Становление и эволюция государственности в японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

С рубежа II–III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V — нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов — кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми — придворные, мурадзи — военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники — превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645–646).

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свергли режим правителей Сога и установили новую императорскую династию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственностью. Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сложилась центральная администрация. Верховное управление осуществлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реальную работу по текущему управлению вершил государственный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный административный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидировались родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древнего Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Европе, новое государство стало стимулом для переформирования социального строя в направлении феодальных отношений.

Миф советско-японской войны

Миф советско-японской войны Главный миф советско-японской войны, отразившийся в советской пропаганде и историографии, заключается в утверждениях, что Советский Союз начал войну против Японии в полном соответствии с нормами международного права и что разгром

Формирование государственности в Корее

Формирование государственности в Корее На Корейском полуострове южнее реки Амноккан (Ялуцзян) в начале нашей эры существовало несколько племен, наиболее сильными среди которых были северные, протокорейские (когурё). В III– IV вв. на полуострове возникло три племенных

РАССЕЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

РАССЕЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Расселение восточнославянских племен в лесостепной зоне Восточной Европы — одна из последних волн миграций эпохи Великого переселения народов — по древнейшим достоверно славянским археологическим

Формирование Древнекитайской государственности

Формирование Древнекитайской государственности В V–III тыс. до н. э. бассейн среднего течения Хуанхэ занимала этнокультурная общность, характеризующаяся археологическими культурами Яншао и Луншань (в которую переросла культура Яншао). На луншаньском этапе (2-я пол. III тыс.

Уникальность японской кухни

Уникальность японской кухни До начала европеизации страны при императоре Мейдзи (конец XIX – начало XX в.) японская кухня отличалось своеобразием, делавшим ее непохожей ни на одну кухню в мире. В отличие от соседей – китайцев, корейцев, и народов Юго-Восточной Азии, японцы

Особенности японской кухни

Особенности японской кухни Для японской кухни характерны следующие особенности: используются свежие продукты – исключение составляют лишь рис, соуса и соленья; сезонность питания; стремление сохранить первозданный внешний вид и вкус продуктов; огромный набор

Формирование китайской государственности

Формирование китайской государственности С рубежа III–II тыс. до н. э. земледельческие общинные объединения сложившиеся на востоке Китая по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н. э. центральное место среди этих

§ 13. Формирование государственности Древнего Рима

§ 13. Формирование государственности Древнего Рима Становление римского полиса Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически

Формирование турецкой государственности

Формирование турецкой государственности Начало государственно-политического определения турецкого народа пришлось на X–XI вв. Во второй половине Х в. племенные объединения тюрок-огузов (сельджуков), скотоводов и земледельцев, были вытеснены из Средней Азии и Ирана на

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Исчезновение СССР с политической карты мира, демонтаж социализма в восточно-европейских странах в конце XX в. стали явлением планетарного масштаба, оказавшим влияние на все стороны общественной жизни

4. Формирование советской государственности

4. Формирование советской государственности 4.1. Характер политической системы и ее развитие. После революции большевики провозгласили новый тип государственности – диктатуру пролетариата в форме Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских

1. Особенности японской культуры

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

Тема 14. Постсоветский период: формирование государственности и права новой России

Тема 14. Постсоветский период: формирование государственности и права новой России План1. Распад Советского Союза: причины и современные оценки.2. Особенности и этапы создания новой российской государственности.3. Становление основ современного российского права.

Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ (1917—1920 гг.)

Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ (1917—1920 гг.) 13.1. Общий исторический обзор Октябрьский переворот 1917 г. в Петрограде открыл эру господства одной из самых страшных идеологий XX в., целью которой была всемирная социалистическая революция. Но в то

Япония — одна из самых интересных и необычных стран на планете, с древнейшей цивилизацией и культурой. Ею интересовались не только ближайшие соседи — Корея и Китай, но и европейцы, в представлении которых Япония рисовалась как страна-сказка, обладающая несметными богатствами и населенная красивым и талантливым народом. Мировой интерес к этой экзотической земле всегда был велик. ”Страна восходящего солнца” прежде всего ассоциируется с цветущей сакурой, Фудзиямой, карате, Садом камней, фигурками нэцке, саке, древнейшей династией императоров и, конечно же, красотой японок. Во многом особенности Японии объясняются ее исторической изолированностью, выработавшей колорит местного менталитета и неповторимый стиль жизни, уникальный язык и культуру.

Истоки японской цивилизации

Самые первые человеческие поселения на территории нынешней Японии возникли приблизительно сорок тысяч лет до нашей эры, еще до отделения Японских островов от материковой части. Япония продолжительное время жила замкнуто по отношению к остальному миру. С соседними Китаем и Кореей отношения были сложными. Ранняя японская цивилизация находилась под большим влиянием китайской культуры, достаточно сказать об иероглифах, которые пришли из Поднебесной. Но впоследствии Япония выстроила собственный своеобразный государственно-правовой уклад, на развитие которого огромное значение оказали древние традиции.

  • В I-II вв. основой японской социальной иерархии были кланы, состоявшие из нескольких (до 70) тысяч человек. Клан возглавлялся старейшиной, который еще исполнял роль жреца. В кланах существовало классовое разделение на низших (гэко) и “больших”(дайдзин) людей. Сами кланы также делились на низшие и высшие.
  • С конца II — начала III вв. Начинается формирование протогосударств. Власть стала передаваться по наследству. В это же время японские правители признали себя вассалами по отношению к Китаю. С течением времени одно из таких протогосударств получило главенство над другими.
  • Период Асука (середина V — начало VII вв.), когда образовалось типичное протогосударство Ямато. Развивается государственность и появляется буддизм. Царь (окими) стал носить титул императора, обладая религиозной и государственной властью, а впоследствии начал исполнять функции верховного судьи.
  • Ранняя Нара (вторая половина VII — начало VIII вв.) характеризуется большим влиянием китайской культуры, письменности, чиновничьего аппарата управленческой практики. Создаются первые своды законов, земля делится на наделы.
  • Нара (до конца VIII в.). В Японии появляется первая постоянная столица — Нара. Страна получает новое название Нихон (“страна восходящего солнца”). К этому периоду относятся первые памятники письменности — сборники мифов. Усиливается противостояние китайских и корейских представителей знати и местной аристократией, что способствовало ослаблению буддизма и появлению синтоизма.
  • Хэйан (конец VIII — начало XII вв.). Новая столица — Хэйан (ныне Киото). Земля переходит от государственной монополии в частное владение аристократии по типу усадеб. Связи с Китаем и Кореей окончательно ослабевают. Мощное развитие культуры, появление блестящих образцов аристократической литературы. На первый план выходит род Фудзивара.
  • Камакура (XII — середина XIV вв.). Период сёгуната Миномото. Главенство военного управителя (сёгуна) Миномото Ёримото. Верховная власть принадлежала самураям, хотя титул главного жреца синтоизма всегда оставался за императором. После двух вторжений монголов в Японии резко повышается уровень национального самосознания. Всюду в стране распространяется религия самураев — дзен-буддизм.
  • Муромати (конец XIV— середина XVI вв.). Период сёгуната Асикага. Развитие городской цивилизации и связей с Европой через посредничество миссионеров.
  • Эдо (начало XVII— вторая половина XIX вв.). Период сёгуната Тогукава. Прекращение гражданской войны, борьба с христианством и выселение европейцев, полное обособление Японии от внешнего мира. Мощный прирост населения, дальнейшее развитие городов и экономики. Появление неокоифуцианства. Строгое и окончательное регламентирование всех сфер жизни общества.
  • Мэйдзи (середина XIX — начало XX вв.). Под влиянием Европы в Японии идет восстановление императорской власти, утраченной в период главенства самураев. Национальная обособленность, но при этом бурное промышленное развитие. Военная экспансия Кореи и Китая.

Самобытность Японской культуры

Сами японцы считают себя “особыми “людьми, построившими свою цивилизацию совершенно обособленно от остального мира. В самом деле, ни одна страна не находилась в условиях такой изоляции, как Япония, начиная со времен Токугавы. Смертная казнь грозила любому, совершившему выезд из страны. Изгнаны были даже рыбаки с затонувшего судна, спасенные иностранными моряками. Затворничество Японии продолжалось до 50-х годов прошлого века, когда семь кораблей командора Мэтью Пэрри приблизились к японским берегам, и командор, угрожая орудиями, потребовал, чтобы порты были открыты в торговых целях. До настоящего времени японцы сохранили в своем характере обособленность, считая представителей всего остального мира “внешними” людьми. Национальная однородность в Японии — одна из самых высоких в мире, хотя страна и приняла маленький процент вьетнамских беженцев. Но большинство представителей иных народов, населяющих Японию, составляют корейцы. В целом же Япония — это страна для японцев.

Одной из главных черт японского характера является целеустремленность. По их понятиям, успех зависит не от таланта или одаренности, а именно от усердия, способности преодолевать препятствия и трудности. В деловой жизни для японцев приоритетны личные отношения и обязательства, сводящие к минимуму конфликты, а не заключение контрактов. Японцы всегда предпочтут выработать согласие, нежели обратиться к судебным разбирательствам. Например, в отличие от американцев, полагающих, что конкуренция и сотрудничество несовместимы, японцы считают, что можно и нужно сочетать эти два понятия.

Качество и эффективность — вот философия японцев, и в этом отношении Япония — лидер среди всех стран мира.

Основная часть населения Японии — жители гигантского мегаполиса Токио. Культурное пространство Японии можно назвать “узким”, оно не имеет тенденции к расширению. Японцы успешно созидают лишь в своем малом пространстве, и это их вполне устраивает. Население однородно в языковом, религиозном, этническом, имущественном и социальном плане. В основе японского менталитета лежит синтоизм, означающий добровольный отказ японцев от личных приоритетов в пользу общественных. Этому главным образом способствует высокая степень перенаселенности страны. Для сравнения: население Японии практически равно по численности населению России, в то время как площадь последней в сорок раз больше. Религия синто предполагает культ природных божеств и предков.

Интерес к японской цивилизации, культуре, искусству, технике в мире не ослабевает. Сдержанность и простота, целесообразность и гармония, красота и лаконичность — вот основные черты культуры и искусства Японии.


Первые археологические находки, указывающие на зачатки цивилизации на Японских островах, относятся к эпохе Дзёмон и датируются VIII-III тысячелетием до н.э. Судя по всему, первыми жителями островов являлись протоайны, мигрировавшие в южную часть Японского архипелага из Юго-Восточной Азии. Примерно во II тысячелетии до нэ на остров Рюкю началась миграция представителей южно-монголоидной расы, генетически близких к современным японцам, которые постепенно вытеснили айнов.

Примерно в I тысячелетии до нэ, на территории Японских остров наблюдался достаточно пестрый национальный состав. Северная часть, включая остров Хоккайдо, была населена промышлявшими охотой и рыболовством алеутами и эскимосами, южную часть заселили мигрировавшие из Полинезии и Австралии племена, освоившие примитивное земледелие, а центральную часть населяли айны, занимавшиеся собирательством, охотой и рыбной ловлей. В итоге к концу I тысячелетия до нэ айны полностью ассимилировали алеутов и эскимосов, но на юге более развитые австронезийцы сумели поглотить айнов.

Примерно в IV-III веке до нэ, в период Яёй, происходит заселение островов протояпонскими племенами, переплывшими Корейский залив. Так как по уровню технологии они превосходили коренных жителей и владели искусством выплавки бронзы, они сумели полностью подчинить себе и поглотить местные племена.

Примерно в начале III века нэ на территории современной Японии формируются несколько протогосударств. Одним из самых крупных является государство Ямато, сформировавшееся в V веке нэ в результате миграции жителей Китая и Кореи с материка на острова. Примерно в этот же период начинается формирование японцев, как этнической группы: зарождается иероглифическая письменность на основе китайской, появляются очаги буддизма.

Объединение страны и появление сёгуната

Постепенно происходит централизация и укрепление власти императора. Во принц Нака-но Оэ сумел подавить один из могущественнейших аристократических родов – клан Сога и положил начало формированию централизованного феодального государства.

Во время правления династии Момму в 710 году нэ основывается постоянная столица Хэйдзё-кё -до этого каждый новый император выбирал свою столицу. Усиливается роль землевладельцев-сёэнанов, а также военной аристократии, что впоследствии вылилось в угрозу императорской власти в лице сёгунов.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В XII веке происходит серьезная война аристократических домов, в ходе которой дом Минамото разгромил дом Тайра и основал первый сёгунат. В это время появляется новое сословие самураев, в чем-то схожее с рыцарским сословием в Европе.

Во времена монгольских завоеваний Японии удается отбиться от монгольских вторжений и отстоять независимость страны.

Примерно в конце XVI века могущественные сёгуны Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу начинают последовательный процесс объединения страны и укрепления вертикали власти, а также совершают вторжения в Корею. Впрочем, ни один из походов не удался и все они закончились провалом.

В 1542 году в Японии появляются первые европейцы, которыми стали португальские моряки, принесшие с собой не только возможность торговли, но и христианство. Длительное время возможность контакта с европейцами была жестко ограничена, но после приезда англичанина Уильяма Адама, ставшего одним из ближайших советников сёгуна Токугавы Иэясу, ситуация постепенно начала изменяться.

Тем не менее, к началу XVII века Япония остается очень закрытой для иностранцев страной с наличием удельных княжеств, обладающих широкой автономией, четкой системой сословий и отсутствием даже признаков городского самоуправления. Ограничение на общение с другими странами препятствует колонизации Японии, но в то же время становится непреодолимым препятствием на пути прогресса, остро ощущающегося на фоне более развитых европейских стран.

Реставрация Мэйдзи и развитие государства в XX веке

В 1853 году командор ВМС США Перри под угрозой обстрела сегунской столицы Эдо орудиями своей эскадры фактически заставил сёгуна Токугаву подписать Канагавский договор, положивший конец политике самоизоляции и открывшей японские порты для европейских стран и США. Это послужило толчком для масштабных реформ, которые вошли в историю, как эпоха Реставрации Мэйдзи, фактически вернувших власть в стране императору Муцухито и уничтожившего сёгунат и самурайскую систему управления, а также начавших модернизацию страны.

После окончания Реставрации Мэйдзи буквально с 1864 по 1890 года Япония из отсталой феодальной страны превратилась в мощного игрока на политической арене, с хорошей промышленностью, современной армией и развитыми торговыми и экономическими связями. Это позволило в 1895 году отобрать у Китая Тайвань и Пэнхуледао, нанести поражение России в 1905 году, присоединив к себе Сахалин и Корею.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В Первой Мировой войне Япония выступила на стороне Антанты, расширив свои территории за счет отобранной у Китая Маньчжурии. Так как накануне Второй Мировой войны основным противником Японии в регионе стали США, страна присоединилась к Тройственному пакту, аннексировав французские владения в Индокитае и захватив почти всю территорию Китая.

После поражения во Второй Мировой войне экономика страны была разрушена, но благодаря жесткому контролю над внешней торговлей, прогрессивным реформам, освоению новых технологий и политической стабильности буквально с середины 1950-х годов в стране начался очень резкий экономический рост и к 1968 году экономика страны выходит на второе место в мире, уступая только США.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

на озере

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

в древности

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем. Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.

Японских островов

Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.

быт древних японцев

В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона. С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.

на островах

Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов в исполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с буддизмом. Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асука связывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.

политик

Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) — японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.

средние века

Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.

Великого Будды

Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию. Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

В XII столетии формируется институт сёгуната, и в средневековой Японии развивается двоевластие: киотского императора и сёгуна – в Камакуре, представлявшего интересы самураев. Буддизмом начинают интересоваться самураи и простые люди. Среди них популярна секта Дзёдо, проповедовавшая амидаизм. Также известными становятся следующие школы японского буддизма:

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали дзэн-буддизм. Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).

самураи

Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие театра но,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств икебаны и чайной церемонии и др.

Стремление к объединению

городская жизнь

Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

В качестве религии на первый план выходит неоконфуцианство. В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.

у храма

Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.

Читайте также: