Классификация театральной музыки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Музыкальное оформление - неотъемлемая часть технологического процесса создания культурно-досуговой программы. Режиссёру - постановщику необходимо владеть основами музыкальных знаний, принципами музыкального оформления.

При подготовке культурно-досуговой программы используются многие выразительные средства (слово, декорационные оформление, свет), которые находятся во взаимодействии, органично связаны между собой и служат образному воплощению темы. От грамотного использования выразительных средств зависит художественный уровень досуговой программы и её степень воздействие на аудиторию.

- сюжетная, введение которой всегда оправдано ситуацией, действующие лица слышат её и на неё реагируют. Иногда мелодия может звучать в воображении персонажей и это тоже сюжетная музыка. т. к. действующие лица выражают к ней своё отношение. Сюжетная музыка звучит в повседневной жизни персонажей, она помогает воссоздать черты конкретной исторической обстановки и звучит в исполнении героев. Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении персонажей или доноситься из СМИ или с предполагаемого объекта.

-условная музыка не является зримым компонентом действия, персонажи на неё не реагируют, как бы её не слышат.

Вместе с тем эта музыка активно воздействует на зрительское восприятие. Драматургические возможности условной музыки (фоновой) широки и разнообразны. Условная музыка является действенным средством выражения конфликта, главной движущей силой театрализованного представления, развитие действия становится более динамичным. Музыка может отражать темы: жизни и смерти, борьбы, мечтаний, тревожные предчувствия, сражение, молитвы, радость, жалобы, движение. Эта музыка внутренней духовной жизни персонажей. Такую музыку называют психологической, эмоциональной. Условная музыка более сильное художественное средство – по содержанию может быть иллюстративной, ассоциативной, контрастной событию, раскрывающей событие или обобщающей действие. Ввести условную музыку в КДП труднее. Условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания режиссёра-постановщика. Выразительные возможности такой музыки очень широки. Для неё могут быть привлечены разнообразные оркестровые, вокально-хоровые средства, произведения камерного характера, отдельные инструменты. Действенная роль условной музыки проявляется и в её конструктивно-композиционной функции. Подчёркивая опорные события, завершая тот или иной эпизод, музыка способна придать КДП стройность и завершённость.

Классификация музыки в театрализованных представлениях

Каждая КДП имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится.

Музыкальный пролог – это начальный музыкальный раздел. Цель – подготовить развитие основных эпизодов программы, написанных в характере всего представления или контрастный ему. Музыкальный пролог выполняет роль вступления или экспозиции. Основная задача

пролога – вступления, собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

Музыкальный пролог-экспозиция – это лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в основной части.

Музыкальный пролог имеет сюжетное построение – вступление, изложение основной темы или тем, заключительная часть.

Музыкальный пролог может быть представлен:

Характер музыкального пролога определяется спецификой программы (концерт, праздник, карнавал, народное гуляние, презентация, развлекательная программа).

Увертюра – в ней используются музыкальные произведения, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.

Увертюра вводит зрителя в атмосферу мероприятия, эмоционально подготавливает его к восприятию сценического действия. Музыка увертюры может знакомить зрителя с эпохой, социальной средой. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия.

Музыкально-пластический плакат - синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность - содержание его воплощается в танцах и пластических движениях, имеет чёткую тематику, направленность и сюжетное построение.

Музыкально-поэтическая композиция – органическое единство слова и музыки при лаконичном ёмком содержании и драматургической завершённости.

Музыкально-сценическое действие – в основе используется метод театрализации.

Музыкальный видеопролог – может быть наполнен кино-видеоматериалом в зависимости от специфики и характера программы.

Музыкальный эпизод – самостоятельный раздел программы. При раскрытии содержания используются разнообразные выразительные средства и средства музыкального языка. Музыкальный эпизод имеет завершенное композиционное построение. Это синтез готовых музыкальных произведений, которые раскрывают событие, обладающее драматургической законченностью (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения - песня, инструментальное произведение, хореографическая композиция. Вставной музыкальный номер должен быть тесно связан с темой, идеей театрализованного представления и быть органично вмонтирован в сюжет программы. Номер, включаемый в программу, помогает создавать сценическую композицию.

Музыкальный антракт - миниатюрная увертюра к действию. Это связующее звено между эпизодами. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы. Звучит во время перестановки декораций, перестроений, паузы. Музыка антракта может трансформироваться. Ей можно придать характер торжественности, нежности, скорби, радости, тревоги, возвышенности, приподнятости применив жанровую трансформацию.

Музыкальные финалы – подводят итог мыслям, чувствам. В финале заложена основная мысль события, обобщающая идея. Музыкальный финал предполагает выход всех участников на сцену. Это могут быть сводные художественные коллективы. Музыкальный финал имеет массовый характер. Иногда используются приёмы активизации зрителей: коллективное пение, скандирование, шествие. Музыкальный финал должен завершать восприятие КДП, обобщать в музыке уже высказанное. Музыка в конце театрализованного представления подводит итог мыслям и чувствам, музыкой утверждается идея мероприятия.

Функции музыки в театрализованных представлениях

1. Эмоционально-смысловая.

Необходимо отметить еще одну существенную особенность театральной музыки - это ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актеров. Многие из режиссеров, перед тем как начать свою роботу над спектаклем, включают песни тех лет, что б настроить актеров и себя в первую очередь на творчество. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества, склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, национальную, социальную принадлежность, моральную сущность.

Раздел 1. Чем и как может помочь режиссеру музыка в постановке спектакля

Классификация театральной музыки

По способу использования музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько видов:

б)музыкальные антракты (вступление к действию или картине);

в)музыкальный финал акта или спектакля;

г) музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой.

Обычно в увертюре бывают сконцентрированы основные мысли постановщика, вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает зрителю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмосферу спектакля, подготавливает зрителя к эмоциональному восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует его в плане предстоящего знакомства с эпохой, социальной средой и т.д.

К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или для заполнения пауз между картинами. Музыка в этом случае большей частью излагает те события, которые совершаются между картинами или действиями. Эти события зритель не видит, он их должен вообразить сам. Музыка организует направление, в котором должна работать мысль и фантазия зрители. Воспринимая действие на слух, и не видя внешних его признаков, зритель становится как бы соучастником этого действия, развивающегося в музыкальных образах. В то же время музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями: она начинается тем настроением, которым кончилось предыдущее действие и кончается настроением, с которого новое действие должно начаться.

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия. По способу участия музыки в действии ее можно разделить на две основные категории: сюжетную и условную.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых нет авторских указаний на введение музыки. В качестве вступления к спектаклю, в антрактах между актами и картинами, в финале, а также внутри действия. Такую музыку называют условной.

Наконец, к этой же категории театральной музыки можно отнести те песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредственно зрительному залу. Подобный прием типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.

Сюжетная музыка, введенная в действие на основании ремарок драматурга, обязательна для каждой постановки. Условная музыка, привлеченная режиссером ради достижения определенных художественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра.

Следует отметить, что условная музыка нередко оказывает более сильное художественное воздействие, чем музыка, звучащая по ходу действия. Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе акцентирует внимание зрителя, особенно если исполнитель -- действующее лицо.

В качестве условной музыки могут использоваться сонатно-симфонические произведения, произведения камерного характера, различные музыкальные пьесы в исполнении небольших по составу ансамблей или даже одного инструмента. Часто в качестве условной музыки режиссер использует различные песни (лирические, революционные, народные, песни времен Отечественной войны и др.), романсы, эстрадную и джазовую музыку.




Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем – то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.

Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

ü музыкальные антракты (вступление к действию или картине),

ü музыкальный финал акта или спектакля,

ü музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля. К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, из ресторана и т. д. Примеры подобного включения музыки в действие можно найти почти в любом спектакле.

Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе активизирует внимание зрителя. В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.

Функции сюжетной музыки. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.

ü Характеризовать действующих лиц;

ü Указывать на место и время действия;

ü Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

ü Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Сюжетная музыка играет весьма значительную роль и в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Таким образом, можно отметить, что условная музыка может:

ü эмоционально усиливать монолог и диалог,

ü характеризовать действующих лиц,

ü подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

ü обострять конфликт,

ü рассказывать о действии за сценой,

ü подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.

Общие функции театральной музыки

И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.

Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем – то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.

Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

ü музыкальные антракты (вступление к действию или картине),

ü музыкальный финал акта или спектакля,

ü музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля. К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, из ресторана и т. д. Примеры подобного включения музыки в действие можно найти почти в любом спектакле.

Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе активизирует внимание зрителя. В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.

Функции сюжетной музыки. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.

ü Характеризовать действующих лиц;

ü Указывать на место и время действия;

ü Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

ü Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Сюжетная музыка играет весьма значительную роль и в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Таким образом, можно отметить, что условная музыка может:

ü эмоционально усиливать монолог и диалог,

ü характеризовать действующих лиц,

ü подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

ü обострять конфликт,

ü рассказывать о действии за сценой,

ü подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.

Общие функции театральной музыки

И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие различного музыкального разрешения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музы­ ки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в раз­ личных театрах, музыка приобретает своеобразные осо­ бенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

По способу использования- музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько типовых видов:

б) музыкальные антракты (вступление к действию или картине);

в) музыкальный финал акта или спектакля;

г) музыкальные номера по ходу сценического дей ствия.

Рассмотрим основные задачи каждого из указанных видов музыки.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой.

Когда-то в давние времена о начале спектакля возве­ щали призывные фанфары труб. В дальнейшем в каче­ стве увертюры к драматическим произведениям стали использовать оркестровые произведения. В современной постановке нередко в качестве увертюры звучат народ­ ные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джа­ зовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды.

В увертюре большей частью бывают сконцентрирова­ ны основные мысли режиссера и композитора о предстоя­ щем спектакле: обычно в нее вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает слушателю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмос­ феру спектакля, может быть даже ориентируя зрителя в плане предстоящего знакомства с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие в дальнейшей музыке спектакля.

Музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями: она начинается тем настроением, -

ко торым кончилось предыдущее действие, и кончается на-* строением, с которого новое действие должно начаться.

Иногда музыка в антракте является увертюрой к следующему действию, и тогда содержание ее состоит только из мотивов, характеризующих это действие, то есть в этом случае музыка связана со спектаклем лишь стилистически.

Если увертюра и музыкальные антракты обычно вво­дят зрителя в предстоящее действие, предуведомляют его о новых образах и мыслях, то так называемые концовки, или музыкальные финалы, могут, наоборот, завершить подобное восприятие, обобщая уже высказанные в спек­ такле идеи. Музыка как бы подводит итог мыслям и чув­ ствам, выраженным в словах и подтексте драматическо­ го представления, закрепляет те серьезные значительные идеи, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля как бы ставит точку, а при наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля.

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой не­ посредственно по ходу сценического действия, в том чис­ ле и так называемые вставные номера. Драматургический смысл вставного номера заключается в том, что он за­ полняет паузу, предусмотренную режиссерским замыслом в развертывании действия на сцене. Почти все песни, танцы и другие жанрово-определенные музыкальные фрагменты вызывают задержку или замедление действия.

Только что зритель волновался за жизнь героя, интри­ га развертывалась с невиданной быстротой. Но все обошлось благополучно, и герой, радуясь победе, запел песню. Действие, по сути дела, остановилось, но это не значит, что оно прервалось. Зритель не только успокаи­ вается и отдыхает перед новым драматическим взлетом, но еще глубже проникается определенными чувствами, переживая с героем радость его победы.

Но прежде чем говорить о функциях, которые может выполнять такая музыка в драматическом спектакле, следует познакомиться с двумя понятиями. По способу участия музыки в действии ее разделяют на две основ­ ные категории. Прежде всего рассмотрим музыку, звучание которой в данной сцене оправдано самой ситуацией, когда ее либо исполняют действующие лица, либо они слушают и как-то реагируют на нее.

Сюда относятся и те моменты в развитии сценическо­ го действия, когда исполнители поют в сопровождении

музыки или музыка звучит за кулисами, изображая про* исходящее за сценой.

Иными словами, помогая раскрыть внутренний смысл сцены, эта музыка проявляется также и во внешней, то есть видимой, стороне действия.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц, по радио, с грампла стинки, магнитофона, доноситься с предполагаемых по­ близости концертной площадки, ресторана и т. д. Приме­ ры использования такой музыки можно найти почти в любом спектакле.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых ав­ тор не дает указание на введение музыки. Тем не менее режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, имеет право вво­ дить музыку самостоятельно внутри действия, а также в качестве вступления к спектаклю, антрактов между актами и картинами, в финале.

Такая музыка, связанная с основной мыслью пьесы, становясь как бы невидимым действующим лицом, помо­ гает зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, создает насыщенную атмосферу действия.

По роли и независимости от места действия такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т. д. Иногда ее называют музыкой от режиссера.

Вместе с тем существует целый ряд спектаклей, где музыку в сценическом действии нельзя отнести ни к сю­ жетной, ни к условной, руководствуясь лишь только ука­ занными выше признаками деления. Обычно это музыка, вводимая режиссером для создания эмоционального на­ строя какой-либо сцены, тем не менее действующие лица реагируют на нее самым активным образом.

Наконец, к этой же условной, театральной музыке можно отнести те песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредст­ венно зрительному залу. Подобный пример типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.

Сюжетная музыка, введенная драматургом, обяза тельна для каждой постановки. Условная музыка, при­ влеченная театром ради достижения определенных худо­ жественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра.

Условной, музыке свойствен подлинный симфонизм как метод обобщения — то высшее качество, которое присуще только музыке и которое подчас незаменимо для передачи глубоких мыслей и сильных чувств.

В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пье­ сы в исполнении небольших, весьма оригинальных по со­ ставу ансамблей или даже одного инструмента. Инте­ ресное применение находят в качестве условной музыки различные по характеру песни (лирические, революци­ онные, народные, песни времен Великой Отечественной войны и др.), романсы, эстрадная и джазовая музыка.

Место звучания условной музыки выбирается в зави­ симости от характера сценического действия — за сце­ ной, в зрительном зале или непосредственно на сцене.

Читайте также: