Становление большевистской диктатуры кратко

Обновлено: 30.06.2024

Для укрепления своей власти и уничтожения оппозиции большевикам понадобилось ровно восемь месяцев. Уже в середине лета 1918 года, советская власть была закреплена в Конституции как единственная в государстве.

Под лозунгами мировой пролетарской революции и социального равенства, коммунисты уверенно устанавливали свой диктат, который во многих отношениях был жестче прежнего монархического режима.

Основной задачей большевиков было отнюдь не экономическое и социальное преобразование общества, а укрепление центральной власти и ее доминирование во всех сферах жизни государства.

Методы формирования однопартийной диктатуры

Первым шагом к установлению большевистской диктатуры стало начало ликвидации из политической арены идейных противников коммунистов эсеров и монархистов. Представители оппозиционных сил были объявлены саботажниками и контрреволюционерами.

Для борьбы с врагами большевиков были создан специальный орган Всероссийская чрезвычайная комиссия, которую возглавлял Ф. Дзержинский. Для создания иллюзии правового государства, большевики учредили суды, главной функцией которых было вынесение решений о наказании врагов революции.

Следует заметить, что при наличии революционных судов, органы досудебного следствия отсутствовали. О начале формирования однопартийной диктатуры свидетельствует и то, что большевики разогнали Учредительное собрание, так как не получили большинства в нем и значительно уступали эсерам.

Учредительное собрание стало последним государственным органом, сформированным демократическим путем. Члены собрания, принадлежавшие к партиям эсеров и монархистов, были арестованы и расстреляны еще до конца 1917 года.

Таким образом, большевики положили начало тенденции физического уничтожения своих противников. Уже в январе 1918 года после подавление многочисленных протестов, русской общественности стало понятно, что большевики стремятся исключительно к единоличному правлению и установлению диктатуры. Гражданское противостояние оказалось неизбежным.

Конституция 1918 года

Несмотря на то, что многие противники, которые могли бы воспрепятствовать большевистскому диктату, были полностью уничтожены, правительство все же пыталось придать своей власти легитимный оттенок. В июле 1918 года была принята новая Конституция, в положениях которой закреплялась победа пролетариата над буржуазией.

Основной Закон устанавливал диктатуру крестьян и рабочих. Российская Федерация была объявлена государством с равным социалистическим обществом, в котором нет места для межклассовой борьбы.

Конституция 1918 года стала воплощением всех идей большевиков об идеальном социалистическом государстве. Однако де-факто, этот нормативный акт носил откровенно дискриминационный характер и противоречил всем существующим нормам демократии.

Окончательным закреплением большевистской диктатуры стала ратификация Брестского мира и принятие его кабальных, по отношению к России, условий.

Острая критика этого договора со стороны эсеров стала удобным для большевиков поводом начать открытые боевые действия против оппозиции, применяя силы Красной армии и окончательно закрепить свой авторитет.

24—25 октября 1917 г. контролируемые большевиками воинские части заняли ключевые объекты Петрограда — учреждения связи, мосты, вокзалы. В свержении правительства участвовали и отряды рабочей Красной гвардии. На стороне большевиков оказался перевес сил. Временное правительство было арестовано. А. Ф. Керенский выехал на фронт за помощью. В. И. Ленин начал формировать новое правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК, или Совнарком).

Население в подавляющем большинстве не принимало участия в этих событиях. Апатия, наступившая у жителей столицы, сильно отличалась от того подъема, который был характерен для Февральской революции, когда восстание поддерживали широкие массы.

Одновременно с захватом столицы большевиками в Смольном дворце проходила работа II съезда Советов. Представители меньшевиков и эсеров, подвергнув большевиков резкой критике за начавшийся переворот, в знак протеста покинули съезд. Однако с ними ушло менее трети делегатов, поскольку левые эсеры остались в Смольном. Съезд продолжил работу. Утром лидеры большевиков сообщили съезду о свержении Временного правительства и, опираясь на голоса большевистских делегатов, провозгласили переход власти к съезду Советов. Фактически власть перешла к созданному вскоре большевиками новому правительству — Совнаркому во главе с В. И. Лениным. Так произошло событие, оказавшее величайшее воздействие на судьбы России и всего мира.

Утверждение власти большевиков

Вооруженный захват власти большевиками сделал насилие нормой политической борьбы и значительно сузил социально-политическую базу новой власти. Граждане, которые доверяли другим партиям, не поддерживали власть большевиков и их мероприятия, а иногда и выступали против них с оружием в руках.

Когда партия большевиков захватила власть в Петрограде, мало кто из их противников думал, что это надолго. Сами большевики утверждали, что взяли власть до Учредительного собрания и готовы разделить ее с другими левыми партиями. Уже на II съезде Советов большевики приняли декреты о мире и о земле. Первый декрет объявлял, что Россия выходит из войны и начинает переговоры о мире без аннексий и контрибуций. Второй декрет в общей форме соответствовал программе эсеров и объявлял о передаче помещичьей земли крестьянам. Большевики также передавали фабрики под контроль рабочих, объявляли о введении восьмичасового рабочего дня.

Активное участие в переворотах на местах вместе с большевиками приняли левые социалисты-революционеры (левые эсеры), лидеры которых были исключены из партии эсеров. Вскоре они создали свою партию левых социалистов-революционеров (ПЛСР).

С помощью левых эсеров большевикам удалось получить поддержку части крестьянских Советов. Был создан объединенный Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — представительный орган Советской республики. Председателем его был большевик Я. М. Свердлов. В Совнарком также вошли левые эсеры; они разработали закон о земле, позволивший большевикам заручиться поддержкой крестьянства.


Разгон Учредительного собрания

Первые в истории России свободные выборы в парламент в ноябре 1917 г. принесли большевикам разочарование. Партия Лепина набрала около четверти голосов. Эсеры получили 40% голосов, а вместе с меньшевиками и другими умеренными социалистами (получившими незначительное число голосов) — и того больше. Левые эсеры шли в парламент по старым спискам партии эсеров и получили всего 5%. Там, где они выступили самостоятельно, население их не поддержало. Чтобы сохранить свою власть, проигравшие выборы большевики и левые эсеры решились на разгон Учредительного собрания.


СВЕРДЛОВ Яков Михайлович (1885—1919)

5 января 1918 г., в день открытия Собрания, на улицы Петрограда вышла многотысячная демонстрация сторонников демократии, желавших поддержать депутатов. Большевистская Красная гвардия открыла огонь по демонстрантам. Собрание блокировали войска, но, несмотря на это, его члены отвергли требования большевиков; избрали своим председателем лидера эсеров В. М. Чернова и приняли основы законов о земле и организации власти. Но 6 января большевики заявили о роспуске Учредительного собрания. Сорвав работу Учредительного собрания — законного парламента, избранного большинством народа, большевики сохранили свою власть, но сделали еще один шаг к Гражданской войне. Теперь противоречия между различными социальными слоями России уже нельзя было решать путем мирных обсуждений в парламенте.

Учредительное Собрание для буржуазии и ее слуг.

Всероссийский Съезд советов для рабочих городов и бедноты деревни.

Учредительное Собрание для узаконения каторжного режима капитала.

Всероссийский Съезд советов для освобождения труда.

Учредительное Собрание для мира с буржуазией и войны против трудящихся.

Всероссийский Съезд советов для беспощадной войны с буржуазией и мирного содружества рабочих городов и деревень.

Учредительное Собрание хочет воскресить умирающий буржуазный строй.

Всероссийский Съезд советов зовет трудящихся к строительству новой жизни.

Да здравствует Всероссийский Съезд советов! Да здравствует Советская Республика! Да здравствует революционный союз пролетариев города с бедняками деревни!

Октябрьская революция


Большевики и общество

Победа советской власти на деле означала переход власти в руки партии большевиков и Совнаркома. По мере создания на местах структур наркоматов (министерств) полномочия Советов ограничивались.

Тысячи рабочих с энтузиазмом восприняли привлекательные лозунги новой власти, заводы стали переходить в руки фабрично-заводских комитетов, однако у трудящихся еще не было опыта самоуправления. Ситуация обострилась, когда СНК и Советы стали назначать на предприятия своих руководителей, как правило разбиравшихся в делах предприятия еще хуже рабочих.

Весной 1918 г. началась национализация целых отраслей промышленности. Основным работодателем вместо капиталиста становилось государство. В. И. Ленин стремился к укреплению дисциплины и повышению интенсивности труда. Установление власти большевиков привело к долгосрочным изменениям социальной системы, когда господство частных собственников сменилось господством партийно-государственной бюрократии.


Феликс Эдмундович Дзержинский (1877 - 1926).

В начале 1918 г. крестьяне были заняты разделом помещичьих земель, но принципы раздела были определены нечетко, что привело к росту напряженности в деревне.

По мере большевистских преобразований и усиления репрессивных методов руководства ряды сторонников нового режима среди интеллигенции таяли, росла эмиграция деятелей культуры из страны.

На усиление оппозиционных настроений большевики отвечали преследованиями, которые осуществляла Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским, созданная в декабре 1917 г.

Брестский мир и проблема мировой революции

Мирные переговоры с Германией начались в декабре 1917 г. в городе Брест-Литовске и к февралю 1918 г. зашли в тупик — германская сторона не поддерживала идею мира без аннексий и контрибуций. Тем не менее официальная Германия одобрила решение советского правительства предоставить независимость отдельным частям Российской империи, добивавшимся ее (Польше, Украине, Финляндии, странам Прибалтики и Закавказья).

В. И. Ленин рассчитывал использовать национально-освободительное движение для того, чтобы укрепить авторитет коммунистов в этих странах и сохранить над ними контроль. Германия и ее союзники, стремившиеся оккупировать эти страны, требовали контрибуции.


Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879 - 1940).


В ноябре 1918 г., когда Германия капитулировала перед Антантой, Россия объявила об отказе от Брестского мира. В стране в это время уже полыхала Гражданская война.

По мере возможности большевистское правительство оказывало поддержку коммунистическим выступлениям в Европе и антиимпериалистическим движениям в Азии. В 1920 г., в ответ на вторжение Польши на Украину, Красная Армия развернула наступление на Варшаву с планами дальнейшего продвижения в Германию, но поход на польскую столицу окончился неудачей. После поражения под Варшавой началась подготовка к вооруженному восстанию коммунистов в Германии, которое провалилось осенью 1923 г.

Вопросы и задания

1. Сравните ситуации смены власти в России в феврале и октябре 1917 г. Что было общим, а что различным?

3. Разъясните, какую роль в политической истории России должно было сыграть Учредительное собрание. Каковы были причины и последствия его разгона большевиками?

4. Охарактеризуйте отношения между партиями социал-демократов и эсеров в 1917—1918 гг. (можно сделать это в виде систематической таблицы).

5. В чем выражалось различие позиций в советском руководстве по вопросу о заключении Брестского мира? Чем можно объяснить это различие?

6. Выскажите суждение о том, каковы были преимущества и издержки подписания Россией в марте 1918 г. мира с Германией и ее союзниками.

7. *Что означал курс на мировую революцию? Покажите, в каких ситуациях и каким образом идея мировой пролетарской революции влияла на политику большевиков.

Т.о 3 главных вопроса, стоящих перед русским народом:

─ рабочий вопрос. Не были решены Временным правительством,

теперь основная надежда легла на большевиков. Большинство перешло на сторону большевиков. Теперь у них были все возможности для захвата власти, и это им удалось 25 октября 1917 года. Значит тема нашего урока ( на доске ) СТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ.

В начале октября в Петроград вернулся Ленин. Ночью 10 октября состоялось заседание Ц.К РСДРП(б). здесь Ленин выступил с речью и призывом к вооруженному восстанию. Зиновьев и Каменев не одобрили. Однако тактика Ленина одержала верх. Большевики стали готовиться к вооруженному восстанию. Был создан ВРК- военно-революционный комитет. В газетах, листовках шла агитация борьбы за власть Советов.

24 октября. Временное правительство закрыло все большевистские газеты за призыв к мятежу. На что большевики, поддержанные рабочими, захватили все стратегические пункты: вокзалы, банки, почтамты, телеграф, вокзалы. Остались Зимний дворец, здание военного совета и Мариинский дворец.

Премьер-министр Керенский бежал ещё утром 25 октября. Он уговорил Краснова поднять казачьи полки. Перевес был на стороне большевиков, и казаки сдались. Керенский сумел скрыться и через полгода эмигрировал из России.

В Москве бои шли с 25 октября по 2 ноября. Успех большевиков в Петрограде и Москве предопределил победу большевиков по всей стране.

25 октября 1917 года 22 часа 40 минут в Смольном открылся съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство составляли депутаты от большевиков. Этот съезд вошёл в историю тем, что предложил решение всех основных проблем. Именно этим большевики завоевали ещё больший авторитет среди народа.

─ Постановление об образовании рабочего крест-го правительства;

─ Декларация прав народов России.

2. Работа учащихся в группах с историческими документами.

- 4 группа Декларация прав народов России.

3. Беседа по вопросам к документам.

4.Составление таблицы по основным декретам и постановлениям.

Мир без аннексий и контрибуций.

Отмена частной собственности на землю, уравнительное распределение. Отмена наёмного труда. Распределением занимается местное и центральные самоуправление

Образование СНК. Функция проведение в жизнь. Программы съезда.

Всероссийский съезд Функция контроль

4. Декларация прав народов России.

Право наций на самоопределение.

5.Рассказ о роспуске Учредительного собрания.

Задание учащимся : Выписать причины роспуска.

Большевики не раз говорили о необходимости созыва Учредительного собрания. Однако теперь, когда они были у власти, собрание им было не нужно. Тем не менее популярность идеи была высока.

На выборах Эсеры – 40,4%;

5 января 1918 г. В Таврическом дворце начал работу Учредительный съезд Председатель ─ Чернов. Он объявил о передаче власти большевиков учредительному собранию. Большевики предложили обсудить Ленинскую декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа; закрепить политическую победу большевиков и установление советской власти. Зал ответил возмущением. Большевики объявили меньшевиков контрреволюционерами и покинули зал.

6 января 1918 года – декрет о роспуске.

Причины в тетрадях

─ Отказ Учредительного собрания принять требования большевиков о признании существующего правительства.

─ Отказ принять Декларацию.

Январь 1918 год – III съезд Советов. Одобрение роспуска Учредительного собрания. Новое название РСФСР.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Парейшина Ирина Владимировна учитель истории ОГКОУ КШИ «Колпашевский к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: Парейшина Ирина Владимировна учитель истории ОГКОУ КШИ «Колпашевский к.









ЭТАП ДАТЫ I. Первый этап Октябрь 1917 г. – май 1918 г. II. Второй этап Май-но.

ЭТАПДАТЫ I. Первый этапОктябрь 1917 г. – май 1918 г. II. Второй этапМай-ноябрь 1918 г. III. Третий этапНоябрь 1918 г. – весна 1919 г. IV. Четвёртый этапВесна 1919 г. – весна 1920 г. V. Пятый этапМай – ноябрь 1920 г.




В.И. ЛЕНИН Л.Д. ТРОЦКИЙ

В.И. ЛЕНИН Л.Д. ТРОЦКИЙ

И.И. ВАЦЕТИС С.С. КАМЕНЕВ

И.И. ВАЦЕТИС С.С. КАМЕНЕВ

А.В. КОЛЧАК А.И. ДЕНИКИН

А.В. КОЛЧАК А.И. ДЕНИКИН

Н.Н. ЮДЕНИЧ П.Н. ВРАНГЕЛЬ

Н.Н. ЮДЕНИЧ П.Н. ВРАНГЕЛЬ



1. С осени 1917 г. - национализация земли и предприятий 2. Май 1918 г. – введ.

1. С осени 1917 г. - национализация земли и предприятий 2. Май 1918 г. – введение проддиктатуры (продотряды и комбеды) 3. Декабрь 1918 г. – всеобщая трудовая повинность 4. Январь 1919 г. – введение продразвёрстки

ПРОДДИКТАТУРА ПРОДРАЗВЁРСТКА НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ ХЛЕБА У КРЕСТЬЯН В ПОЛ.

ПРОДДИКТАТУРА ПРОДРАЗВЁРСТКА НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ ХЛЕБА У КРЕСТЬЯН В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СДАЧА КРЕСТЬЯНАМИ ГОСУДАРСТВУ УСТАНОВЛЕННОЙ ЗАРАНЕЕ НОРМЫ ПРОДУКТОВ ПО ОПРЕДЕЛЁННЫМ ГОСУДАРСТВОМ ЦЕНАМ




КАКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ БОЛЬШЕВИКИ?

КАКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ БОЛЬШЕВИКИ?






Н.И. МАХНО А.С. АНТОНОВ

Н.И. МАХНО А.С. АНТОНОВ


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 306 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.03.2016 1724
  • PPTX 48.4 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Парейшина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: