Мода в россии 17 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одежда наших прадедов на первый взгляд считается сложной и разнообразной. Но если мы начнем сравнивать одежду русского народа в 17 веке, то увидим. что крестьянский наряд был такой же как и у знатных людей, только отличался качеством ткани и убранством.

Это штаны с узлом, так, что их можно было делать шире или уже. Простолюдины носили порты из холста или грубой шерстяной ткани,
у зажиточных крестьян или ремесленников они были сшиты из сукна. Состоятельные или знатные люди имели штаны из тяжёлых шёлковых тканей малинового, красного, жёлтого цветов. Поверх штанов надевали рубашку.

В старину верхнюю одежду называли зипуном, её носили цари и крестьяне. Это была узкая одежда , иногда достигавшая коленей . У простых людей зипуны делались из холста или из сермяги. Богатые люди носили зипуны сшитые из белого шёлка или атласа. Рукава атласного зипуна были расшиты серебряными нитями. Иногда ради красоты к зипуну пристёгивали воротник украшенный жемчугом.

Эта дорожная одежда была двух видов. Простолюдины в дорогу надевали епанчу из грубого сукна, а у знатных она была из меха или дорогой ткани , подбитая мехом для красоты. Она делалась без рукавов и без прорех для рук Её просто накидывали на плечи и закрепляли на шее с помощью завязок или пуговиц.

Самой нарядной одеждой была шуба. Шуба это был признак зажиточности и богатства Иногда русские для того, чтобы показать своё богатство в шубах принимали гостей у себя в доме. У крестьян и ремесленников были шубы овчинные или зайчьи. В основном простолюдины носили зимой тулупы. Представители торгового сословия ходили в куньих или в беличьих шубах. Бояре и князья красовались в в собольих или в лисьих шубах . Щёголи носили шубы сделанные из горностая. Шубы обычно покрывались сукном или шёлковыми тканями. На них помещались по бокам разреза нашивки из другого материала, на которые пришивались петли и пуговицы. Царь Михаил Фёдорович предпочитал нагольную шубу. Часто государь в нагольной шубе сидел за парадным столом во время пира или принимал в ней иноземных послов.

Борода в Древней Руси была данью требованиям церкви и христианского вероучения, а вовсе не модой. А вот бритье бороды – это уже мода, которой следовали многие молодые люди на протяжении всего XVII в. В Петровскую эпоху мода на бритье бороды перестала быть модой, так как это было узаконено государством – диктовалось указами царя, а не свободным выбором индивида.

Западноевропейская мода достигла границ России конечно же с опозданием, но властно вторглась в русский быт, разрушая традиционные стереотипы. Когда же в конце XVII – начале XVIII в. Петр Великий указами ввел европейское платье, бритье бород, курение табака, ассамблеи и прочее, то тем самым он превратил моду в государственную политику. В XVIII в. верхушка русского общества уже полностью следовала за общеевропейской модой, а низы тяготели к допетровской старине. Разрыв был столь очевиден, что надо говорить о двух разных культурах. Верхи общества, по словам знаменитого историка В.О.Ключевского, не родившись европейцами, всю жизнь должны были делать из себя европейцев. Ко второй половине XVIII в. они владели несколькими европейскими языками, но не могли объясниться на родном, о чем горько сожалела княгиня Екатерина Дашкова, которой в семнадцать лет пришлось заново изучать русский язык как иностранный. В XVIII столетии русские с трудом и переменным успехом, но все же вливались в общеевропейский культурный поток, что особенно ярко доказывает мода той эпохи.

Через сто лет после Куликовской битвы объединенная вокруг Московского княжества Русь отказалась платить дань татарам, и правнук Дмитрия Донского Московский князь Иван III объявил себя первым русским царем-самодержцем.

Рост Московского княжества совпал с периодом татаро-монгольского ига, когда все силы народа были направлены на борьбу с поработителями. В этот период сказалась определенная изолированность Руси от культуры Запада, что отразилось на формах костюма. Кроме того, застой общественной жизни при татарах, северные, более суровые климатические условия Москвы содействовали созданию более тяжелых, длинных и объемных одежд по сравнению с одеждой Киевской Руси.

О костюме Московской Руси можно судить по гораздо более обширным источникам, чем о костюме Киевской Руси. К иконам, миниатюрам, нарождающейся светской живописи добавились литературные описания и рисунки иностранных купцов, послов, дипломатов. Кроме того, эпоха Московской Руси как героический период в истории нашей Родины, период расцвета национальной культуры и искусства всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили нам замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др.).

Основные особенности костюма

Основными особенностями конструктивного и декоративного решения костюма Московской Руси, отличающими его от костюма предыдущего периода, являются следующие:

1) значительное увеличение и разнообразие ассортимента одежды знати;

2)одновременное ношение большого количества одежд (до 5 — 6);

3)увеличение объема и длины одежды, значительное расширение ее внизу (до 2 — 6 м);

4)дальнейшее развитие декоративности за счет тканей, вышивки, украшений, декоративной косметики.

Характерным для одежды этого периода является ее резкая классовая дифференциация, выражающаяся в использовании тканей, отделки, украшений, в количестве одновременно надеваемых одежд, в появлении в одежде форм (например, рукавов), играющих чисто декоративную роль.


Подобное укрупнение и специализация наблюдались и в производстве обуви. Сапожники, башмачники, чоботные мастера, подошвенники, каблучники, поршенники, лапотники — количество ремесленных специальностей по сравнению с существовавшими в Древней Руси значительно возросло.

Мужской костюм

Рубаха и порты, оставшиеся основой костюма Московской Руси, не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился с середины влево, появляется рубашка-косоворотка. Длина ее стала меньше. Появились различные по назначению рубахи, например горничные, которые носили в горнице.



Другие (польский, терлик) были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с широкой сборчатой нижней частью (рис. 150). Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. Различные конструктивные варианты кафтанов показаны на рис. 151. Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам; металлические, деревянные, плетенные из шнура и жемчужные пуговицы; высокий богато рас-шитый воротник-козырь, окантовку борта, горловины, низа изделия и низа рукавов разноцветной с золотом и серебром тесьмой или галуном. Бояре и дворяне носили кафтаны из шелка, парчи, бархата, горожане и крестьяне — из сукна и хлопчатобумажной ткани с соответствующей отделкой.


Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником (рис. 152). Верх шубы обычно покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорез для продевания рук, при этом оставшаяся нижняя часть рукавов свободно свисала.

“В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все классы. Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства. Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей .и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Дорогую шелковую или бархатную ферязь длиной до пола на подкладке из дорогого меха надевали только на правый рукав, собирая его длину многочисленными сборками. Левый рукав свисал до пола (рис. 153).


Охабень из атласа, бархата, парчи имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до Головины спины, и длинные узкие рукава, которые завязывались сзади, не имея никакого практического значения (рис. 154).

Однорядка — одежда без подкладки, сшитая из одного ряда ткани — шерстяной или хлопчатобумажной — играла роль плаща в ненастную погоду.


В форме причесок и головных уборов существенных изменений не происходит, но так же, как в одежде, увеличивается их ассортимент: мурмолки с отворотами, боярские горлатные шапки из соболя, куницы с бархатным или парчовым верхом, маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор.

В условиях холодного климата, особенно северных областей Руси, большую роль в костюме всех сословий играли рукавицы. В одежде бояр и дворян они имели также декоративное значение. Изготовленные из кожи, сафьяна, бархата, шелка, тканые и вязаные, они богато украшались вышивкой, бахромой, мережкой.

Женский костюм

Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды.

Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью (рис. 156). Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегрею надевали поверх сарафана и рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой (рис. 157). Будучи самобытной национальной одеждой, душегрея часто возвращалась в моду более поздних времен. Художники XIX и XX вв. часто изображали женщин в этой живописной красочной одежде.

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник — сильно раскошенная книзу длинная одежда с длинными, очень широкими внизу рукавами. Основное декоративное оформление летника располагалось на шейно-плечевом поясе и внизу рукавов (рис. 158). Рукава украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Широким концом вошву прикрепляли у запястья, острый свешивался вниз. Руки приходилось держать согнутыми в локте, чтобы вошвы не мялись и хорошо просматривались. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.

Летник украшали также бобровым ожерельем — накладной круглой меховой пелериной с потайной застежкой. Мех для таких ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица. Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук (рис. 159). Таким образом, рукава выполняли чисто декоративную роль.

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, но являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками. Для шубки и телогреи использовали парчу, бархат, атлас, мех.

Верхним распашным платьем с застежкой на круглые пуговицы и воротником-отворотом является также опашень.


Большое значение в женском костюме при-надлежало головным уборам и декоративной косметике. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, низко заплетенную решеткой на затылке с вплетенными лентами, золотыми и жемчужными нитями, бахромой и кистью на конце. Вокруг головы повязывали ленту, богато украшенную спереди. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку, один ее край приподнимали и вырезали зубьями. Этот убор назывался чело кичное, или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками.

Замужние женщины тщательно укрывали волосы повойником из легкой шелковой или хлопчатобумажной ткани. Поверх него надевали убрус. Чело кичное, украшенное жемчужными поднизями, прикрепляли к яркой атласной мягкой тулье. Такой головной убор назывался кика.

Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья в виде богато вышитых стоячих и отложных воротников, серьги, перстни, браслеты, булавки.

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем на высоких каблуках.

Перчатки применялись мало.


Костюм царя и духовенства

Во время службы на повседневное (ходильное) платье надевалось специальное облачение: стихарь — прямоугольный кусок ткани, не сшитый по бокам, орарь — широкая, с крестами, лента на левое плечо до пояса, фелонь — круглая накидка с вырезом для головы. До XV в. одежда духовенства выполнялась из скромных тканей светлых тонов с красными крестами. В XVI —XVII вв. духовники начали соперничать в роскоши своих одежд с московскими царями и их двором. Преобладающими цветами были темные — коричневые, синие, черные с золотыми и серебряными узорами.

Мода 17 века в России

Что касается истории моды 17 века, как, впрочем, и более ранних периодов — очень сложно точно датировать изменения в моде согласно вековой эпохе. Все они получаются вследствие влияний традиционных нарядов различных европейских народов на костюмы соседних держав. Так, Испания прославилась строгими костюмами и наглухо закрытыми воротниками, Венеция – пышными платьями и туфлями на невероятно высоких каблуках, Англия – нарядами, подчеркивающими красоту женского тела, длинными шлейфами и корсетами, которые были настоящим произведением швейного искусства. Женская мода 17 века коварна и мнительна. Изменения костюмов в этот период проходят быстро и ярко.

Русская мода в 17 веке

Мода 17 века в России мало чем отличается от того же 16 столетия. И уже начиная с 18 века изменения под влиянием европейской культуры стали необратимы.

Мода 17 века – это время ярких и неожиданных решений, буйство красок и аксессуаров, период соперничества английской пуританской простоты с роскошью французского двора. А еще — это расцвет любимого многими модницами стиля барокко.

Рассматривая историю моды 16 века, можно заметить несколько тенденций, радикальных течений и традиций. Причем, некоторые из модных идей того времени популярны и сегодня, и активно используются многими известными модными дизайнерами.

Национальная одежда России невероятно разнообразна и чрезвычайно богата различными вышивками. И в этом нет ничего удивительно, ведь Россия-матушка всегда была многонациональным государством, где в мире уживалось огромное количество народностей со своей культурой и традициями.

Немецкий национальный костюм, как, впрочем, и любой другой, в определенном смысле отображает культурное развитие и традиции германского народа. Конечно, он развивался и под воздействием других культур, что, несомненно, лишь обогатило национальный костюм.



Конец XVII – начало XVIII века – переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта.

Преобразования коснулись и костюма.

На смену старомосковскому долгополому платью – ферезям, охабням и прочему – приходит костюм западного образца.

Но процесс проникновения западных форм одежды в Россию начался задолго до петровских указов.

По сведениям известного знатока русской старины И. Е. Забелина, уже в первой половине XVII века при русском дворе «были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье.


Впервые немецкое платье появляется во дворце в потешной палате в 1632 году как наряд для главного потешника Ивана Семеновича Лодыгина, затем в качестве потешного костюма для игр – в комнатах царевичей. Документы тех лет (1635–1637) неоднократно сообщают о шитье такого платья.


Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные Государевой мастерской палаты и Шатерной палаты в Кремле.

Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I. Очевидно, этими же мастерами был сшит Петру I еще до указов об изменении одежды и черный бархатный кафтан, отделанный кружевом, плетеным из золотых и серебряных нитей


Неизвестный художник. Портрет А. Я. Нарышкиной с детьми. Первая четверть XVIII века.



Модные журналы в те времена еще не издавались, они появились лишь в 1770-х годах, с новинками моды знакомили население европейских стран манекены в модных платьях, которые перевозили из страны в страну.



Слева: Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.
Справа: Неизвестный художник. Портрет цесаревны Натальи Петровны. Первая четверть XVIII века.

Проводя реформу костюма, Петр не случайно обратился к французскому образцу.
Еще в средние века парижские модные манекены возили по всем странам Западной Европы.
И даже во времена Возрождения, этого апогея итальянского искусства, в Венеции на площади св. Марка были выставлены французские манекены, которые показывали богатым горожанам Венецианской республики, как подобает одеваться.

Влияние Парижа в области моды в этот период все более возрастает, и Франция на долгие годы становится признанной законодательницей мод.


И. Я. Вишняков. Портрет Сарры Фермор. 1745–1750 год.

Введенный реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлот).

И. Я. Вишняков. Портрет С. С. Яковлевой. Середина XVIII века.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:

О НОВИНКАХ МОДЫ В 18 столетии -

–/ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 114, д. 61615, п. 1–7, 1751 г./

ФИЖМЫ -

Очевидно, в зависимости от назначения костюма определялся и тип используемой юбки

/ЦГАДА, ф. 14, оп. 1, д. 88, л. 1 об. 9. 1745–1755 гг./

ПЛАТЬЕ "АНДРИЕНН"-

/ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3. ч. 114, д. 61631; F. Boucher. Histoire du costume en Occident de l’antiquite a nos jours. Flammarion, 1965/

Читайте также: