Средства музыкальной выразительности в доу кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В статье представлен анализ искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы в аспекте проблемы формирования у детей 6–7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности, обеспечивающих понимание художественного образа музыкального произведения. Особое внимание уделяется вопросу ориентировки детей на целостное восприятие всего комплекса музыкально-языковых средств.

Формированиеу детей 6–7 лет представлений

о средствах музыкальной выразительности

Аннотация. В статье представлен анализ искусствоведческой, музыкальнопедагогической литературы в аспекте проблемы формирования у детей 6–7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности, обеспечивающих понимание художественного образа музыкального произведения. Особое внимание уделяется вопросу ориентировки детей на целостное восприятие всего комплекса музыкальноязыковых средств.Ключевые слова: музыкальное восприятие, художественный образ, средства музыкальной выразительности, мелодия, ритм, динамика, регистр, темп.

Ссылки на источники1.ШколярЛ.В., КрасильниковаМ.С., Критская Е.Д.и др.Теория и методика музыкального образования детей. –М.: Флинта, Наука, 1998. –336 с.2.Корчаловская Н.В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном детстве //Новые исследования в психологии. Вып. 1. –М.: Педагогика, 1987. –С. 58–60.3.Шевченко Г.П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств: автореф. дис. … канд.пед.наук. –Киев, 1974. –25 с.4.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М.: Педагогика, 1988. –176 с.5.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. –М.: Владос, 1998. –223 с.6.Кечхуашвили Г.Н. Художественное восприятие. –М.: Просвещение, 1971. –352 с.7.Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкальнопедагогической деятельности. –М.: Владос, 2001. –320 с.8.Корой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: автореф.дисс. …канд.пед.наук. –М., 1988. –16 с.9.Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. –М.:Просвещение, 1969. –77 с.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78575 от 08 июля 2020 г
Научно-методическому журналу присвоен международный код ISSN 2304-120X

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: ритм, темп, динамика, тембр.

Развивающие :

совершенствовать технику исполнения знакомых танцевальных движений;

развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера;

развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, память,

речь и речевую выразительность;

закреплять навык использования знакомых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах в импровизации.

воспитывать культуру общения со сверстниками.

воспитывать музыкальную культуру детей.

До окончания звучания музыки выполняют знакомые танцевальные движения.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Музыкальный руководитель :

Три кита, как мир когда-то

Держат Музыку ребята

В море звуков поживают

Скажите, как их называют? (музыкальные жанры)

Послушайте музыку и определите, к какому жанру она относится.

-Утром рано кто встает?

-Кто друзей играть зовет?

-Звонко песни распевает?

-Никого не обижает?

Как зовут друзей у нас?

- Саша, Света… дети поют свои имена в различных вариантах.

Дети проходят, садятся на стульчики

с использованием шумовых инструментов. Дети исполняют знакомую попевку, затем выбирают соответствующие музыкальные инструменты и сопровождают пение игрой на инструментах.

Птенчик флейту в руки взял

И тихонько заиграл –ду,ду,ду,ду…

Птенчик флейту в руки взял

Очень громко заиграл.

Я сейчас иду к тебе

Музыкальный руководитель :

Мы пели песенку тихо и громко. Изменяя силу звука, т. е. динамику.

ДИНАМИКА - сила звука.

Музыкальный руководитель :

Скажите из чего состоит музыка? (из звуков).

Какие бывают звуки?

По длительности – долгие и короткие,

По звучанию - тихие, громкие,

По высоте - высокие, низкие.

педагог бросает мяч ребенку и называет слово характеризующие звук, ребенок должен вернуть мяч, назвав противоположенное значение (высокий –низкий, длинный- короткий,

тихий -громкий и т. д.)

Музыкальный руководитель :

Как зовут долгий звук? (ТА)

Как зовут короткий звук? (ти)

Сегодня к нам на занятие заглянули тучки и попросили помочь им исполнить песенку, которая состоит из коротких и длинных звуков.

Музыкальный руководитель :

Что с помощью ладошек мы отстукивали?

Ритм (чередование длинных и коротких звуков)

Дать детям послушать звучание инструментов (металлофон, бубен)

Чем отличается звучание инструментов? Окраской.

Тембр - окраска звука

(инструменты за стульчиками)

Музыкальный руководитель :

Кто сочиняет музыку? (Композитор)

Музыку, каких композиторов мы слушали с вами на занятиях?

Иоганн Штраус австрийский композитор

(педагог называет композитора, дети – произведение.

Педагог называет произведение, дети - композитора)

Музыкальный руководитель :

Художник рисует картину красками, передает придуманный образ с помощью кисти и красок. А композитор создает музыкальный образ с помощью средств музыкальной выразительности.

Что же такое средство музыкальной выразительности?

Конечно, вы знаете, ведь сегодня мы очень, много о них говорили.

Ритм-чередование длинных и коротких звуков

Тембр – окраска звука

Динамика – сила звука

Темп – скорость исполнения

Это произведение композитор М. П. Мусоргский посвятил своему другу художнику Виктору Александровичу Гартману. Однажды он посетил его выставку, ему очень понравились картины художника и он решил их оживить, т. е. отобразить музыкальными средствами выразительности содержание картин. Послушайте и определите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Беседа по содержанию.

Звучит двухчастная пьеса, на первую часть ребенок солист показывает танцевальное движение, на вторую часть все дети повторяют.

10. Музыкальный руководитель : Дети, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами в очередной раз побывали в удивительной стране Музыки. Вы все были замечательными певцами, танцорами, музыкантами.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЖАНРЫ МУЗЫКИ - песенный, маршевый, танцевальный.

ЛАД - окраска музыки : мажор (светлая) и минор (притемнённая).

ТЕМП – быстрота исполнения музыки (медленная, умеренно быстрая, быстрая).

ДИНАМИКА – громкость звучания (тихая, громкая, умеренно громкая).

ТЕМБР - окраска звучания певческих голосов ( мужские: бас, баритон, тенор; женские: сопрано, контральто); детские голоса - дисканты) или голосов инструментов (это тембры скрипок, деревянных духовых, медных, ударных и др.).

РЕГИСТР - высота звука (высокий, средний, низкий).

ФОРМА МУЗЫКИ (построение музыки) - одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами ознакомления с трудом взрослых Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду, Детство,, под редакцией Т. И. Бабаевой и В. И. Логиновой. Одно из главных.

Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет. Название игры : 1. Разминка Цель: Организация детей перед занятием. Материалы и оборудование: Без предметов Ход игры : Дети сидят на стульчиках.

Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет. Название игры : 1. Разминка Цель: Организация детей перед занятием. Материалы и оборудование: Без предметов Ход игры : Дети сидят на стульчиках.

Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию в группе компенсирующей направленности Подготовили и провели: музыкальный руководитель Скрипкина К. А., воспитатель Островская Е. А., учитель-логопед Дьячкова А. В. Цель: Прививать.

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности дошкольников Воспитатели: Донская Е. Ф., Денисова Т. Б. Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников. Задачи: Образовательные. Развивать умение узнавать отдельные сказки.

НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности с использованием ИКТ НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ «Сказка.

Довжик Ирина Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №47
Калининского района Санкт-Петербурга

Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста, посредством музыкальных игр, со средствами музыкальной выразительности.

Задачи: Развивать музыкального творчества дошкольников путем вокальной импровизации.

Продолжать освоение метроритмических навыков в пространственной работе с применением разных видов подскоков и бега.

Содержание беседы:

Взрослый: Сегодня, мы будем знакомиться с музыкой. И узнаем о помощниках, которые помогают ей изменяться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно. Мы начинаем с вами разговор о музыке. Познакомимся с ритмом, и узнаем, где он присутствует, Узнаем, что звуки по своей силе бывают неодинаковыми.

Попробуем отгадать знакомые мелодии. Узнаем много нового о грустном и весёлом человечке.

А помогут нам в этом игры. Ну, что поиграем?!

Цель: развитие музыкального творчества дошкольников путем вокальной импровизации.

Взрослый :Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться……

В лесу они услышали пение кукушки…..

И шелест листьев….

Но вот, закапал мелкий дождик…..а потом он стал сильнее….и ещё сильнее….

А потом тучки ушли, и запел соловей……

Взрослый: Как вы думаете, а можно в лесу потанцевать? Что нужно для того, чтобы устроить танцы?(ответы детей). А мы будем танцевать, не сходя с мест. Сейчас такой танец мы с вами разучим, вам понадобятся ваши ручки.

Цель: добиваться, чтобы ритмические жесты не выбивались из одного взятого темпа и метроритма.

Взрослый: Чудесно поиграли. Вы знаете, что в жизни так у человека часто меняется настроение. Вот и мы сейчас попробуем провести такую смену настроения. Помогать в этом будет музыка.

Лицо улыбкой озарилось,

Как будто небо прояснилось.

Но вот притихли мы с тобой,

Как будто ждем чего-то.

И снова радость к нам пришла,

И прочь ушла забота.

Взрослый: Вы заметили, как изменялось настроение? А мне кажется, что вы засиделись. Хотите попрыгать и побегать?

Цель: освоение метроритмических навыков в пространственной работе с применением разных видов подскоков и бега.

Взрослый: Мы немного поиграем,

Как зовут тебя, узнаем.

Ты, Сережа не зевай,

Кто, позвал тебя, узнай.

(взрослый предлагает детям, по желанию, изменить свой голос)

Взрослый: Мы сегодня, только и делали, что играли, и так незаметно наша первая встреча подошла к концу. А мне хочется познакомить вас с тем, кого мы будем видеть на каждой нашей встречи, а кто же это, вы узнаете, отгадав загадку.

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится,
Из избушек вереница. (Поезд)

Взрослый: У паровозика неприятность, в последнем путешествии он растерял свои вагончики. При следующей встрече мы постараемся тебе помочь.




25 сентября, 2014 admin


Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс м узыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:
— собственная природа ребенка (внутренний мир);
— внешняя среда (внешний мир);
— музыкальная деятельность ребенка.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает:
— совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка;
— достижение им определенного уровня музыкальной культуры.

Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение;
— опыт творческой музыкальной деятельности;
— музыкально-эстетическое сознание.

Музыкальное образование – это музыкальное воспитание и музыкальное обучение .
Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.
Музыкальное обучение – процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука.
3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки.
5. Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
6. Динамика – сила звучания музыки.
7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях.
9. Гармония – объединение звуков в созвучия.

Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке;
2) музыкальные знания, умения и навыки;
3) опыт музыкально-творческой деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.
В доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).
На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).

Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
— праздничные утренники.

Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь. В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.
Метод чаще всего не носит характер проблемности, но может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере, жанре, средствах выразительности).

Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.
Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;
— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.

Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита. Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.
В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества.

Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.
Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.
2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с наглядным и словесным.
3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Читайте также: