Становление русской национальной культуры нового времени кратко

Обновлено: 06.07.2024

Предлагаю рассмотреть основные направления в развитии русской культуры, выявить особенности культурного развития на отдельных этапах.

Мир культуры Древней Руси

Культурное ядро Древней Руси сформировалось в то время, когда после падения древнего мира создавались основы средневековой Европы. Россия была частью варварского мира . Место и время возникновения древнерусской культуры определялось рядом особенностей, повлиявших на формирование менталитета и определивших его характер.

Организационным началом для древнерусской культуры стало принятие христианства в форме византийского православия.

Русская культура XIII – XVII вв

В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. укрепляются рационалистические взгляды на исторические события. Расширились не только исторические, но и географические знания людей.

Расширились не только исторические, но и географические знания людей. Афанасий Никитин Хождение за три моря. Источник Яндекс. Картинки.

Расширились не только исторические, но и географические знания людей. Афанасий Никитин Хождение за три моря. Источник Яндекс. Картинки.

Русские мастера научились выполнять довольно сложные математические расчеты во время строительства зданий и были знакомы со свойствами основных строительных материалов. Блоки и другие механизмы использовались при строительстве зданий. В XIX веке во Владимире, Ростове, Суздале и других городах были восстановлены каменные соборы. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, ряд соборов и монастырей. В ходе образования государства, сосредоточенного в Москве, начал зарождаться новый всероссийский стиль монументальной архитектуры. Этот стиль отличался творческим использованием архитектурных традиций древнерусских городов и в то же время обогащением их достижениями архитектуры европейского Ренессанса.

Становление национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского художника Андрея Рублева.

В XVI в. некогда мощные культурные центры и школы перестали существовать. Это было результатом завершенного процесса объединения в одно государство. Москва, ставшая всероссийским культурным центром, собрала лучших мастеров из всех стран, чье творчество в условиях устоявшейся национальной самобытности дало мощный импульс развитию культуры во всех ее областях.

Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры . В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, которая затем была переведена на Никольскую улицу.

Культура России Нового времени (конец XVII-XVIII вв.)

В конце XVII века полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, разделила доселе единую русскую культуру на две: светскую и религиозную.

В общественном сознании произошли значительные изменения, связанные с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой Отечеству.

Тенденция к демократизации - одна из особенностей русской культуры XVIII века. Преодолевая статичность, в русскую культуру XVIII века начал проникать принцип историзма.

Архитектурный облик как гражданских, так и религиозных зданий, основанных на системе заказов, значительно меняется. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. Наибольшее влияние на развитие русской архитектуры оказали Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини, М. Земцов и другие.

Этот период характеризуется появлением новых направлений в живописи, повышением интереса к личности человека, верой в его безграничные возможности. Это привело к активному развитию портретной живописи (А.М. Матвеев, И.И. Никитин и др.). Российская действительность петровской эпохи также отражена в графике.

В становлении национального самосознания, национальной культуры огромная роль принадлежала лучшим представителям дворянства, развивающейся интеллигенции.

Расцвет русской архитектуры и изобразительного искусства во второй половине XVIII века связан, во-первых, со зрелым владением принципами нового искусства, во-вторых, с обращением к древнерусской традиции с позиций нового искусства.

В итоге можно отметить, что одним из главных достижений второй половины XVIII в. стало утверждение материалистического мировоззрения, формирование которого повлияло на формирование светского, реалистического искусства. Русское искусство было проникнуто идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга.

Основные направления в развитии русской культуры XIX – начала XX вв

Восстание декабристов вызвало большой подъем социальной и философской мысли, его влияние на художественную культуру также было глубоким. А. Пушкин выразил в своем творчестве свою близость к идеям и духу декабризма. Одной из центральных тем социальной и философской мысли была тема будущего России. Эта тема дала начало двум важным течениям русской мысли - западничеству и славянофильству.

Ряды интеллигенции значительно выросли. Их духовные запросы вызвали рост в книгоиздательстве, увеличился тираж газет и журналов. Также события повлияли на развитие театра, живописи и других искусств.

В литературе и искусстве распространились различные тенденции – импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и другие.

Русская литература первой половины века характеризуется быстрой сменой эстетических тенденций: классицизм XVIII века ненадолго сменяется сентиментализмом, уступающим место романтизму, а реализм заменяет его. Тема войны нашла широкий резонанс в поэзии. Творчество Державина, Карамзина, Пущина, Лермонтова и др. проникнуто чувством патриотизма.

Впоследствии русская литература обращается к внутреннему миру человека, его духовными качествами и проблемами, которые затрагивают каждого человека, независимо от того, к какому социальному слою он принадлежит. Вопросы морали всегда были в центре внимания самых выдающихся русских писателей.

В начале XX века Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, продолжали традиции критического реализма XIX века, эти традиции сыграли писатели нового поколения (А. М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин). Но наряду с этой тенденцией, особенно в дореволюционное десятилетие и в основном в поэтической среде, существуют различные литературные кружки и объединения - символисты, акмеисты, футуристы и т. д. Заметно стремление отойти от традиционных эстетических норм и идей.

В первой половине XIX века классицизм, утвердившийся в России в конце XVIII века, долгое время сохранял свои позиции.

В XIX веке большое внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы видели народную музыку источником вдохновения. В конце XIX века также отмечается повышенное внимание к оперной и камерной музыке.

В первой половине XIX века произошел постепенный переход от академизма, основой которого стала Имперская академия художеств. Решающий поворот русской живописи к реализму представлен в творчестве П. А. Федотова. Во второй половине XIX в. критический реализм уже занял господствующее положение в русской живописи.

В конце XIX века в русской живописи возникли новые модернистские тенденции, создавшие свои собственные творческие объединения.

Русская культура рубежа веков и первых десятилетий XX века стала результатом огромного и сложного пути. Гуманизм и гражданственность, народность и демократичность всегда отличали русскую культуру. Одновременно в России всегда существовало несоответствие между богатством культуры и возможностью вовлечения в нее широких слоев народа. Уровень образования народных масс, прежде всего крестьянства, мещанства, уже в начале XX в. ограничивался начальной школой. Только участие общественности и интеллигенции привело к определенным сдвигам в системе государственного образования, некоторые из которых произошли в конце XIX века.

Российская культура второй половины XX – начала XXI века

Культура в годы Великой Отечественной войны: с самых первых дней все достижения отечественной культуры, науки и техники были поставлены на службу Отечеству в достижении Победы.

В XX веке одно из самых великих произведений военных лет - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда.

В послевоенный период отечественная культура продолжила художественное развитие военной темы. В целом послевоенная идейно-политическая ситуация в стране была не совсем благоприятной для развития культуры и науки. Распространялся догматизм, цитатничество. Изоляционистская политика советского руководства была поддержана широкой идеологической кампанией по борьбе с низкопоклонством перед Западом.

Во второй половине 60-х годов активизируется молодежное движение, которое выступает против традиционных форм духовности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект лекций по ИМИОК

преподаватель: Орлова Л.А.

Тема. Преобразования Петра I в области культуры (первая четверть XVIII века).

Тема. Борьба за культурное наследие петровской эпохи (вторая четверть XVIII века).

Тема. Формирование русской национальной культуры (сер. XVIII – нач. XIX в.в.).

Тема. Культура предреформеной России (первая пол. XIX века).

Культурные преобразования в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразования в области культуры и быта.

Изменения в культуре, произошедшие в эпоху Петра, имели ряд особенностей. Во-первых, это широкое вмешательство государственной власти в духовно-культурную сферу. И, во-вторых, это решительный скачек в культурной жизни, в особенности в деле европеизации российских порядков.

При Петре I впервые делается акцент на создание светской школы, и проблемы образования становятся частью государственной политики. Связано это было в первую очередь с широкомасштабными войнами, которые требовали знающих и образованных людей.

В 1701 г. было открыто первое светское учебное заведение - Навигацкая школа, на базе которой в 1715 г. возникла морская академия. Чуть позже были основаны артиллерийская, инженерная и медицинская школы. По инициативе В.Н. Татищева, были организованы горнозаводские училища, готовившие квалифицированные кадры для мануфактурной промышленности.

Дети провинциальных дворян и чиновников обучались в цифирных школах. Сеть школ в центре и на местах способствовала распространению грамотности, хотя образование носило преимущественно классовый характер и охватывало, в первую очередь, детей дворян и духовенства. Основная масса населения - крестьянство - в школы не принималась.

Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний: по механике, геометрии, фортификации, навигации и т.п.

В начальный период реформ была основана первая российская печатная газета "Ведомости", или, как позднее значилось на заглавном листе газеты, "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Первые два номера "Ведомостей" появились в декабре 1702 г. Газета печаталась сначала на Московском печатном дворе, а затем, большей частью в Петербурге и выходила регулярно, 1-3 раза в месяц, тиражом от 100 до 3000 экз., в зависимости от важности сообщаемых событий. Эта первая отечественная газета просуществовала до 1728 г., когда на ее основе стали издавать новое издание - "Санкт-Петербургские ведомости". В течение всего царствования Петр вынашивал идею об организации Академии наук, но первые шаги к ее организации предпринял в июне 1718 г. Однако создание Академии затянулось, отчасти в связи с тем, что Петр был занят более неотложными делами, отчасти вследствие трудности привлечения для работы в ней иностранных ученых. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра - в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. В области литературы время Петра - это расцвет повести ("Гистории"). Широкую известность получила "Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли".

Крупнейшим идеологом абсолютизма, ведущим публицистом и страстным пропагандистом петровских преобразований был священник Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), который прославлял Петра и его деятельность ("История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" - 1713 г.), так же теоретически обосновал право монарха в произведениях "Слово о власти и чести царской" (1718 г.), "Правда воли монаршей" (1722 г.). Тенденция обмирщения культуры весьма четко просматривается в зодчестве и градостроительстве.16 мая 1703 г. в устье реки Невы на месте, только что отвоеванном у шведов, началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено начало Петербургу, который строили по особому плану, и занималась этим специально созданная "канцелярия от строений". Ведущую роль в этом играли иностранные архитекторы - Доменико Трезини (1670-1734 гг.), по проектам которого были возведены такие сооружения, как Петропавловский собор, здания двенадцати коллегий, Гостиный (Мытный) двор и др., и Жан-Батист Леблон (1679-1719 гг. ) , разработавший в 1716 г. проект планировки Петербурга в виде громадного эллипса, внутри которого площади и системы взаимно перпендикулярных улиц. С изменением дворянского быта связано строительство нового типа жилых зданий: скупо освещенные боярские хоромы сменяют обширные дворцы с разбитыми парками.

Петр оценивал искусство, если использовать современную терминологию, с позиции технократа. Произведения искусства должны были, по мысли царя, служить либо украшением, либо символом, наглядным пособием, дающим людям знания или назидательные примеры для их морального совершенствования.

Особенно ярко это проявилось в изобразительном искусстве первой четверти XVIII века.

Появляется новый для России вид изобразительного искусства - гравюра 5 .

В основном, она применялась для оформления и иллюстрирования книг, а также была представлена самостоятельными листами. В них преобладали батальные сюжеты и городские пейзажи, порожденные военными событиями и строительством Петербурга, первоначально это были граверы из Голландии (Андриан Шхонебек и др.), но затем известность получают отечественные - братья Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев.

Ведущим жанром в живописи становится портрет. Наиболее значительным художником этого направления был Иван Никитин (1685-1742 гг.); автор многих портретов сподвижников Петра (например, портрет канцлера Г.И. Головкина) и известной картины - "Петр I на смертном одре". Из иностранных художников, приглашенных на работу в Россию Петром, следует отметить Иоганна Тотфрида Таннауэра и Луи Каравакка, писавших парадные портреты Петра, членов его семьи, государственных сановников.

Еще одна новая форма изобразительного искусства - роспись на финифти (эмали), представленная портретной миниатюрой, в которой непревзойденным мастером был Григорий Семенович Мусикийский (1671-1739 гг.).

На петровскую эпоху приходится также внедрение в российскую культурно-бытовую жизнь новых явлений.

По указу Петра была проведена реформа календаря и введено новое летоисчисление, по которому жили европейские государства. Раньше Новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое, как считалось, произошло за 5508 лет до появления Христа. Поэтому, согласно нововведению, день после 31 декабря 7208 г. предписывалось считать 1 января 1700 года от "рождества Христова".

Вводилась новая европейская одежда (камзолы, чулки, башмаки, шляпы, галстуки) и новая форма общения для высших сословий - ассамблеи, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Ассамблея, разъяснял царь в указе 1718 г., слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждений и разговоров дружеских. Но и непринужденность, и веселье, и умение вести светский разговор, и танцевать пришли далеко не сразу. И все же светские балы, и приемы прижились в России.

Большое внимание уделял Петр обучению галантному поведению и этикету отпрысков вельмож, высших чиновников и офицеров. При нем трижды издавался и имел широкую популярность свод правил приличного поведения "Юности честное зерцало", или "Показание к житейскому обхождению". Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями, из них он перевел те части, которые считал полезными русскому читателю. "Юности честное зерцало" излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие.

В целом же культурные преобразования в эпоху Петра были весьма значительны, приблизили Россию к Европе, но не следует забывать при этом мысль А.С. Пушкина, который считал, что просвещавший Россию Петр одновременно резко увеличивал несвободу вообще и подчинение личности государству в частности.

Преобразования Петра I не изменили коренным образом ни социально-экономического, ни политического строя России. Усилия Петра привели к созданию государства, которое можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое и полицейское.

Петру многое удалось. В целом его преобразования Россия приняла и сохранила до наших дней. Но следует помнить и о главном негативном следствии реформ императора-преобразователя: это раскол нации.

До реформ Петра в стране существовало необычайное единство культуры. До Петра вся Русь жила одним культурным содержанием, одними идеалами. Различия бедных и богатых, "низов" и "верхов" носили количественный характер. У тех и других были одна вера, одинаковые нравы, обычаи, праздники, речь. Это единство считалось признаком русскости.

После реформ Петра появилось как бы два культурных слоя, два жизненных уклада. Самые "верхи" империи утрачивали черты национальной идентичности. В XVIII-XIX веках проявится культурная чуждость русского дворянства и русского народа. Жители одной страны, одной веры, одной национальности даже говорить будут на разных языках: народ по-русски, а "господа" по-французски. Такого не было ни в одной другой стране. Этот культурный раскол нации, как объективное следствие усилий Петра европеизации России, сыграет самую трагическую роль в дальнейшей истории страны.

р еформы Петра I в русской культуре первой четверти 18 века. Новое время в России начинается с петровских реформ. Культура этого времени характеризуется дальнейшим обмирщением, рационализмом, открытостью, контактами с Западом.

Появляются: наука, светское образование и живопись , авторство произведений и садово-парковая культура .

Северная война вызвала реформы, а они потребовали большего числа специалистов для военной и государственной службы. Для их подготовки создается система государственного светского (то есть внецерковного) образования .

Первое светское государственное учебное заведение в России — Навигацкая школа в Москве (1701). Затем создаются артиллерийская, инженерная, цифирная и другие школы.

Вершиной и символом петровских реформ в области науки и образования стала Петербургская Академия наук , основанная в 1724 г. и открытая в 1725 г., уже после смерти Петра I . Это было научно-учебное заведение : при ней был открыт Университет и гимназия для подготовки к нему.

С 1700 г. введен новый календарь . л етоисчисление теперь велось от р ождества Христова, а не от сотворения мира; отсчет нового года переносился с 1 сентября на 1 января.

С 1722 г. Россия объявляется империей. Архитектура этого времени выражала силу и мощь Российской империи, отличалась плановостью застройки, ансамблевостью, преимущественно светским предназначением . Наиболее ярко это проявилось в строительстве основанного 16 (27) мая 1703 г. Санкт-Петербурга. Это был город регулярной застройки с прямыми улицами и с домами с регламентированной высотой (архитекторы Леблон, Трезини , Земцов, Коробов).

Русская культура 18 века после Петра I . С 1740-х гг. развитие отечественной науки связано с именем М. В. Ломоносова — первого русского профессора и академика (до него были немцы). Среди его заслуг — открытие Московского университета (1755) при Елизавете Петровне, возрождение искусства мозаики, формулировка закона Ломоносова-Лавуазье и др. Это был энциклопедически образованный ученый, внесший огромный творческий вклад во многие области науки и культуры (химия, физика, астрономия, история, литература и др.). Как историк, он был антинорманистом .

В литературе 18 в. ведущим направлением был классицизм , по жанру — оды, трагедии, сатиры (поэты Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков). Фонвизин, Н. И. Новиков и А. Н. Радищев — крупнейшие русские просветители 18 в. Крупнейшим русским поэтом кон. 18 в. был автор многих замечательных од — Г. Р. Державин . В кон. 18 в. ведущим направлением в литературе становится сентиментализм (Н. М. Карамзин).

Господствующим стилем в архитектуре было барокко (арх. В. В. Растрелли, Кокоринов, Баженов, Казаков). В 60е гг. 18 в. на смену пышному барокко приходит строгий классицизм , возрождающий классическую архитектуру античности (арх. Кваренги, Старов, Валлен Деламот, Растрелли, Баженов, Казаков).

В живописи второй пол. 18 в. развивается жанр светского портрета (худ. Рокотов, Левицкий, Боровиковский).

Выдающимся скульптором рубежа 18–19 вв. был Ф. Шубин.

В 1756 г. в Петербурге создается профессиональный театр Федора Волкова.

Русская культура первой половины 19 века. В литературе первой половины 19 в. существовали 4 основных направления: классицизм , сентиментализм , романтизм , реализм . В эти годы творят Пушкин, Лермонтов, Гоголь. В их творчестве утверждались гуманизм, гражданственность, народность .

В живописи первой пол. 19 в. утверждался романтизм (портреты Кипренского), пленэрный пейзаж Сильвестра Щедрина. Родоначальником бытового жанра в живописи был Венецианов, поэтизировавший крестьянский быт.

В архитектуре нач. 19 в. устанавливается стиль позднего классицизма — ампир (от фр.: империя), олицетворяющий идеи государственного могущества, военной мощи и имперского величия: ансамбли Казанского собора (арх. Воронихин), Адмиралтейства (Захаров), здание Главного штаба (Карл Росси).

Русская культура второй половины 19 века. Культура пореформенной России отразила ускоренное буржуазно-капиталистическое развитие страны после отмены крепостного права.

Во второй пол. 19 в. в архитектуре господствует эклектика , разновидностью которой был псевдорусский стиль : храм Воскресения Христова, известный как церковь Спаса на крови, в Петербурге (арх. Парланд) и Исторический музей — в Москве (Семенов и Шервуд).

Русская культура на рубеже 19–20 веков. В это время утверждается архитектурный стиль модерн (арх. Барановский, Гоген, Сюзóр, Шехтель).

символизм (Брюсов, Блок, Белый);

акмеизм (Гумилев, Ахматова, Кузмин);

футуризм (Маяковский, Хлебников, Бурлюк, В. Каменский и др.).

К 1910-м гг. относится рождение русского художественного авангардаабстрактного искусства (Кандинский, Малевич, Ларионов).

Важным событием общественной и культурной жизни страны стало открытие в 1898 г. в Москве К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Художественного театра (ныне МХТ).

1. Выписать из произведения Л. Толстого Образ Петра I , его образ в литературе и живописи.

Основные тенденции в культуре России XVIII–XIX веков

Культура России XVIII века

В Россию Возрождение проникло уже ближе к концу XVII. Считается, что начало русского Возрождения находится в Украине и Беларуси, где деятели культуры были куда больше подвержены западному влиянию. Таким образом, Россия тогда лишь попала под единый общеевропейский процесс, однако с реформами Петра он проходит куда стремительнее.

Заслуга Петра Великого прежде всего в том, что он дал идеям русского ренессанса реализоваться на практике, ведь до этого это движение существовало лишь в узких кругах и только на словах. Впоследствии русский ренессанс породил смену летосчисления от Рождества Христова и изменения в моде и ношении бороды.

Литература, театр и философия России XVIII века

Прежде чем говорить о литературе века XVIII, надо сделать несколько шагов назад и вернуться в век XVII. Как известно, долгое время литературным языком в России был старославянский, однако уже в середине XVII века, начиная с сочинений Аввакума, можно наблюдать оформление русского литературного языка. И в XVIII веке Ломоносов высказал концепцию трёх стилей – низкого, среднего и высокого.

Ещё одна новая тенденция – преобразование народных жанров в авторские. К примеру, народная сатира преобразовалась под пером Фонвизина. В XVIII веке в русском повествовательном жанре появляется сентиментализм.

Как известно, благодаря реформе Петра Великого 1702 года в России впервые появился публичный театр в Москве, а после и в Петербурге, где уже ставили пьесы Сумарокова.

Особое развитие в XVIII получила русская философия. Григорий Саввич Сковорода, бродячий проповедник, уже тогда говорил о том, что Бога нужно искать в себе.

Живопись, скульптура и архитектура России XVIII века

В 1757 году в Санкт-Петербурге создаётся Академия художеств. Именно там развивались классицизм, романтизм и сентиментализм в живописи, скульптуре и архитектуре.

Живописцы, в основном, писали портреты придворных, аристократов, правителей, а также натюрморты и пейзажи. Михаил Шибанов задал первые мотивы работ будущих передвижников.

В XVIII веке во время строительства Петербурга развивается особый архитектурный стиль – петровское барокко. Во второй половине XVIII века в архитектуре стали проявляться классицизм и романтический стиль с элементами готики. Таврический дворец и здание Академии Художеств – примеры классицизма, Гатчинский дворец – пример романтического стиля.

Наука и образование XVIII века

При Петре Великом впервые открыли Морскую академию, навигационную и медицинскую школу, Императорскую Академию наук и многое другое.

В 1755 благодаря Ломоносову при Елизавете Петровне открывается Московский государственный университет.

Самые главные деятели культуры России XVIII века в таблице

Василий Тредиаковский (1703–1769)

Филолог, поэт, переводчик

Разделил нормы литературного русского на три вида.

Михаил Ломоносов (1711–1765)

Учёный, писатель, поэт, энциклопедист

Денис Фонвизин (1745–1792)

Начал авторскую сатиру.

Николай Карамзин (1766–1826)

Заложил основу для творчества будущих передвижников.

Этьен Фальконе (1716–1791)

Франческо Растрелли (1700–1771)

Постройка Зимнего дворца и Смольного собора.

Культура России XIX века

XIX век России – век историзма, когда Россия и русские начали оценивать свою культуру и самих себя, как великий народ. Главными предпосылками образования такой культурной вершины является прежде всего духовный синтез православных, византийский норм и правил с восточными традициями и западным влиянием.

Литература, театр и философия XIX века

Русская литература XIX не может обойтись без Александра Сергеевича Пушкина. Его творчество можно назвать классической литературой, идеалом национальной культуры. Гармония и соразмерность – вот те меры, которые задал Пушкин своим творчеством и которыми измеряли тогда всю литературу.

Нельзя не обратить внимание на то, что русская философия чаще всего заложена не в трактатах и научных трудах, а в художественной литературе. До середины XVIII русская философия основывалась на православии и целостности, пока не произошел раскол на западников и славянофилов.

А во время философских споров театр содрогнулся от комедий. Благодаря Гоголю, Островскому и Грибоедову на сценах русского театра появился реализм.

Живопись, скульптура и архитектура XIX века

XIX век в истории русского искусства знаменит художниками-передвижниками. Их произведения тесно переплетались с русской литературой, направлений живописи было три: реализм, романтизм и классицизм.

В архитектуре XIX начал развиваться ампир. Примером такого стиля является Триумфальная арка на Петергофской дороге Захарова.

Московский ампир развивался отдельно. Разрушенный Храм Христа Спасителя являлся творением Витберга и примером московского ампира.

Наука и образование XIX века

Самые главные деятели культуры XIX в таблице

Александр Пушкин (1799–1837)

Усовершенствование литературного языка, начало русской классической литературы.

Михаил Лермонтов (1814–1841)

Продолжение байронизма и романтизма в литературе.

Николай Гоголь (1809–1852)

Начало реализма в русской литературе.

Илья Репин (1844–1930)

Основатель русского реализма в живописи.

Виктор Васнецов (1848–1926)

Продвигал историческую и фольклорную живопись.

Дмитрий Менделеев (1834–1907)

Создал периодическую таблицу химических элементов.

Николай Лобачевский (1792–1856)

Являлся одним из создателей неевклидовой геометрии.

Карл Росси (1775–1849)

Построил Екатерининскую церковь, Павловский дворец.

Историческое значение развития культуры XVIII-XIX веков

Русская культура начиная с конца XVIII века претерпела существенные изменения. Заложенная ранее византийская и христианская подпитка совместно с восточными традициями при смешении с западным общеевропейским развитием дал мощный заряд всей будущей культуре России. В самый пик своего развития она породила таких людей, которых сейчас знают почти везде.

Вывод

Культура России XVIII-XIX пройдя общеевропейский путь культурного развития в XVIII, вполне себе типичный для остальных стран, благодаря тесной связи с Востоком, наследованию византийской и античной культуры породила самобытный феномен, который пусть не выражается в создании особых жанров, но отчётливо виден и в уже существующих направлениях.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Читайте также: