Стадии политического конфликта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современные политические конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре.

Будучи плохо управляемы­ми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу всем живущим на Зем­ле.

Такого рода конфликты относятся к категории политических, по­скольку их возникновение и, главное, разрешение остается уделом по­литических структур государства (ряда государств).

Для России проблема урегулирования конфликтов мирными сред­ствами очень важна.

В теоретических работах по урегулированию конфликтов, особенно политических, часто встречаются следующие понятия: конфликтные отношения; кризис; вооруженный конфликт.

Конфликтные отношения в политической конфликтологии часто рассматриваются как стадии конфликта, в рамках которых идет его развитие. При этом кризисная точка, как таковая, может вообще от­сутствовать.

Американский ученый К. Райт, одним из первых обратившийся к проблемам политической конфликтологии, выделил следующие стадии в развитии политического конфликта:

1) осознание различий в целях;
2) возрастание напряженности;
3) оказание давления без применения силы для разрешения конфликта;
4) вооруженное решение конфликта.

Причем две последние стадии он рассматривает как конфликт в узком смысле этого слова.

Независимо от того, какие конкретно стадии выделяются в конф­ликте, многие авторы склонны рассматривать его развитие как состоя­щее из двух фаз:

  • латентной фазы, на которой конфликт имеет скрытый характер;
  • фазы открытого конфликта, когда его участники начинают реа­лизовывать свои цели.

С латентной (скрытой) фазой связано наличие у сторон проти­воречий в потребностях, интересах или ценностях.

Главное для урегулирования конфликта в первой фазе — устранить саму возможность дальнейшего усиления конфликта и использовать превентивные меры, с тем чтобы не допустить насилия. Обычно конф­ликт, который находится в открытой фазе своего развития, труднее поддается урегулированию.

Расширение конфликта может происходить в случае:

  • вовлечения новых участников (классическим примером может служить конфликт между Австрией и Сербией в отношении Бос­нии и Герцеговины в 1914 г., послуживший началом Первой ми­ровой войны);
  • появления новых проблем спора (начавшись, например, с терри­ториальных разногласий, конфликт перекидывается и на другие сферы взаимоотношений, а конфликты между центральными властями и регионами часто начинаются с требований культур­ной автономии, а затем — политической самостоятельности);
  • дифференциации (подразбивки и углубления) тех вопросов, по которым уже велся спор.

В последних двух случаях наблюдается расширение предмета спо­ра, в первом — расширение числа участников.

Так, исследователь И. Кейде, проанализировав 98 международных, этнических и т. п. конфликтов с 1945 по 1970 г., пришел к заключению, что в 63% из них имело место внешнее вме­шательство.

Расширение конфликта за счет новых участников (это могут быть ранее нейтральные стороны, посредники, великие держа­вы и т. п.) — одно из наиболее опасных явлений, всегда чреватых превращением локального конфликта в региональный и даже в гло­бальный.

Эскалация конфликта подразумевает увеличение враждебных дей­ствий сторон по отношению друг к другу. Она часто сопровождается нерациональным поведением, импульсивностью, алогичностью, блефом.

Один из примеров эскалации — развитие конфликта между Ар­гентиной и Великобританией в начале 1980-х гг. по поводу Фолк­лендских (Мальвинских) островов, которые находятся вблизи Ар­гентины и на которые претендовали и Аргентина, и Великобритания.

Достаточно веских оснований относительно того, кому должны при­надлежать эти острова, нет, хотя начиная с прошлого века большин­ство населения островов составляли британцы. В 1982 г. президент Аргентины столкнулся с экономическими и политическими пробле­мами.

Вторжение на острова рассматривалось им как способ усиле­ния национальных чувств и демонстрация силы своего правительства.


В-третьих, Ар­гентина неверно оценила возможную реакцию англичан и не предпо­лагала, что они будут в буквальном смысле слова сражаться за эти острова.

На самом деле М. Тэтчер, по иронии судьбы также столк­нувшись с экономическими и политическими проблемами внутри своей страны, заняла жесткую позицию по вопросам островов с аналогич­ной целью — усиление национальных чувств. В результате конфликт довольно быстро вылился в вооруженное противостояние стран.

Эскалация конфликта может осуществляться в двух формах. Во-пер­вых, как интенсификация враждебных действий, то есть стороны пред­принимают те же самые действия в отношении друг друга, но значитель­но чаще (например, чаще следуют угрозы и обвинения); во-вторых, как усиление враждебного характера действий, когда за претензиями следу­ют обвинения, затем угрозы и т. д. Обычно оба процесса идут одновре­менно.

Следствием эскалации является поляризация участников конф­ликта, пропасть между которыми еще больше увеличивается.

Угроза экономического бойкота и эмбарго; интенсивная пропаганда внутри страны и за рубежом, направленная против другой стороны; частичный или полный экономический бойкот и эмбарго; разрыв дипломатических отношений.

Отдельные ненасиль­ственные военные действия (в том числе частичная или полная мобили­зация); запрещение контактов между гражданами; полное прекраще­ние отношений с другой страной; отдельное и ограниченное применение силы и, наконец, применение военной силы, которая по своему харак­теру может быть весьма разнообразной в зависимости от конкретного конфликта.

Существуют четыре группы факторов, влияющих на эскалацию кон­фликта:

  • взаимодействие сторон;
  • внутренние процессы, происходящие с каждым участником кон­фликта;
  • взаимовлияние первой и второй групп факторов (внутренних процессов и взаимодействия участников);
  • влияние третьих стран на конфликт.

Невыпол­нение ранее выдвинутых требований и фактический отказ от решения проблемы порождает выдвижение новых, более жестких требований.

По этому сценарию шло, например, развитие конфликтов между центральными властями и республиками Советского Союза в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

Требования во всех случаях (Молдавия, Прибалтий­ские республики и др.) выдвигались по нарастающей: сначала речь шла о культурной автономии, в частности развитии национального языка, затем об экономической самостоятельности и лишь после этого офици­ально выдвигалось требование выхода из состава СССР.

Действия же центральных властей были направлены прежде всего на то, чтобы со­хранить существующее положение.

Хотя в тактическом плане они име­ли весьма хаотичный характер: от принятия требований после долгих и изнурительных дебатов до попыток подавить выступления силой. В це­лом же все это вело к эскалации конфликтных отношений.

Вторая модель предполагает, что усиление враждебных реакций следует поочередно примерно в равной степени как от одной, так и от другой стороны конфликта. Иными словами, на предъявленные требо­вания (или обвинения) другой участник выдвигает ответные, более жесткие.

Затем следует очередная серия еще более враждебных дей­ствий. Конфликт развивается спиралеобразно. Это наиболее типичный вариант эскалации.

Вторая группа факторов, обусловливающих эскалацию конфликта, связана с внутренними процессами, происходящими с каждым из уча­стников.

Эта модель эскалации получила название модели структур­ных изменений. К числу этих факторов относятся:

  • зависимость политических деятелей от принятых ими ранее ре­шений;
  • экономические, психологические и социальные изменения, воз­никающие в обществе (на уровне масс и на уровне правящей эли­ты) в результате конфликта (эти изменения будут подробнее рассмотрены далее).

Политическим деятелям, если они однажды взяли курс на силовое решение конфликта, сложно отступить от него. Начало, а затем пре­кращение боевых действий без достижения результатов ведет к дискредитации лиц, ответственных за принятие решения.


В результате ли­деры становятся пленниками собственных действий и оказываются в так называемых эскалаиионных ловушках, выбраться из которых очень сложно. Весьма характерный пример подобного поведения — война, развязанная США в Ираке.

И внутренние факторы, и конфликтное взаимодействие сторон ока­зывают взаимное влияние друг на друга и тем самым усиливают конф­ликт.

В результате развитие конфликта приобретает одновременно цик­лическую и спиралеобразную форму: один конфликт может стать основой для другого, но уже с более высоким уровнем противостояния сторон.

На усиление конфликта могут оказывать влияние не только его не­посредственные участники, но и стороны, которые хотя прямо и не во­влечены в конфликт, но по сути являются его косвенными участниками.

Поддерживая того или иного прямого участника конфликта политическими, экономическими, а часто и военными средствами, они тем самым провоцируют эскалацию конфликтных отношений.

Развитие политических конфликтов подчинено определенной логике, благодаря чему можно выделить некоторые универсальные фазы и этапы развития конфликта, совместно с этим необходимо учитывать специфику любой конфликтной ситуации.

Специфика политического конфликта определена его структурой, составными звеньями которой являются:

  • конфликтующие стороны;
  • конфликтный объект;
  • конфликтная ситуация;
  • сам инцидент.

Конфликтующие стороны подразделяются на:

  • субъектов конфликта (действующая активно сторона);
  • участников, преследующих в чужом конфликте собственные интересы, либо вовлеченных в конфликт заинтересованными сторонами.

Объект конфликта представляет собой духовные или материальные ценности.

Конфликтная ситуация является противоречиями, причинами их возникновения, историей взаимных отношений участников.

Инцидент представляет собой формальный повод для начала политического конфликта.

Также существует формула, в соответствии с которой:

$конфликтная \ ситуация + инцидент = конфликт$.

Этапы политического конфликта

Конфликтолог российского происхождения Г. И. Козырев выделил следующие главные этапы развития политического конфликта.

  1. Предконфликтная ситуация.
  2. Собственно сам конфликт.
  3. Разрешение и урегулирование конфликта.
  4. Постконфликтная ситуация.

Рассмотрим данные этапы более подробно, выделяя стадии (подэтапы).

Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация характеризуется ростом напряженности в отношениях между потенциальными участниками (субъектами) политического конфликта, которая вызывается определенными противоречиями (причем такие противоречия не всегда должны перерасти в политический конфликт).

Готовые работы на аналогичную тему

Индикатор готовности к политическому конфликту – социально-политическая напряженность, характеризующаяся высокой степенью неудовлетворенности ожидаемым или текущим положением дел в стране.

Некоторые ученые выделяли следующие причины напряженности:

  • расхождения между реальными действиями и провозглашаемыми ценностями;
  • осознание политическими субъектами того, что дальнейшееудовлетворение их потребностей теперь под угрозой;
  • невозможность реализации собственных интересов некоторыми политическими субъектами;
  • неадекватная реакция властей на образующиеся стихийные обстоятельства.

Предконфликтная ситуация может условно быть разделена на три фазы развития:

  1. Образование противоречий в отношение определенного объекта спора; увеличение социальной напряженности и недоверия; предъявление взаимных либо односторонних претензий; накопление обид и уменьшение контактов.
  2. Устремленность доказать правомерность собственных притязаний и обвинение противника в нежелании разрешать вопросы спорами "справедливыми" методиками; замыкание на собственных стереотипах; проявление неприязни и предубежденности на уровне эмоций.
  3. Нарушение структур взаимного действия; переход от обвинений взаимной направленности к угрозам; образование "образа врага" и установка на борьбу.

Инцидент

На основании вышесказанного, конфликтная ситуация постепенным образом трансформируется в конфликт открытого типа. Но сама по себе она не может долго существовать, не выливаться в конфликт.

Для перехода в собственно конфликт необходимым является инцидент – формальный повод для начала столкновения сторон.

После наступления инцидента возможным является мирное решение образовавшегося спора, стороны противоборства могут выбрать один из следующих вариантов поведения:

  1. Стороны устремлены к тому, чтобы уладить образовавшиеся противоречия, найти компромиссное решение.
  2. Одна из сторон может делать вид, что "ничего особого не произошло" (уход от конфликтной ситуации).
  3. Инцидент может стать сигналом к началу открытого противоборства.

Этап конфликта

При избрании последнего варианта начинается второй этап – собственно сам конфликт.

Выделяют три главные фазы в развитии политического конфликта.

Переход конфликта из скрытого состояния в открытое противостояние сторон. Борьба производится до определенного времени ограниченными ресурсами, обладает локальным характером. Происходит первое опробование сил.

Последующая эскалация противостояния. Для достижения собственных целей и нейтрализации действий противника могут вводиться новые ресурсы сторон. Практически все возможности поиска компромисса упущены. Конфликт может становиться неуправляем, непредсказуем.

Конфликт достигает собственного апогея, принимает форму тотальной войны с использованием всех возможных средств и сил. На такой фазе стороны конфликта как бы забываются настоящие цели и причины конфликта. Основной целью противостояния становится нанесение максимального удара противнику.

По законам эскалации противоборства конфликт не может продолжаться перманентно. На определенном этапе стороны приходят к пониманию необходимости перехода к разрешению конфликта.

Этап разрешения конфликта

На этапе разрешения конфликта возможными являются следующие вариации развития событий:

  1. Борьба производится до абсолютного поражения одной из сторон. Сторона, одержавшая победу, может диктовать более слабому противнику собственные условия по прекращению политического конфликта.
  2. Борьба обретает вялотекущий, затяжной характер. Противники переходят к взаимным уступкам в политическом конфликте, исчерпав ресурсы, не сумев выявить потенциального или победителя.
  3. Политический конфликт прекращает "третья сила".

О завершении политического конфликта можно говорить лишь после подписания достигнутых договоренностей, в которых оговорены решения по всем вопросам, которые стали источником политического конфликта в настоящем и могущим вести в будущем к конфликту.

Этап постконфликтной ситуации

В постконфликтной ситуации зафиксирована новая реальность, новая расстановка сил, новые отношения противников друг к другу и к окружающей среде, новый взгляд на проблематику и новая оценка собственного потенциала.

На данном этапе социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками временно сохраняется на определенный период. Во множестве случаев для снятия взаимных негативных установок могут требоваться десятилетия, пока не сформируются новые поколения, не принимающие участие непосредственно в конфликте, а знакомые с ним лишь по воспоминаниям окружающих и своих родственников.

А. И. Шипилов и А. Я. Анцупов выделили здесь два этапа:

  • частичное приведение в норму отношений между сторонами;
  • нормализация отношений абсолютного характера.

Необходимо отметить, что выявление источников социальной напряженности и урегулирование конфликта на ранней стадии его развития значительным образом понижает затраты, снимает возможности негативных последствий политического конфликта. В связи с этим необходимо организовать мониторинг и диагностику состояния дел в стране, разрабатывать соответственные рекомендации.

Процесс возникновения и развития конфликтных ситуаций на политическом поприще соответствует определенному логическому порядку. Именно с помощью такой структурности можно обозначит определенные фазы и этапы конфликтов, а также нужно принимать во внимание особенности представленного конфликта.

Особенности конфликта в политической сфере можно определить по его структуре, составным деталям которой будут следующие пункты:

  • конфликтующие стороны;
  • конфликтный объект;
  • конфликтная ситуация;
  • сам инцидент.

Участников конфликтной ситуации условно делят на:

  • субъектов конфликта (те, кто активно принимает участие в самой ситуации);
  • участников, которые имеют в чужой конфликтной ситуации личную выгоду и интерес, или же они вовлечены в конфликтное положение другими заинтересованными сторонами.

Конфликт по своей сути будет противоречием, в котором также роль сыграют причины возникновения таковых, история отношений между участниками.

Касательно инцидента, то он являет собой просто формальный повод для разжигания политической конфликтной ситуации.

Также имеется специально выведенная формула, согласно которой:

конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

Этапы конфликтной ситуации на политическом поприще

Один из известных конфликтологов Г. И. Козырев, имеющий русские корни, представил основные этапы развития конфликтных ситуаций в политической сфере.

  • Предконфликтная ситуация.
  • Непосредственно сам конфликт.
  • Разрешение и урегулирование конфликта.
  • Постконфликтная ситуация.

Для более тщательно ознакомления нужно максимально тщательно узнать об этих этапах, при этом выделяя подэтапы.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Предконфликтная ситуация

Если мы говорим о предконфликтной ситуации, о времени, когда только случается завязка, то примечательными особенностями станут возрастание некой напряженности в отношениях между теми, кто может стать субъектами будущих противоречий, переросших в настоящий конфликт (но такие разногласия не всегда могут превратиться в конфликтную ситуацию).

Показатель готовности к конфликтной ситуации на политическом поприще – это напряженность в социально-политическом аспекте общества, признаками которой являются высокая степень неудовлетворения ожиданий или текущим состоянием ситуации в государстве.

Некоторые ученые определяли такие причины напряженности:

  • Различие между имеющимися ценностями, которые были провозглашены ранее и реальностью, подтверждаемою активностями.
  • Политические субъекты начинают понимать, что в будущем могут не удовлетворить свои потребности.
  • Отсутствие возможностей для реализации определенных интересов со стороны некоторых политических деятелей.
  • Бурная, паническая реакция власти на стихийные обстоятельства, формирующиеся уже на тот момент.

У предконфликтной стадии есть три условные фазы развития:

Инцидент

Если исходить из всего выше изложенного, то конфликт понемногу преобразовывается в ситуацию с разногласиями открытого типа. Она не может длиться на протяжении длительного отрезка времени как самостоятельная, не превращаясь при этом в конфликт.

Для трансформации в сам конфликт неотъемлемой частью станет инцидент - чисто формальная причина для возникновения разногласий и противоречий.

После того, как случается инцидент, то мирное решение проблематики спора еще возможно, противостоящие стороны могут выделить для себя определенный вариант поведения:

  • Участники стремятся к тому, чтобы мирным путем отыскать решение противоречий, прийти к определенному компромиссному решению.
  • Одна сторона никак не реагирует на происходящее, то есть просто совершает уход от конфликта.
  • Возникновение инцидента может послужить как начало открытого противостояния.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этап конфликта

Когда выбирают последний вариант развития событий, то вступает в фазу второй этап - это непосредственно сам конфликт.

Выделяется три основных этапа развития политического конфликта

Конфликт из тайного состояния переходить в открытое противостояние участников. Сражение ведется до определенного момента ресурсами в ограниченном количестве, а также у него проявляется локальный характер. В это время стороны испытывают силы друг друга.

Следующая эскалация противоборства. Для того, чтобы достичь своих целей и нейтрализовать активности соперника, стороны могут вводить в конфликт дополнительные ресурсы. Возможности для компромиссного решения проблемы, которые были доступны в зародыше проблемы, упущены. Ситуация с конфликтом приобретает оттенки неуправляемости и непредвиденности.

Конфликтная ситуация достигает пика, обретает форму тотального противостояния, в котором будут различных методов, способов и ресурсов. При такой стадии развития уже истинные цели и причины разногласий теряются и забываются. Здесь на первый план выходит нанесение максимального ущерба оппоненту.

Согласно законам эскалации противостояния, конфликт не может длиться перманентно. На определенном этапе конфликтующие стороны начинают понимать необходимость решать разногласия и гасить конфликт.

Этап разрешения конфликта

Когда наступает решение конфликтной ситуации есть несколько вариантов для дальнейшего развития событий:

Об окончании конфликтной ситуации можно будет огласить только после подписания определенного рода соглашений и договоров. В них будут указаны решения относительно спорных моментов, ставших причиной распрей и конфликтной ситуации в настоящем, а также могут привести к новым проявлениям конфликтов и разногласий.

Этап постконфликтной ситуации

В постконфликтной ситуации фиксируется обновленная реальность, появляется совершенное иное расставление сил на арене, возникают новые взаимоотношения между участниками и к определенной среде, появляется иное видение проблем и по-новому оценивается собственные силы.

Когда настает эта фаза, то напряжение в социальных отношениях между бывшими оппонентами будет проскальзывать некоторое время. В большинстве случаев, чтобы снять взаимный негатив, может потребоваться несколько десятков лет, пока окончательно не возникнут новые поколения, которые не были участниками указанного конфликта. Они могут быть только осведомлены о конфликтной ситуации из других уст.

А. И. Шипилов и А. Я. Анцупов выделили на этой стадии два этапа:

  • частичная нормализация отношений между сторонами;
  • нормализация отношений в полном объеме.

Также нужно сказать, что определение источников напряжения в социуме и урегулирование конфликтных ситуаций на начальных стадиях их развития существенно снижает расходы, исключает возможность появления отрицательных моментов, как последствий политических неурядиц. Тогда, исходя из такого развития событий, необходимо провести мониторинг и диагностику ситуации состоянием на сегодня, чтобы потом можно было создать определенные рекомендации.

Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.

Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая является процессом возникновения общественных противоречий, появлением взаємозаперечуючих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Передконфлікт протекает в латентных и открытых формах.

Латентная форма характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальной напряженностью. Социальное напряжение представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются чувством недовольства (фрустрации), тревоги, поиском виновных ухудшение положения, закреплением за ними "образа врага", оптимистическим и пессимистическим прогнозам о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальное напряжение проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осознаны и решены уже на этой фазе; если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный "порог чувствительности", "порог" восприятие неблагонадежных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социального напряжения, когда люди осознают свои интересы, происходит разграничение участников конфликта и осознание себя единственной группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, которая позволяет мобилизовать сторонников каждого лагеря.

Вторая стадия - непосредственная конфликтное взаимодействие. Ей, как правило, предшествует привод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Конфликт, который произошел, имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, втягивания в конфликт новых участников, рост эмоционального напряжения, расширение взаимных претензий и появления новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечной целью его участников.

Ими могут быть такие:

  • "победа любой ценой" - полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону;
  • "преобладание" - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
  • "мир" - маневрирование, что позволяет надеяться на достижение компромисса.

Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряжения и затрудняют возможности их полного решения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологической (доминируют методы убеждения) или носят юридический характер.

Третьей стадией является завершение конфликта.

Возможны несколько вариантов выхода из конфликта:

  • самозгасання конфликта. Это ситуации, когда длинные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
  • урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Сделка была навязана сильным противником более слабом, или сделка стала результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое недовольство достигнутым соглашениям, поэтому не исключена опасность возникновения нового конфликта;
  • решения конфликта, то есть заключения договора на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.

Возможность разрешения конфликтов определяется несколькими условиями:

  • во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме: одновременно ограничить неконтролируемые процессы;
  • во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и одновременно ограничить неконтролируемые процессы;
  • в-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных претензий участников конфликта;
  • по-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны пригодиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров;
  • по-пятое, готовность сторон к взаимным уступкам;
  • по-шестое, ослабление конфликта за счет перевода его на второй уровень.

Так, например, напряжение митинговой стихии может быть снята борьбой сторон в парламенте, Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, которые берут на себя решение и отстаивания сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.

Инструментом решения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединения сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

Политический конфликт — противоборство между реальными общественными силами, состоящими из лидеров, партий, организаций, элит, других объединений и общностей людей, с одной стороны и противоположными политическими целями, взглядами, ценностями и интересами.

К основным причинам образования политических конфликтов относятся объективные факторы, которые можно объединить в основные группы:

  • Сформированные общественные отношения, в основе которых понятие принципов господства и подчинения, распределение индивидов и их групп, социальных слоев таким образом, когда одна сторона обладает властью, а другая — предоставляет для этого необходимые полномочия.
  • Наличие коренных расхождений в политических идеалах и предпочтениях, отличия ценностных ориентаций в зависимости от индивидов, их групп и общностей.
  • Идентификация гражданского общества, в результате которой определяются политические, социальные, этнонациональные, религиозные, субкультурные общности.
  • Особенности политической системы современного общества, характерные для организации актуальных систем управления.

Согласно теории М.Вебера, структура социально-политического конфликта является статичной. В данном явлении можно выделить следующие элементы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • субъекты в виде двух или более противоборствующих сторон;
  • объект или предмет;
  • третья косвенная сторона;
  • окружающая социальная среда или политическое пространство.

Основной характеристикой политического конфликта служит его уникальность. Процессы отличаются по предпосылкам, причинам, поводам, действиям, позициям и другим свойствам. Однако, исходя из теории М.Е.Бабосова, существует типичная социодинамика развертывания политического конфликта. Согласно данному утверждению, процесс состоит из следующих этапов:

Известно множество случаев из истории, когда политические конфликты приводили к войнам. Побочным эффектом данного процесса является консолидация населения враждующих государств.

На последней стадии конфликт решается с помощью интеграции с противоборствующей стороной, кооперации с соперником или подавления противника.

При урегулировании споров применяются следующие процедуры:

  • обмен данными о целях и задачах каждой стороны;
  • обозначение периода переговоров по обоюдному согласию сторон, в течение которого не применяется сила;
  • обращение к правовым нормам и административным процедурам;
  • помощь посредников в лице авторитетных фигур;
  • отказ демонстрировать собственное превосходство или абсолютную непримиримость;
  • стремление достигнуть консенсуса, согласия в целом или по отдельным вопросам.

Политический конфликт обладает разрушительным действием. Деструктивными функциями процесса является, прежде всего, истощение материальных, духовных, человеческих ресурсов. Конфликтные ситуации в политике приводят к ослаблению существующей системы власти, общепринятых ценностей и устоев жизни общества.

Существуют множество теорий о том, что характер политических конфликтов является в большей степени конструктивным. Процесс служит катализатором для изменений социально-политической сферы, мотивирует на принятие действий, публичное заявление позиций разных сторон. Внешнеполитические конфликты способствуют объединению общества внутри государства, влияют на ход истории.

Виды конфликтов

Основными типами объектов политических конфликтов являются идентификация, ценности и интересны. Для развивающихся стран характерны спорные ситуации относительно свободы, равенства, терпимости и прочих убеждений. Урегулирование подобных споров требует больших усилий из-за сложности или невозможности достижения компромисса. Ярким примером таких конфликтов является противостояние разных частей общества, одна из которых поддерживает антидемократические ценности, а другая сторона выступает за принципы рыночной экономики и демократии.

Конфликты идентификации являются распространенным явлением для обществ, в которых человек причисляет себя к конкретной религиозной, языковой, этнической общности, а не к целому государству, на территории которого он проживает. Подобные споры часто встречаются в странах, которые ранее входили в состав СССР. Более устойчивые государства с высоким уровнем экономического развития часто встречаются с конфликтами интересов такими, как противостояние либеральных и консервативных политических партий.

Конфликты невозможно оценивать в позитивном или негативном ключе. В спорах существуют и положительные, и отрицательные аспекты.

Виды конфликтов, исходя из области развертывания:

  • внутриполитические;
  • внешнеполитические.

Классификация споров по качественным параметрам:

  • с нулевыми суммами;
  • с ненулевыми суммами.

В зависимости от структуры и организации системы управления выделяют конфликты:

Типы конфликтов, относительно нормативной регуляции:

  • институционализированные;
  • неинституционализированные.

Степень открытости характеризует споры:

В зависимости от времени протекания конфликтные ситуации различают:

Существует несколько форм проявления конфликтов:

  • пикеты;
  • митинги и манифестации;
  • забастовки;
  • политический протест;
  • неповиновение власти;
  • путч;
  • переворот;
  • революция;
  • политический шантаж.

Локальные политические конфликты

Локальный конфликт — военные действия, которые ведутся между разными государствами.

Для локальных войн характерны ограничения политических целей, исходя из интересов противоборствующих сторон, и территории, которая занимает небольшой географический регион, расположенный в границах страны-участника конфликта.

Конфликты локального характера весьма часто встречаются в современном мире. Причинами развития военных действий могут быть:

  • разные религиозные убеждения;
  • территориальные споры;
  • экономические проблемы в регионах;
  • противоречия в идеологии и политике;
  • дипломатические и другие конфликты.

Локальные войны отличаются от других типов конфликтов следующими признаками:

  • ограниченность по политическим целям, территории, используемым средствам;
  • государственность сторон конфликта;
  • неуправляемость действий, когда локальный спор перерастает в региональное противостояние.

Особенность локальных конфликтов заключается в том, что события затрагивают интересы не только противоборствующих сторон, но и государств, которые не принимают в них участие. Последствия воин могут носить экономический, дипломатический, военный, идеологический характер, касаться тактических и стратегических интересов стран, находящихся в стороне от конфликта. Высокая степень неопределенности в протекании локальных войн затрудняет прогнозирование конфликтов в современном мире. Причинами этого является множество факторов, которые оказывают влияние на действия противоборствующих сторон.

Глобальные конфликты

Глобальными конфликты — конфликты планетарного характера, причинами которых являются общемировые проблемы современности, затрагивающие интересы всего человечества и содержащие в себе угрозы для существования цивилизации.

Глобальные конфликты отличаются масштабом и обладают рядом особенностей:

Управление глобальными конфликтами заключается в их прогнозировании и своевременном предотвращении. Низкую эффективность такого менеджмента можно объяснить отсутствием единого органа управления, адекватного объекту. Ключевым аспектом в прогнозе мировых споров является анализ жизненно важных противоречий, путем разрешения которых возможно предотвратить глобальный конфликт.

Межклассовые политические конфликты

Межклассовый конфликт — это политическая напряженность или экономический антагонизм, зарождающийся в обществе в результате социально-экономической конкуренции в разных классах социума.

Классовые противостояния служат средством для изменений радикального характера в социальном обществе и политике. Известные философские труды Карла Маркса и Михаила Бакинина были построены на принципах классовой борьбы.

  • прямое насилие;
  • косвенное насилие;
  • принуждения;
  • идеологическое воздействие.

Формы протекания классовых споров могут носить законный или незаконных характер. Различают конфликты прямые и косвенные. Межклассовые противостояния неизбежны по нескольким причинам:

  • распределение власти и материальных благ;
  • равенство и возможности;
  • жилищные условия;
  • образование;
  • условия труда и другие социополитические вопросы.

Межклассовым конфликтам присущ антагонистический характер. Споры разрешаются по средствам социальной революции, результатом которой является разрушение существующего строя. Как правило, коллективные конфликты не касаются непосредственной основы классовой системы и редко служат основанием для мобилизации классов целиком.

Высшая точка межклассового конфликта наблюдается в процессе революционного кризиса. Это крайне редкое явление в современном мире, так как в протекающих спорах участвуют союзы и коалиции, принадлежащие к различным классовым группировкам с разнообразной основой, наряду с собственностью и отсутствием собственности на капитал.

Межгосударственные конфликты

Межгосударственный конфликт — конфликт, выражающийся в политических отношениях между двумя или несколькими сторонами, включая народы, государства, группы стран.

Споры принимают косвенные или прямые формы столкновения по экономическим, социально-классовым, политическим, территориальным, национальным, религиозным и иным по природе и характеру интересов.

В основе межгосударственных конфликтов могут лежать политические или неполитические противоречия. Основными разногласиями являются:

  • экономика;
  • политика;
  • военные стратегии;
  • геополитика;
  • идеология;
  • социальная сфера;
  • этнические принадлежности;
  • религия.

Исходя из пространственно-временного масштаба, международные споры могут носить глобальный характер. Такие конфликты затрагивают интересы всех участников международных отношений. Региональные и локальные межгосударственные противостояния формируются ограниченным числом участников. По времени протекания конфликты подразделяются на следующие категории:

  1. Затяжные.
  2. Средней длительности.
  3. Краткосрочные.

Международные конфликты различают по применяемым средствам. Это могут быть вооруженные противостояния или мирные переговоры. Субъектами межгосударственных политических конфликтов являются преимущественно страны.

Национальные конфликты

Национальный конфликт — итог национализма, в котором принимают участие этносы и нации.

В данном типе противостояний могут быть задействованы традиционные, модернизируемые, капиталистические, социалистические нации и государства.

Исходя из теории Э.Геллнера, предметом национальных споров являются:

  • ценности нации, включая язык, религию, историю, традиции, символы;
  • стремление народа сохранить и развивать природокультурную идентичность в процессе борьбы с другими народами, которые претендуют на аналогичные национальные ценности.

Особенностью национальных конфликтов является самодовлеющая ценность национального достояния, которое не сводится к экономике. В основе современного национализма лежит желание сохранить духовность, культуру и природу определенного этноса. Подобные стремления трансформируются в экспансию во внешний мир, где сталкиваются с сопротивлением других наций.

Отличительные характеристики национальных конфликтов:

  • длительность;
  • эскалация;
  • ожесточение;
  • достижение целей любыми способами;
  • отсутствие компромиссов;
  • существенные человеческие и материальные жертвы.

Национализм служит основой для межнациональных конфликтов. В спорах могут принимать участие разные субъекты в виде индивидов, этносов, наций, социальных институтов и организаций. Проявлением национальных споров является идеологическая, политическая, экономическая, военная борьба за национальные ценности.

Межнациональные политические конфликты

Межнациональный политический конфликт — противостояние с участием нескольких национальных акторов, которое приводит к международно-политическим последствиям в то время, когда объект споров перерастает рамки юрисдикции любого из его участников.

Актор — действующий субъект, индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других.

Межнациональные конфликты обладают рядом характерных особенностей:

  • в качестве участников выступают государства и иные международные акторы, преследующие политические цели;
  • нередко внутренние споры перерастают границы юрисдикции противоборствующих сторон и трансформируются в международные конфликты;
  • развитию способствуют специфические условия анархии международной системы, характеризующейся низкой эффективностью международно-правовых инструментов по решению споров.

Одной из основных предпосылок к развитию межнационального конфликта являются взаимные притязания этносов территориального характера. Такие споры бывают межрегионального, межгосударственного, местного уровня и могут характеризоваться следующими мотивациями:

  • историческое прошлое этносов, культурные, исторические, культовые и иные этнические памятники на конкретной территории;
  • неопределенность демаркации существующих границ;
  • процесс возвращения нации на историческую родину после депортации;
  • произвольное изменение границ;
  • принудительное включение территории этноса или нации в рамки соседней страны;
  • расчленение нации между различными странами.

В качестве целей политических межнациональных конфликтов рассматриваются:

  • власть;
  • отстаивание собственного политического статуса в формате единого государства;
  • абсолютная политическая независимость.

Наиболее эмоционально насыщенными и болезненными конфликтами являются споры, возникающие в результате ущемления национальных ценностей. Такие противостояния случаются в разных сферах общества.

Четкое проявление специфики межнациональных конфликтов можно наблюдать в противоречиях связанных с такими ценностями, как язык, культура, религия и иные социокультурные этнические особенности. Длительные противостояния приводят к массовой неприязни в отношении наций. Межнациональные интересы, как правило, выражает не вся нация, а лишь ее небольшая часть в виде элитных группировок, преследующих личные интересы.

Примеры политических конфликтов из истории

Множество политических конфликтов, как следствие сепаратистских веяний, возникало в 90-е годы ХХ века в России. Причинами противостояний являлись стремления автономных республик к собственной независимости. К примеру, формирование Чеченской Республики спровоцировало войну в Северном Кавказе.

Другим ярким примером политического конфликта из истории является спор между Россией и Японией по поводу права на Южные Курильские острова.

Западные страны обладают развитой экономикой и прочными институтами демократии, поэтому политические конфликты формируются на основании вражеской агрессии извне. К примеру, теракт в США в сентябре 2001 года привел к развязыванию войны на Востоке.

Известные политические конфликты из истории:

  • Междоусобные войны на территории Руси.
  • Тридцатилетняя война за управление Священной Римской империей и Европой, в которой принимали участие практически все европейские государства с 1618 года по 1648 год.
  • Наиболее масштабная и кровопролитная за всю историю Первая мировая война.
  • Вторая мировая война.
  • Распад СССР.
  • Гражданская война на территории Сирии с 2011 года продолжается в настоящее время.

Примеры политических конфликтов в современности

Политические конфликты в современном мире — явление нередкое. Борьба за власть, национальные ценности, территории, права и свободы общества ведутся годами. Споры могут протекать в рамках одного государства или между разными странами. Примерами таких противостояний являются:

Способы решения политических конфликтов

Центральной проблемой политических конфликтов является их разрешение, которое состоит из этапов управления, контроля и регулирования споров. В процессе участникам или посредникам необходимо разработать и применить систему мер, направленную на ограничение интенсивности, размеров конфликта, его деэскалацию. В качестве основных способов рассматриваются компромисс и консенсус.

Задачи урегулирования политических споров:

  • предупредить открытые формы проявления конфликтов, которые сопровождаются насильственными действиями, включая войны и массовые беспорядки;
  • устранить причины конфликта, сформировать новый уровень отношений участников для разрешения противоречий.

Исходя из основных направлений процесса решения конфликтных ситуаций, можно определить ключевые методы, с помощью которых осуществляется поиск средств для выхода из конфликта. К первой группе методик относится разработка мероприятий по предотвращению насильственной стадии конфликтов. Вторая категория включает пути разрешения противоречий, лежащих в основе спора. Третья группа методов призвана снизить уровень противостояния участников конфликта, заставить стороны отказаться от односторонних действий и перейти к поиску совместных решений проблем.

Основные способы решения политических конфликтов:

  1. Достижение консенсуса путем совпадения мнений всех сторон.
  2. Принятие соглашения под действием законодательной или моральной воли внешних сил.
  3. Соглашение, навязанное одним из участников конфликта.
  4. Потеря актуальности противоречий со временем.

Наиболее популярным способом разрешить конфликт являются переговоры. Процедура предполагает обмен мнениями, которые высказывают разные стороны. В процессе оппонентам удается более точно оценить соотношение сил, определить условия для примирения, суть взаимных претензий, возможные альтернативы. Эффективный метод проведения переговоров представляет собой соглашение, в основе которого лежит компромисс.

Читайте также: