Средства записи информации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Технологии хранения данных активно совершенствуются со времен появления первых компьютеров. Еще вчера мы пользовались 1,44-мегабайтными дискетами, а сегодня в продаже можно найти 256-гигабатные флеш-накопители. А ведь это далеко не предел. Пока инженеры трудятся над созданием новых, более прогрессивных носителей информации, мы вспоминаем, как повлияли на компьютерную индустрию перфокарты, магнитные ленты и форматы CD и DVD.

С древнейших времен люди искали способы записи и хранения различной информации. Сначала они рисовали на скалах и глине. Затем появился пергамент, а позже — бумага. В XX веке с появлением первых компьютеров хранить информацию стало легче, но эволюция носителей информации лишь ускорилась. Казалось бы, еще вчера мы записывали нужные нам файлы на дискеты. А сегодня мы уже пользуемся 256-гигабайтными флешками! В общем, развитие технологий хранения информации не стоит на месте. Поэтому в этот раз мы вспоминаем, с чего же началась история компьютерных носителей информации, и расскажем о том, каких результатов добилась индустрия к концу XX века.

В таком виде сохраняли информацию в былые времена

Станок Жаккара. Перфокарты

История носителей информации берет свое начало в начале XIX века. Причем в роли прародителя запоминающих устройств выступает — кто бы мог подумать! — ткацкий станок. Автором первого изобретения в области хранения данных стал французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар. Долгое время он работал со станками в качестве подмастерья, ткача и наладчика, поэтому богатый опыт значительно помог ему в дальнейшей изобретательской деятельности. Итак, в чем же заключалась инновационная идея Жаккара? Несмотря на то, что производство ткани в то время являлось довольно сложным процессом, по своей сути оно представляло собой постоянное повторение одних и тех же действий. Жаккар пришел к выводу, что этот процесс можно автоматизировать.

Жозеф Мари Жаккар — создатель ткацкого станка, использующего перфокарты

Французский изобретатель придумал такую систему, которая использовала в своей работе специальные твердые пластины с отверстиями. Они и являлись первыми в мире перфокартами. Прежде подобные пластины использовались в станках Вокансона и Бушона, однако эти устройства были слишком дороги в производстве и по этой причине так и не прижились. В своей же разработке Жаккар учел все недостатки этих аппаратов. В пластинах было увеличено количество рядов отверстий, что обеспечило обработку большего числа нитей, а, следовательно, и повышение производительности станка. Кроме этого, был значительно упрощен процесс подачи пластин в считывающее устройство — набор щупов, связанных со стержнями нитей. При проходе пластины щупы проваливались в отверстия, поднимая вверх соответствующие нити и образуя основные перекрытия в ткани. Таким образом, определенная комбинация отверстий на пластине позволяла создать ткань с нужным узором.

Ткацкий станок Жаккара

Первый автоматизированный станок Жаккар создал в 1801 году и на протяжении еще нескольких лет дорабатывал его. За свои достижения изобретатель получил пенсию в 3000 франков и одобрение Наполеона. Однако ни сам Жаккар, ни французский император не имели ни малейшего понятия, насколько важным станет это изобретение в будущем.

В 30-х годах XIX века на разработанные Жаккаром перфокарты обратил внимание английский математик Чарльз Бэббидж. В то время ученый ум трудился над созданием аналитической машины и решил использовать в ее конструкции перфокарты. Для этого англичанин даже совершил путешествие во Францию с целью подробно изучить станки Жаккара. Увы, но из-за низкого уровня технологий и недостатка финансовых средств аналитическая машина Бэббиджа так и не увидела свет. Тем не менее, ее конструкция стала впоследствии прообразом современных компьютеров.

Кроме этого, перфокарты использовались в табуляторе, разработанном в 1890 году Германом Холлеритом. Табулятор являлся механизмом для обработки статистических данных и использовался на благо Бюро переписи населения США. Кстати, созданная Холлеритом компания Tabulating Machine Company в конечном итоге была переименована в International Business Machines (IBM). На протяжении нескольких десятков лет IBM развивала и продвигала технологию перфокарт. В середине XX века они использовались повсеместно, получив особенно широкое распространение в компьютерной технике и различных станках. Закат эпохи перфокарт пришелся на 1980-е годы, когда на смену им пришли более совершенные магнитные носители информации. Интересно, что отдел исследования перфокарт компании IBM существовал вплоть до 2000-х годов. Например, в 2002 году в IBM изучали создание перфокарты размером с почтовую марку, которая могла бы содержать до 25 миллионов страниц информации.

Магнитные диски

Магнитная лента использовалась в компьютере UNIVAC-I

Впервые магнитная лента была применена в коммерческом компьютере UNIVAC-I, выпущенном в 1951 году. Кстати, его первый экземпляр попал в то же самое Бюро переписи населения США. Магнитная пленка, используемая в UNIVAC-I, была намного более емкой, нежели перфокарты. Ее объем равнялся емкости десяти тысяч перфокарт, то есть он составлял примерно 1 Мбайт.

Развитие технологии магнитных лент продолжалось до 1980-х годов. В течение этого времени подобные накопители использовались в основном в мейнфреймах и мини-компьютерах. Ну а с 80-х годов магнитная лента использовалась лишь для резервного хранения данных. Этому способствовало то, что ленточные картриджи оставались надежным и очень дешевым носителем информации. Но даже несмотря на эти преимущества, к концу 2000-х годов специалисты предрекали конец эпохи магнитных лент — цены на жесткие диски продолжали падать. Вдобавок они предлагали высокую плотность записи. Начиная с 2008 года, рынок ленточных накопителей уменьшался примерно на 14% в год, и даже ярые сторонники технологии признавали, что у нее нет шансов на выживание. Однако ситуация резко изменилась в 2011 году. В Таиланде произошло наводнение, продолжавшееся, по официальным данным, 175 дней. В результате наводнения было затоплено несколько индустриальных зон, где были расположены заводы по производству жестких дисков таких компаний, как Seagate, Western Digital и Toshiba. Как итог, цены на продукцию возросли на 60%, а объемы производства упали. Так магнитная лента получила вторую жизнь.

Магнитная лента IBM

Стоит отметить, что ленточные накопители, как правило, используются в тех сферах, где необходимо хранить очень большое количество информации. Например, в каких-либо крупных исследованиях. Так, магнитную ленту используют для записи результатов исследований на Большом адронном коллайдере. О преимуществах технологии в свое время рассказывал Альберто Пейс (Alberto Pace) — глава подразделения обработки и хранения данных CERN. Он отметил, что магнитная лента имеет четыре основных преимущества над жесткими дисками. Прежде всего, это скорость. Несмотря на то, что специализированному роботу требуется до 40 секунд, чтобы выбрать нужную кассету и вставить ее в считыватель, чтение данных из ленты происходит в четыре раза быстрее, чем с жесткого диска. Еще одним преимуществом магнитной ленты, по словам Пейса, является ее надежность. Если она рвётся, то ее можно легко склеить. В этом случае теряется лишь несколько сотен мегабайт данных. Когда выходит из строя жесткий диск, теряются абсолютно все данные. Глава подразделения CERN привел некоторые статистические данные, касающиеся надежности устройств. Так, в среднем за год в CERN из 100 петабайт данных, хранящихся на магнитных лентах, теряется лишь несколько сотен мегабайт. На жестких дисках располагается около 50 петабайт информации, и каждый год организация теряет до нескольких сотен терабайт в результате неисправностей HDD. Третьим преимуществом магнитной ленты является ее энергоэффективность, а точнее, экономичность. Сами ленты хранятся в неактивном состоянии, следовательно, они не потребляют энергию. Наконец, четвертое — это безопасность. Если злоумышленники получат доступ к жестким дискам, то они смогут уничтожить всю информацию за считанные минуты. В случае с магнитными лентами на это может уйти не один год.

Хранилище магнитных лент в CERN

Еще на два преимущества ленточных накопителей указал Эвангелос Элефтеро — руководитель отдела технологий хранения данных исследовательской лаборатории IBM в Цюрихе. Он отметил, что магнитные ленты все еще дешевле, чем жесткие диски. 1 Гбайт HDD стоит примерно 10 центов, тогда как стоимость аналогичной емкости магнитной ленты оценивается в 4 цента. Также Элефтеро обратил внимание на долговечность лент. Такой накопитель будет служить верой и правдой даже через 30 лет, в то время как рабочий цикл жесткого диска составляет всего 5 лет.

Тем не менее, стоит понимать, что магнитные ленты уже никогда не будут использоваться как единственная система хранения данных. Они занимают важное место в иерархической структуре хранения информации, но не являются (и не будут) ее основным звеном.

Дискеты

По своей конструкции дискета представляла собой диск из полимерных материалов, на который наносилось магнитное покрытие. Пластиковый кожух имел несколько отверстий. Центральное предназначалось для шпинделя дисковода, малое отверстие являлось индексным, то есть позволяло определить начало сектора. Наконец, через прямоугольное отверстие с закругленными углами магнитные головки дисковода работали непосредственно с диском.

Аннотация: Итак, в этой лекции мы рассмотрим такие вопросы: стандартные способы "свертывания" текста. Конспектирование, аннотирование и т.п. Недостатки и вредные последствия конспектирования, альтернативные способы и программные средства для ведения записей, использование графических нотаций.

В предыдущей лекции мы поговорили об ассоциациях как основе работы человеческого мозга, об аналогиях с теориями обработки, систематизации и визуализации информации, о визуальном мышлении и его прямом приложении – mind mapping 'е. Еще мы выяснили, что техника "ментальных карт" была разработана Тони и Барри Бьюзенами, и узнали, каких замечательных результатов им удалось добиться с ее помощью. Что ж, казалось бы, вводная лекция позади и пора перейти к подробному рассмотрению основных принципов построения "ментальных карт", начать учиться применять их. Но потерпите немного – чтобы увидеть все преимущества mind mapping 'а перед традиционными способами записи информации, вспомним вначале, в чем эти самые способы состояли, и поговорим о конспектировании.

Стандартные способы "свертывания" текста

В прошлой лекции мы упоминали о том, что Тони Бьюзен начал свои исследования еще во время учебы в университете, почувствовав, что тонет в море информации. Один из вопросов, ответ на которые он пытался найти, – как научиться учиться, как эффективно фиксировать и запоминать информацию. Говоря более привычным языком, Тони Бьюзен хотел научиться конспектировать так, чтобы информация запоминалась и осмысливалась уже на стадии ее записи. Ведь, что ни говори, а конспектирование – это основной рабочий навык студента, точно так же, как для музыканта – умение читать ноты, а для врача – выписывать рецепты. Конечно, ни для студента, ни для музыканта или врача перечисленные нами действия не являются их основной задачей. Студент должен учиться, музыкант должен играть, а врач – лечить, но без соответствующих навыков они не смогут этого делать. И если музыканта или врача чему-то учат, то студента конспектировать не учит никто.

Автор этих строк более десяти лет "сеял разумное, доброе, вечное", работая сразу в двух вузах. В течение всего этого времени он не раз отмечал такие три вещи:

  • Студенты совершенно не умеют конспектировать. Любую лекцию большинство из них рассматривает просто как еще один диктант. Люди (за редким исключением) не способны самостоятельно выделить и записать наиболее важные моменты лекции, не говоря уже о том, чтобы сделать из нее какие-то выводы! Без команды никто ничего обычно не записывает и даже после такой команды пишет только под диктовку. И что самое страшное, студенты привыкли к диктантам и с подозрением относятся к любым способам вовлечь их в учебный процесс…
  • Кэш-память у большинства студентов попросту отсутствует. Звучит смешно, но записывать уже прозвучавшую мысль преподавателя, в то же время продолжая слушать – непосильная задача почти для всех. Считанные единицы могут совмещать эти два занятия. И дело даже не в отсутствии кэш-памяти или многозадачности, как однажды шутя пожаловался один из студентов, дело, увы, в отсутствии осмысления получаемой информации (кстати, многозадачность тоже надо тренировать – автор, к примеру, почти всегда, работая, одновременно просматривает художественные фильмы в небольшом окошке поверх окна браузера на втором мониторе).
  • Даже сделав конспект, студенты не умеют им пользоваться. Действительно, последующий контроль знаний показывает, что конспект не особо помогает студентам усвоить материал – даже те из них, кто имеет полную запись надиктованного преподавателем, не демонстрируют того уровня знаний, которого можно было бы от них ожидать. Похоже, линейная запись текста не способствует не то что осмыслению, а даже запоминанию. Запись лекции на диктофон тоже, увы, проблему не решает…

Так как же конспектировать правильно? Прежде всего, отметим, что любой конспект – это "свернутый" текст, сжатое сокращенное его изложение. И способов такой "свертки" существует несколько. Рассмотрим же их детальнее, один за другим, начав все-таки с конспектирования.

Конспект

Конспект (от лат. conspectus – обзор) – письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результатом конспектирования, этой самой переработки и фиксации информации, как раз и является конспект. Немного ранее мы говорили о том, что даже наличие конспекта не дает обычно студентам особых преимуществ на экзамене. Почему? Ответ простой – они просто запоминают информацию, не осмысливая ее. Да и запоминают-то, увы, далеко не все…

Изначально же предполагалось, что конспект позволит студенту более-менее полно восстановить в памяти услышанное, даже если уже прошло некоторое время. Все мы, конечно, понимаем, что при составлении конспекта следует фиксировать только основные мысли текста, без ненужных подробностей и второстепенных деталей. И здесь идут в ход индивидуальность восприятия и привычные для человека способы записи и сокращений, в результате чего конспект тоже получается индивидуальным и, зачастую, непонятным для других людей (автор в свою студенческую бытность, помнится, любил сокращать запись за счет использования коротких английских слов, что делало конспекты бесполезными для сокурсников). Хотя это не так страшно. Страшно то, что на практике обычно конспектирование – процесс односторонний, выполняемый по принципу "раз записано на бумаге, то голову этим забивать не стоит". Такое вот внешнее запоминающее устройство получается, с которого, к тому же, загрузить информацию в мозг, как мы уже говорили, обычно не удается.

Как же сделать "многоразовый" конспект, который действительно поможет вспомнить материал, когда это потребуется? В идеале для этого нужно не просто бездумно переносить услышанное на бумагу, а "пропускать его через себя", проводя первичную обработку информации. Запись под диктовку просто убивает мышление. Вы, по сути, работаете принтером, бездумно печатающим отправленный на него файл. Для того чтобы "включить" мозг, нужно:

  • уметь ориентироваться в общей структуре лекции (текста) – выделить вступление, основную часть, заключение;
  • уловить логику изложения материала – понять систему изложения материала автором, ход развития его мыслей;
  • выделить ключевые мысли – те тезисы, на которые нанизан весь остальной материал;
  • определить уточняющую информацию и лаконично сформулировать основное, не перенося на бумагу все услышанное (прочитанное) дословно.

В любом прочитанном тексте или услышанной речи мы интуитивно выделяем опорные или ключевые слова и фразы – вот их-то и нужно записывать, ведь именно они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку, определяют содержание текста. Выделение ключевых слов – первый этап свертки текста, так сказать, смысловой компрессии материала. Второй этап – фиксация информации, представление этих ключевых слов и фраз в некоторой форме.


Если же говорить о форме, то конспекты бывают формализованные и графические. Рассмотрим эти два типа записей.

Идея таких конспектов состоит в том, чтобы заполнить записями ячейки заранее заготовленных таблиц или ответить на вопросы заранее заготовленной анкеты. Конечно, не любой текст можно законспектировать таким образом. Такие вещи применимы в основном при описании характеристик каких-либо объектов или явлений, особенно если конспект готовится по нескольким источникам или ставится цель сравнить различные точки зрения или объекты. Иногда такие конспекты называют плановыми или схематически плановыми.

Записи располагаются по всей площади листа бумаги так, чтобы была видна иерархия понятий и взаимосвязи между ними. Для каждого текста можно сделать не один, а несколько графических конспектов, отображающих текст в целом либо его отдельные части. Такие конспекты близки по форме к "ментальным картам", но все же это не совсем, а вернее, совсем не они. Вы наверняка помните, что mind map строится в виде центрального объекта, от которого во все стороны расходятся связи к другим объектам, а графический конспект – это структура, напоминающая многоуровневый маркированный список в MS Word.

Вспомните свои студенческие времена – часто вы конспектировали лекции в виде многоуровневых списков или бессонными ночами чертили таблицы, которые затем заполняли во время занятий? То-то же! Чаще всего вы просто писали строка за строкой, создавая более-менее связный, но абсолютно "серый" для восприятия текст. Но об этом мы еще поговорим чуть далее, а сейчас рассмотрим виды привычных для нас текстовых конспектов.

  • Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат. Уже потом к текстуальному конспекту можно легко присоединить план и дополнить его уточняющей информацией. Такой вид конспекта лучше всего подходит тем, кто пишет научную работу или изучает литературу, именно в таких случаях цитаты авторитетных авторов всегда важны. Однако есть одно "но" – составить такой конспект не так-то просто. Чтобы это сделать, нужно уметь выделить наиболее значимые цитаты – именно те ключевые мысли автора, которые составляют основу всего повествования.
  • Сводный конспект – сочетает в себе выписки, цитаты, план, тезисы, что угодно. Обычно такие конспекты создаются теми, кто умеет работать с материалом сразу несколькими способами. Чтобы составить такой конспект, требуется умение быстро и лаконично излагать свои мысли и одновременно работать с планом и авторскими цитатами. Вспомните о многозадачности!
  • Тематический конспект – способ ведения записей, абсолютно отличный от рассмотренных выше. Тематический конспект составляют, чтобы ответить на какой-нибудь четко определенный вопрос, пользуясь при этом информацией из нескольких источников. Содержание каждого источника в полной мере не раскрывается, ведь такая цель не стоит. Нужно не рассказать, о чем говорится в источниках, а проанализировать заданную тему, раскрыть поставленные вопросы и изучить их с разных сторон. Создать такой конспект опять-таки непросто – придется перерыть немало литературы, чтобы раскрыть тему максимально полно и исчерпывающе.

Какие же средства применяются людьми в ходе конспектирования? Их несколько.

А чтобы процесс конспектирования был более эффективным, студенту следует придерживаться таких нехитрых правил:

Ну вот, пожалуй, и все что мы хотели рассказать о конспекте и конспектировании. Рассматривая другие виды "свертки" материала, мы еще не раз вспомним о конспектах, средствах, используемых при их составлении, и правилах конспектирования.

Резюме

Резюме (фр.) – краткий итог прочитанного, содержащий его оценку.

Резюме – это небольшой по объему текст, характеризующий основные идеи услышанного или прочитанного, делающий выводы, подводящий итоги. Это уже не бесстрастный конспект – обычно резюме выражает также отношение его автора к рассматриваемому материалу. Однако средства создания резюме сходны с теми, которые мы рассматривали, когда говорили о конспектировании. Идея тут та же: минимум текста – максимум информации. Мы не раз советовали осмысливать услышанное (прочитанное), пропускать его сквозь себя. Резюме – это вершина такого рода обработки информации. Обычно оно состоит из нескольких предельно кратких, четких и выразительных предложений, раскрывающих, по мнению автора, самую суть услышанного или прочитанного материала.

Фрагментирование

Фрагментирование – способ свертки первичного текста, заключающийся в том, что в первичном тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), посвященные какой-то одной определенной проблеме. Составляя конспект или реферат (о рефератах мы поговорим здесь же, но чуть позже), мы раскрываем определенную тему. А вот фрагменты, выделенные из первичного текста, связаны с его темой довольно слабо, они отражают внешнюю по отношению к данному тексту проблему.

Внимательный читатель, конечно же, скажет, что такой вид свертки текста не слишком-то применим во время лекции, и окажется абсолютно прав. Действительно, фрагментирование – типичный прием, применяемый в ходе подготовки научных работ (докладов, статей, рефератов), когда необходимо буквально "просеять" множество разнообразных источников и выделить информацию, проливающую свет на изучаемую проблему. И, конечно же, при этом используются те же языковые средства, которые мы рассматривали, когда обсуждали конспектирование.

Аннотация

Аннотация – краткая обобщенная характеристика книги или статьи, иногда включающая и ее оценку; наиболее краткое (буквально "в двух словах") изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о его теме.

Обратите внимание на тот факт, что в определении аннотации говорится больше о теме текста, а не о его содержании. И это не случайно, ведь основное назначение аннотаций – сформировать некоторое общее представление о книге (статье, научной работе, о чем угодно). Для чего это нужно, думаем, понятно – чтобы определить целевую аудиторию книги, рекомендовать ее определенному кругу читателей. Еще одно применение аннотаций – формулировка краткой характеристики источников, которую можно будет в дальнейшем использовать для написания исследовательской работы или реферата.

Именно поэтому в аннотации не нужно пересказывать содержание первоисточника, достаточно лишь перечислить рассматриваемые в нем вопросы. Аннотация – это не конспект. Она отвечает на вопрос: "О чем говорится в первичном тексте?" – и дает представление об основной теме текста и перечне вопросов, затрагиваемых в нем. И конечно, чтобы написать хорошую аннотацию, все так же нужно сначала осмыслить исходный текст, "пропустить его сквозь себя"…

По характеру аннотации могут быть двух видов.

Такие аннотации обычно не содержат критической оценки произведения, только его четкую и краткую характеристику. Обычно справочные аннотации строятся по такой простой и практичной схеме:

  • уточнение и раскрытие смысла заглавия произведения;
  • краткие сведения о содержании книги (тот самый перечень затрагиваемых в ней вопросов);
  • сведения об авторе книги;
  • описание особенностей данного издания (изменения с прошлого издания, наличие иллюстраций и приложений);
  • целевая аудитория, на которую рассчитано произведение.

Цель справочной аннотации – обратить внимание читателя на особенности издания, теоретический или художественный уровень текста, наличие и характер приложений, иллюстраций, списка первоисточников и т.д.

Аннотации именно этого вида содержат критическую оценку текста, обосновывают значимость произведения для его целевой аудитории. Это не просто информация о первоисточнике, а перечень аргументов за то, чтобы изучить его. Обычно рекомендательная аннотация включает в себя:

  • рассказ о том, что именно в этой книге должно привлечь внимание читателя;
  • суждения на тему, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю.

Типичная схема рекомендательной аннотации тоже довольно проста:

  • сведения об авторе книги (дают косвенное представление о направленности и качестве произведения);
  • комментарии и замечания по основной теме произведения (с целью привлечения внимания читателя);
  • оценка произведения путем сравнения с рядом аналогичных изданий (чтобы обратить внимание читателя именно на это произведение).

По охвату содержания аннотируемого документа и целевой аудитории различают такие виды аннотаций:

Характеризуют документ в целом (справочного или рекомендательного характера) и рассчитаны на широкий круг читателей.

Характеризуют лишь определенные аспекты документа, интересующие только узких специалистов.

Разновидностью специализированных аннотаций являются аналитические аннотации, которые характеризуют лишь некоторую часть документа или один из вопросов, освещаемых в нем. Аналитическая аннотация дает краткую характеристику только тех разделов, глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены обсуждению определенной темы. Специализированные аннотации чаще всего носят чисто справочный характер.

Аннотации также могут быть обзорными. Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику нескольких, близких по тематике документов. Для справочной обзорной аннотации характерно указание общих черт нескольких книг (статей), с уточнением особенностей раскрытия темы в каждом из аннотируемых первоисточников.

В рекомендательных обзорных аннотациях сравниваются трактовки одной и той же темы в различных первоисточниках, так же, как и другие их характеристики (доступность и подробность изложения, качество рассматриваемых примеров), а также приводятся другие сведения рекомендательного характера. Помните "пропустить сквозь себя"?

Аннотация, как мы и говорили, – это максимально краткая характеристика первоисточника. Объем аннотации варьируется от нескольких слов до 10-15 строк текста. В силу своей предельной краткости аннотация не допускает цитирования, характеристика первоисточника дается своими словами. Так же, как и конспект, аннотация обычно состоит из простых предложений.

Несмотря на частое использование стандартных оборотов речи (клише), типичных для научных аналитических текстов, стандартов, регламентирующих текст аннотации, не существует. Еще одной характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание издания, при этом не повторяя, а раскрывая и углубляя их (например, объясняя название книги или сообщая подробности об авторе).

Гибкий диск, дискета — устройство для хранения небольших объёмов информации, представляющее собой гибкий пластиковый диск в защитной оболочке. Используется для переноса данных с одного компьютера на другой и для распространения программного обеспечения.

Накопитель на жёстких магнитных дисках или винчестер— это наиболее массовое запоминающее устройство большой ёмкости. Используется для постоянного хранения информации — программ и данных.

CD. Оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи/считывания информации на/c который осуществляется при помощи лазера. На диске CD промышленным способом записывается информация. Наибольшее распространение получили 5-дюймовые диски CD емкостью 670 Мбайт.

CD-ROM состоит из прозрачной полимерной основы диаметром 12 см и толщиной 1,2 мм. Одна сторона покрыта тонким алюминиевым слоем, защищенным от повреждений слоем лака. Двоичная информация представляется последовательным чередованием углублений и основного слоя.

DVD представляет собой многоцелевой цифровой диск, хранящий от 4,7 до 17 Гбайт информации, что вполне достаточно для полнометражного фильма. Такой объем способен удовлетворить любого производителя компьютерных игр и энциклопедий, для выпуска которых обычно требовалось несколько CD-ROM, вызывая неудобства у пользователя.

BD. Формат оптического носителя, используемый для записи и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости с повышенной плотностью. Стандарт Blu-ray был совместно разработан консорциумом BDA. В новой технологии появились кардинальные изменения в логической структуре диска, стоимости и других параметрах. Длина волны синего лазера укоротилась до 405 нм, что позволило позиционировать луч намного точнее, следовательно, и размещать данные на диске с большей плотностью. Более короткая длина волны сине-фиолетового лазера позволяет хранить больше информации на 12 см дисках того же размера, что и у CD/DVD. BD является продуктом нового поколения, наиболее прогрессивным, отвечающим требованиям нашего времени, чем CD и DVD.

Flash карта. Устройства, выполненные на одной микросхеме (кристалле) и не имеющие подвижных частей, основаны на кристаллах электрически перепрограммируемой флэш-памяти. Физический принцип организации ячеек флэш-памяти можно считать одинаковым для всех выпускаемых устройств, как бы они ни назывались. Различаются такие устройства по интерфейсу и применяемому контроллеру, что обусловливает разницу в емкости, скорости передачи данных и энергопотреблении.

К внутренним устройствам хранения информации относятся оперативная память, кэш-память, CMOS-память, BIOS. Главным достоинством является высокая скорость обработки информации. Рассмотрим подробнее.

Оперативная память – устройство, предназначенное для хранения обрабатываемой информации (данных) и программ, управляющих процессом обработки информации. Конструктивно представляет собой набор микросхем, размещенных на одной небольшой плате (модуль, планка). Модуль (модули) оперативной памяти вставляется в соответствующий разъем материнской платы, позволяя таким образом связываться с другими устройствами ПК.

Для того чтобы какая-либо программа начала свое выполнение, она должна быть загружена в оперативную память. Оперативная память является энергозависимой, т.е. хранит информацию, пока компьютер включен. В оперативную память программа и данные для ее работы попадают из других устройств, загружаются из внешней памяти, энергонезависимых устройств памяти (жесткий диск, компакт-диск и т.д.).

Оперативная память хранит загруженную, выполняющуюся в настоящий момент программу и данные, которые с ее помощью обрабатываются. Если после обработки предполагается дальнейшее использование данных, то копию этого документа из оперативной памяти можно записать на одном из устройств внешней памяти (например, на жестком диске), создав на жестком диске файл, хранящий документ.

Кэш-память — устройство, имеющее очень короткое время доступа к данным. Встроенная в микросхему сверхбыстрая память. Обычно имеет размер 256 или 512 Кбайт, в мощных компьютерах до 1Гб и более.

В современных материнских платах применяется конвейерный кэш с блочным доступом. В кэш-памяти хранятся копии блоков данных тех областей оперативной памяти, к которым выполнялись последние обращения, и весьма вероятны обращения в ближайшие такты работы — быстрый доступ к этим данным и позволяет сократить время выполнения очередных команд программы. По принципу записи результатов в оперативную память различают два типа кэш-памяти:

CMOS-память предназначена для длительного хранения данных о конфигурации и настройке компьютера (дата, время, пароль), в том числе и когда питание компьютера выключено. Для этого используют специальные электронные схемы со средним быстродействием, но очень малым энергопотреблением, питаемые от специального аккумулятора, установленного на материнской плате. Это полупостоянная память. Питается от батарейки, поэтому сохраняет информацию и при полном отключении питания компьютера.

BIOS — постоянная память, т.е. память, хранящая информацию при отключенном питании теоретически сколь угодно долго, в которую данные занесены при ее изготовлении. Такой вид памяти называется ROM. BIOS– базовая система ввода-вывода – содержит наборы групп команд, называемых функциями, для непосредственного управления различными устройствами ПК, их тестирования при включении питания и осуществления начального этапа загрузки операционной системы компьютера

Статьи к прочтению:

Принцип записи информации на магнитный носитель


Похожие статьи:

Для хранения данных Персональные компьютеры имеют четыре иерархических уровня памяти: — микропроцессорная память (МПП); — регистровая кэш-память; -…

Носители информации Информация – вещь нематериальная. Это сведения, которые зафиксированы (записаны) тем или иным расположением (состоянием)…

WhatsApp Image 2021-11-01 at 15.23.33 (1).jpg

Поговорим об эволюции. 21 век – столетие прорывов, с колоссальной скоростью создания новых инструментов для облегчения жизни Homosapiens. Если эволюцию видовую мы ощутить не можем (знать бы, что будет думать наш далекий последователь, когда научится жить в космосе), то вот эволюция технологическая совершается здесь и сейчас. На наших глазах. Давайте посмотрим, как изменились носители информации за последние десятилетия.

В давние времена каждая крупица информации была на вес золота: наскальные рисунки далеких предков, глиняные таблички Хаммурапи, рукописные – тому подтверждение. Только автоматизация и упрощение процесса передачи данных привели к настоящему прорыву.

ПЕРФОКАРТЫ – начало начал, или как появились современные технологии

История современных носителей информации берет начало с 19 века. В роли прародителя запоминающих устройств выступает — не поверите — ткацкий станок. Автором первого изобретения в области хранения данных стал француз Жозеф Мари Жаккар. Он работал со станками в роли подмастерья, ткача и наладчика. Жаккар понял, что производственный процесс представлял собой повторение одних и тех же действий, которые можно автоматизировать.

Французский изобретатель придумал систему, которая использовала в своей работе специальные твердые пластины с отверстиями. Это были первые в мире перфокарты. При проходе пластины щупы проваливались в отверстия, поднимая вверх соответствующие нити и образуя перекрытия в ткани. Таким образом, комбинация отверстий на пластине позволяла создать ткань с нужным узором.

Первый автоматизированный станок Жаккар создал в 1801 году. За свои достижения изобретатель получил пенсию в 3000 франков и одобрение Наполеона. Ни сам Жаккар, ни французский император не имели ни малейшего понятия, насколько важным станет это изобретение в будущем.

В 30-х годах 19 века на перфокартыЖаккара обратил внимание английский математик Чарльз Бэббидж, который работал над созданием аналитической машины.Из-за недостатка финансовых средств аналитическая машина Бэббиджа так и не увидела свет. Тем не менее, конструкция стала впоследствии прообразом современных компьютеров.


WhatsApp Image 2021-11-01 at 15.23.56.jpg
WhatsApp Image 2021-11-01 at 15.23.56 (1).jpg

Кроме этого, перфокарты использовались в табуляторе, разработанном в 1890 году Германом Холлеритом. Табулятор являлся механизмом для обработки статистических данных и использовался на благо Бюро переписи населения США.


WhatsApp Image 2021-11-02 at 11.48.38.jpg

Созданная Холлеритом компания TabulatingMachineCompanyв конечном итоге была переименована в International Business Machines(IBM). На протяжении нескольких десятков лет IBM развивала и продвигала технологию перфокарт. В середине 20 века они использовались повсеместно, получив особенно широкое распространение в компьютерной технике и различных станках.

Закат эпохи перфокарт пришелся на 1980-е годы, когда на смену пришли магнитные носители информации. Отдел исследования перфокарт компании IBM работал вплоть до 2000-х годов. Например, в 2002 году в IBM изучали создание перфокарты размером с почтовую марку, которая могла бы содержать до 25 миллионов страниц информации.

ФЛОППИ

В нашей стране их называли дискетами или гибкими магнитными дисками. Данные на флоппи записывали с помощью дисководов.

За IBM в гонку вступили Sony, Hewlett-Packard (HP), а в 1984 году компьютеры Macintoshфирмы Appleсчитывать 3,5 дюймовые накопители.

На дискеты сначала помещалось всего 720 Кб информации (8 дорожек). Сейчас это смехотворный объем информации. А раньше пара мегабайт считалась приличным объемом.


WhatsApp Image 2021-11-01 at 15.23.33.jpg

После 2010 года производство дискет стало бессмысленным и невыгодным. Sonyпрекратила выпуск 3,5 дюймовых дискет в 2011 году. Фирма Toshiba в 2014 году перепроектировала завод по выпуску дискет в овощную ферму (неожиданно…). А Пентагон в редких случаях использовал дискеты до 2018 года.

Хорошо забытое старое: CD – CD-RV - DVD

Технология лазерной записи информации на оптические диски появилась на свет задолго до рождения персональных компьютеров.Она разрабатывалась для музыкальных проигрывателей, в качестве замены виниловым дискам. Лазерные диски – результат совместных исследований двух технологических гигантов, японской Sony и голландской Philips.


WhatsApp Image 2021-11-01 at 15.23.55.jpg

Мало кто знает, что базовая технологи разработана советскими учеными. За изобретение они были удостоены Нобелевской премии. Запомните их имена – Александр Прохоров и Николай Басов!

В дальнейшем технология развивалась. В 70-х Philipsразработала CD диски. Изначально они вмещали 650 Мб – или 74 минуты аудио. Не зря именно столько – ровно 74 минуты длится 9-я симфония Бетховена, которую обожали разработчики. Первый CDдиск выпущен 17 августа 1982 года на фабрике Philips в Германи - это был альбом TheVisitors группы ABBA.

ФЛЕШКА: от изобретения до наших дней

Флешка названа так от английского flash–вспышка, потому что стирание информации с носителя сопровождалось вспышкой. Флеш-память была изобретена в Японии (японцы молодцы).

Сейчас существуют намного более вместительные флешки. Они до сих пор остаются незаменимым портативным хранилищем файлов, которые нужно иметь под рукой.

Интересные факты о флешках:

  • Современные флеш-карты памяти выдерживают температуру от -30 0С до +80 0С при хранении.
  • Если флэшку хранить в холодильнике, то срок хранения информации увеличивается.
  • При температуре 100 0С флэшка выходит из строя за 10 часов.
  • Оригинальные флэш-карты рассчитаны на 10 тысяч полных перезаписей, а подделки выдерживают около тысячи.
  • Основной рынок флэш-технологии приходится на карты памяти для телефонов, смартфонов, коммуникаторов, фотоаппаратов, планшетов.

По прогнозу ученых, возможности флэш-накопителей будут исчерпаны в течении трёх лет, так как расстояние между ячейками памяти достигнет возможного минимум 13 нм.

ВНЕШНИЙ ВИНЧЕСТЕР

Винт, винтик, винчестер - а на самом-то деле речь о жестком диске.

Внешний жесткий диск представляет собой защитный корпус с внутренним накопителем информации. Причем внутри может находиться как стандартный HDD, так и твердотельный накопитель (SSD). Работа внешних жестких дисков по принципу не отличается от внутренних, установленных в компьютерах или ноутбуках.

Плюсы использования внешних жестких дисков:

  • Соотношение цены и объема памяти. Это персональное домашнее хранилище, которое можно переносить из комнаты в комнату, подключать к различным устройствам и даже брать с собой на работу или в поездки.
  • Долговечность –если использовать диск именно как хранилище важных данных, памятных фотографий, видео, портфолио с работами.
  • Большая вероятность восстановления работоспособности при повреждениях. Если Ваш диск перестал нормально работать и считывать информацию, Вы не можете найти файлы – в нашей мастерской есть услуга восстановления данных с жестких дисков. Памятные моменты бесценны, сохраним историю вместе!

К минусам можно отнести:

  • Чувствительность к механическим повреждениям. Будьте осторожны – не роняйте диск, избегайте резких перепадов температур. Поэтому иногда внешние жесткие диски уже идут в комплекте с мягкими чехлами, чтобы сгладить удары.Также важна стабильная подача питания.
  • Размеры диска в сравнении с флешками. Пока что внешние винчестеры довольно тяжелые, хотя прогресс не стоит на месте, и с каждым годом все больший объем данных умещается на меньшем пространстве. Но в сумочке или барсетке они займут значительное место.

Если с Вашим диском произошла неприятность, происходят сбои или невозможно вытащить нужные файлы, фото или видео – в нашей мастерской мы занимается восстановлением данных с жестких дисков. Наш адрес: Зеленоград, корпус 1519. Подробную информацию по данной услуге Вы можете получить у нас на сайте или по телефону: 8 (499) 993-71-24.

ОБЛАКА, белогривые лошадки

Новый виток прогресса.

Впервые об облаках начали говорить в 2006 году, когда генеральный директор компании Google Эрик Шмидт раскрыл завесу тайны и дал интервью после конференции, где и описал модель облачного хранилища. Еще одним пионером облачных хранилищ была компания Amazon.


WhatsApp Image 2021-11-01 at 15.23.32.jpg

Сейчас у пользователей есть большой выбор облаков для хранения данных. Самыми популярными бесплатными хранилищами являются:

У каждого облачного хранилища свои особенности, о них мы расскажем в следующих статьях.
Хоть уровень безопасности на современных облачных серверах очень высокий, мы рекомендуем своим клиентам перестраховаться и хранить резервную копию самых важных файлов на внешнем жестком диске. Береженого, как говориться…

Сотрудники компании "Зеленая компьютерная помощь" помогут Вам сохранить жизненно важные файлы и фотографии. С помощью специализированного оборудования мы проводим диагностику и восстановление данных с жестких дисков и флешек.

Наш адрес: Зеленоград, корпус 1519. Следите за новостями ВКонтакте и Инстаграм.

Читайте также: