Старообрядцы и другие конфессии при петре 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

По указу 1702 г. свобода вероисповедания предоставлялась всем иностранцам, проживающим в России. Но свобода вероисповедания для иностранцев не означала признания равноправия вер. Категорически запрещалась пропаганда иностранцами своей веры в России. Каралось совращение православных в иную веру, но всячески поощрялся переход в православие. Иностранца-неправославного запрещено было хоронить на православных кладбищах 203 .

Важнейшим актом в конфессионатьной политике Петра I явилось подчинение церкви в политико-административном отношении, что выразилось в упразднении института патриаршества и учреждении взамен его высшего светского коллегиального органа по церковным делам – Святейшего Синода. Этот акт знаменовал собой начало нового, синодального, периода в истории Русской Православной Церкви.

Петр I с подозрением относился к российскому духовенству, усматривая в нем противодействующую силу своим преобразованиям. Для этого у него были резонные основания. Действительно, большинство иерархов Русской Православной Церкви не поддерживало петровские реформы, поэтому Петр нашел себе сторонников не среди церковников России, а на Украине, главным образом среди питомцев Киево-Могилянской духовной академии.

Духовный Регламент состоит из трех частей: в первой дано определение нового устройства церковного управления (Духовной коллегии), во второй определен круг компетенции и функций Духовной коллегии, в третьей подробно перечислены обязанности архиереев и приходских священников, об учреждении системы духовных учебных заведений (см. Приложение 3.1).

2. Конфессиональная политика при преемниках Петра I (1725–1762)

Репрессии обрушились и на архиереев. В 1730–1736 гг. прокатилась волна судебных архиерейских процессов, к которым был причастен и Феофан Прокопович. Первым в 1730 г. был осужден воронежский архиепископ Лев (Юрлов), обвиненный в том, что при получении известия о воцарении Анны Иоанновны не отслужил торжественного молебна. По той же причине осужден киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) и был сослан простым монахом в Кириллов Белозерский монастырь. Затем пострадали противники петровских церковных реформ и недружелюбно относившиеся к Феофану Прокоповичу: архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и архимандрит Гедеон (Вишневский). Всего в 1730–1736 гг. пострадали 6 архиереев. Репрессии против высших духовных лиц продолжались и после смерти Феофана Прокоповича в 1736 г., даже с еще большей суровостью. Известны имена не менее 10-ти архиереев, пострадавших в 1736–1740 гг. 215

Первая попытка провести секуляризацию церковных имений была предпринята в короткое царствование Петра III. Изданный 21 марта 1762 г. указ объявлял об изъятии у монастырей и архиерейских домов земель и крестьян и передаче их в казну. Однако этот указ реальной силы не имел. На места он дошел только летом 1762 г., когда император был уже свергнут с престола.

3. Конфессиональная политика Екатерины II и Павла I

27 ноября 1762 г. указом императрицы была образована Комиссия о духовных имениях, по своей значимости приравненная к коллегии, под председательством действительного тайного советника Г.Н. Теплова в составе обер-прокурора Св. Синода А.С.Козловского, трех высших иерархов Церкви и трех наиболее влиятельных вельмож из духовных и светских лиц 226 . 29 ноября 1762 г. последовала специальная инструкция, которая определяла ее компетенцию и порядок деятельности; инструкция обязывала Комиссию составить описи монастырской синодальной, церковной и архиерейской земельной собственности, и зафиксировать крестьянские повинности. Комиссия составила об этом основной законопроект, разъясняющий положения и другие нормативные акты, которые легли в основу реформы церковного землевладения.

1762 год был отмечен небывалым размахом волнений монастырских крестьян. Поводом к волнениям явилась отмена Екатериной II указа Петра III об отобрании монастырских земель и крестьян в казну. На подавление волнений были направлены воинские команды. В августе 1762 – июле 1763 гг. были изданы указы о принятии мер к прекращению волнений монастырских крестьян. В числе этих мер было некоторое сокращение повинностей крестьян.

Непосредственное проведение секуляризации церковных имений было возложено на Коллегию экономии, воссозданную 12 мая 1763 г. 227 , действующую согласно специальной инструкции от 6 июня 1763 г. На места были посланы 77 обер-офицеров, которые составили подробные описания монастырских владений.

Секуляризация церковных земель лишила церковную оппозицию ее материальной базы. Последней вспышкой церковной фронды явилось выступление в защиту старых (досинодальных) порядков (особенно против секуляризации церковных имуществ) митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича.

Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовенства были сохранены и установлены новые. Увеличены земельные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к призрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земельных участков архиерейских домов, а также дополнительно выделены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья.

Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобережной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обращать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католического исповедания. В ведении его находились как католики, так и униаты, за которыми признавалась свобода вероисповедания.

Павел I проводил благожелательную политику по отношению к католичеству. Он охотно отозвался на просьбу ликвидированного Наполеоном в 1798 г. при захвате о. Мальты Ордена Иоаннитов принять их под свое покровительство. Став магистром Мальтийского ордена, Павел наградил орденом святого Иоанна Иерусалимского некоторых епископов, а придворных священников возвел в звание кавалеров ордена.

4. Перемены в политике по отношению к старообрядчеству в последней трети XVIII века

Екатерина II подтвердила эти указы и даже предоставила ряд новых уступок старообрядцам. Она предписала местным властям, чтобы вышедшим из-за рубежа старообрядцам они оказывали покровительство, защищали их и не чинили принуждения в ношении указанного платья и бритья бороды.

В 1762 г. старообрядцам, вышедшим из Польши, она разрешила поселиться в Саратовском Заволжье по р. Иргизу, где им было отведено 70 тыс. десятин земли. В данном случае преследовалась цель колонизации этого слабо заселенного края. С той же целью в 1785 г. наместнику Новороссии Г.А. Потемкину было поведено поселить старообрядцев в Таврической губернии. Был принят и ряд мер на устранение административно-юридической обособленности старообрядцев.

В Стародубье и Новороссии открылось несколько единоверческих церквей и монастырей.

В этой статье будет рассмотрено положение староверов в петровской России через призму личности Петра I, фактически отождествлявшейся с государственным управлением, политикой и экономикой, с духовной жизнью в новый период российской истории — светский и имперский. Будет показана взаимозависимость объективного положения государства и субъективных факторов деятельности важнейших государственных деятелей: самого Петра I, его важнейших идеологов Стефана Яворского и Феофана Прокоповича.

Политика Петра I в отношении старообрядцев отличалась крайней нетерпимостью, из которой периодически делались волюнтаристские исключения. Особенно резко это заметно в сравнении с отношением к иным, западным, религиозным конфессиям. Даже мусульмане в период правления Петра пользовались большей свободой, чем старообрядцы. Историк Я.К. Грот отмечал:

Важно отметить, что диспуты ни в коей степени не являлись показателем либерализации в отношении к староверам или общей демократизации общества. В случае никонианского провала, прения о вере вполне могли обернуться и открытыми репрессиями (как, например, знаменитый диспут, устроенный иеромонахом Неофитом в беспоповской Выговской пустыни).

Таким образом, ритуалы господствующей церкви стали ритуалами государственной инициации, утрачивая своё изначальное мистическое значение.

Причины петровского антистарообрядчества

арактерно, что Пётр всегда был последователен в продвижении новой для России политики веротерпимости (не касающейся староверов). Историк П.В. Знаменский писал:

На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М.М. Щербатов писал о стрелецком войске:

С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины. Философ Г.П. Федотов писал:

Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом. Так, современный историк П.Ф. Коробейников пишет:

Отождествление себя с государством Петром Первым привело к тому, что фигура императора стала играть исключительную роль в жизни России как государства и как культуры. Старообрядцы считали себя носителями идеи соборности, которую они называли и называют основополагающей в Церкви. И потому староверы на протяжении правления императора Петра были преследуемы.


План: Пётр I и церковь. Упразднение патриаршества. Феофан Прокопович. Старообрядцы и другие конфессии.


Проблемный вопрос ! (стр.53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?






Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству. Патриарх Адриан Петр и церковь


Причины наступления государства на церковь Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности - подчинением духовной власти светской


Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил проводить выборы нового патриарха Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский Управление делами церкви передано Святейшему Синоду Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор 1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Церковь содержала школы и богадельни Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители. Петр и церковь



Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви? Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви? Задание 1 - раб. тетрадь, стр.27


Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Петр и церковь



Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Задание


Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Петр и церковь


В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству. Петр и церковь


Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Задание


2. Упразднение патриаршества.





Указы Сената и Синода 1722 года Указы Сената и Синода 1722 года ТРЕБОВАЛИ, чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались Упразднение патриаршества


25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Духовный регламент Упразднение патриаршества


Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода Упразднение патриаршества



3. Феофан Прокопович.


Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Феофан Прокопович




Духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем Феофан Прокопович


Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью. Задание


4. Старообрядцы и другие конфессии.


Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость. Старообрядцы и другие конфессии


Что такое старообрядчество? Что такое старообрядчество? Задание


В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань) Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны. Старообрядцы и другие конфессии





Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны. Задание-работа с картой


В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий? В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий? Задание


Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность Патриарха Церковь начала терять финансовую и административную автономию Снижено количество монахов и монастырей Увеличено число налогов Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.



Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.


Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I Задание 2 - раб. тетрадь, стр.28



В уроке рассказывается об отношении Петра I к церкви. Рассматривается события, которые привели к упразднению патриаршества в России и созданию Святейшего Синода. Отдельное внимание уделяется положению старообрядцев в России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Церковная реформа. Положение традиционных конфессий"

В 1706 году в Немецкой слободе Москвы появился первый каменный католический храм, посвящённый апостолам Петру и Павлу. При церкви имелась иезуитская школа, в которой в 1707 году обучалось около пятидесяти русских мальчиков, некоторые из них впоследствии стали католиками.

В 1722 году храм посетил Фридрих Берхгольц. Он писал в своём дневнике, что храм превзошёл все ожидания.

Прихожанами здесь были и французы, которым не нравилось богослужение на польском и немецком языках. В конце XVIII века они добились строительства небольшой французской церкви – храма святого Людовика Французского. Находился он на территории Белого города. Так католическая община Москвы разрослась за пределы Немецкой слободы.


В ходе урока вы узнаете об отношении Петра I к церкви, упразднении патриаршества, деятельности Феофана Прокоповича, старообрядцах и других конфессиях в России.

Церковь не могла существовать отдельно от государства. Царь представлял священников и епископов чиновниками. А монахов считал бездельниками, которые уклонялись от служения государству.

Не нравилось Петру I и то, что духовенство не одобрило приезд в Россию иностранцев. Все преобразования царя по мнению церковных деятелей разрушали старый московский строй и обычаи.

В 1698 году Пётр I запретил строить в Сибири новые монастыри.

Возник конфликт между Петром I и патриархом Адрианом. Несмотря на общую поддержку действий молодого царя патриархом, у них было много предметов спора. Адриан отказался постричь в монахини супругу Петра Евдокию Лопухину. А во время Стрелецкого бунта патриарх заступился за тех, кого приговорили к казни.

В 1700 году Адриан умер. Пётр I запретил выбирать нового главу церкви и учредил должность местоблюстителя патриаршего престола. Им стал рязанский митрополит Стефан Яворский.


Местоблюститель занимался только вопросами веры. Все остальные функции патриарха были распределены между приказами. Местоблюститель находился во власти государя. При решении важных вопросов он был обязан советоваться с епископами, которые приезжали в Москву. Результаты их совещаний отправлялись на утверждение царю.

В 1718 году местоблюстителю было приказано постоянно находится в Петербурге, а не в Москве.

В 1701 году Пётр I восстановил Монастырский приказ, под контролем которого оказались монастырские и архиерейские вотчины. Основная часть доходов с них направлялась на военные нужды.

Церковь обязали содержать богадельни и школы.

Из монастырей были выселены все непостриженные в монахи люди, большинство из них направили служить в армию. В то же время на жительство в монастыри посылали бывших солдат и офицеров.

Монастырский приказ назначал в обители настоятелей.

Инокам запретили держать бумагу и чернила в кельях, чтобы они не могли что-либо писать.


Монастырский приказ ликвидировали. Чиновники, работавшие там, перешли в особую контору Синода.

Это положило начало огосударствлению церкви.

Функции Святейшего синода были следующими:

контроль за порядком богослужений и изданием церковных книг;

борьба с Ересями и расколом;

контроль деятельности церковных школ;

осуществление суда над духовенством и мирянами по делам, попадавшим под церковное право;

надзор за иностранными религиями.

Синод также занимался избранием архиереев. Но это происходило исключительно под контролем императора.

Члены Синода как и государственные служащие приносили присягу и получали жалованье. Храмы и монастыри должны были устраивать богадельни для отставных солдат.

Священники теперь вели метрические книги. Туда они записывали все сведения о родившихся детях и заключённых браках. Также священники должны были сообщать о появлении беглых в их приходах.

В 1722 году вышли указы Сената и Синода, которые обязывали прихожан посещать церковь и исповедоваться. Священники внимательно следили за исполнением этих указов.

Автором Духовного регламента был Феофан Прокопович. Пётр I назначил его псковским епископом. Прокопович в своих проповедях говорил о верховенстве светской власти над церковной. Он поддерживал идею Петра о необходимости служения всех подданных государству.


В 1721 году Прокопович учредил школу при Александро-Невском монастыре. Позже он открыл ещё одну в своём доме.

Феофан Прокопович выступал за развитие науки и просвещения. Он оказывал поддержку петровским реформам.

В начале XVIII века старообрядчество раскололось на два крупных течения – поповщина и беспоповщина.

Поповцы признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и таинств. Наибольшее распространение поповщина получила на Дону, Кубани и Черниговщине.

Беспоповцы отрицали необходимость церковной иерархии и некоторых таинств. Наиболее радикальные приверженцы этого течения верили в спасение души через самосожжение. Большинство беспоповцев проживало в северных регионах России – побережье Белого моря и Карелии.

В 1705 году Выголексинскую общину беспоповцев приписали к Олонецким металлургическим заводам. Им были предоставлены самоуправление и право заниматься торговлей и промыслом.

Позже всех старообрядцев обложили двойным налогом. Те, кто уклонялся от выплаты налога, подвергались штрафам или отправлялись на каторгу.

Старообрядцы должны были носить особую одежду – зипуны с красным воротником.

Наиболее активным борцом с расколом был нижегородский архиепископ Питирим, родившийся в старообрядческой семье. В 39 лет он перешёл в официальную церковь и стал гонителем раскольников. Питирим устраивал диспуты со староверами, разоблачал священников, которые не докладывали о раскольниках в своих приходах.

Всего за несколько лет Питирим обратил в официальную веру около двадцати семи тысяч старообрядцев. Однако большинство из них продолжало придерживаться раскольнических идей. Многие староверы платили священникам, чтобы их записали как обычных православных. Если это не удавалось, то они укрывались в лесах, уходили в Сибирь или в Польшу.

Пётр I в 1702 году подписал манифест, который разрешал иностранцам, приезжавшим в Россию, сохранять свою веру. Протестанты строили кирхи и приглашали пасторов.

В 1706 году в Москве появился первый католический храм апостолов Петра и Павла.

В 1710 году костёл появился в Петербурге.

В 1721 году Синодом были разрешены браки между православными и иноверцами. Однако иностранцы обязывались не переводить жён в свою веру. Детей, родившихся в таком браке, крестили по православному обряду.

В 1715 году Пётр I запретил помещикам-мусульманам владеть православными крестьянами. Но в то же время они сохраняли право на земли и постройки.

После присоединения Прибалтики Пётр I дал гарантию жителям Эстляндии и Лифляндии сохранить лютеранство на этих землях.


Давайте подведём итоги.

Пётр I стремился поставить церковь на службу государству.

Было упразднено патриаршество. Руководство церковью осуществлял Местоблюститель патриаршего престола совместно со Святейшим синодом.

При Петре I усилился контроль за староверами.

Модернизация страны и расширение её территории способствовали более терпимому отношению к другим религиям.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§8. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

1. Пётр I и церковь

Когда в России было установлено патриаршество? Кто был первым патриархом?

2. Упразднение патриаршества

Что такое ереси? Что такое раскол?

Члены Синода, подобно государственным служащим, получали жалованье и приносили присягу. Храмы и монастыри получили утверждённые штаты и обязаны были устраивать за свой счёт богадельни для отставных солдат. Царь желал перевести всё духовенство на государственное содержание, но на это не нашлось средств.

Священники должны были вести метрические книги, куда записывались сведения о рождениях, браках и смертях, выявлять в своём приходе беглых.


Феофан Прокопович. Портрет XVIII в.

3. Феофан Прокопович

4. Старообрядцы и другие конфессии

Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость.

Что такое старообрядчество?

Старообрядчество с конца XVII — начала XVIII в. стало распадаться на отдельные течения — толки и согласия, поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств. Основные районы распространения поповщины — Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы, в основном селившиеся на севере страны, отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств, а наиболее радикальные из них (филипповцы, нетовщина) проповедовали самосожжение ради спасения души.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству?

6. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?

Работаем с картой

Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре I.

2. Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

3. Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в разное время в европейских странах. Используя Интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни.

Запоминаем новые слова

Синод — в России в 1721—1917 гг. — один из высших государственных органов. Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества.

Читайте также: