Становление административного судопроизводства кратко

Обновлено: 30.06.2024


В данной статье представлен анализ исторического развития административного судопроизводства в России. Автором кратко исследованы основные этапы исторического становления административной юстиции и административного процесса в РФ.

Ключевые слова: административное судопроизводство; административная юстиция, административный спор.

Историческое развитие и становление административного судопроизводства как разрешения споров с участием органов публичной власти России имеет глубокие корни и берет свое начало XVI веке, с принятием судебника 1497 года. Последующая модернизация законодательства, в области административных отношений нашла свое отражение в Судебнике 1550 года, в котором было предусмотрено право на подачу жалобы, но с ограничением количество жалоб на имя царя.

Если рассматривать особенность данного вида процесса в Российской империи, что в период XVIII и до середины XIX веков функции по разрешению споров с должностными лицами были возложены на прокуратуру и на Сенат.

К концу XIX века в виду нехватки государственных учреждений по разрешению данных споров появилась потребность создания особых судебно-административных органов для разрешения споров с участием органов публичных. В связи с этим в 70–90 годах XVIII века создаются специализированные государственные органы присутствия в каждой губернии, функции которых заключались в разборе жалоб граждан на городские, земские и иные местные власти и соответственно вынесение решений. Данная система имела некоторые недостатки в виде отсутствия принципов гласности, публичности и состязательности в судебном процессе, длительность рассмотрения данных дел. Данная система была упразднена после революции 1917 года, а административной юстиции была направлена на установление диктатуры пролетариата.

С принятием ГПК РСФСР 1922 г. административное судопроизводство как институт было утверждено не только в практическом плане, но и в теоретическом. В данный период Декретом СНК РСФСР от 4 октября 1922 г. был введен судебный порядок обжалования действий нотариусов. Следует отметить, что в период СССР судебное судопроизводство не только отсутствовало, но и отрицалось как таковое. Такой вывод можно сделать из множества исследований на данную тему [5, 6, 7, 8]. Административная юстиция советского периода была направлена на всемерную охрану советского законодательства, данное обстоятельство было обусловлено с правовой политикой того времени [4]. В период 1920–1950 г. особенность административной юстиции выражалась в форме рассмотрения жалоб на решения должностных лиц, которые рассматривались государственными органами.

Принятие Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях можно считать следующим этапом развития административного судопроизводства, так как было предоставлено гражданам право обжаловать в суд административные взыскания, наложенные на них органами государственного управления и должностными лицами. Так же данное право было закреплено в ч. 2 ст. 58 Конституции СССР 1977 г.

Несмотря на столь долгий путь развития административной юстиции и судопроизводства, вопросы отсутствия единообразного понимания административного процесса, и выделение административного судопроизводства в качестве самостоятельной отрасли российского права, определение места и роли административного процесса в системе процессуальных отраслей российского права и в последние годы вызывают споры среди ученых.

Впервые законодательное закрепление административного судопроизводства, наряду с иными видами судебных процессов было закреплено в ст. 118 Конституция РФ [1]. На тот период, административное судопроизводство понималось как производство по делам об административных правонарушениях, вытекающих из КоАП РФ [3], а споры с органами публичной власти разрешались в рамках гражданского процесса. Реформа судебной власти и выделение административного судопроизводства в самостоятельную сферу берет начало в 2000-х годах и получила свою реализацию только в 2015 году с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту — КАС РФ) [2].

Современный этап развития административного судопроизводства связан, прежде всего, с принятие — процессуального законодательства в сфере разрешения административных споров. КАС РФ представляет собой кодифицированный акт, закрепляющий систему норм, принципов, правил устанавливающих модель административного процесса как судебного процесса.

Необходимость принятия данного кодифицированного акта было обусловлено решением практической задачи реализации конституционно-правовой нормы, устанавливающей административное судопроизводство как специальную форму реализации судебной власти в России, которая бы действовала наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством. В КАС РФ законодатель закрепил установленные Конституцией РФ требования к административному судопроизводству, что решило проблему правового положения административного правосудия.

Таким образом, можно сделать вывод, что принятие КАС РФ ознаменовало новый этап развития административного судопроизводства в России.

Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, административная юстиция, РФ, административный процесс, разрешение споров, Россия, РСФСР, этап развития, историческое развитие, судебная власть.

Читайте также: