Дарвинизм и антидарвинизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Введение……..…………………………………………………………….3
1. Теория Дарвина…………………………………………………………. 4
1.1. Основные принципы эволюционной теории…………………….4
1.2. Формирование синтетической теории эволюции………….…….6
2. Антидарвинизм. Факты, опровергающие теорию………………………8
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………..24

Работа состоит из 1 файл

КСЕ реферат.doc

  1. Теория Дарвина…………………………………………………………. ..4
    1. Основные принципы эволюционной теории…………………….4
    2. Формирование синтетической теории эволюции………….…….6

    Список использованной литературы…………………………………..24

    Попытки человека объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов парадоксальным образом привлекли внимание Чарльза Дарвина к чертам структурного и функционального сходства между ними. С тех пор много десятков лет существует противоборство мнений по поводу эволюционных воззрений Дарвина относительно происхождения человека (человеческой расы). Богословы разных конфессий отрицают учение Дарвина, определяя происхождение человека от Бога.

    Структура реферата определена характером рассматриваемых вопросов и состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.

    На этих постулатах, безупречных с точки зрения логики и подкрепленных огромным количеством фактов, была создана теория эволюции.

    1.2 Формирование синтетической теории эволюции.

    Выход из этого тупика давала теория корпускулярной, дискретной наследственности, созданная Грегором Менделем (1822—1884). Наследственность дискретна. Каждый родитель передает своему потомку одинаковое количество генов. Гены могут подавлять или модифицировать проявления других генов, но не способны изменять информацию, записанную в них. Иначе говоря, гены не изменяются при слиянии с другими генами и передаются следующему поколению в той же форме, в какой они получены от предыдущего. В случае неполного доминирования мы действительно наблюдаем у потомков первого поколения промежуточное проявление признаков родителей. Но во втором и последующих поколениях родительские признаки могут вновь проявиться в неизменном виде (вспомните § VI-3).

    В 1920-х годах был осуществлен синтез дарвинизма и генетики. Решающую роль в осуществлении этого синтеза сыграл выдающийся отечественный генетик С.С. Четвериков. На основании своих работ по анализу природных популяций он пришел к пониманию механизмов накопления и поддержания индивидуальной изменчивости. Одновременно с С. С. Четвериковым к синтезу идей корпускулярной генетики с классическим дарвинизмом пришли Р. Фишер, Дж. Холдейни С. Райт. Крупный вклад в формирование современной синтетической теории эволюции внесли зоолог Э. Майр и палеонтолог Дж. Симпсон. Теория естественного отбора была развита в трудах выдающегося отечественного ученого И. И. Шмальгаузена. Основы экологии, биогеографии, филогенетической систематики и этологии (науки о поведении животных), заложенные в трудах Дарвина, развились в самостоятельные науки и, в свою очередь, внесли важнейший вклад в формирование современных представлений о путях, механизмах и закономерностях эволюции. Важнейшие успехи эволюционной биологии в последние годы были достигнуты, благодаря активному применению в эволюционных исследованиях идей и методов молекулярной генетики и биологии развития.

    1. Антидарвинизм. Факты, опровергающие теорию.

    1) поскольку отклонения от нормы обычно невелики, они не должны заметно влиять на приспособленность особей;

    2) так как наследуемые отклонения возникают случайно, они должны взаимно компенсироваться в череде поколений;

    3) накоплением и закреплением небольших отклонений трудно объяснить возникновение сложных, целостных структур, таких как глаз или внутреннее ухо.

    В 20-м веке с началом стремительного развития науки и технологий абсурдность эволюционного объяснения происхождения жизни стала очевидна любому здравомыслящему человеку. За полтора века существования и
    активной пропаганды теории случайного происхождения жизни не было
    найдено ни одного доказательства правоты теории, а каждое якобы существующее доказательство оказывалось со временем откровенной фальсификацией.

    Открытия палеонтологии, микробиологии, молекулярной биологии,
    биохимии и генетики последних десятилетий свидетельствуют, что
    теория эволюции – это миф истории, не имеющий ничего общего с
    научными фактами. Самыми главными фактами, сокрушающими теорию эволюции, стали окаменелые останки древнейших форм жизни, которые показали, что за сотни миллионов лет формы жизни не претерпели ни малейшего изменения или преобразования, не трансформировались в другие виды, а дошли до наших дней в точности в том виде, в котором и были сотворены. И в глубокой древности живые организмы обладали теми же высокоразвитыми биологическими особенностями и совершенством строения, то и современные виды жизни, причем все эти формы жизни появляются в слоях Земли внезапно, уже в абсолютно развитых видах. Однако, так и не найдя ни одного научного подтверждения своей правоты, теория эволюции продолжает массированную пропаганду при поддержке целого ряда идеологических систем и рупоров этих идеологий – средств массовой информации.

    Первыми эволюционными теориями были труды великих ученых 19 века – Жан Батиста Ламарка и Чарльза Дарвина.

    Теории Ламарка и Дарвина являлись противоположными и по характеру, и по аргументации, и по ключевым выводам. Теория Ламарка не получила широкого развития. Теория Дарвина же, напротив, является основой эволюционного учения.

    В своей книге Ламарк отметил два общих направления эволюции:

    • развитие по вертикали: развитие от простейших форм жизни к более сложным
    • развитие по горизонтали: в зависимости от изменений во внешней среде у организмов происходи формирование приспособлений.

    Именно Ламарк стал первым естествоиспытателем, который идею эволюции органического мира развил до уровня теории.

    В теории Ламарка внешняя среда получила принципиально новое значение, став важным фактором, условием для процесса эволюции.

    По мнению Ламарка, историческое развитие является не случайным, оно носит закономерный характер и происходит в направлении постепенного улучшения, совершенствования.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Повышение общего уровня организации называется градацией, движущей силой которой является, согласно теории Ламарка, стремление природы к совершенствованию, прогрессу, что присуще изначально всем организмам и уже заложено в них Творцом. При этом у организмов есть способность целесообразно реагировать на изменения условий внешней среды и приспосабливаться к ним. это положение в трудах Ламарка отражается в двух следующих законах:

    • активно используемый орган совершенствуется, в то время как ненужный атрофируется
    • изменения, приобретенные организмами, сохраняются у потомства.

    Эволюционная теория Дарвина

    Фундаментальной основой теории Дарвина является свойство организмов повторять похожие типы обмена веществ и индивидуального развития в ряде поколений. То есть, свойство наследственности легло в основу теории Дарвина.

    Изменчивость и наследственность являются процессами, которые обеспечивают постоянство и многообразие форм жизни. Наследственность является основой эволюции живой природы.

    Борьба за существование – еще одно ключевое понятие теории эволюции Дарвина. Борьба за существование – это отношения между организмами и между организмами и абиотическими факторами, в результате которых происходит гибель менее приспособленных организмов и выживание более приспособленных особей. В этом понятии отражаются те факты, что каждым видом производится больше особей, чем их доживает до взрослого состояния, а также каждая особь на протяжении своего существования вынуждена вступать во множество отношений и с биотическими, и абиотическими факторами среды.

    Согласно теории Дарвина, существует две формы изменчивости:

    • определенная изменчивость. Она предполагает способность всех особей одного вида одинаково реагировать на условия внешней среды
    • неопределенная изменчивость, в данном случае она не соответствует изменениям внешних условий.

    В современной научной терминологии изменчивость называется мутацией. Мутация – неопределенная изменчивость, она носит наследственный характер.

    Согласно эволюционной теории Дарвина, небольшие изменения у особей первого поколения усиливаются у следующих. Неопределенная изменчивость в процессе эволюции играет решающую роль и связана, как правило, с нейтральными и вредными мутациями, но возможны также и перспективные мутации.

    Согласно теории Дарвина, результатом борьбы за существование и наследственной изменчивости является естественный отбор.

    Естественный отбор – это процесс выживания наиболее приспособленных к условиям окружающей среды и гибель неприспособленных особей. Механизм естественного отбора позволяет отбросить ненужные формы и образовать новые виды.

    Таким образом, основой теории эволюции Дарвина являются естественный отбор, наследственность и изменчивость.

    Антидарвинизм

    Шотландский инженер Флеминг Дженкин выдвинул возражения против эволюционной теории Дарвина. Согласно мнению Дженкина, при скрещивании особи с другими, более многочисленными особями, новые полезные признаки должны исчезнуть. Эти возражения Дарвин считал серьезными. Они были опровергнуты лишь после выяснения того факта, что за наследственность отвечают гены.

    Во второй половине 19 века и в начале 20 века сложились концепции антидарвинизма, которые нередко претендовали на звание новой теории эволюции, призванной опровергнуть теорию дарвинизма.

    К направлениям антидарвинизма относятся различные формы неоламаркизма, неакатастрофизма, а также батмогенез, ортогенез, телеогенез и т.д.

    В результате противопоставления теории Дарвина данных генетики сформировалось новое течение генетического антидарвинизма, получивший название мутационизма.

    Антидарвинистские концепции современности пытаются решить проблему макроэволюции, которая недоступна для проверки путем экспериментов.

    В концепциях антидарвинизма неравномерность темпов эволюции, направленность и необратимость эволюции рассматриваются не как результат эволюции, а как ее причины.

    Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным переосмыслением некоторых аспектов представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор.

    В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.

    Содержание

    Противопоставление ламаркизму

    Предложивший этот термин Томас Генри Хаксли противопоставлял его ламаркизму (приверженцы которого считают, что основной движущей силы эволюции является присущее организмам внутренне стремление к совершенствованию).

    Основные факторы эволюции по Дарвину

    Критика



    Антидарвинизм

    Литература

    • Дарвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
    • Дарвин Ч., Происхождение видов путем естественного отбора. Соч., т. 3, М. — Л., 1939
    • История эволюционных учений в биологии, М. — Л., 1966
    • Парамонов А. А., Курс дарвинизма, М., 1945
    • Правдин Ф. Н., Дарвинизм, М., 1968
    • Симпеон Дарвинизм Г., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948
    • Сковрон С., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варшава, 1965
    • Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967
    • Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В., Краткий очерк теории эволюции, М., 1969
    • Тимирязев К. А., Краткий очерк теории Дарвина, 2 изд., М., 1941
    • Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, Л., 1969.
    • Charles Darwin, Journal of Researches into the Natural History and Geology of the Countries Visited During the Voyage of H.M.S. Beagle Round the World, under date of January 9, 1834 (New York, London Appleton and Co.), pp 169—170

    Примечания

    Ссылки

    Фильмография

    • Эволюционные концепции
    • Чарльз Дарвин

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Дарвинизм" в других словарях:

    ДАРВИНИЗМ — ДАРВИНИЗМ, учение Ч. Дарвина о происхождении органического мира, в том числе и человека, из более простых форм путем медленного развития. Доказательства эволюции. В доказательство своей точки зрения Д. выдвинул такое огромное количество данных,… … Большая медицинская энциклопедия

    ДАРВИНИЗМ — материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А.… … Философская энциклопедия

    ДАРВИНИЗМ — Учение английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина о развития и преобразования животных и растительных видов посредством подбора. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д … Словарь иностранных слов русского языка

    Дарвинизм — Дарвинизм ♦ Darwinisme Учение Дарвина и его учеников; способ объяснения кажущейся целесообразности жизни эволюцией видов и естественным отбором, т. е. слепой игрой мутаций, воспроизведения и смерти. Большинство людей из всей теории Дарвина… … Философский словарь Спонвиля

    ДАРВИНИЗМ — ДАРВИНИЗМ, теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная Изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой… … Современная энциклопедия

    ДАРВИНИЗМ — теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная Изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования… … Большой Энциклопедический словарь

    ДАРВИНИЗМ — (Darvinism) Основная часть научных идей, сформулированных Чарлзом Дарвиным (1809–82), в частности его теория эволюции животного и растительного мира в процессе естественного отбора. Дарвинизм можно расценивать и как общую доктрину о человеке и… … Политология. Словарь.

    Дарвинизм — ДАРВИНИЗМ, теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ДАРВИНИЗМ — материалистам, теория эволюции органического мира, обоснованная и развитая Ч. Дарвином (1859), а также его единомышленниками, учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А … Экологический словарь

    дарвинизм — а, м. darwinisme m. <англ. Darwinism < Darwin (1809 1882). Учение о происхождении и развитии видов животных и растений путем естественного отбора, о законах развитя живой природы. БАС 2. В них не знамя, а прямое прямое Подтвержденье… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Критика дарвинизма велась практически со времени его возникновения и имела объективные основания, поскольку из поля зрения дарвинистов изначально выпадал ряд важных вопросов. К их числу относятся вопросы о причинах сохранения в историческом развитии системного единства организмов, механизмах включения в эволюционный процесс онтогенетических перестроек, неравномерности темпов эволюции, причинах прогрессивной макроэволюции, причинах и механизмах биотических кризисов и др.

    Антидарвинизм второй половины XIX — начала XX вв. был представлен двумя главными течениями — неоламаркизмом и концепциями телеогенеза. Борьба с ними, а также поиск экспериментальных доказательств отдельных факторов естественного отбора составили основное содержание биологии этого времени.

    Неоламаркизм.Первым крупным антидарвинистским учением стал неоламаркизм, возникший в конце XIX в. Это учение основывалось на признании адекватной изменчивости, возникающей под непосредственным или косвенным влиянием факторов окружающей среды, вызывающих прямое приспособление организма к ним. Также неоламаркисты говорили о наследовании приобретенных таким образом признаков, отрицали созидательную роль естественного отбора.

    Как видно из названия этого направления, основу неоламаркизма составили идеи Ламарка, о которых ученые забыли в начале века, но вспомнили о них после появления дарвиновской теории эволюции. Неоламаркизм не был единым течением, а объединял в себе несколько направлений, каждое из которых пыталось развить ту или иную сторону учения Ламарка. В неоламаркизме выделяются:

    механоламаркизм — концепция эволюции, согласно которой целесообразная организация создается путем приспособления, или согласно Ламарку, упражнения органов. Эта концепция объясняла эволюционные преобразования организмов их изначальной способностью целесообразно реагировать на изменения внешней среды, изме-

    няя при этом свои структуры и функции. Вся сложность эволюционного процесса, таким образом, сводилась к простой теории равновесия сил, заимствованной, по существу, из ньютоновской механики. Сторонниками этого направления были Г. Спенсер и Т. Эймер;

    психоламаркизм — основу этого направления составила идея Ламарка о значении в эволюции животных таких факторов, как привычки, усилия воли, сознание. Считалось, что эти факторы присущи не только организму животного в целом, но и составляющим его клеткам. Таким образом, эволюция представлялась как постепенное усиление роли сознания в движении от примитивных существ до разумных форм жизни. Это развивало учение о панпсихизме, всеобщей одушевленности. Сторонниками этого направления были А. Паули и А. Вагнер;

    ортоламаркизм — совокупность гипотез, развивающих идею Ламарка о стремлении организмов к совершенствованию как внутренне присущей всему живому движущей силе эволюции. Сторонниками ортоламаркизма были К. Нэгели, Э. Коп, Г. Осборн, которые полагали, что направленность эволюции обусловлена внутренними изначальными свойствами организмов. Эти взгляды родственны идеям автогенезиса, рассматривающего эволюцию как процесс развертывания предсуществующих задатков, носящий целенаправленный характер и происходящий на основе изначальных внутренних потенциальных возможностей.

    Телеологическая концепция эволюции,или телеогенез, идейно была близко связана с ортоламаркизмом, так как исходила из все той же идеи Ламарка о внутреннем стремлении всех живых организмов к прогрессу. Наиболее видным представителем этого направления стал русский естествоиспытатель, основатель эмбриологии К. Бэр.

    Своеобразную модификацию телеогенеза представляли взгляды сторонников сальтационизма, заложенного в 60—70-е гг. XIX в. А. Зюссом и А. Келликером. По их мнению, уже на заре появления жизни возник весь план будущего развития природы, а влияние внешней среды определяло лишь частные моменты эволюции. Все крупнейшие эволюционные события — от возникновения новых видов до смены биот в геологической истории Земли — происходят в результате скачкообразных изменений, сальтаций, или макромутаций. По сути дела, это был катастрофизм, усиленный дополнительными аргументами. Эти взгляды существуют до сегодняшнего дня.




    Генетический антидарвинизм. Вначале XX в. возникла генетика — учение о наследственности и изменчивости. Казалось бы, ее появление должно было решить многие вопросы эволюционной теории, до сих пор остававшиеся без ответа. Но первые генетики противопоставили данные своих исследований дарвинизму, в результате

    чего в эволюционной теории возник глубокий кризис. Выступление генетиков против учения Дарвина вылилось в широкий фронт, объединяющий несколько течений: мутационизм, гибридогенез, пре-адаптационизм и др. Все они объединились под общим названием генетического антидарвинизма.

    Так, открытие устойчивости генов трактовалось как их неизменность. Это способствовало распространению антиэволюционизма (У. Бетсон). Мутационная изменчивость отождествлялась с эволюционными преобразованиями, что исключало необходимость отбора как главной причины эволюции.

    Венцом этих построений стала теория номогенеза Л.С. Берга, созданная в 1922 г. Основу ее составила идея, что эволюция есть запрограммированный процесс реализации внутренних, присущих всему живому закономерностей. Он считал, что организмы обладают внутренней силой неизвестной природы, действующей целенаправленно, независимо от внешней среды, в сторону усложнения организации. В доказательство этого Берг приводил множество данных по конвергентной и параллельной эволюции разных групп растений и животных.

    Из всех этих споров со всей очевидностью следовало, что генетика и дарвинизм должны были найти общий язык. Но прежде чем приступать к рассмотрению дальнейшего развития теории эволюции, следует подробнее остановиться на основных положениях генетики, без которой современный дарвинизм был бы невозможен.

    Критика дарвинизма велась практически со времени его возникновения и имела объективные основания, поскольку из поля зрения дарвинистов изначально выпадал ряд важных вопросов. К их числу относятся вопросы о причинах сохранения в историческом развитии системного единства организмов, механизмах включения в эволюционный процесс онтогенетических перестроек, неравномерности темпов эволюции, причинах прогрессивной макроэволюции, причинах и механизмах биотических кризисов и др.

    Антидарвинизм второй половины XIX — начала XX вв. был представлен двумя главными течениями — неоламаркизмом и концепциями телеогенеза. Борьба с ними, а также поиск экспериментальных доказательств отдельных факторов естественного отбора составили основное содержание биологии этого времени.

    Неоламаркизм.Первым крупным антидарвинистским учением стал неоламаркизм, возникший в конце XIX в. Это учение основывалось на признании адекватной изменчивости, возникающей под непосредственным или косвенным влиянием факторов окружающей среды, вызывающих прямое приспособление организма к ним. Также неоламаркисты говорили о наследовании приобретенных таким образом признаков, отрицали созидательную роль естественного отбора.

    Как видно из названия этого направления, основу неоламаркизма составили идеи Ламарка, о которых ученые забыли в начале века, но вспомнили о них после появления дарвиновской теории эволюции. Неоламаркизм не был единым течением, а объединял в себе несколько направлений, каждое из которых пыталось развить ту или иную сторону учения Ламарка. В неоламаркизме выделяются:

    механоламаркизм — концепция эволюции, согласно которой целесообразная организация создается путем приспособления, или согласно Ламарку, упражнения органов. Эта концепция объясняла эволюционные преобразования организмов их изначальной способностью целесообразно реагировать на изменения внешней среды, изме-

    няя при этом свои структуры и функции. Вся сложность эволюционного процесса, таким образом, сводилась к простой теории равновесия сил, заимствованной, по существу, из ньютоновской механики. Сторонниками этого направления были Г. Спенсер и Т. Эймер;

    психоламаркизм — основу этого направления составила идея Ламарка о значении в эволюции животных таких факторов, как привычки, усилия воли, сознание. Считалось, что эти факторы присущи не только организму животного в целом, но и составляющим его клеткам. Таким образом, эволюция представлялась как постепенное усиление роли сознания в движении от примитивных существ до разумных форм жизни. Это развивало учение о панпсихизме, всеобщей одушевленности. Сторонниками этого направления были А. Паули и А. Вагнер;

    ортоламаркизм — совокупность гипотез, развивающих идею Ламарка о стремлении организмов к совершенствованию как внутренне присущей всему живому движущей силе эволюции. Сторонниками ортоламаркизма были К. Нэгели, Э. Коп, Г. Осборн, которые полагали, что направленность эволюции обусловлена внутренними изначальными свойствами организмов. Эти взгляды родственны идеям автогенезиса, рассматривающего эволюцию как процесс развертывания предсуществующих задатков, носящий целенаправленный характер и происходящий на основе изначальных внутренних потенциальных возможностей.

    Телеологическая концепция эволюции,или телеогенез, идейно была близко связана с ортоламаркизмом, так как исходила из все той же идеи Ламарка о внутреннем стремлении всех живых организмов к прогрессу. Наиболее видным представителем этого направления стал русский естествоиспытатель, основатель эмбриологии К. Бэр.

    Своеобразную модификацию телеогенеза представляли взгляды сторонников сальтационизма, заложенного в 60—70-е гг. XIX в. А. Зюссом и А. Келликером. По их мнению, уже на заре появления жизни возник весь план будущего развития природы, а влияние внешней среды определяло лишь частные моменты эволюции. Все крупнейшие эволюционные события — от возникновения новых видов до смены биот в геологической истории Земли — происходят в результате скачкообразных изменений, сальтаций, или макромутаций. По сути дела, это был катастрофизм, усиленный дополнительными аргументами. Эти взгляды существуют до сегодняшнего дня.

    Генетический антидарвинизм. Вначале XX в. возникла генетика — учение о наследственности и изменчивости. Казалось бы, ее появление должно было решить многие вопросы эволюционной теории, до сих пор остававшиеся без ответа. Но первые генетики противопоставили данные своих исследований дарвинизму, в результате

    чего в эволюционной теории возник глубокий кризис. Выступление генетиков против учения Дарвина вылилось в широкий фронт, объединяющий несколько течений: мутационизм, гибридогенез, пре-адаптационизм и др. Все они объединились под общим названием генетического антидарвинизма.

    Так, открытие устойчивости генов трактовалось как их неизменность. Это способствовало распространению антиэволюционизма (У. Бетсон). Мутационная изменчивость отождествлялась с эволюционными преобразованиями, что исключало необходимость отбора как главной причины эволюции.

    Венцом этих построений стала теория номогенеза Л.С. Берга, созданная в 1922 г. Основу ее составила идея, что эволюция есть запрограммированный процесс реализации внутренних, присущих всему живому закономерностей. Он считал, что организмы обладают внутренней силой неизвестной природы, действующей целенаправленно, независимо от внешней среды, в сторону усложнения организации. В доказательство этого Берг приводил множество данных по конвергентной и параллельной эволюции разных групп растений и животных.

    Из всех этих споров со всей очевидностью следовало, что генетика и дарвинизм должны были найти общий язык. Но прежде чем приступать к рассмотрению дальнейшего развития теории эволюции, следует подробнее остановиться на основных положениях генетики, без которой современный дарвинизм был бы невозможен.

    Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

    В концепциях Демокрита, Эмпедокла и других философов древности мы видим попытки объяснить происхождение живых организмов естественным путем. Демокрит считал, что все живые организмы появляются будто одновременно с

    образований, загнивали на поверхности земли под воздействием тепла и влаги. В зависимости от преобладания в телах животных тех или иных стихий, они разделились на птиц, пресмыкающихся, рыб, млекопитающих. При этом все виды возникших живых тел были способны к размножению с самого начала. Такая же природа и человека - из воды и ила. Эмпедокл считал, что сначала земные стихии породили множество отдельных членов и органов тел: головы, руки, глаза и др.. Позже эти одночленные органы под влиянием божественных сил соединялись случайно, порождая различного вида животных. Пока, наконец, не появились совершенные тела, способны размножаться. Философы древности, которые соблюдают философско-религиозных взглядов, несомненно возникновения всех видов живых организмов, в том числе и человека, одновременно.

    Теория происхождения видов Чарльза Дарвина в современной науке преобладает. Центральное ее понятия - эволюция, согласно которому природа течение огромных отрезков времени способствовала совершенствованию организации видов живых организмов. Впрочем Дарвин оставил Господу приоритет творения живой материи как таковой. Но советский ученый А.И. Опарин решился объяснить возникновение живой клетки средствами механистической науки, как результат эволюции углеродистых соединений. В 1950-е годы эксперименты показали, что при некоторых условиях из химических смесей могут быть получены органические вещества. Отмечу, что вся цепочка эволюции до появления живой клетки, способной размножаться, и сегодня наукой не воспроизведен.

    Своеобразие ситуации с возникновением живой клетки из первичного химического бульона, о котором говорит Опарин и другие ученые, заключается в том, что во внимание принимают только случайные обстоятельства. Но в жизнедеятельности простейшей бактерии участвует примерно 2000 различных белков, состоящие примерно из 300 аминокислот. Вероятность образования белка с

    заданной последовательностью аминокислот в этом случае достигает 1:20. А если учесть, что в ячейке млекопитающего различных типов белков в 800 раз больше, то вероятность появления простейшей самовоспроизводящейся системы-

    клетки чрезвычайно мала - 1:10. Это убедительно просчитали известный английский астроном Ф. Хойл и математик Ч. Викрамасингх.

    Определенным образом распространено есть и концепция космического происхождения жизни на Земле. Считается, что в Космосе существуют споры жизни, которые при определенных условиях, попадая на поверхность готовой к зарождению жизни ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ

    Человек - существо сложное, чем это кажется в повседневной воображении. Уже атомисты говорили о двух тела человека. Одно, физическое, состоящее из атомов телесных, а второе тело - душа, которая состоит из атомов качественно отличных от телесных. Душа для Демокрита - тело вогнеподибне, сложное сочетание умоосяжному телец, имеющих сферические формы и огненное свойство. Душа распространена по всему телу и составляет будто второе тело. Эту особенность атомизма подчеркивал Аристотель. Аэций отмечал, что в учении Демокрита душа состоит из двух частей: разумная часть размещена в груди, а неразумная рассеяна по всему телу. Другие мыслители в учении Демокрита подчеркивали идею, что душа не имеет частей, мышления тождественно с ощущением, что разум находится во всем теле, душа и разум - то же самое. Следуя идеям Демокрита и сторонников атомизма, предположим, что подобно тому, как атомы телесные могут способствовать увеличению телесности человека, так и атомы души могут способствовать увеличению душевных качеств человека. Естественно, что качество может быть и отрицательным.

    Пифагор говорил уже о трех тела человека: тело физическое, душа, тонкая колесница души. В распространенных религиозно-оккультных представлениях речь идет о четырех тела человека, в разных учениях определяются по-разному. Руководствуясь такими представлениями, следует признать, что человек состоит из видимого, грубого тела и из нескольких тонких тел, которые можно культивировать только искусственно, сознательно, при наличии благоприятных внешних и внутренних условий.

    Российский исследователь П.Д. Успенский соглашался с Гурджиевым, что обычный человек - это машина. Надо понять, что с человеком, такой какая она сегодня, все случается, а дела ее, мысли и убеждения - это результат внешних воздействий. Отсюда народные движения, войны и революции, смены правительств. Но людям кажется, что они действуют сознательно, а другие делают вещи неверно, хуже, чем сделали бы они. Люди не способны понять, что то, что произошло, не могло быть сделано иначе. Поэтому у людей есть множество планов: как прекратить войны, как усовершенствовать экономику и т.п. Но, к сожалению, все делается, как это делалось раньше, потому что люди в своей сущности неизменны, управляемые внешними случайными сочетаниями воздействий. Человек-машина, не имеет будущего, не может иметь жизни вечной. Если человек живет без внутренней борьбы, если она не противостоит влечениям и принуждения, то остается такой, как и сегодня. Для Гурджиева перевоплощения - это возможность рождения целостного "астрального тела", наработанного одним человеком, в физическом теле. Формирование второго, астрального тела рассматривается как процесс неуклонной борьбы с помехами в виде желаний, борьбы между "да" и "нет". После этого возникают условия, позволяющие посредством получения нового знания и новых сил придать телу новых качеств, которые способствуют формированию третьего тела. Когда оно сформировано, приобрело все качества и силы, больше ему знания, возникает проблема закрепления приобретенного; потому что оно может быть потеряно. Специальная работа над тремя телами, закрепления приобретенных свойств, приводят к формированию четвертого тела. Тогда человек выступает причиной самой себя. Она обладает такими свойствами, которые нам неизвестны, говорит Гурджиев. Одна из этих свойств - бессмертие. Впрочем, результативная работа по формированию неразвитых тел человека достигается только под руководством опытного и совершенного учителя.

    Теософия в решении проблемы формирования невидимых тел человека исходит также из основной предпосылки - готовности ученика идти по пути познания высших миров. В своих работах Рудольф Штайнер писал, что оккультное учение основывается на развитии внутренней жизни человека, ощущении себя душевно духовной сущностью. Поэтому начало подвига преобразования себя на высшем плане, по его мнению, следует начинать с познания и совершенствования тела душевного, астрального. Путь этот имеет восемь степеней и известен давно, он последовательно разъяснен Буддой: правильное видение - взять в свои руки собственное развитие, правильная мысль - к каждому своего решения добавлять обдуманное обоснование и, наконец, до того момента, пока ученик научится правильного сосредоточения - внимательно с собой советоваться, производить и проверять свои жизненные принципы, взвешивать свои обязанности, размышлять о смысле жизни и о его цели и т.д.

    После этого целесообразно приступать к превращению в высших началах тела эфирного, следующего после физической. Эфирное тело имеет примерно форму физического и занимает почти то же пространство. Это очень тонко организованное тело, части которого находятся в человеке в постоянном движении, сталкиваясь с многочисленными потоками, проходящими через него. Все эти потоки и движения независимы от воли и сознания человека, как и работа ее сердца или желудка. Для того, чтобы родить здорового свое высшее "я", нужно вести жизнь согласно природе и здоровыми законам разума и морали, действующие в физическом мире. Знание своего высшего "я" - это знание нашей связи с духовными сущностями высшего порядка. На этой степени человек учится познавать закон своей жизни, свою карму. Она обнаруживает огромность различия положения людей на разных ступенях человеческого совершенства.

    Эмоциональную сторону человеческой сущности также исследует философская антропология. Безусловно, потребности человеческого тела в пище, питье, одежде, жилье, защите от насилия и брачном партнере являются главными и можно сказать, природными. В зависимости от степени удовлетворения этих потребностей у человека формируется соответствующее эмоциональное состояние. Рене Декарт рассматривает эмоциональную составляющую природы человека как страсти души. Страсти души - это душевное движение или волнение души, наиболее потрясающие ее. Например, мы видим некий образ животного, нас пугает. Если он ярко напоминает то, что когда-то вредило телу, то он вызывает в душе страсть страха, а вслед за ней - страсть смелости или страха и ужаса в зависимости от особенностей тела и от силы духа, а также в зависимости от того, удалось когда-то уберечь, защищаясь или спасаясь бегством от вредных вещей, к которым имеет отношение действующий образ. Значимый душевный порыв передается к исполнительным органам тела и оно соответствующим образом реагирует: защищаться или бежать.

    Чувство или эмоции человека - это радость, печаль, страх, удивление, восторг, жалость, отчаяние, недовольство, радость, любовь, мужество, смелость, отвага и др.. Очень опасными последствиями чреваты негативные эмоции, означают всякого рода эмоции насилия или депрессии: жалость к самому себе, гнев, подозрительность, страх, досада, скука, недоверие, ревность и т.д.

    Уже первые шаги в деле изучения чувственно-эмоционального, душевного в человеке, а также анализ их связи с телесным в человеке, дает толчок для самоизучения, самопознания. Для этого, естественно, надо знать устройство "машины человеческого тела", как указывал Декарт. Ведь люди разные. Одни воспринимают окружающую преимущественно с помощью разума, другие - эмоционально, чувствами, третьи - ощущениями. Возможны и комбинации: мыслями и чувствами, или мыслями и чувствами.

    Человеческое существо, как видно из рассмотренного выше, существо сложное. До сих пор мы рассматривали человека как существо обезличенную, по сути дало лишь абстрактные оценки человека. А между тем, каждый человек представляет собой личность обособленную от других, лицо особое.

    В применении к человеку слово "лицо" означает что-то существенное, постоянное и своеобразное. Безусловно, что у каждого человека есть "свое лицо", бытия в конкретных ситуациях. Но поскольку человек в различных ситуациях выступает "от-минной" от других и от себя самого в других ситуациях, то понятно, что человек как личность склонна скрывать свою истинную сущность за различными многочисленными минами, (сравни с русским: личина, лик, маска) . Можно сказать, что человеку свойственно маскироваться, скрывать себя соответствующей ситуации маской быть ненастоящим, несущественным, хотя в любой ситуации человек должен быть совершенным. Многообразие ликов = масок = мин, которое мы представляем в различных ситуациях, мы можем понять только в плане духовной жизни человека. Маски одевали в Древней Греции, чтобы нельзя было ошибиться в оттенках ролей, которые играли актеры.

    Каждый конкретный человек, как личность определяемая, имеет в себе существенно-необходимое начало. Внутренне каждый человек считает себя единой, целостной, прежде всего, из-за ощущения своего физического тела, которому принадлежит постоянное имя. Человек склонен считать себя личностью, не вполне понимая, что она имеет в виду. Человек часто склонен обманывать себя, представляя себя лучше или хуже, чем она есть.

    Г.И. Гурджиев предлагает рассматривать личность как то, что для человека "чужое", пришедшее извне, чему она научилась в своей жизни. Это следы внешних воздействий, остались в памяти и в ощущениях, заученные слова и движения, которые понравились в поведении и реакциях других. Личность создается в значительной степени подражанием тому, что для человека чуждо. Ребенок еще не имеет личности, так и представляет собой то, чем на самом деле. ее настоящая существо выражает ее вкусы, то, что она любит, и то, чего она не любит. Личность начинает расти, когда начинается воспитание. В создании личности большую роль играет стремление скрыть от окружающих свое истинное существо.

    Сущность человека - это то, что есть в человеке его собственным, это ее истинное, серьезное, настоящее. Сущность урожденная и ее нельзя потерять или сменить столь же легко, как личность. Сущность - это физическое и умственное базис человека: один по природе хороший моряк, другой имеет музыкальный слух, третий имеет способности к иностранным языкам, четвертом нравится физический труд. Соответственно, кто-то может быть искусным моряком, музыкантом, лингвистом и т.д., потому что такова его сущность.

    Читайте также: