Становление советской цивилизации кратко

Обновлено: 08.07.2024

В.Д. Комаров, д. филос. н., проф.

Военная академия материально-технического

обеспечения, г. Санкт-Петербург

СОВЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ:
НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Следует при этом учитывать, что новейшие исторические исследования склоняют нас к признанию того факта, что Прарусь имеет своим истоком древнейшую матричную цивилизацию , которая оформилась как солидарное государство Аратта в IX – VIII тысячелетиях до н.э. на территории Циркумпонтийского пояса.

В марксистско-ленинском учении было убедительно показано, что в ближневосточных и западных очагах цивилизация имела антагонистический характер, т.е. имела своим источником эксплуатацию человека человеком в труде, расслоение общества на господствующие и угнетенные классы на основе института частной собственности на средства и условия производства, элитарное обособление культурного богатства. Свобода как высшая человеческая ценность была приватизирована верхушкой общества и дозировалась строго по каналам государственной власти. Порабощение всякого рода стало главным фактором прогресса цивилизации антагонистического типа, а классовая борьба выступила как главная движущая сила истории народов.

Системный подход в анализе общественной жизни, впервые примененный классиками марксизма, позволяет выделить и третий, духовно-культурный компонент в структуре любой цивилизации. Речь идет о сфере идеального как продукте интенсивного развития культуры, о субъективной реальности в цивилизованном обществе. В учении Маркса — Ленина принято считать, что природа человека интегративна, она развивается через разрешение противоречий между тремя сущностными силами человеческого рода — трудом, общением, мышленим. Способом бытия указанного компонента цивилизации является творчество как производство идеального, которое путем развития социальной организации превращается в материальное и движет цивилизацию по пути прогресса, а не угасания и разрушения. Культурный потенциал общества есть средство возвышения человека как меры прогресса цивилизации.

Для познания сущности советской цивилизации важны не только описание ее феноменальных очертаний, но и выявление ее социогенетики посредством фиксации основных признаков, особенностей Российской цивилизации. В трудах западных историков об этой локальной цивилизации меньше всего речи, а русские философы и историки доленинского периода дали лишь приблизительный эскиз социокультурного бытия исторической России 5 .

Таким образом, на рубеже 50–60-х гг. ХХ в. правомерно было утверждать, что началá свой жизненный путь новая, модельная цивилизация с мировой перспективой — советская. С позиций научной теории цивилизации это означало, что советская цивилизация — первая в будущем ряду цивилизаций неантагонистического типа; что она носит посткапиталистический характер, но наследует родовые черты первой в истории локальной цивилизации евразийского масштаба; что это способ бытия общества с новой степенью социальной свободы и постклассовой социальной структурой; что именно в этой цивилизации начинается прогресс культуры по пути обогащения элементов демократической культуры народов достижениями классической, профессиональной культуры; что, наконец, на этой ступени развития мировой цивилизации рождается человек новой, интегративной природы и формируется новая, полинациональная общность людей.

Великая Октябрьская революция рабочих, солдат и крестьян означала поворот к основанию российской цивилизации нового, неантагонистического типа.

Разрушение материального основания советской цивилизации началось с демонтажа социалистических производственных отношений, скреплявших единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза. Расщепление этого ядра экономического базиса внешне воспринималось народным сознанием как обман тех поколений трудящихся страны Советов, которые его создавали более 70 лет.

Таким образом, контрреволюционная ликвидация советских социальных институтов положила начало крушению социалистического базиса, а затем и всего материального основания цивилизации нового типа.

Аналитики ЦК КПРФ, тщательно проработав Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию 12 декабря 2012 г., пришли к всесторонне обоснованному выводу: « Ведь именно связь времен Руси — СССР — России властно требует движения к социализму, к советской цивилизации XXI века. Если следовать путем Пиночета, события принесут нам тот самый хаос. А хаосом управлять невозможно. Рыночная монетаристская экономика несовместима с традиционными святынями и идеей социального государства.

В свете выдвинутых тезисов по научно-философской теории цивилизации можно обозначить вехи на пути восстановления и развития советской цивилизации в условиях противоречивого процесса глобализации и взаимодействия цивилизаций антагонистического и неантагонистического типов. Применительно к современной России — с учетом генетической роли ее евразийского естественно-социального континуума — вехи эти таковы.

Веха первая. Восстановление тысячелетней России путем возрождения союза славянских народов и хозяйственного собирания земель на 1/6 части суши в стиле русского лада.

Веха вторая. Ликвидация виртуальной оккупации территории тысячелетней России транснациональными корпорациями и политическими силами внепролетарского и антипролетарского характера.

Веха третья. Безусловная передача всей евразийской системы природопользования в собственность народов, живущих и трудящихся на вековом пространстве от Балтийского и Черного морей до Тихого океана. Постепенное державное восстановление единого народнохозяйственного комплекса на постсоветской территории.

Веха четвертая. Установление революционно-демократической диктатуры народа в форме Советской власти и построение системы великодержавной политической власти, опирающейся на восстановленную армию и мощный военно-промышленный комплекс. Ориентация обороноспособности против империалистических агрессоров.

Веха пятая. Возрождение и модернизация по требованиям информационной эпохи советской системы народного просвещения и высшего образования. Восстановление системы социального воспитания молодого поколения на основе соблюдения простых норм нравственности и ориентации на коммунистический идеал всесторонне развитой и трудолюбивой личности.

Веха шестая. Ориентация всех социальных институтов на всемерное научно-техническое и финансовое укрепление советской системы бесплатной медицины и образования, недопущение безработицы, государственную заботу о комфортабельности и доступности жилья, о развитии единой современной системы коммуникаций на всем евразийском пространстве.

Уцелевшие силы советского народа во главе с коммунистами сталинской выучки вполне способны организовать левое, патриотическое движение народов России за возрождение и укрепление мировых позиций советской цивилизации. Главной движущей силой этого спасительного процесса должен стать современный рабочий класс России.

Руководствуясь ленинской концепцией о возможности построения социализма в такой особенной стране, как Россия, И.В. Сталин выступил как талантливый планировщик новой цивилизации. Он учитывал при этом и такой исторически действенный фактор как русская идея. Об этом хорошо написал доктор философских наук Г.А. Зюганов: «Воплотить в жизнь совершенно новую геополитическую модель поведения России удалось Сталину. Не случайно говорится, что настоящая политика — это процесс реализации национальной идеи. Сталин соединил все лучшее, накопленное в традиционных российских концепциях — имперской самодостаточности и славянского “Большого пространства”, — с возможностями советского, социалистического строя.

Итак, можно констатировать, что понять природу и историческое значение советской цивилизации уместно с помощью суммирования типологических характеристик ее социогенетической основы — российской региональной цивилизации.

«Видовое своеобразие российской цивилизации, во-первых, обусловлено ее евразийским месторазвитием и соответственно западно-восточной исторической эволюцией в социокультурном плане; во-вторых, оно связано с тем обстоятельством, что содержание ее не совпадает полностью ни с феодальным, ни с буржуазным видами цивилизации, хотя внешне ее коснулись существенные черты того и другого; в-третьих, указанное своеобразие выражается в этнической пассионарности исторической России, которая стимулировалась, по Л.Н. Гумилеву, преимущественно подпором южного пояса древнейших локальных цивилизаций.

Следовательно, опираясь на прошлый опыт, опираясь на научную философию и поддержку революционных сил мировой цивилизации, народы Великой России через все трудности вполне реально могут подняться на четвертый пик в развитии Российской и всемирной цивилизации.

1 Комаров В.Д. Философия цивилизации // Философия и общество. 1998. № 3. С. 61.

2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 25–26.

4 См.: Комаров В.Д. Указ. соч.

5 Там же. С. 101–102.

6 См.: Начала цивилизации: Даниленко В.Н. Космогония первобытного общества. Шилов Ю.А. Праистория Руси. Екатеринбург: Деловая книга; М.: Раритет, 1999.

7 Комаров В.Д. Указ. соч. С. 103.

8 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194.

9 Белов Ю.П. Не тужи, Россия. М., 1997. С. 25.

10 Комаров В.Д. Указ. соч. С. 103–104.

11 Шогенов А.Х. Развитие реальной экономики СССР с 1921-го по 1953 год // Политическое просвещение. 2012. № 5(70). С. 6.

14 См.: Население СССР за 70 лет. М., 1988. С. 18–20.

15 См.: Сталин И.В. Избр. соч. Киров: Семеко, 2004. Т. 3. С. 263–265.

16 Шогенов А.Х. Указ. соч. С. 19.

20 Ведьманов В.М. Оглянись, Россия в опасности! (ответ тем, кто сомневается). М.: Правда-Пресс, 2011. С. 140.

21 См.: Путин поклялся в верности либеральным экономическим принципам // Правда. 14–17 декабря 2012. № 138. С. 2.

22 Зюганов Г.А. Сталин и современность. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 252.

Народы геополитического преемника Российской импе­рии — СССР развивались в рамках такой цивилизационной волны, которая еще в большей степени отходила от запад­ных схем развития, чем российская традиционная цивили­зация. При этом надо отметить, что на развитие новой со­ветской общности в первой половине XX века огромное влияние оказала негативная внешнеполитическая среда, ко­торая поставила ее в условия вооруженной борьбы за существование и выживание. Крах монархической системы и ужасающая разруха после I мировой войны сразу постави­ли социалистов на рельсы создания жестко централизован­ной государственности. Этот элемент евразийской цивили­зации получил гипертрофированное значение и зазвучал с особой силой. Гражданская война и военная интервенция 14 государств закрепили тенденцию централизации.




Полно н точно оценить эту субцивилизацию очень труд­но и будет реально возможно в отдаленной перспективе при общем анализе развития социализма как в Европе, так и в Азии, особенно в Китае, успешно решающем проблемы мо­дернизации и освоения достижений НТР. Но уже сейчас ясно, что советская история не является исключительно осу­ществлением чьего-то эксперимента, процессом взаимодей­ствия жертв и палачей, серией глупостей и авантюр вождей. Она является имманентной частью мировой цивилизации, без которой нельзя представить развития человечества. За­падные историки четко фиксируют эффект опосредованного воздействия советской системы на западную, результатом чего явилось использование в ней элементов планирования в экономике, регулирования социальных отношений. Во всем мире сейчас наблюдается тенденция развития, связанная с ограничением анархически свободного рынка и варварской эксплуатации, экономического подчинения человека капита­лу Беспредельный индивидуализм постепенно отступает под натиском гуманистических ценностей. Преодоление надви­гающейся экологической и демографической катастрофы воз­можно лишь при сознательном регулировании всего общества и природы со стороны человечества, объединенного в новую цивилизацию.

Современные условия придают актуальность историчес­кому опыту планового регулирования, накопленного в СССР, несмотря на его противоречивость. Советская субцивилиза­ция достаточно успешно развивалась три четверти века, обес­печив победу над фашизмом и прорыв в Космос. Это стало возможным также потому, что советское общество воспри­няло и в преращенном виде развило глубинные историчес­кие традиции и ценности российской евразийской циви­лизации — соборность, общинность, государственный патриотизм, сотрудничество народов в рамках единой госу­дарственности. Становление на территории СНГ в новом идеологическо-политическом оформлении и на другой соци­ально-экономической основе очередной цивилизационной волны объективно требует творческого освоения духовного наследия и уроков предшествующего развития России как страны-континента, страны — цивилизации.

Народы геополитического преемника Российской импе­рии — СССР развивались в рамках такой цивилизационной волны, которая еще в большей степени отходила от запад­ных схем развития, чем российская традиционная цивили­зация. При этом надо отметить, что на развитие новой со­ветской общности в первой половине XX века огромное влияние оказала негативная внешнеполитическая среда, ко­торая поставила ее в условия вооруженной борьбы за существование и выживание. Крах монархической системы и ужасающая разруха после I мировой войны сразу постави­ли социалистов на рельсы создания жестко централизован­ной государственности. Этот элемент евразийской цивили­зации получил гипертрофированное значение и зазвучал с особой силой. Гражданская война и военная интервенция 14 государств закрепили тенденцию централизации.

Полно н точно оценить эту субцивилизацию очень труд­но и будет реально возможно в отдаленной перспективе при общем анализе развития социализма как в Европе, так и в Азии, особенно в Китае, успешно решающем проблемы мо­дернизации и освоения достижений НТР. Но уже сейчас ясно, что советская история не является исключительно осу­ществлением чьего-то эксперимента, процессом взаимодей­ствия жертв и палачей, серией глупостей и авантюр вождей. Она является имманентной частью мировой цивилизации, без которой нельзя представить развития человечества. За­падные историки четко фиксируют эффект опосредованного воздействия советской системы на западную, результатом чего явилось использование в ней элементов планирования в экономике, регулирования социальных отношений. Во всем мире сейчас наблюдается тенденция развития, связанная с ограничением анархически свободного рынка и варварской эксплуатации, экономического подчинения человека капита­лу Беспредельный индивидуализм постепенно отступает под натиском гуманистических ценностей. Преодоление надви­гающейся экологической и демографической катастрофы воз­можно лишь при сознательном регулировании всего общества и природы со стороны человечества, объединенного в новую цивилизацию.

Современные условия придают актуальность историчес­кому опыту планового регулирования, накопленного в СССР, несмотря на его противоречивость. Советская субцивилиза­ция достаточно успешно развивалась три четверти века, обес­печив победу над фашизмом и прорыв в Космос. Это стало возможным также потому, что советское общество воспри­няло и в преращенном виде развило глубинные историчес­кие традиции и ценности российской евразийской циви­лизации — соборность, общинность, государственный патриотизм, сотрудничество народов в рамках единой госу­дарственности. Становление на территории СНГ в новом идеологическо-политическом оформлении и на другой соци­ально-экономической основе очередной цивилизационной волны объективно требует творческого освоения духовного наследия и уроков предшествующего развития России как страны-континента, страны — цивилизации.

Сегодня о советской цивилизации вспоминают все чаще. Само это понятие обрело полное право на существование как в научных публикациях, так и в политической полемике. К ее авторитету все чаще обращаются уже не только сторонники социалистического пути развития, но и, казалось бы, ярые его противники, у которых зачастую просто не остается никаких других исторических ориентиров. Впрочем, исследование советской цивилизации – дело сложное и многотрудное, оно еще впереди. И сегодня мы только определяем контуры этой научной и политической задачи.

Некоторые историки ХХ века исходили именно из существования таких человеческих цивилизаций, подчеркивая уникальный характер каждой из них. При этом немецкий историк Освальд Шпенглер считал, что таких образований было восемь. Британский же историк Арнольд Тойнби насчитал 21 цивилизацию. Однако, подчеркивая их своеобразие, и тот и другой игнорировали одно характерное сходство всех этих цивилизаций: в каждой из них существовала эксплуатация человека человеком.

Советская цивилизация воплотила многие ожидания о счастливом будущем, которые излагали в своих утопических схемах революционеры буржуазной эпохи. Однако, в отличие от этих утопий, в которых верные догадки о будущем сочетались с ошибочными прогнозами, рождение новых общественных отношений было обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом в созданной ими теории научного коммунизма, получившей развитие в трудах В.И. Ленина, а затем И.В. Сталина. Правильность научных выводов марксизма-ленинизма и ошибки в утопических схемах буржуазных революционеров были доказаны в ходе становления социалистического строя.

При этом советская общественная формация явилась и органичной стадией развития нашей исконной отечественной русской – российской цивилизации.

Поскольку трудящиеся составляли подавляющее большинство населения, советская цивилизация стала первой, в которой не на словах, а на деле были осуществлены принципы социального равенства. Впервые в мире у любого человека появилась возможность учиться бесплатно и получать бесплатно все виды медицинских услуг. В Советской стране расходы людей на жилье, коммунальные услуги, транспорт были минимальными и не менялись в течение десятилетий. Питание было по доступным ценам.

Впервые со времен патриархата была создана цивилизация, покончившая с неравноправием и угнетенным положением женщин. Право женщин заниматься любой профессией наравне с мужчинами, за которое до сих пор борются защитницы своих прав в капиталистических странах, было реализовано еще в первые годы Советской власти. Было обеспечено и политическое равноправие женщин, которое вопиющим образом попиралось во многих странах мира.

Вопреки утопическим проектам мелкобуржуазных революционеров, выступавших за ликвидацию семьи, в советской цивилизации принимались меры по охране семейного очага. Забота о семейном воспитании сочеталась с воспитанием в детских коллективах. Впервые в мире в нашей стране были созданы организации: для детей – октябрятская, для подростков – пионерская. Подавляющая часть юношей и девушек вступала в массовую молодежную организацию – комсомол. Наши дети были защищены от растления и пагубных привычек. В семье, детском саду, школе, октябрятской, пионерской, комсомольской организациях на основе достижений лучших советских педагогов, таких как А. Макаренко, подрастающее поколение воспитывали в духе здоровой морали на лучших примерах учебы и трудовой деятельности.

Благодаря постоянному контролю за физическим и психическим здоровьем детей, созданию широкой сети оздоровительных учреждений и летних пионерских лагерей детская смертность резко сократилась, а юное поколение вырастало здоровым. Продолжительность жизни в нашей стране и численность населения за годы Советской власти удвоились.

Забота о здоровье советских людей и их физическом развитии проявилась в успехах советского спорта. Советские спортсмены, представлявшие различные народы СССР, неизменно занимали первые места на Олимпийских играх и других международных состязаниях.

Советская цивилизация была первой, основанной на принципах национального равенства. С первых же лет Советской власти межнациональные отношения, которые были источником острых конфликтов внутри различных стран мира на протяжении многих веков, перестраивались на принципах равноправия и дружбы. Вопреки мелкобуржуазным революционерам, выступавшим с позиций национального нигилизма и настаивавшим на быстрой ликвидации национальных отличий, советская цивилизация создала благоприятные условия для развития национальных культур. В первые же годы Советской власти были учреждены различные национально-территориальные образования. Была создана письменность для тех народов, которые прежде ее не имели. Практически у всех народов СССР появились национальный театр и национальная литература.

Мелкобуржуазные революционеры, в том числе и те, кто находился в рядах Коммунистической партии, вроде Троцкого, не верили в возможность победы социализма в одной отдельно взятой стране, тем более не в самой развитой, какой на тот момент была Россия. По этой причине они пытались остановить социалистическое строительство в нашей стране якобы до победы пролетарских революций на Западе. Преклоняясь перед западной цивилизацией, они перечеркивали дореволюционную историю России. В отличие от них Ленин и Сталин считали, что Октябрьская революция является закономерным порождением общественных процессов, которые происходили в России. Вопреки провокационным потугам перечеркнуть отечественную дореволюционную историю, советская цивилизация впитала в себя богатый опыт и лучшие достижения и качества как русского, так и других народов нашей страны.

Бережно сохраняя национальные традиции, советская цивилизация способствовала развитию культуры, опиравшейся на ее народные истоки. За годы существования Советской власти были созданы прекрасные произведения музыки, литературы, живописи, архитектуры, театра, кинематографа, которые стали доступны всему населению страны. Творения Шолохова и Шостаковича, Маяковского и Прокофьева, Свиридова и Мухиной, Эйзенштейна и Хачатуряна, а также многих других советских классиков вошли в сокровищницу мировой культуры.

Ярким отражением глубины чувств советских людей стала советская песня, которая создавалась лучшими композиторами страны и исполнялась ее лучшими певцами. Весь мир аплодировал музыкантам, вокальным и балетным ансамблям, которые демонстрировали в разных странах мира творения советской культуры.

Построенное на научной основе общество обеспечивало приоритетное развитие исследований во всех областях человеческого знания. Первый искусственный спутник Земли, полет первого человека в космос, создание первой в мире атомной станции и другие достижения стали яркими примерами успехов советской науки и техники.

Война доказала и более высокий уровень военного искусства, проявленный советскими полководцами Жуковым, Рокоссовским, Коневым, Василевским и другими, которыми руководил Верховный главнокомандующий Сталин. Война доказала и непревзойденную способность Советского государства осуществить эвакуацию тысяч промышленных предприятий и миллионов людей и организовать оборонное производство в тылу.

Свидетельством совершенства советской цивилизации стали быстрое восстановление разоренной страны и начало мирного строительства. Одновременно советская цивилизация смогла мобилизовать промышленное производство, науку и технику, для того чтобы в считанные годы преодолеть отставание от США в создании ядерного оружия и обеспечить защиту страны от готовившегося американскими империалистами уничтожения сотен наших городов и миллионов советских людей.

Советский человек становился все более образованным и всесторонне развитым. Наша страна стала самой читающей в мире. Быстро рос интерес к художественной литературе, к научно-популярным журналам, книгам о науке и технике. Советский человек не был ограниченным обывателем, замкнувшимся в сфере своих частных интересов и личной жизни.

В советской цивилизации жили и работали замечательные люди труда, науки и культуры, которые стали примером для подрастающего поколения, – такие как Стаханов и Гаганова, Королёв и Курчатов, исследователи Северного Ледовитого океана и Антарктиды, Чкалов и Гагарин, прославленные организаторы производства, инженеры и техники. Образцом героизма стали не меркнущие в народной памяти подвиги советских людей в годы Великой Отечественной войны: Зои Космодемьянской, Александра Матросова, молодогвардейцев. На примерах исполнения своего долга миллионами бойцов Красной армии и самоотверженных героев тыла в годы Великой Отечественной войны выросли целые поколения советских людей.

В капиталистических странах даже стали пытаться прибегать к планированию своего хозяйственного развития. Советский пример стимулировал развитие космических исследований и развитие в ряде других отраслях науки и техники.

Однако воздействие советской цивилизации на мир не ограничивалось лишь ориентацией на ее позитивные примеры. Советский Союз активно боролся за сохранение мира во всем мире, выдвинув еще в 1920-х годах программу всеобщего и полного разоружения, выступая за коллективную безопасность, за обуздание агрессоров. Советская цивилизация стала главной силой, сокрушившей поход гитлеровской Германии, милитаристской Японии и их союзников против человечества. Угроза порабощения народов мира и беспредельного геноцида была устранена прежде всего благодаря советской цивилизации.

Добившись равновесия в обладании оружием массового поражения, советская цивилизация сумела предотвратить развязывание глобальной ядерной катастрофы и превращение нашей планеты в пустыню. Благодаря постоянным усилиям СССР новая мировая война была предотвращена.

Пример советской цивилизации и ее активные действия по преобразованию мира всегда вызывали жгучую ненависть мирового империализма. Западные державы не прекращали своих попыток сокрушить советскую цивилизацию оружием всех видов, включая информационно-психологическое.

ХХ столетие стало эпохой противостояния двух альтернативных цивилизационных начал: социалистического, воплощенного в СССР, и капиталистического, олицетворением которого стали США и их союзники по НАТО. Буржуазная цивилизация цеплялась за любой шанс продлить свое существование. Советская же шаг за шагом продвигалась вперед, открывая перед человечеством будущее, однако проиграла схватку особого типа – информационно-психологическую войну за умы собственных граждан.

К тому же успехи советской цивилизации имели свою теневую сторону. В эйфории от достижений возобладала точка зрения о невозможности реставрации капитализма и необратимости торжества социализма. Внимательное изучение общественных процессов, анализ каждого этапа исторического развития Советской страны были подменены формальным, догматическим повторением одних и тех же положений из учебников по общественной теории, не учитывая того, что время требовало новых решений. В результате первые проявления разрушительных процессов в области экономического и социального развития, национальных отношений не получили должной оценки.

Свержение социалистического строя и распад СССР сопровождались разрушением советской цивилизации. Остановилась работа многих сотен промышленных предприятий, созданных в советские годы. Пришло в упадок сельское хозяйство. Научные, образовательные и культурные учреждения закрывались. Города, построенные в годы советских пятилеток, приходили в упадок и становились рассадниками преступности и социальных заболеваний. Миллионы людей оказались без работы и уверенности в будущем. Число самоубийств катастрофически возросло. Рождаемость резко упала, и население стало сокращаться.

Поскольку народ помнит об утраченной советской жизни, а память трудно уничтожить, российская криминальная буржуазия стремится доказать порочность советской цивилизации. Подручные средства массовой информации изо дня в день убеждают население России в том, что 74 года советской цивилизации были лишь историческим провалом. Они стараются очернить каждый день великой истории, каждое значительное явление советской жизни, оклеветать коммунистическое учение. Однако добиться этого не удается.

Говорят, что СССР, советская цивилизация стали легендой нашего времени, своего рода Китеж-градом ХХ века. Это не совсем так. Они стали не столько легендой, сколько мечтой, обращенной в будущее.

Ведь история учит, что существование великих цивилизаций носит, как правило, своего рода пульсирующий характер. Они знают времена взлетов и моменты падений, подчас настолько глубоких, что создается впечатление об их гибели. Однако проходит время, и такие цивилизации вновь начинают возрождаться, устремляясь к высотам развития. Гибель СССР явилась сломом в развитии великой русской цивилизации, которая, породив советский строй, указала миру магистральный путь дальнейшего прогресса человечества. Произошел откат вспять, на многие годы назад.

Поэтому коммунисты должны внимательно изучать опыт советской цивилизации, бороться за сохранение памяти о ней, пропагандировать ее, убеждая в неизбежности крушения коррумпированного строя буржуазной реставрации. Обогащенные опытом 20-летней борьбы, мы должны превращать достижения советской цивилизации в де йственное орудие построения социализма на новой исторической стадии развития российского общества – социализма XXI века.














Мы, наш народ, отмечаем 21 декабря этого, 2019-го, года 130-летие со дня рождения И.В.Сталина в пространстве уже 20 лет развивающейся капиталистической контрреволюции, обреченной на исторический крах, принесшей много невиданных бедствий и страданий всем народам СССР, который был расчленен, вопреки воле народа, высказанного на всесоюзном референдуме в 1991 году, благодаря предательству Ельцина, Кравчука и Шушкевича.

Эти оценки ЦК КПРФ, спустя 10 лет, в 2019 году, когда мы отмечаем 140-летие со дня рождения И.В.Сталина, не потеряли своей актуальности.

«И.В.Сталин возвеличил СССР – Россию. Под его руководством осуществилась культурная революция, покончившая со всеобщей безграмотностью народов СССР – России, была создана система народного образования, не имевшая аналогов в мире, создана мощная система здравоохранения, за 10 лет 30-х годов осуществлена индустриализация экономики страны, выдвинувшая СССР по производству валового продукта на 2-е место в мире, было обеспечено создание мощной системы обороны на современной технике вооружения… Благодаря успехам отечественной конструкторской мысли и работы промышленности к началу Великой Отечественной войны были созданы высокотехнологичные авиастроение, танкостроение, станкостроение, приборостроение, радиопромышленность и т.д. Имя Сталина навсегда войдет в историю в связи с великой победой советского народа в Великой Отечественной войне. Именно СССР – Россия… спасла человечество от фашистского ига…

На этом фоне отмечаемая нами дата – 140-летие со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина 21 декабря этого, 2019, года, и грядущее, 22 апреля 2020 года, – 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, превращаются в поле битвы – битвы идеологической, информационной, духовной, политической и даже геополитической – за будущее и России, и человечества, которое неотделимо от идеалов социализма и коммунизма, связанных с ликвидацией эксплуатации человека человеком, решением главной проблемы стоящей перед человечеством – гуманизации, очеловечивания своего бытия, созидания такого общества, в котором бы раскрылся простор проявлению творческого потенциала человека, его всестороннего и гармоничного развития, осуществился бы подъем его Ответственности на уровень Ответственности за все живущее на Земле, за сохранение Биосферы и планеты Земля как нашего Планетного Дома.

Вот почему нынешняя российская колониальная капиталократия и обслуживающие её государство и интеллигенция с такой невиданной силой развязали наступление на историческую память народа, на память о достижениях в созидании мощи СССР и в социальных благах, в обеспечении основных прав человека на жилье, на образование, на труд, на здоровье и отдых, на творческую работу ради благополучия родной страны.

Имя Сталина навсегда связано с феноменом советской цивилизации, которое есть историческое чудо ХХ века.

Такая постановка вопроса связана не только с тем, что Иосиф Виссарионович Сталин почти 30 лет с 1923 года по 1953 год руководил созиданием советской социалистической цивилизации и здесь его заслуга и перед отечественной историей, и перед историей человечества, огромна, но связана и с тем, что сама советская социалистическая цивилизация выросла из логики исторического движения оснований бытия России как евразийской, общинной, самой холодной, с большим пространством-временем, цивилизации, отвергшей капиталистический путь развития, как несоответствующий её цивилизационному, социокультурному архетипу, ценностному геному русского народа и народов России.

Здесь нужно всегда помнить проницательную мысль Александра Сергеевича Пушкина:

Социалистическая революция в России произошла вначале как антикапиталистическая революция, а потом уже как социалистическая. И это еще надо осознать.

Советы как форма организации народовластия, советская государственность родились из логики развития этого ценностного генома.

Советская цивилизация созидалась в огне революций как продолжение российской цивилизации, полностью соответствующая её архетипу.

Ленинизм появляется как развитие марксизма, но как такое развитие, в котором радикально отразилась российско-цивилизационная специфика, с одной стороны, в частности положение о крестьянстве, как одной из движущих сил социалистической революции в России наряду с рабочим классом, а, с другой стороны, ленинская теория империализма и вытекающее из неё положение о социалистической революции в отдельно взятой стране, причём не в развитой капиталистической стране, а в стране цивлизационно-общинной, с совершенно с другим типом хозяйственного уклада. Поэтому советская социалистическая революция была по преимуществу крестьянской.

Сталин как политический лидер в партии большевиков, один из виднейших сподвижников Ленина, продолжатель его дела, когда Ленина не стало, вырос в огне революционно-политической борьбы и революций 1905 и 1917 годов, а также гражданской войны 1917 – 1922 годов.

Он подхватил знамя советско-социалистического созидания в России – СССР, можно считать, начиная с 1923 года, когда В.И.Ленин из-за болезни уже не мог руководить партийно-государственными делами.

2. Советская цивилизация эпохи Сталина как синтез оснований российской цивилизации с социализмом

Советская цивилизация эпохи Сталина – в чём её сущность, в чём состоит тот вклад этой эпохи в историю человечества, который является непреходящим по своему смыслу?

Советская цивилизация есть социалистическая цивилизация, соединившая основания российской цивилизации с социализмом, т.е. давшая простор развитию основных ценностей, отражавших чаяния народов России, и в первую очередь русского народа.

Сталин это осознавал и очень бережно относился к доставшемуся большевикам цивилизационному наследию.

Сталин роль советской организации социалистического общества прекрасно понимал и всемирно её укреплял.

Гениальность Сталина, как организатора, управленца, теоретика и идеолога, проявились в том, что он сумел осознать цивилизационно-социалистическую ориентацию российской цивилизации, сделать кооперацию (о чём писал В.И.Ленин) на основе колхозно-совхозной системы, коллективизации сельского хозяйства базисом советского социализма в крестьянской стране.

В этой преемственности оснований Российской цивилизации состоял секрет крепости советской цивилизации. Она олицетворяла собой власть коллективного Труда над Капиталом, созидание происходило через взлёт творчества раскрепощенного гения русского народа и всех народов СССР, который демонстрируют имена многих советских ученых, писателей, конструкторов, рабочих и колхозников, знаменитое стахановское движение, охватившее огромное количество трудовых коллективов на просторах СССР.

3. Советская цивилизация в эпоху Сталина как продолжатель миронесущей миссии российской цивилизации

Российская цивилизация и советская цивилизация, как ее социалистическое и советское развитие в ХХ веке, в силу своих оснований, исторического прошлого, в котором ей пришлось быть защищающееся крепостью и в три раза больше пережить войн за последнее тысячелетие, чем Европа, выступала всегда как миронесущая цивилизация, спасавшая не раз Европу от закабаления агрессором (как во время войн с татарами, турками, с армией Наполеона, с немцами в первую и вторую Мировые войны).

Следует вспомнить, что на конгрессе в Базеле русское правительство во главе с императором Николаем II в 1896 году предложила план всемирного разоружения.

Политика Сталина, советского правительства, коммунистической партии продолжила эту миронесущую линию российской цивилизации.

А.Капто и В.Серебрянников замечают:

Сталин, будучи талантливым, если не гениальным, дипломатом, направлял весь свой международный авторитет и личное обаяние на то, чтобы предотвратить международные конфликты, погасить угрозу войны, нейтрализовать факторы, работающие на войну, укрепить мир во всём мире, потому что социализм, в отличие от капитализма, есть стремление к миру всего человечества, потому что укрепление мира и очеловечивание человека – процессы взаимосвязанные, образующие единство.

Примером могут служить переговоры И.В.Сталина с Д.Эйзенхауэром после окончания войны. 12 августа 1945 года он был приглашен во время спортивного праздника в Москве даже на трибуну ленинского Мавзолея.

4. Советская цивилизация как цивилизация созидания и раскрепощенного труда

Советская цивилизация – это цивилизация созидания, цивилизация, в которой труд стал делом чести, доблести и славы.

Это созидание было поднято на небывалую высоту его осознания, благодаря проведенным в 20-х – 30-х годах культурной и человеческой революции, которые автор рассматривает, как необходимый момент социалистической социальной революции, как базовое условие построения социализма на основаниях общинной, в значительной мере – крестьянской, цивилизации, какой была Россия.

Образование, культура, искусство стали основой осуществляемой человеческой революции в СССР.

Таким образом, вытекает ещё одно важное положение из нашей логики в определении советской цивилизации.

Советская цивилизация есть научно-образовательная, культурная цивилизация, сделавшая образование и культуру высокой духовной потребностью советского человека.

Именно в этом пункте, а он самый важный во взгляде на проблемы смысла и качества жизни, советская цивилизация не имела аналогов в мире.

Под руководством Сталина советская держава превратилась в мощную научно-образовательную державу, а советское общество – в образовательно-просвещенное общество.

Это был скачок из тьмы и невежества, в котором находилось большинство населения страны, к свету знания и познания, вне которых не может быть реализована истинная свобода – свобода творчества и созидания.

Необходимо отметить, что образовательная революция не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. В эти годы, когда весь народ, Красная армия, напрягая все силы, давали отпор немецко-фашистскому захватчику, открывались новые вузы (за годы войны было открыто более десятка новых вузов), в 1943 году была создана Академия педагогических наук СССР, в этом же году в Новосибирске был открыт драматический театр, который и поныне является одним из прекрасных акцентов в архитектурном ансамбле города.

К этому следует добавить, что в послевоенные годы, с 1945 по 1952гг., советский учитель занимал 3-е место по оплате своего труда, получал зарплату в 2 раза больше, чем в среднем рабочий.

И это не могло ни сказаться на развитии общества. А.А.Зиновьев неслучайно произнес фразу: Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник.

5. Советская цивилизация как

Советская цивилизация была мобилизационно-плановой цивилизацией.

В этом контексте она находилась в русле бытия российской цивилизации.

Начиная с 1928 года, страна стала развиваться планово, на основе пятилеток, получивших название сталинских пятилеток.

Закон планового развития и закон существования определенного сектора мобилизационной экономики – это законы развития российской цивилизации, обусловленные её евразийством, большим пространством-временем ее бытия, холодностью климата и соответственно высокой энергостоимостью воспроизводства жизни общества и экономики, низкой биопродуктивностью биоценозов.

Советский социализм придал им новое качество, раскрыл простор действию этих законов на основе научного управления социалистическим строительством и развитием общества.

Переживаемая нынешней Россией эпохи Ельцина и его преемников системная и экономическая катастрофа обусловлена отказом от планирования развития народного хозяйства, что противоречит её законам цивилизационного развития, в том числе является результатом перехода на основы якобы регулирующей функции свободного рынка.

Капитализм вступил в эпоху своего краха и краха рынка как такового. Времени у человечества для осознания этого факта осталось мало.

Природа подписала и капитализму, и рынку свой приговор в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

6. Заключение

У человечества и у России нет будущего в XXI века вне социализма, вне управления социоприродной – ноосферной – эволюцией на базе научно-образовательного общества, общественного интеллекта и плановой регуляции экономического развития.

Либерализм как идеология, установка на либерализацию рынка и экономики, которые продолжают быть главными акцентами политики по выходу страны из кризиса, характерные для установок современной власти в России, только ускоряют процесс саморазрушения российской цивилизации, который уже поставил её на грань технологической катастрофы и катастрофы всех систем жизнеобеспечения людей.

И до тех пор, пока будет жить человечество на Земле, В.И.Ленин и И.В.Сталин будут вечно стоять у начал новой всемирной эпохи, новой истории – эпохи и истории социализма, становящегося основанием решения вопроса по выходу человечества и России из пропасти первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Иначе – смерть человечества и забвение его истории в XXI веке! – И тогда, кто-то из космических пришельцев на планету Земля в будущем смог бы подвести итог этому печальному событию:

История обращается к нашему нравственному чутью, к совести, к долгу и к разуму!

А.И. Субетто,

профессор, доктор философских наук,

доктор экономических наук,

кандидат технических наук.

Субетто Александр Иванович -

Читайте также: