Станционный смотритель побег дуни кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сложно и драматично сложилась судьба Дуни (“Станционный смотритель”). Она тоже совершает побег. Этот поступок сразу поднимает в наших глазах “разумную”, неопытную Дуню. Она еще только вступает в жизнь, но уже начинает догадываться, что ее ожидает.

И она бунтует не против произвола отца, а против социальных условий, уготовивших ей жалкую судьбу. Бегство из дома было, конечно, обманом родителя, но обман этот так по-детски непосредствен! Она еще не понимает, какой удар наносит отцу своим бегством: ею движет непосредственное чувство.

понравился офицер Минский, и она, рискуя всем своим будущим, бросает вызов условиям среды, опыту жизни, доверяя только себе и своему чувству.

Поступок Дуни воистину отважен вспомним, что говорил Самсон Вырин о тех, кто, как его дочь, убегал из дома: “Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”.

Поступок Дуни и дерзок, и чреват великой бедой, и одновременно прекрасен. Дуня поверила своей натуре. Она не хочет считаться с социальным запретом

Потому Дуня не похожа на карамзинскую бедную Лизу – она бросает вызов тем, кто устанавливает эти запреты, она борется за свое счастье. К отважному и решительному поступку Дуня подготовлена вольной жизнью в доме отца. Никто не докучал ей поучениями, не извращал ее чувств веками созданной моралью покорного подчинения воле божьей. Она жила, руководствуясь умом и сердцем.

А была она умна, сметлива, “безо всякой робости”. Естественность и чистота чувств Дуни вызывали симпатию к ней у всех, кто встречал ее. Был покорен этим и Минский. В Петербурге, добившись своей цели, Дуня расцветает.

Как всегда лаконична, но глубоко содержательна сцена, которую подсматривает Самсон Вырин, обманно проникнув в квартиру дочери. Дуня счастлива! Упоена счастьем, ею самой завоеванным.

“В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресла, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель!

Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. “Кто там?” – спросила она, не подымая головы. Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер”.

Психологизм Пушкина аскетичен. Писатель не раскрывает психологических переживаний, не показывает изнутри борения страстей и мыслей своих героев. Пушкин всегда знакомит нас с результатами душевной бури, которая выплескивается наружу и застывает в жесте, мимике, движении.

Счастливая Дуня, увидев отца, падает без сознания – такова сила испытанного ею пронзительного чувства своей вины перед отцом.

Жизнь Дуни предстает в своем не идиллическом, а драматическом облике. Естественное ее стремление к счастью искажается социальными условиями общества. Оно, это общество, в которое она вошла благодаря энергии и борьбе, навязывает ей свою мораль, заставляет быть душевно черствой, жесткой, эгоистичной.

Охраняя хрупкое свое счастье, она должна была предать отца, оставить его, одинокого и горюющего. Но чувство вины, испытываемое ею перед отцом, – яркое свидетельство того, что еще жива ее чистая душа, не все чувства извратило в ней общество. Пушкин обвиняет и судит общество, преступно требовавшее как плату за отвоеванное счастье отречение от отца только потому, что он маленький чиновник, бедный человек, не имеющий дворянского звания…

Повесть, посвященная Самсону Вырину, заканчивается сценой новой встречи читателей с Дуней. Она приезжает в родные места. Приехала она, по словам деревенского мальчика, “в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: “Сидите смирно, а я схожу на кладбище”.

Она настояла на свидании с отцом. И поехала не одна, а с детьми, чтобы порадовать старика внуками. Нет, не убило общество душу Дуни. Продолжая сражаться за счастье, теперь уже своей семьи, она не отреклась от отца и, невзирая на запрет среды, вынашивала мысль о свидании с ним.

Так глубоко содержателен пушкинский лаконизм.

Свидание оказалось печальным и последним. Дуня пришла на могилу, “легла здесь и лежала долго”. И опять психологизм Пушкина (такой непривычный нам после Достоевского, Толстого и Чехова) оказался способным, несмотря на свой аскетизм, передать во всей сложности душевную жизнь Дуни, открыть нам глубоко страдающую женщину.

Здесь, на маленьком деревенском кладбище, по русскому обычаю, по-бабьи, она упала на дорогую могилу и винилась перед отцом за свое счастье.

Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни – невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования. И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может и в угнетающих его обстоятельствах, хотя и с поражениями – горькими и тяжелыми,- сражаться за свое счастье.

Мятежность Дуни и явилась залогом сохранения ее личности, ее человечности, ее счастья любви и материнства.

Мятежные натуры помогали Пушкину обнаружить в обыкновенном течении жизни, в обыкновенных людях спасительную искру, которая, разгораясь, поднимала человека к иной жизни, очищенной от повседневных унижений, к исповеданию гуманных норм человеческого общежития, способствовала его нравственному обновлению. В этом и состоял пафос реализма Пушкина – внушать человеку веру в себя, в свою природу, в свою возможность быть человеком и жить достойно.

В этой связи я хочу напомнить мудрые, но до сих пор не оцененные слова сатирика Щедрина о коренном свойстве человеческой натуры и высоком долге искусства. “Это свойство расцветать и ободряться под лучами солнца, как бы ни были они слабы, доказывает, что для всех вообще людей свет представляет нечто желанное. Надо поддерживать в них эту инстинктивную жажду света, надо напоминать, что жизнь есть радование, а не бессрочное страдание, от которого может спасти лишь смерть. Не смерть должна разрешить узы, а восстановленный человеческий образ, просветленный и очищенный от тех посрамлений, которые наслоили на нем века подъяремной неволи. Истина эта так естественно вытекает из всех определений человеческого существа, что нельзя допускать даже минутного сомнения относительно ее грядущего торжества”

Пушкинский реализм напоминал постоянно, что “жизнь есть радование, а не бессрочное страдание”, способствовал очищению человека от унижений. Тем самым Пушкин бесконечно обогащал русский критический реализм XIX века. Под пушкинским знаменем развивалось реалистическое творчество Гоголя, Лермонтова и Тургенева.

Повести Белкина

Все пять произведений, занимающие, несмотря на скромный объем, достаточно заметное место в литературном наследии гения, были созданы Александром Сергеевичем на творческом подъеме, в рекордно короткие сроки – с 9 сентября по 20 октября, из которых непосредственное написание, по собственным воспоминаниям писателя, заняло всего 11 дней.

Авторство поэт приписывает выдуманному им персонажу – помещику Ивану Петровичу Белкину, умершему от простудной лихорадки в возрасте 30 лет и оставившему после себя рукописи, вошедшие в цикл.

Каждая из повестей написана в определенном литературном стиле – реализма, водевиля, готики. Повесть, о которой идет речь, имеет черты сентиментализма.

Но даже при таком минимуме объема и действующих лиц Пушкину удается создать шедевр, трогающий читателя до глубины души. Это лишний раз подтверждает истину, что у больших писателей не бывает маленьких произведений.

Изложение сюжетной линии

станционный смотритель краткий пересказ

Сюжет повести заключается в кратком пересказе событий упомянутым титулярным советником И.П.П., начинаясь с его рассуждений о тяжелой судьбе станционного смотрителя.

На эту должность назначались лица, занимавшие низшую ступень в табели о рангах, – коллежские регистраторы, обязанности которых состояли в содержании конюшни и небольшого постоялого двора.

В то время передвижение по дорогам осуществлялось исключительно на конной тяге, и станционные служащие вместе с семьями жили при почтовых станциях, где путешественники могли обменять уставших лошадей на свежих, а также перекусить, отдохнуть, при необходимости – переночевать.

Это интересно! Александр Пушкин, Выстрел: читаем краткое содержание для читательского дневника

Также станционный работник проверял у гостей подорожные – документы, где были указаны данные проезжающего, а также то, куда и откуда он следует. Эта информация переписывалась в специальный журнал. Кратко говоря, почтовая станция была чем-то вроде придорожной гостиницы, а станционный служащий объединял в себе должностное лицо и прислугу.

Каждый требовал от станционного смотрителя обслужить его в первую очередь, как можно быстрее предоставив самую лучшую тройку, и если сталкивались сразу несколько таких требований, бедняге приходилось нелегко.

Встреча рассказчика и смотрителя

читать кратко станционный смотритель

Первое знакомство И.П.П. со станционным служащим Выриным происходит в 1816 году, когда молодой чиновник ехал через ***скую губернию на перекладных и остановился на той станции, где служил Самсон.

Путнику хотелось отдохнуть и выпить чаю, и в ответ на просьбу, обращенную к смотрителю, тот позвал свою дочку Дуню и велел приготовить самовар.

На зов вышла 14-летняя девочка, поразившая рассказчика своей красотой, и занялась хлопотами. Отец с гордостью сказал, что Дуня, несмотря на юный возраст, отлично справляется с обязанностями хозяйки, ранее исполняемыми умершей матерью.

Важно! Ожидая чаепития, чиновник рассматривал украшавшие стены избы Самсона Вырина нравоучительные картинки с подписями, содержащими в сокращении историю о непокорном блудном сыне, ушедшем от отца и расточившем наследство, но затем раскаявшемся и вернувшемся в отчий дом. Этот краткий пересказ библейской притчи содержит своеобразный намек на грядущее развитие событий.

Вернувшаяся с самоваром Дуня накрыла на стол, и все трое стали пить чай. Девочка спокойно и охотно отвечала на расспросы молодого человека, разговаривая с ним без малейшего смущения и робости, а отец любовался своей Дуней.

Когда чаепитие наконец закончилось и лошади были готовы, дочка Самсона Вырина вышла проводить И.П.П., и гость, попросив разрешения, поцеловал ее на прощанье. Этот поцелуй надолго сохранился в памяти как самое приятное воспоминание.

Спустя несколько лет титулярный советник вновь проезжал той же дорогой и вспомнил про станционного смотрителя и его дочь. Вероятно, думал он, Дуня давно замужем, а Вырин – старик, или, может быть, его уже нет в живых. Войдя в дом, И.П.П. увидел на стене все те же картинки с сюжетом притчи о блудном сыне, а на кровати – смотрителя.

Когда И.П.П. решил угостить Самсона стаканом пунша, станционный смотритель разговорился и рассказал ему печальную историю. Вот как она выглядела в сокращении.

Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам

Побег Дуни

когда был написан станционный смотритель

Три года тому назад через станцию проезжал молодой гусарский ротмистр Минский. Он очень спешил и, едва войдя, стал гневно кричать на Вырина, требуя лошадей и размахивая нагайкой. Но, увидев вошедшую Дуню, Минский сразу успокоился, решив подождать, пока сменят лошадей, и поужинать.

После ужина Минскому неожиданно стало плохо, он разболелся, и Вырин послал за врачом.

Врач осмотрел его, рекомендовал покой и, приняв плату за визит, удалился. Дуня сидела возле больного, подавая ему лимонад. Через день ротмистр совершенно выздоровел и, собравшись уезжать, предложил Дуне, которая собиралась к обедне, довезти ее до церкви.

Обратно девушка уже не вернулась, и только тут Вырин понял, что болезнь гусара была мнимой – Минский просто решил обольстить юную красавицу и увезти Дуню с собой в Петербург.

сюжет станционный смотритель

С горя отец слег, а когда спустя долгое время поправился, взял отпуск на два месяца и приехал в столицу, надеясь отыскать блудную дочь.

Он пришел в дом Минского и стал просить его вернуть Дуню. Но ротмистр отказался, сказав, что с ним она счастлива, а с отцом будет несчастна и никогда не сможет забыть того, что случилось.

Минский предложил отцу денег, но разгневанный Вырин бросил их на землю и ушел. Стоявший поблизости молодой человек с радостью подхватил ассигнации и, сев на извозчика, умчался прочь.

Собравшись вернуться домой на станцию, Вырин решил в последний раз увидеть дочь Дуню. Выследив, к какому дому поехал Минский на своем экипаже, и, подойдя к кучеру, притворился посыльным, которому поручено отнести записку возлюбленной ротмистра, да вот он позабыл, в какой квартире она живет. Кучер назвал адрес.

Позвонив в дверь, станционный смотритель спросил, здесь ли живет Авдотья Самсоновна, и, несмотря на протесты открывшей дверь горничной, вошел в комнату. Там он увидел Минского, расположившегося в кресле, и свою Дуню в роскошном наряде, сидящую на ручке кресла. Увидев отца, дочь упала в обморок, а Минский с криком выгнал его.

Это интересно! Роман Евгений Онегин: читаем краткий пересказ

Финал истории

о чем повесть станционный смотритель

Закончив в кратком пересказе эту печальную повесть, старик сказал, что все эти три года думает о судьбе дочери. Скорее всего, Минский прогнал ее, натешившись молодостью и красотой, и теперь Дуня бродит по улицам Петербурга вместе с голью кабацкою.

Уезжая, советник с горечью размышлял об истории Самсона Вырина и его дочери.

Спустя еще некоторое время он вновь вернулся на станцию, но станционного смотрителя Вырина уже не было в живых. В его доме жила семья пивовара, сын которого проводил И.П.П. на кладбище, показал могилу старого смотрителя и сказал, что летом сюда приходила молодая барыня.

Она приехала в экипаже со служанкой и двумя маленькими барчатами, оставила их возле дома и пошла на кладбище, где долго лежала на могиле. А мальчишке дала пятак серебром.

Полезное видео

Подведем итоги

Так заканчивается кратко изложенная история о станционном смотрителе и его дочери Дуне, которую одинаково интересно читать онлайн и в книжном варианте. Пушкин, как истинный гений, до конца сохраняет интригу своей маленькой повести, оставляя читателю право самому ответить на вопрос, как же сложилась судьба дочери смотрителя.

Характеристика дуни из станционного смотрителя

Краткое описание персонажа

Полное имя героини — Авдотья Самсоновна Вырина, она является дочерью Самсона Вырина, бедного станционного смотрителя, с которым рассказчика свела судьба. Задание, которое часто дают учителя при изучении этой девушки — составление цитатной характеристики. Для этого следует внимательно перечитать текст повести и выписать цитаты, наиболее значимые для раскрытия ее образа.

Рассказчик дважды приезжал в село Н

Рассказчик дважды приезжал в село Н., находящееся в российской глубинке. В первый раз его встретил цветущий старик-смотритель, в доме которого царил идеальный порядок. Его дочь, 14-летняя красавица с голубыми глазами, произвела на героя неизгладимое впечатление, она была мила и очень привлекательна. Сама первая встреча оставляет у читателя исключительно положительные эмоции — несмотря на бедность, Самсон Вырин счастлив, ведь целью его жизни является его любимая дочь.

Во вторую встречу автор видит того же смотрителя, который, казалось, состарился на целую жизнь, в его доме не прибрано, а Дуня, как он узнает позднее, покинула отчий дом, уехав с барином Минским, красивым и обаятельным мужчиной. Отец не смог пережить разлуки, поэтому запустил свою станцию, покой и уют покинули бедные стены его дома.

Таким образом Пушкин использует прием противопоставления — жизнь в доме Выриных с Дуней и после ее бегства отличается разительно. Роль этой героини велика, ведь она не только занималась хозяйством, но и была целью жизни собственного отца.

Характеристика образа

Особенности героини:

Дуня — девушка неробкого десятка,

Дуня — девушка неробкого десятка, несмотря на свое уединенную жизнь, она может ловко управляться с гостями станции, даже целовалась с мужчинами втайне от отца. Она нравилась всем приезжающим и рано привыкла к вниманию представителей противоположного пола. Однако назвать ее распущенной или бесстыжей нельзя — жизнь вдали от каких-либо развлечений принудила ее развлекаться на свой манер.

Побег героини

Но душа ее жаждала чего-то нового, приключений и ярких эмоций, вот почему она и сбежала. При написании сочинения-рассуждения важно отметить, что Дуня — не примитивная девушка, погнавшаяся за материальными благами, она мечтала о любви и собственной семье.

Приезжий гусар Минский

Приезжий гусар Минский сумел произвести на нее неизгладимое впечатление и заставить совершить роковой поступок — покинуть отца. Всю дорогу в Петербург, к своей новой жизни, девушка плакала, ведь она навсегда перечеркнула свое прошлое и покинула того, кто обожествлял ее — собственного отца.

Однако возвращаться назад Дуня не хотела. Минский не смог жениться на бедной незнатной девушке, но, будучи человеком состоятельным, снял ей роскошную квартиру и подарил богатую жизнь. Она получила то, о чем мечтала — роскошные наряды, прислугу, шикарную жизнь, любовь мужчины. Но полного счастья новая жизнь бедной провинциалке не дала.

Побег Дуни — ее добровольное решение, которое потребовало от девушки определенного мужества и силы духа. Она понимала, что, возможно, иного шанса на счастье с любимым мужчиной у нее не будет, знала, что в случае отказа может навсегда остаться старой девой, служащей на полузаброшенной станции, где каждый гость воспринимается как подарок. И решилась на смелый шаг. Судить ее строго не берутся ни рассказчик, ни сам Пушкин, ведь девушка только попыталась наладить свою жизнь.

Однако осуждение вызывает то, что она не отправила отцу, горячо ее любившему, ни единого письма. Дуня добровольно отказалась от самого близкого ей человека, предпочтя ему роскошь и личное счастье.

Последняя встреча

Дуня, став содержанкой Минского, быстро привыкла к богатству и не желала, чтобы прошлое терзало ее. Вот почему она отказалась от общения с отцом и не стала писать ему. Раскаяние и сожаление угнетали женщину, но повернуть обратно она уже не смогла. Вскоре у нее появилась и более веская причина — родились дети от любовника.

Дуня приехала к отцу

Но тоска по прошлой жизни в ее душе не исчезла, поэтому однажды Дуня не выдержала и приехала на станцию, где прошло ее трудное, но счастливое детство. К сожалению, проститься с отцом этой роскошной даме не удалось — Самсон Вырин умер, прежде всего, от горя и утраты. Вот о чем плакала Дуня на его могиле — она даже не смогла попросить прощения у самого родного ей человека, который любил ее без памяти.

Минский сдержал слово, обеспечил ее всем необходимым, не покинул, содержал в роскоши и достатке, искренне любил, но мир в душе героини был утрачен навсегда, ведь она была вынуждена отказаться от собственного отца. В тексте повести нигде не говорится о том, что любовник каким-то образом препятствовал встречам Дуни с Выриным, что он запрещал ей ему писать. Вероятнее всего, девушка так решила сама.

Начав новую жизнь, она попыталась сжечь все мосты и добровольно оборвала ту нить, которая связывала ее с родительским домом. Но любовь к отцу жива в ее душе, поэтому от горечи раскаяния ей избавиться не удалось. Анализ эпизода последней встречи Дуни и Самсона Вырина на кладбище, на могиле несчастного смотрителя, подтверждает это.

Значение и судьба

Рассматривая кратко судьбу Авдотьи Самсоновой, современный читатель едва ли осудит девушку за ее побег с любимым человеком. На станции у нее не было будущего, и Дуня лишь сделала все, чтобы стать счастливой. На нее обращали внимание все посетители станции, однако уехала она только с гусаром, что позволяет сделать вывод, что именно он вызвал в ее сердце искренние чувства. Она покинула отца из-за любви, а не в погоне за роскошью и безбедной жизнью, тем более что Пушкин дает понять: заниматься домашним хозяйством эта девушка любила и умела.

Но для автора тема рассказа о жизни Дуни гораздо сложнее. Не зря в комнате смотрителя висят картины, рассказывающие о блудном сыне. Эта притча приобретает пророческое значение в жизни главной героини. Девушка — блудная дочь, покинувшая отчий дом в поисках лучшей доли, но вернулась она слишком поздно. Поэтому библейская гармония и прощение оказались недостижимыми. Отца уже нет в живых, помириться с ним невозможно, грех навсегда останется на ее сердце. И всю жизнь будет подтверждаться то, что она совершила, пусть и невольный, но неблаговидный поступок, который стал в итоге причиной смерти родителя.

Рассказа о жизни Дуни

Дальнейшая судьба героини читателю неизвестна. Возможны несколько вариантов того, как сложится ее жизнь:

  1. Отношения с Минским продолжатся, и женщина останется в унизительной роли его содержанки и матери незаконнорожденных детей.
  2. Гусар разлюбит ту, которую он разлучил с отцом, и предпочтет Дуне более светскую даму. Бедная женщина лишится роскоши, ставшей привычной, или же будет целиком зависеть от бывшего любовника, который, возможно, не откажет ей в содержании.

Полное имя героини — Авдотья Самсоновна Вырина, она является дочерью Самсона Вырина, бедного станционного смотрителя, с которым рассказчика свела судьба. Задание, которое часто дают учителя при изучении этой девушки — составление цитатной характеристики. Для этого следует внимательно перечитать текст повести и выписать цитаты, наиболее значимые для раскрытия ее образа.

Рассказчик дважды приезжал в село Н

Рассказчик дважды приезжал в село Н., находящееся в российской глубинке. В первый раз его встретил цветущий старик-смотритель, в доме которого царил идеальный порядок. Его дочь, 14-летняя красавица с голубыми глазами, произвела на героя неизгладимое впечатление, она была мила и очень привлекательна. Сама первая встреча оставляет у читателя исключительно положительные эмоции — несмотря на бедность, Самсон Вырин счастлив, ведь целью его жизни является его любимая дочь.

Во вторую встречу автор видит того же смотрителя, который, казалось, состарился на целую жизнь, в его доме не прибрано, а Дуня, как он узнает позднее, покинула отчий дом, уехав с барином Минским, красивым и обаятельным мужчиной. Отец не смог пережить разлуки, поэтому запустил свою станцию, покой и уют покинули бедные стены его дома.

Таким образом Пушкин использует прием противопоставления — жизнь в доме Выриных с Дуней и после ее бегства отличается разительно. Роль этой героини велика, ведь она не только занималась хозяйством, но и была целью жизни собственного отца.

Дуня поверила своей натуре. Она не хочет считаться с социальным запретом — она бедная и незнатная, а он богатый дворянин. Потому Дуня не похожа на карамзинскую бедную Лизу — она бросает вызов тем, кто устанавливает эти запреты, она борется за свое счастье. К отважному и решительному поступку Дуня подготовлена вольной жизнью в доме отца. Никто не докучал ей поучениями, не извращал ее чувств веками созданной моралью покорного подчинения воле божьей.

Естественность и чистота чувств Дуни вызывали симпатию к ней у всех, кто встречал ее. Был покорен этим и Минский. В Петербурге, добившись своей цели, Дуня расцветает. Писатель не раскрывает психологических переживаний, не показывает изнутри борения страстей и мыслей своих героев. Пушкин всегда знакомит нас с результатами душевной бури, которая выплескивается наружу и застывает в жесте, мимике, движении.

Характеристика образа

Особенности героини:

Дуня — девушка неробкого десятка,

Дуня — девушка неробкого десятка, несмотря на свое уединенную жизнь, она может ловко управляться с гостями станции, даже целовалась с мужчинами втайне от отца. Она нравилась всем приезжающим и рано привыкла к вниманию представителей противоположного пола. Однако назвать ее распущенной или бесстыжей нельзя — жизнь вдали от каких-либо развлечений принудила ее развлекаться на свой манер.

Побег героини

Но душа ее жаждала чего-то нового, приключений и ярких эмоций, вот почему она и сбежала. При написании сочинения-рассуждения важно отметить, что Дуня — не примитивная девушка, погнавшаяся за материальными благами, она мечтала о любви и собственной семье.

Приезжий гусар Минский

Приезжий гусар Минский сумел произвести на нее неизгладимое впечатление и заставить совершить роковой поступок — покинуть отца. Всю дорогу в Петербург, к своей новой жизни, девушка плакала, ведь она навсегда перечеркнула свое прошлое и покинула того, кто обожествлял ее — собственного отца.

Однако возвращаться назад Дуня не хотела. Минский не смог жениться на бедной незнатной девушке, но, будучи человеком состоятельным, снял ей роскошную квартиру и подарил богатую жизнь. Она получила то, о чем мечтала — роскошные наряды, прислугу, шикарную жизнь, любовь мужчины. Но полного счастья новая жизнь бедной провинциалке не дала.

Побег Дуни — ее добровольное решение, которое потребовало от девушки определенного мужества и силы духа. Она понимала, что, возможно, иного шанса на счастье с любимым мужчиной у нее не будет, знала, что в случае отказа может навсегда остаться старой девой, служащей на полузаброшенной станции, где каждый гость воспринимается как подарок. И решилась на смелый шаг. Судить ее строго не берутся ни рассказчик, ни сам Пушкин, ведь девушка только попыталась наладить свою жизнь.

Однако осуждение вызывает то, что она не отправила отцу, горячо ее любившему, ни единого письма. Дуня добровольно отказалась от самого близкого ей человека, предпочтя ему роскошь и личное счастье.

Последняя встреча

Дуня, став содержанкой Минского, быстро привыкла к богатству и не желала, чтобы прошлое терзало ее. Вот почему она отказалась от общения с отцом и не стала писать ему. Раскаяние и сожаление угнетали женщину, но повернуть обратно она уже не смогла. Вскоре у нее появилась и более веская причина — родились дети от любовника.

Дуня приехала к отцу

Но тоска по прошлой жизни в ее душе не исчезла, поэтому однажды Дуня не выдержала и приехала на станцию, где прошло ее трудное, но счастливое детство. К сожалению, проститься с отцом этой роскошной даме не удалось — Самсон Вырин умер, прежде всего, от горя и утраты. Вот о чем плакала Дуня на его могиле — она даже не смогла попросить прощения у самого родного ей человека, который любил ее без памяти.

Минский сдержал слово, обеспечил ее всем необходимым, не покинул, содержал в роскоши и достатке, искренне любил, но мир в душе героини был утрачен навсегда, ведь она была вынуждена отказаться от собственного отца. В тексте повести нигде не говорится о том, что любовник каким-то образом препятствовал встречам Дуни с Выриным, что он запрещал ей ему писать. Вероятнее всего, девушка так решила сама.

Начав новую жизнь, она попыталась сжечь все мосты и добровольно оборвала ту нить, которая связывала ее с родительским домом. Но любовь к отцу жива в ее душе, поэтому от горечи раскаяния ей избавиться не удалось. Анализ эпизода последней встречи Дуни и Самсона Вырина на кладбище, на могиле несчастного смотрителя, подтверждает это.

Главная мысль

Значение и судьба

Рассматривая кратко судьбу Авдотьи Самсоновой, современный читатель едва ли осудит девушку за ее побег с любимым человеком. На станции у нее не было будущего, и Дуня лишь сделала все, чтобы стать счастливой. На нее обращали внимание все посетители станции, однако уехала она только с гусаром, что позволяет сделать вывод, что именно он вызвал в ее сердце искренние чувства. Она покинула отца из-за любви, а не в погоне за роскошью и безбедной жизнью, тем более что Пушкин дает понять: заниматься домашним хозяйством эта девушка любила и умела.

Но для автора тема рассказа о жизни Дуни гораздо сложнее. Не зря в комнате смотрителя висят картины, рассказывающие о блудном сыне. Эта притча приобретает пророческое значение в жизни главной героини. Девушка — блудная дочь, покинувшая отчий дом в поисках лучшей доли, но вернулась она слишком поздно. Поэтому библейская гармония и прощение оказались недостижимыми. Отца уже нет в живых, помириться с ним невозможно, грех навсегда останется на ее сердце. И всю жизнь будет подтверждаться то, что она совершила, пусть и невольный, но неблаговидный поступок, который стал в итоге причиной смерти родителя.

Рассказа о жизни Дуни

Дальнейшая судьба героини читателю неизвестна. Возможны несколько вариантов того, как сложится ее жизнь:

  1. Отношения с Минским продолжатся, и женщина останется в унизительной роли его содержанки и матери незаконнорожденных детей.
  2. Гусар разлюбит ту, которую он разлучил с отцом, и предпочтет Дуне более светскую даму. Бедная женщина лишится роскоши, ставшей привычной, или же будет целиком зависеть от бывшего любовника, который, возможно, не откажет ей в содержании.

Все сочинения Александр Сергеевич Пушкин

Это свойство расцветать и ободряться под лучами солнца, как бы ни были они слабы, доказывает, что для всех вообще людей свет представляет нечто желанное. Не смерть должна разрешить узы, а восстановленный человеческий образ, просветленный и очищенный от тех посрамлений, которые наслоили на нем века подъяремной неволи. Тем самым Пушкин бесконечно обогащал русский критический реализм XIX века. Под пушкинским знаменем развивалось реалистическое творчество Гоголя, Лермонтова и Тургенева.

Читайте также: