Старая и новая дипломатия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глобальные изменения в мире, происходящие в последние годы, развал мощного идеологического барьера, порождавшего во многом недоверие и враждебность, появление в то же время на месте прежней конфронтации новых угроз для стабильности международных отношений, экологический кризис вплотную подводят человечество к драматическому выбору между нахождением объединенными усилиями путей продолжения своего существования или самоуничтожением. Надо ли говорить, как резко возрастают роль и значение дипломатии в ядерно-космическую эру, призванной привести в действие все свои рычаги и возможности, накопленный веками опыт, чтобы найти единственно разумный выход из критической ситуации, решить насущнейшую задачу выживания.

В новой России

В новой России С крушением СССР перед бывшими советскими социалистическими республиками, ставшими суверенными государствами, встал вопрос об их государственных символах – гербе, флаге, гимне. В Российской Федерации еще до осени 1991 года возникла идея возвратить России

ДРАКОН НА НОВОЙ РАТУШЕ

ДРАКОН НА НОВОЙ РАТУШЕ Мариенплац, 8Главная точка Мариенплац — Новая ратуша в стиле фламандской готики (1867-1909). Ратуша строилась в три этапа в целом более 40 лет. Многие мюнхенцы были недовольны высотой башни ратуши (85 метров) — боялись, что она затмит величие

ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

§ 1. Понятие дипломатии

§ 3. Историческая природа дипломатии

§ 3. Историческая природа дипломатии Являясь, как и всякий другой политический феномен, продуктом общественного развития, дипломатия не стоит на месте, видоизменяется в полном соответствии с особенностями движения общества по ступеням истории. В условиях рабовладения,

§ 22. Язык дипломатии

§ 28. Протокол в многосторонней дипломатии

§ 28. Протокол в многосторонней дипломатии Истории международных отношений хорошо известна так называемая многосторонняя дипломатия — участие государств в конференциях, совещаниях, конгрессах, встречах, переговорах, а также в сессионной работе международных

Создание новой темы

Создание новой темы Форум, каким бы обширным он ни был, не в состоянии охватить все стороны жизни, особенно если дело касается какой-либо узкоспециализированной или не очень популярной темы. Представим ситуацию: зайдя на форум в поисках информации по определенному

В поисках Новой Голландии

ГРЕЦИЯ 431 г. до новой эры

ВЕСТНИК НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дипломатические или по-другому называемые межгосударственные отношения – это отношения, которые устанавливаются и осуществляется дипломатическими представителями от имени своего государства. Конечно, в современном мире, взаимодействия с международными и межправительственными организациями также рассматриваются в качестве дипломатической деятельности. Концепция территориального суверенитета возникла в давние времена, но традиция взаимодействия государств между собой, прежде всего, с целью развития взаимовыгодного сотрудничества и безопасности торговли между дружественными государствами предшествовала понятию территориального суверенитета. Практика создания дипломатических миссий в целях ведения переговоров между различными государствами стара как сама история. Письменные источники подтверждают, что дипломатические отношения между греческими городами-государствами существовали даже для частных задач. Например, в Илиаде Гомера описывается отправление посольства Менелая и Одиссея в Трою для освобождения Елены. Древние римляне также заслуженно признаются выдающимися мастерами в сфере установления и ведении дипломатических отношений, но ни греки, ни римляне не стремились разработать систематический подход в деле дипломатических отношений. Итальянские республики и, в частности, Венеция назначали своих постоянных представителей в столицах друг друга для ведения переговоров и сотрудничества в международных делах; но только в 13-м веке первые иностранные постоянные представительства стали принимать современный внешний вид. В 15-м веке, итальянские республики назначают постоянных представителей в Англии, Франции, Германии и Испании, а в конце того же века и эти страны начали держать постоянные дипломатические посольства при дворах друг друга. Тем не менее, до второй половины семнадцатого века постоянные дипломатические миссии не были признаны в качестве общепринятого института. В этой статье представлен краткий обзор истории становления и развития дипломатических отношений.

Краткая история становления и развития международных отношений.

История свидетельствует о том, что дипломатические отношения во времена Древнеримской империи регулировались учреждением, известным как коллегия фициалов (чья практика породила право jus fetiale, отвечавшее за правильность и законность деяний, касающихся международных отношений). По вопросу значимости коллегии фициалов существует две противоположных точки зрения. Некоторые исследователи считают, что эта коллегия представляла собой определённую форму дипломатической деятельности в Римской империи, включая задачи ведения переговоров от имени римского народа. Согласно другим, коллегия просто выполняла функции по регулированию дел, связанных с внешними отношениями, что в современном понимании относится к деятельности Министерства Иностранных дел. Независимо от статуса коллегии фициалав и ее роли в истории, фактом остается то, что Древний Рим был знаком с дипломатическими отношениями, хотя без устройства и применения системного подхода к этой деятельности.

В византийский период, были определены важнейшие качества и характеристики, которыми должны обладать дипломаты; они как значимые и влиятельные фигуры, должны быть широко образованными и проницательными людьми. Этот взгляд на качества и характеристики дипломата остается актуальным и в наше время. Венецианцы, в последующем, переняли многие дипломатические техники, разработанные византийцами, и усовершенствовали их. Так венецианцы, установили систему архивирования записей межгосударственных отношений, и все их посольства за рубежом всегда держались в курсе важнейших событий как местных, так и зарубежных. К 15-му веку, все главные государства Италии установил дипломатические отношения друг с другом, но эти миссии не действовали на постоянной основе.

16-й век в Европе ознаменован бурным ростом дипломатической активности, ставшей к тому времени очевидной необходимостью. В сознании правящих классов сильнее крепло осознание той реальности, когда дружественные отношения между государствами могут быть достигнуты не военно-силовым, но дипломатическим путем. Закрепляя и расширяя распространение дипломатического опыта, подчеркивая его важность в международных отношениях, издается ряд произведений различных авторов, из которых следует упомянуть о следующих:

Независимо от времени, прошедшего с первых дней становления дипломатических отношений, изначально существуют три известных вопроса дипломатии: (а) видная персона дипломатического представителя; (б) его способность вести переговоры, основанная на прекрасном владении языками; и (в) важное значение конфиденциальности.

Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Приложение XVII к Заключительному акту Венского конгресса 1815 года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к созданию единой системы аккредитации дипломатов, прибывших от направляющих их государств, исключавшей предвзятость при назначении.

Реальный переход от старой к новой форме дипломатии происходит в начале 20-го века. Тем не менее, важнейший этап развития дипломатии относится к периоду 19-го века, который связывается в первую очередь с улучшениями в системе связи. Так, 19-й век стал свидетелем устойчивости пост-наполеоновской Европы и пика колониальной системы, представлявшей собой раздел мира между пятью великими державами и их доминированием над более слабыми и менее развитыми государствами. Тогда же было сформулировано положение, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и уважения к человеку.

На самом деле, эти факторы важны для устоявшейся формы дипломатических отношений между государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что во время колониального периода дипломатическая деятельность строилась вокруг отношений между колониальными государствами и другими сильными не колониальными государствами. Но, дипломатия не была известна странам Азии, в частности Китаю и Индии.

В ходе 19-го века (1895 г.) Английским институтом международного права была предпринята первая попытка кодификации дипломатического права, принятая на основе Кембриджских положений, но в последующем она была заново пересмотрена в 1929 году. В период 19-го века опять же, благодаря росту торговых операций между странами, усиливается необходимость установления и дальнейшего расширения посольских и консульских отношений между политически и экономически значимыми государствами. Это не означает, что принципы дипломатии, разработанные такими авторами как Бейнкерсхук, Гроций или Ваттель к этому времени стали устаревать; претерпели изменения только некоторые практические аспекты дипломатии, например, обязанности отделов протокола в министерствах иностранных дел и консулов были регламентированы гораздо тщательнее. Можно утверждать, что в 19-м веке были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатических отношений, а в 20-м веке дипломатии переходит на новую, гораздо более совершенную ступень своего развития, в первую очередь, связанную с разработкой и принятием различных межгосударственных соглашений в этой области, кульминацией которых становится Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Суть и характер развития дипломатии в течении 20-го века можно разделить на два основных этапа, которые лучше рассматривать раздельно: (а) период, предшествующий основанию ООН; и (б) в период, последовавший после основания ООН. Период, предшествующий ООН, будет включать в себя как Первую мировую войну, так и основание Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946 году.

Единственным положением в Уставе Лиги Наций, представляющим решение вопросов в неполитической сфере, был пункт (д) статьи 23, который гласил:

В период существования Лиги Наций межгосударственные и международные дипломатический отношения имели ограниченный характер в основном сосредотачиваясь на проблемах ведения войны. Таким образом, например, дипломатия в сфере экономических отношений или дипломатия в сфере международного развития не находила своего места в повестке дня. Действительно, в некотором смысле, период деятельности Лиги Наций характеризуется достижением максимальных высот в развитии международной военной дипломатии. Хотя, Версальский договор делал попытку установить вечный мир, но Лига Наций так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Другими словами, работу дипломатии мира периода Лиги Наций можно считать полностью провалившейся.

С наступлением эпохи ООН начинают открываться новые перспективы для международной дипломатии. Ее нынешние цели и задачи существенно отличаются от периода Лиги Наций. ООН основана как организация, специально созданная для поддержания мира с помощью всеобщего социально-экономического развития. Среди многих других получают свое внимание такие вопросы, как права человека, деколонизация, международное экономическое сотрудничество. Дипломатическим сотрудникам в современных условиях требуется умение ориентироваться в сложных, многоплановых и динамически меняющихся интересах множества участников на мировой арене. Насколько ООН успешна в реализации поставленных целей можно оценивать, если внимательно присмотреться к почтительному отношению ее членов к этой универсальной организации, отодвинув в сторону свойственную дипломатическим нравам преувеличение значимости этого форума.

Следует подчеркнуть, что современная дипломатия и ее методы претерпели значительные изменения по сравнению с 19-м и 20-м веками.

Современная дипломатия является комплексной, многомерный деятельностью, основанной на правовых нормах, отвергающей применение силы или угрозы силы. В этой дисциплине необходимо четкое понимание в хитросплетениях различных национальных региональных и международных интересов. От современного дипломат с учётом конкретных условий и характера решаемых задач требуется владеть глубокими знаниями и детально разбираться в нескольких областях, а именно: географии, истории, экономических отношениях, международном праве и международных отношениях, технике ведения переговоров и методах предотвращения конфликтов. К тому же, современный дипломат должен быть весьма проницательным, учтивым, терпимым человеком, обладающим широкими культурными взглядами.

Заключение.

В период существования ООН были заключены две Венские конвенции, а именно: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенции о консульских отношениях 1963. В них не было добавлено ничего существенно нового в деятельности как дипломатических представительств, так и дипломатов или консулов; а просто кодифицирована практика, сложившаяся на протяжении веков к тому моменту в мире дипломатии и консульских отношений. Эти два инструмента позволяют достаточно адекватно отвечать на новые вызовы, возникающие в текущих реалиях. В последующее развитие этих инструментов современная дипломатия дополняется методикой взаимодействиями в формате международных форумов. Таким образом, дипломаты сегодня обязаны быть знакомы с регламентами и процедурами, установленными в различных международных организациях. Современная дипломатия ориентируется на создание условий для повсеместного установления прочного мира, а не только на его защиту и поддержание.

Похожие записи

Дипломатическая защита — это дипломатическая процедура (механизм), используемая государством для обеспечения защиты прав и

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.

Рубежом в развитии дипломатии считают Первую мировую войну.

Именно после Первой мировой, а затем Второй мировой войн появились условия для создания первых всеобъемлющих международных организаций, имеющих целью, по крайней мере на словах, предотвращение войн (Лиги наций и ООН), создания условий для большей открытости дипломатии, для активного вовлечения государств в международные отношения и конференционную дипломатию. В новых условиях значительно расширялись масштабы дипломатической деятельности,

19. Предвидение событий в дипломатии

20. Многосторонняя (конференциальная) дипломатия

Многосторонняя дипломатия возникла одновременно с Вестфальским государственно-центристским порядком. На протяжении большей части его существования многосторонняя дипломатия проявлялась в основном на форумах, связанных с послевоенным мирным урегулированием .В современном мире многосторонняя дипломатическая активность разворачивается преимущественно в рамках МО (ООН, НАТО, ВТО и др.).

Акторами многосторонней дипломатии являются не только представители государств. Делегаты от ТНК и МНПО соперничают за влияние в коридорах ООН и других МО с профессиональными дипломатами, политиками и международными чиновниками.

Для успешной работы в области многосторонней дипломатии необходимо хорошо знать многих ее участников из других стран и МО. Вопросы, обсуждаемые на многосторонних встречах, могут быть такими же, как и в двусторонней дипломатии, но подходы к ним со стороны участников многосторонних форумов отличаются более широким охватом международной проблематики. В сфере многосторонней дипломатии дипломаты должны уметь адаптироваться к политической среде и культуре, где люди говорят на многих языках и где необходимо знать и учитывать национальные интересы большого количества стран.

Особым видом многосторонней дипломатии являются встречи в верхах (саммиты) руководителей более чем двух государств.

В ходе, а также после Первой мировой волны произошли важные события, которые дали новое течение в развитии дипломатии. Среди них:

Старая дипломатия обязана была подчиняться идеям и обычаям той системы, которую она представляет. С переменой системы она также изменяется, но на порядок позже. Дипломатия не может существовать обособленно и независимо от высшей власти.

В XIX веке в мире наметились некоторые демократические тенденции, поэтому дипломатия изменилась не из-за самих дипломатов, а из-за изменения политической системы. Факторами, которые оказали особое влияние на методы и теорию международных переговоров, являются:

Личная инициатива, предприимчивость и ответственность не играют в новой дипломатии такой важной роли, как в старой.

Читайте также: