся еще до Законов XII таблиц. Согласно выводам польского исследователя И.Зебера, этимология слова peculium позволяет заключить, что вначале объектом пекулия было определённое число голов скота, переданное в распоряжение раба-пастуха. 11 Такая ситуация была описана в дошедших до нас произведениях римского комедиографа Плавта, отражающих реалии архаического периода римской истории. Все отношения, связанные с пекулием, решались тогда по обычному праву. Конечно, в то время с точки зрения объективного права учреждение пекулия ничего не значило, поскольку отношения раба и господина не касались никого за пределами семьи (familia).

Но ситуация изменилась после карфагенских войн, когда патриархальная экономика стала превращаться в рыночную. С одной стороны, самостоятельность раба в управлении пекулием создавала соблазн для третьих лиц вступать с ним в юридические отношения. С другой стороны, в этом была объективная жизненная потребность, поскольку теперь объектом пекулия становились вещи значительные и разнообразные, а не только скот. Хотя в Дигестах говорится, что: пекулий понимается как небольшие деньги либо небольшое имущество 12 , однако там же в другом месте мы читаем: в состав пекулия могут входить все вещи – и движимые, и земля, также раб может иметь в составе пекулия помощников раба и пекулий этих помощников, сверх того, и обязательства должника 13 . Согласно примечательному наблюдению И.Зебера, если в Дигестах, среди немногочисленных сведений, относящихся к пекулию, упомянуты два раза земля и здание, это означает, что такие случаи не были исключением 14 . Кроме того, мы имеем в Дигестах упоминания о предоставлении в качестве пекулия торговой лавки 15 и о вложении имущества пекулия в торговое предприятие 16 .

Постепенное возрастание экономической важности пекулия как обособленного имущественного комплекса вызвало необходимость правового регулирования новых отношений. По этой причине в первой половине I-го века до н.э. был создан преторский эдикт, которым пекулий был преобразован из института социальной практики в институт юридический. 17 Учредительным актом для пекулия был так называемый permissus domini, который означал специальный акт предоставления части имущества господина в пекулий, и также разрешение рабу действовать в качестве управляющего пекулием для его приумножения.

В пределах пекулия, после осуществления акта permissus domini, раб был полновластным хозяином, поскольку согласие господина на все акты раба, управляющего пекулием, предполагалось. Впрочем, господин мог ограничить распорядительную власть раба над пекулием лишь определенными видами деятельности или определенными видами сделок. Затем, раб мог даже учреждать другие пекулии, как аффилированные структуры своего пекулия. Для руководства этими пекулиями он назначал рабов из своего пекулия. Руководители таких пекулиев также были самостоятельными распорядителями и назывались викарии (vicarii). 18 Другим необходимым для существования пекулия элементом был отдельный учёт его имущества, который должен был быть отражён в финансовой документации домовладыки (приходно-расходной книге). 19 Кроме того, все отношения между патримонием домовладыки (то есть его имуществом, не включенным в состав пекулия), и пекулием, им учреждённым, также принимались во внимание объективным правом, как юридически значимые. mashtest3В частности, в случае обращения кредиторами взыскания на имущество, входящее в состав пекулия, ему подлежало только имущество, оставшееся за вычетом всех долгов домовладыке, то есть его личной собственности, не вложенной в пекулий. 20 Таким образом, взаимные обязательства наделенного пекулием раба и его хозяина хотя и не считались цивильными обязательствами, однако имели юридическое значение. Исключением в этом смысле являлась ситуация, когда капитал пекулия был вложен в торговое предприятие. mashtest1В таком случае при несостоятельности (банкротстве) являющегося частью пекулия торгового предприятия господин мог лишь наравне с другими кредиторами раба получить удовлетворение из стоимости имущества этого предприятия на основе принципа пропорциональности взыскания. Это означало, что и господин, и кредитор получали удовлетворение своих требований в пропорции соотношения стоимости имущества, входящего в состав данного торгового предприятия, и их долговых требований к нему. Например, при стоимости наличного имущества 30 денариев, и наличии двух посторонних кредиторов, каждому из которых раб в связи с деятельностью данного предприятия задолжал по 15 денариев, а также долга господину в размере 15 денариев, и господин и оба кредитора должны получить по 10 денариев каждый, и господин не может вычесть долг в свою пользу в размере 15 денариев, предоставив двум другим кредиторам удовлетвориться разделом остатка (как было бы, если бы речь шла об обычном пекулии, а не о торговом предприятии). Для этого кредитор должен был предъявить против господина раба не “иск о пекулии” (actio de peculio), а особый “иск о разделе” (actio tributoria). 21

Однако, предъявление “иска о пекулии” часто было выгоднее даже в отношении торгового предприятия, поскольку такой иск, во исключение из общего правила о невозможности многократного предъявления иска, имеющего тождественные предмет и основания требования, мог быть предъявлен вторично тем же истцом в том случае, если удовлетворение по ранее предъявленному иску было получено не в полном объеме. 22 Кроме того, по “иску о разделе” (actio tributoria) взыскание могло быть обращено только на входящее в состав пекулия торговое предприятие, 23 однако общая стоимость пекулия могла быть гораздо больше. 24 mashtest5Кроме того, при предъявлении “иска о разделе” (actio tributoria) кредитор мог требовать раздела лишь стоимости имущества того торгового предприятия, в связи с деятельностью которого возник долг в его пользу. Таким образом, если в составе пекулия были два разных предприятия, то разделу подлежала лишь стоимость одного из них, в связи с деятельностью которого возникло обязательство в пользу данного кредитора. 25 Вдобавок, после удовлетворения “иска о разделе” (actio tributoria) на получившего удовлетворение своих требований кредитора возлагалась обязанность провести пропорциональное перераспределение полученного им в пользу других кредиторов того же предприятия, если таковые обнаружатся в будущем. 26

Пекулий не отождествлялся всецело с личностью раба. Были возможны юридические отношения с пекулием как центром отнесения прав и обязанностей и без раба, в частности, после его смерти. 27 Также следует отметить, что в формальном смысле раб не мог быть субъектом обязательства, поскольку рассматривался не как лицо, а как вещь. Римские юристы понимали противоречивость этой конструкции. Мы находим в Дигестах следующее замечание: Ульпиан в 43-й книге “(Комментариев) к Сабину”. Ни на рабе не может лежать какой-либо долг, ни в отношении раба нельзя быть должником; но когда мы неточно употребляем такое слово (долг), то мы скорее описываем фактическое положение, чем относим обязательство к области цивильного права. Таким образом, то, что является долгом рабу, господин правильно требует от посторонних; если раб должен сам, то в силу этого дается иск на пекулий, и если что-то поступило в имущество господина, то дается иск против господина. 28

Таким образом, приписывание субъективного права или обязательства лично рабу в качестве управляющего пекулием означало его приписывание абстрактной личности, отличной от физического лица. Осознавая это, римские юристы часто говорили, что обязательство или имущество “принадлежит пекулию" (а не управляющему им рабу). В то же время пекулий не сводим к той совокупности вещей, из которых он состоит. По этому поводу Дигесты содержат следующее важное замечание: Если в силу долгов господина пекулий раба исчерпан, то все же сохраняется отношение пекулия: ибо если господин дарует рабу долг или другой человек вносит имущество на счет раба, то пекулий пополняется и нет необходимости в новом предоставлении господином пекулия 29 .

Таким образом пекулий обладает многими чертами юридического лица. Его имущество отделено от собственного имущества учредителя пекулия. Этот учредитель может ликвидировать пекулий по своему желанию, но до этого времени возможны обязательственные отношения между собственным имуществом домовладыки – patrimonium - и пекулием как между двумя различными лицами. Отнесение обязательств пекулия к рабу лично было обычным способом осознать факт олицетворения пекулия как обособленного имущественного комплекса.

Римляне осознавали личностный характер пекулия. Так, римский юрист Марциан писал: Пекулий рождается, растет, умаляется, умирает и, как остроумно говорил Папирий Фронтон, пекулий поэтому подобен человеку. 30

Третьи лица взаимодействуют с рабом в качестве распорядителя пекулия, но de jure они совершают юридические действия с господином, а de facto - с пекулием как юридическим лицом, поскольку ответственность по сделкам этого типа ограничена размерами имущества, входящего в состав пекулия. В действительности существование пекулия не связано всецело с физической жизнью раба, что означает его с ним разделение. В течение года с момента отчуждения раба его бывший и новый господин были солидарными должниками по иску о пекулии. Пекулий начинает и заканчивает своё существование следуя специальной процедуре. Раб играет роль органа юридического лица.

Таким образом, рассмотрение пекулия через призму конструкции юридического лица позволяет сделать вывод, что он ей соответствует в своих основных чертах. Это заключение объясняет отсутствие в римском праве хорошо разработанного типа юридического лица как образования всецело занятого коммерческой деятельностью – аналога современных “хозяйственных обществ”. Цели ограничения риска в деловом обороте могли быть достигнуты учреждением пекулия. Пекулий выполнял в римском праве роль суррогата современного “хозяйственного общества” (общества с ограниченной ответственностью), или “компании одного лица”, поскольку суть этих конструкций как раз и сводится к ограничению предпринимательского риска путем обособления определенного имущества, которым предприниматель готов рисковать в процессе коммерческой деятельности, от прочего принадлежащего ему имущества, которое он не готов подвергать предпринимательскому риску. 31

2. Учреждением пекулия не исчерпывались случаи наделения раба полномочиями заключать договоры, порождающие обязательства для его господина. Хозяин раба мог назначить его приказчиком (institor) в своем торговом предприятии, или капитаном торгового судна (magister navis), не предоставляя это имущество ему в пекулий. В таком случае господин нес неограниченную ответственность по обязательствам, возникавшим из договоров, заключаемых рабом в рамках управления этим судном или предприятием, то есть непосредственно связанных с его деятельностью в качестве приказчика или капитана судна. 32

3. mashtest2Господин нес полную ответственность и в том случае, если раб заключил договор с лицом, которому его господин специальным распоряжением (jussus domini) предоставил полномочия вступить в сделку с этим рабом (например господин на время своего отсутствия попросил своего знакомого давать рабу деньги взаймы, если тот об этом попросит). Иск, который можно было предъявить в этом случае, назывался actio quod jussu. 33

4. Если контрагент раба заключил с ним договор без разрешения господина, то господин нес ответственность по обязательствам из этого договора лишь в объеме обогащения, поступившего в его имущество. mashtest4Например, если раб занял у кого-то 100 денариев, из них истратил 60, а оставшиеся 40 были отобраны господином, то только эти 40 заимодавец может истребовать у господина по иску “о поступившем в имущество” (actio de in rem verso). 34 mashtest10Этот иск мог быть предъявлен и в том случае, если господин изъял часть имущества из пекулия раба, что привело к невозможности удовлетворения кредиторов пекулия.

Таким образом, будучи неправоспособным, раб тем не менее обладал дееспособностью, создавая своими юридическими актами права и обязанности для своего господина.

Основания приобретения статуса раба:

1. Рождение от рабыни. Однако в классическом римском праве было установлено, что ребенок рабыни должен считаться свободным, если в течение беременности его мать была свободной хотя бы в какой-то период времени. Это правило было установлено в рамках более общей тенденции римского классического права – при возникновении сомнений в статусе лица считать его свободным, а не рабом.

2. Захват военнопленного. На невольничьи рынки как правило попадали военнопленные. Потребностью в поддержании функционирования и расширении рабовладельческого хозяйства посредством беспрерывного притока рабов объясняются постоянные войны, которые вел Рим и в эпоху Республики, и в эпоху Империи. Торговцы рабами оптом скупали пленных и потом продавали их на рынках в розницу.

3. Самопродажа – редкий случай продажи самого себя в рабство.

4. По эдикту императора Клавдия свободная женщина, вступившая в любовную связь с рабом и не прекратившая ее по требованию господина раба делалась его рабыней. (отменено Юстинианом)

5. Обращение в рабство в наказание за совершение некоторых уголовных преступлений. (отменено Юстинианом)

6. Продажа римского гражданина в рабство за долги (существовала в архаическом римском праве).

Освобождение от состояния рабства.

1. Отпущение на волю господином (manumissio). Совершалось в предписанных законом формах. 35

2. Освобождение в силу закона.

a. по эдикту императора Клавдия брошенный господином на произвол судьбы нетрудоспособный по старости или болезни раб становится свободным (в остальных случаях, если изгнанный раб был трудоспособен, он не переставал быть рабом, но считался ничейной вещью, которую может захватить в собственность свободный человек).

b. Получал свободу раб, донесший на убийцу своего господина.

c. Во времена Юстиниана получал свободу раб, ставший епископом.

d. Приобретал свободу раб, 20 лет добросовестно (то есть не зная о своем статусе раба) живший в качестве свободного.

3. Смерть. Могила раба считалась священным местом (locus religiosus), как и могила свободного человека.

* Граждане, обладающие личной свободой, но ограниченно правоспособных: колонов, вольноотпущенников и некоторых других.

2. status civitatis – состояние гражданства (быть гражданином Рима);По этому статусу выделялись римские граждане, обладающие гражданскими правами. Среди них выделялись нобили- аристократы- имеющие знатное происхождение и занимающие высшие государственные должности. Эквесторы- свободные граждане незнатного происхождения, которые не были ограничены в пассивном избирательном праве, но все-таки они реже занимали высокие государственные должности.

Плебс- ремесленники, мелкие землевладельцы, торговцы- пользовались ограниченными политическими правами.

Латины- этнически длизкие к римлянам, но их правовой статус был ограничен.

Перегрины- возможность получить римское гражданство ыла для них ограничена.

3.status familiae – семейное состояние – быть свободным от власти домовладыки. По статусу семьи римское гражданство делилось на отцов семейств и подвластных лиц, ограниченно правоспособных.

Правоспособность считалась возникшей в момент рождения, если были удовлетворены соответствующие требования, и прекращалась со смертью человека. Рабы в римском праве были не субъекты, а объекты права.

В древнейшие времена полная правоспособность признавалась только за римскими гражданами - cives romani Quirites. Римские граждане имели следующие права в публичном праве:

-право имени - полное имя римского гражданина состояло из 5 частей: имени, наименования рода или семьи, имени отца в родительном падеже, наименования трибы, в которой голосует, прозвища;

-право голоса в народном собрании;

-активное и пассивное избирательное право;

-обязанность платить налоги;

-право обжалования судебного приговора;

- право участвовать в праздниках.

В частном праве они могли совершать следующие действия и имели следующие права:

- право вступать в законный брак и создавать римскую семью;

- право быть субъектом вещных и обязательственных правоотношений;

- право завещать и наследовать имущество.

Свободный чужеземец (латины, перегрины) не имел ни политических прав, ни правоспособности в частной сфере, он в принципе рассматривался как враг, имущество которого могло быть захвачено римским гражданином, а он сам обращен в рабство. Постепенно полное бесправие чужеземцев пришло в противоречие с интересами развивающегося государства, особенно в сфере торговли. Дело охраны имущественных прав чужеземцев служил институт hospitium privatum - римский гражданин становился патроном клиента.

Еще одно отступление – это положение латинов – жителей общин Лациума – вместе с Римом входивших в состав распавшегося в 4 в. до н.э. Латинского союза. Политических прав эта категория не имела, но в сфере частного права наделены как ius conubii , так и ius commercii. В 212 году н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи, и категория латинов отпадает.

По мере развития гражданского оборота свободные чужестранцы переходят в положение перегринов, то есть лиц, за которыми признавалась правоспособность, но отличная по содержанию от правоспособности римских граждан. Для разрешения споров был учрежден особый магистрат – претор перегринов - pretor peregrinus. Выработанные им правовые положения, дополненные юристами, постепенно образовали ius gentium- систему частноправовых норм, регулировавших отношения между перегринами, перегринами и римскими гражданами. В начале 3 в.н.э. Каракалла предоставил право римского гражданства всем подданным римского государства.

Еще одной категорией граждан были колоны- свободные арендаторы земли, состоящие с собственником в договорных отношениях. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с арендованной земли, а позже колоны были юридически прикреплены к земле императорским эдиктом Константина – государство было заинтересовано в том, чтобы колоны не могли уйти с земли, так как они не только обрабатывали землю, но и платили налоги. В Дигестах записано: Колоны немногим отличаются от рабов, так как им запрещено уходить с земли.




Необходимым условием полной правоспособности являлась самостоятельность в сфере семейных отношений. Древнейшая римская семья – агнатская семья – союз людей, объединенных не кровным родством, а подчинением власти одного домовладыки -paterfamilias – только он имел полную правоспособность в сфере частного права; другие члены семьи, осуществляя имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для домовладыки, не устанавливая для него обязанностей. С развитием торговых отношений это стало препятствием, и юристы стали постепенно признавать ответственность самих подвластных по заключаемым ими в интересах домовладыки сделкам, а претор установил дополнительную ответственность домовладыки по этим же сделкам.

Под дееспособностью римскими юристами понимались способности отсвоего имени и по своему разумению предпринимать правовые действия и отвечать за совершение противоправных действий.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность, таких категорий римское право не знало, но в нем различались: infantеs (дети до 7 лет) и impubeles (девочки от 7 до 12 лет, мальчики - от 7 до 14 лет). Подростки признавались способными совершать самостоятельно сделки, которые ведет лишь к приобретению для него, для совершения сделок, требующих прекращения права несовершеннолетнего или приводящих к установлению обязанностей, требовалось разрешения опекуна, которое по времени должно было непременно совпадать со временем совершения сделки. Третью ступень возраста составлял период до 25 лет, в этом возрасте (с 14 до 25 лет) лицо считалось дееспособным, но по его просьбе претор (в последние годы республики) мог восстановить то имущественное положение, которое было у него до совершения сделки (реституция). Со 2 века до н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе попечителя.

Считались недееспособными душевнобольные, они находились под попечительством. Ограничивались в дееспособности также расточители или лица слабовольные, не способные придерживаться какой- то меры при расходовании средств, создавая угрозу полного разорения. Им назначались попечители и все сделки совершались при попечителе, расточители не могли оставить завещание.

В течение длительного времени существовали серьезные ограничения в дееспособности женщин, которые в республиканском периоде находились под опекой домовладыки, мужа.

На положении римского гражданина отражалось еще такое обстоятельство, как умаление чести - инфамия. Лица, признанные бесчестными, в классический период были лишены многих прав, например, им не разрешалось вступать в законный римский брак и лицом свободнорожденным, они были ограничены и в наследственных отношениях. Бесчестным мог быть признан осужденный за уголовное преступление, клевету, нарушение в сфере партоната, занимающиеся сводничеством, женившиеся на женщине до истечения 1 года со смерти ее мужа.

Существовал и институт утраты гражданами отдельных статусов, различали три ступени:

максимальную утрату – если утрачивалось состояние свободы, что сразу влекло за собой и утрату гражданства, и утрату семейного статуса (попадание в плен, продажа в рабство, осуждение к смертной казни, пожизненная каторга).

Средняя утрата – потеря семейного состояния и гражданства: средняя утрата попадала под юрисдикцию претора перегринов, рассматривалась нормами права народов: переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, изгнание или ссылка из Рима.

Минимальная утрата – при утрате семейного статуса (вступление женщины в брак, переход под власть мужа).

Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось:

1. По рождению, причем ребенок следовал состоянию отца, если же отца не было, то он следовал состоянию матери. Если мать не была римлянкой, то даже при отце- римлянине, ребенок не получал римского гражданства.

2. Освобождением римским гражданином своего раба. До конца республики раб мог быть освобожден от рабства только по воле господина. Затем появились и другие способы: по завещанию, внесением в списки свободных граждан; через гражданский процесс.

3. Усыновлением римским гражданином чужеземца.

4. Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства - натурализация.

Римские граждане делились на две большие группы: свободнорожденные и освобожденные из рабства. Свободнорожденные были носителями полной правоспособности, основными политическими правами были: право нести службу в регулярных войсках, право участвовать в голосовании в народных собраниях, право быть избранными в магистраты.

Вольноотпущенные имели ограничения в правах, кроме того, вольноотпущенный нес ряд имущественных и личных обязательств по отношению к своему бывшему господину (отношения патроната).

Утрата гражданства чаще всего происходила с утратой свободы, но если захваченный врагом в плен римский гражданин возвращался, то действовала фикция, согласно которой он считался никогда не утрачивавшим свободы и гражданства.

* в числе свободных необходимо различать такие категории как лица своего права и лица чужого права, последние были лично свободны, но находились в воле глав семейств;

* Граждане, обладающие личной свободой, но ограниченно правоспособных: колонов, вольноотпущенников и некоторых других.

2. status civitatis – состояние гражданства (быть гражданином Рима);По этому статусу выделялись римские граждане, обладающие гражданскими правами. Среди них выделялись нобили- аристократы- имеющие знатное происхождение и занимающие высшие государственные должности. Эквесторы- свободные граждане незнатного происхождения, которые не были ограничены в пассивном избирательном праве, но все-таки они реже занимали высокие государственные должности.

Плебс- ремесленники, мелкие землевладельцы, торговцы- пользовались ограниченными политическими правами.

Латины- этнически длизкие к римлянам, но их правовой статус был ограничен.

Перегрины- возможность получить римское гражданство ыла для них ограничена.

3.status familiae – семейное состояние – быть свободным от власти домовладыки. По статусу семьи римское гражданство делилось на отцов семейств и подвластных лиц, ограниченно правоспособных.

Правоспособность считалась возникшей в момент рождения, если были удовлетворены соответствующие требования, и прекращалась со смертью человека. Рабы в римском праве были не субъекты, а объекты права.

В древнейшие времена полная правоспособность признавалась только за римскими гражданами - cives romani Quirites. Римские граждане имели следующие права в публичном праве:

-право имени - полное имя римского гражданина состояло из 5 частей: имени, наименования рода или семьи, имени отца в родительном падеже, наименования трибы, в которой голосует, прозвища;

-право голоса в народном собрании;

-активное и пассивное избирательное право;

-обязанность платить налоги;

-право обжалования судебного приговора;

- право участвовать в праздниках.

В частном праве они могли совершать следующие действия и имели следующие права:

- право вступать в законный брак и создавать римскую семью;

- право быть субъектом вещных и обязательственных правоотношений;

- право завещать и наследовать имущество.

Свободный чужеземец (латины, перегрины) не имел ни политических прав, ни правоспособности в частной сфере, он в принципе рассматривался как враг, имущество которого могло быть захвачено римским гражданином, а он сам обращен в рабство. Постепенно полное бесправие чужеземцев пришло в противоречие с интересами развивающегося государства, особенно в сфере торговли. Дело охраны имущественных прав чужеземцев служил институт hospitium privatum - римский гражданин становился патроном клиента.

Еще одно отступление – это положение латинов – жителей общин Лациума – вместе с Римом входивших в состав распавшегося в 4 в. до н.э. Латинского союза. Политических прав эта категория не имела, но в сфере частного права наделены как ius conubii , так и ius commercii. В 212 году н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи, и категория латинов отпадает.

По мере развития гражданского оборота свободные чужестранцы переходят в положение перегринов, то есть лиц, за которыми признавалась правоспособность, но отличная по содержанию от правоспособности римских граждан. Для разрешения споров был учрежден особый магистрат – претор перегринов - pretor peregrinus. Выработанные им правовые положения, дополненные юристами, постепенно образовали ius gentium- систему частноправовых норм, регулировавших отношения между перегринами, перегринами и римскими гражданами. В начале 3 в.н.э. Каракалла предоставил право римского гражданства всем подданным римского государства.

Еще одной категорией граждан были колоны- свободные арендаторы земли, состоящие с собственником в договорных отношениях. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с арендованной земли, а позже колоны были юридически прикреплены к земле императорским эдиктом Константина – государство было заинтересовано в том, чтобы колоны не могли уйти с земли, так как они не только обрабатывали землю, но и платили налоги. В Дигестах записано: Колоны немногим отличаются от рабов, так как им запрещено уходить с земли.

Необходимым условием полной правоспособности являлась самостоятельность в сфере семейных отношений. Древнейшая римская семья – агнатская семья – союз людей, объединенных не кровным родством, а подчинением власти одного домовладыки -paterfamilias – только он имел полную правоспособность в сфере частного права; другие члены семьи, осуществляя имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для домовладыки, не устанавливая для него обязанностей. С развитием торговых отношений это стало препятствием, и юристы стали постепенно признавать ответственность самих подвластных по заключаемым ими в интересах домовладыки сделкам, а претор установил дополнительную ответственность домовладыки по этим же сделкам.

Под дееспособностью римскими юристами понимались способности отсвоего имени и по своему разумению предпринимать правовые действия и отвечать за совершение противоправных действий.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность, таких категорий римское право не знало, но в нем различались: infantеs (дети до 7 лет) и impubeles (девочки от 7 до 12 лет, мальчики - от 7 до 14 лет). Подростки признавались способными совершать самостоятельно сделки, которые ведет лишь к приобретению для него, для совершения сделок, требующих прекращения права несовершеннолетнего или приводящих к установлению обязанностей, требовалось разрешения опекуна, которое по времени должно было непременно совпадать со временем совершения сделки. Третью ступень возраста составлял период до 25 лет, в этом возрасте (с 14 до 25 лет) лицо считалось дееспособным, но по его просьбе претор (в последние годы республики) мог восстановить то имущественное положение, которое было у него до совершения сделки (реституция). Со 2 века до н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе попечителя.

Считались недееспособными душевнобольные, они находились под попечительством. Ограничивались в дееспособности также расточители или лица слабовольные, не способные придерживаться какой- то меры при расходовании средств, создавая угрозу полного разорения. Им назначались попечители и все сделки совершались при попечителе, расточители не могли оставить завещание.

В течение длительного времени существовали серьезные ограничения в дееспособности женщин, которые в республиканском периоде находились под опекой домовладыки, мужа.

На положении римского гражданина отражалось еще такое обстоятельство, как умаление чести - инфамия. Лица, признанные бесчестными, в классический период были лишены многих прав, например, им не разрешалось вступать в законный римский брак и лицом свободнорожденным, они были ограничены и в наследственных отношениях. Бесчестным мог быть признан осужденный за уголовное преступление, клевету, нарушение в сфере партоната, занимающиеся сводничеством, женившиеся на женщине до истечения 1 года со смерти ее мужа.

Существовал и институт утраты гражданами отдельных статусов, различали три ступени:

максимальную утрату – если утрачивалось состояние свободы, что сразу влекло за собой и утрату гражданства, и утрату семейного статуса (попадание в плен, продажа в рабство, осуждение к смертной казни, пожизненная каторга).

Средняя утрата – потеря семейного состояния и гражданства: средняя утрата попадала под юрисдикцию претора перегринов, рассматривалась нормами права народов: переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, изгнание или ссылка из Рима.

Минимальная утрата – при утрате семейного статуса (вступление женщины в брак, переход под власть мужа).

Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось:

1. По рождению, причем ребенок следовал состоянию отца, если же отца не было, то он следовал состоянию матери. Если мать не была римлянкой, то даже при отце- римлянине, ребенок не получал римского гражданства.

2. Освобождением римским гражданином своего раба. До конца республики раб мог быть освобожден от рабства только по воле господина. Затем появились и другие способы: по завещанию, внесением в списки свободных граждан; через гражданский процесс.

3. Усыновлением римским гражданином чужеземца.

4. Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства - натурализация.

Римские граждане делились на две большие группы: свободнорожденные и освобожденные из рабства. Свободнорожденные были носителями полной правоспособности, основными политическими правами были: право нести службу в регулярных войсках, право участвовать в голосовании в народных собраниях, право быть избранными в магистраты.

Вольноотпущенные имели ограничения в правах, кроме того, вольноотпущенный нес ряд имущественных и личных обязательств по отношению к своему бывшему господину (отношения патроната).

Утрата гражданства чаще всего происходила с утратой свободы, но если захваченный врагом в плен римский гражданин возвращался, то действовала фикция, согласно которой он считался никогда не утрачивавшим свободы и гражданства.

Статус свободы (status libertatis), сво­боднорожденные (ingenue), вольно­отпущенные (libertine), лица, навсегда лишенные потенциальной возмож­ности получения римского граж­данства (dediticii, peregrini dediticii), члены римской семьи, проданные ее главой в рабство (mancipio dati),

освобожденные на будущее по завещанию рабы (statuliberi), ли­ца, выкупленные из плена по­павшие в кабалу благодетелям (redempti ab hostibus), доброволь­но ставшие гладиаторами (auc­torati), арендаторы частных зе­мель (coloni)

• собственно римские граждане;

Последние две категории людей вышли из собственно сво­бодного неримского населения, выступающего для римлян чужа­ками, а, следовательно, врагами (hostes).

В целях смягчения противоречий внутри римского общества в 326 г. до н.э. долговое рабство в отношении граждан было за­прещено, и ответ теперь можно было держать не свободой, а толь­ко имуществом (закон Петелия) [74] . С этих пор самым основным источником рабства становится порабощение пленных.

Первоначально рабство носило закрытый патриархальный характер (домашнее рабство). Невольники, которых было срав­нительно немного, принадлежали отдельным частным лицам, и го­сударство не имело никакого отношения к традиционной суще­ствующей системе.

Домовладыка мог раба продать, обменять, сдать внаем, побить и даже убить, хотя это и не одобрялось даже в глубо­кой древности. Впрочем, так он мог поступить вообще с любым членом своей семьи.

Постоянным и почти неисчерпаемым источником пополнения рабов были бесконечные завоевательные походы римской ар­мии. При этом, как отмечает Н.М. Елизарова, в рабство обра­щались не только военнопленные, но и жители завоеванных ме­стностей и городов. И такое обыкновение считалось естественным законом вещей [77] . Например, после войны с сардами (о. Сицилия) в начале II в. до н.э. только в течение нескольких дней было продано более 80 тыс. рабов [78] , а по результатам войны с Эпиром в 167 г. до н.э. полководцем Эмилием Павлом было обращено в рабство более 150 тыс. человек. Такая же участь постигла и бо­лее 55 тыс. оставшихся в живых жителей полностью уничтожен­ного Карфагена (Северная Африка, 147 г. до н.э.), а с продажей на невольничьих рынках 80 тыс. кимвров, уцелевших в битве при Верцеллах (101 г.

В зависимости от способностей, состояния здоровья, квали­фикации рабы стоили от 500 до 10000 денариев. При этом чаще всего жизнь раба, занятого в сельском хозяйстве или в камено­ломнях, рассчитывалась всего на срок от трех до семи лет.

Подобное отношение к рабам приводило к их массовым вы­ступлениям против своих угнетателей. Так, например, достаточ­но известен заговор рабов в 198 г. до н.э., а также восстание под предводительством Спартака в 73—71 гг. до н.э. Однако в истории Римского государства было немало и других подобных страниц.

Также только отчаянными усилиями Рима удалось подавить Сицилийское восстание 104—101 гг. до н.э. Триддатитысячная армия избранного рабами царя Трифона (быв. Сальвия) была разбита, а оставшихся в живых отправили в гладиаторские школы, но рабы, не желая умирать на потеху римской толпе, зарезали друг друга.

Прекращение состояния рабства По основному (и самому древнейшему) правилу состояние рабства прекращалось только со смертью раба либо в случае перехода раба к своим соплемен­никам за территорией Рима. Со временем появились и иные об­стоятельства, в соответствие с которыми рабы все же могли полу­чить личное освобождение (manumissio), например: через особую судебную процедуру фиктивного процесса об отчуждении иму­щества (manumissio vindicta); по завещанию хозяина, если оно имело прямое указание на это (manumissio testamento) [80] ; при внесении хозяином имени раба в цензорские списки римских граждан (manumissio censu); за предупреждение о готовящемся

восстании, выдачу убийцы хозяина, дезертира (380 г. до н.э.); за высокие заслуги перед государством; вследствие фактического проживания в состоянии свободы более 20 лет. Позже хозяин мог сделать прямое заявление при свидетелях о даровании воли рабу (manumissio inter amicos) либо составить особое отпускное пись­мо (manumissio per epistolam).

Вместе с тем процедура освобождения всегда была искусст­венно чрезвычайно усложнена [81] . Имелись также существенные ог­раничения. Так, нельзя было опустить сразу всех рабов (в любом случае не более 100) или даже многих (lex Fufia Caninia), либо освободить без существенной мотивации, так как (небезоснова­тельно) считалось, что это создаст угрозу Риму. Значительные ограничения были установлены в lex Aelia Sentia (4 г. н.э.): не­обходимость существенных оснований для освобождения раба, младше 30 лет; целесообразность освобождения рабов господином, не достигшим 20-летнего возраста; высылка клейменных рабов после освобождения из пределов города; аннулирование освобо­ждения, совершенного во вред кредиторам или имуществу хозяи­на. Кроме того, всякий раз требовалось уплатить пошлину в раз­мере 5% стоимости отпускаемых рабов (vicesima manu-missionum).

В более поздний период рабство получило некоторое смяг­чение. Так, например, в I в. н.э. рабов запретили отдавать в гла­диаторы без разрешения городских властей (закон Петрония).

При Антонине Пие (Благочестивом, 138—161 г. н.э.) немотиви­рованное убийство раба стало приравниваться к убийству пере- грина. Рабы могли искать защиту у статуи императора, а город­ские власти должны были заняться жалобой раба.

Деловые отношения между рабом и его хозяином (имеется в виду пекулий) впервые стали регулироваться на законодатель­ном уровне. Провозглашалось недопущение излишней жестокости со стороны хозяина (например, навечное заковывание), убийст­во больного раба рассматривалось как преступление, порицалось религиозное или моральное растление рабов, стало запрещаться разлучение семей и др. Невольникам разрешалось пользоваться возможностью права убежища в храме или монастыре.

Вместе с тем, смягчая по необходимости положение рабов, власти постепенно стали ужесточать пресс в отношении мало­земельного (вначале провинциального, а затем италийского и рим­ского) крестьянства. Такая политика в будущем привела к уни­фикации состояний рабов и крестьян, подняв первых на уровень

вторых, и наоборот. Постепенно стертые границы этих слоев при­вели к появлению класса зависимых крестьян. Так, на смену ра- бовладельчеству пришло крепостничество.

Правовое положение либертинов Категория вольноотпущенни­ков, или либертинов (libertini), сформировалась в основном во время поздней республики из получивших свободу рабов. Причем, ли- бертинами могли стать освобожденные рабы, принадлежащие как частным лицам, так и корпорациям, отдельным городам и госу­дарству как таковому. Причем либертины условно приобретали именно то правовое положение, обладателем какого был их быв­ший хозяин.

Понятно, что фактически внутренний статус либертинов был неодинаков, и вольноотпущенники аристократии обладали весь­ма широкими возможностями по сравнению с их собратьями, хо­зяевами которых были представителя римского плебса.

Либертины, находясь в статусе клиентов, имели свободное состояние, но пожизненно находились под патронатом бывшего хозяина, вплоть до его права домашнего суда над своим вольно­отпущенником. Они должны были выполнять определенные рабо­ты в его пользу, всегда проявлять уважение ему, по праздникам обязательно дарить подобающие его положению подарки, ока­зывать мелкие житейские услуги и материальную помощь в ну­жде, не имели права выдвигать против него позорящего иска. В противном случае последнего ожидал возврат в рабское поло­жение. Бывший хозяин мог наследовать имущество своего без­детного вольноотпущенника либо если он скончался, не оста­вив завещания.

Количество либертинов никогда не становилось предметом рассмотрения. Учитывая, что патрон обязывался сакральным пра­вом помогать своим клиентам, выступать от своего имени обеспе- читетлем их интересов и защищать их в суде [82] , то можно предпо­ложить, что число клиентов зависело только от социально-по­литического статуса и финансового достатка патрона. Например, во время диктатуры Корнелия Суллы 10 тыс. рабов, попавших в проскрипционные списки граждан, были освобождены им и ста­ли состояние клиентелы для Корнелиев предопределяло их вольноотпущенниками, носящими родовое имя Корнелиев. Так, отношение к своему благодетелю и их голоса в городских соб­раниях, соответственно, всегда отдавались роду, который счи­тался одним из самых древних и заслуженных.

Вместе с тем в законах содержались некоторые положения, защищающие вольноотпущенников от чрезмерных требований

их патронов или явного нарушения патронатных обязанностей (например, неоказание помощи клиенту в его крайней нужде или корыстный перевод сакральных обязанностей вольноотпущенника оказания личных услуг на третье лицо и др.) [83] .

Дети либертина были уже свободными. Со временем эта кате­гория населения приобрела достаточно прочное положение в со­циальной иерархии, так как ее представители зачастую играли важную роль в истории Римского государства. Начало было по­ложено Октавианом Августом, который в целях обретения боль­шей самостоятельности и независимости от родовой римской аристократии начал активно выдвигать вольноотпущенников на государственные должности. Впоследствии многие из них имели огромные состояния и достигли высоких постов в системе госу­дарственного управления и придворной службе. Например, Лу- циний (прокуратор Галлии), Феликс (наместник Иудеи), Гарпо- крат (устроитель зрелищ) и др. Однако со временем положение вольноотпущенников в государстве было поколеблено усилени­ем сословия эквитов (всадников), которые, в конце концов, вы­теснили их из государственного аппарата.

В целом же правовой статус либертинов в публично-правовой сфере был существенно ограничен. Еще издревле им нельзя было заключать браки со свободорожденными, нести военную службу в римских легионах, вступать в сословие сенаторов (вплоть до юстиниановского периода), а с I в. н.э. у них было отнято право участия в законодательной и судебной деятельности народных собраний. Тем не менее в период поздней Империи, с ослаблением власти патронов, положение вольноотпущенников существенно по­вышается. Особенно в случаях официальной протекции монархов.

Правовое положение латинов Свободными, но также полити­чески бесправными были латины. Они делились на latini prisci (коренные жители окрестностей Рима (Лациума) [84] , которые про­живали в самоуправляющихся общинах и издревле несли воен­ную службу в составе особых подразделений армии) и latini coloniarii (жители римских колоний [85] ). Сначала latini prisci имели

такие же гражданские права, как и римские граждане. Но в 268 г. до н.э. они восстали против римлян и за это были лишены час­ти гражданских прав (ins conubii, права на вступление в закон­ный брак с римлянкой). Однако по результатам Союзнической войны 91—89 гг. до н.э. все латины, впрочем, как и все италики, получили гражданские права (закон Юлия 90 г. до н.э.), в том числе полное jus conubii и jus commercii.

Перегрины К категории свободных жителей Рима относились также и перегрины (peregrinus, иностранцы, путешественники, чуже­земцы, странники). Они не были римлянами ни по своему про­исхождению, ни по статусу. Однако это была довольно широкая прослойка иностранцев и, как сейчас говорят, лиц без гражданст­ва. Никаких политических прав они, естественно, не имели, а в гра­жданских правах чрезвычайно ограничивались. Поэтому для воз­можности совершения определенных сделок с участием римских граждан, защиты своих интересов, а также чтобы не попасть в раб­ство, они должны были найти себе патрона из числа граждан, т.е. стать клиентами. С течением времени, с развитием претор­ского права, перегрины стали все прочнее встраиваться в соци­альную структуру Рима и его хозяйственно-правовые отношения. Следует особо отметить, что они всегда занимали достаточно заметную социальную нишу среди всего населения. Среди пере­гринов было немало известных ремесленников, торговцев, учи­телей, врачей из Греции, Египта, Карфагена, Ближнего Востока. Во взаимоотношениях между собой (брачно-семейных, наслед­ственных) перегринам дозволялось широко использовать свои национальные правовые обычаи и принципы, что впоследствии, будучи систематизированным, явилось основой так называемого права народов (ius gentium).

Иные категории населения по статусу свободы Однако перечисленными категориями населения Римского государства еще не исчерпывалась его дифференциация по признаку свободы. Так имелось еще несколько довольно крупных групп лиц, кото­рые занимали промежуточное положение между свободнорожден­ными и рабами, например:

• члены римской семьи, посредством обряда манципации, проданные ее главой в рабство (mancipio dati);

• лица, указанные в завещании господина как кандидаты на освобождение, но только после его смерти (statuliberi);

• лица, в частном порядке выкупленные из плена и вследст­вие этого попавшие в вечную кабалу к своим благодетелям (redempti ab hostibus);

• лица, добровольно ставшие гладиаторами и поэтому попав­шие в жесткую зависимость от хозяина гладиаторской шко­лы — ланисты (auctorati);

21. Учение о трех статусах в римском праве (status libertatis, status civitatis, status familiae).

Для физического лица по римскому праву было установлен 3 статуса:

1. Статус свободы (status libertatis): лица, обладающие им, считались свободными, остальные – рабами.

2. Статус гражданства (status civitatis): лица, обладающие им, считались римскими гражданами, остальные – негражданами.

3. Семейный статус (status familiae): лица, обладающие им, считались домовладыками, остальные – подвластными. Полностью правоспособным физическое лицо по римскому праву признавалось, если обладало всеми тремя статусами. Отсутствие более высокого статуса автоматически означало и отсутствие более низких (так, раб был, соответственно, негражданином и подвластным). О лицах, не имеющих статуса свободы, т.е. рабах см. вопросы №№24, 25.

Только лица, обладающие статусом гражданства, т.е. римские граждане, подпадали под действие норм цивильного права. Неграждане делились на латинов (жители италийских городов, получили права римского гражданства после союзнической войны в Iв. до н.э.) и перегринов (иностранцев, получили права римского гражданства по эдикту императора Каракаллы в 212г.). Латины и перегрины обладали гражданской правоспособностью в рамках преторского права и права народов. Гражданство приобреталось в силу рождения (от римского брака), в силу освобождения из рабства (если господином был гражданин: действовало правило, по которому вольноотпущенник получал тот статус, которым обладал его господин), в силу усыновления римским гражданином чужеземца, в силу предоставления лицу гражданства римским государством. Гражданство утрачивалось в силу добровольного отказа при переезде из Рима (а также при высылке), при превращении лица в раба. Что касается семейного статуса, на начальном этапе развития римского права основное внимание уделялось не кровному (когнатскому), а агнатскому родству. Все агнатские родственники были объединены властью одного домовладыки.

Читайте также: