Становление органов прокуратуры во франции периода феодализма кратко

Обновлено: 07.07.2024

Целью работы является рассмотрение статуса, роли и функций французского прокурора в системе гарантий конституционных прав и свобод, а также его положения в системе публичной власти.
В соответствии с целью определены основные задачи работы:
1. Конституционно - правовой анализ процесса становления, формирования, развития и функционирования института прокуратуры во Франции.
2. Выяснение правового статуса, основных требований, предъявляемых к профессии прокурора, а также мер дисциплинарного характера.
3. Определение роли и основных функций французского прокурора в гражданском и уголовном процессе в сфере защиты конституционных прав граждан.
4. Определение основных принципов организации и деятельности прокуратуры в системе публичной власти.
5. Рецепция позитивного зарубежного опыта функционирования французской прокуратуры в системе гарантий конституционных прав граждан в Украину

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
1.Зарождение прокуратуры…………………………………………………. 4
1.1.Прокуратура при короле…………………………………………………..4
2.Прокурор-орган общественных интересов…………………………………4
3.Статус прокуроров…………………………………………………………..6
4.Органы прокуратуры Франции сегодня……………………………………7
5.Прокуратура в гражданских правоотношениях…………………………. 8
6.Прокурор республики………………………………………………………..8
Выводы…………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

срс спо.docx

министерство образования и науки украины

ДОНЕЦКИЙ НАЦиОНАЛЬНыЙ УНиВЕРСИТЕТ

кАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

САМОСТАЯТЕЛЬНЯ РАБОТА СТУДЕНТА

По учебной дисциплине

1.Зарождение прокуратуры……………… …………………………………. 4

2.Прокурор-орган общественных интересов…………………………………4

4.Органы прокуратуры Франции сегодня……………………………………7

5.Прокуратура в гражданских правоотношениях…………………………. 8

Список использованной литературы…………………………………………12

Целью работы является рассмотрение статуса, роли и функций французского прокурора в системе гарантий конституционных прав и свобод, а также его положения в системе публичной власти.

В соответствии с целью определены основные задачи работы:

1. Конституционно - правовой анализ процесса становления, формирования, развития и функционирования института прокуратуры во Франции.

2. Выяснение правового статуса, основных требований, предъявляемых к профессии прокурора, а также мер дисциплинарного характера.

3. Определение роли и основных функций французского прокурора в гражданском и уголовном процессе в сфере защиты конституционных прав граждан.

4. Определение основных принципов организации и деятельности прокуратуры в системе публичной власти.

5. Рецепция позитивного зарубежного опыта функционирования французской прокуратуры в системе гарантий конституционных прав граждан в Украину

Актуальность темы исследования. На современном этапе государственно-правового развития проблема совершенствования прокуратуры в системе гарантий конституционных прав и свобод приобретает особую значимость. В связи с евроинтеграционными стремлениями Украины возникает необходимость согласования принципов организации, направлений, форм и методов деятельности прокуратуры Украины с прокуратурами европейских государств.

Вновь происходит процесс оптимизации-выбора наиболее эффективных форм и способов осуществления прокурорского надзора и определения места прокуратуры в системе разделения властей. При этом основной целью прокуратуры является создание подлинных гарантий для эффективной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина и обеспечения законности и правопорядка.


[1.ст1] В юридические литературе основателем французской прокуратуры принято считать Филиппа IV Красивого , который в 1302г. своим ордонансом определил статус королевскихпрокуроров при судах [ 2 ,с .85 ] . Правда , как отмечает А.Михайленко , эти органы существовали и раньше , а в 1302г. на законодательном уровне было регламентировано их правовой статус [ 3 ,с .100 ] . Уже в XII-XIIIст.ст. в Франции при судах разных уровней существовал многочисленный класс стряпчих -прокураторов , среди которых король выбирал себе поверенных . Есть изначально французская прокуратура выполняла в чистом виде функции представителя интересов короля в суде , и лишь значительно позже начала защищать интересы государства и общества в целом.

1.1.ПРОКУРАТУРА ПРИ КОРОЛЕ.

2.ПРОКУРОР-ОРГАН ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

При всем многообразии прокурорских систем в мире, все они призваны защищать права и интересы общества и отдельных граждан. В законодательстве практически всех европейских государств закреплены и реализуются на практике принципы объективности, беспристрастности и независимости прокуратуры. Решая задачу защиты конституционных прав и свобод, прокуратура сама определяет конкретные, не противоречащие закону и ее правовому статусу меры противодействия их нарушения.

Прокуратура, как правило, построена по принципу подчиненности низшего звена высшему.

Прокуратура в силу специфики своего правового статуса взаимодействует со многими органами государственной власти и управления. Особое значение в зарубежных странах отводится вопросу взаимодействия прокуроров с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Так, в одних странах она организационно входит в исполнительную вертикаль (США, Эстония и др.). В иных странах она относится к судебной власти (Испания, Латвия, Грузия и др). В Франции, Италии, Румынии прокуратура занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью.

[4,стр50-65]В настоящее время практически повсеместно, в том числе и во Франции, законодательство о прокуратуре развивается в том направлении, чтобы обеспечить гарантии невмешательства законодательной и исполнительной ветвей власти в содержательную деятельность прокуратуры. Полномочия как законодательной, так и исполнительной власти определяются таким образом, чтобы они не имели правовых оснований вмешиваться в прокурорскую деятельность. Во всяком случае, для такого вмешательства определяются конкретные границы.

Согласно этому документу необходимо обеспечивать лучшее распределение функций между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской Конвенции о защите прав человека, в частности, ее статей 5 и 6, в том, что касается: права каждого человека на рассмотрение его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом; права каждого арестованного или задержанного немедленно предстать перед судом; равенства сторон в судебном процессе и других прав.

Международная ассоциация прокуроров, юридический департамент Совета Европы, генеральные прокуроры ряда зарубежных стран считают необходимым продолжать и развивать международное сотрудничество в данной области между прокуратурой и соответствующими правовыми учреждениями других стран, в том числе в рамках конвенций, принятых Советом Европы.

Изменение статуса, структур, задач и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является. И главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Вот уже более пятидесяти лет Совет Европы трудится на благо зашиты и развития прав человека и верховенства права в европейском сообществе. Совет Европы, накопил обширный и разнообразный опыт в области организации правосудия в демократическом правовом государстве и, особенно, в определении роли, статуса и подготовке представителей судебных профессий.

Действительно, независимость и беспристрастность правосудия являются важнейшими составляющими такого государства, которое гарантирует защиту прав человека и чьи институты зиждутся на нормах закона.

Именно это положение закреплено ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Которая является основополагающим юридическим документом Совета Европы.

Для обеспечения прокурорами конституционных прав и свобод человека и гражданина каждое государство должно вести непрестанную работу по совершенствованию своей системы власти и судебной системы, в частности.Естественно, что независимость и честность прокуроров гарантируются в первую очередь их статусом.

Статус прокуроров имеет целью обеспечивать компетентность, независимость и беспристрастность, которых любое лицо вправе ожидать от судов и от каждого из прокуроров, которым поручено защищать его права. Также правовой статус предусматривает основные принципы и гарантии, которыми сопровождаются отбор прокуроров, их назначение, карьера, ответственность, вознаграждение и прекращение исполнения ими своих функций.

Этот вопрос можно отнести не только к судьям, но и к другим работникам всего государственного аппарата. Работа над настоящим исследованием заставила задуматься над этим вопросом, преимущественно в российских условиях. Конечно, прокурор должен быть честным, независимым, а также он должен подчиняться двум основным правилам: соблюдению закона и соблюдению требований, вытекающих из его статуса.

С точки зрения конституционного права диссертация представляет собой исследование статуса французской прокуратуры во взаимодействии с другими органами государственной власти и обращается к важнейшим задачам прокуратуры в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

4.ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ ФРАНЦИИ СЕГОДНЯ.

Органы прокуратуры Фанции сегодня- это децентрализованая иерархическая структура. Стоит начать с того,что военной юрисдикции во франции нет с 1982г. При апелляционных судах имеются магистраты, которым поручено вести дела военных, но они являются гражданскими лицами и по своему статусу ничем не отличаются от остальных прокуроров.

Также существует генеральная прокуратура,при кассационнам суде возглавляемая генеральным прокурором,не смотря на то что генеральный прокурор возглавляет кассационный суд в сферу его прямого подчинения не входят генеральные прокуроры апелляционных судов,они подчиняются министру юстиции.

Прокуроры наравне с судьями являются полноправными членами судебного корпуса. В Уставе магистратуры подчеркивается, что во "время прохождения службы любое должностное лицо судебного ведомства может быть назначено на должность судьи или на должность прокурора".

5.ПРОКУРАТУРА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ.

[7,стр1] Роль прокурора в гражданских правоотношениях во многом не дооценивается. Важность выполняемых им функций в гражданском процессе мы попробуем определить на примере французской прокуратуры. У французской прокуратуры существуют достаточно обширные полномочия, предусматривающие защиту конституционных прав человека и гражданина и в гражданской, и в административной сферах.

В гражданском процессе это в первую очередь: надзор за законностью решений, принимаемых судьями; представление и защита интересов такой слабо защищенной категории граждан как инвалиды, несовершеннолетние, психически больные; участие в процессе в качестве основной и привлеченной стороны и т.д.

Несмотря на то что круг гражданских дел, в которых участвует прокурор, не так велик, как по уголовным делам, но от этого его роль не становится менее значительной, ведь в гражданском процессе он осуществляет свою основную функцию – защиту интересов общества, общественного порядка и конституционных прав отдельных граждан (ст. L. 751-2 Кодекса судоустройства) [1, c.91].

Деятельность прокурора Республики во Франции, в основном, связана с уголовным производством, но не только с ним, поскольку у магистрата и его помощников, функция которых состоит в обеспечении прав человека, существенная часть работы относится также к областям гражданского и торгового права. Кроме того, существует еще одна функция – контроль за дисциплиной представителей всех судебных профессий. Прокуратура – так же орган надзора за всеми ведомствами судейского корпуса. По традиции, перед прокурором Республики к тому же поставлена важная задача – охрана общественного порядка. Наконец, в более позднее время – с 1990 г. – прокурор Республики стал обязательным, если не сказать основным, партнером городских политиков .

Должностные лица прокуратуры весьма близки к судейскому корпусу (те и другие именуются магистратами), так как они получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно[1].

В основе системы набора кадров для прокуратуры лежит принцип единства судебного корпуса. Это единство судебного корпуса вытекает из взаимопроникаемости функций судей и прокуроров. Прокурор может в любой момент своей карьеры стать судьей, и наоборот. Эта возможность перемещения между судейским корпусом и прокуратурой является источником обогащения профессионального опыта.

Прокуратура является централизованной системой органов. Она действует в лице генеральных прокуроров, генеральных адвокатов и их заместителей при апелляционном и кассационном судах, прокуроров республики и их заместителей при судах большой инстанции, имеющих статус магистратов судебной системы. Структура прокуратуры совпадает со структурой судов. Прокуратура рассматривается как орган, защищающий интересы общества, поэтому некоторые их должности, например помощников генерального прокурора, именуют генеральными адвокатами.

При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками. Он находится в непосредственном подчинении министра юстиции и вправе давать указания всем должностным лицам прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда. Под его надзором находятся и все должностные лица судебной полиции. Генеральный прокурор лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных. Республиканские прокуроры находятся при судах малой и большой инстанций, при исправительных трибуналах и осуществляют уголовное преследование по всем делам в районе действия трибунала. Они лично или через заместителей поддерживают обвинение в большинстве судов присяжных в исправительных трибуналах, а при необходимости и в полицейских трибуналах. Они подчиняются генеральным прокурорам при апелляционных судах.

Прокуратура имеется и при счетной палате. Она включает в себя генерального прокурора и двух его заместителей. Задачи этой прокуратуры наблюдать за единством судебной практики и представлять государство. Генеральные прокуроры непосредственно подчиняются министру юстиции. Они вправе давать обязательные для исполнения указания нижестоящим прокурорам в районе компетенции апелляционного суда. Прокурору республики подчиняются должностные лица прокуратуры при полицейских трибуналах района их компетенции.

Должностные лица прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом республики по предложению министра юстиции при наличии заключения палаты высшего совета магистратуры, компетентной в отношении прокуроров. Указанная палата включает президента республики, заместителя министра юстиции, пять прокуроров, одного судью, государственного советника и трех лиц, не входящих в состав парламента и судебных органов. Генеральные прокуроры кассационного и апелляционных судов назначаются президентом республики без заключения палаты. В компетенцию палаты входит высказывание мнения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц прокуратуры[2].

Основными принципами организации и деятельности прокуратуры являются иерархическая субординация, целостность, ответственность и независимость. Подчиняясь министру юстиции, работники прокуратуры подчиняются вышестоящим руководителям. В отличие от судей, они сменяемы. Деятельность каждого прокурора рассматривается как деятельность прокуратуры в целом. Присутствие одного и того же прокурора при рассмотрении дела не требуется, его может сменить другой работник прокуратуры. Прокуратура не несет ответственности за допущенные в ходе уголовного преследования нарушения закона. Она не может быть привлечена к возмещению судебных издержек и к возмещению ущерба лицу, признанному невиновным, что является гарантией независимости и избавляет прокурора от преследований недовольных граждан. Прокуроры независимы по отношению к суду и к сторонам в уголовном процессе[3].

Принцип подчиненности прокуроров министру юстиции отражается в их правовом статусе: на них не распространяются гарантии несменяемости, которыми пользуются судьи в соответствии со ст. 64 Конституции Франции. В связи с этим они теоретически могут быть смещены с должности министром юстиции или подвергнуты дисциплинарному взысканию, однако на практике такие решения принимаются крайне редко, так как они могут быть неправильно восприняты общественным мнением как вмешательство политической власти в деятельность судебных органов[4].

Основной функцией прокуратуры является уголовное преследование.

Французский уголовный процесс осуществляется путем прохождения нескольких стадий: дознание, предварительное следствие (первой и второй инстанций), возбуждение уголовного преследования, судебное разбирательство, апелляционное производство и кассационное производство.

Прокуратура вправе возбудить уголовное преследование, осуществляет контроль за предварительным следствием и поддерживает обвинение в суде.

Прокуроры осуществляют руководство полицейским дознанием, которое проводят комиссары, офицеры и агенты судебной полиции.

Судебная полиция во Франции – полиция и жандармерия – осуществляет производство дознания по уголовным делам.

Предварительное следствие осуществляется следственным судьей, который находится в организационном подчинении судебных органов. Эти органы делятся на следственные органы первой инстанции (следственные судьи, осуществляющие свою деятельность единолично) и второй инстанции (следственные камеры, осуществляющие свою деятельность коллегиально), т.е. образуют иерархическую систему.

Следственный судья обладает статусом магистрата, назначается на должность в порядке, установленном для судебных магистратов, входит в состав исправительного суда на правах его члена и в связи с этим пользуется гарантиями независимости и несменяемости, как и любой иной судья. При каждом следственном судье предусмотрена должность помощника-секретаря, который обязан присутствовать при проведении всех следственных действий.

Следственный судья при осуществлении своих обязанностей не является судьей в собственном смысле этого слова, т.е. он не разрешает уголовные дела по существу, а лишь устанавливает факты, относящиеся к совершенному нарушению уголовного закона и к личности нарушителя. Более того, ему прямо запрещено принимать участие в рассмотрении уголовных дел, которыми он занимался в качестве следственного судьи[5].

Взаимоотношения полиции и прокуратуры во Франции во многом сходны с взаимоотношениями аналогичных органов в Германии.

Деятельность судебной полиции носит вспомогательный характер по отношению к деятельности прокуратуры. Тем не менее основная тяжесть работы, необходимой для принятия прокурором решения обвинять или не обвинять, лежит на полиции, которая иод контролем прокурора осуществляет все предусмотренные законом виды дознания.

В свою очередь, прокурор уполномочен осуществлять дознание (обычно первоначальное дознание и дознание сомнительной смерти); давать поручения о производстве дознания и отдельных процессуальных действий судебной полиции; контролировать производство полицейского дознания; прекращать производство по делу по формальным основаниям (отсутствие события или состава преступления, неустановление подозреваемого, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности) или по мотивам нецелесообразности; условно отказывать в возбуждении уголовного преследования (если будет выполнено определенное требование – например, возместить причиненный ущерб; применять уголовно-правовую медиацию (урегулирование с помощью посреднических структур; использовать уголовно-правовой "штраф по соглашению"; возбуждать уголовный иск[6].

Таким образом, хотя французская полиция официально вправе проводить некоторые виды дознания самостоятельно, а, значит, и принимать решение об открытии процесса, практически ее процессуальное положение характеризуется не меньшей степенью зависимости от прокуратуры, нежели в Германии.

Иное дело отношения прокуратуры с судебными органами предварительного следствия. Эти органы самостоятельны и независимы в осуществлении своих функций от прокуратуры. Прокуратура способна в определенной мерс влиять на принятие решений органами предварительного следствия. Так, прокурор может возобновлять расследование по делу, прекращенному следственным судьей, участвовать в заседаниях следственной камеры, истребовать дело из суда (в случае необходимости переквалификации совершенного деяния на более тяжкое) и передать его со своим заключением на рассмотрение в следственную камеру. Таким образом, во французском досудебном производстве есть два автономных центра принятия решений: прокуратура (частично ограниченная судом и судебными следственными органами в вопросах применения мер принуждения и направления дела в суд) и органы предварительного следствия. Отношения между прокуратурой и этими органами – преимущественно одноранговые. Полиция, как и в Германии, не является процессуально автономной и подчиняется прокуратуре, вступая с ней в иерархические отношения[7].

Закономерности становления прокуратуры как правового института в Средние века. Анализ основных различий между прокурорами и адвокатами рассматриваемого периода. Компетенция прокуратуры в делах казны и церкви, а также объем ее гражданской компетенции.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.07.2018
Размер файла 15,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Французская прокуратура в Средние века

Этот институт, возникший не столько в силу законодательного импульса, сколько в силу общественно-исторической необходимости, не имел цельного единого устройства. Прокуратура, начальником которой был глава судебного ведомства, состояла из отдельных, обособленных корпораций, распределявшиеся по парламентам и низшим судам. Во главе каждого отдельного прокурорского учреждения (паркета) стоял прокурор, и все прокурорские чины парламентского округа подчинялись генерал-прокурору как главному представителю короля, а все подчиненные, соответственно, действовали от его имени. Но такое подчинение в силу его слабости являлось скорее почетным, чем реальным. В отдельных случаях прокурор-начальник был даже связан преобладающим мнением других членов паркета, из которых генерал и королевские адвокаты составляли как бы его совет. По гражданским делам он не имел права действовать без соглашения с ними, а в противном случае должен был уплатить штраф или убытки [2; 67].

Функция прежней прокуратуры распадалась по своему содержанию на судебную, по гражданским и уголовным делам, и административно-политическую.

Компетенция прокуратуры в делах казны и церкви заключалась в том, что представители короны являлись стороной, которая имела право обжалования и обязанность принимать все меры с целью защиты вверенных им интересов. Объем гражданской компетенции прокуратуры определялся широким участием во всех делах, которые касались общественного порядка, что являлось одним из признаков французского права.

прокуратура правовой адвокат

1. Марков. О прокурорском надзоре в гражданских делах // Журнал министерства юстиции. 1864. №12.

2. Муравьев Н.В. Задачи прокурорского надзора // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. №7.

3. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1. М., 1889.

4. Орлов. О состоянии государственной прокуратуры в Западной Европе // Журнал министерства народного просвещения. 1866. №4.

Органы прокуратуры во Франции входят в систему Министерства юстиции и осуществляют функции, связанные, главным образом, с обеспечением соблюдения уголовных законов. На французскую прокуратуру возложено возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и руководство ими, поддержание обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел, контроль за законностью судебных актов, обеспечение исполнения приговоров и решений судебных органов.

Работа состоит из 1 файл

Прокуратура Франции.doc

Прокуратура Франции. Органы прокуратуры во Франции входят в систему Министерства юстиции и осуществляют функции, связанные, главным образом, с обеспечением соблюдения уголовных законов. На французскую прокуратуру возложено возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и руководство ими, поддержание обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел, контроль за законностью судебных актов, обеспечение исполнения приговоров и решений судебных органов. При рассмотрении в суде гражданских споров прокурор может выступать в качестве так называемой присоединенной стороны, давая заключение по поводу законности заявленного в суде иска.
В организационном отношении прокуратура строится применительно к структуре судебных органов.
Прокуроры республики при трибуналах большой инстанции, помимо выполнения прокурорских функций, связанных с рассмотрением гражданских дел, лично или через своих заместителей (помощников) поддерживают обвинение в трибунале большой инстанции (исправительном трибунале) и в суде присяжных. На прокуроров республики при трибуналах большой инстанции возложено осуществление прокурорских функций в трибуналах малой инстанции. Прокуроры республики вправе приносить апелляцию на приговоры и решения трибуналов обеих категорий. Одной из важных их функций является руководство органами расследования, действующими на подведомственной им территории, а также надзор за содержанием заключенных в местах лишения свободы.
Генеральные прокуроры при апелляционных судах дают свои заключения по поводу рассматриваемых в апелляционном порядке гражданских дел, поддерживают обвинение в апелляционном суде, а также в суде присяжных, действующем в месте нахождения апелляционного суда. Они наделены правом принесения апелляции на приговоры полицейских и исправительных трибуналов. На них возложен надзор за применением уголовных законов в пределах района их компетенции, надзор за судебной полицией и содержанием заключенных в местах лишения свободы. Генеральные прокуроры имеют заместителей и помощников.
Высшим должностным лицом французской прокуратуры является Генеральный прокурор при Кассационном суде. Основная его обязанность - дача заключений по поводу дел, рассматриваемых судебными палатами Кассационного суда.
Все прокуроры Франции назначаются на должность президентом республики по представлению министра юстиции.

Франция

Во Франции прокурору, или Прокурору Республики (фр. Procureur de la République) (или Генеральному прокурору (Procureur Général) в Апелляционном суде или Генеральному адвокату (Avocat Général) в Кассационном суде) помогают заместители (substituts). Он начинает предварительное следствие, а в случае необходимости просит назначить судью-следователя (Juge d’Instruction) для проведения судебного следствия. Если следствием руководит судья, прокурор не ведет следствие, а просто формулирует объём преступлений, которые расследуют судья и правоохранительные органы; он вправе подобно адвокатам защиты просить или предлагать провести дополнительное расследование. На уголовном процессе, прокурор излагает дело перед судом (судьями или присяжными). Как правило, он предлагает вынести определенный приговор, которому суд не обязан следовать — суд вправе вынести более строгий или менее строгий приговор. У прокурора (procureur) также есть некоторые другие обязанности в части отправления правосудия в целом.

Прокуратура во Франции.

Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор при Кассационном суде, а прокуроры республики называются прокурорами при трибуналах малой и большой инстанции. Особенности данной прокуратуры:

  1. все прокуроры назначаются и отстраняются от должности Президентом Франции;
  2. прокурор не подлежит отводу в суде;
  3. прокурор не имеет права отказаться от преследования в уголовном порядке;
  4. предварительное следствие осуществляют следственные судьи – магистры судебного ранга;
  5. прокурор контролирует деятельность судебной полиции.

Прокуратура во Франции. Деятельность прокуратуры во Фран­ции регулируется ст. 31—48 УПК. Организационно прокуратура входит в состав министерства юстиции. Структура прокуратуры во Франции организационно совпадает со структурой судебной сис­темы. Высшим должностным лицом является Генеральный проку­рор при Кассационном суде. Прокурорами Республики называют­ся районные прокуроры при трибуналах малой и большой инстан­ции. Они находятся в подчинении у генеральных прокуроров при апелляционных судах. Кроме того, в прокуратуре существуют должности заместителей генеральных прокуроров и заместителей прокуроров Республики.

Все прокуроры назначаются и смещаются Президентом Фран­ции. Важную роль в подготовке решений президента, так же, как и в перемещении прокуроров, играет министр юстиции, который дает президенту рекомендации по этому поводу.

Прокурору во Франции даны полномочия определять политику в области борьбы с преступностью, которой он должен следовать в сфере своей деятельности при условии адаптации ее к возможным императивам проведения общенациональной политики по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 34 и 39 УПК прокуратура имеет право на возбуждение уголовного преследования, осуществляет кон­троль за предварительным следствием и поддерживает обвинение в суде.

Генеральные прокуроры осуществляют надзор за применением уголовного закона на территории, находящейся в районе компе­тенции апелляционных судов. Генеральному прокурору подчиня­ются все должностные лица прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда. Генеральный прокурор осуществляет надзор за деятельностью должностных лиц и агентов судебной полиции. Ему предоставлено право давать поручений полиции собирать не­обходимые для отправления правосудия сведения.

Прокурор Республики обладает всеми правами и полномочиями должностного лица судебной полиции и, по существу, руководит полицейскими службами, причастными к расследованию. Незави­симо от того, по чьей инициативе возбуждено уголовное дело, ис­ключительное право продолжать его и поддерживать в суде обви­нение принадлежит прокуратуре, действующей в интересах обще­ства и во имя справедливости.

Несмотря на то, что прокурор в суде выступает как представи­тель исполнительной власти, он полностью независим, в частности по отношению к суду, и не подлежит отводу в отличие от судей и присяжных.

В соответствии со ст. 32 УПК на прокурора не распространяется понятие стороны и, следовательно, суд не вправе обращаться с ним как со стороной в процессе, в частности применять к нему санкции. Наравне с судьей прокурор может задавать подсудимому и свиде­телям вопросы в любой момент допроса, причем он не подлежит отводу и со стороны защитника обвиняемого, даже если займет заведомо предвзятую позицию.

Нарушение уголовного закона порождает право и обязанность государства начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения так называемого уголовного иска. Уго­ловный иск предъявляется прокуратурой от имени государства либо по ее собственной инициативе, либо на основании поступив­ших к ней протоколов, жалоб, донесений, а также по жалобе потер­певшего.

При ведении уголовного дела прокуратура постоянно заботится о том, чтобы соблюдать разумный характер продолжительности заключения и процедур, установленных ст. 5, 6 Конвенции по за­щите прав человека. Любое ее действие в этой области должно стремиться к тому, чтобы ускорить ход процесса, чтобы ни потер­певшие, ни подследственные не должны были страдать от болез­ненной медлительности. Характерно, что французская прокурату­ра пользуется полной широтой действий при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Здесь прокуратура руководствуется принципом целесообразности преследования, предпочитая ему принцип законности преследования. Достаточно сказать, что уро­вень отказа от возбуждения уголовных дел во Франции составляет в настоящее время порядка 70% всех дел, переданных в органы правосудия. Тем не менее это полномочие целесообразности, ос­тавленное за французской прокуратурой, представляется ограни­ченным, поскольку оно осуществляется лишь на уровне принятия решения: она может принять решение возбудить уголовное дело или же, наоборот, отказаться от его возбуждения. Однако когда решение о возбуждении уголовного дела принято, то во француз­ском праве считается, что уголовное дело принадлежит уже обще­ству: прокурор больше не имеет права отказаться от преследования в уголовном порядке. Он может только ходатайствовать в пользу лица, против которого возбуждено уголовное дело, о прекращении дела в момент завершения предварительного следствия или о выне­сении оправдательного приговора в судебном заседании. Решение, таким образом, принадлежит только следственному или судебному ведомству, в котором рассматривается дело.

Прокурор Республики принимает жалобы и донесения и опера­тивно принимает по ним решения (п. 1 ст. 40 УПК).

Каждое должностное лицо, которому стало известно о преступ­лении или проступке на предприятии или в организации, где оно работает, обязано немедленно сообщить об этом прокурору Рес­публики, который в случае необходимости может потребовать про­вести предварительное следствие. Право проведения предвари­тельного следствия принадлежит следственным судьям-магистрам судебного ранга. Следственный судья организационно находится в подчинении судебных инстанций, а с содержательной стороны действует в рамках предписаний, даваемых ему прокурором. Имен­но прокурор в соответствии со ст. 82 УПК на любой стадии следст­вия вправе предписать следственному судье производство всех действий, которые ему представляются полезными для установле­ния истины. Прокурор может в этих целях затребовать все мате­риалы дела с обязательством вернуть их через 24 часа. Прокурор может запретить следственному судье начать следствие по причи­нам, затрагивающим уголовный иск, если совершенное деяние не влечет за собой уголовного преследования и если оно не содержит признаков уголовного преступления. Следственный судья о каж­дом своем выезде на место происшествия и об обыске сообщает прокурору, который вправе его сопровождать. Прокурор имеет право присутствовать при всех допросах обвиняемого и граждан­ского истца. Следственный судья обязан заблаговременно уведо­мить прокурора о предстоящих следственных действиях.

Согласно ст. 140 УПК временное освобождение обвиняемого из-под стражи осуществляется следственным судьей лишь по со­гласованию с прокурором, который со своей стороны может потре­бовать освобождения обвиняемого в любой момент. Прокурор вправе ходатайствовать перед обвинительной камерой о призна­ний недействительными тех или иных действий или всего произ­водства по делу в целом, если он обнаружит в них нарушение процессуальных норм. Наконец, прокурор вправе обжаловать любое постановление следственного судьи независимо от того, имеет оно административный или судебный характер.

Велики полномочия прокуратуры в части контроля за деятель­ностью судебной полиции. Между магистратами прокуратуры и офицерами судебной полиции установлена круглосуточная теле­фонная связь. Прокурор, заслушав отчет полицейского о происше­ствии, немедленно принимает одно из семи решений:

1) отказаться от возбуждения уголовного дела. Как правило, такое решение принимается только в отношении лиц, совершив­ших впервые правонарушения, не представляющие большой обще­ственной опасности;

2) немедленно возбудить уголовное дело, попросив полицейско­го уведомить правонарушителя о необходимости явиться в испра­вительный суд. Подобный путь избирается в отношении лиц, совер­шивших мелкие и средние правонарушения, но иногда и тяжкие правонарушения;

4) дать указание лицу, проводившему дознание, представить ему правонарушителя, чтобы приступить к производству следст­вия. Тогда прокуратура составит требование прокурора о произ­водстве предварительного следствия, чтобы следственный судья принял дело к производству. Одновременно решается вопрос о вре­менном заключении под стражу. Такое решение прокурор прини­мает в случае совершения лицом тяжкого преступления;

5) дать дознавателю указание доставить правонарушителя в прокуратуру. Сам прокурор уведомляет протоколом правонаруши­теля о необходимости явиться в исправительный суд;

6) дать дознавателю указание уведомить правонарушителя о вы­зове в исправительный суд в определенный день и час. Этот путь уведомления о явке в суд офицером или агентом судебной полиции в настоящее время довольно часто практикуется прокуратурой в силу своей действенности: рно приравнивается к прямому вызову в суд и позволяет, таким образом, судить подсудимого на основе принципа контрадикции, независимо от того, является он или нет на судебное заседание;

7) дать указание полицейской службе отпустить правонаруши­теля и продолжать проведение дознания.

Эта новая оперативная система взаимодействия прокуратуры и полиции позволяет прокурорам наладить более тесные контакты с полицией, оказывать воздействие на ход полицейского произ­водства.

Вопрос о возникновении и развитии института прокуратуры имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как одним из условий успешного реформирования дорогого государственного института является использование как чужого, так и собственного опыта. Известно, что новое проявляется только в каких-то отдельных элементах, новых связях и отношениях. Основой же их возникновения является соответствующий им прошлый опыт.

Как видим, ни один из названных не значений не имело в виду должностного лица, каковым является в настоящее время прокурор.

Изначально прокурор был представителем короля в суде по гражданским делам и участвовал в судебном разбирательстве тогда, когда затрагивались интересы короля. Позже прокурор стал участвовать и по уголовным делам, но лишь по тем, которые так или иначе тоже затрагивали интересы короля.

Прокуроры, родившись как временные поверенные короля по гражданским и уголовным делам, в дальнейшем превратились в обвинителей. Произошло это тогда, когда королевская власть взяла на себя функцию борьбы с преступностью и поддержания в стране правопорядка, прокурор из временного представителя частных интересов короля в суде превратился в публичного деятеля, главной функцией которого стало поддержание обвинения в суде или, по другой терминологии, уголовное преследование лиц, совершивших преступление. Одновременно с этим пребывание конкретного лица в должности королевского прокурора стало постоянным

Функция обвинения, став основной, не стала для прокуратуры Франции единственной. Во времена Наполеона I функции прокурорского надзора во Франции в высшей степени разнообразны – уголовно-судебные, гражданско-судебные и административные.

Если обратиться к полномочиям прокуроров в современной Франции, то мы увидим, что они обладают большим перечнем императивных полномочий: они не только возбуждают уголовное преследование и осуществляют контроль за предварительным следствием, но и поддерживают в судах обвинение. Причем, прокурор не может быть отведен от участия в процессе. Помимо этого прокуроры осуществляют надзор за деятельностью судебной полиции и т.д.

Еще более объемными полномочиями обладает государственный атторней в США и его органы на местах. Они участвуют не только в уголовном и гражданском судопроизводстве, но в их ведении находится контрразведка, политическая полиция, система пенитенциарных органов и т.д.

Когда речь идет об организации и деятельности прокуратур бывших социалистических стран, нельзя также искажать сущность и назначение органов прокуратуры этих стран в современных условиях. Конечно, в этих странах произошли определенные изменения и преобразования политического экономического и социального характера, однако основополагающие принципы организации и деятельности этих прокуратур остаются к сего времени неизменными. Это особенно показательно на опыте работы прокуратур Венгрии и Польши. Они осуществляют надзор за производством расследования преступлений и сами расследуют преступления, отнесенные законом к их подследственности; координируют деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью; участвуют в уголовном и гражданском судопроизводстве; осуществляют надзор в стадии исполнения приговоров и т.д.

Нельзя оставит без внимания и опыт организации и деятельности прокуратур республик бывшего СССР. В сопоставлении с органами прокуратуры Украины в некоторых из них, в особенности в Российской Федерации и в Белоруссии, получили более широкое распространение императивные полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений закона.

Читайте также: