Сро это расшифровка банкротство кратко

Обновлено: 28.06.2024

В процедуре банкротства мы часто сталкивались с СРО, но не всегда задумывались об их правовом статусе. В этой статье мы расскажем вам кто такие СРО и зачем они нужны.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее СРО) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - единый реестр СРО) и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Статус СРО приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в реестр СРО.

За включение некоммерческой организации в единый реестр СРО уплачивается государственная ПОШЛИНА в размерах и порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Требования, предъявляемые к СРО для ее включения в единый реестр СРО:

Подписывайся на наш канал, чтобы знать все тонкости банкротства! Знай свои финансовые права!

1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;

наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.

3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При реорганизации некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предусмотренные настоящим Федеральным законом права и обязанности перед третьими лицами переходят к саморегулируемой организации - правопреемнику.

5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

Помимо указанных публично-правовых функций, которыми обычно не наделяются субъекты гражданского права, саморегулируемые организации арбитражных управляющих выполняют такую функцию, как обеспечение общего для арбитражных управляющих интереса - защиты репутационных прав, и в этих целях противодействуют физическим и юридическим лицам, дискредитирующим профессиональную честь и достоинство арбитражных управляющих, а также деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Выполняют они и другие публично-правовые функции: обращаются в суд за защитой прав и законных интересов своих членов, заявляют в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), обеспечивают информационную открытость своей деятельности (пункт 3 статьи 21, пункт 1 статьи 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

II. Порядок включения некоммерческой организации

арбитражных управляющих в единый государственный реестр

саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

5. Для включения некоммерческой организации арбитражных управляющих в Реестр необходимо выполнение ею следующих условий:

об исключении саморегулируемой организации арбитражных управляющих из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (пункт 6 статьи 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 19 Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 365 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом").

В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 659) приказываю:

В рамках процесса признания юридического лица финансово несостоятельным важнейшее значение принадлежит назначенному судом арбитражному управляющему. В его руках сконцентрирован ряд важнейших полномочий в деле о банкротстве. К обязательным условиям для допуска управляющего к работе относят наличие у него членства в одной из саморегулируемых организаций (СРО).

Понятие и цели

Согласно ст. 20 127-ФЗ, арбитражные управляющие не могут осуществлять свою профессиональную деятельность, если они не входят в одну из СРО. СРО, по сути, заменили институт лицензирования в России и передали регулирующие и надзорные функции в некоторых сферах в пользу некоммерческих организаций от государства.

СРО арбитражных управляющих – это саморегулируемая некоммерческая организация, в основе которой лежит членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Данный вид СРО имеет целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

СРО финансируется из единовременных и регулярных членских взносов. Среди них могут значиться вступительные, членские, целевые взносы, пожертвования, доходы от оказания услуг и продажи информационных сведений.

СРО должна обладать компенсационным фондом в установленном размере. Под компенсационным фондом понимается имущество, принадлежащее СРО. Эти средства имеют конкретное целевое предназначение. Если кредиторам или иным участникам дела о банкротстве юридического лица был нанесен ущерб непрофессиональными действиями управляющего или его бездействием, то такой ущерб компенсируется из средств фонда СРО.

СРО обладает собственными органами управления. Деятельность СРО подконтрольна государству и базируется на следующей нормативной базе:

  1. Разработка требований к управляющим для членства в СРО.
  2. Перечень стандартов и правил профессиональной управленческой деятельности.
  3. Контроль за соблюдением законодательных требований.
  4. Ведение реестра арбитражных управляющих, обеспечение сохранности всех документов.
  5. Проведение анализа деятельности всех членов по материалам отчетности, утвержденным в СРО.
  6. Применение мер воздействия (включая дисциплинарное наказание) для членов СРО.
  7. Рассмотрение жалоб на управляющих СРО, которые принимают участие в процедуре банкротства.
  8. Представление интересов членов СРО в рамках взаимоотношений с органами государственной власти.
  9. Подача исковых заявлений для отстаивания законных интересов СРО и ее членов.
  10. Формирование компенсационный фонд для возмещения полученных убытков, которые были получены при исполнении управляющим своих обязанностей по п. 2 ст. 25.1 ФЗ-127.
  11. Контроль за квалификацией членов СРО: организация повышения их квалификации, профессионального обучения, стажировки и аттестации.
  12. Прочие функции СРО.

Требования для включения в специальный реестр

В СРО арбитражных управляющих может зарегистрироваться абсолютно любая некоммерческая организация данного профиля, но она должна соответствовать ряду требований.

Перечень требований к СРО приведен в п.2 ст. 21 127-ФЗ. Он включает:

  1. Наличие не менее 100 арбитражных управляющих в составе СРО, которые соответствуют условиям членства в организации.
  2. Участие ее членов не менее, чем в 100 процедурах, посвященных делам о банкротстве. При этом учитываются незавершенные процедуры, но исключаются процессы о признании банкротом отсутствующего должника.
  3. Наличие компенсационного фонда, который соответствует требованиям ст. 25.1 127-ФЗ. Размер такого фонда не может быть менее 200 тыс. р. на каждого члена, а минимальный размер установлен законом как 50 млн р.
  4. Наличие обязательных для выполнения стандартов и регламентов профессиональной деятельности управляющих.
  5. Создание органов управления и специализированных органов СРО. Их функционал и компетенции должны соответствовать требованиям ст. 21.1 127-ФЗ.

Для вступления в СРО сам управляющий также должен соответствовать ряду обязательных требований. У него должно быть высшее образование, наличие опыта руководящей работы. Управляющий должен пройти специальное обучение и сдать по его результатам специальный экзамен, а также пройти стажировку на базе СРО в течение не менее 2 лет. В числе других требований: отсутствие дисквалификации, запрета на занятие определенных должностей, судимости за умышленные деяния.

Управляющий должен в обязательном порядке застраховать свою ответственность.

Как вступить в реестр

Законодательство о банкротстве требует, чтобы СРО не только отвечала определенному ряду требований, но и состояла в специальном реестре СРО. Сведения о СРО включаются в единый государственный реестр в течение 15 дней после представления в надзорный орган установленного комплекта сведений.

В качестве уполномоченной за ведение реестра инстанции выступает Росреестр. Он осуществляет регистрацию СРО на основании проверки комплекта документов, указанного в п. 4 ст. 22.2 127-ФЗ.

Комплект состоит из следующих документов:

  1. Заявление НКО о включении в реестр СРО управляющих с обязательным указанием на ОГРН и ИНН.
  2. Копии учредительной документации СРО.
  3. Положения, регулирующие деятельность органов НКО, стандарты и правила профессиональной деятельности.
  4. Копия свидетельства о госрегистрации.
  5. Перечень членов СРО с указанием их ФИО, даты и места рождения, паспортных данных на бумажном и электронном носителях.
  6. Копии заявлений управляющих о вступлении в ряды СРО.
  7. Копии документов, подтверждающих гражданство членов СРО.
  8. Копии дипломов о высшем образовании всех управляющих.
  9. Копии документов, подтверждающих сдачу управляющим теоретического экзамена.
  10. Заверенные копии трудовых книжек или иных документов, подтверждающих стаж руководящей работы.
  11. Копии документов, которые подтверждают прохождение стажировки как помощника управляющего.
  12. Заверенные копии справок о неприменении в отношении всех членов наказания в виде дисквалификации.
  13. Заверенные НКО копии деклараций управляющих о том, что в отношении них не проводится процедура банкротства.
  14. Копии справок об отсутствии судимости.
  15. Документы, которые подтверждают участие ее членов не менее, чем в 100 процессах.
  16. Документы, подтверждающие наличие и размер компенсационного фонда.
  17. Заверенные НКО копии договоров обязательного страхования ответственности в отношении каждого управляющего.

СРО приобретает свой правовой статус только после поступления сведений о ней в реестр.

Где можно ознакомиться с перечнем СРО

Сведения о СРО арбитражных управляющих могут понадобиться как самому профессиональному участнику процедуры банкротства для выбора подходящей организации, так и кредиторам, уполномоченным органам или самому должнику. Дело в том, что при подаче заявления о банкротстве инициатор процедуры должен указать суду на предпочтительную СРО, из которой будет выбран управляющий, либо непосредственно на управляющего.

Списки саморегулируемых организаций можно найти на официальном ресурсе по банкротствам ЕФРСБ. Здесь предусмотрен поиск по порядковому номеру или наименованию СРО. Перечень управляющих на ЕФРСБ представляет собой таблицу с порядковым номером СРО, ее названием и указанием на численность членов.

В отношении каждой СРО заведена карточка организации с подробной информацией для ознакомления, которая включает следующие сведения:

  1. Наименование СРО.
  2. Ее реквизиты: ИНН, ОГРН, юридический и фактический адреса.
  3. Размер компенсационного фонда (по данным СРО и Росреестра).
  4. Дата изменения компенсационного фонда.
  5. Данные о руководителе.
  6. Количество управляющих в составе.
  7. Контактные сведения.

При выборе СРО стороны обычно ориентируются на размер компенсационного фонда, длительность работы организации на рынке (год создания СРО), наличие членства в реестре, судебные решения, в которых СРО выступала ответчиком по делам о возмещении ущерба.

Таким образом, 127-ФЗ требует, чтобы все арбитражные управляющие в деле о банкротстве состояли в некоммерческой организации – СРО управляющих. СРО должна соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 21 127-ФЗ, и состоять в государственном реестре СРО. СРО представляет интересы участников профессиональной деятельности и регулирует их работу в целях недопущения нарушений действующего законодательства о банкротстве.



Пресс-центр


Роль саморегулируемой организации в обеспечении профессиональной деятельности арбитражных управляющих

Роль саморегулируемой организации в обеспечении профессиональной деятельности арбитражных управляющих

Итак, саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих) - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

В настоящее время в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих внесены сведения о 48 организациях, членами которых являются более 9 тысяч граждан.

Отметим, что арбитражные управляющие вправе осуществлять свою профессиональную деятельность на территории всей страны, вне зависимости от того, членом какой саморегулируемой организации они являются.

С правовым статусом СРО мы разобрались, теперь необходимо уточнить, какими основными нормативными правовыми актами регламентируется и регулируется деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, это:

- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ,

Обращаем внимание, что одним из условий, позволяющих арбитражному управляющему осуществлять свою профессиональную деятельность, является обязательное членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Основные цели деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих:

- Объединение арбитражных управляющих для осуществления контроля за их деятельностью,

- Повышение качества выполняемых арбитражными управляющими услуг,

- Информирование арбитражных управляющих.

Какова же роль саморегулируемой организации в обеспечении профессиональной деятельности арбитражных управляющих?

Исходя из данности, можно выделить несколько основополагающих направлений деятельности СРО арбитражных управляющих:

1. Организация осуществляет контроль за профессиональной деятельностью членов, том числе за соблюдением ими законодательства, а также установленных стандартов и правил профессиональной деятельности.

2. Организация устанавливает условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации, прописывает правила профессиональной деятельности и стандарты, следит за их исполнением.

3. Организация рассматривает жалобы на действия члена саморегулируемой организации, в том числе на действия исполняющего обязанности арбитражного управляющего, применяя в отношении нарушителей меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из членства.

4. Организация формирует собственный компенсационный фонд, из которого, в случае необходимости, осуществляется возмещение убытков по обстоятельствам, которые возникли из-за нерадивого исполнения своих обязанностей арбитражным управляющим.

5. И самое главное: именно СРО направляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего для его утверждения в должности по делу о банкротстве.

- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

- наличие договора обязательного страхования ответственности,

- отсутствие непогашенных убытков, присужденных судом в рамках дела о банкротстве.

Читайте также: