Становление и эволюция государственности в японии в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Япония – островная страна (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку + 900 мелких), около 75 % территории занимают горы, 20 % - равнина. Заселение о-вов Японии началось давно. На основе слияния монголоидных маньчжуро-тунгусских племен с палеоазиатскими и малайскими сложилось на рубеже нашей эры ядро собственно японцев, одна из групп, которых Ямато, в III- V вв. сумела подчинить себе остальные. Полагают, что здесь не обошлось без влияния со стороны Китая. Так, в первой половине III в. в Японии образовался племенной союз, занимавший о-в Кюсю, или, по мнению других, южную часть о-ва Хонсю (провинции Ямато, Коти, (Эцу). Позднейшие сведения говорят о царстве Ямато на о-ве Хонсю. Это и есть – начало основания Японского государства. Оно сначала занимало северную часть Кюсю, южную часть Хонсю, с середины IV в. и южную оконечность Корейского полуострова. По синтоизму – японская нация ведет свое происхождение от богиги Солнца Аматэрасу, потомком которой был легендарный император Японии Дзимму-тэнно (660 г. до н.э.). Особенность исторического развития Японии состоит в том, что первобытнообщинный строй трансформировался в феодальный, минуя рабовладельческий. Дата раннефеодального государства – 645 г. Формирование раннефеодального государства в Японии относится ко второй половине IV в. Местные вожди стали рассматриваться как представители центральной власти. Место приношений общинников части добычи и продукции дом.ремесла занял оброк зерном (татикара) и продукцией ремесла (мицуги). Появилось обязанность производить строительные, оросительные и осушительные работы (этати). Из общины стали выделяться собственные владения (ата) родовой знати, превращавшихся в феодалов. На их полях работали зависимые землепашцы (табэ), которые по своему положению были близки к рабам. Были и домашние рабы (яцуко), но табэ от яцуко отличались тем, что сохраняли свое имущество, и хозяин не мог их продать или убить. Иногда табэ называют полусвободными. В категорию полусвободных попадала и значительная часть корейцев и китайцев, которые оказались на японских о-вах либо занесенными волнами миграций, либо увезенных во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями более высокой культуры, и были хорошими ремесленниками и земледельцами. Как правило, они проживали компактно, но были полусвободными. Таким образом, социальная структура раннефеодального государства – вождь-правитель, родовая знать, основная масса населения – крестьяне, неполноправные бэ и рабы.

Переворот Тайка утвердил феодальные отношения. В этом же манифесте 646 г. было объявлено, что все частные владения отменяются, и земля перешла в собственность государства. Население – держатели государственных наделов. Основная масса населения – крестьяне получали подушные наделы и были обложены зерновыми налогами и налогом с продуктов домашнего ремесла, несла повинности на общественных работах несколько дней в году. Правящий класс сохранил земельные владения под видом должностных, ранговых наделов, т.е. наделы носили бенефициальный характер. Крестьяне формально личной свободы не лишены, имели свое имущество, инвентарь, могли обладать хозяйственной инициативой, но не имели права покидать свои наделы, т.е. фактически прикреплены к земле. Существовал обширный аппарат для управления государством, состоял из центральных органов (Верховного гос.совета, ему подчинялись 8 ведомств) и местных (наместников провинций и уездных начальников). Страна в административном отношении делилась на провинции (куни), уезды (кори). Все население обязано было нести военную службу. Вводилась система светского образования, построенная по китайскому образцу, для подготовки чиновников. Китайский язык стал официальным языком правительственного обихода и даже вошел в быт высшего слоя правящего класса. В 701 г. этот строй был зафиксирован в своде законов Кодексе Тайхорё. В 710 г. был построен г. Нара (Хайдзё) – первый город в Японии. Поэтому, период японской истории с 710 по 794 г. именуется периодом Нара. До начала VIII в. в Японии не было постоянной столицы, после смерти очередного императора, ее переносили в новое место (по желанию императора, видимо).

В Японии, хотя она тесно соприкасалась с Китаем, период завершения феодальных отношений пришелся на середину X в. (в Китае в VIII в.). Нарская монархия – раннефеодальное государство с централизованным управлением. Хозяйство – развитие оросительных систем, выращивали рис, пшеницу, рожь, просо. Развивались горные промыслы, добывали железо, медь, серебро, золото, серу, слюду. Больше всего добывалось меди, на которую был спрос в Китае. В городе Нара были группы ремесленников, обслуживающих нужды императорского двора, эти мастера были на положении полусвободных – томобэ. Шелковые ткани, изделия из лака, керамика, бронза, развивалась торговля, образование, подражали Китаю. Восприятие культуры Китая шло и таким путем, когда вместе с посольствами в Китай (Тан) ездили молодые люди из знатных семейств, которые и усваивали весь комплекс китайского образования. Ездили в Китай и буддийские монахи для изучения буддийской литературы и церковных уставов.

При Фудзивара произошел переход от господства одной формы феодальной собственности на землю – государственной к господству другой – собственности отдельных феодалов, т.е. должностные, ранговые, наделы за заслуги превратились в земельную собственность феодалов. Такой же формой собственности стали земельные держания (которые развивались вне рамок надельной системы), связанные с распашкой нови: поднятые участки оставались в руках тех, кто их поднимал. В 743 г. это признали законодательно, такие земли стали частной собственностью.

В каждой провинции учреждены 2 должности – сюго – военного губернатора, обладавшего военной и политической властью, и дзито – земельная глава – собирал налоги. Сюго и дзито подчинялись бакуфу, куда обязаны были являться и давать отчет о своей деятельности.

В 1221 г. были ликвидированы последние крупные феодалы, пытавшиеся сопротивляться новому правительству. Но Йоритомо не уничтожил императорскую власть. Отныне император – исконный носитель верховных жреческих функций. Для контроля за императором был введен в Киото гарнизон, начальник которого следил за тем, чтобы император не пытался вернуть себе реальную власть. Резиденцией сёгуна стало селение Камакура (рыбацкая деревня бывшая) (недалеко от Токио). Поэтому правление дома Минамото получило название камакурского сёгуната (1192-1333). Подавив сопротивление недовольных, сторонники Минамото конфисковали земли соперников и отвели их в качестве ленов своим самураям. Теперь изменилась аграрная структура страны: подавляющей формой земельного владения стало мелкое, самурайское, хотя существовали и крупные владения знатных домов, прежде всего Минамото, императора и его родни, и некоторых всесильных вассалов Минамото. Таким вассалом был Ходзё, потомки которого обладали политическим влиянием вплоть до 1/3 XIV в. Именно Ходзё организовали сопротивление армиям Хубилая, когда они высадились в Японии и когда героизм японцев, а также ураган (божественный ветер, камикадзе) заставили монголов уйти. С XIII в. и особенно с XIV вв. начинается эпоха развития японских городов, а также ремесла и торговли. Большую роль в торговле портовых городов играли и японские пираты. Торговали с Китаем, Кореей, странами Юго-Восточной Азии. В XIV в. в стране было около 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269.

Древнейшее японское государство возникло на территории островов Хонсю, Сикоку и Кюсю, входящих в Японский архипелаг на рубеже VI-VII вв. находились под значительным культурным влиянием Китая. В Японии утвердился буддизм и сохранялся традиционный синтоизм.

Япония в средние века, в силу своего изолированного островного положения. имела ряд особенностей, отличавших её от Индии и Китая.

IV – VI вв. – период образования государства в Японии. Во главе общества стоял вождь – правитель, опиравшийся на родоплеменную знать. 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Он же первым стал посылать японцев на учёбу в Китай и Корею, а также приглашать оттуда ремесленников, монахов и ученых.

VII в. – государственный переворот принца Кару и начало реформ Тайка по китайскому образцу. Китаизация японского общества была настолько велика, что иногда встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации.

Японский император (тенно, или микадо) не имел реальной власти (с конца VIII в.) На местах управление осуществлялось местными князьями – дайме. Существовало феодальное поместье (сеэн), передававшееся по наследству и освобождавшееся от уплаты государственных налогов. Оформилось военное сословие, члены которого назывались самураи. В Японии оформилась социально-экономическая система, аналогичная по своим экономическим и социальным характеристикам западноевропейскому феодализму (XI-XII вв.)

Япония, как и большинство государств, пережила период политической раздробленности и междоусобных войн. Борьбу за объединение страны начал союз, возглавляемый князьями родов Одо и Токугава (XVI в.) В результате возник сёгунат Токугава (1603-1868). При Токугава возникла разветвленная полицейская система, контролировавшая все проявления общественной жизни. С XVI в. Япония превращается в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций мира. Общение с иностранцами было запрещено под страхом смертной казни. Однако ученая элита продолжала изучать и впитывать западный опыт. Режим ограничения внешних связей и жесткого внутреннего контроля Токугава привел к отставанию развития Японии от Западной Европы.

Особенности японской цивилизации

- Способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций.

- Феодализм в Японии, развивавшийся в условиях неокрепшего государства, пошел по пути близкому западноевропейской модели.

- К 11 в. чиновники обладали значительной независимостью от государственной власти, а феодалы превратились в полноправных владельцев своей земли.

- Крестьяне были жестко прикреплены к земле и не имели права покидать её.

- В Японии образовалась прослойка рыцарей-самураев, военные дружины которых боролись с крестьянскими восстаниями и преданно служили крупным феодалам.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите особенности цивилизаций Востока в средние века. Что было заимствовано из Древнего мира, и что внесло Средневековье?

2. Ответьте на вопросы теста:

1. Место проживания арабов:

А) Балканский полуостров;

Б) Аравийский полуостров;

В) Аппенинский полуостров;

Г) полуостров Индостан.

2. Название религии арабов, способствовавшей объединению государства:

3. В 8 веке у арабов образовалось государство, которое называлось:

4. Главный религиозный центр арабов –

5. Впервые порох стали применять в:

А) Арабском халифате;

6. Первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма, в Японии принял:

7. Виды деятельности, с которыми связано развитие в Арабском халифате географии, астрономии, математики:

А) торговля и ремесло;

Б) охота и бортничество;

В) завоевательные походы;

Г) разведение домашнего скота.

8. В государствах средневекового Востока:

А) коллективизм уступил место индивидуализму;

Б) сохранились черты традиционного общества;

В) власть стала более демократической;

Г) религия стала играть решающую роль.

9. В средние века для обществ Востока было характерно:

А) сохранение отношений, свойственных древности, параллельно с развитием феодальных отношений;

Б) отсутствие феодальных отношений при нарастании темпов общественного развития;

В) отсутствие национальной специфики в развитии, следование единой модели;

Г) развитие индивидуализма.

10. На протяжении VII –XII вв. в Индии:

А) сохранялась политическая раздробленность;

Б) сложилось централизованное государство;

В) образовалась империя Великих Моголов;

Г) господствовали кочевники.

11. Столица Византийской империи –

12. Наиболее известный император Византии, укрепивший центральную власть и проведший кодификацию законодательства:

В Японии XII-XIX вв. утвердилась форма правления под названием:

А) теократия; В) деспотия;

Б) сёгунат; Г) тирания.

14. Наиболее близким к западноевропейской модели был феодализм:

А) в Японии; В) в Китае;

Б) в Индии; Г) в Арабском халифате.

15. В средние века для обществ Востока характерно:

А) сохранение отношений, свойственных древности, параллельно с развитием феодальных отношений;

Б) отсутствие феодальных отношений при нарастании темпов общественного развития;

В) отсутствие национальной специфики в развитии, следование единой модели;

Европейское средневековье имеет четко очерченные хронологические рамки (V-XV вв.). По поводу Японии у ученых нет единого мнения. За точку отсчета берут эпоху Нара (VIII в.) или эпоху Камакура (XII в.) Датой окончания считается эпоха Адзути-Момояма (к. XVI в.) или начало эпохи Мэйдзи (середина XIX в.)

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Эпоха Нара (710-794) – период японской истории, когда столица государства располагалась в г. Ходзе (современное название – Нара). Это первая постоянная столица Японии. Она строилась по китайскому образцу. В этот период появились первые исторические хроники, наблюдался расцвет культуры и религиозной мысли.
  2. Хэйан (794-1185) – эпоха началась с переноса столицы в Хэйан-Ке (сейчас это город Киото). Завершилась битвой при Данноуре, когда представители аристократического рода Минамото одержали победу над правящей династией Тайра.
  3. Эпоха сегуната (1185-1868) – время правления сегунов – верхушки военной аристократии. Главным событием начала этого периода стало установление новой формы правления – сегуната. Окончилась эпоха упразднением сегуната и восстановлением императорской власти.

Государственный и общественный строй

Для государственного устройства средневековой Японии характерны черты, свойственные всем восточным цивилизациям:

  • большая роль религиозного фактора;
  • система безусловного иерархического подчинения;
  • преобладание государственных интересов над личными.

Но были и уникальные особенности: это не имеющая аналогов система управления – сегунат и институт самураев, отчасти напоминающий средневековое европейское рыцарство.

Сегун – военный правитель, главнокомандующий армией. Средневековая Япония представляла собой монархию во главе с императором. Но фактически вся полнота власти была сконцентрирована в руках сегунов.

Самураи – в широком смысле это все служилые люди дворянского происхождения в средневековой Японии. В узком – японские воины-рыцари со своим уставом и образом жизни.

Институт самураев зародился в VII в. и первоначально был подражательным. В нем было много заимствований из политической и военной структуры китайской династии Тан. Как отдельное сословие самураи выделились в XII в. и вскоре стали уникальным явлением.

Основную часть населения Японии составляли феодально-зависимые податные сословия:

На протяжении средних веков происходило постепенное закрепощение крестьян, они становились всё более зависимы от феодалов.

  • ремины – свободные крестьяне;
  • бэмины – полусвободные общинники.

Существовали также рабы – в основном это были военнопленные или их потомки. Но эта категория людей была немногочисленной – нехватка земель и островное положение Японии не способствовало развитию рабовладения.

Правители средневековой Японии

С 1185 г. власть в Японии находилась в руках военных диктаторов – сегунов. Наиболее прославились из них:

Минамото-но Еритомо – основал в 1192 г. первый сегунат в г. Камакура. Отличался блестящими организаторскими и военными способностями.

Асикага Еситанэ – единственный сегун, который правил дважды. В результате междоусобиц был отстранен от власти в 1493 г., но сумел вернуть себе титул в 1508 г. После 13 лет правления был вновь свергнут и последние годы провел в изгнании на острове Сикоку.

Формально во главе государства находились императоры. Самые известные из них:

Императрица Го-Сакурамати (1762-1771) – последняя из 8 женщин, занимавших императорский трон. С 1889 г. женщины официально исключались из очереди на престолонаследие. Оставила богатое мемуарное и поэтическое наследие.

Император Комэй (1846-1867) – был одним из наиболее последовательных сторонников изоляционистской политики. Враждовал с сегунатом, который пытался наладить контакты с США и Европой.

Культура и искусство средневековой Японии

Японская культура уникальна и самобытна, хотя и испытала влияние соседних стран.

Религиозные предпочтения

В Японии мирно сосуществовали 3 религии:

  • синтоизм;
  • буддизм;
  • конфуцианство.

Практически с самого начала своего существования синтоизм испытывал сильное влияние со стороны буддизма. Были позаимствованы многие элементы буддийского культа и философские идеи. На территории синтоистских храмовых комплексов нередко возводились буддийские храмы. С IX в. синтоистский буддизм становится государственной религией.

Конфуцианство проникло в Японию еще в V-VI вв., но на протяжении многих веков оставалось религией аристократических кругов. В стране действовали конфуцианские школы, которые были центрами просвещения и воспитания.

В XVII в. на основе конфуцианства и синтоизма была создана религиозная школа Суйка Синто. В то же время периодически возникали религиозные движения, целью которых было очищение синтоизма от конфуцианских и буддистских влияний и возвращение к первоистокам.

Архитектурные предпочтения

Японской архитектуре всегда были свойственны простота, удобство и практичность. Простые жители строили для себя минки – легкие деревянные каркасные дома с раздвижными дверями.

Красотой и своеобразием отличались храмы и замки феодалов. Обычно они возводились из дерева, но фундамент был каменный. Прямоугольные по периметру, они увенчаны изогнутыми крышами. Также в качестве культовых сооружений строились многоярусные башни – пагоды. Они не были очень высокими – это обусловлено особыми географическими и климатическими условиями Японии.

Возле замков богатых феодалов разбивались парки, сады, выкапывались пруды. Часто дополнительно возводились чайные домики для проведения церемоний. Вокруг замков для защиты сооружались рвы и валы. До настоящего времени сохранилось очень мало замковых сооружений – они есть в Наре, Киото и некоторых других древних городах.

Живопись и театр

Японская живопись тесно связана с искусством каллиграфии. Художники уделяли больше внимания линиям, чем цвету. Многие картины монохромны – содержат оттенки одного цвета. Доминируют мотивы природы как проявления божественного начала.

Достижением в развитии культуры стало становление в XV-XVII вв. национального театра кабуки. Отличительные характеристики японского театра:

  • сочетание драмы, музыки и танца;
  • актеры – только мужчины;
  • сложный грим;
  • роскошные костюмы;
  • большая символическая нагрузка спектакля.

Экономика и политический уклад

Земель в Японии немного, но благодаря трудолюбию местных жителей и теплому климату, крестьяне собирали неплохой урожай. Основной сельскохозяйственной культурой был рис. Также выращивались просо, пшеница, ячмень, овощи, фрукты.

Японцы производили холсты и шелка; добывали жемчуг, сапфир, киноварь, серебро.

Из-за отсутствия значительных территорий для пастбищ животноводство не получило большого распространения, но повсеместно была развита рыбная ловля.

Долгое время японцы не использовали деньги, и основной единицей обмена была мера риса. С открытием границ в страну пришли золотые монеты от иностранных купцов.

Для средневековой Японии характерны длительные периоды феодальной раздробленности, борьба между аристократическими кланами и противостояние двух ветвей власти – императоров и сегунов.

К окончанию эпохи сегуната Япония была отсталой аграрной феодальной страной. Главные причины этого – длительные периоды изоляции, борьба между династическими кланами, отсутствие сильной централизованной власти.


Император Дзимму. 1839–1892 годы

Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшествия на престол мифического первоимпе­ратора Дзимму, от которого якобы берет начало императорский род в Японии. В этот день Дзимму, потомок богини солнца Аматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием Касихара. Разумеется, ни о какой государственности в Японии того времени, равно как и о существовании Дзимму, да и самих японцев, говорить не приходится. Миф внедрялся в повседневность и становился частью истории. В первой полови­не XX века день интронизации Дзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молениях о благо­получии страны. В 1940 году Япония праздновала 2600 лет со дня основания империи. Из-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отка­заться от проведения Олимпийских игр и Всемирной выставки. Символом последней должен был стать лук Дзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе:

После поражения Японии в 1945 году во Второй мировой войне к Дзимму обращаются крайне редко и осторожно ввиду сильной связи его образа с милитаризмом.


701 год

Составлен первый законодательный свод


710 год

Основана первая постоянная столица Японии


Вид города Нара. 1868 год

Развитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создания постоянной столицы. До этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. Оставаться во дворце, оскверненном смертью предыдущего государя, считалось делом опасным. Но в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства. Первой постоянной столицей Японии стал город Нара. Место для его возведения было выбрано исходя из геомантических Геомантия, или фэншуй, — способ ориентирования построек в пространстве, при котором они располагались таким образом, чтобы получить максимальное количество положительной энергетики и избавиться от влияния отрицательной. представлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге обязательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор. По данным параметрам вмещающего ландшафта позже будут подбираться места для строительства не только городов, но и усадеб аристократов. Город Нара в плане представлял собой прямоугольник площадью 25 квадратных километров и копировал структуру китайской столицы Чанъань. Девять вертикальных и десять горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. Центральный проспект Судзаку тянулся с юга на север и упирался в ворота резиденции императора. Тэнно — титул японского императора — также являлся обозначением Полярной звезды, расположившейся неподвижно на севере небосвода. Как и звезда, император обозревал свои владения, находясь на севере столицы. Наибольшей престиж­ностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием для чиновника.


769 год

Попытка мягкого государственного переворота


Монах, бьющий в барабан. XVIII–XIX века


866 год

Установление контроля над императорским родом


Актер Оноэ Мацусуке в роли самурая клана Фудзивара. Эстамп Кацукавы Сунсё. XVIII век


894 год

Прекращение официальных отношений между Японией и Китаем


Сугавара Митидзанэ. XVIII век

Внешние контакты древней и раннесредневековой Японии с материковыми державами носили ограниченный характер. В основном это были обмены посольствами с государствами Корейского полуострова, государством Бохай Бохай (698–926) — первое государство тунгусоманьчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края и в северной части Корейского полуострова. и Китаем. В 894 году император Уда созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в Срединное государство Срединное государство — самоназвание Китая. . Чиновники, однако, советуют не отправлять посольство вовсе. Особенно на этом настаивал влиятельный политик и прославленный поэт Сугавара Митидзанэ. Основным аргументом была нестабильная политическая обстановка в Китае. С этого времени официальные отношения между Японией и Китаем надолго прекращаются. В исторической перспективе это решение имело множество последствий. Отсутствие прямого культурного влияния извне приводит к необходимости переосмысления заимствований, осуществленных в предыду­щее время, и выработке собственно японских культурных форм. Этот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начиная с архитектуры и заканчивая изящной словесностью. Китай перестает считаться образцовым государством, и впоследствии японские мыслители для обоснования уникальности и превосходства Японии над Срединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену правящих династий.


1087 год

Введение механизма отречения от престола


1192 год

Установление в Японии двоевластия


Битва кланов Тайра и Минамото. 1862 год


1281 год

Попытка завоевания Японии монголами


Поражение монголов в 1281 году. 1835–1836 годы


1336 год

Раскол внутри императорского дома


Асикага Такаудзи. Около 1821 года

Традиционно считается, что японский императорский род никогда не прерывался. Это позволяет говорить о японской монархии как о самой древней в мире. В истории, однако, были периоды раскола правящей династии. Самый серьезный и продолжительный кризис, во время которого Японией правили одновременно два государя, был спровоцирован императором Годайго. В 1333 году усиливаются позиции военного дома Асикага во главе с Асикага Такаудзи. Император прибегал к его помощи в борьбе с сёгунатом. В награду Такаудзи сам пожелал занять должность сёгуна и контролировать действия Годайго. Политическая борьба принимает форму открытого военного противостояния, и в 1336 году войска Асикага разбивают императорскую армию. Годайго был вынужден отречься в пользу нового императора, удобного Асикага. Не желая мириться со сложившимися обстоятельствами, Годайго бежит в область Ёсино в провинции Ямато, где основывает так называемый Южный двор. До 1392 года в Японии будут параллельно существовать два центра власти — Северный двор в Киото и Южный двор в Ёсино. Оба двора имели своих императоров, назначали своих сёгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правителя. В 1391 году сёгун Асикага Ёсимицу предлагает Южному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. Предложение было принято, и конец расколу был положен, однако сёгунат не сдержал обещания: престол занимали представители Северного двора. В исторической перспективе данные события были восприняты крайне негативно. Так, в учебниках истории, написанных в период Мэйдзи, про Северный двор предпочитали умалчивать, именуя время с 1336 по 1392 год периодом Ёсино. Асикага Такаудзи преподносился как узурпатор и противник императора, тогда как Годайго описывался как идеальный правитель. Раскол внутри правящего дома воспринимался как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.


1467 год

Начало периода феодальной раздробленности


1543 год

Прибытие первых европейцев


Португальская карта Японии. Около 1598 года


1573 год

Начало объединения Японии


1592 год

Попытки военной экспансии на материк


Японский военачальник Като Киёмаса охотится на тигра во время пребывания в Корее. Эстамп 1896 года

Тоётоми Хидэёси не отличался знатностью происхождения, однако военные заслуги и политические интриги позволили ему стать самым влиятельным человеком в Японии. После смерти Ода Нобунага в 1582 году Хидэёси расправляется с военачальником Акэти Мицухидэ, предавшим Ода. Месть за господина многократно увеличила авторитет Тоётоми среди союзников, объединившихся под его началом. Ему удается подчинить оставшиеся провинции и сблизиться не только с главами военных домов, но и с импера­торским родом. В 1585 году он получает назначение на должность канцлера кампаку, которую до него занимали исключительно представители аристо­кратического рода Фудзивара. Теперь легитимность его действий обосновы­валась не только оружием, но и волей императора. После завершения объединения Японии Хидэёси предпринял попытку внешней экспансии на материк. Последний раз до этого японские войска участвовали в военных кампаниях на материке в далеком 663 году. Хидэёси планировал покорить Китай, Корею и Индию. Планам не суждено было сбыться. События с 1592 по 1598 год именуют Имджинской войной. В этот период войска Тоётоми вели ­безуспешные сражения в Корее. После смерти Хидэёси в 1598 году экспедиционный корпус был в срочном порядке отозван в Японию. Вплоть до конца XIX века Япония не будет предпринимать попыток по военной экспансии на материк.


21 октября 1600 года

Завершение объединения Японии


Сёгун Токугава Иэясу. 1873 год

Основателем третьей и последней династии сёгунов в японской истории стал полководец Токугава Иэясу. Титул сэйи тайсёгуна был пожалован ему императором в 1603 году. Занять положение главы военных домов Токугава позволила победа в битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 года. Все военные дома, сражавшиеся на стороне Токугава, стали именоваться фудай даймё, а противники — тодзама даймё. Первые получили во владение плодородные земли и возможность занимать государственные посты в новом сёгунате. Владения вторых были конфискованы и перераспределены. Тодзама даймё также были лишены возможности принимать участие в управлении государством, что приводило к недовольству политикой Токугава. Именно выходцы из числа тодзама даймё станут основной силой антисёгунской коалиции, которая осуществит реставрацию Мэйдзи в 1867–1868 годах. Битва при Сэкигахаре положила конец объединению Японии и сделала возможным установление сёгуната Токугава.


1639 год

Издание указа о закрытии страны


Схема осады замка Хара при подавлении восстания в Симабаре. XVII век

Период правления сёгунов династии Токугава, также именуемый периодом Эдо (1603–1867) по названию города (Эдо — современный Токио), где располагалась резиденция сёгунов, характеризуется относительной стабильностью и отсут­ствием серьезных военных конфликтов. Стабильность достигалась в том числе за счет отказа от внешних контактов. Начиная с Тоётоми Хидэёси, японские военные правители проводят последовательную политику по ограничению деятельности европейцев на архипелаге: запрещается христианство, ограничи­вается количество судов, которым разрешено прибывать в Японию. При сёгунах Токугава процесс по закрытию страны завершается. В 1639 году издается указ, по которому на территории Японии не дозволяется находиться никому из европейцев, исключая ограниченное количество голландских купцов. Годом ранее сёгунату пришлось столкнуться с трудностями при подавлении крестьянского восстания в Симабаре, проходившего под христианскими лозунгами. Японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. Серьезность намерений сёгуната подтвердилась в 1640 году, когда был арестован экипаж судна, прибывший в Нагасаки из Макао для возобновления отношений. 61 человек был казнен, а оставшиеся 13 — отправлены обратно. Политика самоизоляции продлится до середины XIX века.


1688 год

Начало культурного расцвета Японии


Карта города Эдо. 1680 год


1868 год

Реставрация Мэйдзи и модернизация Японии


Японская императорская семья. Хромолитография Торахиро Касаи. 1900 год


2 сентября 1945 года

Капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации


Вид Хиросимы после 6 августа 1945 года


1964 год

Начало послевоенного восстановления Японии

на озере

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

в древности

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем. Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.

Японских островов

Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.

быт древних японцев

В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона. С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.

на островах

Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов в исполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с буддизмом. Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асука связывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.

политик

Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) — японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.

средние века

Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.

Великого Будды

Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию. Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

В XII столетии формируется институт сёгуната, и в средневековой Японии развивается двоевластие: киотского императора и сёгуна – в Камакуре, представлявшего интересы самураев. Буддизмом начинают интересоваться самураи и простые люди. Среди них популярна секта Дзёдо, проповедовавшая амидаизм. Также известными становятся следующие школы японского буддизма:

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали дзэн-буддизм. Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).

самураи

Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие театра но,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств икебаны и чайной церемонии и др.

Стремление к объединению

городская жизнь

Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

В качестве религии на первый план выходит неоконфуцианство. В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.

у храма

Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.

Читайте также: