Средства композиции это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Классические виды дизайна:

1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда. Здесь уже идет работа с объемом.

3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов. (во блин! как нам повезло, что никакого отношения к этому виду дизайна мы не имеем!)

Новые виды дизайна. Выделяют две группы:

* Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн ( различные технические сооружения, например мосты).

* Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн.

Важно. Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой. (к сожалению, неопытные web-дизайнеры часто делают наоборот: находят какой-нибудь красивый шаблон сайта и содержимое сайта подгоняют под этот шаблон.)

Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.

Сущность понятия "композиция"

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Сущность понятия "гармония"

Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия "формальность"

Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

-характеристики и свойства элементов композиции

-через структурную организацию элементов композиции

3 основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции:

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет.

Элементы композиции

3 основных элемента: точка, линия, пятно.

У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот)

Классификация свойств пятен:

Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

Субъективные: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

Размещение элементов

Степень контакта элементов композиции:

* Полное отсутствие связи.

* Подразумевающиеся (логические) связи.

* Физический контакт или очевидные связи.

* Физический контакт со слиянием группы, монолит.

Композиционные оси - это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции.

Размещение фронтальной композиции: плоскостной и иллюзорно-пространственный.

В плоскостном варианте элементы двухмерны и не накладываются друг на друга. В иллюзорно-пространственном варианте элементы объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива.

В зависимости от размещения выделяют следующие типы композиции: замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального восприятия композиции), неограниченная (подразумевается продолжение композиции за пределами визуального восприятия)

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты закона целостности:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный ( например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Контраст

Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

Нюанс

Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон. ).

Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Симметрия

Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)

Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)

Асимметрия

Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Ритм

Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. (См рис.1)

2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:

- Чередование на одинаковых интервалах. (См. рис.2)

- Чередование равных элементов с неравными интервалами (См. рис.3)

- Ряд с чередованием неравных элементов (См. рис 4)

Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии.

(на рис.5,6 показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу).

Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.

Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):

3) Цвет (светлота)

Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

Модульность

Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль — это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению ( т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю:

1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.

4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.

Вот смотришь иногда на книги, картины (да на что угодно!), и глаз радуется – красота. А иногда вроде и красиво, но что-то все-таки не то… Почему так происходит?

Помимо определенных правил композиции, большая часть из которых была выведена еще в древние времена на основе математических представлений о гармонии, художники и дизайнеры также пользуются приемами под общим названием средства композиции . Даже в самых простых вещах с их помощью можно добиться разнообразия и определенного интереса для зрителей.

Что же именно входит в средства композиции?

В дизайне, особенно книжном, формат – это все. Именно от формата зависит то, какую сетку мы сделаем в книге, как расставим внутри нее элементы и пр. – то есть композиция. Потому что книга может вертикальной ориентации (самой привычной нам), причем соотношение ширины и высоты могут быть разными, и тогда книга будет либо узкой и вытянутой, либо приближенной к квадрату. Может быть горизонтальной или, иными словами, альбомной ориентации. А может и вообще быть квадратной. Выбор зависит от того, о чем будет книга, от количества и типа иллюстративного материала и т.д.

Композиционный центр

В данном случае, композиционный центр - это красный круг, смещенный вправо относительно центра листа.

В данном случае, композиционный центр - это красный круг, смещенный вправо относительно центра листа.

В любой картине или иллюстрации обязательно найдется что-то, на что наш глаз посмотрит в первую очередь. Это и есть композиционный центр. И он не обязательно должен быть в центре листа или холста. Иногда его специально смещают в сторону для придания динамики.

Динамика и статика

Как и в музыке, в искусстве и дизайне ритм задает тон и динамику композиции. Помимо этого, он позволяет ее упорядочить и сделать приятной взгляду.

Перспектива

Одно из самых новых средств композиции. В том виде, в котором мы ее знаем, она появилась в Эпоху Возрождения (Ренессанса). Именно благодаря ей можно передать ощущение воздуха и пространства, понять, что ближе, а что дальше. В искусстве и дизайне выделяют несколько видов перспектив:

· Прямая линейная – когда предметы в пространстве сходятся в единой точке на линии горизонта (в данном случае она всегда на уровне наших глаз), уменьшаясь по мере их отдаления переднего плана.

Сцена из м/ф Хаяо Миядзаки "Шепот сердца" – яркая иллюстрация обратной линейной перспективы. Если кто смотрел, то вспомнит слова кота Барона о том, что "молодой месяц изогнул пространство, из-за чего близкие предметы кажутся маленькими, далекие – большими".

Сцена из м/ф Хаяо Миядзаки "Шепот сердца" – яркая иллюстрация обратной линейной перспективы. Если кто смотрел, то вспомнит слова кота Барона о том, что "молодой месяц изогнул пространство, из-за чего близкие предметы кажутся маленькими, далекие – большими".

· Обратная линейная – явление, прямо противоположное прямой перспективе. В дизайне может стать интересным инструментом для передачи пространства, но в академических живописи и рисунке его избегают (за исключением иконописи, где данный вид перспективы – основной) .

· Тональная – используется в живописи, когда предметы, удаленные от переднего плана, становятся глуше, холоднее и светлее по тону. В рисунке (например, карандашном) тоже можно добиться такого эффекта, только вместо цвета используется более светлый тон штриха и тонкая, светлая линия.

· Воздушная – в ней используются принципы тональной перспективы, к которой добавляются исчезновение четкости, неясность очертания удаленных предметов. При этом, чем ближе к переднему плану предметы, тем более яркими и насыщенными они становятся.

Все вышеперечисленные варианты перспективы крайне редко используются по отдельности. Чаще всего (на примере академической живописи) мы наблюдаем совокупность трех из них: прямой линейной, тональной и воздушной. На самом деле, существует еще большое количество типов перспективы, но в искусстве (кроме панорамной) они используются крайне редко.

Контраст и нюанс

Контраст – соотношение противоположных по тем или иным параметрам элементов: тон, цвет, насыщенность, масштаб и т.д. Например, в изобразительном искусстве есть понятие дополнительных цветов (цветовая модель RYB: R – красный, Y – желтый, B – синий): красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.

Цветовой круг модели RYB, с дополнительными цветами: именно его используют художники в изобразительном искусстве.

Цветовой круг модели RYB, с дополнительными цветами: именно его используют художники в изобразительном искусстве.

Нюанс – соотношение элементов, которые близки, но при этом сочетаются между собой, опять же по тону, цвету и пр. Можно сказать, что это контраст, но просто ослабленный. Например, желтый – оранжевый, изумрудный – синий и т.д.

Симметрия и асимметрия

Симметрия – это неизменность, проявляемая при каких-либо изменениях (вращение, дублирование и т.д.). Асимметрией же считается любое нарушение симметрии. Причем, бывают варианты, когда в абсолютно симметричном ряду, вдруг возникает какое-то ее нарушение. Такую возможность называют аритмией.

В изобразительном искусстве асимметрия более распространена, чем симметрия, ввиду своей динамичности.

Целостность

Здесь перечислены основные виды композиционных средств, которыми пользуюсь лично я. На самом деле, назвать их точное количество не может никто, потому что ряд художников и теоретиков выделяют какие-то дополнительные средства, ряд – наоборот по максимуму их объединяют. Но не стоит забывать о том, что дизайн и искусство – это не сухая теория, а в первую очередь наш практический и зрительный опыт, наши ощущения и эмоции. Просто наша творческая жизнь.

Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.

Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!

Композиция любого произведения пластического исскуства, объекта дизайна-творческая гибкая и мобильная система передачи образно-содержательной информации посредством визуального материала. Средства композиции-это и есть коммуникативные средства, с помощью которых происходит опредмечивание смысла.
Соподчинение. Композиция не является простым набором, конгломератом элементов, независимых друг от друга, обладающих самодостаточностью. При визуализации информации создается изобразительный рассказ, построенный на принципе соподчинения всех элементов композиции. Иначе говоря , этот принцип определяют как принцип визуального неравенства, что вполне точно отражает суть иерархической системы соподчинения главного и второстепенных элементов визуального ряда.

Вложенные файлы: 1 файл

Свойства и средства композиции.docx

Свойства и средства композиции.

Композиция любого произведения пластического исскуства, объекта дизайна-творческая гибкая и мобильная система передачи образно-содержательной информации посредством визуального материала. Средства композиции-это и есть коммуникативные средства, с помощью которых происходит опредмечивание смысла.

Соподчинение. Композиция не является простым набором, конгломератом элементов, независимых друг от друга, обладающих самодостаточностью. При визуализации информации создается изобразительный рассказ, построенный на принципе соподчинения всех элементов композиции. Иначе говоря , этот принцип определяют как принцип визуального неравенства, что вполне точно отражает суть иерархической системы соподчинения главного и второстепенных элементов визуального ряда.

Целостность. К основным свойствам композиции относят целостность. Композиция никогда не может рассматриваться как простой набор либо сумма составных частей. Целостность, являясь композиционным свойством, предполагает существование композиционного центра, причем не просто его наличие, а явное целенаправленное акцентирование. Именно центру, как кульминационной части композиции, подчиняется вся остальная структура. Один из ключевых признаков композиции-это согласованность всех элементов друг с другом по различным свойствам, формирующая впечатление завершенности, законченности композиционного произведения.

Целостность в композиции-которое в основе своей имеет комплексный характер. Проявляется эта закономерность в конструктивной завершенности объекта, в уравновешенности, взаимозависимости и взаимосвязи всех его элементов.

Гармоничная композиция базируется на таком взаимодействии частей целого, при котором ни один элемент композиционной структуры не может быть заменен или изъят без разрушения этой целостности. Кроме того, принцип целостности предполагает и то, что ни одна форма, ни одна часть этого целого не может менять свое месторасположение, не изменив композицию в целом. По той же причине в грамотно сформированную композиционную структуру не может быть введен ни один новый элемент. Так работает принцип композиционной целостности, проявляющийся практически в любом искусстве.

Элементы композиции всегда объединены конструктивно-смысловой идеей. Достигается это с помощью применения различных средств организации композиционного строя, выявляющего эту ключевую идею.

К основным свойствам и средствам композиции относятся:

- композиционное равновесие (свойство композиции);

-симметрия (свойство и одновременно средство композиции);

- асимметрия (свойство и одновременно средство композиции);

-единство характера формы (свойство);

- пропорции (средство композиции);

- масштаб (средство композиции);

- контраст (средство композиции);

- нюанс (средство композиции);

- ритмические построения (средство композиции);

- цвет (средство композиции);

-пластика (средство композиции).

Зрительная устойчивость произведения, возникающая в результате грамотной организации и уравновешенности композиционного строя, является следствием использования всех вышеназванных средств.

Композиционное равновесие. Равновесие формы-такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие не означает простого равенства величин. Оно связано с характером организации пространства, пропорциями, пластикой формы, цветом.

Симметрия. В любом виде искусства значительное место занимает симметрия - средство создания художественного образа, создании гармонии. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д.

Асимметрия. В асимметрии элементы формы не связаны осью симметрии. Отсутствие или нарушение симметрии.

Статичность. Статичность-подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы.

Единство характера формы. Каждый элемент формы изделия выполнен в одном стиле.

Пропорции. Как бы ни было хорошо изделие само по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорции-это средство гармонизации формы.

Масштаб. . Масштабность — наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Масштаб невольно связывается в человеческом сознании с окружением. Один и тот же предмет может показаться громоздким или, напротив, ничтожным в зависимости от окружающего его пространства.

Контраст. Контраст-противопоставление, борьба разных начал в композиции. Он обусловлен различием фактур, конструкции, декора и т. д. Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким.

Нюанс. Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам. В нюансе больше сходства, нежели различия. Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы в построении композиции изделий. Нюансные отношения характерны для более камерных, лирических произведений.

Ритм. Закономерность, на которой основан ритм выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов-в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разряжениях структуры и т. п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику.

Пластика. Пластика формы характеризует прежде всего особенности объемно-пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями. Пластичная форма-эта форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих.

Зрительная устойчивость произведения, возникающая в результате грамотной организации и уравновешенности композиционного строя, является следствием использования всех вышеназванных средств.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение

Первомайского района города Ростова-на-Дону

Дом детского творчества

педагог дополнительного образования
Щукина Лилия Витальевна

Компози́ция в изобразительном искусстве ( по мат. Википедии ) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Итак, под композицией мы понимаем строение (структуру) любого изделия или художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности.

Композиция - это единство и целостность формы изделия или художественного произведения, обусловленные его содержанием.

Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как решение конкретной композиционной задачи и как ее реализацию.

Качества и свойства композиции.

Это пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера форм, колористическое и тональное единство. Именно эта группа качеств обеспечивает своего рода комплексное качество композиции - гармоничную целостность формы.

Динамичность

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Динамичная форма свойственна как неподвижным объектам (архитектурным сооружениям, станкам и пр.), так и движущимся (различным транспортным средствам и т. п.).

Статичность

Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.

Симметрия

Симметрия (от греч. - соразмерность) - закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга, при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразований. Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос.

Зеркальная симметрия состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

Осевая или симметрия вращения состоит в том, что линия, при которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии.

Асимметрия

Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы. В асимметричных композициях большое значение имеет органичность связей между частями формы.

Гармония асимметричной формы раскрывается постепенно и строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции и простые и сложные с точки зрения эстетической ценности, не уступают симметричным композициям. Вместе с тем работа над изделием асимметричной формы сложнее, так как она требует развитой интуиции и мастерства.

Средства композиции

Тектоника

Пропорции

Пропорция (лат.) - соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Понятие пропорция употребляется в трех основных значениях.

- означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Именно это значение имеют в виду, когда говорят о пропорциях какого-либо предмета (здания, картины, книги и т. д.).

- под пропорцией понимают равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или их частях и в математической форме записывают как a/b = c/d.

- под пропорцией понимают любую закономерность в соотношениях величин, которая связывает отдельные части и параметры формы в единое целое и таким образом отражает однородность изменений количественной меры при переходах от одной части формы к другой и к форме в целом.

Золотое сечение - разновидность геометрической пропорции. Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по золотому сечению, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382. На рис. Золотое сечение выражают обычно числом 1,618 или обратным ему числом

hello_html_5cfbedb5.jpg

Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую закономерность, которая способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему. Например, система пропорционирования на основе вписанных квадратов давала геометрический ряд с отношением 1/2, в котором чередовались иррациональные и целые простые числа.

Масштабность

Масштабностью называют не столько абсолютную величину объекта, сколько его соотнесенность с человеком, размерами его тела и его способностями восприятия. Представления о человеке как мере всех вещей были неотъемлемой частью жизни людей с древнейших времен. Каноны древних египтян предполагали довольно глубокое осмысление частей человеческого тела, единицей измерения которых был “локоть”. Древнерусские меры длины (сажени) также основывались исключительно на свойствах человеческого тела.

Масштаб используется как средство художественной выразительности, так как он служит не только регулятором требуемой меры соответствия восприятия человека и его деятельности с окружающим пространством, но и намеренно искажаясь, может вызвать то или иное эмоциональное отношение к объекту.

Тождество, контраст, нюанс

Тождество - исходное состояние при отсчете различия, состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности. Примерами применения повторяющихся элементов могут служить орнамент, окна фасадов зданий, а также создаваемые светотехническим оборудованием направленные световые пучки равные по форме и яркости. Тождественные отношения в композиции выражают некую массовость, множество, протяженность или создают объем.

Контраст — это такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие. Низкое - противопоставляется высокому, горизонталь — вертикали, светлое — темному, шероховатое — гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное — спокойному и простому. Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким.

Нюанс - это такое отношение между сравниваемыми объектами, когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями.

Ритм это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов - в нарастании или убывании элементов, объема или площади, в сгущении или разряжении структуры, силы тона и т.п.

Изменяя порядок нарастания ритмического ряда, объем элементов, их структурную насыщенность, можно усиливать или ослаблять динамичность композиции.

В качестве средства композиции ритм используется и к тону, и к цвету, и к пластике.

Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько острым, что становится главным началом композиции. Многое здесь зависит от протяженности ритмического ряда. Слишком короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает наличие не менее четырех-пяти элементов, хотя в некоторых трудах указывается, что как метрический, так и ритмический ряд могут быть созданы и тремя элементами.

Метрический повтор

Метрический повтор - частный вариант ритма, использующий только закономерность повтора.

Этот повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Вкрапления ритма должны быть не случайные, но строго закономерные, композиционно развивающие всю систему.

Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и, прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые обычно становятся ведущей темой и держат всю композицию.

Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов. В этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И, наоборот, при разреженности ряда его элементы теряются на слишком большом, пустынном фоне. Когда повтор чрезмерно част, контрастные цветовые или тональные отношения между элементами ряда и фоном создают перенасыщение ряда. В этом случае сохранить целостность помогают нюансные, а не контрастные отношения между компонентами. Разреженность ряда, напротив, требует зачастую предельно контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль.

Форма

Формой обладает любой предмет, но только если форма устройства создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция есть организованная форма.

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид, величина, фактура, цвет и светотень. Каждое из этих свойств может меняться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний.

Геометрический вид формы. Вид формы композиционного элемента определяется: стереометрическим характером очертания поверхности фигуры и соотношением размеров формы по трем координатам пространства.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания можно разделить на группы. - формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, - куб и параллелепипед.

- формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники.

- тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, - шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями.

- сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.

Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам может быть:

- Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы - куб и шар.

- Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей.

- Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.

Единство и целостность.

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак - целостность формы. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство, и ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции .

В законе единства и целостности композиции получили отражение природные принципы организации объектов окружающего мира: соразмерность формы листа дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела животных, гармонию природных ландшафтов, где все части расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, пропорциональных соотношений.

Основные виды композиции

По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространственной композиции:

1. Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней.

2. Объемная композиция имеет равномерное развитие по трем координатам пространства и характеризуется замкнутостью поверхностей элементов, воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Она определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства.

3. Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующие его, воспринимается и оценивается качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Примером могут служить интерьеры и градостроительные ансамбли.

Читайте также: